Назовите профессиональные умения специалиста доу
Обновлено: 07.07.2024
Воспитывать детей не просто ответственно, но еще и очень трудно. Эту профессию можно назвать одной из наиболее важных и при этом недооцененных в жизни человека. От профессиональных знаний и умений воспитателя ДОУ во многом зависит развитие ребенка, состояние его здоровья и психики. Особенно это важно в том случае, если дети попадают в дошкольные учреждения в младшем возрасте, когда характер только формируется, а навыков коммуникации и пользования различными предметами еще практически не имеется.
Человек, с которым ребенку предстоит общаться в течение нескольких наиболее важных и ответственных лет его жизни, оказывает на него не меньшее влияние, чем родители и семья – бабушки, дедушки, другие родственники. От того, насколько хорошо подготовлен педагог к своей роли и как много он готов отдать профессии и воспитанникам зависит будущее наших детей.
Педагогика как призвание
К педагогу любого уровня предъявляются очень высокие требования, связанные не только с педагогическими умениями воспитателя детского сада, но и с его личностными характеристиками. Можно смело утверждать, что любая работа с детьми – это не специальность и не способ заработка, а самое настоящее призвание. Все дело в том, что кроме отличной профильной подготовки и значительного запаса знаний каждый преподаватель должен иметь чисто человеческие свойства, позволяющие ему успешно работать с детьми:
- Эмпатия, лояльное и предельно доброжелательное отношение как к своим воспитанникам, так и к сотрудникам дошкольного учебного заведения, к родителям и опекунам детей. Это очень важно для формирования здорового микроклимата в коллективе, который влияет не только взаимоотношения воспитанников и старших, но и на общее восприятие ДОУ в семье. Ребенок как губка впитывает все, что он видит и слышит дома, в детском саду и на улице, поэтому крайне важно обеспечить спокойную, доброжелательную атмосферу и оказать полноценную поддержку не только родителями, но и воспитателями.
- Психологическая стабильность и стрессоустойчивость. Работа с детьми и с людьми вообще зачастую наиболее сложная именно из-за того, что у каждого воспитанника и его родителей собственный характер и представление о воспитании. От тактичности и житейской мудрости педагога зависит микроклимат в ДОУ и грамотная коммуникация с родителями детей.
- Умение выделить особенности характера и склонностей воспитанников, которое помогает сориентировать детей в развитии их способностей. Мудрый и хорошо подготовленный учитель обязательно отметит и поддержит в ребенке такие склонности, как художественное дарование, лидерские черты, активность, спортивность, желание петь, танцевать и так далее. Для полноценного формирования ребенка как личности крайне важна поддержка его стремлений, положительная оценка способностей, тактичное направление природных склонностей в нужное русло.
- Высокий уровень профессиональной подготовки и постоянное стремление развиваться и самосовершенствоваться. Хороший воспитатель понимает, что педагогика – наука неуклонно развивающаяся. С каждым годом возникают все новые методики, которые необходимо изучать и стремиться адаптировать к конкретным условиям и контингенту ДОУ. Это принесет несомненную пользу и самому воспитателю, коллективу, где он работает, и в первую очередь воспитанникам дошкольного учреждения.
Кроме теоретической подготовки у каждого педагога должны быть и практические навыки. Например, умения младшего воспитателя в значительной степени связаны со знанием физиологии детей дошкольного возраста. Такой воспитатель должен уметь обслуживать малышей, следить за их питанием и здоровьем, уметь предпринять необходимые меры в случае заболевания или травмы воспитанника, а также всячески поддерживать и помогать педагогу в проведении занятий в детском дошкольном учреждении.
Умения старшего воспитателя более широкие и в значительной мере связанные с психологией дошкольников, их развитием и обучением. Ему также придется проявлять гибкость и дипломатический талант, чтобы гасить неминуемые конфликты между детьми и улаживать столкновения с недовольными родителями.
Психологически и физически работа воспитателя сложна и ответственна, но она столь же значима. От воспитателя в значительной степени зависит наше будущее, ведь воспитанные им дети – это новое поколение, которое будет развивать те основы, которые в нем заложили в семье и в обществе.
Профильные характеристики воспитателя дошкольного учебного заведения
Существует много методик деления профессиональных умений педагога. Суммируя их, можно выделить следующие:
Для того чтобы деятельность воспитателя ДОУ была максимально эффективной, он должен обладать целым комплексом навыков и умений, но главное – иметь подлинное призвание к такого рода деятельности, искреннюю любовь к детям.
Ниже представлен пример профессиональных навыков для резюме воспитателя. Данный список не является исчерпывающим, это лишь образец, который должен помочь соискателю составить свой перечень знаний и умений полученный на предыдущих местах работы и во время обучения.
- Уверенный пользователь ПК и офисных программ;
- Грамотная речь;
- Знание методик раннего развития;
- Умение заинтересовать и увлечь детей;
- Опыт работы няней (наличие рекомендаций);
- Творческий подход к работе;
- Навыки планирования и осуществления воспитательно-образовательной работы в соответствии с программой;
- Знание детской психологии;
- Умение разрешать конфликты
- Опыт организации и проведения экскурсий;
- Индивидуальный подход к детям;
- Навыки проведения занятий в игровой форме;
- Опыт организации мероприятий;
- Опыт ведения документооборота;
- Навыки оказания консультативной помощи в вопросах воспитания и развития детей;
- Использование собственных методик проведения занятий;
- Владение языками: русский и украинский языки свободно; английский и немецкий – высокий уровень (разговорный, письменный).
Если у вас все еще есть вопросы, ознакомьтесь с разделом профессиональные навыки. Мы также рекомендуем вам воспользоваться готовым образцом резюме воспитателя.
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.
Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.
Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят
До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.
Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.
Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.
Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:
- Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.
- Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.
Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?
Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.
Требования к образованию воспитателя по профстандарту
В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.
Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.
Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).
Требований к опыту работы нет.
Трудовые функции воспитателя по профстандарту
Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:
1) Воспитательная;
Трудовые действия
Необходимые умения
Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;
Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
Проектирование и реализация воспитательных программ;
Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;
2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
Трудовые действия
Необходимые умения
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;
Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения
детьми образовательной программы;
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;
Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;
Формирование психологической готовности к школьному обучению;
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.
Компетенции воспитателя по профстандарту
Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
современные тенденции развития дошкольного образования.
Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту
Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).
Мы уже рассказывали, какими личностными качествами обладают лучшие воспитатели ДОО. Теперь разберем подробно другие черты педагога.
О психологических качествах воспитателя
К ним относятся:
Психологические качества воспитателя можно и нужно развивать. Например, чтобы развить педагогический такт:
Если вы только начинаете работать в детском саду и чувствуете, что вам не хватает перечисленных черт — не переживайте, это обычная ситуация. Продолжайте развивать мастерство.
Читайте также: