Направленность классов в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

(Приложение. Слайд 2). В связи с актуализацией вопросов развития профильного воспитания в общеобразовательной школе необходимо определить роль и место в этом вопросе начальной школы. Каждый ребенок генетически наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени. В дальнейшем эти дисциплины могут стать основой будущей профессии. И, если работа по профильному воспитанию начнется лишь в старших классах, то ребенок не успеет сделать осознанный выбор, поскольку знания о профессиях у детей минимальны, да и даются они в основном отрывочно.

Таким образом, возникает необходимость в предпрофильном обучении и воспитании, которое выполняет подготовительную функцию, и является подсистемой профильного обучения.

Система препрофильного образования.

(Слайд 3). Главная цель предпрофильного обучения – выбор будущего профиля, развитие индивидуальных потребностей учащегося.

Скрытые резервы предпрофильной подготовки, таятся в начальном звене обучения. Предпрофильное воспитание в начальной школе – это создание образовательной среды, которая будет способствовать воспитанию у ребенка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения.

Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста, сопровождение которого осуществляют воспитатели дошкольных образовательных учреждений, педагоги школ и учреждений дополнительного образования. Роль каждого из них актуальна.

Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Эта работа начинается уже в детском саду: воспитатель, нянечка, продавец, парикмахер и др.

Далее в начальной школе круг профессий необходимо расширять: проводить беседы о том, где и кем работают родители; по возможности организовывать экскурсии.

Еще рано говорить, о том, что существует теоретически обоснованная модель построения предпрофильной подготовки, однако подходы, конечно, намечены.

Безусловно, ключевым моментом мы считаем соединение усилий учеников, педагогов, психологов, родителей в решении данной проблемы. Так же в школе должна быть система психолого-профориентационного сопровождения учащихся с первого по девятый класс – до момента выбора профильного обучения.

Пропедевтика профориентации.

(Слайд 4). В дошкольном детстве (до 7 лет) дети стремятся подражать взрослым играют в сюжетно-ролевые игры, имеющие профессионально-ориентированный характер (роль врачей, продавцов, воспитателей, водителей, поваров и др.). Результатом становится “самоопределение” дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.

Психологической особенностью младших школьников (детей 7–11 лет) является подражание взрослым, поэтому значимыми для них профессиями становятся учительская профессия, профессии родителей, родственников, близких знакомых семьи.

Таким образом, в начальной школе цель предпрофильной подготовки – это создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей учащихся через развитие интереса к тому или иному предмету. Главное – обеспечить развивающую образовательную среду на 1 ступени обучения.

Ключевым с нашей точки зрения является ознакомление с миром профессий через урочную и внеурочную системы, где мы стараемся привить к ним интерес детей. Организация такой работы в начальной школе требует комплексного, системного подхода.

В начальной школе мы создали такую среду, которая позволяет ребенку развиваться в самых разных направлениях, активизирует и интеллектуальные, и эмоциональные, и физические ресурсы, и общение со сверстниками. Именно разностороннее личностное развитие с раннего детства является той базой, опираясь на которую в дальнейшем уже можно выбирать специализацию.

Важно учитывать, что интересы и способности ребенка, которые затем позволяют ему выбирать свой профиль в старшей школе, возникают и развиваются в разных видах деятельности и творчества, в которые вовлекается ребенок на протяжении своей жизни, а не даются ему уже в готовом виде от рождения.

Учебный процесс в начальной школе.

(Слайд 5). Внедрение в учебный процесс разных моделей традиционной программы (“Школа 2000…”, “Гармония”, “Школа России”) позволяет шире реализовывать предпрофильную подготовку.

Мы знаем, что наилучшим образом усваивается ребенком то, в чем он принимает активное участие, поэтому в свою работу включаем активные, деятельностные формы познания.

В этом нам помогает систематическое использование современных технических средств, интерактивной доски, применение интегративности и инфомационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. Программа начальной школы построена так, что в курсе изучения окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства уже заложены темы, где дети знакомятся с различными профессиями людей.

Уроки, на которых дети становятся исследователями и изучают окружающий мир с позиций астронома, географа, историка, археолога или эколога, вызывают у детей живой интерес к предмету. Одновременно с основной задачей исподволь решается и другая: дети, играючи, подводятся к одному из главных выборов в жизни – выбору профессии.

Так же возможности учебников начальной школы достаточно широки для работы в этом направлении. На уроках русского языка, математики, чтения, москвоведения, истории используются тексты, в которых отражаются особенности той или иной профессии. Межпредметные связи единым стержнем проходя через все предметы начальной школы, позволяют на разных уроках говорить об одной и той же профессии, расширяя тем самым кругозор детей. Например, на уроках математики встречаются тектстовые задачи о профессиях, связанных со строительством. На уроках русского языка представлены упражнения на ту же тему. На уроках москвоведения и истории, изучая разделы: “Город мастеров”, “Архитектура Москвы” и т.д. дети опять пересекаются с данным вопросом. На уроке чтения изучаются произведения разных авторов, в том числе Джанни Родари “Чем пахнут ремесла?”, С.В.Михалков “А, что у вас?” и др. А уж на уроке труда учащиеся могут на практике применить свои знания.

Так же вариативное использование часов школьного компонента, являясь социальным заказом родителей, позволяет выявлять особенности каждого ребенка и раскрывать его творческие способности.

Внеклассная деятельность.

(Слайд 6). Одна из целей предпрофильной подготовки – дать ребенку возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества.

Разнообразие дел, увлечений, собственный опыт, позволяет ребенку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, а что не нравится, не интересно. Такое самопознание необходимо для того, чтобы подросток мог уже осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях. Для этого, на этапе начального обучения мы вовлекаем учащихся в различные виды внеклассной работы: занятия в разнообразных кружках, классные часы, беседы об увлекательных профессиях, встречи с представителями различных профессий, экскурсии, участие детей в конкурсах, соревнованиях, в создании исследовательских проектов и т. д.

Творческая деятельность.

(Слайд 7). Мы помогаем ребенку раскрыть в себе свои собственные способности, так как период начального обучения в школе заключает огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников, а творческий, исследовательский поиск является частью любой профессии. Творческая деятельность детей может быть организована на любом уроке в начальной школе.

Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и, конечно, конкретного участия. А так же в процессе работы над совместным проектом детьми приобретается опыт творческо-исследовательской деятельности.

Наша задача гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Для того, чтобы усилия детей в творческо-исследовательской деятельности не пропала даром, уже в начальной школе мы создаем портфели индивидуальных достижений каждого ученика – портфолио, где накапливаем весь творческий материал, с которым ребенок и переходит в среднюю школу.

(Слайд 9). Итак, не смотря на то, что младшим школьникам до основного выбора профессии еще далеко, важно чтобы подготовительная работа в этом направлении начиналась именно с начальной школы. Так как учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей, происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что система профильного обучения старшей ступени должна обязательно базироваться на результатах предпрофильной подготовки в основной школе, которая в свою очередь невозможна без опоры на предпрофильное воспитание в начальной школе и предпрофильное развитие ребенка в дошкольном образовании.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.


Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа социального направления рассчитана на 4 года обучения начальной школе и составлена на основе авторской программы "Гражданское образование в начальных классах" Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, С.К.Тивикова, Т.Ю.Яшина

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Филиппово

Кирово-Чепецкого района Кировской области

Директор школы __________В. С. Солоницына

Приказ №________ «Согласовано

на заседании методического совета

с заместителем директора по УВР

Рабочая программа внеурочной деятельности

Социальное направление

Возраст: 7-11лет

Срок реализации: 4 года

Разработана Козьминых Н.В.,

учителем начальных классов

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 20… учебный год;

- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 20….. учебный год.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Сюда относятся знания, необходимые человеку для успешной деятельности, знания общекультурного характера, а также набор социально-личностных качеств.

Программой предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семей учащихся к проведению праздников, коллективных дел, к подготовке детей к занятиям.

Курс включает 143 занятий: одно занятие в неделю, 35 занятий в 1 классе и по 36 занятий в 2-4 классах.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная, творческая, общественно-полезная.

Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника через приобретение ими опыта в практической и социальной деятельности и применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

Формирование нравственного сознания, чувств, поведения.

Становление у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.

Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.

Сохранение психического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия детей.

Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.

Формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.

Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учётом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;

- принцип гуманист0ической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребёнка;

- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

Программа развивает идеи личностно ориентированного, развивающего образования в начальной школе, системно-деятельного подхода к построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы.

Основные ценности программы: самоопределение, нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; забота о себе и близких; здоровье и безопасность; доброта, внимание к себе и другим людям.

Особенности форм работы

В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические и ролевые игры, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения.

Во 2 – 4 классах занятия проводятся с использованием мультимедийных ресурсов, дидактических материалов.

Внеурочные занятия во 2 – 4 классах включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах; чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.

Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)

Особое внимание в программе уделяется элементам исследовательской деятельности. Так в 1 классе детям предлагается выполнить мини-исследования, мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они смогут получить из доступных источников, например, от других людей.

Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.

Формы и методы работы

Формы воспитательной работы:

игры: ролевые, ситуационные;

упражнения и тренинги;

Методы воспитания:

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Планируемые результаты освоения программы

Опыт ценностных ориентаций. Личностные универсальные учебные действия.

Бережное, заботливое отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Здоровье человека. Сознательное отношение к своему здоровью, культура правильного питания,

Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ .

Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие человека таким, какой он есть. Уважение к народной мудрости, заключённой в сказках, пословицах, поговорках.

Представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Бережное отношение к семье. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение её выражать. Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности труда. Умение находить радость в окружающем мире, общении с людьми, доставлять радость другим.

Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Ценность науки, знания. Бережное отношение к книге.

Знание основных моральных норм жизни в обществе. Умение видеть ценность и уникальность понимание чувств других людей. каждого человека. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности и др. Установка на здоровый образ жизни.

Опыт творческой деятельности.

Коммуникативные, регулятивные и познавательные

универсальные учебные действия.

Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.

Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения. Умение пользоваться вежливыми словами (слова приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощения и др.) Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации.

Создание творческих работ. коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх. Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы. Инсценировка отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов.

Планируемые результаты

Выделяются три уровня планируемых результатов.

Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребёнка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения в обществе, в школе, в семье.

Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становления у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа социального направления рассчитана на 4 года обучения начальной школе и составлена на основе авторской программы "Гражданское образование в начальных классах" Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, С.К.Тивикова, Т.Ю.Яшина

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Филиппово

Кирово-Чепецкого района Кировской области

Директор школы __________В. С. Солоницына

Приказ №________ «Согласовано

на заседании методического совета

с заместителем директора по УВР

Рабочая программа внеурочной деятельности

Социальное направление

Возраст: 7-11лет

Срок реализации: 4 года

Разработана Козьминых Н.В.,

учителем начальных классов

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 20… учебный год;

- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 20….. учебный год.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Сюда относятся знания, необходимые человеку для успешной деятельности, знания общекультурного характера, а также набор социально-личностных качеств.

Программой предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семей учащихся к проведению праздников, коллективных дел, к подготовке детей к занятиям.

Курс включает 143 занятий: одно занятие в неделю, 35 занятий в 1 классе и по 36 занятий в 2-4 классах.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная, творческая, общественно-полезная.

Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника через приобретение ими опыта в практической и социальной деятельности и применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

Формирование нравственного сознания, чувств, поведения.

Становление у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.

Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.

Сохранение психического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия детей.

Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.

Формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.

Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учётом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;

- принцип гуманист0ической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребёнка;

- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

Программа развивает идеи личностно ориентированного, развивающего образования в начальной школе, системно-деятельного подхода к построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы.

Основные ценности программы: самоопределение, нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; забота о себе и близких; здоровье и безопасность; доброта, внимание к себе и другим людям.

Особенности форм работы

В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические и ролевые игры, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения.

Во 2 – 4 классах занятия проводятся с использованием мультимедийных ресурсов, дидактических материалов.

Внеурочные занятия во 2 – 4 классах включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах; чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.

Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)

Особое внимание в программе уделяется элементам исследовательской деятельности. Так в 1 классе детям предлагается выполнить мини-исследования, мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они смогут получить из доступных источников, например, от других людей.

Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.

Формы и методы работы

Формы воспитательной работы:

игры: ролевые, ситуационные;

упражнения и тренинги;

Методы воспитания:

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Планируемые результаты освоения программы

Опыт ценностных ориентаций. Личностные универсальные учебные действия.

Бережное, заботливое отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Здоровье человека. Сознательное отношение к своему здоровью, культура правильного питания,

Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ .

Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие человека таким, какой он есть. Уважение к народной мудрости, заключённой в сказках, пословицах, поговорках.

Представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Бережное отношение к семье. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение её выражать. Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности труда. Умение находить радость в окружающем мире, общении с людьми, доставлять радость другим.

Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Ценность науки, знания. Бережное отношение к книге.

Знание основных моральных норм жизни в обществе. Умение видеть ценность и уникальность понимание чувств других людей. каждого человека. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности и др. Установка на здоровый образ жизни.

Опыт творческой деятельности.

Коммуникативные, регулятивные и познавательные

универсальные учебные действия.

Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.

Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения. Умение пользоваться вежливыми словами (слова приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощения и др.) Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации.

Создание творческих работ. коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх. Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы. Инсценировка отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов.

Планируемые результаты

Выделяются три уровня планируемых результатов.

Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребёнка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения в обществе, в школе, в семье.

Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становления у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Читайте также: