Необычные природные явления для начальной школы

Обновлено: 03.07.2024

Необычные природные явления Презентация к уроку окружающего мирапо программе «Га

№ слайда 1

Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной глазури, Одна ты навод

№ слайда 2

Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной глазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю полила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.

Природные явления. С движением воздушных потоков связаны природные явления: Гром

№ слайда 3

Природные явления. С движением воздушных потоков связаны природные явления: Гром Гроза Радуга Град Ураган Смерч Циклон Молния

Опасные природные явления. Летом можно наблюдать опасное природное явление – гро

№ слайда 4

Опасные природные явления. Летом можно наблюдать опасное природное явление – грозу, сопровождающую молниями, громом, порывистым ветром, ливнями.

Опасные природные явления. Во время грозы самым страшным кажется гром.Что такое

№ слайда 5

Опасные природные явления. Во время грозы самым страшным кажется гром.Что такое гром?В грозу от вспышки молнии воздух быстро нагревается, расширяется и получается гром. Гром не опасен человеку, опасна молния.

Опасные природные явления. Молния – это электрический разряд между облаком и зем

№ слайда 6

Опасные природные явления. Молния – это электрический разряд между облаком и землей. Молния может зажечь дерево, дом и даже убить человека. Дубы при попадании молнии могут сбрасывать свою листву.

Опасные природные явления. Чтобы защитить свои дома от молний, люди придумывали

№ слайда 7

Опасные природные явления. Чтобы защитить свои дома от молний, люди придумывали специальные устройства – молниеотводы.

Полезный совет: Высокие деревья и вода притягивают молнию, поэтому во время гроз

№ слайда 8

Полезный совет: Высокие деревья и вода притягивают молнию, поэтому во время грозы не надо прятаться от дождя под одиноким деревом.Не следует купаться в реках, озерах, море и т.д.Во время грозы окна дома следует держать закрытыми.Все электрические приборы, находящиеся дома, следует отключить .

Опасные природные явления. Страшные бедствия несут сильные ветры – ураганы. Они

№ слайда 9

Опасные природные явления. Страшные бедствия несут сильные ветры – ураганы. Они могут срывать крыши с домов, ломать, валить деревья, обрывать электрические провода, топить корабли.

Опасные природные явления. Иногда воздушные потоки закручиваются в громадную вор

№ слайда 10

Опасные природные явления. Иногда воздушные потоки закручиваются в громадную воронку – смерч.Такой вихрь движется с огромной скоростью, засасывая внутрь все, что попадется на его пути.

Опасные природные явления. Если смерч проносится над морем, то вверх поднимается

№ слайда 11

Опасные природные явления. Если смерч проносится над морем, то вверх поднимается огромный столб воды.Если в пустыне – то тонны песка поднимаются в воздух.

Опасные природные явления. Однажды смерч поднял вверх сотни маленьких розовых ля

№ слайда 12

Опасные природные явления. Однажды смерч поднял вверх сотни маленьких розовых лягушек из Африканской пустыни Сахара и опустил их в Англии.

Другие природные явления. После дождя на небе может появляться разноцветная дуга

№ слайда 13

Другие природные явления. После дождя на небе может появляться разноцветная дуга – радуга.Почему она возникает?

Другие природные явления. Солнечный свет состоит из лучей разного цвета. Маленьк

№ слайда 14

Другие природные явления. Солнечный свет состоит из лучей разного цвета. Маленькие капельки воды, парящие в воздухе, преломляются эти лучи (изменяют их направление) по – разному, и мы их видим раздельно. В этом случае солнечные лучи преломляются кристалликами льда.

Другие природные явления. В радуге обычно различают семь цветов: красный каждыйо

№ слайда 15

Другие природные явления. В радуге обычно различают семь цветов: красный каждыйоранжевый охотникжелтый желаетзеленый знатьголубой гдесиний сидитфиолетовый фазан

Другие природные явления. Град – небольшие льдинки, часто шарообразной формы. Ин

№ слайда 16

Другие природные явления. Град – небольшие льдинки, часто шарообразной формы. Иногда выпадает очень крупный град, размером с куриное яйцо.Если разрезать градинку, то можно увидеть в ней несколько слоев. Это говорит о том, что обледенение градины происходило несколько раз.

Из Книги рекордов Гиннесса: Самая крупная градина (1 кг) выпала в Бангладеш в 19

№ слайда 17

Из Книги рекордов Гиннесса: Самая крупная градина (1 кг) выпала в Бангладеш в 1986 году.Самые крупные капли дождя размером 10 мм выпали в США в 1953 году.Самый долгий дождь шел в Индии с августа 1960 года по июль 1961 года.

Автор: Аксенова Нина Вадимовна, учитель начальных классовaks1967.67@bk.ru

№ слайда 18

Автор: Аксенова Нина Вадимовна, учитель начальных классов[email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит технологическую карту урока и презентацию к уроку окружающего мира "Необычные природные явления", 3 класс.

1.Сформировать целостное представление о необычных природных явлениях.

2. Воспитывать здоровьесберегающую культуру младшего школьника.

Задачи образовательные:

Актуализировать знания о необычных природных явлениях (смерчах, ураганах, грозах, циклонах, радуге, граде)

Расширить знание детей о природных явлениях и ситуациях, которые можно назвать чрезвычайными, с действиями при них.

Воспитательные задачи:

Формировать установку на безопасное поведение в природе

Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Развивающие задачи:

Регулятивные универсальные учебные действия

организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы и др.)

принимать учебно-познавательную задачу;

планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, со-регуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;

Познавательные универсальные учебные действия

осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

Коммуникативные универсальные учебные действия

строить речевое высказывание в устной форме;

кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Методы и формы обучения

Настроить детей на деятель

Громко прозвенел звонок

Сегодня мы продолжим говорить об удивительном мире, который нас окружает.

- Как вы его понимаете? (Ответы детей)

ция минимума знаний, умений, навыков, необходи

ных для открытия знаний

А сейчас проверим, что вы извлекли полезного из предыдущего урока.

У вас на партах лежат тексты прочитайте их.

О чём прочли? (О погоде)

Что такое погода? (Сочетание облачности, температуры воздуха, осадков, силы и направление ветра)

Какие природные явления характеризуют погоду?

(1 человек на интерактивной доске, остальные работают в парах , на партах составляют схему)


Самопроверка по ИД

-Подберите условные знаки, которые означают состояние неба, осадки и ветер.

Где мы фиксируем состояние погоды?

Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня. (1 чел у доски, остальные проверяют по дневникам наблюдений)

-Рукавом махнул, дерево погнул.

- О чём эти слова? (о ветре)

- Можем ли мы в классе получить ветер? Как? (открыть окна и двери, подуть, помахать тетрадкой)

-Что такое ветер? (движение воздушных масс, которое характеризуется силой и направлением)

- Часто мы спорим о силе ветра. Специальных приборов у нас нет. Как же точнее определять силу ветра? (прогноз погоды)

- Кто знает, в каких единицах измеряется сила ветра?

За 0 баллов берут полный штиль (спокойное море). В 1806 году английский адмирал Френсис Бофорт создал шкалу оценки скорости (силы) ветра.

Шкала силы ветра

Скорость, м/с

Качаются тонкие деревья

Качаются толстые деревья

Стволы деревьев сгибаются

Черепица и трубы срываются

Деревья вырываются с корнем

– Воспользуйтесь этой шкалой и определите силу ветра сегодня. Как вы это сделали?

- Качаются тонкие деревья. Такой ветер называют свежий бриз.

- Этой шкалой пользуются до сих пор. Это очень удобно, потому что по описанным признакам довольно точно, без приборов можно определить силу ветра.

Работа в парах, практичес

кая работа, метод -наблюдение

ка проблемы (темы урока)

Уяснить цель и структуру работы на уроке

- Какие ветры характерны для нашей местности?

- Догадайтесь, что мы будем изучать на уроке?

(необычные природные явления).

- Что значит изучать природные явления?

- Где мы можем получить информацию

(наблюдать, прочитать книги, посмотреть телевизор, в компьютере) вывесить знаки.

Сегодня на уроке мы попытаемся разгадать причину возникновения необычных явлений. А так же понять, чем опасны природные явления, каким правилам надо следовать, чтобы не случилось несчастье.

4.Открытие новых знаний

вать целостное представление о необычных природных явлениях

-Могут ли ветры причинить вред человеку? Воспользуйтесь таблицей, чтобы ответить на этот вопрос.(Высказывания детей)

Где в тексте об этом мы можем прочитать?

(чтение об ураганах с. 47)

Какие предвестники урагана вы уже знаете? Кто может рассказать? (Ответы детей)

О чем следующая загадка?

Все ломаю, все срываю,
Ничему пощады нет!

- Об урагане.

-Кто поделится своими знаниями об ураганах?

– Какие разрушения приносит ураган?

- Разрушает здания.
– Вырывает с корнем деревья.
– Сносит легкие строения.
– Обрывает провода.
– Повреждает мосты, дороги.

Откройте учебники на с. 47. Прочитайте текст самостоятельно. Рассмотрите фото на с.47.

Дети рассматривают фото из космоса – смерч и циклон.

- 26 августа 2001 года в Сочи был водяной смерч. При этом один человек погиб, трое были госпитализированы с черепно-мозговыми травмами, примерно 30 оказана медицинская помощь. У зданий повреждены крыши, в 150 – разбиты стекла; повалены деревья, нарушено электроснабжение.
Можно ли остановить воздушную стихию? Как себя защитить?

Выслушиваются ответы детей.

Физминутка

Мы листики осенние

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Меня никто не видит,

Но всякий слышит,

А верную спутницу мою,

Всякий может видеть.

- Предположите, что такое гром и что такое молния?

- Бывает гром без молнии?

- Какое общее название у этих природных явлений?

(Гроза) Условный знак

- А вам страшно во время грозы?

- Чего вы боитесь больше грома или молнии?

- Где мы можем узнать об этих явлениях более подробно?

(в учебнике с. 45 - 46)

Для дальнейшей работы разделимся на группы ( по 4 человека).

1 – я группа ищет ответ на вопрос: что такое гром? (с.46)

2 – я группа что такое молния? (с.45)

3 – я группа: почему видим раньше молнию, чем слышим гром? (слова в рамке) с. 47

4-я группа: правила поведения во время грозы (с.48).

5 – я группа может ответить на вопрос: почему грома можно не бояться? (с.46)

Самост. работа с учебником,

частично -поисковый метод.

Словесные, частично-поисковый метод

Работа в группах, поиск необходи

мой информации для ответа на вопрос учителя.

Как люди придумали защищать свои дома от молнии? (молниеотводы)

Как возникает град? 6-ая группа расскажает о граде.(с 50)

- Какие неприятности может принести град людям?

Ученик читает стихотворение Фр. Шиллера о радуге.

Что можно увидеть на небе после дождя? (радугу)

Поему она возникает? (рассказ учителя)

Попробуем сами увидеть радугу с помощью призмы (у каждой группы на столе) Наблюдение за рассеиванием солнечного луча через призму, соотнесение с природным явлением – радуга.

Сколько цветов у радуги?

Кто знает фразу, которая помогает запомнить их порядок?

Систематизировать сформированность знаний о необычных природных явлениях

Выполним небольшие задания.

Работа с памятками.

- Каждая группа составит свою памятку правил поведения во время грозы.

Выступление каждой группы, обсуждение.

творческое задание, практичес

Обобщение знаний по теме

Объяснить суть и нацелить детей на выполне

Что нового узнали?

Где можно применить эти знания в жизни?

Какое главное правило нужно соблюдать в чрезвычайных ситуациях?

-Что бы вы хотели сказать об уроке? Чью работу хотели бы отметить?

Самооценка собственной работы на уроке (цветом)

Д/з 1. прочитать текс ответить на вопросы учебника.

2. прочитать текст ответить на вопросы, найти народные поговорки, приметы о необычных природных явлениях.

Дифференцированное, творческое д/з.

Приложение 1

Тексты о погоде.

На земле снег. На рябине сочные ягоды. Тихо в лесу. Ветер стал сильно качать рябину.

Хмурый день. Дождь тихо позванивал по озеру. Он словно натянул тонкие нити между небом и землёй.

Мороз сошёл. Кочки обдались росой и засияли на солнце. Они разогрелись. От каждого повалил лёгкий пар.

4.Небо стало темнеть. Подул резкий ветер. Он низко гнал серые тучи.

5 Листья на деревьях побурели. Тёмные тучи сеяли на землю град. Стало холодно.

Выплыло из-за ели солнце. Капли росы заиграли в каждой травинке. Но вот набежала туча и закрыла небо.

В апреле в воздухе заметно потеплело. Утренний иней быстро исчез с крыши сторожки. На пригорке обсохла земля.

Наступил рассвет. Деревня была укрыта пуховым одеялом. Туман медленно плыл по земле.

Холода отступали. Земля блестела от мороза. По утрам случался гололёд.

Началась зима. Туман закутал город. Вскоре повалил снег.

Приложение 2

Бури, ураганы, смерчи.

Приложение 3

1. Плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стекла наклейте крест-накрест полоски пластыря.
2. Подготовьте запас воды и пищи, медикаментов, фонарик, свечи, керосиновую лампу, приемник на батарейках, документы и деньги.
3. Отключите газ и электричество.
4. Уберите с балкона (со двора) предметы, которые могут быть унесены ветром.
5. Из легких зданий перейдите в более прочные или в убежища Гражданской Обороны.
6. В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную и прочную его часть, а лучше в подвал.
7. Держитесь подальше от берега моря и рек.
8. Если у вас есть машина, постарайтесь отъехать как можно дальше от эпицентра урагана.

Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.

Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.

Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.

Явления природы

Природа, как известно, бывает неживая и живая.

К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.

К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.

В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.

Зимние явления природы

  • Снег – разновидность зимних атмосферных осадков в виде кристалликов или хлопьев.
  • Снегопад – обильное выпадение снега зимой.
  • Пурга – сильная низовая метель, которая возникает преимущественно в равнинной безлесной местности.
  • Вьюга — снежная буря с сильным ветром.
  • Снежная буря – зимнее явление в неживой природе, когда сильный ветер поднимает облако сухого снега, и ухудшает видимость при низкой температуре.
  • Буран – метель в степной местности, на открытых местах.
  • Метель – перенос ветром выпавшего ранее и (или) падающего снега.
  • Гололедица образование тонкого слоя льда на поверхности земли в результате похолодания после оттепели или же дождя.
  • Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах и других предметах, которые образуются после замерзания капель дождя, мороси;
  • Сосульки — обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса.
  • Морозные узоры – это, по сути, иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев, на окнах.
  • Ледостав – природное явление, когда устанавливается сплошной ледяной покров на реках, озерах и других водоемах;
  • Облака — скопление взвешенных в атмосфере водных капель и ледяных кристаллов, видимые на небе невооруженным глазом.
  • Лед – как явление природы – это процесс перехода воды в твердое состояние.
  • Мороз – это явления, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия.
  • Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями.
  • Оттепель — теплая погода зимой с таянием снега и льда.
  • Зимняя спячка медведя — период замедления жизненных процессов и метаболизма у гомойотермных животных в периоды малодоступности пищи.
  • Впадение в спячку ежей – в связи с недостаток питания в зимний период ежи впадают в спячку.
  • Смена окраса зайца с серого на белый — это механизм, с помощью которого зайцы приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Смена окраса белки с рыжего на голубовато-серый — это механизм, с помощью которого белки приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Прилетают снегири, синицы
  • Люди оделись в зимнюю одежду

Весенние явления природы

  • Ледоход — движение льда по течению во время таяния рек.
  • Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
  • Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
  • Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
  • Термальные ветры – это общее название для ветров, связанных с перепадом температур, который возникает между холодной весенней ночью и относительно теплым солнечным днем.
  • Первая гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Таяние снега
  • Журчание ручейков
  • Капель -падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
  • Цветение раннецветущих растений (кустов, деревьев, цветов)
  • Появление насекомых
  • Прилет перелётных птиц
  • Сокодвижение у растений – то есть перемещение воды и растворенных в ней минеральных веществ от корневой системы к надземной части.
  • Распускание почек
  • Появление цветка из почки
  • Появление листвы
  • Пение птиц
  • Рождение детенышей зверей
  • Просыпаются медведи и ежи после зимней спячки
  • Линька у животных – смена зимней шубы на терние

Летние явления природы

  • Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
  • Зарница — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
  • Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
  • Град — разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
  • Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
  • Ливень — сильный (проливной) дождь.
  • Жара — состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
  • Роса — маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
  • Летние теплые дожди
  • Зеленеет трава
  • Расцветают цветы
  • В лесу растут грибы и ягоды

Осенние явления природы

Необычные явления природы

Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.


О некоторых природных явлениях вы знаете хорошо, а о каких-то, возможно, услышите в видеосюжете впервые.


Некоторые явления природы представляют опасность для человека. Это, например, молния, смерч. Они могут быть причиной страшных бед.


Существуют явления природы, которые человек наблюдает довольно часто. Это, например, дождь. Он является частью непрерывного движения воды в природе.

Вы, наверное, обращали внимание на то, что облака бывают разной формы и разного цвета. Именно тёмные облака, которые мы называем тучами, нам подсказывают, что скоро, вероятно, пойдёт дождь.

Скажу вам по секрету: такого понятия, как туча, у учёных нет. Есть только облака, которые наполнены водой в большей или меньшей степени. Если воды в облаке становится слишком много, оно тяжелеет, темнеет. Через него уже не проходят солнечные лучи, на земле становится темнее. А затем наступает такой момент, когда облако уже не в силах сдерживать в себе столько воды, и тут начинается дождь.


А доводилось ли вам бывать вечером в тёплую погоду около реки? Если да, то вы точно видели такое явление, как туман. Туман — это капельки воды, которые, испаряясь с тёплой поверхности, поднимаются и встречаются на высоте с более холодным воздухом. Эти пары сгущаются и формируются в виде вот таких облаков. То есть туман — это те же облака, но расположенные значительно ниже.

Он может быть образован как летом, весной, так и осенью и даже зимой. Чаще всего мы наблюдаем туман над рекой, болотом, оврагом, где температура воды выше, чем температура воздуха.


А ещё вы точно заметили, что после дождя или во время него часто появляется радуга. Если небо полностью затянуто тучами, радугу увидеть не получится. Но если сквозь тучи пробьются солнечные лучи, вот тут-то и появится на небе радуга.

А как же она образуется?

Как вы знаете, капельки воды прозрачные. Оказывается, пока солнечный лучик движется к капельке, он белый и практически невидимый. Но стоит лучу попасть в капельку воды, он как будто бы надламывается, а точнее, преломляется. При этом лучик распадается на несколько лучиков разного цвета. Получается разноцветная полоска. Так происходит со всеми солнечными лучами, которые проходят через капельки воды. И тогда эти разноцветные лучи образуют радугу.



Да! До чего же удивительна природа. И необычных явлений очень много, даже, казалось бы, совсем в простых вещах. Надо только включить фантазию. Присмотритесь к форме облаков, разглядите всю красоту закатов и восходов, сверкания снега на морозе.

Читайте также: