Наставничество в профориентации в школе

Обновлено: 05.07.2024

С чего все начиналось?

Робототехника в Рощинской школе существует с 2009 года, начиная с дошкольных групп и заканчивая начальным, основным и средним уровнями образования. Ребята не раз становились участниками и победителями различных соревнований. Но в последние годы мы, честно говоря, не очень понимали, куда развиваться дальше, в каком направлении двигаться. Ведь чтобы поддерживать интерес у детей, нужно, чтобы они видели результат, чтобы участвовали в соревнованиях.

Мы пригласили в школу специалистов инженерной службы птицефабрики, рассказали о новом практико-ориентированном проекте. Инженеры познакомили школьников с фабрикой, с работой цехов, подсказали несколько направлений, в которых мы могли бы реализоваться, задачи, которые мы могли бы решить. В результате для проекта был выбран сортировочный цех птицефабрики.

Первый успех

Однако первую модель пришлось разобрать. После экскурсии на предприятие и знакомства с реальным производством, мы поняли, что представления о работе цеха, полученные из интернет-ресурсов, в корне отличаются от реальности. Мы разработали и собрали модель, которая самостоятельно распознает с помощью тензодатчика (датчика веса) продукцию меньшей массы и отправляет нестандартную продукцию в отдельный ящик.

И что в итоге?

На данный момент управление микроклиматом инкубатора — компьютерное. Принцип работы системы вентиляции основан на создании отрицательного давления внутри помещения. Экономические затраты на обогрев свежего воздуха достаточно велики, чтобы поддерживать постоянно одну и ту же температуру, в зависимости от возраста птицы, а проветривать приходится часто.

Универсальный проект для соревнований

Партнерские отношения с предприятием позволяют школьникам увидеть профессию изнутри, научиться понимать особенности той или иной специальности, видеть необходимость получения знаний. Ведь основная цель обучения робототехнике — создать условия для формирования инженерно-технического мышления у ребенка.

Я рассказала только о двух проектах, о том, как мы работали над ними, с какими трудностями встречались и как их решали. Такую работу можно проводить в каждом образовательном учреждении. Предприятие для сотрудничества может быть любое, которое открыто для сотрудничества. А если вам будет нужна помощь или совет, мы всегда открыты для общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наставническая программа в вопросах профориентации школьников. Реализация проекта "Профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета

Не первый раз мы встречаемся на мероприятиях, проводимых Вологодским институтом развития образования в сотрудничестве с центром МЕНТОРИ. О наставнической деятельности центра МЕНТОРИ мы узнали, посещая мастер-классы, которые проводили специалисты центра в мае месяце. Мы считаем, что это хороший опыт встреч, когда можно услышать о новых образовательных технологиях, принять участие в мастер-классах, а так же пообщаться с коллегами. Теоретически услышанный и представленный материал центром МЕНТОРИ, был полезен, но как это воплотить и реализовать в собственной школе?

Первый шаг к пониманию того, что необходимо что-то менять в работе нашего образовательного учреждения был после общения со своими коллегами. Мы пришли к общему выводу, что одной из главных проблем нашей образовательной организации является рост численности детей, находящихся на различных видах учета.

С другой стороны, школа окружена общежитиями, старым жилым фондом; контингентом проживающих, подверженных асоциальному поведению, высокому уровню алкогольной зависимости. Это вызывает необходимость уделять особое внимание организации воспитательной работы, внеурочной занятости обучающихся, социально-педагогическому сопровождению обучающихся и организации родительского всеобуча.

Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что, в первую очередь, мы должны сами меняться, чтобы удовлетворять требованиям социальных заказчиков. Ожидаемым результатом образовательного процесса должна стать не только система знаний, умений, навыков, но и заявленные государством ключевые компетенции.

Мы предвидим возможные затруднения. Но вместе с тем мы понимаем, что предметные знания, конечно же, очень важны, но далее, где необходимо ребенку применить эти знания, вот тут возникают сложности.

Одним из важных результатов образования рассматривается готовность и способность выпускников школы нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Успехи в нашей школе, конечно, есть, наши выпускники поступают в ВУЗы, успешно обучаются в заведениях СПО, становятся квалифицированными специалистами. Но есть и другая сторона – рост неблагополучных семей, и мы прекрасно понимаем, что через несколько лет большинство их них к нам приведут своих детей, которых мы идентифицируем как детей, находящихся в ТЖС,

Не всегда учитель может методически грамотно выстроить работу с ребенком, который находится в такой ситуации.

Действенным механизмом поддержки нуждающихся детей может стать наставническая деятельность.

Целевую группу проекта составляют обучающиеся, состоящие на различных видах учета (внутришкольном учете по успеваемости или поведению, городского учета, дети в социально опасном положении, дети из неблагополучных семей, а так же многодетных.) Можно указать численность и %

Цель проекта – создание здорового социально-культурного пространства в ОУ для становления социально-адаптированной личности ребенка, состоящего на учете, способного самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь .

Совершенствовать социально-культурные программы, технологии, стимулирующие адаптацию, профессиональную ориентацию обучающихся, состоящих на различных видах учета.

Создать комплексную систему профориентационной деятельности в ОУ.

Адаптировать детей, состоящих на различных видах учета, к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, норм, правил поведения, принятых в обществе.

Первоочередные меры по подготовке проекта и закрепления наставников. (июнь – сентябрь 2019 г.)

Разработка нормативно-правовых актов для реализации проекта

Назначение куратора наставников

Ежегодное обновление банка данных обучающихся, состоящих на различных видах учета

Социальный педагог, педагог-психолог

Проведение педагогического совета по реализации проекта

Администрация школы, рабочая группа, созданная для реализации проекта

Оснащение материально-технической базы ОУ

Главная задача для руководителя школы – это финансирование проекта. В этом направлении работы администрация школы начала работу по поиску фондов, куда можно подать заявку на грант. Первый опыт у нас уже есть – это подача заявки на конкурс социальных проектов фонда поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Совершенствование подготовки кадров, меры поддержки наставников – педагогов.

Активное сотрудничество с ресурсным центром МЕНТОРИ

Администрация, рабочая группа

Участие в вебинарах, тренингах, мастер-классах, образовательных форумах

Работа с тетрадями наставничества

Моральное поощрение педагогов – наставников (школьный нагрудный знак, грамоты, дипломы)

Профессиональная ориентация обучающихся, находящиеся на различных видах учета. (Раскройте работу наставников чуть подробнее)

Разработка методической брошюры для детей, находящихся на различных видах учета, принимающих участие в программе наставничества.

Анкета изучения сформированности социально-жизненных

навыков у подростка/беседа с подростком

Составление индивидуальной программы сопровождения подростка

Встречи с успешными выпускниками, квалифицированными специалистами, администрацией города

Администрация школы, рабочая группа, созданная для реализации проекта

Педколлектив, педагоги – наставники

Экскурсии на предприятия города, профессиональные учебные заведения

Педколлектив, педагоги – наставники

Общественная презентация по реализации проекта

Ежегодная школьная конференция по реализации проекта

Администрация школы, рабочая группа, созданная для реализации проекта

Обновление школьного сайта

Повышение престижа наставнической работы путем участия в различных конкурсах и грантах

Педколлектив, педагоги – наставники

Прогнозируемые риски и их преодоление

Мероприятия

1.Нежелание части педагогов внедрять инновационные технологии в образовательном процессе.

Мотивация педагогического коллектива на внедрение инновационных технологий.

Система стимулирования творческой деятельности педагогов.

2. Отсутствие действенного собственного опыта в данном направлении.

Недостаточное финансирование проекта.

Активное участие педагогов и учащихся в социальных проектах с целью привлечения дополнительных финансов; оказание дополнительных платных образовательных услуг.

Обязательным условием успеха профориентационной работы с детьми, которые находятся на различных видах учета, является наличие наставника, неравнодушного к личности подростка, к делу, которое собирается вместе с ним делать.

Самым главным результатом нашей работы будет 100% получение аттестатов выпускниками 9 класса, их профессиональное самоопредение, а также раскрытие потенциала личности (гибкость, креативность, коммуникативность) .

Школа открыта для сотрудничества, наши контакты можно найти на сайте управления образования города Череповца, школьном сайте.

В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инженерного профиля. В связи с этим вопросы профориентации старшеклассников являются актуальными для большинства школ, реализующих программы наставничества совместно с работодателями.

В этой статье будут представлены ответы на самые важные и интересующие вопросы по данной практике наставничества: каковы её цели и задачи, какие сложности встречались на пути, какие результаты были получены и т.д.

ВложениеРазмер
inzhener_nastoyashchego-inzheneru_budushchego.docx 18.78 КБ

Предварительный просмотр:

В основе новых ФГОС СОО положена методология деятельностного, компетентностного подхода, следовательно, школа и педагог должны не просто передать сумму знаний учащимся, а сформировать у них способы самостоятельного получения знаний, а главное – способы анализа и переработки полученной информации с целью формулирования собственного мнения, собственной позиции.

В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инженерного профиля.

В связи с этим вопросы профориентации старшеклассников являются актуальными для большинства школ, реализующих программы наставничества совместно с работодателями.

Цель проводимой практики наставничества – оказать действенную помощь старшеклассникам в личностно-профессиональном самоопределении и развитии инженерных компетенций через групповое проектное взаимодействие с потенциальным работодателем.

Перейдем к описанию этапов прохождения данной практики.

Первый этап - введение в программу наставничества, знакомство наставника - представителя предприятия, и наставляемого - педагога школы. На этом этапе проходило обсуждение ключевых этапов программы, выстраивание взаимодействия в рамках интересных компетенций и шел поиск векторов работы с наставляемым и школьниками.

Следующий этап включал в себя встречу представителей предприятия и школы для планирование конкретных результатов, которых хотелось бы достичь по итогу проекта для наставляемого и детей.

Далее проходило взаимодействие педагога школы с актуальной группой учащихся – приглашение на вводное занятие по проекту, где работодатель провел вводную презентацию для учеников, и, после этого, началась деятельная часть работы: обсуждение актуализации программы, раскрытие целей, задач и перспектив участия. Школьники выбирали интересующие компетенции для работы по проекту. Необходимым условием стало обучение в соответствующих on-line лабораториях РосАтома, которое проходило в дни весенних школьных каникул.

Со стороны школы, для работы над проектом, было необходимо получение лицензии и установка необходимого ПО на школьные компьютеры (программы Autodesk Inventor 2021 Pro). Ученики участвовали в on-line лабораториях по выбранным компетенциям (3D – моделирование) и получили основные знания, навыки по работе в программе и сертификаты о прохождении курса.

После подготовительных этапов работы, представителями предприятия было сформировано техническое задание для выполнения участниками проекта.

Последние этапы работы над программой наставничества включают в себя:

  • Самостоятельную работу педагога и школьников по проектированию деталей и сборочных единиц, согласно выданному техническому заданию; промежуточное взаимодействия по решению возникающих вопросов; корректировку способов взаимодействия в цепочке предприятия-педагог-школьники с целью повышения результативности;
  • Итог проекта – презентация модели готового изделия, разработанного по требованиям технического задания, представителю предприятия и организатору программы наставничества.

Задачами проекта десятиклассников являлись:

Несомненно, возникали и сложности при выполнении технического задания от предприятия, а именно: обучение в программе Autodesk Inventor, поиск определенных элементов, деталей, общая сборка (состыковка деталей с учетом зависимостей), проблемы технического плана и коммуникативные проблемы в проектной команде.

В ходе работы над проектом был выявлен ряд проблем. В пандемийный период возникали организационные сложности: непросто было организовать обучение в онлайн-лаборатории РосАтома для школьников на весенних каникулах. Возникали проблемы технического плана – установка программы для проектирования деталей на школьные ПК и домашние ПК участников. Приходилось обращаться за помощью к куратору, администрации и родителям.

Также возникали проблемы, которые без сопровождения работодателя, точно не удалось бы разрешить: первая трудность возникла при сопоставлении умений учеников со сложностью поставленной задачи и работы в новой для них программе; вторая - обучение в программе Autodesk Inventor, необходимой для реализации поставленной работодателем задачи – создания изделия. На этом этапе пришлось корректировать план работы с учениками, проводить дополнительное обучение.

Подведем промежуточные итоги практики наставничества. По факту была проделана содержательная, интересная и полезная работа для всех ее участников, поставленные цели и задачи были реализованы:

Несомненно, такого рода работа интересна и полезна для учеников, они получили новые знания и отработали инженерные компетенции, которые им помогут сделать осознанный выбор будущей профессии.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Вовлечение руководителей органов
исполнительной власти,
руководителей предприятий
Ленинградской области в
наставническую деятельность для
содействия в профессиональном
самоопределении школьников и
студентов региона

РОЛИ НАСТАВНИКА
И НАСТАВЛЯЕМОГО
РОЛЬ
НАСТАВНИКА
cпособствовать
развитию
наставляемого,
используя свои
знания, опыт,
личный пример
и ресурсы
РОЛЬ
НАСТАВЛЯЕМОГО
прилагать все
усилия для
собственного
развития по плану,
согласованному
с Наставником,
и использовать
возможности
и рекомендации,
предоставляемые
Наставником

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
ИНИЦИАТИВА
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
НАСТАВЛЯЕМОГО
ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ
И
ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ
НАСТАВНИКА
В РАЗВИТИИ
НАСТАВЛЯЕМОГО
НЕДЕРЕКТИВНЫЙ
СТИЛЬ
НАСТАВНИЧЕСТВА
НАСТАВНИК
РАЗВИВАЕТСЯ ВМЕСТЕ
С НАСТАВЛЯЕМЫМ

НАСТАВНИЧЕСТВО
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА:
СОГЛАСОВАНИЕ
ЦЕЛЕЙ И
ФОРМАТА
НАСТАВНИЧЕСТВА
ПОДГОТОВКА
НАСТАВЛЯЕМЫМИ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА
ЛИЧНОГО
РАЗВИТИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЛИЧНОЙ
ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ
НАСТАВЛЯЕМОГО
РЕШЕНИЕ –
РАЗРАБОТКА
ПРОЕКТА
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПРОЕКТА
НАСТАВЛЯЕМОГО
СОВМЕСТНО С
НАСТАВНИКОМ
ВСТРЕЧИ: СОПРОВОЖДЕНИЕ В РАЗВИТИИ
1
2
3
4

ТОП 5 ОШИБОК
НАСТАВНИКОВ
НАСТАВЛЯЕМЫХ
-Занимать экспертную
позицию, давать задания
- Ожидать точных
рекомендаций о том, что и
как делать
-Не ставить совместных
целей на период
взаимодействия
-Нарушать системность
встреч
-Ожидать инициативы от
наставляемых
-Игнорировать период
знакомства
- Бояться показаться
навязчивым наставнику
- Обещать наставнику то, о
чем договорились на встрече
и не сделать
- Приукрашивать ситуацию,
чтобы казаться успешнее

НАШИ НАСТАВНИКИ
Д.А.ЯЛОВ – вице-губернатор, председатель комитета
экономического развития и инвестиционной деятельности
Ленинградской области

Читайте также: