Наташин дневник краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Переводная литература всегда пользовалась большой популярностью в России, но на рубеже XIX и XX веков появились и свои, отечественные авторы, успешно конкурировавшие за интерес читателей. Часто писательницы умели лучше, чем их коллеги-мужчины, принимать во внимание ожидания читателей и лучше понимали специфические особенности и возможности жанра. Угрюмый натурализм и настойчивые призывы к защите несчастных детей были характерны для большинства писателей-мужчин, тогда как писательницы не боялись в своих произведениях занимательных персонажей, высоких чувств и необычных приключений. Самым ярким представителем нового направления была Лидия Чарская.

Жизнь в частном пансионе описывалась в литературе с 1830-х годов. Школьницы – в основном аристократического происхождения – проводили в подобных заведениях шесть-семь лет, практически не контактируя с внешним миром. Это были годы формирования характера. Девочки обычно поступали в восьмилетнем возрасте. С выпуском из института детство заканчивалось, наступала взрослая жизнь.

Голубая фея, появившаяся в названии, рассказывает эти истории автору, а тот перерабатывает их для юного читателя. Во многих сказках сильнее, чем в других произведениях Чарской, чувствуется темная сторона жизни, бедность и страдание, несправедливость и жестокость. Иногда возникает конфликт между фантазией и реальностью, сказкой и явью. Роль доброты в несовершенном мире часто неочевидна, и не все сказки Чарской заканчиваются хорошо.

В 1924 году Чарскую уволили из театра. Когда стало понятно, кто скрывается под псевдонимом Н. Иванова, пропала и эта возможность заработка. Вплоть до смерти в 1937 году Чарская жила в нищете и болезнях, получая мизерную пенсию – и иногда тайную помощь от верных читателей. Когда ее бывший противник Чуковский узнал о ее трудном положении, он попытался ей как-то помочь. По слухам, один из ее бывших читателей женился на ней, но материально ее ситуация не изменилась. Юрий, сын Чарской, оказался заграницей, в Харбине, и умер в тот же самый год, что и его мать. Чарская похоронена на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Наташин дневник - i_001.jpg

– А что, Наташа, ты не очень пугливая?

И глаза у самой Сони в эту минуту такие испуганные, а лицо вытянутое и красное, как ни когда. У меня так сердце и захолонуло: два года, третий, учусь в гимназии, сижу с Соней за одной партой, а такого лица у нее еще не видела. Схватила ее за руку, трясу изо всей силы и повторяю одну фразу раз десять подряд:

– Что случилось. Что случилось? Что случилось.

И не заметила даже, как принялась твердить два слова, словно попугай какой, – потом уже Соня мне сказала, – у самой же в голове в эти минуты одна мысль была: что с дедушкой? С миленьким моим дедушкой не случилось ли что, не приведи Господи?

Соня, видно, совсем перепугалась. Как вырвет у меня руку да как побежит что было прыти от меня по коридору, я за ней, а у самой сердце стучит, стучит, ну вот точно выпрыгнет сейчас из груди наружу.

– Соня! – кричу ей. – Жестоко это, бесчеловечно так мучить! Раз начала уж говорить, так договаривай!

Нагнала ее у самой площадки перед учительской, а тут как раз дверь распахнулась и из учительской вышел наш инспектор[2], Гавриил Петрович Меншиков. Увидел нас и прямо направился ко мне.

– Наталья Иволгина, вам Антонина Маврикиевна ничего не говорила?

– Ничего, Гавриил Петрович, – отвечаю. А сама так вся и начинаю дрожмя дрожать с головы до ног.

Он положил мне руку на плечо да и говорит:

– Вы, Наталья Иволгина, девица благоразумная, сильная духом и не должны волноваться преждевременно. Дело в том, что сейчас за вами прислали из дома. Хозяйский мальчик прибежал. С дедушкой вашим не вполне благополучно. Принесли его домой из типографии. В больницу не хотел, велел наборщикам доставить себя домой. И вас зовет. Можете уйти с уроков, и вообще, если что дома задержит вас возле больного, вы и завтра и послезавтра не приходите в гимназию. Я распоряжусь об отпуске для вас.

Что он дальше говорил, не знаю, и лицо его помню смутно. Кажется, смотрел на меня сочувственно, и голос у него звучал так мягко, так ласково. Только лицо и глаза его тогда словно заволокло от меня туманом. Одно я только чувствовала и ясно видела в эти минуты: горе свое, страшное горе. Чувствовала, что не увидеть мне больше дедушку, золотого моего старичка…

Не помню уж, как сделала книксен[3] инспектору, как спустилась с лестницы, как одевалась в швейцарской с помощью Сони. Помню только, что она все плакала и целовала меня, приговаривая:

– Бедная ты моя Наташа! Бедненькая моя!

И щека у нее была горячая, как огонь, и мок рая от слез.

Вышла я из подъезда, а ноги так и подкашиваются. Чувствую, что не дойду не только до дома, а даже и до трамвая. А тут вдруг слышу за собой:

– Что с вами случилось, Иволгина? На вас лица нет!

Остановил меня и говорит:

– Больны вы, что ли, Иволгина? Едва на ногах держитесь, и не дойти вам в таком состоянии до дома. Вы где живете?

– За Волгой, на Верховской, – говорю.

– Эге! Да нам по дороге. Возьму-ка я лубянку[4] да довезу вас до дома. И как это вас одну, такую больную, из гимназии выпустили?

– Не больная я, Иван Сергеевич, – отвечаю, – а только очень встревожена за дедушку… Болен он сильно. Наборщики его, говорил Гавриил Петрович, на руках домой принесли.

Все я ему рассказала коротко и сбивчиво. И что живем мы с дедушкой вместе с той поры, как померла мамочка, то есть третий год. Что прежде жили с ней в Питере, что мамочка моя мастерицей там была, портнихой, ходила работать в одну известную мастерскую дамских нарядов. А папашу своего я по чти не помню. Он был убит в Японскую войну[5], служил в ту пору в солдатах в пехоте. Я тогда еще маленькая была, трехгодовалая. Когда я потом кончила начальную школу, мамочка хотела поместить меня в профессиональное училище, да вышло совсем по-иному. Было мне уже одиннадцать лет, три года тому назад, значит, когда простудилась мамочка, схватила инфлюэнцу[6], а там перешло в осложнение, и померла она через неделю. Приехал отсюда на похороны дедушка – он служил наборщиком в здешней газете уж сколько лет – и увез меня с собой. Добрый, хороший он, дедушка, это отец папаши, единственный родственник наш. Каждый вечер, бывало, придет с работы, принесет газету и велит читать. Я-то читаю, а он похваливает. Однажды он и объявил мне, что хочет отвести меня к учительнице, чтобы она меня в гимназию подготовила в первый класс. Ну, с этого и пошло. Год походила к учительнице, а два учусь в N-ском учебном заведении. Все спасибо дедушке – добрый, заботливый он у меня. Правда, самой-то мне неловко иной раз бывает, что я такая большая, четырнадцатилетняя, с одиннадцати- и двенадцатилетними девочками в одном классе сижу. Да что будешь делать, если так пожелал дедушка. Нельзя было не послушаться его.

– Послушайте, Иволгина, частенько мне приходилось сердиться и покрикивать на вас за неудачные, рассеянные ответы или неверное решение – все казалось, ленитесь вы, как и другие, не о том думаете, а теперь совсем другое освещение дает мне ваш бесхитростный рассказ. Ну, так вот что: если понадобится вам когда моя помощь, поддержка ли советом, или просто некуда будет голову преклонить, – прямо ко мне, в нашу семью толкнитесь. Жена у меня отзывчивая, славная, и детишки ничего себе, только лоботрясы и лентяи большие, а сердечки у них – чистое золото. Вот вам моя визитная карточка, тут и адрес. На словах сейчас все равно не запомнить. Держите же, не потеряйте. Ну, вот и приехали на Верховскую вашу. Где останавливаться, скажите?

– Вот у того серого домика.

Говорю, а у самой сердце екнуло. Как я могла забыться и спокойно проговорить всю дорогу, когда дедушка, милый дедушка, может быть… И всю душу так и залило будто какой-то волной темного нехорошего предчувствия.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Повесть в виде дневника, написанного осиротевшей девочкой провинциального городка, которая, согласно последней воле воспитывавшего её дедушки, оставляет гимназию и уезжает в Петроград для работы в швейной мастерской, в которой работала её покойная мать. Вот только, прибыв по адресу, обнаруживается, что владельцы мастерской сменились, и никто здесь её не ждёт.

Фото внешнего вида и страниц:

Мы с дочерью большие поклонницы Чарской, причем для дочери я стараюсь покупать книги именно этой серии, из-за бережного отношения к тексту и волшебного оформления книг. "Наташин дневник" несколько нетипичная для Чарской повесть со шпионским налетом, но это ее нисколько не портит. Все равно, по большому счету речь идет о главном в жизни – о способности сострадать, понимать друг друга и помогать, когда приходит беда. А война и шпионские дела – это только повод поговорить о главном.

Эта книга Лидии Чарской написана, как и следует из названия, в виде дневника. Ведет его простодушная провинциалка Наташа, выросшая в небольшом городке на берегу Волги. Дневник – единственный друг девочки, с ним она делится не только событиями своей непростой жизни, но и переживаниями и сомнениями.
Наташа, потеряв всех родных, приехала в Петроград и поступила швеей в мастерскую. Хмурый северный город встретил ее неприветливо, а юному сердечку так хочется тепла, ласки и понимания…
Книга (как и остальные в этой серии) оформлена в стиле модерн и издана в изящном полиграфическом исполнении.

После смерти матери маленькую Наташу растил дед. Для девочки он был не только единственным родственником, но и самым близким другом. Когда и его не стало, четырнадцатилетняя Наташа оставила гимназию и, перебравшись в Петроград, поступила в швейную мастерскую.
Природная доброта и простосердечность провинциалки не всем пришлась по сердцу в хмурой столице. Однако именно эти качества помогли девочке растопить лед в сердцах ее новых знакомых и обрести верных друзей.
Оформление книги достойно отдельного внимания. Макет и обложка выполнены в стиле модерн: оригинальные орнаменты и иллюстрации конца XIX - начала XX века, изысканные цветовые решения и стилизованные полиграфические материалы создают впечатление, что читатель держит в руках не обычное издание, а девичий дневник.
Книга отпечатана на высококачественной книжной бумаге Holmen Book концерна Holmen Paper AB (Швеция).

Чарская Л.А. Наташин дневник

На долю доброй и простосердечной провинциалки выпадает немало невзгод, но свет, как известно, не без добрых людей. К тому же с девочкой всегда ее дневник, с которым она делится радостями и печалями. После смерти деда, единственного родственника, четырнадцатилетней Наташе приходится оставить гимназию. Из приволжского города она приезжает в Петроград, чтобы поступить в швейную мастерскую. Девочке и в голову не могло прийти, что за это время в столице многое изменилось.

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 140 стр. 27 иллюстраций
  • Жанр:д етская проза, р усская классика
  • Теги:в зросление, д етская классикаРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

После смерти деда, единственного родственника, четырнадцатилетней Наташе приходится оставить гимназию. Из приволжского города она приезжает в Петроград, чтобы поступить в швейную мастерскую, где когда-то работала ее покойная мать. Девочке и в голову не могло прийти, что за это время в столице многое изменилось…

На долю доброй и простосердечной провинциалки выпадет немало невзгод, но свет, как известно, не без добрых людей. К тому же с девочкой всегда ее дневник, с которым она делится радостями и печалями.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Читайте также: