Нагибин в сурдокамере краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Микропересказ : Приговорённый к смерти за убийство террорист никогда никого не любил. Перед казнью он знакомится с женой своей жертвы, которая влюбляет его в себя, мстя за гибель мужа.

Осуждённый Корягин был приговорён к смертной казни через повешение. Тюремщики поражались его спокойствию и отказом от прошения о помиловании.

Корягин происходил из уездных мещан. Отца он не помнил, а к матери большой любви не испытывал, тем более, что последние годы она болела и была наполовину парализованной. Мать его кормила, поила, одевала, дала возможность закончить не только приходское училище, но и три класса уездного. Мать служила приходящей прислугой в богатом купеческом доме, и Корягин люто ненавидел всех богатых.

Однажды Корягин знакомится с террористом Сосновским и заражается революционной идеей. Сосновский считает, что Корягин — безлюбый, и у него теракт должен получиться.

Отношения с женщинами отвлекали Корягина от революционной цели, и он сосредо­точился на своей главной идее: заставить Сосновского дать ему мишень. Корягину было поручено ликвидировать великого князя Кирилла Романова.

Кирилл Романов был храбрый, но беспощадный к подчинённым генерал. Он был образцовым семьянином, но любил молоденьких офицеров.

Тщательно изучив распорядок дня великого князя, Корягин улучшил момент, когда жертва будет одна, и теракт был совершён.

Во время теракта Корягин был ранен в плечо. Ему надоела боль в руке, бессмысленное сидение в камере, он хотел только одного: чтоб всё это уже закончилось. И вдруг возле него появляется женщина, которой было не более сорока пяти лет. Она ловко перевязывала его рану, сидела и вязала возле его изголовья. Женщина оказалась вдовой великого князя. Она подала прошение о помиловании, рассчитывая, что государь ей не откажет. Великого князя ведь не вернуть, зачем отнимать ещё одну молодую жизнь?

Вдова заботливо ухаживает за раненным Корягиным, что вызывает у него раздражение. Он не понимает, как она могла искренне любить человека, который был жестоко­сердным тираном, гнал людей на верную смерть и изменял ей с мужчинами? Вдова отвечает, что Кирилл был бесстрашный человек, первый шёл в атаку, никогда не прятался за спинами других, не выгадывал для себя славы и почестей, занимался благотво­ри­тельностью, а с ней и детьми был добр, терпелив и заботлив. Корягин убил безукориз­ненного человека.

Корягина раздражает эта женщина, но она уже вошла к нему внутрь. Зачем ему помилование, до конца дней быть каторжанином? Уж лучше быть повешенным. Общаясь с вдовой, слушая её рассказы об убитом им муже, Корягин начинает думать, что может Кирилл был и не такое уж чудовище. Но он привык ненавидеть великого князя, и его раздражает зашоренная преданность вдовы. Он постоянно думает о ней, она снится ему.

Корягина ведут на казнь и он понимает, что больше не увидит вдову, что её попытки спасти его не удались. Его сердце сжимается от жалости к ней. Он не раскаивается, только хочет её увидеть ещё раз. До последнего мгновения он надеется, что увидит её, но когда понимает, что надежды нет, пытается вырваться и убежать. Он дерётся, царапается, его, окровав­ленного, волокут к виселице, такого сраму на плацу ещё не было.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

История о том, как честность и позитивный настрой помогли Юрию Гагарину стать первым космонавтом нашей планеты.

Из истории вы узнаете про: Космонавты СССР Юрий Алексеевич Гагарин Герман Степанович Титов Григорий Григорьевич Нелюбов Сурдокамера Сергей Павлович Королёв Космос Земля из космоса + 4

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Озвучка доступна в режиме обучения


Летом 1960 года было выбрано шесть человек для подготовки к первому в истории полёту человека в космос. Все они учились, тренировались и проходили сложные испытания. Космонавт должен быть готов к любым трудностям и опасностям.

Полезные ссылки


Но все знали, что в первый космический полет отправится только один человек. Все гадали, кто же это будет? Кого выберут? Тремя главными претендентами были Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов.

Полезные ссылки


Среди испытаний была сурдокамера – маленькая комната, куда не проникают никакие звуки, и откуда человек не может выйти сам. Это тест на одиночество. Первому космонавту предстояло быть совершенно одному в маленьком космическом корабле, далеко-далеко от Земли. Это очень тяжело для человека. Первый космонавт должен был быть к этому готов.

Полезные ссылки


Тем, кто входил в сурдокамеру, не говорили, сколько времени им там предстоит провести. Испытание занимало несколько дней.


За испытуемым в сурдокамере наблюдал главный конструктор Королёв. Он внимательно следил за испытаниями. Надо было выбрать подходящего человека. Как будет работать техника, можно рассчитать. А человек может испугаться и совершить ошибки.

Полезные ссылки



Гагарин лучше всех перенес сурдокамеру.




Полезные ссылки


Так честность, позитивный настрой и вера в светлое будущее помогли Гагарину стать первым человеком, полетевшим в космос!

Полезные ссылки


Герман Титов очень хотел полететь в космос, но выбрали Гагарина.


Но Титов не сдался, он продолжил усердно тренироваться.


Герман Титов стал вторым космонавтом. Он всё-таки полетел в космос, хоть и после Гагарина.


Холмик посреди деревни

Жилища богатырей

Старая ветла

Юрина война

Избу Гагариных занял здоровенный злой немец Альберт. Сказал – навсегда, и жену сюда привезет. Семья перешла в погреб. Однажды ребятишки посмеялись, что немцев погонят с русской земли, как Наполеона с французами. Альберт от злости подвесил малыша Борю на дерево. Мать и Юра едва успели его спасти.

Снова за учебу

В бескрайнем небе

Ворота в небо

Гагарин окончил Саратовский техникум, но пошел не в металлурги, а снова учиться. На этот раз в Оренбургское летное училище. Принять решение ему помог Мастер-литейщик. Сказал, что профессию нужно выбирать по сердцу.

В городском саду

В Оренбурге курсанту-сержанту Гагарину нравится студентка медтехникума Валя Горячева. Через друга Юру Дергунова он знакомится с ней. Гагарин, невысокий парень, на одном характере спасает свою баскетбольную команду удачным броском. Валя становится его женой и вдовой. Растит дочек. Его друг Дергунов тоже погиб.

Юра с детства любил звезды. Ведь они так красивы! И про невесту матери сказал: она как звездочка! А совершая полет вокруг Земли, успел заметить в иллюминаторе любимую звездочку. И сам, погибнув, стал звездой…

Урок анатомии

Перевод летчиков в полевой лагерь. Юрий навещает Валю, которой не дается анатомия. Он мгновенно запоминает урок – и пересказывает ей. Это не память, а цепкий ум. После чего бежит в лагерь – целых 35 км!

Юрий Гагарин уже лейтенант. Гости спорят на его свадьбе: кого пошлют в космос после полета собаки Лайки. Гагарин уверен: летчика-испытателя. Отец пьет за здоровье смельчака, еще не зная, что им станет его сын.

Гибель Дергунова

В сурдокамере

О чем думал герой

После полета в космос майора Гагарина всюду ждали. В том числе, в родных летных школах. Неуклюжий застенчивый курсант спрашивает героя: о чем он думал, когда шел рапортовать правительству? О высоком, великом? Оказывается, о развязавшемся шнурке. И курсант поверил в себя. Герой – это такой же человек, как и он.

В отпуске с Гагариным произошел случай. Он ловил рыбу с приятелем Ивановым. К Юрию рыба шла, к другу – нет. Гагарин поменялся с ним местами. Наконец, и тот вытащил форель. Да вот беда: маловата. Таких велено отпускать. А тот покривил совестью, сделал вид, что в самый раз. Нет, не быть такому парню космонавтом!

Друг детства

На похоронах Гагарина – друг детства. Он к 34 годам стал солидным человеком, инженером, руководителем. И всегда с сожалением смотрел на Юрия. Тот не сразу нашел призвание. Из литейщиков – в летчики. Потом опять учеба. Служба в Заполярье. И только потом – полет 12 апреля 1961 года и слава. Невдомек другу: зачем Гагарин сел испытывать тот самолет? Ведь у него и так все было! Не знает он, что это не конец, а бессмертие.

В те последние мгновения

День с Германом Титовым, или Еще раз об улыбке Гагарина

Сюжет

Отзыв

Рассказы о детстве, молодости, подвиге и смерти первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина. Из них можно узнать о его большой и дружной семье, первой школе, выживании в войну, отваге, честности и смышлености маленького Юры. О дружбе, связавшей его с конструктором Королевым, его жене Валентине и дочках. Полет Гагарина – шаг в освоении человечеством космоса, шаг за пределы земного мира. Рассказы учат любить Родину, свой народ, гордиться героями своей страны, мечтать, искать призвание, быть смелым, целеустремленным, уметь дружить и дарить людям радость.

В сурдокамере. В сурдокамере — закрытом наглухо помещении, из которого нельзя самому выйти, — будущий космонавт проходит испытание на одиночество. Когда он входит в сурдокамеру, за ним захлопывается тяжёлая стальная дверь. Он оказывается словно бы в кабине космического корабля: кресло, пульт управления, телевизионная камера, позволяющая следить за состоянием испытуемого, запас пищи, бортовой журнал. Испытуемый может обратиться к оператору, но он не услышит ответа. В космическом корабле дело обстоит лучше — там связь двусторонняя. На какое время тебя поместили в одиночку — неизвестно. Ты должен терпеть. Ты один, совсем один. Тут есть часы, но очень скоро ты утрачиваешь ощущение времени. Это длится долго. Будущий космонавт входит в сурдокамеру с атласно выбритыми щеками, выходит с молодой мягкой бородой. Всё же, как ни странно, ему кажется, что он пробыл меньше времени, нежели на самом деле. Главный конструктор Королёв придавал колоссальное значение тому, кто первым полетит в космос. Можно предусмотреть всё или почти всё, но нельзя предусмотреть, что будет с человеком, когда он впервые окажется в космосе, выйдя из-под власти земных сил. Как же одиноко будет этому смельчаку в космическом корабле — вокруг пустота, а Земля и всё, что он любил, далеко, далеко. Полное одиночество — удел первого космонавта, уже второй космонавт не будет столь одинок, ибо с ним будет первый. Первому космонавту надо было доказать раз и навсегда, всем, всем, всем, что пребывание в космосе посильно человеку.

Похожие презентации

Выбор между халтурой и искусством был не первой и не единственной амбивалентностью судьбы Нагибина. Самая ранняя связана с происхождением писателя. Об этом он тоже откровенно написал в дневнике: "Моё анкетное существование весьма резко отличается от подлинного".

Того мальчика, кто явился в мире 3 апреля 1920 года в Москве, должны были звать Юрием Кирилловичем Нагибиным. Его отцом был дворянин Кирилл Александрович Нагибин. Он был расстрелян на реке Красивая Меча в 1920 году за участие в белогвардейском восстании в Курской губернии (по словам сына, казнен "за сочувствие мужикам"). В это время жена погибшего Ксения Алексеевна ждала ребенка. Позже она вспоминала, что пыталась избавиться от плода, но не получилось.

Ксения Алексеевна вышла замуж за друга покойного мужа, адвоката Марка Яковлевича Левенталя, он усыновил Юрия и дал ему свое отчество. Изменение отчества помогло Юрию с отличием окончить школу и беспрепятственно поступить сначала в Первый московский медицинский институт, а затем перевестись на сценарный факультет ВГИКа. Он был уже взрослым человеком, когда узнал от матери правду о своем рождении. Юрий Нагибин с мамой. Фото: caoinform.moscow

Марка Левенталя арестовали и сослали в Кохму Ивановской области в 1927 году. Мать в третий раз вышла замуж, но и этого мужа, прозаика Якова Рыкачёва, в 1937 году тоже посадили. Правда, до этого он успел узнать о литературных опытах пасынка и поддержать их.

По трагическим "политическим" причинам Юрию Нагибину не довелось испытать отцовского воспитания. Главным авторитетом для него была мама. Зрелый писатель в том же дневнике, которому доверял, похоже, больше, чем кому бы то ни было из людей, отметил, что родной отец непрестанно напоминает ему о себе.

Среди тех, кто привечал ранние литературные труды Юрия Нагибина, были также Юрий Олеша и Валентин Катаев. Юрия Нагибина двадцатилетним приняли в Союз писателей.

В начале войны ВГИК эвакуировали в Алма-Ату, а студент Нагибин отправился на фронт. Последняя жена писателя, Алла Григорьевна, пережившая его на много лет и давшая в преддверии столетнего юбилея интервью , сказала, что Юрий Маркович сам попросился на фронт. Будто бы мать посоветовала: сказала, что тот, кто хочет стать писателем, должен пройти через войну. Так или иначе, но Нагибин осенью 1941 года попал на Волховский фронт в отдел политуправления (позже служил также в политотделе 60-й армии Воронежского фронта). Это была далеко не передовая: в боевые обязанности "политрука" Нагибина входили разбор вражеских документов, выпуск пропагандистских листовок, ведение радиопередач. Но и на этой относительно спокойной "работе" он получил две контузии и после второй был комиссован, работал специальным корреспондентом газеты "Труд". Нагибин пришел с войны инвалидом. По воспоминаниям жены, до конца своих дней плохо слышал, а также страдал нервным тиком, который проявлялся в минуты волнения – взмахом руки, точно крестящейся. И вспоминать о войне писатель не любил. Юрий Нагибин за работой. Фото: yandex.by

И все-таки мама оказалась права: война повлияла на писательское становление Юрия Марковича. По крайней мере, помогла ему заявить о себе как о писателе. В 1943 году вышел первый сборник рассказов Нагибина под названием "Человек с фронта". Фронтовые рассказы и очерки Юрия Нагибина выходили довольно густо в 1944-1945-м годах и носили такие же характерные названия: "Большое сердце", "Гвардейцы на Днепре", "Две силы", "Ценою жизни", "Дважды рождённый" и пр. А после войны, в 1954 году, вышел его же сборник "Рассказы о войне". Да и позже выходила различная военная проза, в том числе для детей в профильных издательствах.

Была ли военная проза для Нагибина в той категории, о которой он так непочтительно отзывался? Скорее, "халтурой" он окрестил для себя тексты, писавшиеся после Великой Отечественной о различных народно-хозяйственных заботах. Об их содержании тоже красноречиво свидетельствуют заголовки книг Нагибина, выходивших в 1950-е годы: "Зерно жизни", "Государственное дело", "Партийное поручение", "Всегда в строю". К этому периоду относятся и статьи в газетах, написанные в унисон с политикой партии. Обратившись опять к дневнику Юрия Марковича, находим колоритные эпизоды: "Один раз продержался на том, что писал месяц для газеты о Сталинском избирательном округе. (Это было в 1950 году). А там у меня какие-то цыгане табором приходят голосовать за Сталина с песнями-плясками, а их не пускают. Они кричат, что хотят отдать свои голоса за любимого вождя… Грузинский лётчик-инвалид, сбитый в бою, приползает на обрубках… Редактор спрашивает: "Скажите, что-нибудь из этого всё-таки было?". Я говорю: "Как вы считаете, могло быть?". Он: "Но мы же могли сесть!". Но не только не сели, а ещё и премиальные получили!"

Вместе с тем в послевоенном творчестве Юрия Марковича был и сценарий фильма "Председатель" 1964 года, который снял Алексей Салтыков, в котором блистали Михаил Ульянов и Нонна Мордюкова. Оба получили по выходе фильма в свет страшные критические разносы, а потом – почетные награды: Михаил Ульянов –Ленинскую премию за исполнение роли Егора Трубникова, Нонна Мордюкова – Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых "За создание женских образов в кино". Что касается сценариста, то он получил инфаркт. Михаил Ульянов в фильме "Председатель".

Фильм "Председатель" повествовал о том, как демобилизованный фронтовик Егор Трубников возвращается в родную деревню восстанавливать разорённый колхоз, застает полную разруху, и начинает наводить в хозяйстве порядок "фронтовыми" методами, жесткими и непопулярными в народе. Кстати, эта история имела реальный прототип – партизана Кирилла Орловского, ставшего после войны председателем колхоза в белорусском селе Мышковичи. Статья о нем вышла в журнале "Огонёк" и была перед глазами Нагибина, пока он писал сценарий, а Михаил Ульянов пользовался ею в работе над образом Трубникова.

Фильм нарушал сразу множество табу советского киноискусства. Он признавал правду об ужасающем положении, в котором оказалось после войны советское хозяйство. Кино, не по своей воле, оперировало "лубками" вроде "Кубанских казаков" – фильмом прекрасным, но чрезмерно, мягко говоря, оптимистичным. Сценарист "Председателя" не скрывал горькой реальности: деревня обезлюдела, мужики наперечет, председателем становится инвалид, бабы и дети живут впроголодь, а отношения между людьми далеко не идиллические, что отражено в картине в семейной истории Трубниковых. А еще в ленте были выпады в адрес партийного и советского начальства: оно выведено привыкшим к человеческому горю и нуждам, подменяющим решение проблем трескучими лозунгами. Трубников ведет борьбу не только с бесхозяйственностью на селе, но и с бестолковостью в кабинетах, то решительно, как на передовой, а то хитростью.

Юрий Нагибин восстановился от инфаркта. Но эта история добавила ему скепсиса в отношении к власти. То есть амбивалентности, которую он признавал и от которой страдал всю жизнь. Внешне благополучный "совпис", член редколлегии журналов "Знамя", "Наш современник", член правления Союза писателей РСФСР с 1975 года и Союза писателей СССР с 1981 года, он порой позволял себе неожиданные "выходки". Например, в 1966 году подписал письмо в защиту "диссидентов" А. Синявского и Ю. Даниэля. Написал актуальную повесть "Встань и иди" о сложных взаимоотношениях сына и отца, попавшего в маховик репрессий и таким образом "расставшегося" с семьей. По сюжету, отец из лагеря попадает в ссылку, потом опять в лагерь либо на другое поселение, и сын видит его эпизодически, и при всякой встрече отмечает, как тот слабеет и деградирует. Правда, эту повесть Нагибин не собирался публиковать, держал в секрете, но в перестройку она вышла в "Юности".

Политические взгляды Нагибина отразились и на его семейной жизни. Известно, что Юрий Маркович был женат шесть раз. Предпоследней его супругой была поэтесса Белла Ахмадулина. А последней – уже упомянутая Алла Григорьевна. Это с ее легкой руки была опубликована повесть "Встань и иди". И ни в одном браке у Нагибина не было детей. Алла Григорьевна сказала в одном из интервью, что они поженились после вторжения советских войск в Чехословакию, и писатель заявил: "В этой стране я не хочу иметь детей". Он не видел будущего для своего ребенка в СССР.

"Халтурой" Нагибин считал не только политические, конъюнктурные произведения, но и сочинения, написанные исключительно ради заработка, не затрагивающие души и сердца, а только эксплуатирующие профессиональные навыки. Таковыми были, например, киносценарии. За свою жизнь он "настрогал" порядка сорока сценариев, и не все они были халтурой в обидном смысле слова. Так, Юрию Марковичу принадлежат сценарии кинофильмов "Чайковский", "Красная палатка", "Детство Бемби", "Юность Бемби", оскароносного "Дерсу Узала". А молодое поколение советских зрителей высоко оценило вклад Юрия Нагибина в отечественное приключенческое кино: это он создал сценарии цикла фильмов про гардемаринов: "Гардемарины, вперёд!" "Виват, гардемарины!" и "Гардемарины III". Сценарии Юрий Маркович писал в соавторстве с режиссером Светланой Дружининой и автором романа "Трое из навигацкой школы" Ниной Соротокиной.

Давно уже идут разговоры о создании четвертой части киносаги, относящейся к временам Русско-турецкой войны, и в прошлом году его начали снимать. И как раз ушла из жизни Нина Соротокина . Сценарий четвертой части написала режиссер Светлана Дружинина. Нам представится возможность сравнить сценарную работу старой команды с "авторским" детищем. Кадр из фильма "Гардемарины".

Как отозвался однажды режиссер Андрей Кончаловский о Юрии Нагибине, тот был талантливейшим писателем, журналистом и сценаристом, но ему дорого пришлось заплатить за тёплое место под солнцем в советской системе. По мнению Кончаловского, единственной отдушиной для Нагибина был его "Дневник" – самое лучшее и пронзительное произведение. Но при всем уважении к "Дневнику", это не единственная писательская заслуга Юрия Марковича.

От подёнщины, от хвалебных газетных статей, журнальных очерков, пафосных киносценариев Юрий Нагибин отдыхал, сочиняя внешне простенькие рассказы о природе. Они не требовали политического подтекста. Есть мнение, что по этой же причине негласно предпочитали красоты родной природы как неиссякаемый источник вдохновения и Михаил Пришвин, и Константин Паустовский. А главный современный знаток советской литературы Дмитрий Быков нашел основание назвать Юрия Марковича "новый Тургенев". И это не только природные зарисовки и внимание к мелким деталям.

"…проза его… точная, пластичная, высокопарная, очень "дворянская". Наверное, он был единственный "дворянин" в русской прозе 70-80-х годов. И плюс, конечно, замечательная сентиментальность, любовь к матери, все эти прекрасные дворянские добродетели. …Мне нравится, что он жалеет детей, зверей. Мне нравится его чрезвычайно страстное, живое, горячее, влажное отношение к миру. Я думаю, что "Старая черепаха" - это вообще лучший детский рассказ, написанный в 20-м веке в России", - отозвался Быков о Нагибине.

"Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

— Так вот он, зимний дуб!

Он весь блестел мириадами крошечных зеркал, и на какой-то миг Анне Васильевне показалось, что ее тысячекратно повторенное изображение глядит на нее с каждой ветки. И дышалось возле дуба как-то особенно легко, словно и в глубоком своем зимнем сне источал он вешний аромат цветения.

Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий, великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью. Нисколько не ведая, что творится в душе учительницы, Савушкин возился у подножия дуба, запросто обращаясь со своим старым знакомцем.

— Анна Васильевна, поглядите.

Он с усилием отвалил глыбу снега, облепленную понизу землей с остатками гниющих трав. Там, в ямке, лежал шарик, обернутый сопревшими паутинно-тонкими листьями. Сквозь листья торчали острые наконечники игл, и Анна Васильевна догадалась, что это еж.

— Вон как укутался! — Савушкин заботливо прикрыл ежа неприхотливым его одеялом.

Затем он раскопал снег у другого корня. Открылся крошечный гротик с бахромой сосулек на своде. В нем сидела коричневая лягушка, будто сделанная из картона; ее жестко растянутая по костяку кожа казалась отлакированной. Савушкин потрогал лягушку, та не шевельнулась.

— Притворяется, — засмеялся Савушкин, — будто мертвая! А дай солнышку поиграть, заскачет ой-ой как!

Он продолжал водить ее по своему мирку. Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. Одни хоронились под корнями, другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потайную жизнь леса, когда услышала встревоженный возглас Савушкина:

— Ой, мы уже не застанем маму!

Анна Васильевна вздрогнула и поспешно поднесла к глазам часы-браслет — четверть четвертого. У нее было такое чувство, словно она попала в западню. И, мысленно попросив у дуба прощения за свою маленькую человеческую хитрость, она сказала:

— Что ж, Савушкин, это только значит, что короткий путь еще не самый верный. Придется тебе ходить по шоссе.

Савушкин ничего не ответил, только потупил голову.

"Боже мой! — вслед за тем с болью подумала Анна Васильевна. — Можно ли яснее признать свое бессилие?" Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.

И она-то считала себя умелой учительницей! Быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. Да и где он лежит, этот путь? Отыскать его не легко и не просто, как ключик от Кощеева ларца. Но в той не понятой ею радости, с какой выкликали ребята "трактор", "колодец", "скворечник", смутно проглянула для нее первая вешка.

— Ну, Савушкин, спасибо тебе за прогулку! Конечно, ты можешь ходить и этой дорожкой.

Читайте также: