Наиболее простой способ восприятия музыки в доу

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Статья: развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтиче­ский процесс, наполненный глубокими внутренними переживания­ми. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных зву­ков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музы­кальных образов и яркие ответные реакции на них. Му­зыкальное развитие - это результат, к которому необходимо стре­миться в процессе воспитания и обучения. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности .

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности , когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства . Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа : сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е . В. Назайкинский предлагает различать два термина : восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие .

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно , соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку .

Таким образом восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека , от целенаправленного воспитания .

Формы восприятия музыки:

1. В процессе всей музыкальной работы на музыкального занятии (пение, игра на ДМИ, музыкально – ритмические движения, в музыкально-дидактических играх)

2. В части музыкального занятия – слушание музыки;

3. Как самостоятельное занятии по слушанию музыки в старшей и подготовительной группе;

4. Встреча слушание музыки на праздниках и досуговых мероприятиях.

Музыкальный материал, предназначенный для слушания, должны быть разнообразным, жанровым, иметь тематическую направленность с учетом возрастных возможностей до­школьников

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием , то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется , произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал , как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников , тренировать его.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения , игру на музыкальных инструментах .

Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений . Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства .

Таким образом, репертуар, предназначенный для слушания му­зыки в детском саду, составлен из произведений классиков, совре­менных композиторов и народного творчества, различных по тема­тике и жанрам. В нем учтены особенности детского восприятия всех возрастных групп. Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства

время обучения: 1 сессия: 30.03-3.04. 2015 г.

2 сессия 13.04-17.04.2015г.

Выполнила Сайдашева Наиля Азатовна

Музыкальный руководитель МБДОУ дет.

Сад №189 Куйбышевский район г. о. Самара

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленное на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно художественно-эстетического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

ФГОС ДО направлен на социализацию и индивидуализацию в развитие детей дошкольного возраста, а также на привлечение семьи, создание условий для активного участия родителей в образовании и воспитании детей.

В Стандарте также отмечается, что для современного дошкольного образования весьма важным является умение современного педагога строить развивающее вариативное образование так, чтобы оно было ориентировано на зону ближайшего развития каждого воспитанника, учитывало его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности. Музыка помогает глубже познать окружающую действительность, пробуждает в личности благородные, возвышенные мысли и чувства. Развитие основ восприятия музыки поможет глубже познать окружающую действительность, пробудить в личности благородные, возвышенные мысли и чувства. Система работы педагога позволяет обеспечивать комплексность и преемственность занятий. Несмотря на то, что этот подход появился на рубеже веков, его основные положения нашли достаточно полное отражение в ФГОС ДО. В этом документе особое внимание обращается не только на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, но и на личность педагога, занимающегося развитием личности ребенка.

Но в процессе работы наблюдаются следующие недостатки в результатах:

1. У детей недостаточно развиты навыки слушания музыки.

2. У детей не сформированы эталоны музыкального вкуса.

3. Дети мало знают о биографиях композиторов и музыкальных произведениях.

4. Дети мало знают об инструментальных пьесах, о средствах музыкальной выразительности

5. Дети имеют слабое представление о нотной грамоте.

Недостатки в процессе:

1. Структура музыкальных занятий не позволяет в полной мере освоить материал о творчестве композиторов—классиков,

2. Мало внимания уделяется ознакомлению детей с произведениями симфонической и инструментальной музыки

3 Родители не помогают воспитывать у детей музыкальный вкус.

4 Необходимо пересмотреть систему образования (недостатки в планировании и реализации образовательного процесса)

Недостатки в условиях : 1Недостаточно материала и дидактических пособий.

2 Мало используются образовательные технологии.

На основе вышесказанного, можно сформулировать противоречие.

Воспитатели и муз. руководители используют устаревшие, не интересные современным детям педагогические средства, в ДОУ отсутствует система организации педагогического процесса.

2 Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Необходимо пересмотреть и внести некоторые изменения в систему работы музыкального руководителя и воспитателя по развитию восприятия детьми музыкального искусства путем повышения уровня квалификации педагога, использования ИТК технологий в НОД, досугах и развлечениях.

3 Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Новые образовательные результаты:

Целевой ориентир по ФГОС ДО Конкретизация в соответствии с возрастом и темой Пример проявления качества в действии и речи ребенка

Дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. У детей развиваются предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания муз. искусства;

Дети знакомятся с элементарными муз. понятиями, жанрами, формируется песенный, музыкальный вкус.

У детей развиваются музыкальные способности : музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память; различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).

различает звучание музыкальных инструментов ( клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, балалайка).

узнает мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музы-кальная фраза).

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными фор-мами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. У детей появляется интерес к музыкально-художественной деятельности, совершенствуются умения в этом виде деятельности.

У детей формируется способность активизации фантазии ребенка, стремление к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поиску форм для воплощения своего замысла.

Способен придумать свой сюжет к музыкальному произведению.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Дети приучаются использовать речь для выражения своих мыслей, чувств; для описания характера музыкального произведения, средствах музыкальной выразительности. Ребенок высказывается о музыкальном произведении, о его настроении, характере, средствах музыкальной выразительности, жанре…

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Развивается детское музыкально-художественное творчество, реализовывается самостоятельная творческая деятельность детей; Ребенок отображает свое отношение к музыке в рисунке, в музыкально-ритмических движениях

4 Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Система для решения проблемы в содержании деятельности ДОУ дополняется системой педагога. Субъекты системы: дети, воспитатели, муз. руководитель, психолог, инструктор по физо, родители. Выявление недостатков в основном процессе указывает на необходимость внесения изменений в основной образовательный процесс через организацию деятельности детей. Таким образом, необходима усовершенствованная система развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя следующие направления:

1. Работа с детьми по восприятию произведений музыкального искусства

2. Работа с педагогами по развитию восприятия детьми произведений музыкального искусства.

3. Работа с родителями по развитию восприятия детьми произведений музыкального искусства.

4. Создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию музыкального восприятия.

Развитие восприятия музыки происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того, чтобы разучить песню, её необходимо сначала прослушать; исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность её звучания; двигаясь под музыку, мы следим за её ритмическим, динамическим, темповым изменением, развитием и передаём в движении своё отношение к произведению.

- двигательно-танцевальная импровизация (помогает выразить свои переживания от музыки через танец – общий эмоциональный настрой музыки, ритмический рисунок, динамику, темп и т. д. ,

- музыкальные игры (коллективные игры-фантазии под музыкальное сопровождение с участием педагога, музыкальные игры-сказки по методике О. П. Радыновой, музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-сенсорных способностей детей)

В работе по восприятию детьми дошкольного возраста музыкальных произведений можно использовать игры:

В изучении музыкальных способностей особое внимание необходимо уделять поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые должен составить муз. руководитель и воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий. К способу обследования музыкальных явлений Н. А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков,сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами. До начала диагностики музыкальный руководитель должен знать ситуацию развития ребенка, условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. Действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму.

- Выявление главного настроения;

- Определение средств музыкальной выразительности;

- Рассмотрение особенностей развития художественного образа;

- Выявление главной идеи произведения;

- Понимание позиции автора;

- Нахождение в произведении собственного личностного смысла.

Параметры диагностирования (по восприятию)

а) эмоционально воспринимает музыку (высказывается о муз. произведении)

б) различает жанры муз. произведений (песня, марш, танец – полька, вальс, плясовая).

в) различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, баян, скрипка, балалайка, труба.)

г) различает звуки по высоте в пределах квинты

д) узнает мелодии по отдельным фрагментам произведения.

е) способен придумать сюжет к муз. произведению.

ж) отображает свое отношение к музыке в рисунке

з) проявляет стремление передать характер муз. произведения в движении

Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные,организационные).

- участие в методических объединениях

- повышение квалификации в СИПКРО, ЦРО;

- разработка серий консультаций и цикла бесед для родителей и воспитателей;

- создание картотеки музыкальных произведений, мультфильмов;

- приобретение мультимедийной и интерактивной техники в ДОУ;

- ноты, диски с музыкальными произведениями различных жанров, дидактические музыкальных инструментов, музыкального

игры для развития восприятия музыки

- приобретение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

- приобретение демонстрационного и наглядного материала.

Закон РФ об образовании.

Декларация о правах ребенка

Региональные нормативно-правовые документы

Конвенция ООН о правах ребенка

Письменное разрешение родителей на посещение театров, экскурсий. Информационные условия:

• организация совместных поездок с родителями и детьми в театр оперы и балета, филармонию.

• приглашение коллег и воспитанников в ДОУ из музыкальных школ.

•Организация совместных концертов с другими ДОУ и музыкальными организациями.

В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

1) создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

2) организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

4 взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам

образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную

деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов

совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки

образовательных инициатив семьи.

Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,

вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым.

Музыкально-дидактическая игра-средство ознакомления детей с жанрами музыкального искусства Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой.

Формы и методы ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с натюрмортом как видом изобразительного искусства Искусство несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром – другими людьми, природой, вещам, - а потому является для всех.

Интеграция различных видов искусства и творческого самовыражения неслышащих детей дошкольного возраста Интеграция - (от латинского - восстановление, восполнение, объединение частей в целое) причем не механическое соединение, а взаимопроникновение,.

Развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства В наше время основной целью образования является подготовка всесторонне гармонично развитой личности ребенка. Творчество – это тот путь,.

Восприятие детьми 4–5 лет художественной литературы в условиях ФГОС ДО 1. Вашему вниманию предоставляется «Творческая презентация по самообразованию НА ТЕМУ: «Восприятие детьми 4 – 5 лет художественной литературы.

Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное.


Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу.

Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть.

Любой разговор о музыке имеет смысл только тогда, когда наряду с ним звучит музыка. Музыка участвует в беседе, рассказывает о мире, о природе, человеке с помощью языка звуков и интонаций. Познание ребёнком этого своеобразного языка начинается с того момента, когда появляется первый интерес к музыкальному звуку, музицированию, когда возникает желание рассуждать о средствах музыкальной выразительности.

Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений. Учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её. В процессе слушания развивается музыкальное восприятие - мышление.

Элементарные представления о языке музыкального искусства формируются прежде всего в разнообразных видах детской музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве) на занятиях. Кроме этого, на музыкальных праздниках и вечерах создаётся особая атмосфера удивительного единения детей и взрослых, доверия друг другу, доброжелательности, которая способствует успешному вхождению ребёнка в мир музыки.

В искусстве, особенно в музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать её, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки.

Музыка вызывает у слушателя различные чувства: радость, удивление, восторг, праздничную приподнятость или лёгкую печаль. Музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание ребёнка, она способствует его активному сопереживанию.

В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени музыкальный образ. Им нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять.

специальный подбор музыкального репертуара;

использование соответствующих возрасту методов работы с ним;

использование других видов музыкальной деятельности (музыкально-ритмических движений, игры в оркестре, пения);

Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при восприятии музыки, ещё очень ограничены. Основная цель этого вида деятельности – приобщить детей к музыке, воспитывать интерес и любовь к ней.

знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, распределяя их по жанрам и видам;

формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;

развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке;

воспитание оценочного отношения к музыке и её исполнению, что является проявлением музыкального вкуса;

формирование навыка слушания музыки;

Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.

Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки.

На каждом из этих этапов применяются определённые методические приёмы.

На первом этапе музыкальный руководитель должен пробудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в душе ребёнка. На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать её общий характер. Слово педагога, посвящённое музыке, должно быть кратким, образным. Очень важно продумать вступительное слово перед первым слушанием музыки, а также и все последующие пояснения.

По высказываниям детей, по мимике, по выражению лица ребёнка в процессе слушания мы можем судить об их активном музыкальном восприятии и заинтересованности.

На втором этапе перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Музыкальный руководитель обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Можно использовать игрушки и игровые приёмы обучения, показ иллюстраций, тематически связанных с содержанием произведения. Этот этап характерен углубленным восприятием музыки уже неоднократно слышанной, путём привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти.

На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребёнок начинает узнавать их, что говорит о сформировавшихся представлениях о музыке. В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. Появляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения потому, что хотят вновь испытать и пережить вызванные ими чувства.

Восприятие музыки в младшей и средней группах является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмические движения, так как прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить запас музыкальных впечатлений.

накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение;

развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, слушать произведение до конца, запомнить его;

формировать умение слушать музыку заинтересованно, внимательно, до конца, откликаясь на её характер и настроение;

развивать память, путём узнавания песни, инструментальной пьесы по сыгранной мелодии или пропетой без слов;

воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её, накапливать музыкальные впечатления;

Систематические упражнения в слушании музыки вырабатывают у детей устойчивость слухового внимания. Это помогает ребёнку эмоционально и сознательно воспринимать музыку. Музыка для восприятия детьми младшего и среднего возраста должна быть светлой и жизнерадостной. Тематика произведений – самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни.

В старших группах продолжается и углубляется работа по восприятию музыки. Оно выступает и как раздел занятия, и как методический приём работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность, устойчивость переживаний и чувств. Внимание детей уже более устойчиво, они подготовлены слушать сложные произведения. У детей достаточно развита речь, богатый словарный запас. Они могут высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами. Дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом.

приучать со вниманием слушать музыку, все эмоции выражать после слушания;

воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке;

прививать интерес к слушанию народной, классической и современной музыки в исполнении солистов, хора, оркестра;

приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам и частям;

развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, различать двух и трёхчастную форму, песенный, танцевальный и маршевый жанры;

В основе развития музыкального восприятия по-прежнему лежит выразительное исполнение произведений педагогом, умелое использование слова, игрушек, иллюстраций, картинок, предметов прикладного искусства.

Самые яркие, любимые музыкальные произведения могут быть включены в сценарии праздничных утренников. Праздники в детском саду – это незабываемые страницы в жизни ребёнка, богатый источник его впечатлений. Поэтому так важно, чтобы и в процессе подготовки к празднику, и на самом праздничном утреннике звучала высокохудожественная музыка, способная оставить заметный след в душе ребёнка.

Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду М.: Мозаика – Синтез 2011

Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду М.: 1989

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М.: просвещение, 1985

МетловН.А. Музыка – детям М.: Просвещение 1985

Основные термины (генерируются автоматически): восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, произведение, процесс слушания, детский сад, музыкальная выразительность, музыкальная деятельность.

Похожие статьи

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

музыка, ребенок, музыкальная деятельность, музыкальное.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Формирование экологического сознания через восприятие.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Основы развития музыкального восприятия детей старшего.

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность.

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных.

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование.

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Интеграция различных видов искусства посредством.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей. музыкальное сопровождение, музыка, ребенок.

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

музыка, ребенок, музыкальная деятельность, музыкальное.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Формирование экологического сознания через восприятие.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Основы развития музыкального восприятия детей старшего.

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность.

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных.

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование.

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Интеграция различных видов искусства посредством.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей. музыкальное сопровождение, музыка, ребенок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема восприятия музыки достаточно сложна из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на множество освещающих ее специальных исследований, во многом еще не решена. Существенный вклад в исследование вопросов музыкального восприятия внесли Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, Н. Л. Грозненская, Д. Б. Кабалевский, В. Д. Остроменский, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. Н. Шацкая, Б. Л. Яворский. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.

Исследования Б.М. Теплова показали, что качество музыкального восприятия связано с природными свойствами нервной организации и не исчерпывается только эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности человека, среди которых важное место занимают тонкость эмоциональных переживаний, творческое воображение, фантазия, художественное восприятие мира.

Восприятие музыки как сложный многоуровневый процесс представляет для дошкольников достаточную трудность наряду с восприятием произведений других видов искусства. Это связано как со сложностью музыкального художественного образа, так и с возрастными особенностями ребёнка-дошкольника. Поэтому в дошкольном детстве, в самом начале музыкального развития ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов.

Психологической и возрастной особенностью детей дошкольного возраста является то, что они чрезвычайно отзывчивы ко всему эмоциональному, яркому, образному. Они способны проявлять интерес к доступным произведениям искусства, восхищаться красотой в природе, быту, в явлениях окружающей действительности и общественной жизни.

Музыкальное восприятие в дошкольном возрасте и его особенности представляют большой интерес для музыкальной теории и эстетики. Изучение психологии музыкального восприятия детей данного возраста дает важнейший материал для выяснения специфики музыкального языка и природы музыки как искусства для исследования ее связей с речью, мышлением, эмоциями, с разнообразными видами и формами человеческой деятельности и общения.

Ряд ученых-исследователей (В.В. Медушевский, В.К. Белобородова, В.Д. Остроменский) отмечают следующие основные особенности музыкального восприятия, знание которых необходимо для развития его у детей: целостность, эмоциональность, осознанность, образность.

Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Ребенок откликается на музыку прежде всего двигательными реакциями, ис­пытывая состояния оживления, возбуждения или покоя. С приоб­ретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может определять характер произведения. Дети уже в раннем детстве различают общее настроение, характер музыки, воспринимают ее эмоциональное содержание.

Маленькие дети отзывчивы на музыку, ее настроение. Они с радостью слушают веселую пьесу, притихают, когда звучит спокойная, нежная песня. Дети легко различают двухчастную контрастную пьесу. При этом у них возникает желание подпевать, реагируя на музыку движением (помахивают руками, притопывают, пританцовывают).

Вместе с тем в работе с малышами необходимы наглядные приемы, привлекающие ребенка к музыке, в частности показ игрушки. Детям доставляет большое удовольствие слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания исполняемой песни, ее запоминанию.

У детей 45 лет уже заметна устойчивость в музыкальных переживаниях и чувствах, которые носят более дифферен­цированный характер. Они бурно, весело откликаются на бодрые плясовые мелодии, часто хотят узнать, о чем рассказывает музы­ка. Отмечаются отдельные проявления слуховой наблюдательно­сти.

В старшем дошкольном возрасте дети любят слушать классическую музыку разных эпох и направлений. Продолжают развиваться навыки слушания музыки (слушать до конца, в полной тишине). При последовательном развитии музыкального восприятия у ребят формируется устойчивый интерес к музыке, закладывается художественный вкус.

Музыкальное восприятие, являясь сложным, многоплановым психологическим процессом, во многом зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, прежде всего от типа его нервной системы, общих и музыкальных способностей. Дети, обладающие ярко выраженными общими и музыкальными способностями, проявляют умение с необычной интенсивностью длительное время концентрироваться на восприятии музыкальных произведений, проявляя устойчивость внимания и живость эмоционального отклика.

Таким образом, особенности восприятия музыки у детей дошкольного возраста часто перекликаются с особенностями восприятия окружающего мира и заключаются в повышенной эмоциональной отзывчивости; глубине художественных впечатлений, обусловленной новизной; яркости, красочности воспринимаемых и создаваемых образов; стремлении к практической активной развивающей деятельности. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать их эстетические вкусы и потребности.

На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Современными исследователями доказано, что формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно.

Список используемой литературы:

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация / Б.В. Асафьев. М.; Л.; 1947 г.

2. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. / Н.А.Ветлугина. М., 1978 г..

3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989 г..

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1968 г.;

5. Метлов Н.А. Музыка детям / Н.А. Метлов, М., 1985 г..

6. Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия. // Музыкальная психология. М., 1993 г..

Читайте также: