Согласно мартину лютеру особое внимание в христианских школах должно быть уделено изучению

Обновлено: 04.07.2024

Лютер считал, что вера и озарение Святым Духом являются необходимыми условиями для толкования Библии. Он утверждал, что Библию следует читать совершенно иными глазами, чем обычные литературные произведения.[77]

Согласно Лютеру, верное толкование Писания должно исходить из буквального понимания текста. В своей экзегетике толкователь должен учитывать исторические условия, грамматику и контекст. Он также считал, что Библия — ясная книга (ясность Писания) в отличие от римско-католической догмы, что Писания чрезвычайно сложны, только Церковь может обнаружить их истинное значение.

Отвергнув аллегорический метод, который так долго служил средством удержания Ветхого Завета в ряду христианских книг, Лютер был вынужден найти другой способ объяснения его необходимости для верующих Нового Завета.

Ему помогло убеждение, что все в Ветхом и Новом Завете указывает на Христа. Этот организующий принцип, который на практике стал герменевтическим принципом, привел к тому, что Лютер увидел Христа во многих местах Писания, (например, в некоторых Псалмах, которые он определил как мессианские), где более поздние толкователи не находили христологической тематики. Соглашаемся мы со всеми выводами Лютера или нет, но его христологический принцип позволил прекрасно показать единство Писания, не прибегая к мистическим толкованиям ветхозаветного текста.

Одним из важнейших герменевтических принципов Лютера был следующий: необходимо четко различать Закон и Благодать. По Лютеру, Закон относится к Богу во гневе, в Его суде и Его ненависти ко греху; Благодать относится к Богу в Его милости, любви и спасении. Согласно Лютеру, непризнание Закона — ошибочно, так как оно ведет к беззаконию Смешение Закона с Благодатью так же неверно, так как ведет к ереси прибавления дел к вере. Таким образом, Лютер считал, что признание и четкое разграничение Закона и Благодати имеет решающее значение для верного понимания Библии. (Более подробно о Законе и Благодати см. в гл. 5.)

Ф. Меланхтон, соратник Лютера по экзегетике, продолжил применение его герменевтических принципов в своем исследовании библейского текста, творчески развивая подходы Лютера.

Макарий Калязинский, преподобный (+1483)

Макарий Калязинский, преподобный (+1483) Макарий Калязинский (в миру Матвей Васильевич Кожин; до 1402 года (?) – 17 марта 1483) – святой Русской церкви, почитаемый в лике преподобных, основатель Троицкого Калязинского мужского монастыря.Родился в селе Кожино Кашинского уезда

1. Мартин Лютер

1. Мартин Лютер Мартин Лютер (1483–1546) учил, что до грехопадения Адам был склонен только к добру. После грехопадения он и его потомки оказались подверженными греху. Род человеческий стал massa perditionis (племя погибели). Человеческая природа греховна и похотлива. Все грехи ведут к

1. Мартин Лютер

Е. Реформация: Мартин Лютер в качестве примера

МАРТИН ЛЮТЕР ПЕРЕВОДИТ БИБЛИЮ

МАРТИН ЛЮТЕР ПЕРЕВОДИТ БИБЛИЮ Перевод Библии Лютером и Реформация оказались революционным моментом в победном шествии великой книги. До Лютера существовало восемнадцать Библий, напечатанных на немецком языке. Но они изобиловали столькими огрехами, что не получили

§ 307. Мартин Лютер и Реформация в Германии

§ 307. Мартин Лютер и Реформация в Германии Столетие, предшествующее развернутой "охоте на ведьм", — одно из наиболее ярких в культурной и религиозной истории Западной Европы. Оно отмечено не только Реформацией, осуществленной, вопреки противодействию церковных властей,

Мартин Лютер

Мартин Лютер Мартин Лютер был сыном Ганса и Маргариты Лютер, бедных крестьян из города Айслебена в Германии, у которых, помимо Мартина, было еще шестеро детей. Тем не менее они дали Мартину хорошее образование.Когда он достаточно повзрослел, его целью стала учеба в

Мартин Лютер: путь к Реформации

Мартин Лютер: путь к Реформации Многие относятся к христианской вере как к чему-то очень легкому и понятному, а то и просто причисляют ее к разряду добродетелей. Происходит так потому, что сами они ее не переживали и не испытывали великой силы веры. Мартин Лютер За всю

Против кого Мартин Лютер выступил единым фронтом с римским папой?

Против кого Мартин Лютер выступил единым фронтом с римским папой? В 1524–1526 годах Юго-Западную и Среднюю Германию охватило крупнейшее выступление крестьян против феодального гнета, получившее название Великой крестьянской войны. Восставшие требовали уничтожения

Запись 1483

Запись 1483 Евреи ели мясо жертвенных животных; это было образом нашей духовной пищи: мы теперь едим не тела жертвенных животных, а самое Пречистое Тело и Кровь Господа по всей земле. Потому кто часто причащается Св. Таин Тела и Крови Христовой, — тому не надо есть мяса

Запись 1546

Запись 1546 Идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше [Мф. 6, 21]. Знай, о чем думают молящиеся во храме. Кто чему предан сердцем, тот о том и

Глава 784: О том, что было сказано относительно продажи продуктов питания и их скупки[1546] .

Глава 784: О том, что было сказано относительно продажи продуктов питания и их скупки[1546]. 966 (2131). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я видел, как при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, били[1547] тех, кто покупал продукты

Преподобный Макарий Калязинский (+ 1483)

Преподобный Макарий Калязинский (+ 1483) Память его празднуется 17 марпш в день преставления, 26 мая в день обретения мощей 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святыхПрп. Макарий, в миру Матфей, родился в селе Грибкове, ныне

В Западной и Центральной Европе в XVI в. развернулось широкое общественное движение Реформации. Движение приняло религиозную форму борьбы против римско-католической церкви и имело целью обновление основ общества. Важным было и то, что Реформация в сфере образования захватила не только высшие общественные слои, но и распространялась в протестантских регионах на остальное население. Протестантизм породил новые педагогические проблемы, прежде всего свободы религиозного образования. Во избежание преследований представители религиозных меньшинств были вынуждены осуществлять свою религиозно - педагогическую деятельность тайно. Реформация формулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое не совпадало с взглядами гуманистов Возрождения и римско-католической церкви. С одной стороны, религиозный антропологизм реформаторства отличался от светского гуманизма педагогики Возрождения. С другой стороны, Реформация, в противовес Ватикану, исповедовавшему истины как неизменное отражение провидения, имела в виду дополнить божественные по происхождению истины.

Последователи Кальвина в Англии, пуритане, проделали аналогичную работу. Так, идеолог англиканской реформации Уильям Тиндель (1484-1536) перевел на английский язык Библию. Лидер радикального течения Реформации в Германии Томас Мюнцер (1490 -1525) выступал за разрушение старой школы, которая затрудняет доступ народа к просвещению. Имея в виду создать новую школу, Т. Мюнцер разработал специальные проекты учебных программ для народного образования.

Меланхтон немало сделал, чтобы практически осуществить свои идеи. Им написаны учебники по диалектике, физике, догматике, греческой и латинской грамматике. Учебники получили широкое распространение в протестантских учебных заведениях. Меланхтон имел множество учеников по всей Германии. Он инициировал реформирование на протестантский лад многих немецких университетов.

Протестанты создавали низшие городские школы; использовали прежние учебные заведения элементарного образования, например, народные школы в Германии, которые предназначались для детей горожан, реже для крестьянских детей в возрасте от 5 до 11–12 лет. Школы для мальчиков и девочек были раздельными. Программа протестантских начальных школ чаще всего ограничивалась чтением Катехизиса. Порой в нее включали еще письмо и церковное пение. К воскресному дню обучения был добавлен еще один день.

В Центральной Европе особую роль в учреждении и реформировании городских (латинских) школ сыграли педагоги Реформации. Одним из первых шагов явилось учреждение М. Лютером городской (латинской) школы в Эйслебене (1527). Спустя два десятилетия в Германии появилось еще шестьдесят подобных протестантских учебных заведений.

В обычной городской (латинской) школе господствовали вербальность и заучивание. Ученики каждый вечер выучивали несколько латинских слов; по субботам – повторяли по памяти выученное за неделю. В старших классах в ходу были монологи, диалоги, диспуты на латыни; занятия для старшеклассников могли проходить в виде лекций. Состав классов формировали по уровню подготовки. Так что юные школяры нередко учились рядом со взрослыми молодыми людьми. В городских (латинских) школах были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали расширению культуры, эстетическому развитию учащихся. В качестве литературного материала использовались классические тексты и сочинения национальных писателей.

В 20-х гг. XVI в. многие городские (латинские) школы были преобразованы в гимназии. Символом гуманистического образования оказалась гимназия, созданная в 1537 г. в Страсбурге Иоганнесом Штурмом (1507—1589). Альфой и омегой обучения в гимназии Штурма являлись классические языки и литература. В гимназию стекались сотни учеников. В 1578 г., например, здесь обучалось до трех тысяч учащихся. Помимо использования новых программ, в гимназии прибегали к оригинальным методическим приемам. Так, в ходу были персональные словари по древним языкам.

Гимназиями представляли едва ли не лучший тип тогдашнего общего образования. В этих учебных заведениях вульгарная латынь уступила место классическому ла­тин­с­кому языку, формальная риторика – литературе, средневековая диалектика – математике. Было возрождено обучение древнегреческому языку, часто преподавали древнееврейский язык.

воспитание христианина в

педагогической программе М. Лютера

Центральной идеей лютеровской теологической концепции является его учение об оправдании верой и всеобщем священстве, которое делало ответственным за спасение души самого человека [5] .

Вывод о познании себя и Бога через Священное Писание ставит перед Реформацией проблему обучения населения, прежде всего, чтению. С этим протестантские историки связывают то пристальное внимание, которое евангелическая церковь уделяла устройству школ, призванных распространять христианское вероучение [11] .

Таким образом, идея всеобщего священства и оправдания верой привела Лютера к постановке проблемы о необходимости всеобщего (начального) образования и выработке методов ее решения – открытия так называемых народных школ и изложения основ христианства в форме катехизиса.

Составление Лютером катехизиса имеет свою историю, он проповедовал отдельные разделы и идеи катехизиса задолго до завершения его полностью и опубликования, тем же самым занимались и сподвижники реформатора.

О большом значении, которое Лютер придавал катехизису, свидетельствует тот факт, что, предприняв несколько попыток поручить его написание своим сподвижникам [12] , он в конечном итоге взялся за дело сам, так как их сочинения отличались известным примитивизмом и чрезмерной нравоучительностью, что тревожило реформатора.

Все это Лютер изложил в своем предисловии к Краткому катехизису и определил целью его написания исправление сложившегося положения. Подобные задачи реформатор выдвигает и в предисловии к своему Большому катехизису. Подчеркивая неспособность и нежелание проповедников и пасторов распространять катехизис, он, тем не менее, призывает их к исполнению долга и ежедневному повторению основных положений христианства.

Краткий катехизис Лютера получил наибольшую популярность в протестантском мире в силу своей доступности и понятности, так как был составлен с целью разъяснения ключевых положений христианского учения и имел кроме текста форму настенной таблицы, представляющей основные элементы христианского учения. Она была напечатана так, чтобы ее можно было развесить на стенах и изучать в семейном кругу. Катехизис состоял из пяти глав (десять заповедей, Символ веры, молитва Господня, таинства Крещения и Причащения, ежедневные молитвы и наставления), содержавших основы вероучения, изложенных в простой форме.

Структура катехизиса позволяет понять видение Мартином Лютером процесса спасения человека. На первое место он намеренно ставит Декалог (Закон Божий), так как считает, что знакомство со Священным Писанием для людей падших или решивших бороться со злом, должно начинаться именно с закона. Человек должен знать, что он может и должен делать. В своем предисловии к Краткому катехизису Лютер подчеркивает, каким заповедям следует уделять больше внимания при проповедовании христианских принципов тем или иным представителям рода человеческого. Например, Седьмую заповедь о воровстве он предлагает наиболее настойчиво разъяснять ремесленникам и торговцам, а также фермерам и слугам, так как с его точки зрения в этой среде имеется больше нечестности и воровства. Четвертую же заповедь о почитании родителей он адресует прежде всего, детям и людям малообразованным.

Когда человек осознает, насколько неправедно он жил с точки зрения Закона, ему остается лишь уповать на милость Божью и верить в Него. Поэтому вторая часть катехизиса включает в себя Символ Веры и тем самым доносит до человека слово Божье.

Суммируя сказанное, следует отметить , что, проповедуя образование, Лютер тем самым боролся за свою веру или идею, согласно которой каждый верующий приобретал право быть ответственным за себя перед Б огом без посредничества церкви [21] . Равенство людей перед Б огом и спасение верой подразумевало и равенство в возможностях общения с Б огом через Священное Писание. А это было возможно лишь посредством распространения всеобщего элементарного образования для детей всех сословий. Задача эта требовала больших финансовых вложений, однако все легко разрешалось за счет церковного имущества, секуляризованного в период Реформации [22] .

[1] Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства // Мартин Лютер – реформатор, проповедник, педагог / сост. Курило О.В. - М: изд-во РОУ, 1996. – С. 12-90; с. 12.

[2] Энгельс Ф. Введение к диалектике природы // К.Маркс и Ф.Энгельс Избранные произведения в трех томах. Т. 3. – М., 1985. – С. 41-59; с. 42.

Лютеранство зародилось в далеком XVI столетии. К тому времени недовольством католической церковью достигло своего предела. Многих возмущал и особый статус высшего духовенства и несоблюдение Библейских заповедей служителями церкви. Особенно много вопросов о необходимости индульгенций (специальный документ, покупаемый за довольно большую сумму и подтверждающий прощение грехов).

К началу XVI века развращенность католической церкви достигла своего предела. Она уже давно потеряла былой престиж и доверие. Мартин Лютер хотел это изменить. Стоит подчеркнуть, что он хотел лишь реформировать церковь (долгое время это направления в христианстве так и называлось реформаторская церковь, протестантизм вошел в употребление только в 1529 года после Шпайерского протеста и окончательно закрепился после Тридцатилетней войны). В скором времени начали появляться более радикальные течения, такие как кальвинизм, цвинглианство и анабаптизм.

•Продажу индульгенций надо запретить. Отпущение грехов совершает сам Бог, а не церковь;
•Папа Римский такой же человек, как остальные, он может ошибаться;
•Церковь – дом молитвы, и предназначена для учения. Она не является необходимым посредником между Богом и человеком;
•Чистилище не существует;
•Библия – единственный авторитетный источник познания Божьей Воли.

Еще особое внимание уделялось браку. Лютер считал, что священники должны иметь право жениться. Неспособность многих служителей сдержать похоть приводило к развращению и паданию авторитета церкви, поэтому реформатор настаивал на предоставлении священникам этого важного права. К тому же историки убеждены, что принятие решения об обязательном обете безбрачия был принят исключительно для обогащения церкви. Таким образом, все имущество священников после их смерти переходило в распоряжение церкви, а не к их детям.

Также был еще один аспект, который входил в основные учения Мартина Лютера. Он касался Библии и языка проповедей. Он считал, что Библия должна быть переведена на немецкий язык (чем он и занялся в 1521 году) и стать общедоступной, чтобы каждый мог позвать Волю Отца через Его Слово. Проповеди также должны проводится на общепринятом языке, чтобы они были понятны каждому.

Читайте также: