Назовите представителей социологической школы в культурологии

Обновлено: 04.07.2024

Социологическая школа в культурологии. Теория П. Сорокина, Т. Элиота, А. Вебера, Т. Парсонса.

В современной западной культурологии широкое распространение получил социологический подход, или социология культуры. Его представители – П. Сорокин, М. Хоркхаймер. Т. Алорно, Ю. Хабермас – внесли значительный вклад в разработку проблем культурно-исторического процесса.

Цель социологии культуры – применение системного подхода при анализе культуры путем ее сопоставления с другими социальными явлениями. Понятие культуры в границах этого направления охватывает не всю жизнь общества, а лишь одну из ее сторон.

При этом, как утверждал Вебер, нередко ускоренное развитие одного процесса происходит на фоне кризисных явлений в других.

Движением культурного процесса, по мнению ученого, руководит духовно-интеллектуальная элита, она же является одновременно творцом и двигателем этого процесса.

Согласно данной теории основным и важнейшим регулятором общества является именно культура.

Основные культурологические школы и их представители

1. Философия культуры эпохи Просвещения

● Импульс к становлению и развитию культурологи, ее историческое начало как науки относят к XVIII в., эпохе французского Просвещения, когда идеи гуманизма увлекали многих мыслителей в разных странах мира. Эти идеи распространились во Франции − в произведениях Ш. Монтескье, К. Гельвеция, Ф. Вольтера, П. Гольбаха, Ж.-Ж. Руссо. В Германия - Г. Лессинг, И. Кант, И. Гердер, в России − А. Н. Радищев. Н. И. Новиков, Я. П. Козельский, в Северной Америке − Б. Франклин, Т. Купер и др.

► Наука о культуре возникла как философия истории человече­ства.

● Главные идеи отражены в творческом наследии немецкого ученого И. Г. Гердера (1744-1803).

Иоганн Готфрид Гердер окончил бого­словский факультет Кенигсбергского университета. Слушал лекции Иммануила Канта. Затем переехал в Ригу и сочетал деятельность священника с педагогической работой и литературными заня­тиями. Спустя пять лет в Париже познакомился с идеями Монтескье, Даламбера и Дидро.

Гуманизм, милосердие, религия

• Воспитание опирается на традицию и органические силы, ибо человек должен быть способен к восприятию. Этот процесс создания человека можно назвать культурой, или возделыванием, а можно вспомнить образ света и назвать просвещением.

Высшая гуманность проявляется в религии, в ней заключен самый возвышенный дух человечности. Религия − это упражнение сердца в нравственном совершенствовании.

Т.о., цель земного существования человека - в воспитании гуманности. Она − надежда на подлинность человеческого существования, цель истории человечества, его высшее предназначение.

Назовите представителей социологической школы в культурологии:

  • П. Сорокин, М. Вебер
  • Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль
  • К. Леви-Стросс, Ж. Деррида
  • Э. Фромм, К. Хорни

Внимание!
Зелёным цветом выделен правильный ответ
Если выделено несколько вариантов, значит все они являются верными.

  • П. Сорокин, М. Вебер
  • Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль
  • К. Леви-Стросс, Ж. Деррида
  • Э. Фромм, К. Хорни

Если у вас в тесте остались нерешённые вопросы, то обязательно воспользуйтесь поиском по нашей базе тестов. С большой долей вероятности они там есть.

Термин "культурология", характеристика этой дисциплины, предмет, история развития. Основные направления и школы в культурологии XX в. Основоположники социологической школы: Томас Стернз Элиот, Макс и Альфред Вебер, Толкотт Парсонс, Питирим Сорокин.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 16.03.2011
Размер файла 20,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

социологическая школа сорокин вебер

1. Основоположники социологической школы, её сущность

1.1. Концепция Томаса Стернза Элиота

1.2. Концепция Макса и Альфреда Вебера

1.3. Концепция Толкотта Парсонса

1.4. Концепция Питирима Сорокина

Культурология (лат. cultura -- возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. льгпт -- мысль, причина) -- наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

Разнообразие точек зрения на культуру отражает многоаспектность и сложность этого понятия, которое включает в себя все материальное и духовное богатство мира, созданного человеком. Культурология, наряду с другими науками, стремится создать некую единую теорию культуры, которая содержала бы в себе интегративное знание, опирающееся на достижения самых различных наук XX в., которые так или иначе исследуют культуру со своих специфических сторон.

Безусловно, следует иметь в виду, что деление на школы весьма условно и границы между ними часто размыты, так как каждая школа нередко использует взгляды и достижения своих предшественников. И все же можно выделить основные направления в культурологии:

Рассмотрим социологическую школу.

1. Основоположники социологической школы, её сущность

1.1 Концепция Томаса Стернза Элиота

1.2 Концепция Макса и Альфреда Вебера

1.3 Концепция Толкотта Парсонса

1.4 Концепция Питирима Сорокина

К представителям социологической школы принадлежит и наш бывший соотечественник, русско-американский социолог и историк Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968). Сорокин представил человечество единым организмом, имеющим универсальные для народов институты тех или иных ценностей -- в разные периоды истории центры творческих устремлений человечества перемещаются в географическом пространстве; но, при этом, не рвётся нить преемственности культурного строительства.

Список используемой литературы

1. Берестовская Д.С. Культурология: Учеб. пособие. - Симферополь, 2003.

4. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. - М., 2002.

5. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян.--.4-е изд., испр.-- М.: Высш. шк., 2002.

6. Культурология: Розин В.М. Учебник. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Гардарики, 2003.

7. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.

Подобные документы

Этапы развития социологической науки. Социально-политическая история английских поселенческих колоний в Северной Америке. Тип социологического мышления в США, окультуривание американской социологии. Европейские и российская социологические школы.

контрольная работа [52,7 K], добавлен 23.03.2011

Ознакомление с основами социологии О. Конта. Рассмотрение периода развития науки в Англии и Франции (конца XIX-начала XX вв.). Социологическая традиция Германии: Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер. Теория марксизма. Основные школы западной социологии.

презентация [662,2 K], добавлен 11.11.2014

Социология как наука, ее предмет, объект исследования. Социологические школы: географическая, психологическая, расово-антропологическая, социал-дарвинизма. Основоположники школ и их основных концепции. Анализ факторов развития общества и государства.

презентация [152,8 K], добавлен 15.12.2016

Структурно-функциональное направление в теории Эмиля Дюркгейма. Толкотт Парсонс: школа структурного функционализма. Функционализм Роберта К.Мертона. Наиболее значимые этапы формирования самой школы структурного функционализма.

реферат [20,8 K], добавлен 25.04.2003

Характеристика Уральской социологической школы и ее характерные особенности. Биография основателя школы Когана. Становление социологии на Урале, творческие сообщества социологов и Уральские чтения. Основные направления исследований ученых Екатеринбурга.

реферат [27,9 K], добавлен 25.01.2010

Дюркгейм как основоположник французской социологической школы, объединенной вокруг журнала "L'Annee Sociologique". Биографии, основные сочинения и публикации основных представителей. Обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов.

контрольная работа [24,1 K], добавлен 28.02.2011

Становление социологии в России XIX-начала ХХ века, ее сущность и трудности. Н.К. Михайловский как основатель субъективной школы в социологии. Историко-генетическая социология М.М. Ковалевского. П.А. Сорокин как методолог и теоретик социологической науки.

Читайте также: