Немецкое направление статистической школы носило название

Обновлено: 05.07.2024

Статистическая практика зародилась с возникновением государства. Но как наука статистика появилась позже.

Наиболее ранние сведения про учет численности населения дошли до наших дней из Древнего Китая, об измерении и оценке земель – из Древнего Египта, о численности и имущественном положении классов населения - из Древней Греции. Достаточно совершенная форма организации статистики была в Древнем Риме (VI век до н.э.) в виде ценза (данных относительно каждого римского гражданина про его имя, пол, возраст, имущественное положение и т.п.), цензы повторялись через каждые 5 лет.

В средние века общегосударственная статистика уже не имела такого богатого материала, как Древнем Риме, так как она пополнялась новыми данными исключительно редко.

Появление капиталистических производственных отношений на фоне разложения феодального устройства требовало более высоких форм организации статистики. Так, начиная с XVI в. в Голландии, Франции, Англии, Италии издавались сборники по характеристике политического устройства страны, численности населения, уровня промышленности и сельского хозяйства. Период окончательной победы капиталистических отношений в ряде стран совпал с формированием у них государственной статистики в современных формах, когда зарождалась статистическая наука не только сбором данных, а их обработкой и их дальнейшим анализом.

У истоков статистической науки стояли две школы – немецкая описательная и английская школа политических арифметиков, сравнительная характеристика которых, приведена в табл. 1.1.

Характеристики школы Наименование школы
Немецкая Английская
Основоположники Проф. философии и права Готфрид Ахенваль Проф. политической арифметики Уильям Петти и Джон Граунт
Отрасль знаний Отрасль государствоведения (итал. Stato – государство; Statista – знаток государства) Направление политической арифметики
Назначение (цель) статистики как науки Изучение и описание государств Изучение массовых общественных явлений
Содержание статистики как науки - систематизация существующих способов описаний государств; - создание теории описаний государств и разработка их подробной схемы; - описание явлений и процессов - измерение и исследование закономерностей развития явлений и процессов; - выработка вероятных гипотез будущего развития
Особенности статистического метода Описание явлений и процессов только в словесной форме, без цифр и вне динамики (только на момент наблюдения) Изучение общественных явлений с помощью числовых характеристик на основе закона больших чисел

В научный лексикон термин “статистика” был введен немецким ученым, проф. Геттинского университета Г.Ахенвалем в 1743 году для определения совокупности знаний, которые характеризуют государственное устройство, выдающиеся события страны, характеризующие ее благосостояние.

закономерности развития общественных явлений, проявляющихся в массовом материале.

- во-вторых, статистикой называется отрасль знаний, объединяющая принципы и методы работы с числовыми данными, характеризующими массовые явления;

- в-третьих, статистикой называют отрасль практической деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ и интерпретацию статистических данных.

Основные задачи современной статистики:

1. Изучение уровня и структуры массовых социально-экономических явлений.

2. Изучение динамики массовых социально-экономических явлений.

3. Изучение взаимосвязей массовых социально-экономических явлений.

Отсюда, статистика изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение в пространстве, движение во времени, выявляет действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени.

Основные категории статистики, т.е. понятия, которые выражают сущностные, всесторонние особенности явлений действительности, приведены на рис. 1.1.

Агафоненко О.Ю., Литинский Р.М.

Развитие статистики как науки

На протяжении сотен лет своего существования статистика играла роль главного поставщика фактов для управленческих, научно-исследовательских и прикладных практических нужд различного рода структур, организаций и населения. Сегодня, в условиях формирования рыночных отношений, возрастает роль статистической науки, овладение методологией которой является неотъемлемым условием изучения тенденций развития отдельных предприятий и в целом экономики государства, принятия оптимальных решений на всех уровнях. Статистика имеет древние корни и многовековую историю развития. Она зародилась как результат обобщения уже достаточно развитой статистической практики, вызванной потребностями развития общества, например: подсчет населения, скота, учет земельных угодий, имущества и т.д.

Однако если сбор статистических данных начался в самой глубокой древности, то их обработка и анализ, т.е. зарождение статистики как науки, относятся к более позднему периоду. Так со временем многообразная практика учетно-статистических работ стала подвергаться теоретическим обобщениям. Началось формирование статистической науки.

Развитие статистики как науки шло по трём направлениям:

Государствоведание и политическая арифметика развивалась каждая своим путем, используя свои методы в исследованиях. Но предмет изучения у них был общий - государство, общество, а также массовые явления и процессы, происходящие в нем. Можно сказать, что статистика, родившись в связи с необходимостью решения практических государственных и хозяйственных проблем, сформировалась как наука в результате синтеза государствоведания и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять прежде всего различного рода закономерности в исследуемых явлениях.

Таким образом, история развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обогащения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ; обусловленных прежде всего потребностями управления жизни общества.

3. Харламов А.И. Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коллективной деятельности / А.И. Харламов и др. – М: Финансы и статистика,1995. – 296с.

статистика –это наука, которая изучает количественную сторону массовых явлений в неразрывной связи с их качественной стороной и дает числовое выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Статистика как наука возникла в 17 веке почти одновременно в Германии и Англии. Развитие статистики как науки шло по двум направлениям:

1) немецкая школа. Основателем этой школы был Герман Конринг (1606-1681) (сугубо описательная наука - государствоведение - описание уклада, количество знати, количество приходов, количество населения, количество земель без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями.

Предмет и метод статистики

Предмет статистики изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с её качественной стороной, с их социально – экономическим содержанием.

Количественную сторону массовых общественных явлений и процессов статистика выражает с помощью системы статистических показателей.

Все статистические показатели в их совокупности составляют систему статистических показателей – это комплекс взаимосвязанных показателей, которые характеризуют состояние и развитие различных сторон жизни общества – экономику, науку, культуру, население.

Объектом статистики является человеческое общество, явления и процессы общественной жизни.

Для изучения предмета статистики разработаны и применя­ются специфические приемы, совокупность которых образует методологию статистики.

Для выявления и характеристики общественных явлений и процессов статистика проходит 3 основные стадии своего исследования:

1) Стадия - массовое статистическое наблюдение – на этой стадии получают объективные данные об изучаемых общественных явлениях.

2) Стадия - сводка и обработка, классификация и систематизация материалов, собранных в результате массовых статистических наблюдений.

3) Стадия - анализ статистических показателей, полученных в результате сводки и обработки статистических материалов.

На каждой из этих стадий применяют такие методы и приемы исследования как:

1) метод наблюдения

2) сводка и группировка

3) метод обобщающих показателей

4) метод вариаций

5) выборочный метод

6) ряды динамики

7) индексный метод

8) графический метод и другие, которые в совокупности образуют статистическую методологию исследования.

Все три стадии, приемы и методы статистического исследования находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Цель такого исследования заключается в том, чтобы получить нужные, научно-обоснованные статистические показатели. Неполный или неточный учет факторов ведет к получению неправильных показателей, а следовательно, к неверным выводам и вся работа по сбору и обработке статистических материалов будет обесценена.

5. Основные категории статистики

Статистика оперирует определенными категориями, т. е. по­нятиями, отражающими существенные, всеобщие свойства и основные отношения явлений действительности.

Объект конкретного статистического исследования называют статистической совокупностью

Статистическая совокупность — это множество единиц (объ­ектов, явлений), объединенных общей связью. Такова, например, совокуп­ность предприятий, производящих однотипную продукцию, но различающихся между собой объемами производства, трудовы­ми и финансовым ресурсами; совокупность домохозяйств; сово­купность студентов и т.п.

Под единицами совокупности понимаются ее неделимые пер­вичные элементы, выражающие ее качественную однородность, т. е. являющиеся носителями признаков. Например, единицами совокупности могут выступать акционерные общества, фирмы, фермерские хозяйства, человек, семья, станок, изделие и т.д.

Единицы статистической совокупности характеризуются об­щими свойствами, именуемыми в статистике признаками.

Признаки могут быть (по характеру выявления) качественными и количественными.

Качественные признаки (атрибутивные признаки) выражаются в виде понятий, определений, которые характеризуют их суть, состояние или качество. Например, сорт продукции, профессия, семейный статус.

Количественные признаки выражают отдельные значения качественных признаков в числовом выражении, отдельные значения которых называются вариантами (возраст, стаж работы).

Количественные варианты по характеру выражения могут быть первичными и вторичными.

По отношению к объекту количественные признаки могут быть прямыми и непрямыми.

Прямые - характеризуют объект исследования непосредственно (возраст лиц, количество собравшихся в аудитории)

Непрямые - признаки, которые не принадлежат непосредственно исследуемому объекту (или совокупности), а которые принадлежат другой совокупности, которая входит в данную.

По характеру вариации количественные признаки могут быть дискретными (прерывные), непрерывными; а качественные - многовариантными, альтернативными.

По отношению к времени признаки могут быть интервальные и моментные.

В зависимости от связи между признаками они бывают факторными и результативными.

§ Тот признак, который влияет на другой, называется факторным. Тот признак, который подлежит влиянию, называется результативным.

Статистический показатель — это количественно-качествен­ная обобщающая характеристика какого-то свойства группы еди­ниц или совокупности в целом. Этим он отличается от индивиду­альных значений, которые, как отмечалось, называются призна­ками. Статистические показате­ли могут быть плановыми, отчетными и прогностическими.

Система статистических показателей — это совокупность взаи­мосвязанных показателей, объективно отражающих существую­щие между явлениями взаимосвязи, она охватывает все стороны жизни общества как на макроуровне (страна, регион), так и на микроуровне (отдельное предприятие, фирма, объединение, до­мохозяйство, семья и т.д.).

Статистическая закономерность — количественная законо­мерность изменения в пространстве и во времени массовых явле­ний и процессов общественной жизни, состоящих из множества элементов (единиц закономерности).

План статистического наблюдения

Любое статистическое наблюдение планируется и проводится по определенному плану. План статистического наблюдения содержит две части:

1) программно-методологическая часть;

Первым заданием в программно-методологической части является цель исследования. Дальше необходимо определить объект исследования (обобщенно можно сказать, что объектом статистического наблюдения являются общественные явления и процессы, которые должны исследоваться). В-третьих, определяется единица наблюдения.

§ Единица наблюдения - это тот первичный элемент объекта исследования, который является носителем информации, с помощью которого собираются необходимые статистические данные.

Единицы наблюдения следует отличать от единицы совокупности. Если единица наблюдения - это носитель информации, то единица совокупности - это носитель признака. Иногда они совпадают (например, перепись населения).

После определения единицы наблюдения, переходим к определению программы - перечню вопросов или признаков, на которые должны быть полученные ответы в процессе исследования. Оформляется этот перечень вопросов в виде бланка, формуляра или анкеты.

2) организационная часть.

Эта часть указывает:

- место - где непосредственно регистрируются признаки отдельной единицы совокупности в статистических формах;

- время - это то время, к которому относятся данные собранной информации (например, сезон при исследовании в сельском хозяйстве). Важность этого показателя в том, что мы должны исследовать объект в его обычном состоянии;

Направления развития статистической науки

статистика –это наука, которая изучает количественную сторону массовых явлений в неразрывной связи с их качественной стороной и дает числовое выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Статистика как наука возникла в 17 веке почти одновременно в Германии и Англии. Развитие статистики как науки шло по двум направлениям:

1) немецкая школа. Основателем этой школы был Герман Конринг (1606-1681) (сугубо описательная наука - государствоведение - описание уклада, количество знати, количество приходов, количество населения, количество земель без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями.

Статистические школы [08.03.15]

В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Независимо от уровня и стадии экономического развития, характера политической системы, статистика на протяжении сотен лет своего существования всегда выступала как необходимый и эффективный инструмент государственного управления и одновременно как наука, исследующая количественную сторону массовых явлений. Выполняя самые разнообразные функции сбора, систематизации и анализа сведений, характеризующих экономическое и социальное развитие общества, она всегда играла роль главного поставщика факторов для управленческих, научно-исследовательских и прикладных практических нужд различного рода структур, организаций и населения.

Роль статистики в нашей жизни очень велика, люди, сами не замечают как часто используют элементы статистической методологии в повседневной практике. Работая или отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует и анализирует их, делает необходимые для себя выводы и предпринимает определённые решения и действия.

Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления.

Целью данной курсовой работы является изучение развития экономики как науки в мире и рассмотрение статистических школ.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что развитие статистики способствует развитию экономики страны.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть развитие экономики как науки.

2. Изучить различные экономические школы.

3. Рассмотреть становление русской статистической научной школы.

Список литературы

1. Елисеева И.И., М.М. Юзбашев "Общая теория статистики", "Финансы и статистика" - М., 2001.

2. Едронова В.Н., Едронова М.В.. Общая теория статистики: Учебник — Юристъ - М., 2001.

3. Громыко Г.Л. "Теория статистики: Учебник.", 2-е издание, переработанное и дополненное - М.: ИНФРА - М., 2009.

4. Чалиев А.А., курс лекций "Статистика", 2010.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Читайте также: