Национальные школы барокко таблица

Обновлено: 02.07.2024

Барокко как термин, появившийся у критиков во второй половине XVIII века, носил вначале негативный оттенок и означал нечто странное и нелепое, неестественное и деформированное. В общем, некую безвкусицу, не соответствующую чётким и ясным классическим канонам. Так его использовали вплоть до конца XIX столетия, когда вливание в искусство мощной линии символизма, заставило искусствоведов пересмотреть отношение к барочной эстетике.

Характерные особенности барокко

Какие же у всего этого были последствия, отразившиеся на художественном языке живописцев?

Ренессансная ясность форм, базировавшаяся на представлении о гармоничном и антропоцентричном мире, стала неактуальной. А побочным последствием — уход от простоты: естественность не только вышла из моды, но и стала ассоциироваться с невежеством, дикостью и примитивностью. Отсюда и вычурность, броскость форм.

Торжество католицизма в эпоху Контрреформации, а затем установление абсолютизма в Европе способствовали усилению пышности, роскошности, торжественности в искусстве.

Кстати, барокко — явление, характерное преимущественно для католических стран. Оно чуждо суровому протестантизму. Отсюда и своеобразие голландского барокко, более строгого и стремящегося к реализму. Различия в живописи Фландрии и Голландии наглядно показывают результат разделения страны на католическую и протестантскую.

Образы становятся эмоциональными и драматичными, отражая контекст эпохи. В искусство вторгаются бурные страсти в действии, противопоставляемые ренессансному спокойствию и рациональности. Искусство приобретает силу стихии.

Палитра на картинах в эпоху барокко тоже претерпевает изменения: мастера выбирают интенсивные цветовые решения, активно работают с контрастами, сталкивают свет и тень.

Композиции становятся динамичными, напряжёнными, а порой асимметричными, неустойчивыми и даже хаотичными.

Огромное значение приобретают аллегории, символы, метафоры. Зрителю словно предлагается поучаствовать в разгадке тайн этого сложного, непонятного мира.

В реальность часто вплетается заблуждение, отражающее представление об иллюзорности мира, который видит человек. На картинах часто появляются зеркала: с одной стороны, они говорят о том, что мир — не то, что мы видим, а с другой — подталкивают к поиску тайных смыслов.

Аффектация, живописный пафос, драматизация наполняют сюжеты в стиле барокко. Художники часто обращаются к темам, которые полны сильных переживаний и трагических конфликтов.

Страстность и эмоциональность у многих живописцев находят выход в чувственности. Например, у Рубенса становится доминантой телесная жизнерадостность. В этом подходе отразилась жажда жизни, побеждающая трагическую сложность бытия.

С другой стороны, мощной волной проходит через искусство барокко сакральность, трансцендентность, порой выражающиеся в экзальтированности образов.

И ещё одна примета эпохи барокко: мастера-живописцы не боятся изображать уродливое и безобразное, если это необходимо для реалистичности, передачи эмоций и реализации идеи.

Резюмируя, можно констатировать, что барочная живопись усилила в искусстве эмоциональное начало. Для полотен эпохи характерны динамика, страстность, обращение к сильным чувствам. Картины наполнены жизнью в самых разных её проявлениях, будь то чувственная непокрытая телесность Рубенса или психологическая напряжённость Рембрандта.

История зарождения, расцвета и угасания барокко

Эпоха барокко последовала за эпохой Возрождения. Но история и искусство — не набор схем, поэтому неверно представлять, что в XVI веке ещё творили в ренессансном стиле, а в XVII внезапно начали писать картины и создавать другие художественные произведения в новой манере. Барочные мотивы звучат уже в творчестве мастеров Позднего Возрождения — Тициана (Tiziano), Тинторетто (Tintoretto).

Переходным этапом между барокко и Возрождением стал маньеризм. Художники-маньеристы искали новые формы выражения чувств, использовали различные изобразительные эффекты, стремились удивить зрителя изысканной и вычурной подачей. Но маньеризму не хватило концептуальной целостности и художественной зрелости, достигнутой мастерами барокко. Некоторые исследователи считают маньеризм переходным стилем, другие относят его к раннему барокко.

Уход барочной эстетики со сцены тоже не был одномоментным. В XVII столетии возник классицизм как антитеза барокко. Эти два стиля сосуществовали вместе на протяжении довольно длительного времени.

Угасая, барокко передало эстафету изящному рококо — своей, можно сказать, облегчённой версии, лишённой драматизма и провозгласившей доминанту чувственной беспечности.

Многоликость барокко

Стиль барокко был неоднороден. Глядя на полотна Рембрандта (Rembrandt Harmensz van Rijn) и, скажем, Филиппа де Шампань (Philippe de Champaigne), трудно сразу найти общие черты.

Некоторые направления барокко были очень своеобразны:

Самые известные художники барокко

Итальянская школа в XVII-XVIII веках теряет лидирующие позиции. Если не считать особняком стоящего Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio), итальянская живопись практически не дала в этот период всемирно известных имён. Тем не менее, стоит упомянуть целое созвездие мастеров, без которых европейское искусство однозначно было бы беднее:

В целом же художественное лидерство в эпоху барокко переходит с Апеннинского полуострова на Пиренейский, а также на европейский север — во Фландрию и Голландию.

Барокко. Эль Греко. «Изгнание торгующих из храма

В Испании XVII век — это период мощного расцвета живописи. В это время здесь творили:

Крупными величинами среди фламандцев являются также Антонис ван Дейк (Antoon van Dyck), Франц Снейдерс (Frans Snyders) и Якоб Йорданс (Jacob Jordaens).

В Голландии, как уже говорилось, барокко было более сдержанным по форме, но глубоким по содержанию конфликтов. Большую известность приобрело творчество Яна Вермеера (Jan Vermeer van Delft) и Франца Халса (Frans Hals).

А с наибольшей силой духовную мощь вечных тем воплотил в живописи Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), которого привлекали сюжеты, где человеческие переживания достигают своего пика.

Шедевры этих мастеров-живописцев украшают лучшие музеи мира. Но и произведения их коллег второго-третьего эшелона тоже ценятся высоко. Это выгодная инвестиция: вложение в бессмертные ценности. Картины старых мастеров на сайте VeryImportantLot всегда пользуются большой популярностью. В зависимости от известности автора, стоимость работ на аукционах составляет от нескольких тысяч евро. Посмотрите многочисленные фотографии антиквариата эпохи барокко в поисковике портала, ознакомьтесь с аукционными ценами на картины, мебель, предметы интерьера.

Искусство национальных школ барокко

1

Барокко (ит. barocco, букв. — странный, причудливый ).

17 в. для Европы — время становления культуры, доминантой которой является наука. Особенность нововременной науки — ее экспериментальный характер. Именно поэтому следствием начавшейся научной революции стал непрекращающийся технический прогресс. Существующая со времен античности картина мира претерпевает кардинальные изменения. Теперь мир постигается через систему законов, выраженных на языке математики. Образ мира, который передавался символическим строем искусства, утратил свое мировоззренческое значение.
Искусство связано с происходящими в культуре Нового времени изменениями. Становится возможным сосуществование нескольких стилевых систем. Искусство окончательно утрачивает религиозный характер, становясь светским по своему духу. Появляются такие новые жанры, как натюрморт и анималистический жанр (изображения животных).
В архитектуре — это время новых градостроительных идей, расцвета садово-паркового искусства, создания грандиозных дворцовых ансамблей.

Происходит обновление творческого метода художника. Более напряженной и динамичной становится композиция, цветовая нюансировка, развитие тонального колорита, изобретательное использование светотени.
Развитие искусства протекает в рамках национальных школ.
Великими художественными державами становятся в XVII в. Испания, Франция, Голландия и Фландрия. В Италии и Франции на первые роли выходит архитектура, монументальная скульптура, монументально-декоративная живопись. В буржуазной Голландии ведущую роль играет станковая живопись.

Л. Бернини. Автопортрет

Л. Бернини. Автопортрет

Ведущим стилем эпохи выступает барокко. Центром формирования новой системы явился Рим.
Идея барокко двойственна по своему содержанию. Соотношение религиозной, сословной, эстетической идей и непосредственной стихии жизни создает конфликт полноправного земного существования и одухотворенной вечной жизни: грубой телесности и чистой духовности; хаоса и порядка; безобразия и красоты; низменного, животного существования и возвышенного служения.

Для барокко характерно преобладание изображений чудес и мучений, гиперболичность, аффектированность и патетика, эмоциональная напряженность, контрасты и асимметрия, тяготение к грандиозности, перегруженности декоративными элементами, криволинейность очертаний, пышность и декоративность фасадов и зданий в архитектуре.
В барокко обе стороны противоречия абсолютны, крайности сходятся, контрасты борются: страдание предстает как доведенное до предела удовольствие, острота жизненных переживаний на грани и краю смерти.
Отклонение от нормы, от правил, склонность к гротеску — черты барочного мировосприятия. Жизнь человека непредсказуема и вызывает изумление, удивление, потрясение. Цель искусства — в передаче этих чувств. Барокко стремится подражать природе в ее стихийной мощи.

Киворий —алтарная сень, поддерживаемая колоннами.
Картуш (фр.) — орнамент в виде завитка или свитка.

Л. Бернини. Портрет кардинала Боргезе. 1632 г.

Л. Бернини. Портрет кардинала Боргезе. 1632 г.

Двойственность мировидения барокко проявилась в таких чертах, как мистика, фантастичность, иррациональность, экспрессия, с одной стороны, рассудочность и трезвость — с другой.
Живописи барокко присущи светотеневые контрасты, нарушение принципов прямой перспективы, динамизм композиции, который подчеркивается развертываением действия по диагонали к плоскости изображения.
В изобразительном искусстве преобладают декоративные композиции религиозного, мифологического характера, парадные портреты. Идеализация образов сочетается с оптическими эффектами.
Искусство барокко интенсивно развивается в оставшихся католическими странах — Италии, Испании и Португалии, Фландрии, позже в Германии, Австрии, Англии, Скандинавии и Восточной Европе.

1

Караваджо. Вакх. 1593-1594 гг. Караваджо. Гадалка. 1594 г.

В нишах подкупольных устоев Бернини поместил колоссальные мраморные статуи, в центральной апсиде храма разместил кафедру св. Петра. В 1656-1667 гг. архитектор создает площадь перед собором св. Петра: от краев фасада галареи и коридоры образуют соборную паперть в форме трапеции, от концов галереи 284 колонны оформляют овал площади. В 1663-1668 гг. Бернини создает королевскую лестницу собора св. Петра, применяя иллюзию сужения лестницы и арочных пролетов.
Еще одним крупным мастером римского барокко был Франческо Кастелли, по прозвищу Борромини (1559-1667), чьи работы исполнены драматизма, динамизма. Одним из характерных произведений Борромини стала церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане в Риме. В основе объемов в церкви овал, перекрытый куполом, пространство усложнено расположенными крест-накрест эллиптическими нишами и проемами в соседние помещения. Волнообразная лепка поверхностей интерьеров и наружных объемов введена Борромини в язык барочных средств выразительности. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца поставлена Борромини в глубине вытянутого двора университета, план церкви строится на двух пересекающихся равносторонних треугольниках, образующих шестиконечную звезду, ее фасад вогнут. Над стеной расположен многолопастный барабан, окруженный шестью группами спаренных колонок, над которым уходящая вверх спираль с венчающей короной.

Караваджо. Обращение Павла. 1601 г.

Караваджо. Обращение Павла. 1601 г.

Кавараджо Положение во гроб

Тенеброзо (ит.) — живопись с отчетливым контрастом светлого и темного и сильными бликами.
Караваджизм —художественное направление в западноевропейской живописи XVII в., воспринявшее в искусстве Караваджо прежде всего интерес к передаче бытовых сюжетов, простонародность, живописные приемы освещения, создающие напряженность и драматизм переходов от света к тени.

Караваджо. Смерть Марии. 1605-1606 гг.

Караваджо. Смерть Марии. 1605-1606 гг.

Эскориал. Южный фасад. После 1563 г.

Эскориал. Южный фасад. После 1563 г.

Эль Греко. Христос на кресте с двумя молящимися донаторами. Ок. 1580 г.

Эль Греко. Христос на кресте с двумя молящимися донаторами. Ок. 1580 г.

Папа Иннокентий X. Фрагмент. 1650 г.

Папа Иннокентий X. Фрагмент. 1650 г.

Эль Греко. Портрет неизвестного.

Эль Греко. Портрет неизвестного.

В состав Испанской державы в XVI в. входили Нидерланды, некоторые области Италии, север Африки, а также колонии в Новом Свете. В 1561 г. Филипп II основал новую столицу Мадрид, а в 1563 г. недалеко от новой столицы началось возведение Эскориала, соединявшего дворец, монастырь и усыпальницу королей.

Эль Греко. Моление о чаше. 1610-1614 гг. Эль Греко. Похороны графа Оргаса. 1586 г.

Эскориал был сооружен в 45 км от Мадрида у скалистых отрогов Сьеры-де-Гвадаррамы. Сооружение ансамбля было начато в 1563 г., велось под личным присмотром короля. Своим названием Эскориал обязан селению Эль-Эскориал близ опустевших железных рудников (escoria исп. — шлак). Эскориал расположен у подножия амфитеатра гранитных серо-стальных скал. Возглавил строительство комплекса Хуан дс Эррера (ок. 1530-1597). Эскориал представляет собой гигантский прямоугольник со сторонами 208 на 162 м с четырьмя башнями высотой 56 м по углам. Выразительность фасадов достигнута подчеркнутым лаконизмом гладкой плоскости стены с часто расположенными окнами. Доминантой ансамбля является собор, знак того, что Эскориал представляет собой ансамбль- монастырь.

А. Браувер. Курильщики X. Рибера. Мученичество св. Варфоломея. 1630 г.

Расцвет живописи в Испании предвосхищает творчество Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541- 1614), родившегося на Крите. В возрасте 14-15 лет он попал в Венецию и там обучался в мастерской Тициана. Колорит великого мастера оказал на него сильное влияние. Он также испытывает влияние Тинторетто и Веронезе. В 1570 г. художник прибыл в Рим, а в 1576 г. переселился в Испанию. В это время Филипп II намеревался украсить Эскориал, и Эль Греко рассчитывал получить заказы на росписи дворцовых покоев. Не пришедшись ко двору в Мадриде, Эль Греко обосновывается в Толедо. В написанных в Испании картинах Эль Греко проявляет свою индивидуальность: отказываясь от законов перспективы, он строит пространство произвольно, иррационально, смещает земные и небесные планы. Фигуры вытягиваются, части тела деформируются. Головы людей приобретают эллиптическую форму. Цвет на его картинах является средством передачи настроения, а не действительности: на холодную, зеленовато-синюю основу ложатся резкие пятна более теплых тонов, раздражающие своим контрастом. Вся поверхность охвачена опалово- сероватой лазурью. Особенно характерно решение человеческого тела. Совершенно лишив лица, руки и другие не прикрытые одеждой части тела всех оттенков красного, придающего фигурам жизненность, он употреблял оттенки исключительно желтого и серого цвета.

Бодегон (от исп. bodegon — съестная лавка, трактир, погребок) — традиционный жанр испанской живописи, характеризующийся изображением сцен в трактире, на улице, в лавке, с участием небольшого количества персонажей и с элементами бытовой сцены и натюрморта.

Д. Веласкес. Инфанта Маргарита. 1653 г.

Д. Веласкес. Инфанта Маргарита. 1653 г.

Сюжет мифа об Лрахне: Арахна прославилась своим ткацким искусством. Девушка посмела бросить вызов самой Афине, которая вступила в соревнование с Арахной. Не найдя в работе Арахны изъяна, оскорбленная вытканными темами любовных похождений своего отца Зевса Афина превратила девушку в паука.

Я. Йордане. Грехопадение. Ок. 1630 г. Антонис ван Дейк. Портрет Карла I Английского на охоте. Ок. 1635 г.

Фр. Сурбаран. Смерть св. Бонавентуры. Ок. 1629 г.

Фр. Сурбаран. Смерть св. Бонавентуры. Ок. 1629 г.

П. Рубенс. Вакханалия. Ок. 1615-1620 гг.

П. Рубенс. Вакханалия. Ок. 1615-1620 гг.

П. Рубенс. Портрет жены художника Елены Фоурмент. Фрагмент. 1631-1632 гг.

П. Рубенс. Портрет жены художника Елены Фоурмент. Фрагмент. 1631-1632 гг.

П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Ок. 1625 г. П. Рубенс.Прибытие королевы Марии Медичи в Марсель 3 ноября 1600 г. 1622-1625 гг. Рубенс. Персей и Андромеда. 1619-1620 гг.

Ф. Снейдерс. Рыбная лавка. 1620 г.

Ф. Снейдерс. Рыбная лавка. 1620 г.

Характерные особенности барокко

Эпоха барокко началась около 1600 года в Риме, и распространилась по Европе в XVII-XVIII веках. Искусство и архитектура стиля барокко характеризуется экстравагантностью, неповторимостью, орнаментальными украшениями, четкими деталями и преувеличенным движением. В скульптуре, живописи, архитектуре, литературе, танце и музыке преобладает изобилие и величие, направленное на переживание чувств и эмоций. Цель — вызвать у зрителей трепет и восхищение, привлечь внимание.

История зарождения расцвета и угасания барокко

Барокко следовало за Возрождением. Стиль зародился в эпоху Контрреформации, когда католическая церковь начала эмоционально призывать верующих через искусство и архитектуру. Различают эпоху раннего, высокого и позднего барокко.

При переходе и раннем периоде усилился декоративный элемент, много внимания уделялось внутреннему двору и дворцовому саду. Отмечается обилие балюстрад, фонтанов и скульптур.

Стиль позднего барокко часто называют рококо. Это облегченная версия стиля, лишенная драматизма, во главе с чувственной беспечностью.

Сад в стиле Барокко

Самые известные художники барокко

Рембрант (1606 – 1669). Изобразил множество библейских и мифологических сцен, использовал барочные техники контраста и движения. Кроме того рисовал самые различные предметы.

Караваджо (1571 – 1610). В картинах передавал реалистичное физическое и эмоциональное состояние человека. Использовал технику тенебризма.

Йоханнес Вермеер (1632 – 1675). Величайший художник XVII века, посвятивший жизнь работе. Написал множество картин. Использовал дорогие пигменты, такие как лазурит, дорогой синий пигмент.

Герард ван Хонтхорст (1592 – 1656). Использовал цвет и движение для создания визуальной драмы. Все его картины рассказывают историю. Успешно изображал искусственно освещенные сцены.

Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). Влиятельный художник, сторонник фламандского барокко. Обладал уникальной манерой письма, умело подчеркивал движение, цвет и чувственность. Создал более 1400 работ! Особенно удачными получались исторические сцены, гравюры, гобелены.

Диего Веласкес (1599 – 1660). Художник-индивидуалист эпохи барокко. Писал в тенебристском стиле, но позже развил свободную и смелую манеру рисования. Умел создавать иллюзию формы при просмотре полотна с определенного расстояния. Автор множества портретов испанской королевской семьи, известных деятелей.

Рембрант Йоханнес Вермеер Герард ван Хонтхорст Питер Пауль Рубенс Диего Веласкес

Стиль барокко в архитектуре

Архитектурный стиль барокко отличается динамичностью и сложными формами. Общие черты:

  • Величие и контраст.
  • Богатая обработка поверхности.
  • Ярко окрашенные потолки.
  • Крупно — масштабные фрески.
  • Использование гипса и лепнины, мрамора или искусственной отделки.
  • Эффектные центральные выступы на внешнем фасаде.

Кроме того, стиль барокко в архитектуре характеризуется большими открытыми пространствами с высокими куполами над головой. Это позволяет свету проникать в комнату. Купол – типичный символ барокко в архитектуре, символизирует союз Неба и Земли.

Здания имеют типичное оформление входа. Гирлянды, завитки, ломанный или изогнутый фронтон, щедро украшенная часть прямо над входом.

Стиль барокко в архитектуре

Материалы в архитектуре барокко

Архитекторам нравилось комбинировать разные строительные материалы, в том числе красный кирпич, бело-синий камень, часто добавляли позолоту, смешивали различные краски. Техника строительства предполагала применение натурального камня, бронзы, поверхности штукатурились. В качестве декора применялся хрусталь.

Декоративная отделка

Для стиля барокко характерно обилие орнаментов снаружи и внутри здания. Это продиктовано желанием церкви передать чувство триумфа и жизнерадостности в религиозных зданиях, превратив их в рай на земле. Декором служили персонажи библейских сюжетов. В отделке присутствует театральный элемент. Одним из типичных элементов являются маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Они устанавливались над входной дверью, аркой, окнами.

Типичным приемом отделки является установка кариатид и атлантов. Предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады. Довольно часто на одном здании размещались языческие боги и католические святые. Так подчеркивалась нереальность происходящего. Декору придавали монументальность, применялась орнаментальная лепка, мистические символы, знаки.

Архитектурные приемы

Для архитектуры барокко характерны приемы раскреповки в середине фасада. Часть стены выдвигалась вперед либо задвигалась назад. Так достигалась гармония и выразительность в композиции сооружения.

Особенностью барокко является применение выпукло-вогнутых линий фасадов, балконов, башен, использование овалов и окружностей. Особенно это заметно при отделке оконных проемов. Популярны овальные, французские, арочные, в виде полусферы.

Итальянское барокко

Итальянское барокко полностью соответствует классическим нормам. Среди профессиональных архитекторов выделяются: Бернини, Борромини, Пьетро да Кортона, Гуарини. Они создавали изысканные, величественные и яркие сооружения, которые пользовались успехом в Италии. Особенности стиля передавали атмосферу величия и достоинства.

Барочная архитектура во Франции

Для французов итальянское изобилие граничило с неприличием, своенравием и безвкусицей. Французские представители барокко считались профессиональными людьми, преданными королю. Стиль в архитектуре Франции был более сдержанным, планы менее сложными, исключались капризы и излишества. Большое внимание уделялось деталям и пропорциям традиционных порядков. Примером французского барокко является королевский дворец Людовика XIV за пределами Парижа.

Внушительная и строгая архитектура барокко во Франции постепенно стала культурной моделью для прогрессивной Европы.

Барокко в архитектуре России

Эпоха началась только при Петре I, когда началось сближение с Западной Европой. Различают Московское, Нарышкинское, Петровское, Строгановское барокко. Полноценный переход сохранил национальный колорит, отличительные черты древнерусского зодчества.

Одна из особенностей — композиционная целостность, достигающаяся за счет смыкающихся внутренних и внешних частей здания. С размещением лепного декора, орнаментов, большого количества проемов, зеркал, живописных платформ. Главное предназначение — поразить монументальностью и вычурностью исполнения.

Современное барокко

В современном дизайне барокко также остается вычурным, эксцентричным. Основным признаком является использование золотистой лепнины на дверных проемах, рамках зеркал и картин, колоннах, нишах. Часто располагается на контрастном фоне (белом, зеленом, бордовом).

Архитектурные здания, сохранившиеся до наших дней

Наследие эпохи огромно. Ежегодно сотни тысяч людей хотят увидеть шедевры и сделать фотографии. Перечислим некоторые известные здания, сохранившиеся до наших дней.

Карлскирхе — Вена

Восхитительный собор Вены. Был построен после вспышки чумы в начале XVIII века.

Карлскирхе - Вена

Шенбрунн — Вена

Летняя резиденция династии Габсбургов. Построена в стиле позднего барокко.

Шенбрунн - Вена

Площадь святого Петра — Ватикан

Работа принадлежит Лоренцо Бернини. Им был создан фонтан и колонны с 140 статуями святых.

Площадь святого Петра - Ватикан

Собор в Сакатекас — Мексика

Один из прекрасных примеров мексиканской культуры. Включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор в Сакатекас - Мексика

Сан-Карло алле куарто фонтане — Рим

Спроектированный Франческо Борромини. Храм построен и освящен в середине XVII века.

Сан-Карло алле куарто фонтане — Рим

Государственный дом инвалидов — Париж

Предназначался для дома престарелых и госпиталя для ветеранов. Сегодня это музей французской армии и современной истории. В этом месте покоятся национальные герои страны.

Государственный дом инвалидов - Париж

Собор святого Иакова Сантьяго де Компостела — Галисия

Популярное место для паломничества, один из известных соборов Испании. Сооружение типично для эпохи. Построено архитектором Фернандо до Кагас Новоа.

Собор святого Иакова Сантьяго де Компостела - Галисия

Собор святого Павла — Лондон

Представитель английского барокко. Основан на территории церкви, но сильно поврежден после пожара в 1666 году. До недавнего времени был самым высоким зданием в Лондоне.

Собор святого Павла - Лондон

Версальский дворец — Версаль

Величайшее творение человека, прекрасный пример барочной архитектуры. Разработан Жюлем Мансаром. Сегодня Дворец Версаля один из известных музеев мира. Его сады остались такими же великолепными, как и при правлении Людовика XIV.

Версальский дворец - Версаль

Зимний дворец — Санкт-Петербург

В прошлом официальная резиденция семьи Романовых. Спроектирован Доменико Трезини, но подвергся изменениям и реставрации после пожара. Во время блокады города сильно пострадал, но был восстановлен до прежнего величия.

Зимний дворец - Санкт-Петербург

Барокко в живописи

Картины в стиле барокко имеют общую особенность. Они создают драматическое ощущение, используются глубокие цвета, контрастирующие с темным фоном. Характерные черты в живописи проявляются в использовании техники светотени, для создания контрастной драматической атмосферы. Именно описывание трагичного момента настоятельно навязывала католическая церковь. Кроме того искусство барокко характеризуется:

  • Описыванием истории.
  • Изображениями религиозных сцен.
  • Использованием глубоких цветов, контрастирующих с основными.
  • Светлые предметы изображаются на темном фоне.

Музыка барокко

Время творения великих композиторов: Баха, Вивальди, Генделя, Скарлатти. Они работали в различных жанрах. Появляется жанр оперы и концерта, как одних из главных барочных форм. Популярно сочетание токатты и фуги, инструментальные сюиты и сонаты пишутся как для сольного исполнения, так и для камерных оркестров. Меняется содержание и смысл музыкального творчества. Добавляются скорбные и трагические образы. Время становления национальных школ: итальянской, немецкой, испанской, французской.

Широкое распространение получает клавесин, скрипка, виолончель, флейта. Но основным инструментом стал орган.

Барокко в литературе

Характерно описание религиозных и светских мотивов, христианских и языческих образов. Поэты использовали сложные метафоры, пышный риторический стиль. В основу литературного произведения ложилась изысканная и причудливая форма изложения. Она давала ощущение дисгармонии мира с правлением бессмысленного и слепого рока.

Черты стиля барокко: в религиозной тематике - преобладание изображения чудес и мучений, гиперболичность, аффектированность и патетика. Эмоциональная напряженность, контрасты и ассиметрия, тяга к грандиозности, перегруженности декоративными элементами. Криволинейность очертаний в архитектуре, вычурность в поэзии, пышность и декоративность фасадов и зданий, причудливость метафор и напыщенность языковых форм, запутанность фабулы, аффектация в выражении чувств, злоупотребление метафорой в поэзии и прозе. Живописная иллюзорность, желание достигнуть оптического обмана. В живописи барокко предпочитает линии – живописное пятно, светотеневые контрасты, нарушает принцип деления пространства на планы, принципы линейно прямой перспективы.

В архитектуре тенденция к движению архитектурных форм, вычурности и выразительности и тенденция к уравновешивающим ордерным построениям.

В изобразительном искусстве преобладают декоративные композиции религиозного, мифологического характера, парадные портреты. Идеализация образов сочетается с оптическими эффектами.

Искусство барокко интенсивно развивается в оставшихся католическими странах – Италии, Испании и Португалии, Фландрии, позже в Германии, Австрии, Англии, Скандинавии и Восточной Европе.

Итальянское барокко.

Бернини выполнил торжественную сень над алтарем в соборе святого Петра. На изготовление этого двадцативосьмиметрового сооружения пошли бронзовы еукрашения Пантеона. Необычен обли сени – причудливые спиралевидные колонны несут сложное перекрытие. Самое знаменитое произведение Бернини – капелла святой Терезы в римской церкви Санта Мария дела Витториа. Монахиня, историческое лицо, в своих письмах описывала страстное эстетическое состояние, болезненные видения, поражающие ее во время молитвы. Мраморная группа помещена на подножии из серого мрамора, изображающих облака, на фоне ярко сверкающих металлических лучей. Бернини принадлежит серия парадных репрезентативных портретов, среди которых портрет английского короля, Людовика XIV.Как архитектор, Бернини длительное время работает над собором Святого Петра.

Пьетро да Кортона 1596 0 1669 гг. был прославленным декоратором. Ему принадлежат украшения дворца Питти во Флоренции, где он украсил анфиладу из семи комнат изображениями богов Олимпа, соответсвующих планете и добродетелям тосканского герцога.

Крупным мастером итальянского барокко был архитектор Франческо Борромини (1599-1667), Одно из характерных работ Борроминистала церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане в Риме. В основе объемов церкви был положен овал, перекрытый куполом. Пространство усложено расположенными крест-накрест элиптическими нишами и проемами соседних помещений. Пьетро да Кортона 1596-1669 был прославленным декоратором, он выполнил декорировку анфилады из семи комнат изображениями богов Олимпа.

Микеланджело Меризи, Караваджо (1573-1610 гг.) Главными тематическими областями для Караваджо казались Новый Завет с примыкающими к нему полотнами из жизни Марии и агиография. Преобладающий признак – драматическая напряженность, что сказалось уже в выборе сюжетов и их трактовке: сцены страстей и мученичества, образы отшельников-аскетов заметно выделяются среди прочих. Неотъемлемая черта его творчества – способность в каждой сюжетной ситуации выделить ядро действия, решительно отбросив все остальное.

Читайте также: