Недельная учебная нагрузка учащихся школ должна соответствовать тест

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Шоенова Дари, ученица 10А класса РБНЛИ№1, научный руководитель: Алексеева Ирина Михайловна учитель биологии РБНЛ-И№1

Здоровье школьника, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной мере определяется внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для учеников основной средой является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Поэтому, особое значение имеет рациональная организация процесса образования. Несомненное значение имеет правильно составленное расписание учебных занятий и гигиенически оптимальная организация труда и отдыха, чередующая уроки и перемены недели учебы и каникул. Актуальность моего исследования в том, что до настоящего времени наблюдается неблагоприятное воздействие нерациональной учебной и внеучебной деятельности на здоровье детей.

Цель моей работы : оценить общую учебную и внеучебную нагрузку учащихся РБНЛ-И №1 и школы № 32 г. Улан-Удэ и сравнить полученные данные с санитарно - гигиеническими нормами.

Исходя из цели, поставлены задачи:

Определить динамику недельной учебной нагрузки (количество уроков, дополнительных занятий, индивидуальных занятий в неделю.)

Определить недельную внеучебную нагрузку.

Определить продолжительность отдыха учащихся (внеучебные занятия, прогулка и сон).

Выяснить рациональность расписания уроков с учетом трудности предметов.

I. Основная часть.

1. Методика работы. Использовались анкеты №1 и№2, разработанные М. Безруких (Приложение №1-4), в которых оценивается общая учебная (школьная и внешкольная нагрузка) и режим дня. В анкетировании участвовали учащиеся 10 класса (50 человек) двух школ №32 и РБНЛ-И №1.

2.Общая учебная (школьная и внешкольная) нагрузка

Показателями эффективной организации учебного процесса и в то же время факторами риска являются:

рациональность организации процесса;

общая учебная нагрузка, чрезмерная нагрузка;

внеучебная нагрузка или перегрузки;

организация режима дня, учебных и внеучебных занятий;

Гигиенические условия организации учебного процесса содержатся в Санитарных правилах и нормах и должны соблюдаться каждым образовательным учреждением. Соблюдение гигиенических требований к состоянию, содержанию и оснащению школы - очень важный фактор, он оказывает серьезное влияние на функциональное состояние ученика, его работоспособность, здоровье. Даже такая на первый взгляд мелочь, как проветривание помещений на перемене, важна и необходима, т.к. объем кислорода в классной комнате за урок резко снижается, а углекислый газ накапливается. Занятия в непроветренном помещении ухудшают кровоснабжение мозга, снижает работоспособность, утомление организма в таких условиях возникает быстрее. Не менее важна хорошая освещенность класса, рабочего места каждого ученика. Недостаточное освещение не только очень быстро вызывает резкое зрительное утомление, но и существенно снижает общую работоспособность. В последние годы мало внимания уделяется подбору школьной мебели, соответствующей росту детей.

Несоблюдение гигиенических норм даже при рациональной организации учебного процесса снижает его эффективность и качество обучения.

Средняя суммарная дневная нагрузка определяется делением суммы нагрузки у всех учащихся на количество учащихся.

Получив данные о ежедневной учебной нагрузке в течение недели, можно определить недельную учебную нагрузку (в школе и дома.) Данные о недельной учебной нагрузке можно сопоставить с нормативами, регламентированными СанПиНами. Для такого сравнения мы приводим данные максимально допустимой (недельной) нагрузки. Сюда следует включать не только уроки, но и дополнительные, и факультативные занятия, и время на приготовление домашних заданий. Выяснилось, что недельная нагрузка учеников составляет 60-68 часов при норме 57 (36 – уроки, 21 –домашние задания), а если сравнивать с продолжительностью рабочего дня взрослых - превышение нагрузки в неделю, например, у учащихся РБНЛ-И

№ 1 составляет 26 часов.

Сравнивая данные об учебной нагрузке в школе полученные по каждому ученику, классам, школе с нормативами, я определила количество учащихся, имеющих дневной и недельный объем школьной нагрузки, соответствующий нормативам. В среднем, учащиеся школы №32 имеют нагрузку приблизительно соответствующую норме - 60 часов.

Полученные в ходе моего анализа данные позволяют сравнивать разные виды нагрузок, проследить: насколько меняется школьная нагрузка обычного класса (не профильного) от нагрузки лицейского (профильного класса) - если учащиеся школы №32 тратят 17 часов на домашнее задание, то ученики РБНЛ-И №1 – 24 часа. Среди предметов, на выполнение которых тратится основное время – алгебра, английский, физика, литература.

При анализе учебной нагрузки по дням недели выяснилось, что суточное превышение нормы составляет от 1 до 4 часов в лицее, а в школе № 32 до 1 часа, хотя в целом наблюдается снижение нагрузки от понедельника до субботы. (Приложение №1-2)

3.Оценка внеучебной деятельности.

Однако, любая нагрузка должна составлять только часть дня любого ребенка. Дети не должны проводить весь день за партой и письменным столом, забывая об отдыхе, занятиях по интересам, чтении, прогулках. Анализ режима дня для школьников показывает, что большая часть из них практически не бывает на воздухе, недостаточно спит, почти не занимается спортом, а каждый четвертый старшеклассник проводит за компьютером по 4-6 часов в неделю. Для анализа общего режима дня и внеучебных занятий используется анкета№2.(Приложение №3)

Продолжительность сна - важный показатель рациональной организации режима. Полноценный сон позволяет ребенку снять утомление, восстановиться. Сокращение ночного сна на 1-1,5 часа резко снижает работоспособность. Среди детей, выдерживающих нормативы ночного сна и пребывания на воздухе, меньше болеющих, меньше детей с хроническими заболеваниями и расстройствами нервно-психической сферы. По диаграмме можно выяснить, что учащиеся лицея недосыпают 1,86 часа, а школы - 1,3 часа. (Приложение №4-5)

Продолжительность сна учащихся

Возрастные нормативы продолжительности прогулок на воздухе (в астрономических часах)

На прогулки ученикам лицея остается 0,9 часа, что ниже на 1,6 часа, школы (2,42) часа, что соответствует норме.

Анкета №2 позволяет выявить предпочтения школьников при выборе занятий по интересам, понять, как распределяется время в течение каждого дня. В сочетании с анализом учебной нагрузки это дает общую картину распределения времени на учебу и отдых, показывает, насколько рационально это распределение. Важно понять, не “съедает” ли учебная нагрузка все свободное время, когда школьники готовят уроки, не жертвует ли они отдыхом. Не менее важно знать, как используется свободное время школьников

Рис. Продолжительность отдыха учащихся в течение суток

4. Гигиеническая оценка расписания.

Я попробовала проанализировать, как распределяется учебная нагрузка в 10 химико - биологическом классе при 6-ти дневной учебной неделе в моей школе, учитывая все остальные параметры рациональной организации учебного процесса. Исходя из того что существует шкала трудности предметов для старших классов (по И.Г. Сивкову) определила количество баллов на каждый день недели.

Шкала трудности предметов для старших классов (по И. Г. Сивкову)

Выяснилось, что наиболее трудный для вхождения в учебу понедельник имеет самое большое количество баллов - 53 , а в четверг, когда происходит спад работоспособности, тоже увеличен суммарный объем нагрузки - 52 балла, когда как во вторник и среду - дни наибольшей продуктивности –баллы ниже. На диаграмме показано рациональное расписание уроков (как норматив) где кривая с одним подъемом – во вторник и далее идет снижение.

Также в расписании надо учитывать, как происходит падение активности в течение дня. Например, к четвертому уроку работоспособность падает, на пятом возрастает, на шестом падает снова. Поэтому наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими. Нельзя ставить два или три трудных урока подряд (физику, математику, иностранный язык) - лучше их чередовать с менее трудными (история, география). В расписании можно увидеть как распределены предметы по дням недели и насколько рационально оно составлено.

Не имеет значения

*Расчет КЕО в классе проектируемой школы производится при помощи:

Инсоляционной линейки или планшета

*Температура воды в ванне бассейна школы 26 град., в зале ванны температура воздуха в этом случае может быть:

Верно все перечисленное

Не рекомендуются при любой вместимости

Использовать в помещении общее освещение

+Пользоваться только местным источником света

Использовать местное освещение вместе с общим

Смотреть телепередачи в полной темноте

Любой вариант возможен

Меньше нормы для взрослых

+Больше нормы для взрослых

В зависимости от общей площади помещения

Любой вариант (в зависимости от профессии)

Наилучшего естественного освещения

+Наихудшего естественного освещения

Не имеет значения

Определения скорости движения воздуха

Измерения влажности и температуры

+Расчета эквивалентно-эффективной температуры

Оценки отопительной системы

Определения влажности, температуры, скорости движения воздуха, диоксида углерода в воздухе помещения

Гимнастическом зале, пищеблоке

*Высота помещений в проектируемых детских учреждениях и школах определяется расстоянием:

+От пола до потолка

От пола данного этажа до пола следующего этажа

+От пола данного этажа до перекрытия пола следующего этажа

Ориентации окон основных помещений

Архитектурно-планировочного решения помещений

Географической широты местности

+Верно все перечисленное

*Коэффициент затенения здания зависит от:

Высоты затеняющего здания

+Расстояния затеняющего здания до объекта

+Высоты затеняющего здания на уровне рабочего места до козырька крыши

+Децентрализованная подача воздуха

Одноразовая функциональная проба - 20 приседаний

Непрерывная ступенчатая повышающаяся нагрузка

Все перечисленное верно

Сокращение недельной учебной нагрузки

Усиление эстетической направленности учебного плана

+Сокращение произвольной двигательной активности детей

Сокращение длительности урока

Верно все перечисленное

Длительностью уроков и их организацией

Недельной учебной нагрузкой

Продолжительностью перемен и их организацией

Составлением расписания занятий

+Верно все перечисленное

Занятия только в 1-ю смену

Динамические занятия на воздухе после 2 или 3 урока

+Пребывание в группе продленного дня

Продолжительность урока 35 минут

Расписанию, утвержденному директором школы

Санитарным правилам по устройству и содержанию общеобразовательных школ

Верно все перечисленное

Четкое выполнение гигиенических рекомендаций по режиму дня, сокращение статического компонента в процессе учебных занятий и в свободное время

Увеличение динамического компонента в основных формах физического воспитания и трудового обучения

Внедрение внеурочных форм физического воспитания

Пропаганда активного образа жизни и физического воспитания в семье

За первые столы

На любое рабочее место

+Верно все перечисленное

Крайне неблагоприятной адаптации

Ни одним из перечисленных

+Удельному весу беговых упражнений

Снизить нагрузку всем

Прекратить выполнение упражнений детьми с признаками утомления

+Снизить для этих детей нагрузку

Достаточный по продолжительности отдых

Постепенность тренировочных нагрузок

+Возрастной ценз для зачисления детей и подростков в учебно-тренировочные группы по отдельным видам спорта

Благоприятные условия среды в местах занятий спортом

Не имеет значения

+Математика и пение

Труд и физкультура

История и физика

Химия и рисование

В зависимости от характера предмета

Сокращение длительности каждого урока

+Сокращение длительности перемен

Сокращение недельной учебной нагрузки

Усиление гуманитарной и эстетической направленности учебного плана

Дополнительный выходной день в середине недели (среда, четверг)

+Дополнительный выходной день в субботу

"День здоровья" в середине недели

Верно все перечисленное

Хронометраж с секундными отрезками

Продолжительность урока 35 мин.

Проведение 2 физкультурных пауз в течение 1 урока

Динамическая пауза после 2-3 уроков

+Подготовка домашних заданий

Усиление гуманитарной направленности учебного плана

+Интенсификация умственного труда

Изменение (улучшение) программ обучения

Сокращение недельной учебной нагрузки

Верно все перечисленное

Обучение в спортивном клубе

Уровень физической подготовленности

+Верно все перечисленное

Приспособляемости организма учащихся к физической нагрузке

Состояние костно-мышечной системы

Оценка состояния здоровья

Снятия сонного торможения

Улучшения осанки за счет всех мышечных групп

Совершенствования функции дыхания

+Обучение основным движениям

Мастер производственного обучения

Медицинские работники школы

Любой из перечисленных

Подвижная игра на прогулке

Самостоятельная игровая деятельность

+Присутствия на занятии всей группы

Занятий с половиной группы

Движений и игр подражательного характера

Продолжительности занятия 15-20 минут

+Величину нагрузки и приспособляемость к ней организма

Состояние сердечно-сосудистой системы

Состояние дыхательной системы

Развитие физических качеств, важных для избранной профессии

Формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных навыков

Повышение устойчивости организма к внешним воздействиям

Воспитание специфических физических, волевых и других качеств

+Верно все перечисленное

Вводную часть урока физкультуры

Основную часть урока физкультуры

Заключительную часть урока физкультуры

+Верно все перечисленное

90-100 ударов в минуту

110-120 ударов в минуту

130-140 ударов в минуту

+140-160 ударов в минуту

Не имеет значения

Оснащение спортивной базы школы

Организация занятий с уч-ся специальной медицинской группы

Организация своевременных и регулярных медицинских осмотров уч-ся

Осуществление ежедневного контроля за работой по физическому воспитанию

+Ответственность за выполнение учебной программы по физвоспитанию

Зам. директора школы

Урок физической культуры

+Среду и четверг

+Дневная прогулка после занятий в школе длительностью 2,5 часа

Дневная (1,5 часа), вечерняя перед сном (0,5часа)

Утренняя (15 минут), дневная (1,5 часа)

Утренняя (15 минут), на большой перемене (20 минут), дневная (1,5 часа) и вечерняя (30 минут)

Суточная двигательная активность дошкольника восполняется в большей мере во время:

2.занятий в спортивных секциях

3.подвижных игр на воздухе

4.занятий по физическому воспитанию по программе ДО

5.все вышеперечисленное верно

Вопрос N: 461

Физическое развитие детей и подростков зависит:

1.от биологических факторов

2.от социальных факторов

3.от состояния здоровья

Вопрос N: 462

При оценке взаимного расположения профессионального колледжа и базового предприятия определяющим является:

1.время транспортно-пешеходной доступности базового предприятия

2.размер санитарно-защитной зоны базового предприятия

3.возможность инсоляции участка и здания профессионального колледжа

4.господствующее направление ветров

5.все вышеперечисленное верно

Вопрос N: 463

Предельная учебная нагрузка для учащихся 5-8 классов составляет:

Дос­та­точ­ность пло­ща­ди учеб­но-про­из­вод­ст­вен­ных мас­тер­ских про­фес­сио­наль­но­го колледжа оце­ни­ва­ет­ся с по­мо­щью:

1.рас­че­та пло­ща­ди на 1 уча­ще­го­ся и срав­не­ния ее с нор­ма­тив­ной

2.рас­че­та пло­ща­ди на 1 ра­бо­чее ме­сто и срав­не­ния ее с нор­ма­тив­ной

3.уче­та дос­та­точ­но­сти ко­ли­че­ст­ва ра­бо­чих мест и со­блю­де­ния раз­ры­вов ме­ж­ду ни­ми

4.уче­та дос­та­точ­но­сти ко­ли­че­ст­ва ра­бо­чих мест и со­блю­де­ния раз­ры­вов ме­ж­ду ни­ми с уче­том ви­да и га­ба­ри­тов обо­ру­до­ва­ния

5.все вышеперечисленное верно

Оп­ти­маль­ная ори­ен­та­ция для класс­ных ком­нат об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ, школ-ин­тер­на­тов:

Ве­ду­щим ме­то­дом при изу­че­нии про­цес­са чте­ния (дви­же­ния глаз) яв­ля­ется :

1.оп­ре­де­ле­ние кри­ти­че­ской час­то­ты слия­ния све­то­вых мель­ка­ний

5.все вышеперечисленное верно

Школь­ная ме­бель де­лит­ся на груп­пы с уче­том:

3.со­стоя­ния здо­ро­вья де­тей

4.дли­ны те­ла де­тей

5.все вышеперечисленно верно

П ри пра­виль­ном рас­са­жи­ва­нии уча­щих­ся в клас­се учи­ты­ва­ет­ся:

1.дли­на те­ла уча­ще­го­ся, со­стоя­ние ор­га­нов слу­ха и зре­ния, склон­ность к про­студ­ным за­бо­ле­ва­ни­ям

2.дли­на те­ла уча­ще­го­ся, склон­ность к про­студ­ным за­бо­ле­ва­ни­ям, ус­пе­вае­мость

3.дли­на те­ла уча­ще­го­ся, за­бо­ле­ва­ние ор­га­нов слу­ха и зре­ния, склон­ность к про­студ­ным за­бо­ле­ва­ни­ям, ус­пе­вае­мость, же­ла­ние уча­ще­го­ся

При длительной работе с ПЭВМ наиболее выраженные изменения у детей и подростков отмечаются в состоянии:

5.все вышеперечисленное верно

Для изучения умственной работоспособности детей старшего дошкольного возраста следует использовать:

1.корректурную буквенную пробу

4.корректурную фигурную пробу

Ме­ро­прия­тия, на­прав­лен­ные на про­фи­лак­ти­ку пе­ре­утом­ле­ния, це­ле­со­об­раз­но проводить:

1.в фа­зе вра­ба­ты­вания

2.в фа­зе ус­той­чи­вой ра­бо­то­спо­соб­но­сти

3.в фа­зе сни­же­ния ра­бо­то­спо­соб­но­сти – зо­не неполной ком­пен­са­ции

4.в фа­зе сни­же­ния ра­бо­то­спо­соб­но­сти – зо­не ко­неч­но­го по­ры­ва

5.в фа­зе сни­же­ния ра­бо­то­спо­соб­но­сти – зо­не про­грес­сив­но­го па­де­ния ра­бо­то­спо­соб­но­сти

Ос­нов­ным ме­то­дом изу­че­ния ор­га­ни­за­ции за­ня­тий школьников яв­ля­ется:

1.ис­сле­до­ва­ние ла­тент­но­го пе­рио­да зри­тель­но-мо­тор­ной ре­ак­ции до- и по­сле за­ня­тий

2.ис­сле­до­ва­ние ум­ст­вен­ной ра­бо­то­спо­соб­но­сти с по­мо­щью кор­рек­тур­ных проб до и по­сле за­ня­тий

3.ис­сле­до­ва­ние субъ­ек­тив­но­го со­стоя­ния с по­мо­щью тес­та САН (самочувствие, активность, настроение) до- и по­сле за­ня­тий

5.изу­че­ние вы­жи­вае­мо­сти зна­ний по­сле уро­ка

Определение готовности к систематическому обучению в школе должно проводиться:

1.однократно, непосредственно перед поступлением в школу

2.однократно за год до поступления в школу

3.двукратно - за год до поступления и непосредственно перед поступлением в школу

4.двукратно - за 2 года до поступления и непосредственно перед поступлением в школу

5.все вышеперечисленное верно

Факторы, вызывающие напряжение функциональных систем организма ребенка при поступлении в школу:

1.изменение динамического стереотипа

2.снижение двигательной активности

3.повышение статической нагрузки

4.усложнение дисциплинарных требований

5.все вышеперечисленное верно

Об­лег­чен­ным днем в рас­пи­са­нии учеб­ных за­ня­тий для уча­щих­ся первых клас­сов дол­жен быть:

Трудовая деятельность подростков на постоянной основе разрешается:

Труд подростков на временных работах в свободное от учебы время допускается:

Первая врачебно-профессиональная консультация должна быть проведена:

1.при поступлении в школу

5.при поступлении на работу или в начале профессионального обучения

Гигиенически рациональным является непрерывная продолжительность учебных занятий в школе не более:

По­ка­за­ни­ем к на­ча­лу физ­куль­тур­ных ми­нут на уро­ке яв­ля­ет­ся:

1.20-я ми­ну­та 45 ми­нут­но­го уро­ка

2.30-я ми­ну­та 45 ми­нут­но­го уро­ка

3. по­яв­ле­ние пер­во­на­чаль­ных при­зна­ков утом­ле­ния у от­дель­ных уча­щих­ся

4.по­яв­ле­ние пер­во­на­чаль­ных при­зна­ков утом­ле­ния у боль­шин­ст­ва уча­щих­ся

5.все вышеперечисленное верно

Оценка эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводится по показателям:

1.моторной плотности занятия

2.общей плотности занятия

3.среднего уровня частоты сердечных сокращений

Ги­гие­ни­че­ски эф­фек­тив­ным для школь­ни­ков ос­нов­ной ме­ди­цин­ской груп­пы яв­ля­ет­ся урок физ­куль­ту­ры, ха­рак­те­ри­зую­щий­ся сле­дую­щи­ми по­ка­за­те­ля­ми:

1.мо­тор­ная плот­ность – 60%, мак­си­маль­ный при­рост пуль­са – 50%,

вос­ста­нов­ле­ние его к кон­цу уро­ка

2.мо­тор­ная плот­ность – 80%, мак­си­маль­ный при­рост пуль­са – 100%,

вос­ста­нов­ле­ние его на 3-й ми­ну­те по­сле уро­ка

3.мо­тор­ная плот­ность – 80%, при­рост пуль­са – 110%, вос­ста­нов­ле­ние его на 7-й ми­ну­те по­сле за­ня­тия

4.мо­тор­ная плот­ность – 50%, при­рост пуль­са – 100%, вос­ста­нов­ле­ние его на 6-й ми­ну­те по­сле за­ня­тия

5.все вышеперечисленное верно

За­ня­тия с уча­щи­ми­ся под­го­то­ви­тель­ной груп­пы фи­зи­че­ско­го вос­пи­та­ния ор­га­ни­зу­ют­ся:

1.вме­сте с ос­нов­ной, по той же про­грам­ме, с той же нагрузкой, но без сда­чи нор­ма­тивов;

2.вме­сте с ос­нов­ной, по той же про­грам­ме, но со сни­же­нной на­груз­кой и без сда­чи нор­ма­ти­вов

3.вме­сте с ос­нов­ной, но по сво­ей про­грам­ме

4.вне сет­ки рас­пи­са­ния, по сво­ей про­грам­ме

5.все вышеперечисленное верно

При организации занятий в бассейне ДО рекомендуется:

1.промежуток времени между занятием и прогулкой должен быть не менее 50 минут

2.промежуток времени между занятием и прогулкой значения не имеет

3.холодовая нагрузка (проплывание под холодной струей, холодный душ) должна проводиться в начале занятия

4.посещение бассейна возможно только при наличии разрешения педиатра

Для тренировки ключевых профессионально значимых функций учащимся, осваивающим профессии радиотехнического и электронного производства следует рекомендовать занятия такими видами спорта, как:

1.баскетбол, настольный теннис

2.бег, лыжный спорт

3.спортивная гимнастика, акробатика

4.борьба вольная и классическая

Био­ло­ги­че­ский воз­раст это:

1.пе­ри­од, про­жи­тый ре­бен­ком от ро­ж­де­ния до мо­мен­та об­сле­до­ва­ния

2.со­во­куп­ность мор­фо-функ­цио­наль­ных свойств ор­га­низ­ма,

за­ви­ся­щих от ин­ди­ви­ду­аль­но­го тем­па рос­та и раз­ви­тия

3.пе­ри­од от за­ча­тия до мо­мен­та об­сле­до­ва­ния

4.пе­ри­од от за­ча­тия до мо­мен­та ро­ж­де­ния

5.все вышеперечисленное верно

Од­но­род­ная ста­ти­сти­че­ская со­во­куп­ность дан­ных для рас­че­та стан­дар­тов фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия от­би­ра­ет­ся по сле­дую­щим при­зна­кам:

1.год ро­ж­де­ния, здо­ро­вье, пол, от­сут­ст­вие за­бо­ле­ва­ний в те­че­ние го­да,

ме­сто жи­тель­ст­ва, со­ци­аль­ное по­ло­же­ние ро­ди­те­лей

2.воз­раст, пол, ме­сто жи­тель­ст­ва, от­сут­ст­вие за­бо­ле­ва­ний в те­че­ние го­да,

3.воз­раст, пол, эт­ни­че­ская груп­па, ме­сто жи­тель­ст­ва, здо­ро­вье

4.здо­ро­вье, пол, год ро­ж­де­ния, на­цио­наль­ность ро­ди­те­лей, ме­сто жи­тель­ст­ва

5.все вышеперечисленное верно

Ме­то­д оцен­ки фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия, при ко­то­ром наи­бо­лее пол­но

учи­ты­ва­ет­ся взаи­мо­связь дли­ны те­ла, мас­сы те­ла и ок­руж­но­сти груд­ной клет­ки:

1.ме­тод сиг­маль­ных от­кло­не­ний

2.ме­тод шкал рег­рес­сии

3.ме­тод цен­тиль­ных шкал

4.ме­тод рас­пре­де­ле­ния чис­лен­но­сти со­че­та­ния при­зна­ков

5.все вышеперечисленное верно

Основные признаки здоровья ребенка:

1.отсутствие на момент обследования болезней, нормальный уровень функций, гармоничное, соответствующее возрасту развитие

2.нормальный уровень функций, гармоничное, соответствующее возрасту развитие

3.отсутствие на момент обследования болезней, нормальный уровень функций гармоничное, соответствующее возрасту развитие, гармоничное, соответствующее возрасту развитие

4.отсутствие на момент обследования болезней

5.все вышеперечисленное верно

Общей закономерностью изменения степени влияния биологических и социальных факторов на нервно-психическое развитие ребенка является:

1.с возрастом уменьшение влияния биологических и увеличение влияния социальных факторов

2.с возрастом увеличение влияния биологических и уменьшение влияния социальных факторов

3.с возрастом увеличение влияния и биологических и социальных факторов

4.с возрастом уменьшение влияния и биологических и социальных факторов

5.степень влияния факторов с возрастом практически не меняется

Для определения длинников в антропометрических исследованиях у детей и подростков используется:

Для измерения диаметров в антропометрических исследованиях у детей и подростков используется:

Вопрос N: 493

К третьей группе здоровья относятся дети, имеющие:

1. функциональные отклонения

2. хронические заболевания в стадии компенсации

3. хронические заболевания в стадии декомпенсации

4. хронические заболевания в стадии субкомпенсации

Вопрос N: 494

Общеоздоровительная работа в детских дошкольных учреждениях включает всё кроме:

1. обеспечение рационального питания детей

2. изоляцию заболевшего ребенка

3. проведение закаливания и массажа

4. обеспечение оптимальной двигательной активности

5. обеспечение рационального режима дня

Вопрос N: 495

Работа, связанная с подъёмом и перемещением тяжестей в пределах допустимых для подростков, может занимать не более:

1. 2/3 рабочего дня

2. 1/2 рабочего дня

3. 1/3 рабочего дня

4. 1/4 рабочего дня

5. 1/5 рабочего дня

Вопрос N: 496

Помощник санитарного врача берет контрольные смывы на пищеблоке. Для контроля за санэпидрежимом не является показательными смывы, взятые:

2. с доски для нарезки вареных овощей

3. с доски для нарезки сырого мяса

4. со столовой посуды

Вопрос N: 497

Максимальное время доставки смывов в лабораторию для их исследования (с позиций достоверности результатов) должно составлять:

5. не имеет значения

Вопрос N: 498

Вы­да­ча пред­пи­са­ний, ка­саю­щих­ся са­ни­тар­но-эпидемиологического бла­го­по­лу­чия дет­ско­го на­се­ле­ния, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся:

3.ру­ко­во­ди­те­ля­ми уч­ре­ж­де­ний для де­тей и под­ро­ст­ков

4.ме­ди­цин­ски­ми ра­бот­ни­ка­ми уч­ре­ж­де­ний для де­тей и под­ро­ст­ков

5.все вышеперечисленное верно

Вопрос N: 499

Вы­да­ча са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ских за­клю­че­ний на пред­ме­ты дет­ско­го оби­хо­да осу­ще­ст­в­ля­ет­ся:

1.специалистами тер­ри­то­ри­аль­ных органов Рос­пот­реб­над­зо­ра

3.ру­ко­во­ди­те­ля­ми уч­ре­ж­де­ний для де­тей и под­ро­ст­ков

4.ме­ди­цин­ски­ми ра­бот­ни­ка­ми уч­ре­ж­де­ний для де­тей и под­ро­ст­ков

Вопрос N: 500

За­бо­ л е­ва­ния де­тей, на­хо­дя­щих­ся в лет­них оз­до­ро­ви­тель­ных уч­ре­ж­де­ни­ях, ча­ще все­го про­ис­хо­дят при на­ру­ше­нии ги­гие­ни­че­ских тре­бований:

1.по со­блю­де­нию ре­жи­ма дня

2.по ор­га­ни­за­ции фи­зи­че­ско­го вос­пи­та­ния

3.по ор­га­ни­за­ции тру­до­вой дея­тель­но­сти

4.по ор­га­ни­за­ции сна

5.по со­блю­де­нию са­ни­тар­но-про­ти­во­эпи­де­ми­че­ско­го ре­жи­ма пи­ще­бло­ка

Первого сентября начался новый учебный год и родителей волнует учебная нагрузка детей в школе, в том числе у учащихся первых классов. Управление Роспотребнадзора по Московской области в связи с этим разъясняет.

- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков;

- для обучающихся 2-4-х классов - не более 5 уроков;

- для обучающихся 5-6-х классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7-11-х классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таб. 3 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)*

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)**

при 6-ти дневной неделе, не более

при 5-ти дневной неделе, не более

Независимо от продолжительности учебной недели, не более

* Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

-для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

-для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

-для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков;

-для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

-учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

-использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый).

-рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

-обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

-дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: полдника и прогулок для всех учащихся; полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательных и активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Внести следующие изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10:

1. Пункт 1.3. изложить в редакции:

«Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.

Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

2. По всему тексту санитарных правил:

3. Пункт 3.8. дополнить абзацем вторым следующего содержания:

4. Пункт 3.13. исключить.

5. Пункт 4.1. дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

7. Абзац второй пункта 4.13. изложить в следующей редакции:

8. В пункте 4.21 абзац второй изложить в следующей редакции:

13. Первое предложение абзаца четвертого пункта 5.7. изложить в следующей редакции:

«5.19. Вместимость малокомплектных общеобразовательных организаций определяется заданием на проектирование.

5.19.1. При проектировании малокомплектных общеобразовательных организациях, обязательный набор помещений включает: гардероб; учебные кабинеты; столовую; санитарные узлы (раздельно для обучающихся и персонала); рекреации; помещение для хранения уборочного инвентаря; помещения медицинского назначения (кабинет врача для осмотра детей, процедурный кабинет); спортивный зал, помещение снарядной; административно-хозяйственные помещения, актовый зал и библиотеку. При спортивных залах оборудуются раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

5.19.2. Спортивный зал, столовая, технологические мастерские для мальчиков, гардероб размещаются на первом этаже. Допускается размещение гардероба в цокольном этаже задания.

При проектировании общеобразовательной организации помещения раздевальных при спортивном зале предусматриваются площадью не менее 14,0 каждая.

5.19.3. В составе производственных помещений пищеблока предусматриваются следующие помещения: обработки овощей, заготовочный и горячий цеха, моечная для раздельного мытья столовой и кухонной посуды.

Хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья должно осуществляться в помещениях кладовых (для овощей, сухих продуктов, скоропортящихся продуктов). При организации ежедневного поступления пищевых продуктов и продовольственного сырья допускается использование одного помещения кладовой.

5.19.4. Содержание и организация работы столовой в части объемно- планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания, в том числе формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, организации питьевого режима, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению необходимой документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся в организации*.

5.19.5. Поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра детей и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность.

Площадь кабинета врача предусматривается не менее 12 , процедурного - не менее 12 .

В помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.

Помещения должны иметь естественное освещение.

Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

17. Пункт 8.5. изложить в следующей редакции:

18. В пункте 10.1. абзац второй изложить в следующей редакции:

«Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

19. Пункт 10.5. изложить в редакции:

«Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 3.

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

Классы Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)* Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)**
при 6-ти дневной неделе, не более при 5-ти дневной неделе, не более Независимо от продолжительности учебной недели, не более
1 - 21 10
2 - 4 26 23 10
5 32 29 10
6 33 30 10
7 35 32 10
8 - 9 36 33 10
10 - 11 37 34 10
Примечание: * Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. ** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

23. Пункт 10.6. дополнить абзацами седьмым, восьмым, девятым, десятым и одиннадцатым следующего содержания:

«Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

- для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков;

25. Пункт 10.10. изложить в редакции:

«Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:

- полдника и прогулок для всех учащихся;

26. Название четвертой графы таблицы 5 пункта 10.18 изложить в следующей редакции:

27. Пункт 10.18. дополнить абзацами пятым, шестым и седьмым следующего содержания:

«Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

28. Пункт 10.20. изложить в следующей редакции:

29. Пункт 11.9 изложить в следующей редакции:

Обзор документа

Скорректированы Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Установлено, что на территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в т. ч. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Закреплено, что при проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются только в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.

При гардеробных теперь должны предусматриваться скамейки.

Установлены требования к малокомплектным общеобразовательным организациям.

До внесения изменений предусматривалось, что наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Теперь количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в т. ч. удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

Пересмотрены гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся.

Поправками допускается проведение сдвоенных уроков физкультуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

Определена продолжительность непрерывного использования компьютера с ЖК-монитором на уроках. Для 1-2 классов это не более 20 минут, для 3-4 классов - не более 25 минут, для 5-6 классов - не более 30 минут, для 7-11 классов - 35 минут.

Установлено, что должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при трудоустройстве и далее с периодичностью не реже раза в 2 года.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: