Граф ноль краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Героев Гибсон в этот раз проработал гораздо более любовно. Сделал три насыщенные сюжетные линии, которые, разумеется, сходятся в конце в одной точке, как и положено. Начал разматывать сюжет медленно, аккуратно, методично добавляя описываемому миру дополнительные детали и обертона. И уверенной рукой ускорил его к концу, чтобы три линии не сошлись, а вполне себе сшиблись лбами, родив тем самым красивую кульминацию…

Пожалуй, только от одной болезни он избавиться не смог. От болезни последователя.

Я несся по рельсам в жестяном черве электрички. Жаркое солнце нагрело металл и превратило капсулу в жаровню. Вокруг было много потных людей. Я, не безгрешный, так же источал миазмы в воздух. Из тамбура тянуло сигаретным дымом. Я только что закончил читать очень "грязный" по ощущения роман о гибели Земли, и, не удержавшись, взялся за роман "Граф ноль". Он у меня был в неопрятной распечатке. На страницах повествовалось о не очень опрятном мире будущего. За окном пылал солнца ядерный взрыв. Все это сливалось воедино и засасывало в фантастический мир произведения гениального Уильяма Гибсона.

"Граф Ноль" - это вторая книга трилогии о Муравейнике ("Нейромант"-"Граф"-"Мона Лиза овердрайв"). И снова нас погружают в безумный мир дзайбацу-транснациональный корпораций, киберпространства, человеческой культыру, прошедшей через мясорубрку высоких технологий, наемных убийц, жестокой жизни и экшенового драйвового сюжета. Возможно, кто-то после такой характеристики лишь презрительно решит, что подобное чтение не стоит труда. Что ж, пускай. Ту хум хау. Тем же, кто читали, или решится прочитать - известно, перед ним одно из лучщих литературных явлений современной литературы.

Рассказывая о других произведениях Гибсона, что читал, я неоднократно подчеркивал их классическую основу. Гибсон - может быть воспринят, как хулиган, творивший в отвязном стиле кибер-панка, но, на минутку, в башке у этого хулигана были, явно, лучшие произведения человечества. Гибсон - это эстетствующий хулиган. Его произведения - смесь высшего и низшего настолько же стильная и органичная, как у берджевского Алекса из "Заводного апельсина". И, хоть, кто-то уже был недоволен моими аналогиями произведений Гибсона с классическими сюжетами, но снова к ним прибегу. "Граф ноль" - это кибер-панковская вариация, на тему "Фауста". (Да и сам "Фауст" - идейно ведь не самая новинка - т.е. Гибсон опять же играет на поле архетипов, на поле не гаджетов и супер-пупер бластеров-шмастеров, но человеческой души, извечных желаний и побуждений хомо сапиенса). Кстати, сам Гибсон в тексте, вскользь упомянет "Фауста".

Чем интересно отличается роман от своих предшественников? Гибсон уже полностью освоился в созданном им мире. Вернее не так. Гибсон полностью освоил читателя в своем мире. И ему уже без надобности прописывать его заново. Ему это блестяще удалось уже в первых рассказах. Он создал изумительно живой мир. В "Графе ноль" автора уже больше интересуют люди, и общество, уродливо мутировавшее в его будущем - будущем фантастических технологий. К примеру, киберпространство - обрело своих адептов, считающих, что в нем живут Боги. И больше внимания, чем острому сюжету, Гибсон теперь уделяет своим главным героям. В "Графе ноль" не так уж много технологических примочек. Гораздо более пристальное внимание уделено героям - каждый из которых некое стеклянное веретено, хрупкий элемент часового механизма произведения. И из-за своей хрупкости - каждый из них дал трещину. Бобби, по кличке, "Граф Ноль" - хочет вырваться из убогой дыры, в которой живет, уйти от полоумной, живущей лишь мыльными операми матери. Тернер - наемный убийца, профессионал экстра-класса хочет завязать со своим ремеслом, которое его не отпускает, и страдает от того, что бросил умирающую мать, откупаясь деньгами на лекарства:
"Она болела очень долго, а я был
далеко.
- И где ты был? - Девушка открыла термос, и по кабине разнесся запах
кофе.
- Так далеко, как только смог забраться, - ответил он, удивившись
злости в собственном голосе".

Йозеф Вирек - сказочный богач - заточен в системе жизнеобеспечения, лелея лишь одну мечту - освободиться от бренного тела, а девушка Марли - которую он нанимает для неких загадочных поисков - переживает любовь к негодяю. В романе еще много персонажей, разной степени фриканутости. Но психологический надлом, червоточина - не дающая им уйти от того образа, что они создали собственной жизнью - вот что их объединяет по-настоящему.

В романе читатель найдет много вкусностей. И живой язык. И занятную разнаплановость повестования. И хитрую детективную историю. И ураганный боевик. И пищу для размышлений.

Не знаю, что больше всего занимало Гибсона при написании этой книги. Лично меня более всего увлекли идея бессмертия - пожалуй - основная идея романа. С одной стороны мир будущего по Гибсону - мир в котором смерть, благодаря достижениям, в медицине - нелепая случайность. и даже если тебя разорвали на мелкие кусочки - не означает конца. С другой стороны, смерти все равно страшится каждый. Даже якобы всемогущий Вирек, живущий в виртуальной-галлюцинации, и чей дышащий труп можно было бы поддерживать еще столетями. Собственно, ради бессмертия в романе и идут на главные злодеяния. Но что это бессмертие? Дано ли смертному человеку его понять, ощутить, принять? Создано ли бессмертие для человека, и создан ли человек для бессмертия?

Второй роман трилогии - продолжение песни зимнего безмолвия. Песни, которую создает интеллект без души(?). Песни, которая кажется человеку безумно печальной, и не являющейся таковой для того, кто ее поет. По мне, "Граф ноль" это не попытка показать то, что "и не снилось нашим мудрецам", но картина того, что не занимает ни мудрецов, ни снов. Мира и миропонимания совершенно иного порядка.

Под стать новой формации мира и главные герои. В большинстве своем не хакеры или кибер-убийцы, а искатели произведений искусства и наемники, работающие исключительно в реальном мире, с настоящими людьми. Есть, правда, еще зеленый инфо-вор, мечтающий пойти по стопам легендарных укротителей киберпространства прошлого, и девушка, имеющая в мозгу нечто совершенно новое в плане технологий. Это, понятно, больше исключение из правил. Ведь мы же читаем книгу в соответствующем жанре.

В книге есть яркие локации, более подробно представлены сообщества, технологии материального мира. На первый план выставлены люди, а не матрица.

Немного истории

Впрочем, как скоротечен наш современный мир, так же скоротечен оказался век жанра. Он не прожил и десятка лет — будучи откликом литературы на тогдашнее состояние общества, он умер вместе с его изменением. Однако умер не полностью — на его обломках восстал посткиберпанк. Он был уже другим, отличающимся от классического киберпанка — но он был, а это уже немаловажно.

А теперь о, собственно, книге.

…или о книгах. В частности, об их переводах. Существует два официальных перевода серии: за авторством Бориса Кадникова и Олега Колесникова и от Ефима Летова с Михаилом Пчелинцевым. Так вот, первый перевод не беритесь читать ни за что на свете, если можете читать второй.

Все просто: вторая книга впечатлила меня больше всего. Первый роман был эдаким введением в серию и жанр в целом, раскачкой с не слишком сильно закрученным сюжетом и потому довольно простым для понимания. Главному герою, киберковбою на мели, вдруг подворачивается выгодное дельце, от которого, как водится, пути два — в золотые хоромы либо в цинковый ящик. Дело это, разумеется, имеет свои подводные камни, подвохи и неожиданные завороты. Но при этом сама история рассказывается, фактически, в формате повести — здесь нет нескольких сюжетных линий, переплетающихся в самых неожиданных местах, от двух и более совершенно разных и на первый взгляд никак не связанных персонажей. Все предельно ясно и просто для восприятия (хоть и местами, особенно в начале, чтение идет тяжеловато), а потому легко въехать в мир — о котором, впрочем, говорится не так много, — в историю — а там местами есть где въезжать — и в атмосферу, что тоже немаловажно.

Читайте также: