Неделя шахмат в школе

Обновлено: 07.07.2024

Что такое шахматы? Что такое шахматная игра? Что такое игра в шахматы? Может показаться, что речь идет об одном и том же. Но это не так. Шахматы- важная часть человеческой культуры.

Шахматная игра – небольшая частичка шахматной культуры. Игра в шахматы – наиболее распространенная форма общения шахматистов.

Что такое шахматы сегодня? Игра, спорт, зрелище? Однозначный ответ дать нельзя, каждый любитель сам создает для себя оптимальную модель игрового поведения и соответственно, оценивает своё отношение к шахматам. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости и удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; способствует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность. Поэтому начинать обучение этой мудрой игре нужно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для детей.

Понедельник был днем отрытые и проведение викторины для детей 2,3,4 классов.

Победителями и призёрами стали:

Чумаченко Артем 2 класс-1 место, Сафаров Тимур 4 класс -1 место, Болобан Арина 4 класс -2 место, Мельников Семён 4 класс -2 место, Коновалова Юлия 4 класс-2 место, Досужев Данил 3 класс-2 место, Боловайкин Никита 2 класс-2 мест, Ивохин Степан 2 класс-3 место, Тараковская Анна 3 класс-3 место,

Захаров Михаил 3 класс-3 место, Акатьев Эдуард 4 класс-3 место.

Кречмар Александр и Боровиков Матвей заняли 1 место,

Шарыкин Денис и Агафонов Арсений -2 место, а Корнилов Никита -3 место.

В завершении дня состоялся турнир, в котором приняло участие 10 человек. Ребята были настроены очень серьезно, и каждый хотел выиграть. Но, как и в любом соревновании, здесь оказались как победители, так и проигравшие.

Коробейщиков Андрей 11 класс занял 1 место,

Боловайкин Артур 8 класс -2 место,

Хребтов Андрей 7 класс-3 место.

Братухин Никита 0 класс-1 место, Боровикова Елизавета 4 класс-2 место, Болобан Арина 4 класс-3 место.

Чтобы помочь педагогам и самой себе в проведении занятий по обучению детей игре в шахматы, мною разработаны и размещены на Современном Учительском Портале материалы к занятиям кружка "Шахматная школа". Надеюсь, что данные разработки будут востребованы педагогами.



Рекомендации:

Просто отлично! Я не вела такой курс, но теперь очень хочется попробовать. Сама играю в шахматы с детства, участвовала в первенстве института представляла наш факультет.
У нас в институте был такой предмет "Шахматы".

А я не могу похвастаться тем, что являюсь хорошей шахматисткой. Просто в нашем регионе ввели обязательный шахматный всеобуч в начальных классах. Желающих преподавать азы шахматной игры в нашей школе не нашлось. Вот и пришлось изучать мне вместе с детьми эту мудрую науку. Обещают послать на курсы повышения квалификации по данной проблеме.

Я оказалась в сзодной ситуации. Но до предложения вести внеурочку по шахматам год водила своего ребенка на кружок. Вместе делали домашние задания и осваивали игру. Теперь я сама преподаю. Было сложно, перелопачено столько информации! Но Вами просто восхищена: сделать на каждый урок презентацию, да еще какую! А я сейчас готовлю Шахматный праздник для первоклашек. Как только напишу сценарий, обязательно поделюсь. Спасибо Вам огромное за Ваш опыт.

Ольга Викторовна! Спасибо Вам за такую прекрасную методическую помощь, как разработка целого курса шахматной школы! Набираю первый класс-обязательно возьму для них эти внеурочные занятия. Презентации-просто супер!

Ольга Викторовна! Вы помогли мне очень серьезно. Ваша разработка просто отличная. Теперь мои занятия с изюминкой. Спасибо за творчество.

Кружок "Шахматная школа" у нас ведется во всех начальных классах по 1 ч в неделю в рамках внеурочной деятельности. Планируется продолжать шахматный всеобуч и в 5-6 классах. В сентябре 2017 г ожидаются курсы повышения квалификации для педагогов, ведущих шахматные занятия.

Я в восторге от Ваших презентаций и курса в целом. Когда лет 5 назад ( до декрета) я вела 1 год шахматы, то у меня не было ни компьютера , ни проектора. Все на пальцах. Покупала доски бумажные, вырезала фигурки, также весь раздаточный материал. Увидев Ваши разработки я . слов нет, как я обрадовалась ( так как в этом году тоже предложили вести кружок "шахматы"). СПАСИБО!!

Большое спасибо! Впервые стала вести этот кружок. Как нашла Ваши разработки- просто не было предела радости! Большое вам спасибо"

Благодарю за позитивные отзывы. Рада, что мои разработки пригодились педагогам в практической деятельности.

Ольга Викторовна!Хорошая разработка! По презентации есть не точности при пате."Посмотри на диаграмму. Чёрный король должен сделать ход, но нет такого хода, который бы не привёл к шаху. Это пат чёрным, белые выиграли."При пате нет
победителей.

Ольга Викторовна! Какая вы умница!! Просто восторг! Скачаю ВСЁ. Неоценимая помощь в проведении занятий. Огромнейшее Вам спасибо за щедрость.
С благодарностью, Коломенская В.Г.






В 2012-2013 учебном году Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области во всех общеобразовательных учреждениях региона в рамках внеурочной деятельности был введен обязательный шахматный всеобуч для обучающихся 1-2 классов.

Чтобы помочь педагогам и самой себе в проведении занятий по обучению детей игре в шахматы, мною разработаны и размещены на Современном Учительском Портале материалы к занятиям кружка "Шахматная школа". Надеюсь, что данные разработки будут востребованы педагогами.

Здравствуйте, ребята. Я хочу вам предложить отгадать одну загадку:

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
(Шахматы)
Автор: А. Романовских



Ответ: кавалерия, пехота, колесница

Задание 1 тура
Название фигур мы с вами узнали. А как называлась сама игра?



Король – самая важная фигура на шахматной доске, до 15 века он назывался шахом. Ферзь – самая сильная фигура. Во Франции её называют дамой, в Англии королевой, а раньше в разных странах её называли и министром, и князем, и советником. Ладью иногда называли башней, а ещё у неё есть второе название – тура. Конь тоже в некоторых странах назывался всадником или рыцарем.
Давайте отгадаем загадки про фигуры и узнаем, кто же станет участниками второго тура.

Только прямо я хожу,
Верно королю служу.
Да и пешкам помогаю,
Лучше всех их защищаю.
(Ладья)

Я ладье по силам равен,
Но, увы, слабей ферзя.
И сойти с диагонали
Мне, друзья, никак нельзя.
(Слон)

Потихоньку я шагаю,
Как могу, так помогаю.
А ещё могу мечтать
Ферзем непременно стать.
(Пешка)

Задание 2 тура.
Мы уже говорили, что слон для всех с самого начала возникновения шахмат был слоном. Правда, у нас иногда его называют офицером. Но в Англии его называют по-другому, из-за того, что верхняя часть шахматного слона напоминает один головной убор.


Верхняя часть шахматного слона напоминает головной убор епископа – митру, поэтому англичане его и называют епископом.

Игра в шахматы настолько популярна, что часто её можно встретить и в литературных произведениях.
Сейчас с помощью литературной викторины мы узнаем участников третьего тура.
1. Какой герой Эдуарда Успенского любил играть в шахматы? (Крокодил Гена)
2. Как звали девочку, которой в Зазеркалье удалось принять участие в игре в гигантские шахматы? (Алиса)
3. Как звали героя, который в борьбе за философский камень вынужден был, рискуя с друзьями жизнью, сыграть в кошмарную игру в Волшебные шахматы. (Гарри Поттер)

Задание 3 тура
Как звали друга Незнайки, героя повести Носова, который очень любил ходить в клетчатых костюмах.



Игра со зрителями.
Шахматы – это не просто игра, это ещё и вид спорта. На весь мир известны имена шахматных чемпионов: Александр Алёхин, Михаил Ботвинник, Роберт Фишер, Михаил Таль, Борис Спасский, Владимир Крамник и многие другие.
Шахматы требуют выносливости. Недаром выдающиеся шахматисты — хорошие спортсмены. Чемпион мира 30-х годов голландец Макс Эйве выступал на любительском ринге, принимал участие в автогонках. Гарри Каспаров увлекается футболом, плаванием, велосипедом и легкой атлетикой. А какой вид спорта любит Анатолий Карпов?



А закончить нашу игру я хочу стихами Ирины Седовой

Шахматы — это интересно,
И для головы полезно,
Шахматы — это обучение,
Шахматы — это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей.

Подружитесь с шахматами, и ваша жизнь заиграет новыми красками, а 20 июля – Международный день шахмат станет и вашим праздником!

Нажмите, чтобы узнать подробности


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

Уровень программы: продвинутый
Возраст обучающихся: 11-14 лет

Срок реализации: 3 года

педагог дополнительного образования

Комплекс основных характеристик дополнительной

общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Цель, задачи, ожидаемые результаты

Содержание программы

Комплекс организационно педагогических условий

Календарный учебный график

Условия реализации программы

Формы аттестации

Оценочные материалы

Методические материалы

Список литературы

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года.

Устав МОУ Шуваевской ООШ.

Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года.

ХХI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать ее и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь возрастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на занятиях знаний, выработке у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать ее.

Актуальность:

Игра в шахматы способствует развитию различных когнитивных функций обучающихся, в том числе их мыслительных способностей и интеллектуального потенциала. Мыслительные способности совершенствуются благодаря самостоятельному обдумыванию ходов и анализу в ходе партии. Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности и силы ума. Шахматная игра является благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения подростков. Овладевая способами волевой регуляции, они приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия оптимальных решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.

Особенно важно, что обучение детей подросткового возраста игре в шахматы позволяет предотвратить возникновение в дальнейшем асоциального поведения, приобретение нежелательных антисоциальных тяготений и привычек. Для подростков шахматы являются интеллектуальной формой проведения досуга.

Педагогическая целесообразность:

Новизна и отличительная особенность данной программы:

- возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста и уровня подготовленности;

- высокая степень травмобезопасности.

Вид программы: модифицированная программа.

Направленность программы: естественнонаучная.

Адресат программы: программа направлена на обучение детей 11-14 лет.

Срок и объем освоения программы:

3 года, 120 педагогических часов, из них:

1 год обучения – 2021-2022 учебный год,

1 и 2 год обучения – 2022-2023 учебный год,

1-3 годы обучения - 2023-2024 учебный год;

1 год – 40 часов.

Всего – 40 часов.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастная группа.

Режим занятий:

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Шахматы в школе.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей подросткового возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

-массовое вовлечение подростков в шахматную игру;

-приобщение учащихся основной школы к шахматной культуре;

-открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

-выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.

Образовательные задачи способствуют:

-приобретению знаний из истории развития шахмат;

-постижению знаний в области шахматной игры, получению представлений о различных тактических приёмах;

-углублению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

-изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

-представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

-первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

-приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

-воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

-формированию у подростков устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям;

- формированию уважения к чужому мнению.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества. Которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- владение способом структурирования шахматных знаний;

- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

- умение находить необходимую информацию;

- способность совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно – следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнера (собеседника);

- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.

В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся основной школы должны:

- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

– правила техники безопасности во время занятий;

– историю возникновения и развития шахматной игры;

– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;

– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;

– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

К концу первого года обучающиеся должны:

- знать правила разыгрывания дебюта;

- иметь навыки техники расчёта вариантов;

- знать основы стратегического преимущества;

- знать специфику открытых и полуоткрытых линий;

- находить и решать различные шахматные комбинации;

- иметь элементарные навыки разыгрывания пешечных окончаний;

- уметь длительно концентрировать внимание во время шахматной партии.

К концу второго года обучающиеся должны:

- знать историю возникновения шахматных дебютов;

- знать основы начала шахматной партии и особенности игры в ней;

- знать приёмы развития атаки на короля в разных стадиях шахматной партии;

- умение применять на практике приёмы подключения ладьи к атаке на короля соперника;

- иметь элементарные навыки разыгрывания слоновых окончаний;

- уметь применять на практике тактические и стратегические средства шахматной борьбы.

Читайте также: