Наказания в школе плюсы и минусы

Обновлено: 02.07.2024

Существуют различные методы воспитания : разъяснительные беседы, уговоры, ласка, приказ, поощрение, наказание, уступчивость, твердость. В разных ситуациях все эти методы могут быть уместны, но не стоит злоупотреблять ими.

Поощрения и наказания играют большую роль в процессе воспитания ребенка. На первый взгляд, все предельно ясно. И наказания, и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение.

Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеется, не только при помощи наказаний. Эффективность наказаний будет выше, если они применяются редко, неожиданно и на фоне поощрений.

Некоторые родители намеренно не замечают успехов и достоинств ребенка, боясь похвалой избаловать его. Но в процессе воспитания важно как наказание, так и поощрение, хотя взрослые часто не видят повода для похвалы ребенка. Если он хорошо себя ведет или научился чему-то новому, обычно это воспринимается как что-то естественное, не требующее поощрений. К тому же считается, что для похвалы родителям не требуется особых знаний и умений. Но это не всегда так.

Любое совершенное ребенком усилие, попытка достичь цели необходимо поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное – отметить старание, верный нравственный поступок, поскольку для некоторых детей достижение даже невысоких результатов требует приложение больших усилий. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесут ему ощущение успеха, радости, удовлетворение от проделанной работы, что уже будет являться наградой.

К сожалению, родители не всегда правильно используют поощрения, действуя по логике естественных последствий: убрал игрушки – вот тебе шоколадка и т. д. В результате ребенок привыкает выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели только если за этим последует вознаграждение.

Ласка, поцелуи, поглаживания в разумных количествах (не заласкивание и захваливание без учета действительных достижений) допустимы в качестве поощрений и одобрений в любом возрасте с учетом индивидуальных взаимоотношений. Перехваленный ребенок будет стараться избегать решения сложных задач, стремиться получать похвалу какими-то иными путями, ему будет трудно приспосабливаться к жизни вне семьи.

Поощрять стоит только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний со стороны взрослого. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы. Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождался похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

Поощрение – более действенный инструмент воздействия. Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его.

Данный механизм не применим к наказаниям. Взрослые ошибаются, когда думают, что наказанный ребенок постарается не повторять свой проступок. Напротив, для него переживание унижения и стыда, сопутствующие наказанию, связывается с чувством обиды и негативного отношения к наказавшему его человеком.

Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость. Наказание же, особенно связанное с открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего. Кроме того, ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки.

Пожалуй, нет на свете ни одного ребенка, которому нравились бы наказания, равно как и нет таких родителей, которым было бы приятно наказывать своих детей. Но исключить из процесса воспитания воздействие на ребенка путем различных его форм все-таки невозможно. Для того чтобы наказание не принесло ребенку вреда, а, наоборот, стало полезным и способствовало бы налаживанию контакта между детьми и родителями, необходимо, все продумав, проанализировав, выбрать правильную его форму с учетом индивидуальных особенностей ребенка, одним словом, подойти к этому вопросу творчески. Воспитание заключается в том, чтобы ребенок, осознавая и оценивая свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. И указывать на то, что ребенок доставил кому-то неприятности или причинил боль, следует именно взрослым.

Суть наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Напряжение, испытываемое им после совершения проступка, как правило, исчезает непосредственно после примирения с наказывающим. Важно, чтобы ребенок понял и принял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.

Справедливым считается наказание, которое ребенок получает за нарушение правил, обсужденных и установленных родителями которые известны ребенку.

Прощение – это освобождение от обиды и гнева. С ним неразрывно связано наказание. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Но прощать СВЕ и ВСЕГДА – значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка.

Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание – довольно эффективный способ воздействия на детей.

Ребенок становится покорным и послушным. Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины. Он как бы расплачивается за содеянное испытанием болью и страхом. Поэтому осознавать и переживать свой проступок, делать выводы уже не будет.

Если мы хотим чему-то научить ребенка, то не должно быть гнева. Физическое воздействие в лучшем случае тормозит развитие интеллекта ребенка, а в худшем – ведет к его регрессу, а значит, оно не будет помощником в деле воспитания.

Часто наказание, если оно неадекватно проступку, рождает ответную агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание, которое по силе воздействия на личность ребенка превышает сам проступок.

Поощрение более действенное воспитательное средство, чем наказание. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошее.

В процессе воспитания детей используются различные методы, взаимосвязанные друг с другом. Одним из них является наказание. Как правильно и когда это делать, как обойтись без него — советы психолога.

Наказание ребенка — это один из способов педагогического воздействия, который помогает дать негативную оценку тому или иному поступку, действию и пресечь его повторение в дальнейшем. В психологии этому вопросу уделяется пристальное внимание. Чтобы метод был максимально эффективным, его необходимо правильно использовать, поэтому в разных ситуациях применяются различные подходы.

Можно ли обойтись без наказаний ребенка?

В ответе на этот вопрос среди психологов нет единого мнения. Но большинство из них, считало и считает, что применять этот метод нужно лишь том случае, когда нет другого выхода . То есть совсем обойтись без этого при воспитании, не получится. Однако проведенные исследования показывают, что любой вид воздействия на ребенка работает тем лучше, чем реже он используется .

Довольно часто родители применяют наказание детей за любопытство, тягу к познанию, которые вполне естественны. Более того, именно эти качества впоследствии требуются воспитателями, учителями, да и самой жизнью. Поэтому не стоит ругать сына или дочь за то, что они попытались разобрать будильник. Вместо этого гораздо полезнее будет вместе изучить устройство часового механизма.

Однако в тех случаях, когда ребенок просто испытывает взрослого на мягкотелость, наблюдая за реакцией в ответ на тот или иной умышленный поступок, адекватные меры просто необходимы. Самое важное в этот момент — не перегнуть палку, выбрать правильный метод воздействия .

Основные виды наказаний детей взрослыми:

В психологии выделяют несколько видов наказаний, классифицируя их с учетом того, какие цели преследует этот метод воздействия на ребенка:

Само собой, такая классификация достаточно условна, но именно она, не считая телесных наказаний, используется в современной системе воспитания детей и самое важное здесь — это правильно выбрать и применить метод наказания.

Правильный выбор наказания для ребенка.

Как уже говорилось, любое наказание ставит цель предотвратить в дальнейшем нежелательные поступки и действия наказуемого. Поэтому для родителя важно действовать не под наплывом собственных эмоций (истерики и крик) , а в зависимости от ситуации, возраста и психологических особенностей своего ребенка.

Примеры уже рассматривались выше. И теперь стоит добавить другие факторы, учет которых поможет осуществлять правильное наказание детей:

Необходимо четко понимать границы дозволенного в наказаниях, чтобы своими действиями не травмировать психику (а иногда и тело) ребенка, а также не заложить ему основы модели нежелательного поведения.

Главные запреты при наказании детей:

Воспитывая малыша, можно существенно перегнуть палку. Такое поведение в итоге приведет либо к протестам, бойкотам, проблемам с учебой, либо же к замкнутости и отстраненности ребенка. Кроме того, ситуация наверняка отразится и на его будущем, а накопленные обиды дадут о себе знать в зрелом возрасте и даже уже в своей семье.

Вот чего следует избегать во время наказаний:

  1. Унижение . Психологи заявляют о том, что наказание детей никоим образом не должно унижать их личность.
  2. Вред здоровью . В некоторых случаях родители могут не бить, но применять другие меры воздействия на ребенка: заставлять приседать или отжиматься от пола, контактировать тем или иным способом с холодной водой и даже ставить на колени. Нужно помнить, что все это, кроме унижения, может стать причиной серьезных травм и заболеваний. И уже ни о каком воспитательном эффекте здесь речи не будет.
  3. Наказание за несколько проступков одновременно . Следует взять за правило следующее: один проступок — одно наказание. Даже матерые уголовники, отбывающие срок по нескольким статьям сразу, сидят столько, сколько предусматривает самая тяжкая из них.
  4. Наказание детей, а особенно подростков, публично . В этом ранимом возрасте публичная демонстрация морального или физического превосходства взрослого, пусть даже родителя, может не только нанести психологическую травму ребенку, но и иметь необратимые негативные последствия для него в коллективе сверстников. Это правило должны помнить не только родители, но и учителя, воспитатели.
  5. Беспричинная отмена наказания . Нужно всегда проявлять последовательность и твердость: есть решение наказать — необходимо его выполнить. В противном случае есть риск потери авторитета со всеми вытекающими последствиями. Дети ценят справедливость, как в поощрении, так и в возмездии.

Как видно, возмездие за проступки — дело не простое. И, кроме того, нужно не только правильно наказать, но и придерживаться правильной линии поведения после этого .

Как вести себя с ребенком при воспитательном моменте?

Справедливо поощряя и наказывая, взрослый показывает свою внутреннюю силу . В этот момент на ребенка действует авторитет силы. Но впоследствии в применении ее не будет нужды, так как взрослый будет пользоваться авторитетом .

Чтобы имидж справедливого и волевого родителя не пропал , необходимо выбирать правильную линию поведения после наказания.

  • Наказание ребенка в семье должно быть единогласным. То есть, один родитель не должен отменять решения другого.
  • Нельзя отменять свое решение сразу же, так сказать, после оглашения приговора. Иначе дети просто не будут верить в серьезность намерений взрослых. Это порождает убеждение, что все сойдет с рук.
  • Нужно помнить о том, что если ребенок был наказан, то он уже ответил за свой проступок, а значит, прощен. И напоминать о прошлом в негативном контексте уже нельзя. Иначе это будет выглядеть как полное его уничтожение. А ведь это не враг, а ребенок.

Итак, все вышесказанное говорит о том, что наказание — мера ответственная и непростая, требует взвешенного и грамотного подхода. Более того, применяться она должна только в том случае, если другое ничего не работает.

Наказание ребенка в семье должно быть справедливым, своевременным и адекватным проступку, не противоречить нормам общественной морали и закона. Однако, прежде чем наказывать, взрослый обязан изучить все тонкости ситуации и обстоятельств, при которых проступок был совершен. При этом необходимо учитывать возрастные, физические и психологические особенности конкретного ребенка. Во время наказания не должно быть унижения личности. Что касается физического наказания, то применять этот метод в воспитании нужно, как исключение и только тогда, когда обойтись другими невозможно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электричество, его плюсы и минусы

Данный материал позволяет показать учащимся 5-х классов положительные и отрицательные стороны электричества.


Плюсы и минусы сотовой связи

Для чего ребенку нужен мобильный телефон? Как научить его правильно с ним обращаться? Материал для родителей.

Плюсы и минусы гласности.9/11 классы

Урок по истории России.20 век. Учитывая возрастные особенности обучающихся, применяя дифференцированный подход, возможно проведение данного урока для обучающихся как 9, так 11 классов. Урок с .

Педсовет "Плюсы и минусы использования ИКТ"

В Настоящее время нельзя представить урок без использования интерактивной доски, компьютера, но всегда ли это полезно.


Цель:используя метод противоположностей, помочь подросткам осознать, что курение-это чрезвычайно вредная и опасная привычка.Способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и ос.


Ребенок в глобальном информационном пространстве. Плюсы и минусы

Разработка родительского собрания (совместного для детей и родителей).


Детский спортивный лагерь: Зачем нужен ребенку? Плюсы и минусы.

Детский спортивный лагерь: Зачем нужен ребенку?Плюсы и минусы.- это хорошая школа жизни для детей и подростков. В лагерях они учатся общаться со сверстниками. Жить без родителей. Следить за собой. Реш.

Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и все методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Недостатки наказания как метода влияния:

· Наказание может нарушить рабочее поведение , т.к. способно вызвать озлобление и негативизм;

· Наказание и его ожидание вызывает состояние повышенной тревожности, оказывающей негативное влияние на деятельность ребенка;

· Стремление избежать наказания продолжается до тех пор, пока существует угроза негативных санкций. После их отмены нежелательные действия могут восстановиться.

Плюсы наказания как метода влияния:

· Ребенок получает наказание, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены и которые известны ребенку;

· Наказание исключает ненужное поведение.

Поощрение — положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

Минусы поощрения как метода влияния:

Плюсы поощрения как метода влияния:

· Поощрение , путь небольшое, приносит ребенку ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы.

Чем обусловлена сущность субьективно – прагматического метода воспитания?

Сущность субъективно-прагматического метода воспитания обусловлена возрастающей автономией личности в современном мире. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений — ярко выраженное деловое (прагматическое), часто потребительское от­ношение к жизни, вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям.

2. Как вы поняли сущность метода естественных последствий?

Сущность его проста: любое действие имеет последствия. И в природе, и в жизни людей все происходит в согласии с великим законом причинно-следственных отношений. Жизнь — бесконечная цепочка действий и их последствий. Поскольку действие всегда вызывается определенными причинами , то чаще говорится о связи причин и следствий или о причинно-следственных отношениях.

Метод возмещения прост: любой ущерб, нанесенный другому человеку, должен быть возмещен. Следует либо материальное возмещение, либо возмещение ущерба трудом.

Вчера наткнулась на учительский блог. Статья о необходимости введения наказаний в школе. Почти шестьсот восторженных комментариев от учителей, полторы тысячи лайков. Статья активно крутится в ленте, думаю, сторонников будет еще больше.

Прочитала статью, прочитала комментарии. И пришла в полный ужас. Более двух тысяч педагогов на полном серьезе считают необходимым регулярно наказывать детей в школе, в том числе физически. Две тысячи педагогов – это штат двадцати больших школ! Двадцать школ, которые дети будут ненавидеть всю свою жизнь.

Попадались комментарии людей, не согласных с позицией автора. Так, один из педагогов написал, что много лет работает в школе, находит общий язык с детьми, считает наказания в школе недопустимыми. На него набросились всей толпой. За пару секунд объяснили почему он не прав: работает не в той школе, не с теми классами и даже предмет ведет не тот, и вообще ничего не понимает.

В последнее время нам активно навязываются две позиции. Первая, что все учителя – это несчастные люди, вынужденные работать огромное количество работы за мизерную зарплату и терпеть мерзких детей. Вторая, что все дети – отвратительные существа, приходящие в школу исключительно для того, чтоб терзать учителей.

В пример приводятся исключительные ситуации, вроде той, что учителю подставили подножку или плюнули на спину. И поднимается волна, мол, все дети к учителям относятся безобразно: хамят, троллят, оскорбляют. Но это не так! Обычные дети ходят в школу учиться, общаться с друзьями, но никак не для того, чтоб враждовать с учителями. В половине конфликтов наряду с детьми виноваты и педагоги.

Но, тем не менее, из-за нескольких выходящих из ряда вон ситуаций, педагоги на полном серьезе требуют внедрить систему наказаний по отношению ко всем детям без исключения. Более того, система наказаний должна распространяться и на родителей!

И я даже боюсь себе представить пятиклассника, спешащего в школу на шесть уроков, где его ждет наказание от шести разных учителей. Причем наказание не будет зависеть от тяжести совершенного проступка, у большинства учителей ведь нет юридического образования, поэтому наказания будут применяться по ситуации и настроению: кого-то в коридор, кого-то к директору, а кого-то и лицом об парту можно. Того, кто особо неправильно себя вел по мнению учителя. А потом и к родителям применить исправительные работы.

Мне не очень повезло с моим первым учителем. Она была чересчур щедра на наказания. В первом классе была заведена следующая процедура: в начале урока обучения грамоте к доске вызывались ребята, получившие неудовлетворительные оценки в прописях. Я до сих пор помню, как вздрагивали те, кого называли, и как они шли к доске. Как на расстрел. Потому что это расстрел и был. Детей заставляли вытягивать вперед ладошки, и учитель била их наотмашь указкой по пальцам. Чтобы впредь писали красивее. На следующий день процедура повторялась. Мне было очень страшно! К счастью, меня не вызвали ни разу. Я очень старалась писать красиво. И сейчас, будучи взрослой, я не понимаю, почему никто из родителей не заступился за нас? Почему все покорно сносили эти побои? Помогло нам это писать в будущем лучше? Нет, у большинства моих одноклассников был совершенно нечитаемый почерк. И пожизненный страх перед учителем. А наш учитель периодически обновляла свою коллекцию указок: были там и резиновые (от них была самая сильная боль) и пластиковые. Палач обновлял свой арсенал орудий для пыток. А все молчали.

Я молчать не буду. Если к моим детям будет применено в школе любое насилие (моральное или физическое), обидчик получит по заслугам. Мне будут безразличны любые титулы и регалии. И я думаю, что все родители меня поддержат.

Невозможно детей страхом заставить учиться и уважать педагога. Есть учителя, которые добиваются уважения детей своими поступками, профессионализмом и прекрасными личными качествами.

Моя дочь сейчас в 3 классе. Учится у Педагога с большой буквы, которому хватает опыта решать все проблемы, возникающие в классе, дети ее просто обожают: из всех отпусков ей везут приятные подарочки, в праздники ее стол завален рисунками и открытками. Мы, родители, выполняем любую просьбу в течение нескольких часов и от чистого сердца дарим неплохие презенты. Все родители без исключения приятные и вежливые люди. Ну нет в нашем классе монстров ни среди детей, ни среди родителей!

Сын в 11 классе. Классный руководитель – учитель русского языка и литературы. Тоже исключительный педагог с 40 летним опытом работы в школе. Ей, конечно, со старшеклассниками сложнее. Но ни разу она не унизила ни одного из своих учеников, ни разу не конфликтовала с родителями. И мы отвечаем ей искренней симпатией и никогда не даем в обиду!

Потратьте его лучше на то, чтоб найти ответы на самые популярные детские вопросы, которые задают вам ежедневно: зачем нам учить эти синусы и тангенсы, зачем нам второй иностранный, зачем нам этот ваш фотосинтез. Все равно нам это не пригодится!

Они не спрашивают это, чтобы причинить вам дискомфорт и уронить ваш авторитет. Они реально хотят это знать! И не надо выгонять их за это в коридор! Просто ответьте на вопрос. И вас будут уважать. Потому что вы объяснили то, что никто до вас объяснить не мог.

nakazaniye rebenka

Мы постарались в ней собрать всю информацию по распространенным вопросам относительно наказания.

Воспитание без наказания: плюсы и минусы

По поводу наказания мнения людей разделились: есть как его сторонники, так и противники. Но согласитесь, время всё расставляет на свои места и что оно показывает? Если не наказывать ребенка за проступок — это рецепт по взращиванию эгоиста (большинство случаев). Чадо привыкает, можно делать что хочется, вести себя как хочется. Постепенно это становится нормой его жизни.

Сначала дитятко просит, затем, подрастая, начинает требовать, а повзрослев, берет силой, что ему нужно. Согласитесь, когда человек требует, не учитывая чувств или возможностей других — это форменный эгоист.

Когда человек думает только о себе, считая себя центром вселенной не интересуясь мнением других, он становится эгоистом. Если не наказывать, то дети вырастают безвольными людьми или с чувством вседозволенности.

Если воспитывать детей без наказания, тогда пострадают сами дети. Так как вырастают совершенно бесконтрольными людьми, привыкшими делать всё, чего им вздумается. У них отсутствует правильное понимание хорошего и плохого.

Стоит заметить: традиционно российское воспитание всегда подразумевало определенную строгость. Где под строгостью подразумеваются какие-то ограничения, правила даже шлепки в крайних случаях, но без насилия.

Когда наказывают, а способы наказания ребенка бывают разными, то дети получают пользу. Это подобно подрезке деревьев. Чтобы дерево лучше росло, ему отсекают нежелательные ветки, стимулируя, таким образом, рост оставшихся веток. Также и с детьми, если отсекать неправильные наклонности, наказывая детей за плохие поступки, то родители помогают им расти в правильном направлении.

Наказание приводит к хорошему результату. Дети учатся отвечать за свои поступки, думать о чувствах других. Также вырастают сильными, ответственными, более успешными людьми.
Вывод: Наказывать нужно, только делать это необходимо правильно и разумно.

В этом видео педагог и писатель Т. Шишова объясняет, что без разумного наказания невозможно воспитать из малыша человека.

Как наказывать ребенка

1. Наказывайте проступок, а не ребенка

Наказывать нужно не детей, а плохой поступок, который они совершили. При этом обязательно нужно объяснить, что плохого было сделано, почему нельзя так поступать и почему они сейчас будут наказаны. Должна присутствовать своего рода логическая последовательность в наказании. Это нужно делать, чтобы избежать детских обид, которые возникают по причине, непонимания малышом из-за чего ему дали нагоняй.

Например, после наказания нашей дочери мы давали ей немного времени успокоиться (поплакать), затем заходили в ее комнату и разговаривали с ней. Всегда говорили дочери, что любим ее, она хорошая девочка, но поступок ее был очень плохой, за который она была наказана. Говорили, что нам очень неприятно даже больно ее наказывать, поэтому просили ее больше не делать больно как нам, так и ей.

2. Наказание детей должно соответствовать проступку

Например, пытается лезть в розетку, играть со спичками. Или когда детки настолько сильно балуются, что это может угрожать их здоровью. Тогда наказание ремнем по попе детей помогает сформировать у них ассоциацию, что это опасно и больно.

3. Лишайте привилегий или поощрений

Этот метод наказания ребенка стоит применять наедине. Например, избегайте другим деткам давать перед вашим чадом конфетку, а ему нет. Подобное может вызвать нежелательную обиду, агрессию, недовольство деточки.

Всегда предварительно предупреждайте ребенка, что за непослушание лишите его каких-то привилегий, подарков или запретите смотреть мультфильмы, сказки. Но помните, что это не относится к прогулкам на открытом воздухе, нормальной здоровой еды и хорошего детского общения.

4. Наказывайте игнорированием

Например, когда родители игнорируют свое дитя, не обращая на него внимания, особенно когда он истерит или капризничает. Так как дитятко боится потерять чувство безопасности, существующее благодаря контакту между ним и родителями, он может успокоиться. Таким образом, можно воздействовать на непослушного малыша.

Прочитайте по этой теме: Как успешно бороться с детскими истериками?

5. Наказывая поощряйте к ответственности

Наказание должно учить дитя всегда нести ответственность, отвечая за свои проступки. Также должно помогать деткам, развивать самодисциплину. Если малыш сделал беспорядок в комнате, значит, сам его устраняет. Разбил вазу о которой его предупреждали, стало быть, не получает карманных денег. Сам чистит свою обувь, если специально ходил по грязи.

Вывод: наказание должно поощрять детей самим устранять последствия своего поведения.

6. Ограничивайте в пространстве

Дитя за непослушание можно поставить в угол или запретить выходить из комнаты. Главное — это объяснить ему, почему и для чего вы его ограничиваете. Также избегайте закрывать малыша в закрытых, замкнутых помещениях: ванна, туалет, кладовка. Если на него этот вид наказания не воздействует, то стоит подобрать другой способ.

208794521

7. Не задабривайте после воспитательных мер

Каких ошибок следует избегать при наказании

1. Не устанавливать границы дозволенного

2. Из-за проступка одного не должны страдать другие

Из-за нагоняя одному ребенку, не должны страдать другие дети или члены семьи. Например, семья собралась смотреть телевизор. Один киндер плохо себя вел, поэтому отец наказал его, выключив телевизор. Или семья собралась пойти погулять в парк, но малыш вел себя плохо, поэтому все остались дома. Таким образом, ВСЕ чувствуют себя наказанными.

Семья — это не армия, где хорошо развит и действует принцип коллективной ответственности. Один провинился, а страдают все. Такое наказание не воспитывает, а дает деточке контроль над всей семьей. Кто наказан? Он или все члены семьи?

3580916472

Это всегда превышает меру наказания. Бывает, дал встрёпку сгоряча, затем мучаешься от понимания, что перегнул палку.

4. Наказывая, оскорблять или унижать детей

Категорически запрещается при наказании обзывать дитя тупицей, плохим, нехорошим или придумывать ему какую-то кличку. Некоторые родители заходят еще дальше, говоря ребенку, что лучше бы тот, вообще не родился, если такой вредный. Это рождает в ребенке одну из двух реакций: ненависть или чувство собственной никчемности, неполноценности.

Памятка о правилах наказания ребенка

528039721546

  1. Наказание должно быть пропорционально проступку.
  2. По возможности должно следовать сразу за проступком, то есть провинился и сразу получил.
  3. Установите четкие границы дозволенного за нарушение которых он будет наказан.
  4. Научитесь всегда подробно, доходчиво объяснять детям пределы допустимого в поведении.
  5. Применяем наказание только за те проступки, которые дети делают специально, осознанно. Если малыш что-то разбил или опрокинул случайно, необходимо спокойно и доходчиво ему объяснить, что нужно быть аккуратней, осторожней. Также помогите ему убрать последствия своей неосторожности.
  6. Учите детей правилам хорошего поведения. Говорите о них просто и постоянно повторяйте их. Когда объясняете правила, возьмите дитя за руки и смотрите ему в глаза. Говорите медленно, а затем попросите его повторить эти правила. Это поможет вам понять, всё ли малыш правильно понял.
  7. Не сгоняйте зло на детях. Следите за тем, что говорите малышу, наказывая его. Категорически неприемлемы словесные оскорбления, унижения, особенно когда в пылу гнева вас переполняют эмоции.
  8. Наказав за какой-то проступок, больше не вспоминаем и не возвращаемся к нему, чтобы снова наказать.
  9. Заранее говорите ребенку о том, каким методом он будет наказан за непослушание. Чтобы ваше чадо знало конкретно, что его ожидает.
  10. Вспоминайте, что вам не нравилось, когда вас наказывали в детстве, о чем тяжело вспоминать? Затем не допускайте подобного со своим чадом.
  11. Всегда держите свое слово. Если говорили, что накажете за проступок, значит, накажите. Если забывать так поступать, то дитя привыкает, что ваше предупреждение — пустые слова. Поэтому не будет воспринимать их всерьез.
  12. Обязательное примирение. Перед тем как уложить ребенка на ночь спать обязательно заверьте его в любви, даже если днем он был наказан.

Поощрение и наказание

Вопрос довольно-таки непростой, так как многие родители затрудняются выбрать как приучать их детей к послушанию — поощрением или наказанием. Часто родители допускают одну распространенную ошибку. Они отделяют поощрение от наказания, хотя те идут рука об руку. Или помнят о наказании, забывая о поощрении.

Например, малыш убрал за собой игрушки, помыл посуду или не вёл себя агрессивно. Родители спокойно продолжают заниматься своими делами, никак не поощрив ребенка. Но, если деточка поднимает шум, капризничает, балуется, родители тут же обращают на него свой строгий родительский взор, наказывая его.

Также поощрения должны соответствовать возрастным потребностям детей. Например, ребенка дошкольного возраста нужно поощрять тем, что больше всего ему нравится. Это могут быть совместные с ним игры, которые ему нравятся.

Поощрение подростка сосредоточено на его увлечениях, например, общение с друзьями, спорт или даже компьютерная игра. Когда поведение соответствует ожидаемому, родители могут позволить всему этому уделить время.

Если родители склоняются к материальному поощрению, тогда им важно найти золотую середину. Так как у ребенка может развиться привычка, поступать правильно только за материальное вознаграждение. Если вознаграждения не будет или оно будет меньше ожидаемого, то он станет плохо себя вести.

Наказание начинается не с жестких мер, а с убеждения. Когда родитель пытается найти аргументы, чтобы переубедить свое чадо поступать по определенным правилам. Также с желания внушить ребенку, что ему нужно поступать по этим нормам.

Только когда это не действует родитель прибегает к наказанию, которое может тесно соприкасаться с поощрением. Например, поощрение, которым деточка дорожит, может быть для него и наказанием.

О чем важно помнить родителям, применяя поощрение и наказание детей

Положительные качества, хорошее поведение воспитывается, прежде всего, не наказанием, а поощрением. Поэтому поощряйте в ребенке развитие тех качеств, которые желаете видеть. Не обходите вниманием хорошее поведение деток. Хвалите действия, которые указывают малышу, что он поступает правильно. Тогда вам меньше придется прибегать к различным встрёпкам.

Наказания не должны превышать поощрений. Например, если поощрением было час игры на компьютере, то наказанием не должно быть лишением этих игр на целую неделю. Это может спровоцировать обиду из-за несправедливого отношения к себе.

Наказание должно показывать ребенку аргументированное поведение взрослых. Ни в коем случае дети не должны из-за встрёпки чувствовать свою абсолютную отверженность взрослыми и настолько себя плохими, что им некуда податься.

Заключение

Наказание ребенка — это убеждённая, аргументированная позиция родителей даже в определенном смысле слова подсказка детям как вести себя правильно. Часто дети ведут себя плохо не из-за того, что хотят так поступать, а из-за незнания и непонимания как себя вести.

Поэтому родителям важно за этим ошибочным поведением увидеть возможность научить дитя поступать по правилам. Всегда начинайте с поощрения, верьте в детей, пытаясь их аргументировано убедить, как нужно себя вести. А наказание используйте для того, чтобы ребенок приобрел новый опыт и знания.

Посмотрите видео, где педагог и психолог Татьяна Шишова рассказывает, как правильно нужно наказывать детей.

Читайте также: