Нарушение масочного режима в школе

Обновлено: 05.07.2024

Осеннее обострение началось. Вряд ли это долгожданная вторая волна. Скорее, это продолжение первой - весенней волны.

Главный врач ( и не абы какой, а главный санитарный врач ) всея России подписал Письмо Роспотребнадзора от 8 сентября 2020 года. Письмо страшно-жуткое и требующее ужесточить соблюдение масочно-дистанционного режима в образовательных учреждениях.

Но о самом письме чуть позже. Я привык быть последовательным, поэтому предлагаю начать с самого начала и вернуться в 2014 год.

Вначале было это:

Это распоряжение Правительства РФ от 10 апреля 2014 года за подписью Д. Медведева, которым Анна Юрьевна Попова была назначена (или освобождена?) руководителем Роспотребнадзора. ( Тут как с полупустым стаканом, который наполовину полон).

Одному мне кажется, что если одновременно назначить на должность и освободить от должности одного и того же человека, то должность в итоге останется вакантной?

Вы, конечно можете сказать, что я просто неправильно толкую глубокомысленное содержание этого не менее глубоко осмысленного распоряжения. Ну, или, наоборот, придаю слишком большое значение простой бумажке, которая должна заинтересовать разве что кадровика.

Но мне кажется, что в этом вся соль работы российского государства последних лет: "Пишем одно, подписываем другое, публикуем третье, имеем ввиду четвертое, а для чего именно - не скажем и не докажете".

Продолжение

Ну, что началось весной 2020 года, вам, наверное, напоминать не нужно. Началась пандемия и посыпались письма, рекомендации и постановления Роспотребнадзора "ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ".

Да, этот рекомендательно-обязательный абсурд до сих пор называется "профилактикой новой коронавирусной инфекции".

Потом было лето 2020 года с новыми рекомендациями по организации работы образовательных учреждений в условиях профилактики коронавирусной инфекции.

И вот, наконец, начался новый учебный год, и прилетело новое письмо Роспотребнадзора от 08 сентября 2020 года.

На сайте Роспотребнадзора, кстати, я этого письма не нашел ни по дате, ни по номеру, ни даже пролистав все документы на сайте .

Увидел его в СПС Консультант+ : ПИСЬМО от 8 сентября 2020 г. N 02/18612-2020-32 "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ"

И это шедевр или около того. В общем, письмо гениальное.

Итак, руководитель Роспотребнадзора пишет:

.. .в связи с началом нового учебного года регистрируются случаи заболеваний новой коронавирусной инфекцией COVID-19 среди сотрудников образовательных учреждений, что приводит к необходимости введения дистанционного обучения в ряде образовательных учреждений.

Пока логика железная: "случаи заболеваний регистрируются В СВЯЗИ с началом учебного года".

Хотя, на мой взгляд, причина и следствие тут как-то уж сильно притянуты друг к другу, не находите? То есть, следуя логике главсанврача, летом случаи заболевания среди сотрудников должны были регистрироваться в связи с окончанием предыдущего учебного года?

( Да, мне привычнее "случаи заболеваниЯ", а не "случаи заболеваниЙ", как в письме санврача )

Аж 1000 случаев заболевания COVID-19

Во втором абзаце Роспотребнадзор приводит ужасающе-запугивающие цифры статистики:

Тут, с одной стороны, моему уху уже приятнее видеть "заболеваниЯ", а не "заболеваниЙ". А с другой стороны, 1000 случаев это сколько?

По данным Министерства просвещения РФ о среднесписочной численности работников образовательных учреждений за 2019 год, которые доступны на официальном сайте, мне удалось насчитать 3 007 451,7 работников.

И тысяча случаев заболевания от трех миллионов работников это сколько? - А это 0,03%

Три сотых процента, С чем это можно сравнить?

А в письме от 08 сентября, напомню, Роспотребнадзор пугает цифрой в 0,03% .

Выходит, вероятность выиграть в лотерею самый крупный приз из розыгрыша в 5 раз выше вероятности подхватить ковид. Жуть настоящая!

Не все ещё обязаны носить маски

" использование средств индивидуальной защиты органов дыхания . предусмотрено только среди сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала и членов экзаменационной комиссии. "

Тут Роспотребнадзор, видимо, указывает на своб недоработку - не всех обязали маски носить.

И в заключение главный санитарный врач вроде бы и не требует, и не рекомендует, и вообще не понятно как это следует воспринимать - наверное, просто делится своим мнением:

" считаю необходимым принять меры к соблюдению масочного режима всеми сотрудниками образовательных учреждений , в том числе педагогического состава при нахождении в зданиях учреждений ( вне периода проведения уроков )"

"Считаю необходимым" это вообще что?

Главсанврач всея России "считает необходимым принять меры", чтобы все сотрудники соблюдали масочный режим при нахождении в зданиях учреждений. А перед этим (в предыдущем абзаце) этот же врач пишет, что использование СИЗ предусмотрено только среди сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала и членов экзаменационной комиссии.

Поясню: если педагогам не требуется использовать СИЗ, и они их не используют, то формально они соблюдают этот пресловутый масочный режим. Требовать соблюдения масочного режима от лиц, которые не обязаны носить и не носят СИЗ, - означает, что эти лица и далее не должны использовать СИЗ.

Чтобы понятнее было. Находясь на улице без маски, я соблюдаю масочный режим, потому что на улице не обязательно, а лишь рекомендовано использовать СИЗ.

Сотрудник образовательного учреждения, который не обязан использовать СИЗ, соблюдает масочный режим, не используя СИЗ.

Вернемся к нашим баранам

Начинали мы с занятного распоряжения о назначении-освобождении от должности руководителя Роспотребнадзора. Распоряжение, если вчитаться, гениальное своей бессмысленностью.

Письмо Роспотребнадзора от 08.09.2020 продолжает эту традицию, не снижая планки. Это письмо НИОЧЁМ (в одно слово).

И по сложившейся в последние годы традиции этот очередной правовой акт ниочём попал в жернова государственной махины.

11 декабря 2020

Роспотребнадзор об административной ответственности за несоблюдение масочного режима

Основным путем передачи возбудителей гриппа, ОРВИ, а также новой коронавирусной инфекции (COVID-19), является воздушно-капельный, при котором происходит вдыхание капель аэрозоля, выделяющегося из органов дыхания заболевшего, при разговоре, кашле, чихании.

Роспотребнадзор об административной ответственности за несоблюдение масочного режима

Основным путем передачи возбудителей гриппа, ОРВИ, а также новой коронавирусной инфекции ( COVID -19), является воздушно-капельный, при котором происходит вдыхание капель аэрозоля, выделяющегося из органов дыхания заболевшего, при разговоре, кашле, чихании.

Северный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области информирует, что в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения СОVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом" и Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ (ред. от 06.11.2020) "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" необходимо носить гигиенические маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.

Между тем, при проведении контрольно-надзорных мероприятий одним из основных нарушений в части организации санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, является несоблюдение требований масочного режима, а также отсутствие 5-дневного запаса масок для сотрудников.

Данная статья предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 40 тысяч рублей; на должностных лиц - от 50 до 150 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 50 до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 200 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Северный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области информирует, что с 1 января по 1 ноября 2

С 28 октября 2020 года Северным Екатеринбургским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области совместно с орга

В Северном Екатеринбургском отделе Управления Роспотребнадзора по Свердловской области (г. Екатеринбург, ул. Авангардная,5а)

❓По каким статьям нас привлекают?

А по каким реально могут привлечь?

❓Почему привлечение к ответственности (наложение штрафа) за отсутствие перчаток и масок незаконно?

❓Как вести себя при задержании, если вам предъявляют нарушение масочного режима?

❓Какими статьями апеллировать, чтобы от вас отстали и забыли про штраф?

❓Можно ли обжаловать штраф и как это сделать?

Речь в данном посте пойдёт исключительно о гражданах.

🔻ПО КАКИМ СТАТЬЯМ ПРИВЛЕКАЮТ?

▪️Нарушители масочного режима попадают под санкции статьи 20.6.1 КоАП РФ: им грозит штраф от 1 до 30 тысяч рублей.

В разных регионах штрафы разные.

В Москве - штраф составляет:

▫️4 000 руб. за нахождение в магазине без маски,

▫️5 000 руб. - за нарушение правил в общественном транспорте за каждый выявленный факт.

Штраф установлен ст.3.18.1 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.

Штрафовать в Москве на основании ст. 20.6.1 КоАП РФ не имеют права!

В Подмосковье и Санкт-Петербурге сумма штрафа составит:

▫️до 4 000 руб.

А теперь - самое интересное!

Даю конкретные нормы, обосновывающие незаконность привлечения!

Потому, предупреждаю сразу, придётся поднапрячь голову🧠, если собираетесь самостоятельно отстаивать свои права.

▪️Начнем с того, что КоАП РФ не предусматривает привлечение к административной ответственности за отсутствие маски у гражданина при появлении в общественном месте или общественном транспорте!

(сейчас будет немного юридических терминов)

🤓Если вчитаться в норму статьи КоАП или норму московского КоАП (который, как раз, устанавливает размер регионального штрафа), то в диспозициях (содержаниях) данных статей нет ничего похожего на, например, следующую формулировку:

Что это означает?

А то, что на данный момент в действующем КоАП РФ (как и в КоАПе Москвы) такого просто нет!

То есть, в законодательстве попросту не прописан состав правонарушения, за якобы совершение которого так усердно всем массово выписывают штрафы!😱

▪️В чём кроется подвох?

Ведь людей всё-таки привлекают.

Дел в том, что данные составы правонарушений очень часто квалифицируются сотрудниками полиции по ст. 20.6.1. КоАП РФ.

Если коротко:

За отсутствие маски гражданин получает штраф от 1 тысячи до 30 тысяч рублей.

Так в чём же тогда дело, ведь есть закон, есть установленный им размер штрафа. 🤔

Вы внимательно вчитались в формулировку статьи, которую я привела выше?

Так вот, внимание❗️

В России за все прошедшие месяцы не вводился режим чрезвычайной ситуации, а также и режим чрезвычайного положения, так как все это время действовал режим повышенной готовности и государство не имело оснований для ввода двух вышеуказанных режимов (большие затраты и совсем другие последствия для экономики).

Что это означает?

А то, что нигде не прописаны конкретные права и обязанности граждан во время действия режима повышенной готовности и не указано, какие меры ответственности применяются к тем, кто эти права нарушает (со стороны властей) и кто эти обязанности не исполняет (со стороны граждан).

Этот режим сейчас вводят субъекты федерации исключительно по своему собственному усмотрению, что. думаю, сами понимаете.

Почему это незаконно - рассказываю дальше.

▪️Так вот ещё пара слов об этом.

В Конституции РФ есть интересная статья - ст. 55.

Теперь объясняю логику, почему введение такого режима субъектами РФ по своему усмотрению незаконно👇🏻

▫️Режим повышенной готовности вводится в субъекте на основании постановления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, то есть - правительства субъекта.

▫️В соответствии с ст.22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации":

▫️Резюмирую:

▪️Какими ещё нормами закона можно апеллировать для своей защиты?

▫️Некоторые юристы апеллируют нормами Постановления Правительства от 2 апреля 2020 г. № 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации".

▫️Резюмирую:

Кроме того, вышеуказанное постановление в соответствии со ст.115 Конституции РФ обязательно к исполнению в Российской Федерации!

▪️Также не стоит забывать, что в субъектах имеется свой закон об административных правонарушениях и региональные власти могут устанавливать свои размеры штрафов это важно знать❗️

Как я указала в самом начале, штрафовать в Москве на основании ст. 20.6.1 КоАП РФ не имеют права!

⚖️Судебная практика:

Так, например Кунцевский районный суд города Москвы прекратил производство по делу, основываясь на том, что сотрудник полиции неверно квалифицировал нарушение. Вместо ст. 20.6.1 КоАП РФ, нужно было применить специальную норму, установленную п.2 ст. 3.18.1 КоАП РФ города Москвы (Определение от 15.05.2020 года).

🔻КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ?

▪️При обращении к гражданину сотрудник полиции должен обосновывать свои требования конкретными правовыми нормами☝🏻

▫️Например, что сотрудник при задержании должен пояснить:

-что именно нарушает гражданин и почему сотрудник решил, что гражданин именно нарушает (то есть, по каким конкретным признакам он определил, что гражданин совершил нарушение и ЧТО гражданин конкретно нарушил, а также, какими нормами закона это установлено).

За это можно такого сотрудника привлечь за превышение его должностных полномочий☝🏻

▫️Можно пояснить, что маски и перчатки должны быть предоставлены гражданам бесплатно при введении режима повышенной готовности, лишь при котором за отсутствие средств индивидуальной защиты могут в принципе оштрафовать.

Если вас остановил сотрудник полиции в общественном месте без маски и перчаток, то можно указать, что местные власти не обеспечили вас необходимым средством индивидуальной защиты.

* Привлечь могут лишь при введении режима повышенной готовности (опустим тот момент, что он вводится субъектами незаконно).

* Но при введении такого режима маски и перчатки должны предоставляться гражданам бесплатно.

Ссылаться на то, что нет средств на приобретение масок в том количестве, чтобы их носить постоянно и менять каждые 2 часа согласно рекомендациям, а власти вас ими не обеспечили.

А также ссылаться на всё вышеуказанное (если режим повышенной готовности введён, то где обеспечение властями вас средствами индивидуальной защиты).

▪️Кроме того, если уж дело дошло до составления протокола.

▫️Протокол должен быть составлен строго уполномоченным на то сотрудником, а согласно КоАП РФ и Распоряжению Правительства от 12.04.2020 №9750-р таковыми являются:

-Органы внутренних дел (полиции)

-Подразделения министерства чрезвычайных ситуаций

-Сотрудники Росгвардии (должность должна быть до техника военной автомобильной инспекции)

-Руководители структурного подразделения Минопромторга

-Руководители и их заместители противопожарных служб РФ.

▫️Протокол должен строго соответствовать нормам КоАП РФ, в том числе содержать необходимые сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

Если какие-то сведения отсутствуют, то на основании протокола, оформленного с нарушениями, постановление не вынесут.

▪️Кроме того:

▫️Если сотрудник составляет протокол, то нужно обязательно указать, что вы с ним не согласны и представить свои аргументы.

▫️Нужно уточнить, правильно ли квалифицируется нарушение.

Если в регионе действует специальная норма, то должны применять ее, а не ст. 20.6.1 КоАП РФ.

▫️Обязательно нужно уточнить должность и звание сотрудника, составляющего протокол. Нередко протоколы составляются неуполномоченным лицом.

▫️Не соглашайтесь на уведомление вас о месте рассмотрения дела по телефону!

▪️Помимо этого у сотрудников полиции должны быть определенные доказательства вашей вины, что не всегда находится при обжаловании в суде.

⚖️Из судебной практики:

Пресненский районный суд г. Москвы не нашел состава административного правонарушения у женщины, в отношении которой составили протокол за отсутствие маски и перчаток при выходе из магазина.

Протокол был составлен недалеко от входа на улице, при этом женщина пояснила, что в магазине она была в маске и перчатке, но на выходе сняла их и выкинула.

Сотрудники не смогли предоставить убедительных доказательств вины женщины, а на улице ношение маски и перчаток необязательно (Определение от 18.05.2020 года).

Не забываем и про ст. 3.4. КоАП РФ.

▫️Согласно данной статье:

▫️Резюмирую:

Суть в том, что если вы законопослушный гражданин и в первый раз совершили административное правонарушение, то вы можете рассчитывать на предупреждение в письменной форме, при условии, что ваши действия не повлекли вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Да, да, ни в одном регионе носить маску и перчатки на улице не требуется, соответственно состава административного правонарушения в таких действиях нет. Использование масок и перчаток обязательно в магазинах, торговых центрах, при поездке в общественном транспорте, на остановке.

Так что, никаких постановлений и штрафов!

Мой вам совет берегите себя и свое здоровье, носите с собой маску, чтобы избежать неприятностей и проблем с законом, не стоит тратить свое драгоценное время на пустые разбирательства в суде!🙏🏻

Ирина Сергеевна Чернобровкина

Рада Вас здесь видеть! С 2012 г. являюсь дипломированным практикующим юристом (высшее юридическое образование). Специализация: - Банкротство (застройщиков, физлиц/граждан, ИП, юрлиц и иных хозяйствующих субъектов) - Защита прав дольщиков (по 2144-ФЗ, по Закону о защите прав потребителей, по ГК РФ) - Гражданско-правовые споры различной степени сложности - Споры об установлении прав - Административные споры - Договорное право - Арбитраж / судебное представительство / ведение дел "под ключ" (гражданско-правовые споры различной степени сложности) - СОЮ - суды общей юрисдикции / судебное представительство / ведение дел "под ключ" (защита прав потребителей, защита прав граждан по различным категориям гражданско-правовых споров, имущественные споры, споры о признании прав, иные) - Суды вышестоящих инстанций / судебное представительство / сопровождение дал в вышестоящей инстанции "под ключ" (оспаривание судебных актов нижестоящих инстанций) - Досудебное урегулирование споров / претензионный порядок разрешения споров / переговоры с контрагентом (медиация) - Консультирование по юридическим вопросам - Составление процессуальных и юридических документов различной степени сложности - Правовое сопровождение споров (граждан и бизнеса) - Правоведение, спикер МВА академий по бизнесу и предпринимательскому праву Первичное консультирование в режиме онлайн - бесплатно Цель первичной консультации - установление проблемы и нахождение возможного решения возникшей ситуации Обращайтесь! Всегда рада помочь!

В настоящее время в ситуации, обусловленной необходимостью всемирного снижения рисков распространения новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, большое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения COVID-2019, в числе которых и такая важная профилактическая мера как ношение масок.

Распоряжение Правительства Челябинской области №146-рп (с изменениями от 06.04.2020, 06.05.2050) пунктом 18 обязывает граждан, в том числе: с 12 мая 2020 года и до особого распоряжения использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах общего пользования (на всех объектах розничной торговли, в аптеках, банках, парикмахерских, медицинских организациях, общественном транспорте, включая такси, на всех предприятиях и в учреждениях, продолжающих свою работу, и других).

Таким образом, требование об использовании маски является императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях при невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации предусмотрена ответственность по ст. 20.6.1., которая влечет назначение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Перечень должностных лиц исполнительной власти субъектов РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, определен Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. №975-р.

За нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих предусмотрена ответственность по частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ в виде административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Читайте также: