Не ребенок должен быть готов к школе а школа к
Обновлено: 30.06.2024
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и
сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Я предлагаю вам вот такой диалог…
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.
— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.
— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.
Занятия по подготовке к школе стали обязательным пунктом в чек-листе родителя, ведь считается, что будущие первоклассники должны уметь писать, читать и считать. Так ли это на самом деле? Действительно ли необходимо готовить ребенка к школе или можно расслабиться и наслаждаться детством?
Учимся писать печатные буквы русского алфавита
Светлана Воскресенская, автор учебных пособий для дошкольников и школьников
Критерии готовности ребенка к школе
Существует три критерия, по которым можно оценить готовность ребенка к школе:
- физиологическая готовность (рост, вес и так далее);
- психологическая готовность (развитие памяти и мышления. Способность удерживать внимание пока оценивать рано — у дошкольников не хватает на это волевых усилий);
- эмоциональная готовность (может ли ребенок воспринимать свои удачи-неудачи, включен ли он в общественные отношения). У будущих первоклассников, которые не посещали детский сад, могут возникать сложности с адаптацией из-за того, что им не хватает социально-эмоциональной готовности.
Нужна ли подготовка к школе?
Если вы занимаетесь с ребенком дома и видите, что он устал или ему скучно, попробуйте придумать что-то интересное: можно не сидеть за столом, а лечь на пол и рисовать карандашами, не писать буквы, а выводить отдельные элементы, которые потом ребенок соединит за три минуты и превратит в буквы.
Если посмотреть на необходимость подготовки с точки зрения системы образования и учебников для начальной школы, то без подготовки можно обойтись.
Практически во всех учебниках и букварях есть материал, который рассчитан на неподготовленных детей: в классе их научат читать, выполнять действия сложения, вычитания, умножения, писать буквы. Безусловно, учителя дают более глубокие знания, но начинают они все равно с основ.
Что должен уметь будущий первоклассник
Дошкольника нужно учить тому, что поддержит его желание заниматься и поможет ему быстрее адаптироваться к новой среде.
Понимание пространства
Операции с множествами
Важно уметь группировать, объединять предметы по разным основаниям. Делать это можно по-разному. Например, по цвету (когда мы можем включить в одну группу клубнику, мячик, платье и фломастер, потому что они красные). Чем больше способов объединения и группировки предметов находит ребенок, тем лучше. Потом ему будет легче работать с математическими понятиями.
Мелкая моторика
Для развития моторики предлагайте ребенку рисовать, лепить, собирать пластмассовый, скручивающийся конструктор.
Источник
Писать можно, но для дошкольника достаточно освоить элементы букв, потому что в школе на них отводится меньше времени.
Развитие речи
У ребенка должна быть хорошо развита речь. Желательно, чтобы он мог пересказать услышанное и прочитанное, а также не только ответить на вопросы, но и задать их. Для этого есть интересные приемы. Например, ребенок посмотрел мультфильм, и мы просим его рассказать: кто был в этом мультфильме, что делали герои, почему они это делали, зачем, где и когда? Отвечая на эти вопросы, ребенок учится пересказывать.
Слушание книг
Аудиокниги дают ребенку возможность слушать их в любой ситуации, проживать моменты, которые, возможно, он никогда в жизни не испытает, и играть в сюжетно-ролевые игры. Поэтому, если ему хочется, пусть играет во время прослушивания. Вы заметите, как ребенок начинает играть в то, что слышит.
Уметь слушать книги важно, потому что аудирование:
Как видите, все необходимые навыки можно развить в повседневном общении и коротких занятиях с малышом. А выучить таблицу умножения он еще успеет.
Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.
Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.
Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.
Содержание:
Что такое психологическая готовность к школе?
Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.
Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.
У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.
Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.
Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.
Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.
Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.
Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.
Компоненты готовности
Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:
Мотивационная готовность
Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:
- желание учиться, стремление получать новые знания;
- интерес к познанию мира;
- положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.
Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.
Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.
Интеллектуальная готовность
Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:
- умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
- способность анализировать, обобщать, делать выводы;
- определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.
Социально-личностная готовность
Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:
- умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
- способность выполнять требования взрослого;
- отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
- развитые моральные принципы;
- адекватная самооценка.
Эмоционально-волевая готовность
Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:
- способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
- умение доводить начатое до конца;
- произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
- умение преодолевать трудности при достижении цели;
- умение действовать по правилам.
У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.
Методы диагностики
Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.
Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.
Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.
Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению
Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:
Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.
Как правильно подготовить ребёнка к школе?
Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:
Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе
- Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
- Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
- Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
- Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.
О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.
Активизируем познавательные способности
Обучаем взаимодействию
- Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
- Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
- Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.
Развиваем волю и контролируем поведение
Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.
Собрать школьнику ранец, одеть и обуть — дело нехитрое. А вот понять, с каким багажом знаний и умений нужно идти в первый класс, уже сложнее. Команда ЛогикЛайк поможет разобраться.
Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?
Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.
Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.
Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.
Знания и умения, которые будут полезны первокласснику
Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.
Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.
Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:
1. Я и моя семья
— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?
2. Природа
— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?
3. Время и пространство
4. Профессии
— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?
5. Искусство и спорт
— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?
6. Правила безопасности
— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?
7. Мотивация
— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?
Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.
Логика и мышление
Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.
К первому классу хорошо бы уметь:
- отвечать на вопросы на общее развитие;
- находить различия на двух картинках;
- выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
- находить закономерности;
- решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.
Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!
Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!
Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!
Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.
Чтение и речь
К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.
Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.
Математика
К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.
Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.
Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое.
Ваша заинтересованность и участие помогут ребенку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.
Находите время, чтобы позаниматься с сыном или дочкой 2-3 раза в неделю. А ЛогикЛайк готов разделить ваши заботы по подготовке ребенка к школе. Начинайте решать развивающие задачи!
Читайте также: