Направления связи школа вуз семья

Обновлено: 08.07.2024

Под преемственностью понимается последовательное развертывание вузовской системы учебно-воспитательного процесса в диалектической связи с системой деятельности общеобразовательной школы с целью формирования студента как субъекта вузовского обучения и воспитания.

Преемственность в обучении находит свое проявление в следующем:

1) в дальнейшем развитии у учащихся всего положительного, что заложено на предыдущих ступенях воспитания и обучения;

2) в обеспечении системности знаний и дальнейшем развитии содержания, форм и методов обучения;

3) в опережающем воспитании и обучении учащихся, что предполагает к развитию в будущем;

4) в опережающем использовании содержания, методов и форм обучения, способствующих совершенствованию личности.

Под социально-психологическими условиями взаимодействия школьного и вузовского образования мы понимаем такую обстановку (среду), в которой в тесном взаимодействии представлена наилучшая совокупность педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), обеспечивающих качественную подготовку учащихся средних образовательных учреждений к продолжению обучения в вузах вне зависимости от уровня их материального благосостояния. К этим условиям относятся:

1) знание учителями средних образовательных учреждений и преподавателями вузов социально-психологических особенностей учащихся, с одной стороны, форм и методов обучения в средней и высшей школе, с другой;

2) обеспечение преемственности форм, методов и приемов обучения между средними и высшими образовательными учреждениями;

3) обучение учащихся средних образовательных учреждений приемам и способам самообразования и самоконтроля, методам вузовского обучения;

4) создание в среднем образовательном учреждении атмосферы обучения близкой к вузовской (сдача зачетов, сессий, защита курсовых работ и т.п.).

Переходя из среднего образовательного учреждения в вуз, школьники не имеют опыта учения в новых обстоятельствах. Возникает противоречие между новым статусом учащихся (бывшие школьники уже студенты) и их предварительной подготовкой к обучению в новых условиях.

Фундаментальной основой разрешения этого противоречия – взаимодействие средних и высших образовательных учреждений. В этом плане в нашей школе для реализации преемственности школьного и вузовского образования, широко вводим в практику обучения школьников проведение семинаров, тематических зачетов, защиту проектных ученических работ, олимпиад. Кроме того, создается необходимый психологический настрой на продолжения обучения, есть возможность продолжить обучение в группе, почти полностью скомплектованной из одноклассников.

Сильный учащийся должен после общения с учителем почувствовать, что ему верят, надеются на его силы и уверены в его больших внутренних возможностях. Ему нужно внушить мысль о том, что он способен не только познать уже создание нового и что для этого следует тренировать свои способности на решении трудных, нестандартных задач. Помочь найти себя, свои интересы, свои способности и увлечения каждому из учащихся – это идеал труда учителя. Для развития науки, производства крайне необходимо развивать у всей молодежи творческую жилку. Это окажет ни с чем не сравнимое воздействие на старших школьников при выборе профессии на всю жизнь.

Необходимость решения проблемы конкурентной способности высших учебных заведений и специалистов, выходящих из стен, заставляет искать новые формы и направления довузовского образования и профессиональной ориентации молодежи.

Негативные последствия реформирования общеобразовательной школы в последние годы особенно актуализировали вопросы подготовки школьников к поступлению в ВУЗ. При этом возросла роль дополнительного образования в период перехода от среднего к высшему профессиональному.

Основными задачами довузовской подготовки школьников до настоящего времени считалось создание условий для удовлетворения потребностей учащихся, нацеленных на получение высшего образования, усвоение знаний, необходимых при поступлении в ВУЗ. Опыт работы многих вузов свидетельствует о том, что подготовительные курсы и отделения в традиционном их понимании нацеливают будущих абитуриентов на сдачу вступительных экзаменов. Однако многие слушатели таких подготовительных структур, успешно их сдавших, оказываются не готовыми к учебе в ВУЗе, у них слабо сформированы навыки самоорганизации, самообучения, работы с учебной литературой, межличностного общения.

К основным функциям довузовской подготовки относятся следующие:

  • компенсирующая – занятия с опытными преподавателями в малых по численности группах, направленные на ликвидацию пробелов в обязательных результатах среднего образования;
  • развивающая – смысл которой в том, чтобы дать возможность учащемуся развить свои способности, удовлетворить интеллектуальные потребности личности;
  • адаптирующая – имеющая целью облегчить приспособление школьников к учебному процессу ВУЗа, его технологиям обучения и содержанию образования;
  • корректирующая – приведение достигнутого уровня школьного образования в соответствие с требованием ВУЗа;
  • воспитательная – способствующая становлению личности слушателей, повышению их уровня развития личности, социальной адаптации.

Образовательный процесс регламентируется учебным планом, рабочими программами. Расписание занятий предусматривает пары учебных часов, что дает возможность использовать вузовские формы обучения (лекции, практические, семинарские занятия) и тем самым приобщать будущих абитуриентов к обучению в высшей школе.

Рабочие программы по предметам, определяющим подготовку абитуриентов в ВУЗ, составляются на основе типовых программ для поступающих в ВУЗы с учетом уровня базовых знаний учащихся, содержания школьных учебных программ по дисциплинам, профилям выбранной специальности. Учебная нагрузка составляет 120 часов в год. (см. Приложение 1) Обучение рассчитано на два учебных года. Занятия начинаются в октябре и заканчиваются в мае каждого учебного года. Двухгодичные базовые классы в гораздо меньшей степени, чем одногодичные, а тем более короткие подготовительные курсы, похоже на репетиторские занятия. Более длительный период общения преподавателей и слушателей позволяет решать вопросы, ответы на которые при коротких сроках обучения затруднены из-за специфики их целей и ограниченного времени.

Подготовка слушателей по нашим программам в малых группах:

  • расширяет возможности индивидуального общения учащихся с преподавателями в процессе обучения;
  • усиливает осознание значимости предмета;
  • способствует овладению эффективными средствами развития и воспитания личности;
  • позволяет включить в содержание образования рассмотрение фундаментальных программ.

Для работы в школьных классах привлекаются опытные преподаватели соответствующих кафедр, неоднократно участвовавшие в подготовке и проведении вступительных экзаменов, заинтересованные в качестве знаний школьников и ответственные за результаты своего труда. Обучение в этом случае является альтернативой частному репетиторству и делает вполне доступным поступление в ВУЗ молодых людей с разным уровнем школьной подготовки и неодинаковыми материальными возможностями семьи.

Налаживаются учебные и методические контакты между преподавателями ВУЗа и школьными учителями, совершенствуются формы и технологии обучения, проводятся семинары по обмену опытом.

По окончании учебы проводятся предметные олимпиады, на них учитываются требования к итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений, а также правила приема в ВУЗ. Совместная деятельность школьных учителей и преподавателей ВУЗа положительно влияют на успеваемость не только сегодняшних школьников, но в будущем и на студентов.

Совместная работа школы и ВУЗа решает проблемы психологической адаптации к новым условиям и особенностям обучения, к непривычным методикам преподавания, к восприятию издержки школьного образования.

  • в образовательном процессе на переходном этапе от средней школы к техническому ВУЗу необходим комплексный подход к реализации важнейших принципов непрерывного образования, преемственности, многоуровневости, демократизма, взаимодополнительности, координации, гибкости, мотивации, вариативности; традиционные подготовительные структуры совместно со школьными советами играют роль научно-методических центров довузовского образования;
  • образовательная деятельность в таких классах обеспечивает готовность учащихся к поступлению в ВУЗ и дальнейшую успешную работу в нем; адаптационное обучение как способ осуществления непрерывности образования по базовым дисциплинам – эффективная форма повышения качества знаний на переходном этапе от школы в ВУЗ. Возможно проведение таких видов занятий, как факультативы, курсу по выбору.

Совместная работа школьных учителей и преподавателей ВУЗа имеют целью достижение готовности абитуриента к поступлению в ВУЗ, успешную учебу в высшей школе, формирование социальной и профессиональной компетентности, создание действенных образовательных механизмов, функционирующих на основе знания и учета закономерностей и способов развития личности учащихся и современных технологий обучения.

Вместе с тем, одним из недостатков создания обособленных средних образовательных учреждений при вузах является то, что учащиеся этих образовательных учреждений ориентируются только на один конкретный вуз, тем самым, ограничивая свободу выбора своей профессии. Например, выпускнику общеобразовательного учреждения при гуманитарном вузе весьма проблематичным станет поступление в инженерный вуз и наоборот. В связи с этим в систему обучения в этих учреждениях главный упор следует делать на общеобразовательные дисциплины, отводя специализации внеурочное время. Для этого должен быть установлен единый стандарт содержания среднего образования и единый критерий оценки качества знаний, полученных учащимися в средних образовательных учреждениях. Ведь если учащийся гуманитарного общеобразовательного учреждения не может по выпуску решать математические задачи уровня средней школы – это значит, что он не имеет общего среднего образования, а если выпускник химико-математического класса не усвоил основ философских знаний – то он не может считаться подготовленным к обучению в высшей школы. Вообще, модное в настоящее время деление учащихся на гуманитариев и инженеров лично для меня означает, что, как те, так и другие не способны усвоить общей суммы знаний за курс средней школы и в этом случае можно говорить об их общем, но никак не среднем (полном) общем образовании.

В настоящее время возникла проблема получения высшего образования малообеспеченными слоями населения. Высшее образование стало превращаться в принадлежность элитарных категорий граждан.

Поэтому сегодня, когда получение образования становится все более зависимым от уровня благосостояния граждан, для создания необходимых социально-психологических условий взаимодействия школьного и вузовского образования должны быть решены следующие задачи:

  • обеспечение достаточного уровня знаний в общеобразовательных учреждениях;
  • привитие навыков самообразования;
  • повышение мотивации на получение образования;
  • обеспечение бесплатного качественного образования.

Эффективность взаимодействия школьного и вузовского образования в немалой степени зависит от решения проблемы организационно-педагогической совместимости учебного процесса в средних и высших образовательных учреждениях. К числу этих проблем можно отнести следующие:

1) определение содержания образовательных областей в соответствии с профилем обучения и обеспечение взаимосвязи в содержании, организационных формах и методах обучения в средних и высших образовательных учреждениях;

2) возможность применения различных форм сотрудничества средних образовательных учреждений с вузами (открытие классов, спрофилированных на конкретный вуз, конференции, научно-исследовательская работа и т.п.);

3) обеспечение действенного контроля уровня образовательной подготовки учащихся, степени их готовности к продолжению обучения в высшей школе;

4) высокий уровень развития ресурсного обеспечения образовательного процесса (педагогами, помещениями, ТСО, финансами и т.д.).

Касаясь механизма обеспечения преемственности школьного и вузовского образования, следует отметить важное значение итоговых аттестаций и объективности контроля качества подготовки выпускников по завершению каждого этапа образования.

Выходом из создавшейся ситуации является организованное взаимодействие средних образовательных учреждений и вузов, готовящих учащихся по предметам обучения на основе единых требований и стандартов, совместная работа учителей и преподавателей.

В соответствии с новыми жизненными реалиями в стране изменился образовательный интерес учащихся и их родителей. Этот фактор непосредственным образом влияет на образовательное пространство, вызывая к жизни новые аспекты функционирования и развития средних и высших образовательных учреждений, в том числе их взаимодействие.

Взаимодействие школы и ИГХТУ диктуется сейчас, прежде всего, стремлением учащихся и их родителей иметь гарантию продолжения образования. Со стороны учителя школы, администрации школы и преподавателей вузов это взаимодействие, в основном, диктуется стремлением сохранить высокий уровень образования и привить учащимся понимания необходимости постоянного пополнения знаний (хотя нельзя отрицать некоторых меркантильных интересов со стороны отдельных образовательных учреждений).

Каждый вуз заинтересован в привлечении к обучению в своих стенах не просто способных учащихся, но учащихся имеющих призвание к той области деятельности и к тем специальностям, по которым вуз организует подготовку. Поэтому, в процессе совместной практической работы школы и вуза были сформированы классы, спрофилированные на конкретный вуз. Для того чтобы помочь учащимся разобраться в своих наклонностях и способностях, уменьшить количество ошибок, совершаемых ими и их родителями при выборе будущей профессии без учета индивидуальности, во многих взаимодействующих образовательных учреждениях было введено психологическое тестирование в старших классах.

В учебных планах школы, взаимодействующей с ИГТУ, предусматриваются такие формы вузовской системы обучения, как лекции и семинары. Тем самым уже со школьной скамьи учащиеся привыкают к системе обучения в вузе.

В учебном процессе взаимодействующих с ИГХТУ, задействованы не только учителя этих учреждений, но и преподаватели вузов, которые имеют опыт лекционно-семинарской системы обучения, используют исследовательские элементы и последние достижения науки в излагаемом ими материале. Преимуществом же учителей школы остается владение методическими приемами индивидуальной работы с учащимися и методиками разноуровнего обучения с учетом возрастной психологии. В результате вырабатывается единая методика преподавания, приемлемая не только для работы с учащимися школы, но и со студентами младших курсов вузов.

Программы обучения по предметам разрабатываются соответствующими кафедрами университета и утверждаются директором школы.

Обобщение опыта взаимодействия школы и ИГХТУ позволило сделать выводы :

В результате взаимодействия школы и ИГХТУ: повышается образовательный уровень учащихся, обеспечивается всестороннее развитие личности, создается система ранней профориентации, идет успешное поступление в вузы, в результате этого взаимодействия учащиеся приобщаются к вузовской системе обучения в стенах среднего образовательного учреждения, облегчает их адаптацию при переходе в вуз, обеспечивает непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования. Одновременно осуществляется интеграция средней и высшей школы.

В общем виде можно выделить следующие направления взаимодействия средних и высших образовательных учреждений:

1) учебно-методическое, которое содержит в себе: деятельность по обновлению и адаптации содержания профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентацией; подготовку и апробацию учебников, учебных и дидактических пособий для учащихся, учителей и преподавателей вузов, работающих во взаимодействующих с вузами средних образовательных учреждениях; руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам; непосредственное обучение преподавателями вузов учащихся средних образовательных учреждений; личные профессиональные контакты учителей школы с преподавателями вузов по обмену опытом;

2) научно-методическое, которое характеризуется: работой факультативов и кружков на базе средних и высших образовательных учреждений; совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов; КВНов, разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования; совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов;

3) профориентационное, которое включает: создание и развитие внутрисистемных связей в образовании, осуществляемых через пропаганду профессий по которым готовят взаимодействующие образовательные учреждения; информирование о правилах приема и условиях обучения в базовых образовательных учреждениях и профильных вузах; публикации в местной печати, выступления по радио и телевидению о работе взаимодействующих образовательных учреждений; подготовку и распространение в средних образовательных учреждениях материалов о профильном вузе; демонстрацию фильмов о профильном вузе в школе; выступление представителей ИГХТУ в школе с лекциями о специальностях, по которым готовят студентов; обеспечение работы подготовительных курсов на базе взаимодействующего вуза; проведение установочных консультаций для учителей и учащихся школы по предметам вступительных экзаменов; беседы с учителями, учащимися и их родителями о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем; проведение предметных олимпиад для учащихся школы, изъявивших желание учиться в профильном вузе; проведение дней открытых дверей; предоставление услуг профдиагностики.

Формы взаимодействия школы весьма многообразны. Многие из них имеют устойчивость и традиционный характер. В целом, взаимодействие школы в той или иной форме обеспечивает непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования и направлена на: обеспечение углубленного уровня подготовки; развитие творческих способностей учащихся в соответствии с их интересами и наклонностями; получение основ профессиональной подготовки по специальностям вузов; общее духовное и культурное развитие личности учащегося.

Изменения, происходящие в системе школьного образования, его усиливающаяся дифференциация, а также переход на многоуровневую структуру высшего образования открывают новые возможности взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, способствуют совершенствованию и развитию системы непрерывного образования.

(Презентацию к статье см. в Приложении 2.)

1. Микрюков В.Ю. Взаимодействие высших и средних учебных заведений: проблемы и пути их решения//Школа. 2000. - № 1.

2. Микрюков В.Ю. Организация взаимодействия высших и средних учебных заведений в современных условиях//Школа. 2000. - № 5.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

на ШМО классных руководителей

07 ноября 2014-2015 учебный год

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.

Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

К ним можно добавить:

1. выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

2. участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья;

Основными формами работы с семьёй являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.

Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направление: врачей, юристов, психологов, инспектора ГИБДД, ПДН УВД и т.д.

В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.

Учителя и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество. Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.

В средней школе классный руководитель должен продолжать знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам, с системой контроля за выполнением домашних заданий учащихся. Это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.

Формирование здоровья подрастающего человека происходит в течение всего учебно-воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов. Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной.

Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Постоянная модернизация образования имеет две стороны. С одной - наши дети получают крепкие знания, позволяющие после школы поступить и продолжить обучение в других учебных заведениях. На первый взгляд, и дети, и родители должны быть этим довольны. Но есть другая сторона этого вопроса. Имея огромное количество учебных перегрузок, именно успешные ученики больше, чем другие теряют свое здоровье. Это не может не беспокоить как педагогов, так и семьи учащихся.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т.д.). В нашем образовательном учреждении для учеников созданы достаточно хорошие условия.

Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентации, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке чтения? Чем вас кормили сегодня в столовой?

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность
деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте - родители и педагоги «. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправитъ, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.


1. Склярова И.В. Принципы взаимодействия школы и вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 4 (18). С. 124-130.

2. Прозументова Г.Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 182-187.

4. Коротаева Е.В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 181 с.

5. Сардушкина Ю.А. Взаимодействие школы и вуза как средство повышения результативности профориентационной работы // Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 2 (25). С. 165-173.

6. Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. А.П. Панфиловой. М.: Издательство Юрайт, 2017. 487 с.

7. Машарова В.А. Педагогическое взаимодействие как фактор становления ценностно-смысловой сферы субъектов образовательного процесса // Воспитание в современной образовательной среде: материалы межрег. научно-практ. конф. Ленинградский областной институт развития образования. 2015. С. 55-63.

8. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогические понятий: учебное издание. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. 131 с.

В современных условиях развития системы образования возрастает роль каждого образовательного уровня при подготовке специалистов. Не только вузы ответственны за решение кадровых вопросов, но и образовательные организации общего образования должны брать на себя долю ответственности за конечный результат долгого процесса подготовки профессиональных кадров, который начинается со школьной скамьи. Именно за школьной партой формируются начальные знания, умения и владения, составляющие основу, на которой строится все дальнейшее обучение студента вуза. К сожалению, в настоящее время вузы и школы часто живут каждый своей жизнью, пересекаясь лишь в отдельные моменты, в течение непродолжительного времени, что не способствует повышению качества образования в целом. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо разработать механизмы реального эффективного взаимодействия вуза и школы и отразить основные аспекты данного взаимодействия.

Исходя из вышеизложенного целью нашего исследования явилось выявление основных функций, определяющих внутреннее содержание процесса взаимодействия школы и вуза.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- определить основные функции, задачи, условия и результаты взаимодействия школы и вуза;

- построить теоретическую модель взаимодействия вуза и школы.

Материал и методы исследования

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время вопросы, касающиеся педагогического взаимодействия, продолжают оставаться актуальными в теории и практике современной педагогики, поскольку определяют основные направления сотрудничества между разноуровневыми образовательными организациями и взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса, заинтересованными в повышении качества образования.

В рамках нашего исследования мы касаемся взаимодействия разноуровневых образовательных организаций с точки зрения повышения качества общего образования, раскрытия потенциальных возможностей детей, проведения профориентационной работы и других вопросов разностороннего взаимовыгодного сотрудничества школы и вуза.

С учетом этого под взаимодействием школы и вуза мы понимаем их целенаправленное и взаимообусловленное влияние друг на друга, способствующее взаимообогащению, наращиванию усилий и наиболее полной реализации их дидактических, воспитательных и социально-педагогических возможностей в целях разностороннего развития личности учащегося. При этом необходимо помнить, что главным субъектом объектных отношений между разноуровневыми образовательными организациями выступает школьник с его потребностями, склонностями и запросами. Именно на удовлетворение его личностных запросов направлены в первую очередь совместные усилия вуза и школы.

Несомненно, вузам интересны одаренные школьники с повышенными образовательными потребностями, которые планируют продолжение образования в вузе, поэтому их усилия направлены преимущественно на работу с такими детьми. Исключительно для одаренных учащихся вузы в школах открывают фирменные классы, создают малые академии, творческие лаборатории, проводят олимпиады, открывают летние лагеря, проводят другие мероприятия, ориентированные на привлечение внимания, прежде всего, талантливых детей к конкретному вузу.

Вуз заинтересован в налаживании устойчивых связей со школой, поскольку очевидными плюсами данного взаимодействия для вуза являются: получение качественных, мотивированных, профессионально ориентированных на конкретные направления подготовки абитуриентов; установление прочных деловых связей с руководством и педагогическим составом конкретной школы, которые становятся сторонниками вуза при выборе учащимися места своей будущей учебы; вхождение в доверие к школьникам в процессе регулярного образовательного процесса и различных профориентационных мероприятий, в которых преподаватели вуза принимают самое непосредственное участие.

При взаимодействии с вузом школа также получает довольно много дивидендов, среди которых не только улучшение общего качественного уровня подготовки школьников, но и увеличение возможностей повышения квалификации самих учителей, расширение информационных ресурсов, привнесение в образовательный процесс новых методов и методик обучения, основанных на современных наработках ученых вуза. К тому же значительно активизируется профориентационная работа, благодаря которой школьники старших классов имеют четкое представление о том, где и на кого они намерены учиться после окончания школы. Усиливается индивидуализация процесса обучения, поскольку каждый способный учащийся попадает в поле зрения различных учебных подразделений и кафедр, которые берут над ним шефство и курируют его вплоть до окончания школы и поступления в вуз.

Постоянное общение школьников с преподавателями вуза, введение в школьную программу углубленного изучения отдельных дисциплин, часть из которых преподают преподаватели вуза, знакомство с основами исследовательской и проектной деятельности, наличие возможности использования учебно-лабораторной базы, парка компьютерной техники, знакомство с элементами технологии вузовского обучения, частые посещения учебных корпусов, научно-исследовательских лабораторий, технопарков, компьютерных центров, научных библиотек, музеев, культурных центров и прочих интересных мест вуза убеждают их в том, что после окончания школы выбор должен быть сделан в пользу ставшего практически родным вуза.

Следовательно, взаимодействие школы и вуза выгодно всем участникам данного процесса.

На основании проведенного анализа нами выявлены основные направления взаимодействия школы и вуза, реализуемые через три основополагающие функции, среди которых дидактическая, воспитательная и социально-педагогическая, изображенные схематично на теоретической модели (рис.).


Теоретическая модель взаимодействия вуза и школы

Практическая реализация данных функций возможна посредством решения частных задач, направленных на достижение конкретных целей обучения и воспитания одаренных детей с повышенными образовательными потребностями. При этом используются современные методики обучения учащихся школ, учитываются индивидуальные особенности детей, укрепляются коммуникативные связи между учителями школ и преподавателями вузов.

Решение указанных задач возможно при выполнении определенных условий, отраженных на схеме модели, главным из которых является создание новой образовательной среды, ориентированной на повышение качества образования посредством усиления личной заинтересованности школьников в получении качественного образования. При этом создаются благоприятные условия для всестороннего развития и самосовершенствования личности школьника.

Выводы

Таким образом, выявлено, что взаимодействие вуза и школы в рамках трех обозначенных в статье функций – дидактической, воспитательной и социально-педагогической – способствует более глубокой индивидуализации процесса обучения одаренных детей, которые получают тот уровень знаний, умений и владений, который школа самостоятельно дать не в состоянии. Привнесение элементов высшего образования в школьную среду способствует не только повышению качества образования, но и ранней профессиональной ориентации школьников, для которых система высшего образования становится более открытой и понятной. Присутствие преподавателей вуза в школьном классе и школьников в стенах вуза стирает границы между общеобразовательной организацией и организацией высшего образования, позволяя школьникам выстраивать траекторию своего будущего обучения в вузе более осознанно, поскольку от правильности выбора места будущего обучения зависит весь дальнейший жизненный путь молодого человека. В этом и состоит главная миссия взаимодействия школы и вуза.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие ученики, закончив среднюю общеобразовательную школу, стремятся поступить в ВУЗ. Знания, получаемые учащимися в школе и требования, предъявляемые при поступлении в ВУЗ, зачастую далеки друг от друга. Поэтому необходимо помочь ученику в преодолении этого барьера. Для этого нужно создать такие условия обучения на старшей ступени школы, которые были бы приближены к вузовской системе. Вузы и средние общеобразовательные школы заинтересованы в подготовке к поступлению школьников старшей ступени обучения и должны проводить большую подготовительную работу. Очень важно помочь выпускникам сделать правильный выбор для дальнейшего обучения, подготовиться к продолжению образования в высшей школе, а так же важно способствовать конструированию ценностных ориентиров каждого школьника Так возникло направление нашей работы, отражающее преемственность средней и высшей школы.

Актуальность проекта.

В ХХI веке, веке высоких технологий, проблемы образования становятся приоритетными как в отдельно взятой стране, так и в мире в целом. И это не случайно, так как именно от образования зависит, каким будет развитие, прогресс, благосостояние и в итоге, будущее страны.

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, нацелена на модернизацию образования. Сейчас для человека важны такие качества, как умение ориентироваться в быстро меняющейся экономической ситуации, осознание необходимости постоянного профессионального роста, быть функционально грамотным и мобильным. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозировать результат. Этот социальный заказ обращён ко всем звеньям образования и, прежде всего к общему среднему и вузовскому, то есть к тем его ступеням, где в основном и происходит становление личности молодого человека.

Этот новый аспект функций и целей образования, общий для школы и вуза, является важным фактором их интеграции, условием оптимизации их преемственности. Подобная преемственность позволяет не только дать ученику полное среднее образование, подготовить его к поступлению в вуз, но и способствовать развитию его познавательных и коммуникативных возможностей, формированию творческого и научного мышления.

В связи с такими значительными переменами взаимодействие "Вуз - школа" будет активно развиваться.

Проблема: Отсутствие преемственности средней и высшей школы для обучения учеников и студентов, соответствующих требованиям нового социального заказа.

Цель проекта:

Создание условий для преемственности в обучении и успешного взаимодействия "Школа- ВУЗ"

Задача проекта:

Разработать систему взаимодействия высшей и средней школы

Гипотеза : Создание системы взаимодействия с ВУЗами обеспечит преемственность

и успешную адаптацию выпускников общеобразовательной школы.

Сроки реализации:

Два года (в процессе обучения в 10–11-х классах).

Партнёры

Преподаватели КУАМ, кафедра истории ОмГПУ, студенты – выпускники школы.

Содержание проекта.

-деятельность по обновлению и адаптации содержания профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентацией;

-подготовку и апробацию учебников, учебных и дидактических пособий для учащихся и учителей, работающих во взаимодействующих средних образовательных учреждениях;

-руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам;

-личные профессиональные контакты учителей средних образовательных учреждений с преподавателями вузов по обмену опытом;

-работой факультативов и кружков на базах вузов и средних образовательных учреждений;

-совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов средними образовательными учреждениями и вузами;

-разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования;

-осуществлением экспертной оценки и оказанием методической помощи преподавателями вузов при разработке учебных программ средних образовательных учреждений по профильным дисциплинам;

-совместным интеллектуальным трудом учащихся и студентов в научно-исследовательских работах (НИР), рецензированием НИР учащихся средних образовательных учреждений преподавателями вузов;

-совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов;

-переподготовку кадров, включающее в себя повышение уровня подготовки учителей и адаптацию преподавателей вузов к особенностям работы в среднем образовательном учреждении;

-прохождение учащимися средних образовательных учреждений практики на базе вузов и профильных предприятий и организаций;

-направление специалистов вузов в средние образовательные учреждения для обеспечения учебного процесса и участия в учебно-методической работе;

-обеспечение учебного процесса средних образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами для преподавания профильных дисциплин;

создание и развитие внутрисистемных связей в образовании, осуществляемых через пропаганду профессий по которым готовят взаимодействующие образовательные учреждения;

-информирование о правилах приема и условиях обучения в базовых образовательных учреждениях и профильных вузах;

-демонстрацию фильмов и рекламных вузовских буклетов о профильных вузах в средних образовательных учреждениях;

-выступление представителей профильных вузов в средних образовательных учреждениях с лекциями о специальностях, по которым готовят профильные вузы;

-обеспечение работы подготовительных курсов на базе взаимодействующих вузов;

-проведение установочных консультаций для учителей и учащихся средних образовательных учреждений по предметам и программам вступительных экзаменов;

-беседы с учителями, учащимися и их родителями о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем;

-проведение пробных экзаменов для учащихся средних образовательных учреждений, изъявивших желание учиться в профильном вузе;

-проведение дней открытых дверей во взаимодействующих образовательных учреждениях;

-участие в общегородских и международных выставках.

Этапы и сроки:

1.Подготовительный этап -2014г

2.Организационный- 2015 сентябрь-декабрь

3.Основной 2016 январь-декабрь

4.Аналитический- 2017 г январь

Наз Название этапа

Задачи

Мероприятия

Результаты

Цель: Определение уровня профильной подготовки учащихся и профориентационная диагностика

1 Обсудить и скоординировать действия по реализации проекта с участниками

Совещание с участниками

проекта, анкетирование и тестирование учащихся

2 Сформировать банк диагностических материалов для изучения профессионально личностного развития учащихся

3. руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам

Цель: Организация системы взаимодействия "Школа-ВУЗ"

Наладить связи с ВУЗами

Составление и подписание договоров о сотрудничестве с КУАМ, ОмГПУ

Создание сетевого профессионального сообщества

совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов средними образовательными учреждениями и вузами;

-совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов;

-работа факультативов и кружков на базах вузов и средних образовательных учреждений с учетом профилизации

Наличие договора о сотрудничестве с ВУЗами, план работы

Цель: Организовать интерактивные формы работы с ВУЗами по обучениюучеников и студентов, профессиональному взаимодействию преподавателей

-переподготовку кадров, включающее в себя повышение уровня подготовки учителей и адаптацию преподавателей вузов к особенностям работы в среднем образовательном

прохождение учащимися средних образовательных учреждений практики на базе вузов и профильных предприятий и организаций;

обеспечить дистанционное обучение профильных дисциплин преподавателями ВУЗов

Экскурсии в ВУЗы

Олимпиады по профильным дисциплинам подготовительных курсов

информирование о правилах приема и условиях обучения в базовых образовательных учреждениях и профильных вузах;

демонстрация фильмов и рекламных вузовских буклетов о профильных вузах в средних образовательных учреждениях

разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования;

Конкурс программ профильного обучения

Образовательная программа профильного обучения

осуществление экспертной оценки и оказанием методической помощи преподавателями вузов при разработке учебных программ средних образовательных учреждений по профильным дисциплинам;

Цель: Рефлексивный анализ, планирование дальнейшего развития

Проанализировать выполнение целей и задач проекта

Анализ проведенных работ

2 Анализ руководителем и учителем нового опыта

3 Проектирование дальнейших действий

Презентация и творческий отчет по реализации проекта

Мониторинг результативности проекта.

? подготовка учащихся к успешной сдачи экзамена в форме ЕНТ по профильным предметам

? углубленное изучение школьных предметов;

? ориентация учащихся на остродефицитные специальности нуждающихся в высококвалифицированных кадрах;

? обучение учащихся дистанционным методом путем внедрения в учебный процесс активных методов и технических средств обучения электронной техники, мультимедиа продуктов;

? проведение агитационно-профориентационной работы среди учащихся.

4 Динамика участия и результативности учащихся и учителей в конкурсах, фестивалях,конференциях,олимпиадах.

5 Реализация программ профильного обучения.

Перспектива развития

Положительные результаты деятельности участников проекта послужат началом дальнейшего развития школы с ВУЗом на более высоком уровне. Создав модель инновационной школы, посредством сотрудничества учителей высшей и средней школы, мы перейдем от экспериментальной работы к исследовательской. Дальнейшую работу можно будет строить по выявленным новым проблемам. Транслировать свой опыт работы, совершенствовать и расширять свою профессиональную деятельность в масштабах района, области, Республики.

Читайте также: