Название кружка по журналистике в школе

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

___ ______________ 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2020-2021 учебный год

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка.

Направленность программы – социально – художественная, практическая.

Информация играет большую роль в формировании культурных и моральных норм. Школьная газета посредством своей специфики может формировать те нормы поведения в обществе, которые признаются и одобряются учителями и родителями. Она близка к своему читателю – ученику. Она понятна ученикам. Авторы газеты ученикам знакомы, сами ребята принимают участие в её создании. Работа по созданию школьной газеты помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьного творческого объединения влияет на развитие личности ребёнка, на развитие их умений и навыков.

Ребята овладевают умением отбора словесного материала, учатся целесообразно его использовать в своих творческих работах, постигать технику выпуска газеты, секреты мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию детей.

Отличительная особенность программы в том, что она универсально подходит для работы, как с одаренными детьми, ребятами, имеющими средний уровень способностей, а так же с ребятами с ограниченными возможностями здоровья . Программа позволяет развивать способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности.

Современный педагог часто сталкивается с проблемой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Ныне в разных странах повсеместно вводится инклюзивное образование. В настоящее же время наблюдается тенденция к повышению качества обучения и воспитания учащихся, в связи с чем, индивидуализация образования детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает особую актуальность.

Новизна настоящей программы в том, что она предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения, основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Так же новизна заключается в том, что в основе программы лежит идея использования в обучении собственной активности учащихся, их способности к продуктивному воображению и мышлению, что дает возможность эффективно решать задачу общего развития ребенка, расширяя и углубляя знания, полученные школьниками на уроках в основной школе.

При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию, самоактуализации. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого учащегося вне зависимости от первоначального уровня их способностей.

По данной образовательной программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.

Форма обучения – очная.

Оптимальная наполняемость учебной группы – от 6 до 12 человек.

Виды занятий:

· свободная творческая дискуссия;

· выполнение творческих заданий;

· активные методы формирования системы общения;

· творческий практикум (сочинения разных жанров);

· работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);

· работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

· участие в школьных и городских мероприятиях, конкурсах прессы;

· выпуск школьной газеты;

· посещение обучающих семинаров.

Режим занятий, периодичность и продолжительность. Продолжительность одного занятия – 1 час. Продолжительность 1 академического часа – 40 минут. Между занятиями перерыв не менее 10 минут.

Формы организации образовательного процесса. Содержание учебного материала, формы и методы работы отобраны с учетом разноуровневости, потребностей и возрастных особенностей учащихся, не создают учебных перегрузок, так же учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие обучаемых). Форма проведения занятий планируется как для всей группы – для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и индивидуально – групповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать форму обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучение и его индивидуализацию.

Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая, по подгруппам, индивидуальная.

Учебный материал излагается в соответствии с основными принципами обучения. Темы занятий исходят из задач воспитания и позволяют строить работу от простого к сложному. Для лучшего осмысления теоретического и практического материала программой предусматривается его неоднократное повторение, увеличение объема и обобщение, в зависимости от возраста и уровня обучения.

Важная роль отводится выбору газетного материала. Материал для газеты подбирается с учетом: систематичность и последовательность усложнения материала (изучения материала от простого к сложному);

· сочетание индивидуальной и коллективной работы;

· учет возрастных особенностей;

1. Теоретические занятия: лекции, семинары, интегрированные занятия, свободная творческая дискуссия.

2. Выполнение творческих заданий на практических занятиях: практикумы, открытые заседания, экспресс презентации, сюжетно-ролевые деловые игры, зачёты, конкурсы.

3. Активные методы формирования системы общения в ходе экскурсий в типографию, во время встречи с журналистами.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Основные методы работы, способствующие развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

Возрастные группы детей, на которые рассчитана данная программа

Особенности набора детей. Программа предусматривает свободный набор детей. Обучение по программе может начинаться с любого года, все зависит от результата диагностики стартовых их способностей.

Цели программы:

· Создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики.

· Развитие интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право), умения самостоятельно приобретать и применять знания, способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля, коммуникативных навыков.

· Привлечение школьников для ознакомления и получения первоначальных навыков и умений профессии журналиста.

· Развитие творческих способностей учащихся.

· Создание постоянно действующего актива юных корреспондентов, а также знакомство учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Задачи программы:

Развивающие :

· развитие образного и логического мышления;

· развитие творческих способностей подростков;

· развитие умения устного и письменного выступления

Обучающие :

· формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

· овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие :

· формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

· формирование нравственных основ личности будущего журналиста

Планируемые результаты изучения курса программы

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

- формирование у обучающихся ценностных ориентиров в области журналистики;

- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приёмами и техниками творческого практикума (сочинения разных жанров);

- отработка навыков самостоятельной и групповой работы;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться работать по предложенному плану;

- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы различных жанрах публицистического стиля;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов;

- учиться выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, дополнительную литературу (словари, энциклопедии, справочники);

- создавать сочинения разных жанров;

- соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать работы (статьи) и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

- уметь пользоваться языком литературного искусства:

а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в творческих работах (статья, заметка и т.д.);

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме;

уметь слушать и понимать речь других;

уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

учиться согласованно, работать в группе:

а) учиться планировать свою работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Кружок имеет практическую направленность.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию. Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал.

Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, семинарах, творческих конкурсах.

Формы контроля разнообразны :

- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

Основные требования к уровню подготовки обучающихся.

В процессе занятий обучающиеся приобретают конкретные знания:

- из истории журналистики;

- о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;

- о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;

- создавать сочинения разных жанров;

- соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

- определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;

- работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;

- участвовать в дискуссии, пресс-конференции;

- работать в различных жанрах публицистического стиля;

- общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовить материал для газеты;

- пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;

- находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;

- фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;

Анастасия Русина

Евгения Краснощекова

Анастасия Русина

Евгения Краснощекова

DELETED

Евгения, мне тоже непонятно, название немотивированное.
к тому же у самого яркого, стильного и нестандартного мужчины кафедры весьма странные представления о качественной журналистике.

Аня Чернобривцева

Мнение со стороны, или новое мнение, может, наше мнение.
Информационная сеть.
В теме, в курсе, информационное направление, СМИ-поколение, новостной бум, Жур-team.

DELETED

Аня, по-моему, ЖурTEAM - название чьего-то студенческого журнала, где-то я уже видела это название, то ли на фесте каком-то, то ли конкурсе. Но название звучное, согласна.

DELETED

Анастасия Русина

Аня Чернобривцева

DELETED

Татьяна Шелковая

Аркадий Петров

Александр Кадников

Анастасия Русина

Аркадий Петров

Валерия Сорокина

Anastasia, а я бы назвала непосредственно "аркадийпетров". и Голос мне тоже кажется хорошим названием. коротко блин и ясно, мотивация такая, что тот у кого есть этот самый голос - говорит. а всякая "хреновинка" с мешаниной из английских и русских слов мне кажется надуманной

Открываю кружок журналистики для школьников с 6-го по 10-й класс.
Нужно придумать название. Что-то интересное и понятное детям.
Прошу помощи у всех-всех!! ! Любой, даже самый необычный или простой вариант приветствуется!! ! :)
Заранее спасибо всем, кто откликнется!! !

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курского района Курской области

Рассмотрено Принято на заседании Утверждаю

на методическом объединении педагогического совета школы Директор школы:

учителей литературы, русского Протокол № ___ от ______ 2015г. ______________ Л.И.Махкамова

и иностранных языков Председатель педагогического совета Приказ по школе №_______

Протокол № ___от _________2015г. учитель русского языка и литературы от __________2015г.

Руководитель ________Т.Д.Деркачёва __________Т.Д.Деркачева

на 2015 – 2016 учебный год

Разработана учителем

первой квалификационной категории

Махкамовой Л.И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа рассчитана на 1 год: 68 часов (2 часа в неделю).

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Формы занятия, предусмотренные программой:

свободная творческая дискуссия;

выполнение творческих заданий;

активные методы формирования системы общения;

практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 15 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию.

Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал.

Цель программы: создание условий для формирования и развития у обучающихся

интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;

интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);

умения самостоятельно приобретать и применять знания;

творческого мышления, познавательной активности;

способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;

Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Задачи программы.

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, семинарах, творческих конкурсах.

Формы контроля разнообразны:

- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

Основные требования к уровню подготовки обучающихся.

        1. В процессе занятий обучающиеся приобретают конкретные

        из истории журналистики;

        о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;

        о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;

        создавать сочинения разных жанров;

        соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

        работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;

        участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

        Виды деятельности обучающихся:

        творческий практикум (сочинения разных жанров);

        работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);

        работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

        участие в школьных и городских мероприятиях, конкурсах прессы;

        выпуск школьной газеты;

        посещение обучающих семинаров.

        Конечные результаты:

        - умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

        - умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

        - самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты.

        Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

        Содержание тем факультативного курса.

        ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ЧАС).

        Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.

        ТЕМА 2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ (1 ЧАС).

        Формирование представлений о профессии журналиста.

        ТЕМА 3. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ (2 ЧАСА).

        - выражение мнений определенных групп;

        - формирование общественного мнения.

        Журналист как представитель определенного слоя общества.

        Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

        ТЕМА 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ (1 ЧАС).

        Требования к журналисту:

        - соблюдение профессиональных и этических норм;

        - глубокие знания в области литературы, философии и др.;

        - владение литературным языком.

        ТЕМА 5. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (3 ЧАСА).

        Журналистика XVIII века.

        Журналистика XIX века.

        Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин –

        Журналистика XX века.

        В.И.Гиляровский – репортер и публицист. Истоки

        нравственных основ журналистской этики. Развитие жанра

        фельетона – И.Ильф, Е.Петров.

        ТЕМА 6. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ (2 ЧАСА).

        Жанры журналистики и их особенности.

        Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

        Отличие заметки от корреспонденции.

        Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.

        Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.

        Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный, рецензирующий прессу.

        Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

        Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

        Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

        Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.

        Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

        Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

        ТЕМА 7. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ (2 ЧАСА).

        Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

        Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг.

        Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы.

        Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

        Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

        Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.

        ТЕМА 10. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА (2 ЧАСА).

        Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

        Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

        Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

        Основные структурные связи в рассуждении.

        Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

        ТЕМА 11. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (2 ЧАС).

        Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).

        Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.

        Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).

        ТЕМА 12. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ: ОТЧЕТ, РЕПОРТАЖ, ИНТЕРВЬЮ, ЗАМЕТКА (2 ЧАСА).

        Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

        Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)

        Задание. Создание и презентация текста определенного жанра.

        ТЕМА 13. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ: СТАТЬЯ, ОБОЗРЕНИЕ, ОТЗЫВ, РЕЦЕНЗИЯ (2 ЧАСА).

        Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.

        Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

        Задание. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.

        ТЕМА 14. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ: СЛОВО, ОЧЕРК, ЭССЕ, ФЕЛЬЕТОН (2 ЧАСА).

        Основные функции произведений художественно-публицистических жанров:

        Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.

        Задание. Знакомство с письмами выдающихся людей. Выразительное чтение писем. Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.

        ТЕМА 15. КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ (2 ЧАСА).

        Конкурс сочинений на свободную тему. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей. Презентация собственного. Выставка работ. Награждение лучших в отдельных номинациях.

        ТЕМА 16. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА (3 ЧАСА).

        Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).

        Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER).

        Задание. Фотографирование живых объектов. Просмотр и обсуждение работ. Оформление фотовыставок, фоторепортажей.

        ТЕМА 17. ЭСТЕТИКА (1 час)

        Эстетика как философская категория.

        ТЕМА 18. ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК (2 ЧАСА).

        Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

        ТЕМА 19. ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И МОТИВ.

        Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Плагиат. Составление понятийного словаря.

        ТЕМА 20. ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА (2 ЧАСА).

        Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование. Техническое обеспечение.

        ТЕМА 21. МИССИЯ И НАЗВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (1 ЧАС).

        Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия.

        ТЕМА 22. ЧИТАТЕЛЬ И ЕГО ИНТЕРЕСЫ (1 ЧАС).

        Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений. Анкета.

        Задание. Провести анкетирование.

        ТЕМА 23. КАК И О ЧЕМ ПИСАТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ? (2 ЧАСА).

        ТЕМА 24. ТЕМЫ, РУБРИКИ, ПОЛОСЫ (3 ЧАСА).

        Задание. Составить эскиз первой страницы газеты.

        ТЕМА 25. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ (1 ЧАС).

        Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

        ТЕМА 26. ВЗРОСЛЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ (2 ЧАСА).

        - точность и проверка информации;

        - честность и достоверность;

        - ссылка на источник;

        - разделение фактов и мнений;

        - краткость и ясность.

        Способы предупреждения фактические ошибок:

        - проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии, географические названия;

        - использовать метод прямого наблюдения, присутствовать на месте события;

        - если допущена ошибка, дать исправление или опровержение в последующих номерах газеты.

        ТЕМА 27. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ( 1 ЧАС).

        Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

        ТЕМА 28. ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ. ДИЗАЙН ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (3 часа)

        Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания газеты

        Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.

        Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.

        Самостоятельный выбор шрифта и оформление плаката.

        Дизайн школьной газеты.

        Особенности оформления газеты к празднику.

        ТЕМА 29. КАК ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГОЛОВКИ И ПИСАТЬ ЛИДЫ?

        Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки. Лид. Функции лида:

        - информировать читателя с минимальной потерей времени;

        - акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста.

        Задание. Написать лид и придумать 5 заголовков.

        ТЕМА 30. КАК ВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ (2 ЧАСА).

        16 основных правил ведения интервью.

        Задание. Взять интервью.

        ТЕМА 31. ПЛАНИРОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ (4 ЧАСА).

        Этапы выпуска номера газеты:

        планирование номера газеты (планерка);

        подготовка материалов, рубрик, полос;

        макетирование и верстка номера;

        редактирование и вычитка, подписание номера;

        обсуждение номера на летучке.

        Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности выхода газеты.

        ТЕМА 32. СТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ РЕДАКЦИИ (2 ЧАСА).

        Редактор, его функции и обязанности .редактор темы/рубрики. Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).

        ТЕМА 33. ПОДБОР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ГАЗЕТЕ (2 ЧАСА).

        Занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины, логические задачи. Анаграммы и др.

        Алгоритм подбора занимательного материала в газету:

        определить объем юмористической страницы (количество статей);

        определить тему рубрики, используемые жанры, подобрать занимательный материал, статьи;

        сделать макет страницы (художественное оформление, заголовки, расположение материалов, обязательно указать сроки и адреса, куда посылать ответы на сканворды, викторины и т.д.);

        сдать готовую страницу редактору;

        в следующем номере опубликовать имена победителей, ответы на сканворды, викторины и др.

        ТЕМА 34. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ. (2 ЧАСА)

        ТЕМА 35. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА (2 ЧАСА).

        Компьютер как средство работы с информацией. Использование ПК в журналистике. Знакомство с ПК.

        Набор текста и сохранения материала.

        Печатание материала, выведение материалов на принтер.

        Школьный Интернет – сайт.

        Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста

        Выбор дизайна работы

        Читайте также: