Нацпроект наставничество в школе

Обновлено: 05.07.2024

Наставничество гарантирует успех?
Правильно сказать, что наставник оказывает помощь в его достижении. Он может помочь сформулировать трудности, указать на ошибки и сильные стороны и предложить варианты решения затруднений, потому что он рядом и видит, как человек работает. И в силу своего опыта поможет выбрать результативное направление профессионального и личностного роста. Важно понимать, что наставник – это навигатор на пути к успеху. А наставляемый, в первую очередь, должен сам понимать, что является конечной целью этого пути.

Наставник должен сам учиться?

Наставник не должен останавливаться в своем развитии и росте. И наставляемые должны это видеть, возможно, даже быть сопричастными к таким событиям в профессиональной деятельности наставника. Например, совместное участие в конференции, конкурсе и др. В институте развития образования организована работа Школы наставников. В программе работы Школы предусмотрены тренинги, дискуссии, практикумы, раскрывающие особенности использования технологий наставничества. Кстати, школа организована по просьбе педагогов-наставников. В 2019 году в школе занималось 38 наставников на постоянной основе. В 2020 году планируется реализация программы повышения квалификации наставников.

Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, позволяющая передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее традиционных способов. Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени.

ВложениеРазмер
evgrashinaprezentatsiya_k_vystupleniyu.ppt 2.08 МБ
statya.docx 574.04 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель . Эрих Фроим

А даптационный Проектировочный К онтрольно - оценочный Определение сформированности профессионально значимых качеств; разработка адаптационной программы профессионального становления учителя Формирование потребности у учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков Формирование способности и стремления к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием Этапы работы

Алгоритм взаимодействия посещение уроков наставника учителем - стажёром; совместное проектирование уроков, элективных курсов, консультаций; демонстрация урока, курса учителем - стажёром; анализ устранения замечаний. анализ результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР; выявление проблемных зон учащихся, профессиональных затруднений учителя; консультации наставника для учителя – стажёра;

Сопровождение педагога Организационное Коммуникативное Направления Информационное Методическое

эМОЭЭ РЕ Оценка результатов наставничества УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКА

Результативность Результативное участие педагогов и обучающихся в конкурсах и олимпиадах Аккумуляция и трансляция опыта в профессиональных сообществах, стажёрской площадке Закрепление на рабочем месте, удовлетворенность профессиональной деятельностью Объективная оценка достижений планируемых результатов: ГИА, ВПР, НИКО

Для начала выделим две главные цели заявленного нацпроекта:

1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA.


Следуя тенденциям, российские школы меняют модель работы. Пока что сохраняется, но постепенно уходит в прошлое, модель 1.0, в которой учитель транслирует информацию, а ученики запоминают ее и воспроизводят в точках контроля. Мы уже близко знакомы с моделью коллективного кейсового обучения 2.0. Образование стремится к модели 3.0, она предусматривает постановку персональных целей для каждого ученика и поиск наиболее удобного способа проверки его знаний.

Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования в силу следующих ключевых причин.

Первая причина. Наставничество позволит сформировать внутри образовательной организации сообщество учителей, обучающихся и родителей – как новую плодотворную среду для раскрытия потенциала каждого. Создание такого сообщества станет возможным благодаря построению новых взаимообогащающих отношений с помощью технологии наставничества.

Вторая причина. Для сообщества образовательной организации наставничество представляет собой канал обогащения опытом. Наставничество – необходимый шаг на пути к тому, чтобы школы, учреждения дополнительного образования, профессиональные образовательные организации превращались в центр социума. То есть становились центром жизни и притяжения местного сообщества, где самые разные люди могут найти свою роль – и тем самым внести вклад в развитие образовательной среды. Прежде всего, стоит обратить внимание на выпускников: именно они могут стать главными наставниками для обучающихся. Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

В образовательной организации, ставшей центром социума, можно видеть следующие результаты:

● растет вовлеченность обучающихся в жизнь своих образовательных организаций;

● растет интерес к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью. Вследствие этого снижается уровень стресса, апатии;

● растет подготовленность обучающихся к жизни, которая их ждет после окончания обучения;

● у обучающихся и педагогического коллектива развиваются навыки XXI века, обучающиеся преодолевают герметичность образовательного процесса и получают представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия;

● формируется традиция наставничества.

Для обучающихся, в становлении которых участвовали выпускники и другие представители местного сообщества, культура наставничества оказывается новой нормой. Перейдя на следующую образовательную или профессиональную ступень, они сами реализуют себя в роли выпускников наставников и несут ценности наставничества новым поколениям обучающихся.

Третья причина состоит в том, что технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), а это критически важно в современном мире.

Высокая скорость обусловлена тремя факторами:

1) непосредственная передача живого опыта от человека к человеку,

2) доверительные отношения,

3) взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества.

Чтобы эффективно организовать систему наставничества, школе важно разобраться, какие конкретные цели она преследует. Например, одним образовательным организациям нужно выстроить отношения с проблемными учениками, другим — поднять общую успеваемость. В зависимости от целей выбирается форма наставничества: индивидуальная или групповая.

В связи с этим небезынтересно посмотреть на наставничество в исторической ретроспективе: какую роль оно играло в жизни людей?

Принято считать, что первым известным наставником был Ментор — воспитатель сына Одиссея. Это имя стало нарицательным и используется сегодня для обозначения формы профессионального наставничества. В то время говорили, что наставник — это скульптор душ, потому что именно наставники, а не родители, заботились об образовании ребенка.


В XII веке в Англии, в университете Оксфорда появились тьюторы. Так называли преподавателей, которые занимались с каждым студентом персонально. Для этого выделялись специальные учебные часы. Тьютор ставил задачи и обсуждал со студентом различные пути их решения.

В России в середине XIX века в гимназиях была введена должность классного наставника, которому предписывалось изучать характеры учащихся и заботиться об их благополучии. Согласно Уставу гимназий и прогимназий 1871 года классный наставник был ближайшим помощником директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников. Классные наставники из числа преподавателей, работавших с классом, выполняли данные функции за отдельную плату. Директор и инспектор гимназии также были наставниками, но на общественных началах.

В истории есть много примеров выдающегося наставничества.


Отец Александра Македонского Филипп призвал в учителя своему сыну Аристотеля, и любопытным образом расплатился за обучение — восстановил Стагиру, родной город Аристотеля. Аристотель и Александр занимались в роще около городка Миезы, где до сих пор показывают каменные скамьи, на которых сидел Аристотель со своим учеником.

Есть случаи, когда наставники выдающихся политических деятелей, косвенно влияли на важные исторические события. Считается, что решение об отмене крепостного права, принятое царем-реформатором Александром 2, — во многом заслуга Жуковского, который начал заниматься с маленьким Александром, когда тому было всего 9 лет, и поставил цель вырастить его просвещенным и всесторонне образованным.




Без наставников в решении этих задач не обойтись.

Большой потенциал у наставничества также в связи с цифровизацией образовательного процесса, персонализацией обучения и индивидуализацией образовательных траекторий.

Читайте также: