Нейроигры в доу статья

Обновлено: 07.07.2024

Краткая аннотация: В данной методической разработке освещается актуальность использования нейроигр в работе логопеда. Дано научное обоснование, цели и задачи коррекционной работы по развитию речи детей с ТНР посредством нейроигр. А также представлены сами игры и варианты их использования в коррекционной работе по развитию речи детей с ТНР.

Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

1. Научное обоснование проблемы нейрогимнастики.
2. Актуализация техники нейрогимнастики в процессе
развития речи у детей с ТНР.
3. Цели и задачи коррекционной работы по развитию речи детей с
ТНР посредством нейроигр.
4. Внедрение нейроигр в систему коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР.
5. Литература.

1. Научное обоснование проблемы нейрогимнастики

Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции).

Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

А также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.

Все началось с изучения того, каким образом происходит формирование мозговой организации психических процессов.

На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.

Научные исследования выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система — образовательная кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.

2. Актуализация техники нейрогимнастики в процессе развития речи у детей с ТНР

Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.

Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

Цели нейрогимнастики:

• Развитие межполушарной специализации.
• Развитие межполушарного взаимодействия.
• Развитие комиссур (межполушарных связей).
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие способностей.
• Развитие памяти, внимания.
• Развитие речи.
• Развитие мышления.

Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.

Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности.

Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

3. Цели и задачи коррекционной работы по развитию речи детей с ТНР посредством нейроигр.

Основная цель применения нейрогимнастики с детьми нашей группы — это активизация развития речи у детей.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- Стимулировать речевую активность детей;
- Развивать слухоречевое внимание детей;
- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)

В своей работе я использую комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:

  1. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
  2. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
  3. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

4. Внедрение нейроигр в систему коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР.

Упражнения, используемые мной в работе с детьми:

1. Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

- Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.

2. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

А У А (хлоп, топ, хлоп)
У А А (топ, хлоп, хлоп)

3. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

Червяк дорогу сверху вниз
В огромном яблоке прогрыз.

Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.

На поляне большой
Стоит печка с трубой.

Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ТНР.

С каждым годом увеличивается количество детей с различными нару-шениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к рабо-те, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов до-школьных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, ин-структора по физической культуре, педагога – психолога.

У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недо-развитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоциональ-но-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии дви-гательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недоста-точная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утом-ляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокой-ству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформи-рованность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Наличие данных характеристик способствует возникнове-нию трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.

Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и мо-торного развития ребенка. Теоретическая основа метода нейропсихологиче-ского изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками. Алек-сандр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возни-кают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процес-сов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются пред-посылки для становления таких процессов как речь и мышление. Нейро-психологические методы обследования успешно применяются как для диа-гностики, так и для коррекции высших психических функций у детей до-школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая де-тей с тяжелыми нарушениями речи. Применение педагогами системы упраж-нений с нейрокоррекционным воздействием может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии.

Нейроигра - это тот инструмент, который сможет скорректировать пси-хические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет. Для наибольшей эффектив-ности занятий были разработаны определённые принципы коррекционной работы. Первое, что нужно знать – любые коррекционные занятия не яв-ляются заменой полноценному обучению ребёнка, поскольку они отвечают за помощь в формировании основных функций и процессов, которые необхо-димы для последующего развития малыша. Начало коррекции предполагает воздействие на фоновые элементы, и уже впоследствии выстраивается инди-видуальная программа с учётом особенностей течения процессов в головном мозге ребёнка. На начальных этапах применяют базовые комплексы игр, по-степенно их усложняя. Таким образом, ребёнок учится выполнять сложные задания без какой-либо помощи. Проводятся мероприятия в игровой форме, чтобы ребёнок не испытывал напряжения и был замотивирован и заинтере-сован в них.

Обратиться к специалисту стоит, если ребё нок:

• Жалуется на плохую память;

• Имеет низкую работоспособность;

• Не желает общаться со сверстниками;

• Имеет задержку речевого развития, логопедические дисфункции;

• Испытывает трудности с учёбой и усвоением материала;

• Имеет дисфункции психомоторного развития.

Помимо этого, нейропсихологические игры показаны детям, если у них имеются:

Цели нейроигр :

• развитие высших психических функций;

• функциональная активация подкорковых образований мозга;

• обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;

• стабилизация межполушарного взаимодействия;

• обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической ин-формации (тактильной, двигательной (кинестетической, динамической, зрительной, слуховой;

• обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.

Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений :

• дыхательные упражнения;

• упражнения - растяжки;

• глазодвигательные упражнения;

• упражнения для артикуляционного аппарата;

• упражнения для развития мелкой моторики рук;

• упражнения релаксационные;

• упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;

• упражнения с правилами и т. д.

Нейроигры направлены на работу с детьми, с общей моторной нелов-костью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижени-ем памяти, внимания, общей работоспособности, двигательной затормо-женностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблема-ми, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов.

Составляющие компоненты психомоторного развития, используемые мною в работе:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Глазодвигательные упражнения.

Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие дви-жением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.

3. Упражнения для развития артикуляции. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её акти-визирует.

5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролиро-вать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движе-ниями.

6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение рас-тяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость, зажи-мов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.

- Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надкостную мышцу).

- Возвращаемся в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются.

- Делайте упражнение по ощущениям, сколько считаете нужным.

- Поменяйте руку и повторите то же самое.

7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на разви-тие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др., развитие саморегуляции.

Примеры функциональных упражнений.

Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противопо-ложной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавли-ваться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым послед-ним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор об-суждает с группой трудности в выполнении упражнения.

Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Но-ги вместе – руки врозь. Ноги врозь – руки вместе. Ноги вместе – руки вместе. Ноги врозь – руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

8. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.

Примеры коммуникативных упражнений.

9. Упражнения для релаксации.

Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Все упражнения использовались как в совокупности и представляли собой комплекс психомоторной гимнастики (имели чёткую структуру с риту-алом начала занятия, релаксацией, ритуалом окончания, так и выступали элементом непосредственной образовательной деятельности, применялись в режимных моментах.

– зарядка или утренняя совместная деятельность (5-7 мин.) – ползательные, дыхательные, пространственные упражнения, растяжки;

– физминутка (во время занятия, 1-2 мин.) – глазодвигательные упражнения, или на развитие межполушарного взаимодействия;

– игры на свежем воздухе (лето до 20 минут, зима – 10 минут) – простран-ственные упражнения, коммуникативные и игры на регуляцию движения;

– пробуждение (2-3 минуты) – дыхательные упражнения, растяжка.

Имеют как немедленный, так и накапливающийся эффект для повыше-ния умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных про-цессов.

Применение данного метода позволяет:

Улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представ-ления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить рабо-тоспособность к произвольному контролю.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определё нные условия:

• Занятия проводятся по 10-15 минут.

• Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

• Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

• От детей требуется точное выполнение движений и приёмов

• Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.

• Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осозна-ния субъективных признаков изменений, после этого обучать дошколь-ников.

Рекомендую коллегам освоить этот метод коррекции и внедрять его в работе с детьми.

Есть ограничения : дети с эпилептической готовностью, дети с психиат-рическими проблемами, генетическими синдромами, сердечной недоста-точностью, астмой нуждаются в сопровождении врача.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.


В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов).

Ключевые слова: нейропсихологические методы, нейропсихологические игры и упражнения, дети с общим недоразвитием речи.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ОНР. У рассматриваемой категории детей отмечаются следующие особенности в психическом развитии: сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность, неустойчивость; ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации; неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Речь состоит преимущественно из существительных и глаголов; наблюдаются трудности в использовании и подборе антонимов и синонимов; отмечается ограниченный словарный запас; допуск ошибок при изложении логической последовательности событий [3].

Рассмотрим подробнее нейропсихологические упражнения:

– Письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);

– Раскрашивание двумя руками (подбор в соответствии с лексической темой занятия);

– Письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв.

Раскроем следующие нейропсихологические игры:

Обобщив вышеизложенное, следует отметить, что логопедические занятия, основанные на нейропсихологическом подходе, положительно влияют на психическое развитие, включая речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда подтверждается следующими результатами: у детей с ОНР отмечается повышение познавательного интереса к занятиям, работоспособность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, повышение концентрации внимания и его устойчивости, памяти, улучшение восприятия, развитие речи, мышления, силы, равновесия, подвижности, формирование усидчивости, совершенствование графомоторных навыков.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, заданный звук, игра, общее недоразвитие речи, ребенок, занятие, левая рука, нейрологопедическое обследование, рука, ход игры.

sandwich-btn

Всего добавлено работ:

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.02.2022 года.

Теперь без регистрации

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Викторины для дошкольников и младших школьников

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

В разработке (80% готовности)

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

В разработке (80% готовности)

"Нейроигры в роботе с детьми младшего дошкольного возраста". Консультация для родителей

Дата публикации: 26.11.21

Автор:
Медведева Мария Анатольевна воспитатель, МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №2 р.п.Култук", Россия, Иркутская область, Слюдянский район, п.Култук

Способы оплаты

Линии

© 2022 Педагогика XXI век
Центр организации конкурсов и олимпиад

При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Организатор конкурса "Педагогика XXI век. Инновации в действии" Всероссийское СМИ " Педагогика XXI век. Инновации в действии ".

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 64909 от 16.02.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор Артемьев А.В., адрес редакции: Курганская обл., Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д. 3

Читайте также: