Навык письма в начальной школе

Обновлено: 09.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА.

Навык письма обслуживает учебную деятельность, следовательно, обучение детей письму одна из первоочередных задач наряду с формированием навыка чтения и счета, которые стоят перед начальной школой. Задача начальной школы не только в том, чтобы научить детей писать, то есть освоить графическую систему языка и уметь переводить звуки в буквы, а научить писать красиво и быстро.

Учителя знают, что, несмотря на кажущуюся простоту, методики уроки письма не приносят ожидаемых результатов. 90% трудностей, которые испытывают дети в начальных классах, связаны с обучением письму. 25-30% этих трудностей имеют непреходящий характер.

Причин много, их можно разделить на две группы.

Трудности ученика имеют внутренние и внешние причины: недостаточно развитая зрительная память, недостатки в зрительно-моторной координации, зрительно-пространственного восприятия, трудности звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия, трудности концентрации внимания.

Трудности учителя : недостаточная квалификация учителя, несоответствие методик обучения возрастным и функциональным возможностям детей, отсутствие альтернативных методик, подходов в обучении, которые учитывали бы отклонения ребенка в освоении письма, несогласованность семьи и школы.

Процесс письма психологи относят к наиболее сложным формам речевой деятельности, при которой речь фиксируется путем начертания букв, переводится из устной в графическую. В процесс письма вовлекаются кора головного мозга, органы слуха и зрения, речедвигательные органы и многие мышцы тела. Именно последним компонентом процесс письма отличается от чтения. Он имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает следующие операции:

Анализ звуковой структуры слова с определением последовательности и места каждого звука. Участвуют речеслуховой и речедвигательные факторы. Огромное значение имеет проговаривание в любой форме, особенно на начальных этапах овладения письмом, так как оно помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных и определить последовательность звуков в слове.

Соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, которая ее обозначает (происходит выбор букв из ряда возможных и отграничение от сходных графических). Это требует высокого уровня сформированности зрительного анализа, синтеза и пространственных представлений.

Моторная операция письма, т.е. воспроизведение с помощью движения руки зрительного образа буквы.

Таким образом, процесс письма очень сложен для детей 6-7 лет, так как он в норме осуществляется на основе достаточно сформированных речевых и неречевых функций. Несформированность какой-либо функции может вызвать нарушение письма, т.е. дисграфию. Причины нарушения чтения и письма сходны. Виды ошибок при письме: пропуск букв, перестановка букв, выпадение букв или сочетаний букв, появление лишнего слога или буквы, недописывание слова.

К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга достаточно развиты, особенно лобных долей коры, где находится моторный центр, который отвечает за сохранность замысла при письме. В 6-7 лет не закончено окостенение пальцев кисти, следовательно, возможности движений еще ограничены. Дети с трудом выполняют вращательные движения большого и указательного пальцев. Недостаточно развита мелкая мускулатура руки, что затрудняет выполнение мелких точных движений при письме. У детей низкая выносливость к статическим нагрузкам и недостаточная сформированность аналитического мышления.

Навык письма относится к сенсомоторным навыкам, но в отличие от других сенсомоторных навыков (шитье, выпиливание и т.д.) он обслуживает учебную деятельность, следовательно, формируется сложно, параллельно с чтением, усвоением орфографии и развитием письменной речи.

По своей структуре навык письма – сложный навык, так как формируется на основе более простых умений и навыков.

графический навыки, необходимые

навык письма для письма

навыки письма (приемы)

Приемы, необходимые для письма:

Владение инструментами письма;

Соблюдение правильного положения тетради;

Соблюдение правильной позы;

Движение руки вдоль строки во время письма.

Умение сравнивать образец с результатом;

Перевод звука и печатную букву в письменную;

Сопоставление букв по высоте;

Письмо букв между линиями строки и на линии;

Начало письма, заполнение строки;

Правильное наклонное письмо.

Этапы формирования навыка письма.

Аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия. Большое значение имеет способ объяснения и степень осознанности выполняемого действия.

Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие.

Автоматизации – образование навыка письма: быстрого, плавного, легковыполняемого.

Для 1 и 2 этапов характерна большая затрата энергии, неадекватная затратам сил, неэкономное вовлечение мышц, использование лишних мышц. Характерная особенность – дробность письма. Одно усилие рассчитано на небольшой отрезок времени. Формирующие приемы не прочны. Все действия на 1 и 2 этапах должны быть осознанными. Этап автоматизации приходится на 2 класс. Происходит закрепление однотипных движений, начинает формироваться почерк.

В методике обучения письму известны следующие методы обучения:

В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из этих методов, но в широкой практике ни один из этих методов в качестве единственно возможного себя не оправдал.

Линейный – в основе лежит шрифтовый подход, учет того, что при письме всегда соблюдаются точные и одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты, ширины частей буквы, следовательно, букву или слово можно писать в специальной вспомогательной сетке, которая контролирует высоту, наклон и расстояние между элементами. С 1857г. метод применяется в Германии. В России продержался до 60-х годов.

Генетический – буквы изучаются в определенном порядке: от графически простых до графически сложных. По составу сходных элементов буквы распределяются на группы по нарастающей графической сложности. Наиболее целесообразно использовать этот метод на этапе закрепления.

Ритмический – письмо под счет в одинаковом для всех ритме и темпе.

Метод Карстера – обучение письму путем выполнения специальных упражнений, росчерков для развития движения руки. Применением этих упражнений достигаются свободные, уверенные движения руки. Сначала это письмо 19 элементов в крупном плане, затем письмо букв, связанных специальными штрихами, затем прописывание слов без вспомогательных линий. Но многие росчерки были сложны по технике исполнения, следовательно, система годилась только для взрослых, чтобы увеличить скорость письма.

Обучение письму в начальной школе решает две задачи:

Формирование графического навыка – автоматизированного способа дифференцирования и перекодирования звуковой речи в соответствующие буквы и начертание их на бумаге.

Формирование навыков каллиграфического письма.

Таким образом, в начальных классах дети должны не только научиться писать, но и научиться писать красиво и быстро. В соответствии с этими задачами в процессе обучения письму выделяют следующие этапы:

Обучение первоначальному письму;

Формирование графического навыка и выработка индивидуального каллиграфического почерка.

На каждом этапе решаются свои промежуточные задачи. В целом же дети должны научиться переводить звук в букву; правильно, четко писать буквы, слова, предложения; уметь списывать с книги и доски; уметь писать под диктовку; уметь проверять написанное и исправлять допущенные ошибки; научиться излагать свои впечатления в письменной форме. Уроки письма проводятся параллельно с уроками грамоты, и их материал соответствует урокам чтения.

Урок изучения новой буквы;

Примерная схема урока изучения новой буквы.

Организационный момент, повторение правил посадки.

Сравнение печатной и письменной букв по таблице.

Поэлементный графический анализ буквы. Образец написание буквы с комментированием.

в) 2 буквы самостоятельно;

г) самостоятельно до конца строчки.

Анализ схемы и разбор слова:

б) составление слова из разрезной азбуки;

в) звуковой анализ;

г) составление или чтение схемы;

д) орфографические наблюдения;

е) обозначение орфограмм;

Самостоятельное письмо слов.

а) разбор предложения;

б) орфографическая подготовка;

в) списывание с образца;

г) запись и проверка предложения.

Недостатки в существующей системе обучения письму заключаются в том, что мало времени уделяется работе по развитию мелкой мускулатуры руки: материала прописей недостаточно. Плохо организован подготовительный этап: на нем занимаются в основном письмом элементов, которое само по себе не готовит к письму букв. Использование прописей во многом облегчает труд учителя, но часто затрудняет обучение детей, так как ограничивает возможности использования других более рациональных приемов обучения письму. Изучение строчных и прописных букв проводится на разных уроках, что затрудняет запоминание образа буквы.

Таким образом, обучение письму по традиционной системе приводит к большим физическим и моральным затратам учеников и учителей. Уроки письма монотонны, однообразны, на таких уроках ребенок практически не развивается. Необходима коррекция традиционных методик, которая обеспечила бы более успешное обучение письму. Она должна помочь устранить те трудности, которые часто встречаются в практике обучения письму:

Недостаточное развитие руки ребенка;

Плохое усвоение и запоминание формы букв;

Использование тетрадей со вспомогательными линиями и переход к тетрадям с однолинейной строкой;

Неподготовленность детей к письму под диктовку;

Недостаточность самого письма.

Приемы преодоления трудностей.

Приемы, направленные на укрепление мышц руки, развитие мелкой мускулатуры и развитие свободы движений руки при письме.

а) штриховка. Сначала геометрические фигуры ( ∆,

, □ и т.д.), затем более сложные (животные, бытовые предметы), композиции, составление из трафаретов фигур, рисунки из книжек-раскрасок. Работа должна быть систематической и целенаправленной. Штриховка выполняется по правилам:

в определенном направлении, заданном учителем ↗↙↑↓→ (← - нельзя ).

штриховать можно прямыми линиями, круговыми, элементами букв, буквами. Между элементами должно соблюдаться определенное расстояние, равное размеру строчной буквы.

штриховка не должна выходить за края контура и провисать в воздухе.

Штриховка выполняется либо в альбомах, либо в блокнотах карандашом, ручкой, фломастером.

б) выполнение бордюров в альбоме – чередование в определенной последовательности элементов или геометрических фигур. Развивает глазомер, руку. Можно выполнять в виде графического диктанта;

в) выполнение росчерков (на подкладных листочках);

г) выполнение специальной гимнастики для рук (пальчиковая гимнастика);

д) занятия с пластилином, мозаикой, конструктором;

е) нанизывание петель на толстые спицы в положении стоя.

Приемы, направленные на лучшее усвоение формы письменных букв.

а) пропедевтическое знакомство с письменным алфавитом. Начинается в подготовительный период на безбуквенной ступени и продолжается на всех последующих этапах в течение всего года. Работа проводится в вопросно-ответной форме:

Какие буквы уже умеете писать?

Где вы встречались с таким шрифтом? (На уроках чтения используется курсивный шрифт).

Задания должны быть регулярными, систематическими.

б) запоминание формы букв на основе тактильных ощущений (кончиками пальцев). Активно используется в методике Е.Н. Потаповой. Суть: буквы вырезаются из наждачной бумаги и вклеиваются в альбом. Важна ширина букв – необходимо ориентироваться на толщину пальца ребенка. Буква обводится указательным пальцем в направлении письма. Работа может идти в парах и выполняться с закрытыми глазами.

в) конструирование букв из картона, проволоки.

г) письмо в воздухе. На нелинованной части доски пишется буква больших размеров. Дети, поставив локоть на парту, прищурив один глаз и совместив кончик ручки с изображением на доске, обводят букву 2-3 раза, повторяя движение указки учителя. Затем, закрыв глаза, выполняют движение по памяти.

д) восстановление формы буквы по данным элементам.

е) поэлементный анализ букв. Важно показать ребенку каждый элемент буквы, обозначить словом его форму, величину, взаимное расположение частей, сравнить букву со сходными.

ж) работа с таблицами письменного алфавита, в которых буквы расположены в определенном порядке. Таблицы читаются по строкам и по столбикам на время, особенно хорошо использовать во 2 полугодии 1 класса.

Приемы, помогающие овладеть письмом букв.

После того, как проведены все подготовительные работы по знакомству с буквами, можно переходить непосредственно к письму букв. Существующие прописи, особенно 1-3, предлагают, рассмотрев образец, однократно обвести его по точкам, а затем писать букву самостоятельно. В большинстве случаев результаты такого письма очень часто бывают плачевными. Ребенку, не писавшему ни разу буквы, писать в узкую строку трудно, следовательно, работе в прописи должны предшествовать подготовительные упражнения.

а) письмо на нелинованном листе бумаги. Самое важное – закрепить движения написания буквы, таким образом прописывается 2-3 буквы, сравниваются с образцом на доске, выявляются ошибки. Здесь учитель должен посмотреть работу у всех детей и обратить внимание на ошибки.

б) показ учителем на нелинованой части доски образца написания буквы с проговариванием, объяснением последовательности всех действий: откуда начинать, куда вести, где закончить. В этом процессе могут участвовать и дети, тогда учитель встает на позицию обучающегося.

в) обведение карандашных образцов или обведение на кальку букв, написанных на подкладных листах с разлиновкой прописи. Важно контролировать направление письма, для этого на образце можно указать начало письма и стрелками дальнейшее движение руки.

г) пробное самостоятельное письмо на подкладном листе с разлиновкой прописи. Самостоятельно прописывается 4-10 букв. Из них выбирается самая красивая, подчеркивается. После этого буква пишется в прописи, учитель позволяет ученикам прописать 3-4 буквы в прописи, самая красивая подчеркивается и строчка дописывается до конца.

д) пробное письмо в трех размерах. Используется подкладной листочек с разлиновкой в одну линию.

е) использование подвижного образца. Листок с разлиновкой прописи нарезается на узкие полоски, и буква прописывается ярким цветом.

Полоска накладывается на страницу прописи, и ребенок двигает ее по строке.

Таким образом, у детей перед глазами до конца остается образцовая буква (буква-образец).

ж) работа над коррекцией букв.

сравнение написанной буквы с образцом и поиск искажений в собственном письме. На 1 этапе обращается внимание на самые общие ошибки (наклон, высота, отдельные элементы), ошибки отмечаются красной точкой, а наиболее удавшиеся буквы – зеленой. На 2 этапе (урок закрепления) работа идет по пути углубления анализа, поиска причин ошибок и путей их устранения.

используется прием какографии , т.е. письмо с типичными ошибками, искажениями. Ошибки могут выноситься комплектами на доску, а далее дети, сличая эти ошибочные варианты с образцом, находят ошибки и ищут способы их устранения. С учетом возможных ошибок дети анализируют собственное письмо и отмечают свои ошибки.

Прием требует много времени, поэтому лучше использовать его на уроке закрепления. В методической литературе этот прием часто расценивают как неверный, так как он якобы закрепляет в воображении детей неправильные образцы письма, но практика опровергает это утверждение. Именно анализ типичных искажений на подготовительном этапе позволяет предупредить, не допустить искажения на письме. С психологической точки зрения это объясняется тем, что, сравнивая образец с искаженным вариантом, дети производят многократный анализ. Это и активизирует мыслительную и практическую деятельность ребенка. Дети далее предвидят, какое искажение может случиться, будут настроены на предупреждение ошибок.

з) прием отработки написания буквы в опоре на уже известные буквы. Дети карандашом пишут уже известные буквы, затем после знакомства с новой буквой вписывают эту букву в уже известную.

Такой работой достигается большая плотность письма, отпадает необходимость много работать над выписыванием отдельных элементов букв.

Трудности, связанные с переходом на новую разлиновку и пути их устранения.

В большинстве существующих программ вся работа проводится в тетрадях с вспомогательной разлиновкой. Сначала это прописи, а в дальнейшем это тетради с двумя или с одной вспомогательными линиями. С середины 2 класса дети переходят к тетрадям в одну линию. И такой переход связан с резким ухудшением качества письма и психологическими трудностями, которые испытывают дети, вынужденные фактически переучиваться писать, приспосабливая свое письмо к совершенно новым условиям однолинейной строки.

Вопрос о разлиновке тетради является дискуссионным.

Существует два пути преодоления этих трудностей.

Переход к однолинейной строке происходит сразу после окончания работы по прописям. Переход должен быть подготовлен еще в период работы в прописях. Подготовка осуществляется за счет использования специальных упражнений, которые подготовят к письму в однолинейной строке.

а) рисование бордюра в альбоме;

б) знакомство с элементами однолинейной строки;

в) выполнение упражнений с геометрическими фигурами в альбоме;

г) письмо букв в 3-4 размерах;

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

д) упражнения на координацию движения глаза и руки:

Полный отказ от прописей с вспомогательной разлиновкой и организация работы с самого начала в тетрадях с однолинейной строкой. Такая работа требует дополнительных усилий со стороны учителя, но дает лучший результат и экономию во времени. Такая работа предложена в программе Бунеевых.

В трудах психологов Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина можно найти ответ на вопрос: как научить детей писать быстро и красиво? Но эта проблема актуальна и в наши дни. Как и когда учить ребенка писать? Какая методика наиболее эффективна? Какими должны быть ручка и бумага? Что делать, если процесс обучения письму затруднён? Как подготовить ребенка к письму и научить писать красиво, грамотно? Эти и ещё многие аналогичные вопросы неизбежно встают перед педагогом и родителями. Решая любой из них, мы обязательно должны учитывать, насколько подготовлен ребёнок, можно ли начинать обучение письму или нужна дополнительная подготовительная работа.

Практика показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней учения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство школьников неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь). Редко кто владеет основами звуко-буквенного анализа. Все это затрудняет формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.

Каракули и небрежный почерк в тетрадях чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребёнка.

Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму?

Безусловно, да. Но следует понимать, что это во многом зависит от уровня, функционального развития ребёнка, связано с его речевым развитием и состоянием здоровья. Не менее важно и то, как и какую методику использовать.

Обучение письму должно вестись с учетом возрастных и функциональных возможностей каждого ребёнка.

Цель моего выступления – показать, каким образом можно достичь устойчивых каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста.

Формирование навыка письма

Для того, чтобы было понятно, как готовить ребёнка к письму, на чем нужно заострить внимание, в чем не стоит торопиться и почему что-то не получается или получается не очень хорошо, необходимо представлять себе, что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть малыш.

Что же представляет собой процесс письма и почему он так сложен для ребёнка?

Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.

Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках, научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную позу, правильные движения руки, правильную траекторию движений.

Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребёнка, учитывая его возрастные возможности.

В формировании навыка выделяются три основных этапа.

· Первый этап – аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.

· Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

· Третий этап – автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка. Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная деятельность. Ребёнок должен знать и понимать, что нужно делать и как делать.

Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить, – первый шаг в обучении.

Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.

Считается, ведущее значение имеет осознанность при обучении.

Формирование навыков письма при обучении – длительный процесс, сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

Подготовка к письму

Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.

1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;

2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;

3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев коснуться виска;

4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до металлической части стержня – один пальчик;

5 – наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди.

Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма

В своей работе использую следующие приемы.

Показываю процесс письма и объясняю способы написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика.

Показываются способы соединения букв; показ сопровождается объяснением: где начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление, указываю на величину элемента.

Этот способ применяю ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма.

Списывание с готового образца

Прием основан на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.

Воображаемое письмо, или письмо в воздухе

Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно-воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.

Увидеть, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв.

При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

Этапы формирования навыка

Штриховка – развитие мускульной памяти. Этот этап определяет успех всего обучения. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами. Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

Развитие тактильной памяти

Следующий этап – рисование параллельных линий. Именно параллельность всех штрихов придаёт письму (почерку) чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения. Следует заметить, что непараллельность штрихов – наиболее частое проявление нарушения почерка. До обучения письму букв необходимо научить ребёнка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно.

Затем идёт этап – письмо полуовалов верхних и нижних, правых и левых с разными направлениями движения. Для выполнения полуовалов следует обратить внимание на положение руки, и особенно на правильность опоры кисти (только на мизинец).

Следует обратить внимание на различие овалов и кругов при их выполнении и способность ребёнка мысленно вписывать овал в прямоугольник. На этом этапе эффективны и вполне выполнимы вот такие графические задания: раскрути спираль – закрути спираль. При выполнении этих заданий нужно попросить ребёнка держать руку свободно (на весу, без опоры на мизинец, что позволит почувствовать новые варианты свободных движений руки манипуляциях карандашом или ручкой.

Данный этап подготовки уже приближает ребёнка к письму как к таковому. Письмо букв связано с достаточно жёсткими ограничениями высоты и ширины каждого графического элемента, и при обучении дети пишут на разлинованных листах. Поэтому нужно объяснить, что такое строка, как. располагаются элементы, где середина строки, где верхняя линия рабочей строки и где нижняя.

Конечно, рисовать и писать просто вертикальные линии легче, чем расположить их на строке, соблюдая определённую высоту, протяжённость (ширину). Если дети уже научились начинать движения в определённой точке, им нужно научиться так же точно заканчивать его. Эта новая задача, поэтому следует объяснить, показать, уточнить, понял ли ученик, что он должен знать.

Последний этап подготовки к письму – освоение написания элементов письменных букв.

Для того, чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила:

1. Объяснить, как пишется графический элемент, – в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения.

2. В объяснении не должно быть ни одного неполного и незнакомого слова.

3. Кроме словесного объяснения, необходим показ движения.

5. Повторение инструкции.

6. Самостоятельное выполнение действия.

Анализ психофизиологических особенностей формирования навыка письма показывает, что письмо, воспринимаемое со стороны как целое и связное, на самом деле является последовательностью дискретных операций. И только тогда, когда навык сформирован, выполнение всех звеньев этой цепочки происходит автоматически, без осознания, без направленного контроля. Однако, если этап начального обучения построен так, что что-то не выполняется, что-то исполняется неправильно и т.п., то последующая тренировка закрепит неправильное выполнение и результаты будут неудовлетворительными.

С первого дня обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребёнка. Появляется новая систематическая деятельность – учёба. Особые трудности в процессе обучения отмечаются при письме. Преодоление затруднений чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение. Каллиграфическое письмо – это очень важный и нужный процесс.

Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказываются на формировании мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается о факторах и условиях способствующих формированию грамотного письма.

Дубовая Наталья Анатольевна, учитель начальных классов

Раздел: Русский язык

Течение жизни все ускоряется, усиливается тревожность относительно судеб наших духовных ценностей, осознаются существенные утраты в области чистоты, богатства, культуры русского языка, его авторитета - одного из самых развитых языков мира. Ведь язык народа - это не просто система знаков, средство общения т и информации: он- хранитель с многовековых традиций мировосприятия, истории народа, его радостей и страданий, творчества, созидания, разума; все культурные ценности в языке хранятся и в языке наследуются. Это сказки, пословицы. Это творчество Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова, А. А. Ахматовой, Л. Н. Толстого. И не плохо бы уяснить нам, учителям, что же происходит сейчас, почему такая “безграмотность”, в чем опасность? Как ее ликвидировать?

Язык рекламы, фильмов и клипов совсем не ориентирован на литературную норму. Начальная школа - это старт всей школьной жизни ребенка. Здесь надо признать верность пословицы: “Мудрым никто не родился, а научился” тем более для такого трудоемкого, беспокойного дела, которое закладывается, цементируется в маленьком шестилетнем человеке на всю его последующую жизнь. Все мы, учителя начальных классов, твердо знаем: от того, насколько прочно будут заложены основы грамотного письма, во многом зависит последующий процесс овладения грамотой. Знаем и ищем причины появления ошибок, пути их искоренения. Я считаю, что основная причина появления ошибок в правописании идет от неразвитого орфографического “чутья” школьников. Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием

“вставить пропущенные буквы”, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, и чтобы осознано, не случайно.

Правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т. е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов.

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запоминает его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы:

а) письмо с пропусками “дырками” - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре;

б) можно построить так называемые опорные схемы. Например, в 1 классе, можно записать рассказ из трех предложений с предварительным построением опорных схем.

Учитель читает предложение и записывает на доске схему

Весной лес оживает е___оие.

Весело щебечут птицы ео еу ы

Из берлоги вылезает сонный медведь. з ие ее, ед.

После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелегких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти;

в) есть прием, заставляющий думать над написанием: при изучении темы

“непроизносимые согласные”, можно предложить детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать. Значит, надо думать, прежде чем писать. А это наша стратегическая цель: заставить думать при письме;

г) можно проводить так называемый “диктант” с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т. е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их “слышать” орфограмму, обосновать свой выбор ее написания.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Начинать эту работу надо с 1 класса. Например, при изучении темы” Безударные гласные” можно проводить следующие игры:

а) “найди опасное место”

Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому нельзя доверять.

б) “Светофор”. Дети показывают красный сигнал, как только находят “опасное место”.

3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание, т. е. проговаривание так, как надо писать. Этот прием используют многие учителя. И он дает неплохие результаты. Такую работу необходимо вести с 1 класса.

Особое значение для обогащения словарного запаса у учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка. “Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка” - писал известный ученый-методист А. В. Текучев.

Этапы словарной работы можно представить так:

1) семантизация слова

2) актуализация слова

3) использование слова в речи.

Активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Поэтому задача учителя – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащихся. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, сочинениях. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления. В. А. Добромыслов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать “смысл слова”, правильно понимать его значение приемов, а для этого нужны знания приемов толкования. М. Р. Львов выделил следующие способы толкования слова: наглядный, контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразование.

Объяснение слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того, чтобы слово стало “своим”, нужна большая работа.

С целью активизации словаря, работу можно представить в виде следующих основных этапов:

1. толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

б) подбора синонима или антонима;

в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;

г) описательного оборота.

2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией)

3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями)

У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме:

1. Игра “Кто больше напишет слов”.

Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы.

Верный - преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный, испытанный;

Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.

2. Игра “Наоборотки”

Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы

3. Диктант-игра “Запоминайка”. Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием Не.

Учитель предлагает задание: Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание Не. Объясните значение слов с Не.

4. Игра “Букву заменишь – смысл слова изменишь”

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов:

а) с Е можно быстро обойти все кругом, с И то, чего нельзя делать по отношению к слабым (обежать - обижать)

2) С Е можно делать с обувью, одеждой, а с И можно восстановить дружбу (примерять – примирять)

3. С О всегда будешь чистым и опрятным, а с А нежным и добрым.

4. С Е нужно старость уважать, а с И можно просто отдохнуть (поседел- посидел)

5. Игра “Как назвать одним словом?”

А) Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание)

6. Расшифруйте слова. Замените одним словом

Б) расшифруйте слова:

4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) цветы.

7. Запишите слова с безударной гласной Я:

Монета в пять копеек (пятак) (пять)

Дерево с красными плодами (гроздьями), (рябина)

Школьная отметка (пятерка)

Детская игра (пятнашки), (пятна)

Какое слово здесь лишнее. Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово рябина, безударную гласную в этом слове нужно запомнить).

Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся:

Трактор шумел, как . . . .

На солнце засверкали ягоды земляники, словно… .

В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописание многих слов, которые им следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарем.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.

При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.

Предлагаемые кроссворды, можно использовать для фронтальной, парной, индивидуальной работы

1. Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (орех)

2. Шла Саша по …. и сосала сушку (шоссе)

3. Вот …. тучи нагоняя… (север)

4. Название места, где кто- либо живет, надпись на конверте (адрес)

5. Большие дети, берите… (билетик)

1. Как на поле на кургане стоит курочка с серьгами (овес)

3. Лежали на свету, бросились во тьму, да и там покоя нет: как бы вырваться на свет (семена)

6. Честь…. . береги свято. (солдата).

7. Человек, который выращивает хлеб. (хлебороб)

Использование грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов.

О развитии человека судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли, т. е. говорит и пишет. Основа связной речи – предложение. Не может быть упражнений по языку без работы над предложением. Начинается она с самых первых дней пребывания ребенка в школе. Начиная учиться, ребенок уже использует в своей речи все основные типы предложений. Учитываем ли мы особенности детской речи при организации и проведении уроков русского языка?

Традиционно в учебниках для начальных классов по русскому языку синтаксическая система предоставлена недостаточно. Для анализа, причем только для формального анализа – членение на главные и второстепенные члены предложения, - берутся только простые предложения.

Но в речи ребенка имеют место и сложение предложения. Так, может быть, не обходить их стороной, а широко привлекать в качестве дидактического материала, например, для таких упражнений как редактирование. Так мы расширяем представление детей о синтаксической системе русского языка.

Ошибки на нарушение порядка слов в простом предложении относятся к числу наиболее распространенных в речи учащимися начальных классов. Причины подобных ошибок многообразны. Главные из них состоят в психологических особенностях “протекания” речевой деятельности у младших школьников

Практика показывает, что элементарные сведения о порядке слов можно сообщить учащимся по ходу знакомства с простым предложением. Эту работу лучше всего начинать уже в первом классе. В этот период дети обобщают и систематизируют все сведения о предложении. Новые учебники по русскому языку для начальной школы ориентируют учителя на достаточно подробное знакомство детей с признаками предложения:

наша речь состоит из предложения;

предложение состоит из слов;

слова в предложении связаны между собой;

предложение выражает законченную мысль;

каждое предложение произносится с особой интонацией.

Практика показывает, что эти сведения необходимо дополнить маленьким наблюдением из области культуры речи: слова в предложении расположены в определенном порядке.

Орфографическая деятельность будет успешной, если она направлена на пробуждение, развитие, формирование и расширение орфографического опыта. Под пробуждением мы понимаем возбуждение у учеников интереса к письменной речи, создание условий для осознания своего правописного опыта, возбуждение потребности вести наблюдение за своим орфографическим пробуждением.

Расширение орфографического опыта представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в решение орфографических проблем на основе имеющихся базовых знаний и умений, это целенаправленный процесс усвоения орфографических знаний, умений, способов деятельности и самоконтроля, помогающих решать орфографические задачи: обеспечивать грамотное письмо, предупреждать ошибочное написание.

Мотивационно-ценностный компонент орфографической деятельности определяет направление постановки учебных задач с ориентировкой на письменную речь с учетом потребностей в грамотном письме школьников.

Содержательно-операционный компонент создает базу для овладения глубокими орфографическими знаниями и умениями в условиях формирования грамотного письма.

Обобщенные типы учебных задач, направленных на формирование умений решать орфографические задачи, представлены в таблице.

Условиями успешного решения орфографических задач являются:

- высокий уровень фонетико-графических знаний и умений, умений формо- и словообразования;

- усвоение способов обнаружения и проверки орфограмм;

- обогащение словарного запаса за счет словообразовательных упражнений.

Фонетико-графические умения вырабатываются на ежеурочных минутках чистописания, в ходе звукобуквенного разбора, частичного или полного.

Умения в области лексики и состава слова (умение определять семантику слова и корня, устанавливать смысловые связи между родственными словами, определять общность их корневых значений) формируется на основе специальных лексико-словообразовательных упражнений.

Таким образом, процесс организации формирования навыков грамотного письма должен осуществляться наиболее успешно, если он реализуется на основе интеграции методов, средств развивающей и традиционной системы обучения. Комплекс необходимых, и достаточно методических условий для эффективного формирования навыков грамотного письма младших школьников должен включать в себя применение приема постановки учебной задачи в целях мотивации орфографического действия, развитие орфографической зоркости, моделирование правил, способов проверки орфограмм, составление алгоритмов для организации исполнительного этапа в обучении правописанию.

Хорошая поддержка учебного процесса - компьютер. По окончании изучения любой темы можно проверить сформированность навыков работы у детей тестированием. Компьютерное тестирование проводится в условиях школьного урока. Все учащиеся выполняют задания одновременно, форма выполнения – индивидуальная. Время выполнения не более 15 минут.

Подбери все проверочные слова к слову

молча, молчать, примолк, молчун

Укажи буквы, которые надо писать в словах ( а,о,е,и,я)

П…ссажир, г…ризонт, б…седа, в…кзал, вч…ра

И тесты могут быть использованы для проведения тематического и итогового контроля на любом году обучения.

Статья

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данная статья содержит описание различных видов упражнений по формированию навыков грамотного письма-веселые рифмы, орфографические рифмовки, грамматические сказки и рассказы. Эти упражнения направлены на подготовку учеников к усвоению грамматических и словообразовательных норм родного языка, правил орфографии, развитие речи, мышления.Данная статья адресована учителям начальной школы.

Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе.doc

Читайте также: