Некому работать в школе

Обновлено: 05.07.2024

А что происходит на самом деле? В большей части школ не хватает учителей. Они просто бегут из неё без оглядки. А оставшиеся им завидуют, ведь ушедшие смогли найти другую более оплачиваемую работу, а они остались в этом аду. Да, именно в аду. Именно так мне сказала моя одноклассница, которая около 10 лет проработала в гимназии учителем иностранного языка, была очень инициативной, участвовала в различных конкурсах, в общем, казалось, что это ее призвание. Но когда ей одна коммерческая организация предложила должность переводчика, та ушла, не задумываясь. И теперь говорит, что даже во сне боится снова увидеть себя учителем.

Кто же создал такую атмосферу в образовании? Почему государство не ценит учителей? На эту тему можно рассуждать долго, и рассуждают: и в Государственной Думе, и в Совете Федерации, и в Министерстве, а воз и ныне там.

Дошло до того, что в школах уже некому преподавать. Знаю школы, где учитель музыки ведет русский язык в старших классах, а информатик преподает иностранный язык. Но там хотя бы ведут предметы, но стоит задуматься, какие знания получат дети. А ведь много школ, где учителя заняты настолько, что некому вести отдельные предметы.

Что же будет дальше? Молодежь заканчивает университеты и не идет в школы. Выпускники вузов понимают, что эта работа давно уже не уважаемая почти никем: ни обществом, ни государством.

В школе сына, например, не хватает математиков. И вот года 3 назад попросилась на работу преподаватель математики. Директор обрадовался, принял её на работу. Та привезла папку с кучей грамот, дипломов и сертификатов. В общем, казалось, что кусок золота перепал. Но настораживало одно: слишком часто она меняла места работы, переезжая из одного населённого пункта в другой. И показала она себя сразу. На уроках не объясняла материал, а давала его домой на самостоятельное изучение. Как можно самостоятельно детям в 10 — 11 самим пытаться разобраться в алгебре и геометрии без пояснений?

Потом дети увидели, что предмет она не знала, отличник из класса сына несколько раз ей указывал на то, что та неправильно решила ту или иную задачу, выходил к доске и решал сам. Уважение к себе преподаватель потеряла уже к концу первой четверти. Родители восстали, требовали ее уволить. Не буду описывать, как долго продолжалась война с ней, но все-таки школа, к счастью, от нее избавилась.

К чему я рассказала эту историю. А к тому, что образование просто разваливается на глазах. Старые кадры уходят на пенсию, новые в школы не идут. А тех, кто ещё работает, начальство и родители клюют со всех сторон. Иногда заслуженно, когда преподаватель такой, какого я описала выше, но чаще всего нет.

Когда же ситуация кардинально изменится? Когда у наших детей предметы будут преподавать предметники, выучившиеся именно по этому профилю?

А что Вы думаете по этому поводу? Пришло ли время уже бить в набат? Пора ли уже спасать образование?

Кто же все-таки приходит в школу? Я знаю очень хороших молодых учителей, которые в последние десять лет пришли в школы. Но их единицы. Не берусь говорить за все образовательные учреждения страны, приведу пример школы, в которой работаю сама. За пятнадцать лет к нам поступали следующие педработники (называю предмет, даю краткую характеристику и дальнейшую судьбу в профессии):

- учитель физкультуры – алкоголик – уволен;

- учитель технологии – алкоголик – уволился сам;

- учитель биологии – хороший специалист – работает до сих пор, но порывался уйти;

- учитель математики – хороший специалист – работает до сих пор, дважды в декретном отпуске;

- учитель физкультуры – человек, которому ни до чего нет дела, – работает;

- учитель иностранного языка – очень слабый педагог – работает;

- учитель иностранного языка – хороший специалист – уволился;

- учитель начальных классов – ни рыба ни мясо – работает;

- еще один учитель иностранного языка – ничего о нем не знаю, так как уволился через месяц;

- психолог – человек, которому самому нужен психолог, – работает;

- учитель истории – неплохой педагог – работает.

Кроме этих педработников, приходили-уходили и другие, но это были НЕ молодые специалисты. Я думаю, это весьма показательный пример. Стабильны только учителя, которым за сорок. Но и сорокалетние в наших школах – молодые, потому что средний возраст учителей, по разным данным, от 52 до 56 лет. Кто будет учить наших детей через 10 – 15 лет?

Когда меня спрашивают мои ученики, идти ли им в педагоги, я теряюсь. С одной стороны, я понимаю, что скоро наступит катастрофа и учить будет некому, а с другой – я не могу пожелать молодым людям такой незавидной участи, как быть учителем в российской школе. Чтобы молодой учитель приходил в школу, нужно его заинтересовать, и прежде всего, материально. Можно сколько угодно говорить о призвании и служении, но если нечего есть, то уже не до благородных целей.



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Министр просвещения России Сергей Кравцов в марте 2021 года заявил, что в российских школах учителей достаточно, в целом дефицита кадров нет. В то же время, по оценке РАНХиГС, в стране не хватает около 250 000 педагогов. Как получилось, что по отчетам региональных министерств и департаментов учителя есть, а в школах их нет — разбирался Педсовет.

Дефицит учителей в российских школах — миф или реальность?

Ситуация с учителями в российских школах — настоящая магия. Министр просвещения отчитывается Госдуме, что в целом по стране дефицита педагогических кадров нет.

По данным Общероссийского народного фронта, более половины учителей сообщают о нехватке в своих школах педагогов-предметников. Это подтверждают региональные новостные порталы.

В Свердловской области на начало 2021‒2022 учебного года в школах было открыто 755 вакансий учителей. Сейчас в этом регионе все еще актуальны 726 вакансий.

В школах Иркутска весной не хватало 3161 учителя — это 47 процентов от нужного количества педагогов при условии, что каждый работает на одну ставку. В декабре 2021 года в Иркутской области открыто 1107 вакансий для учителей.

В сентябре 2021 года школы Владивостока предлагали учителям 150 вакансий. В декабре на весь Приморский край открыто 524 вакансии.

В Новосибирской области на ноябрь 2021 года не хватало 777 учителей. На декабрь открыто 960 вакансий.

По данным департамента образования Тюмени, школы города полностью укомплектованы учителями. Однако сейчас в Тюменской области открыто 427 вакансий для учителей.

В Омской области на апрель 2021 года требовались 603 учителя. В декабре 2021 года вакантны 700 мест в школах области.

На октябрь 2021 года в Ростовской области не хватало более 30 процентов учителей. В декабре по области все еще не закрыты 605 вакансий.

Каких учителей не хватает в школах

В дефиците также учителя-логопеды, дефектологи, школьные психологи.


ВШЭ пришла к следующим выводам:

  • Дефицит педагогов в России растет: если в 2013 году в среднем на одного учителя приходилось 15,7 человека, то в 2019-м — 18,4 учащихся.
  • По информации ОНФ, чаще всего в российских школах не хватает учителей математики, иностранных и русского языков, начальных классов, физики.
  • Больше всего вакансий в 2019‒2020 учебном году открыто для учителей иностранных языков, музыки и пения, физики, основ безопасности жизнедеятельности, информатики и ИКТ, химии.
  • В целом по стране городские школы испытывают большую нехватку педагогов, но в 2019 г. ситуация в селах и деревнях стала хуже, чем в городах.
  • Дефицит преподавателей основных дисциплин — математики и русского языка — может сказаться на результатах итоговой государственной аттестации.
  • Кадровый дефицит вызван в том числе и общим старением педагогических кадров: более четверти учителей в России старше 55 лет, а доля молодежи в последние годы не увеличивается.

Но данные статистики и исследований не дают поводов для оптимизма: в российских школах объективно существует дефицит учителей по основным дисциплинам, а главное — школам не хватает молодых учителей, которые говорят со школьниками на одном языке.

Справедливости ради надо сказать, что условия работы учителя в России зависят от региона и от руководства школы. Ситуация отличается кардинально.

Профорг средней общеобразовательной школы, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл:

Директор средней общеобразовательной школы, г. Санкт-Петербург:

Директор средней общеобразовательной школы, Калининградская область:

Почему выпускники педвузов не идут работать в школы

В 2019 году министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что только половина выпускников педвузов идет работать в школы.

Получается, что каждый третий выпускник российского педвуза не идет работать в школу — и на это есть объективные причины.

По данным соцопроса, половина россиян считает, что статус профессии учителя за последние десять лет понизился. Только пять процентов родителей хотели бы, чтобы их ребенок в будущем стал учителем.

Быть учителем в России — непрестижно, невыгодно, трудно и в профессиональном плане, и в психологическом. Неудивительно, что молодые специалисты предпочитают устраиваться куда угодно, только не в школу.

Буквально на днях столичный Департамент образования отчитался, что средняя зарплата педагогов в Москве достигла 105 тысяч рублей

В столице появился новый вид гастарбайтеров — учителя из небольших городов и сел, которые переезжают преподавать в московские школы. И их вполне можно понять: буквально на днях столичный Департамент образования отчитался, что средняя зарплата педагогов в Москве достигла 105 тысяч рублей. Средняя зарплата учителей, например, в Кирове 11 тысяч рублей в месяц, и это при том, что местные цены на те же продукты не слишком отличаются от столичных.

“Мне не доплачивают”

В комментариях к недавней статье в "Комсомолке" о зарплатах региональных педагогов, учителя массово жаловались на нищенские доходы.

- Третий год в Санкт-Петербурге учителям платят только должностной оклад за проведенные уроки, - пишет наша читательница Ольга. - За классное руководство учителя, например, Выборгского района получают 100 рублей в месяц или даже 45 рублей. Учителя русского языка, математики, начальных классов за проверку тетрадей (а это колоссальный объем работы и время за рамками уроков) тоже получают по 100 рублей в месяц, а учителя остальных предметов, где тоже нужно проверять тетради, - ничего. Стимулирующие выплаты всего 120 рублей в месяц.

- Я воспитатель в коррекционной школе с нагрузкой 25 часов, - рассказывает читательница из Татарстана. - в этом году получила 1 категорию, моя зарплата вместе со стимулирующими выплатами 12 тысяч плюс 12 часов нагрузки логопеда, которые стоят 7 тысяч. То есть, я буду получать в этом году 19000. И я рада этой зарплате, хоть и понимаю, что мне не доплачивают и прилично не доплачивают, т.к. реально нагрузка больше (детей почти в 2 раза больше, чем положено).

- У меня 40 лет педстажа, высшая категория, ежегодные победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и различных конкурсов областного масштаба, - приводит пример Валентина, учитель из Вологодской области. - Моя зарплата 17 500, мои стимулирующие выплаты зависят от набранных баллов, один балл оценивается в 40-50 руб., следовательно получается от 3 до 3,5 тысяч. Администрации нужны наши победы для своих баллов, так как их премии зависят от наших побед.

Молодым здесь не место

Московские директора приезжим преподавателям только рады. Получается, что на каждое вакантное место образуется очередь из кандидатов, так что можно выбрать лучших.

- В нашей школе средняя зарплата учителей приближается к 100 тысячам рублей, - подтверждает Ефим Рачевский, директор центра образования №548 "Царицыно". - На 17-18 процентов эта зарплата состоит из тех денег, что школа зарабатывает сама, - это гранты, платные дополнительные занятия с детьми. Такая зарплата позволяет приезжему учителю спокойно жить и снимать квартиру в Москве. В целом, у нас много педагогов из других регионов, не только из Подмосковья, но и из Липецка, например.

Такие комментарии оставляли региональные педагоги к недавней статье в

Чаще всего учителя бегут из деревень и небольших городов — переезжают в райцентры и города-миллионники. А педагоги оттуда перебираются в Москву и Санкт-Петербург, где самые высокие зарплаты. Получается, что в половине школ некому преподавать, а в другой половине — огромный конкурс за каждое место.

В апреле в центре образования Ефима Рачевского открыли вакансии для одного учителя истории и одного учителя математики. В итоге на должность историка было 59 претендентов, на математика — 16 претендентов.

И это высококвалифицированные учителя, профессионалы. И они создают серьезную конкуренцию для молодых москвичей, которые окончили педагогические вузы, - констатирует директор.

Средняя зарплата педагогов в регионах

Добить до 100 тысяч

Если мерять в абсолютных числах, то московские учителя получают в 5-6 раз больше, чем их региональные коллеги с тем же стажем и аналогичными результатами.

- Когда учителя слышат про зарплаты московских коллег, они просто оказываются работать за свои деньги, - говорит Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза "Учитель", преподаватель московской школы "Интеллектуал". - Сейчас по всей стране строятся новые школы, но такими темпами работать в них будет просто некому. Но даже в столице учителя стремятся нахватать побольше нагрузки, чтобы получить за это немного больше, и это подогревается требованиями администрации.

Чтобы достичь заветной планки в 100 тысяч рублей, столичным педагогам приходится брать на себя двойную нагрузку. А то и тройную, если считать подготовку к урокам, выезды с ученикам на экскурсии и подготовку к разным школьным капустникам.

Такие комментарии оставляли региональные педагоги к недавней статье в

- Мой учебный час стоит 500 рублей, ещё 75 рублей я получаю за проверку тетрадей, - рассказывает Луховицкий. - Всего у меня 19 уроков в неделю, к каждому из них я готовлюсь по полтора часа, несмотря на свой 40-летний преподавательский стаж. Это оптимальная рабочая неделя для педагога, это подтверждается исследованиями. Но в сумме моя зарплата получается гораздо ниже тех 68 тысяч рублей, которые, по словам директора Департамента образования Исаака Калины, должны быть у каждого столичного педагога.

Конечно, чтобы дойти до планки в 100 тысяч, можно взять еще и классное руководство или платную секцию. Преподавать в нескольких школах или на полторы ставки. Но ведь учитель не лошадь, чтобы пахать без праздников и выходных. Так и до профессионального выгорания недалеко, когда учителя от постоянных стрессов начинают срываться на детях.

Такие комментарии оставляли региональные педагоги к недавней статье в

Перевести на оклад

Получается, что обратная сторона высоких московских зарплат, за которыми так гонятся региональные учителя, — это стрессы и серьезные проблемы со здоровьем. Сами москвичи признаются: решились бы и на дауншифтинг куда-нибудь в сельскую школу, вот только шансов выжить у них там немного.

- Сельским учителям у нас положена поддержка, но специфическая. Например, раньше им хотя бы привозили мешок угля, чтобы было, чем топить дом зимой, - приводит пример Всеволод Луховицкий. - А сейчас сделали монетизацию: вместо угля дали маленькую прибавку к зарплате - и живите, как хотите.

Сейчас профсоюз при поддержке комитета Госдумы по образованию и науке готовит новый законопроект, который позволит выровнять зарплаты педагогов по всей стране. Суть его в том, чтобы перевести учителей с нормо-часов на штатный оклад, с фиксированными зарплатой и обязанностями, как в обычных компаниях. А минимальный оклад учителя предлагают приравнять к двум МРОТ в каждом регионе, чтобы учесть разницу в ценах.

- Сейчас мы вместе с Министерством просвещения работаем над национальным проектом "Образование", - рассказывает Борис Чернышов, зампредседателя комитета Государственной думы по образованию и науке. - На развитие школ и модернизацию инфраструктуры будут выделены огромные деньги. Но недоплаты школам часто происходят не на федеральном уровне, а на местах. И чиновникам, которые не выделили достаточно денег школам, на ту же хозяйственную часть, я бы предложил для начала сделать ремонт за свой счет. Хотя бы в одном классе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сколько платят педагогам в разных регионах

Каждый пятый учитель готов уйти из школы, а каждый третий не знает, как рассчитывается его зарплата. Об этом заявили эксперты Общероссийского народного фронта по результатам мониторинга “Зарплата и нагрузка учителя”. Причем, формально, зарплаты у педагогов в последние пять лет серьезно выросли, благодаря майским указам Президента. Но чтобы получить эти деньги, учителям приходится работать от зари до зари (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: