Неструктурированные материалы в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Муравьева Олеся Николаевна

Организация: МБДОУ ЦРР детский сад № 168

Населенный пункт: г. Воронеж

Проблеме эффективности дошкольного образования и, в частности, вопросу организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста уделяется большое внимание в педагогической теории и практике, чему свидетельство множество работ и специальных исследований, посвященных данной тематике.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что постоянные изменения в дошкольном образовании, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, новых программ, постоянно требуют от воспитателя новых форм организации образовательного процесса, которые были бы целесообразны и эффективны в современных условиях и были бы интересны детям.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры, среди которых имеются характеристики познавательного развития ребёнка на уровне завершения дошкольного образования: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. С учетом объективных изменений, происходящих в стране, надо признать, что проблема развития нетрадиционных форм образовательной деятельности дошкольников как одной из форм познавательной активности, выдвигается на передний план.

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо. Широко используется в современном дошкольном образовании метод проектов, экспериментирование (опыты), коллекционирование.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка, в процессе чего основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта, проведённого наблюдения.

При грамотно организованной исследовательской деятельности, у детей уже в детском саду, перед поступлением в 1 класс, будут сформированы интеллектуальные умения.

В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:

Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини - лаборатории:

Структура поисковой деятельности.

Стимулы для положительной мотивации деятельности дошкольников.

  • Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • Тайна, сюрприз.
  • Мотив помощи.
  • Познавательный мотив (почему так?).
  • Ситуация выбора.

Типы иcследования:

Опыт –основной метод исследований. Это научный процесс, целенаправленное воздействие, при успешной реализации которого поддерживается или опровергается гипотеза.

Экспериментирование - метод исследования, осуществляемый для подтверждения гипотезы.

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети.

Отличие опыта от эксперимента:

Последовательность: эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике.

Множественность: эксперимент – единичное исследование, опыт – множественное.

Результат – эксперимент заранее представляет, что должно получиться; опыт – может получиться что-то неизвестное.

Наблюдение – метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства объекта и фиксирует их. Вмешательство в естественную среду минимально.

Путешествие по карте.

Задача – освоение пространственных схем и отношений.

- обсуждение и выбор пункта назначения,

- обозначение возможного маршрута, предположение, что можно встретить на пути;

- изучение растительного и животного мира, ландшафта, жизнедеятельности человека;

- составление схемы движения, анализ, что встретили.

Задача – освоение временных отношений (от прошлого к настоящему).

- выбор временного отрезка;

- признаки временного отрезка;

- растительный, животный мир, жизнедеятельность человека в то время;

Коллекционирование.

Задача – освоение родовых отношений, поиск сходств и различий между объектами в ходе рассуждений, поиск возможных оснований для группировки.

Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка - это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если мама и папа поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие - коллекционирование.

Коллекционирование – один из способов развития познавательной активности детей.

Наблюдение – основа чувственного познания мира.

Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира.

Классификация наблюдений и экспериментов.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

опыты с растениями;

— опыты с животными;

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

в групповой комнате;

— в лесу, в поле и т.д.

3. По количеству детей:

индивидуальные (1—4 ребенка);

— групповые (5—10 детей);

— коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

— поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

эпизодические (проводимые от случая к случаю);

6. По продолжительности:

кратковременные (от 5 до 15 минут);

— длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

— заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

— решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Классификация экологических игр:

Классификация экологических игр.

При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:

  • специфических характеристик;
  • тематического распределения содержания;
  • формы организации и меры регламентации;
  • направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:

  • сюжетно-ролевые;
  • театрализованные;
  • строительные.

Игры с правилами:

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

По форме организации и мере регламентации выделяют:

  • самостоятельную игровую деятельность ребенка;
  • совместную с педагогом игровую деятельность.

По направленности действий:

  • сенсорно-моторные;
  • предметные;
  • игры с перевоплощением;
  • социальные;
  • соревновательные.

Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Содержание экскурсий, структура.

индивидуальное, самостоятельное наблюдение детей,

игры детей с собранным материалом,

заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Метод наглядного моделирования.

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и интенсифицируются процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.

Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Метод проектов. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

  • Анкетирование;
  • памятки, буклеты;
  • детско-родительские проекты;
  • прогулки с участие родителей;
  • изготовление макетов, газет, наглядных пособий; демонстрация детьми результатов опытов, проведенных с родителями дома (изготовление мыла и др.);
  • участие родителей в создании познавательно-развивающей среды в группе.

А такая ли уж это ерунда?

Представьте себе детей, которые учатся, используя их органы чувств: прикасаясь, нюхая, пробуя на вкус, экспериментируя, и при этом они получают удовольствие и забавляются!

Возможности их применения безграничны.

«Грязные игры включают в себя игры с песком, водой, глиной, тестом, клеем, краской, мылом, кремом для бритья, йогуртом, крупой, мукой, крахмалом, макаронами, фасолью, бобами, желудями, листьями, каштанами, косточками от фруктов, камушками, опилками, стружкой, пенопластом, фантиками, раковинами, кристаллами, перьями и другими интересными материалами. Всё это можно пробовать мять, жать, колотить, швырять, энер­гично раскатывать, с силой разрывать на куски, плющить, растирать, катать, пересыпать, переливать, лепить, перемешивать, пачкать, мусорить. Играть, не боясь сломать или испортить.

Дети сами придумывают, что им сделать, сами делают — привыкают мыслить независимо.

Ценным оказывается то, что игры с этими материалами предполагают работу непосредственно руками, без подручных инструментов и не требуют определенных физических усилий и затрат. Дают ребенку возможность творить!

Служат идеальным материалом для передачи эмоций и переживаний человека, а сам процесс – исцеляющим.

Все эти материалы не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: поверхность луны, зыбучие пески, пляж, чистящее вещество.

Особое значение придается кубикам. Кубики могут быть домами, их можно швырять, ставить друг на друга, разбрасывать. Все это позволяет ребенку почувствовать, что значит созидать или разрушать.

Ребенок может испытывать чувство удовлетворения, поскольку не существует правильного способа игры с этими материалами.

Наши дети живут в непростое время — им не хватает общения с близкими людьми. Их вечера проходят за компьютерными играми, они знают, что такое тревожность, страхи, агрессия. Осознавая это, люди всё чаще стараются прикоснуться к миру природы, понимая ценность естественного, натурального — того, что придаёт внутренней силы, даёт положительный заряд — физический, эмоциональный, душевный…

В процессе совместной игры дети ведут замечательные беседы, взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями.

Различные структуры и консистенции могут помочь детям привыкнуть к различным ощущениям и получать новый необычный опыт для рук и пальцев. Это ещё и забавный способ выучить новые буквы, слова, поговорить о новых идеях, способ общения. Эти игры могут обеспечить часы забав и познавательных открытий.

Обнаруживают сенсорные ощущения

Способствуют расслаблению детей

Уменьшают напряжённость и чувство гнева, агрессивность

Дают возможность выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения

Развивают способность сосредоточенно и длительно заниматься одним делом

Способствуют развитию творческого потенциала, самовыражения

Стимулируют исследовательскую активность

Развивают самостоятельность, независимость

Улучшают речевое развитие

Способствуют приобретению математических и естественнонаучных понятий

Дают возможность испытать чувство достижения, быть спокойным, уверенным, быть успешным.

Именно с этими материалами интересно экспериментировать. А детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность ребенка – условие развития детской любознательности, познавательных интересов. Путём проб и ошибок ребёнок учится находить варианты решений, определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Учится наблюдать и делать предположения, выводы.

Fast ForWord помогает в развитии речи если ОНР, дислексия, нарушение речи, алалия , аутизм, СДВ - дефицит внимания, фонематический слух, НСВ , РАС, ЗРР, ЗПРР , ФФНР. Отзывы!

Почему важно уделять время ребенка играм?

неструктурированная игра.jpg

Как и большинство родителей и опекунов, в то время, как школы закрыты , вы, вероятно, стремитесь наполнить летние каникулы ваших детей активными занятиями и обучением. Однако, в связи с ограничениями и закрытием школ, летних лагерей и развлекательных центров из-за пандемии COVID-19, привычные планы на лето в этом году могут не состояться.

Эта возможность для свободного времяпровождения на самом деле может пойти на пользу для развития ваших детей и летнего обучения ! Некоторые исследования показывают пользу того, чтобы отложить расписание и заняться неструктурированными свобо дными иг рами. Неструктурированные игры часто недооцениваются, но на самом деле они развивают исполнительные функции , которые контролируют и управляют когнитивными процессами.

Эти исполнительные функции включают рабочую память , контроль импульсов, способности принятия решений, организационные навыки, необходимые для успешного будущего ребенка.

Поэтому, если этим летом ваши дети целыми днями не заняты в дневном лагере или уроками плавания, тенниса или танцев, спортивными мероприятиями или дополнительным обучением, не переживайте! Они смогут самостоятельно развивать важные когнитивные навыки.

Университет Колорадо опубликовал исследование, в котором было обнаружено, что неструктурированные игры улучшают исполнительные функции, подтверждая ценность того, чтобы просто позволить детям играть. Исследователи обнаружили, что дети, которые заняты неструктурированными играми, с большей вероятностью будут самостоятельно работать в классе, устанавливать личные цели и лучше концентрироваться. Все эти навыки особенно важны в дистанционном обучении , когда учителя или родители не могут быть рядом, чтобы помочь ученикам сконцентрироваться на задании, если они потеряют фокус.

Так что же это такое — неструктурированные игры?

Неструктурированные и структурированные игры

Помните, как в детстве вы сдвигали вместе стулья и накрывали их простыней или одеялом, чтобы сделать домик? Это один из примеров свободной или неструктурированной игры. Когда дети дают волю своему воображению и представляют, что кресло в гостиной — это машина, на которой они путешествуют в далекие страны, они вовлекаются в свободную игру. Кемпинг на заднем дворе — это еще один пример занятия, где дети могут самостоятельно планировать игру и создавать свои собственные правила.

Примерами структурированных игр могут быть спортивные занятия вроде плавания и танцев. Такие занятия проходят в определенное время и в определенных местах, и обычно ими руководят взрослые. Настольные игры также попадают в эту категорию, так как дети должны следовать установленным правилам игр. В том случае, если дети сами придумывают настольную игру и свободно создают свои собственные правила, это становится неструктурированной игрой.

Весомые преимущества свободной игры

Американская академия педиатрии (AAП) ( American Academy of Pediatrics (AAP) ) уже давно выступает за то, чтобы дети проводили больше времени за свободными играми. В частности, ААП утверждает: "игры имеют важное значение для развития, поскольку они способствуют когнитивному, физическому, социальному и эмоциональному благополучию детей и молодежи. Игры также предлагают идеальную возможность для родителей полноценно взаимодействовать со своими детьми”. Некоторые из преимуществ свободной игры, описанных ААП, включают:

Тренировка навыков принятия решений.

Открытие для себя новых интересов и увлечений.

Принятие на себя роли взрослого для контроля последствий и преодоления страхов.

Работа в группе с другими детьми.

Ведение переговоров, принятие решений и создание правил в играх со сверстниками.

Укрепление здоровья через физическую активность.

Освоение ценных социальных связей через взаимодействие с другими детьми.

Формирование уверенности в себе , так как за все отвечает ребенок.

Освоение самоуправления. (Это, возможно, самый ценный урок, который дети могут извлечь из структурированных игр!)

Родителям также важно проводить время, играя со своими детьми. Если ваш ребенок хочет поиграть в "ресторан" и просит вас побыть клиентом, подыграйте ему и наслаждайтесь, наблюдая, как он составляет меню, принимает ваш заказ и приносит вам притворную еду. Если ваши дети приглашают вас в свою крепость из подушек, заходите и наслаждайтесь, жарьте вместе зефирки на воображаемом костре.

Весело проводите время с детьми, поощряя и участвуя в их неструктурированных играх, зная, что они развивают ценные навыки, которые помогут им в школе и на протяжении всей жизни.

Выводы

Не переживайте по поводу планирования структурированных мероприятий для ваших детей этим летом, если у Вас нет такой возможности. Если такая возможность есть, избегайте чрезмерного планирования распорядка дня ребенка.

Неструктурированные игры помогают детям развивать ценные жизненные навыки, такие как исполнительные функции, вроде принятия решений и самоконтроля, а также развивать навыки обучения, такие как рабочая память и концентрация внимания.

Летнее обучение не обязательно должно проходить исключительно в формате задачников и тетрадок.

Вовлекайтесь! Позвольте вашим детям принять на себя руководство во время неструктурированной игры.

Наиболее эффективным способом развития исполнительных функций является использование проверенных технологий, таких как методика Fast ForWord . Fast ForWord выполнена в виде компьютерных игр — ребенок занимается играючи! Записывайтесь на бесплатные пробные онлайн занятия — используйте лето по-максимуму и с удовольствием!

<title></p>
<p>

Сегодня дети либо участвуют в организованных мероприятиях, развлекательных мероприятиях на основе электронных средств массовой информации, либо в структурированных профессиональных классах. Это снижает их творческий потенциал, способность мыслить нестандартно и воображение одинаково. Неструктурированная игра в малышах или деятельность, которая не требует никакого взрослого контроля, быстро становится существенной!

Сегодня дети проводят большую часть своего свободного времени в помещении, изучая структурированные уроки или участвуя в организованных спортивных мероприятиях на открытом воздухе. Электронные развлечения также занимают большую часть их дня. В то время как запланированные занятия, такие как внеклассные занятия, важны для развития вашего ребенка, так же как и свободная игра. Наряду с повышением креативности и воображения неструктурированная игра приносит уверенность и безграничную энергию!

Понимание концепции свободного развития ребенка

1. Что такое неструктурированная игра?

Неструктурированная игра для малышей включает в себя набор действий, которые концептуализируются и планируются самими детьми по прихоти. Эти игровые идеи не требуют присмотра взрослых. Дети, когда им приходится разрабатывать свои собственные игровые стратегии, стремятся создавать занятия, проявлять инициативы и развиваться естественным образом.

2. Какая среда подходит для неструктурированной игры?

Родители, заинтересованные в неструктурированной игре, и дети в возрасте 16 месяцев (или дети, которые достигли своего младшего возраста) должны создать в домашних условиях благоприятную и свободную от присмотра игровую обстановку. В большинстве случаев на открытом воздухе открывается больше возможностей для захватывающего свободного игрового времени из-за наличия подвижных предметов, таких как палки, камни и грязь, которые позволяют исследовать и создавать. Здесь родители могут захотеть сбалансировать свои разумные проблемы бдительности, наблюдая за ними издалека. Поощрение детей наслаждаться свободой и учиться на своих ошибках и опыте помогает им быстрее развиваться.

3. Почему эта концепция приобретает важность?

4. Почему неструктурированная игра важна для малышей?

Свободная игра, особенно когда дети находятся на улице, служит противоядием от многих рисков современной жизни в помещениях с электронным доминированием. Преимущества неструктурированной игры для малышей включают содействие когнитивному и интеллектуальному росту, улучшение социальных взаимодействий и улучшение эмоционального интеллекта. Когда дети начинают самостоятельно планировать, организовывать, упорядочивать и принимать решения, они начинают развивать простые навыки управления на ранних этапах жизни.

5. Неструктурированные игровые идеи для малыша

Родители должны облегчить двигательную активность, которая пригодится детям, когда они организуют свою игру. Хорошей идеей будет отвести детей на безопасные игровые площадки, в соседние парки или на задний двор друга, чтобы поощрять свободную игру и быть уверенными в их безопасности.

Помимо того, что нужно помнить о важности неструктурированной игры, родители должны избегать чрезмерной бдительности или отсутствия надзорной роли во все времена. При наличии правильных мер вы также можете рассчитывать на то, что у вас будет ребенок, который любит играть в свое собственное игровое время и наилучшим образом.

Читайте также: