Не считать и не писать 10 навыков которые ребенок обязан освоить еще до школы

Обновлено: 05.07.2024

Хотя в государственные школы ребенка обязаны брать с нулевым уровнем подготовки к учебе, де-юре оказывается, что первоклассник должен хотя бы немного читать и считать в пределах 20.

Главное – делать все в игре и с удовольствием. Если что-то не получается или получается плохо, не настаивайте, а просто выберите другое занятие.

1. Учите работать с ножницами

Для начала — научите правильно их держать. Обратите внимание ребенка, что большой палец всегда забегает в маленькое отверстие.

Как только этот навык будет освоен, можно учиться резать все подряд: тонкие пласты пластилина, пластиковые трубочки, плотную бумагу. Материалы должны быть разной толщины и фактуры, это поможет ребенку лучше прочувствовать навык.

Следующий шаг — научите вырезать по линии.

Высший пилотаж — когда ребенок может вырезать по линии, нарисованной по спирали. Здесь требуется концентрация, слаженная работа обеих рук, когда одна режет, а вторая придерживает лист и поворачивает его с нужной скоростью.


Родители переживают перед школой о том, как ребёнок читает, считает или пишет. Но есть ещё огромное количество вещей, которые лучше усвоить до первого класса. Наш блогер, коуч Светлана Рерих, поделилась своим списком из 15 необходимых навыков.

Кажется, что ребёнок ещё такой маленький, что времени ещё так много. А жизнь так — оп, и 1 сентября. Оказывается, что ребёнок и этого не умеет, и этого не знает, и так не может… Если бы мам пускали в школу на уроки, половина класса бы так за ручку и ходила лет до 13. Потом бы дети просто сбежали из школы или из дома.

Позволить ребёнку самому что-то делать — огромное мамино достижение! Ещё есть время научить ребёнка элементарным, но обязательным для самостоятельной личности вещам. Например:

1. Говорить полными фразами

— Меня зовут Светлана Витальевна Рерих. А тебя?

— Меня зовут Антон Денисович Иванов.

— Очень приятно! Мне нравится смотреть, как садится солнце. А что нравится тебе?

— Мне нравится собирать цветные камешки на пляже.

Зачем?

  • Во-первых, хороший словарный запас ещё никому не мешал.
  • Во-вторых, у любого дела есть начало и конец, точка. Давайте тренировать способность видеть начало и идти к точке уже сейчас.
  • В-третьих, чтобы ответить, ребёнку придётся внимательно слушать вопрос.
  • В-четвертых, так можно вложить много полезной информации.

2. Быть самостоятельным

3. Управлять своим телом

Нет ничего более простого, чем научить ребёнка кататься на роликах и велосипеде, прыгать через скакалку, плавать, наконец. Тело — это то, чем ребёнок может руководить. Помните, как в детском саду: руки на пояс, ногу на пяточку? Если он научится управлять своим телом, он научится управлять собой. Если он научится управлять велосипедом, он поймёт, как его тело может влиять на другие механизмы.

4. Понимать, что такое время


10 нелепых ситуаций, в которых наверняка окажется первоклассник

5. Договариваться

Особенно те, в которых можно трогать, делать что-то самим, с лабораториями и мастер-классами. Если есть дома телевизор (ради бога, только не в детской и не в фоновом режиме!), пусть идут только познавательные каналы. О путешествиях (настоящих, а не с блогерами), животных, на английском языке. Всё, что входит в уши и голову ребёнка, должно быть ценным!

7. Любить поэзию

8. Рисовать

Это продолжение предыдущего пункта про творчество. Не умеете сами рисовать — цените то, что рисует ребёнок. Восхищайтесь. Берегите каждый рисунок. Устраивайте выставки. Домашние, для своих, но выставки. Принимайте участие в конкурсах во дворе или интернете. Проведите аукцион рисунков, и вместе с ребёнком отдайте заработанные средства на благотворительность или положите в его копилку (вместе решите, на что копите). Важно научить ребёнка создавать что-то ценное для него и для мира, научить видеть ценное в своих возможностях и талантах.

9. Готовить печенье

Овсяное, например. Чем это хорошо? Вы научите ребёнка соблюдению алгоритма действий, пониманию важности пропорций, контроля за количеством, качеством и собственным участием. Вот и будильник опять пригодится! Тут уже нельзя отвлечься на мультик, игру. Если ещё добавить смысла этому процессу, печенье превратится в радость сестрёнки, подарок для папы, угощение для друзей. Эмоции не купите никакими подарками!

10. Развивать внимание и память

Кто сказал, что нужно ходить на развивашки (да простят меня детские центры)? Развивать внимание и память нужно постоянно, а не два раза в неделю по часу в компании таких же дошколят. Окружите ребёнка лабиринтами, картами мира, картинками на сравнение, словами и буквами, математическими примерами. Что на стенах вашей детской? Плакаты из мультиков? Телевизор? Развитие мыслительных процессов и эмоционального интеллекта происходит постоянно. Силами папы и мамы.

11. Уделять внимание ритуалам

Про важность ритуалов написано и сказано много. Ритуалы — это определенный порядок действий. Для ребёнка это предсказуемость будущего, стабильность, заземленность. После обеда — сон. Вечером — сбор игрушек, ванна, пижама и чтение сказки. Введите ритуалы. Утренний, вечерний, выходного дня. Я наблюдала случаи, когда дети переставали грызть ногти после создания и соблюдения элементарного режима дня.

12. Считать деньги


7 детских вопросов про деньги и экономику, которые поставят в тупик даже взрослых

13. Читать как можно больше и чаще

Прочитали — обсудите. Спросите о главном герое. Как его зовут? Чем он занимается? О чём думает? Куда идёт? Простые вопросы об услышанном. Простые ответы. Сейчас научится слушать вас, а в школе услышит учителя.

14. Хвалить себя

15. Быть добрым

Большой список получился, но не страшный. Расскажите, что возьмёте в жизнь!

Навыки, которые дети должны освоить до окончания школы

Часто родители так любят своих детей, что постоянно стремятся защищать их, помогать и делать все для того, чтобы они росли счастливыми. К сожалению, такая гиперопека имеет противоположный эффект и делает детей беспомощными перед взрослой жизнью.

Мы помогаем детям из самых лучших побуждений, но, когда мы слишком опекаем их, мы лишаем их шанса подготовиться к самостоятельной жизни, переезду в другой город, взаимодействию с незнакомыми людьми.

Чтобы перестать излишне опекать ребенка и подготовить его к самостоятельной взрослой жизни, родители должны помочь ему развить ряд навыков до того момента, когда ребенок закончит школу. Рассмотрим их подробнее.

1. Приготовление пищи

К тому времени, как ребенок окончит школу, он должен уметь позаботиться о себе. Разумеется, это не означает, что вам теперь нужно перестать готовить для ребенка, но вы должны быть уверены, что он может сам приготовить себе завтрак или разогреть обед.

Приготовление еды останется вашей обязанностью. Но иногда случаются непредвиденные ситуации. Например, может заболеть бабушка, и вам придется ухаживать за ней. В таких случаях вам нужно быть уверенными в том, что ребенок не останется голодным. Когда вы научите ребенка готовить, вы и сами перестанете за него беспокоиться и станете в нем уверены.

2. Самостоятельное пробуждение

До окончания школы ребенок должен приучиться вставать вовремя, умываться и выполнять все необходимые утренние процедуры. Родители часто не уделяют этому должного внимания. Они берут на себя обязанность разбудить ребенка, и, если что-то идет не так, он просыпает и опаздывает в школу. Ребенок во всем полагается на родителей, и это имеет для него плохие последствия. Однако когда он поступает в университет и живет отдельно от родителей, последствия могут быть еще более плачевными. Поэтому родители должны приучить ребенка самостоятельно просыпаться по утрам, выполнять необходимые процедуры и вовремя выходить на учебу.

3. Стирка

Когда вы учите ребенка стирать свои вещи, главное – не давить на него и не заставлять чувствовать себя беспомощным. Если он не умеет стирать вещи до окончания школы, это упущение родителей, и вам следует признать, что все это время вы чересчур опекали ребенка. Вместо этого научите ребенка стирать, понаблюдайте, насколько хорошо он справляется с этой задачей, а затем разрешите ему делать это самостоятельно.

4. Инициативность

Работодатели жалуются на то, что современные молодые люди совершенно безынициативны. Они хотят, чтобы им четко объясняли, что нужно делать, и хвалили за выполненную работу. Так происходит потому, что с самого детства родители опекают их и избавляют от всех хлопот и необходимости решать проблемы. К моменту окончания школы дети просто не приучены проявлять инициативу.

Ребенка следует научить заботиться об общем благополучии. Если у него есть младшие брат или сестра, будет хорошо, если старший ребенок будет присматривать за ним и предлагать помощь, если младший не может что-то сделать. Это помогает ребенку понять необходимость заботиться об окружающих.

5. Умение отстоять свои права

Многие родители, увидев, что ребенок получил в школе плохую оценку, сразу же идут в школу и разговаривают по этому поводу с учителями. Это следует прекратить до окончания школы. Если ребенок уже учится в университете, а вы все равно интересуетесь его оценками, вы даете ему сигнал о том, что он сам не может уладить вопросы со своей учебой.

6. Организованность

Родители часто сами собирают портфель ребенка в школу или напоминают ему, не забыл ли он взять домашнее задание. Ребенок вырастает, и ему приходится каждый день собирать портфель на работу. Поэтому его нужно приучить к ответственности за то, чтобы самостоятельно собирать свои вещи. Научите его перед выходом из дома проверять, все ли необходимое он взял с собой (кошелек, ключи, телефон, тетради и т. д.).

7. Поведение в кафе и других общественных местах

В старших классах школы дети обычно уже умеют сделать заказ в кафе. Если же нет, стоит его этому научить. Например, когда вы ужинаете в кафе всей семьей, это может быть хорошим поводом научить ребенка делать заказ.

Научите ребенка смотреть официанту в глаза, говорить вежливо, четко делать заказ и обязательно поблагодарить официанта. Главное – научить ребенка уважительному обращению с людьми, ведь в будущем он часто будет ходить в кафе вместе с друзьями. Вы будете уверены в том, что он умеет нормально себя вести с окружающими.

8. Общение с незнакомыми людьми

Вы можете давать ребенку небольшие поручения, в процессе выполнения которых ему нужно будет общаться с незнакомыми людьми (например, сходить в ближайший магазин или заплатить за коммунальные услуги).

9. Покупки в магазине

Еще с младшего школьного возраста ребенка следует научить ориентироваться в супермаркете. Сначала вы можете пойти в супермаркет вместе с ним, но дать ему отдельную корзинку и попросить найти несколько вещей. Психологи утверждают, что дети, которым родители доверяют самостоятельно делать покупки, менее склонны к кражам в супермаркетах.

10. Планирование своего свободного времени

Когда ребенок достаточно взрослый для того, чтобы гулять со сверстниками, позвольте ему планировать свое свободное время. Поощряйте, чтобы ребенок делился с вами своими планами, и помогайте ему в их реализации (например, вы можете забрать дочь с подругами на машине вечером из кино).

Не вселяйте в детей страх перед внешним миром, позволяйте ему с друзьями сходить в кино, пройтись по магазинам или посидеть в кафе. Позвольте им весело и с интересом проводить время.

11. Поездки


Перед многими родителями, когда их чадо подрастает, встает вопрос: Стоит ли детей до школы учить читать, писать и считать? K—News по этому поводу проконсультировала детский психолог Флора Цой, которая рассказала о том, как же лучше готовить ребят к школьной парте.

«К школе можно готовить по-разному. Не обязательно включать в программу подготовки чтение и письмо. Ребенка, в первую очередь, необходимо научить организованности, самостоятельности, умению общаться со сверстниками и взрослыми. Бывает, что в первый класс приводят детей, которые умеют читать и писать, но они абсолютно не умеют общаться, не умеют рассуждать, анализировать.

Постепенно, день за днем развивайте у детей мышление, внимание, память. Не бывает так, чтобы ребенок до 6 лет был предоставлен сам себе, играл в машинки и куклы, а потом за полгода всему научился. Большими нагрузками можно добиться только отторжения ребенком школы. Готовить малыша надо, но делать это постепенно, а не за полгода до первого сентября судорожно таскать ребенка по всяким подготовительным курсам, заставляя каждый день читать и писать по нескольку часов.

Родители, пожалуйста, не забывайте, что для ребенка до 7 лет основной ведущий вид деятельности – игра. В этот период дети развиваются играя, и только так. Не надо, как только чадо начало ходить и говорить, грузить его всевозможными занятиями – спортом, музыкой, языками, рисованием и так далее. Если учить ребенка чему-то, то через игру, давая ему возможность переключаться и отдыхать.

Конечно, есть дети, которым обучение в радость, они налету схватывают и как губка впитывают новую информацию, легко ее усваивают. Но если вы не видите в ребенке такого желания заниматься – не заставляйте его. К обучению детей надо подходить индивидуально, учитывая способности и характер каждого. Гиперактивным детям, например, трудно сосредотачивать на чем-то внимание дольше 10 минут. Не пытайтесь сделать из вашего ребенка гения. Насильное обучение только негативно отразится на его психике.

Я считаю, не нужно учить ребенка писать до школы. Необходимо развивать мелкую моторику рук. А это рисование, лепка, вышивание, вязание. Если рука ребенка не привыкла к сложным и точным операциям, ему сложно сразу хорошо писать. Пусть малыш помогает вам делать что-то по дому — перебирать фасоль, крупу, лепить пельмени. Все это тоже помогает развивать моторику и мышление.

Не забывайте, что в 6 и 7 лет дети очень активные и непоседливые. Не заставляйте их сидеть по полчаса на одном месте. Позанимались 15-20 минут, и пусть малыш пойдет поиграет, займется чем-то другим. Так ребенок будет меньше уставать. Учите играючи, для этого не нужны какие-то особые средства. Можно взять несколько пуговиц двух цветов, и предложить ребенку посчитать их, сравнить, каких больше.

Некоторые так усердствуют, готовя чадо к школе, что в итоге их ребенок еще до того, как пошел в первый класс начинает ненавидеть учебу.

Но если у ребенка есть желание учиться – с ним конечно нужно заниматься. У нас почти все дети, которые приходят в первый класс, уже знают алфавит и немножко читают. Но ребенок не только должен уметь читать, но и понимать, анализировать прочитанное. Он должен уметь отвечать на заданные по тексту вопросы.

Не надо переживать, что если ребенок не знает азбуку и не читает, его не возьмут в школу. На самом деле, если ребенок числится на данном микроучастке, даже если он вообще ничего не знает и не умеет, его возьмут в школу.

Бывает, что ребенок может читать, считать до ста, но не умеет рассуждать, обобщать, искать взаимосвязь. Родители должны больше внимания обращать на развитие речи. Чем лучше речь, чем меньше проблем в учебе. Писать и читать малыша научат в школе в любом случае. Программы в школах стандартные, везде начинают с букв, слогов, черточек и палочек.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: