Начало изучению дигест в италии xi в положила школа глоссаторов

Обновлено: 05.07.2024

Находка в XI в. рукописей Дигест Юстиниана дала начало изучению римского права в университетах Северной Италии, а затем в других городах Западной Европы. В XI—XII вв. в Болонье сложилась школа глоссаторов, изучавших и преподававших римское право ("глосса" — замечание, пояснение).

В споре императоров и церкви легисты-глоссаторы выступали на стороне светской власти. Большинство легистов (юристов) утверждало, что народ передал императорам всю власть, которая неограниченна и наследственна. Ссылаясь на законы Римской империи, где воля императоров считалась высшим законом, легисты полагали главным источником права законы, установленные светской властью императоров, королей, городов.

Аналогичные идеи с XIV в. обосновывали постглоссаторы., комментаторы, применявшие правила схоластической логики к обработке материала, собранного глоссаторами. Некоторые юристы средних веков считали свободу естественным правом, а рабство — порождением насилия.

Наиболее видным постглоссатором был итальянский профессор Бартол де Саксоферрато (Bartolus de Saxoferrato; 1313 или 1314—1357), по имени которого постглоссаторы назывались "барто-листы". Они продолжили развитие юридической науки, начало которой было положено глоссаторами. Глоссаторы и постглоссаторы не только изучали и преподавали букву римского права, но и стремились обобщать и систематизировать правовые понятия, соединять или согласовывать основные положения римского права с понятиями современного им канонического, городского, обычного права. Однако применение к изучению права схоластических методов часто вело к бессодержательности и многословию комментаторов, отрыву их от практики исследования и реализации права.

Защита легистами независимости светской власти вызывала раздражение католической церкви, запретившей духовенству изучение римского права, а также преподавание его в Парижском университете, В противовес школам легистов в XII в. была создана школа канонистов, систематизировавших папские декреты и буллы, решения церковных соборов, высказывания отцов церкви, положения Библии. Естественное право они отождествляли с божественным законом, изложенным в священных книгах, а единственным источником человеческого права считали обычай. Канонисты одобряли старые решения синодов (IX в.), строго запрещавшие епископам и аббатам наделять свободой рабов или посвящать их в духовный сан. Канонисты грозили анафемой тем, кто поощрял рабов к бегству или помогал беглым рабам.

В некоторых средневековых источниках права излагались не только правовые нормы, но и теоретические положения, относящиеся к государству и праву.

Между 1221 и 1235 гг. немецкий дворянин и знаток права Эйке фон Репков (ок. 1180 — после 1233) составил "Саксонское зерцало" — сборник норм обычного права и судебной практики северовосточной Германии с комментариями составителя.

Одна из главных идей "Саксонского зерцала" — идея общественного мира, прекращения или хотя бы ограничения феодальных усобиц. По праву днями мира считаются все праздничные, а также "замиренные" дни (четыре дня в неделю); во все дни мир распространяется на священников, женщин, церкви и кладбища, деревни и города, плуги, мельницы, королевские дороги. Нарушители мира подлежат обязательному и строгому наказанию.

Одной из причин феодальных междоусобиц были притязания церкви на светскую власть и связанные с этим интриги. Эйке фон Репков стремился изложить нормы, которые, не умаляя авторитета папы и церкви, оградили бы императоров и королей от постоянных посягательств на их суверенные права, сохранив при этом взаимную поддержку властей. Этой цели служило особое толкование теории "двух мечей", изложенное в "Саксонском зерцале": "Два меча предоставил бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный, императору — светский. Папе предназначено ездить верхом в положенное время на белом коне, и император должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это значит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается".

Из изложенного видно, что в моральном плане папа ставится выше императора, но их "мечи" независимы один от другого, поскольку император получает меч не от папы, а от бога.

В "Саксонском зерцале" признается историческим фактом "Константинов дар", но толкуется так, что это "дарение" оказывается юридически недействительным. Там же указывается, что при вступлении на престол короли посвящаются епископами, а императоры — папой, но при этом подчеркивается, что имперские князья подчинены только королю. Эйке фон Репков писал, что отлучение князя от церкви вредит его душе, но не ущемляет суверенных прав (если не последует королевская опала). Наконец, при толковании правовых норм в "Саксонском зерцале" специально оговаривается, что "папа не может устанавливать никакого права, которое ухудшало бы наше земское или ленное право".

Для обоснования независимости светской власти от власти папы и церкви Эйке фон Репков описывает процесс происхождения государства. Он отмечает, что империя впервые возвысилась в Вавилоне, ее сменила Персидская империя, за которой следовали империя Александра Македонского, а затем — Римская империя: "С тех пор еще сохраняет Рим светский меч и ради св. Петра — духовный". Германские государства (Пруссия, Тюрингия и др.) основаны воинами Александра Македонского, завоевавшими эти земли и передавшими их крестьянам на праве зависимости последних.

Особенностью "Саксонского зерцала" является то, что, излагая и комментируя нормы о феодальных обязанностях крестьян, Эйке фон Репков выступает против рабства и крепостничества: "Бог создал человека по своему подобию и своими страстями освободил одного так же, как и другого. По правде говоря, — замечал Эйке фон Репков, — мой ум не может понять того, что кто-нибудь должен быть в собственности другого". Он оспаривает ссылки на то, что собственность на человека (рабство или крепостничество) началась с Каина — ведь все потомство Каина погибло, когда был всемирный потоп, никого из них не осталось. Неосновательна и ссылка на библейского Хама, потому что потомство сыновей Ноя поселилось в разных частях света и ни один из них не принадлежал другому. Эйке фон Репков писал, что по германскому праву вообще никто не может передать себя в собственность другому. Военнопленные, по божьим заветам, подлежат освобождению через семь месяцев или через семь лет. Наконец, Христос сказал: "Воздайте кесарю кесарево, а божье — богу". Из этих слов Эйке фон Репков делает вывод, "что человек должен быть божий и должен принадлежать богу и что если кто другой, кроме бога, его себе присвоит, то он поступит против бога. Воистину крепостная зависимость имеет своим источником принуждение, и плен, и несправедливое насилие, что с древних времен выводится из неправедного обычая и теперь хотят возвести в право".

Идеи Эйке фон Репкова выражали тенденцию к отмене "первого" крепостного права в Западной Европе XIII в. и способствовали ее осуществлению.

"Саксонское зерцало" получило признание и применение во многих немецких землях и городах. Ряд содержащихся в нем норм и разъяснений вызвал раздражение римского престола. В 1374 г. папа, римский Григорий XI осудил 14 статей "Саксонского зерцала" как "еретические". В последующие его списки эти статьи не включались.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЮРИСТЫ И СПИСОК ЦЕЛЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ УНИЧТОЖЕНИЮ

Юристы

Глава XXII. ЮРИСТЫ-ФИЛОСОФЫ

Глава XXII. ЮРИСТЫ-ФИЛОСОФЫ Павел Иванович Новгородцев (умер в 1924 г.) — профессор Московского университета, уехал из России после большевистской революции и был деканом русского юридического факультета в Праге. Его основные работы, имеющие философское значение,

Юристы

Свободные юристы: детище Советов

Свободные юристы: детище Советов Исследование борьбы с коммунистическим угнетением было бы неполным, если бы я не упомянул о Следственном комитете свободных юристов (СКСЮ), который был официально основан в Западном Берлине в 1950 году. СКСЮ был детищем генерал-майора

Средневековые сувениры

Средневековые дописки

Средневековые паттерны

Средневековые паттерны Но даже техногенные катастрофы (фактор нового дикаря у пульта управления сложной техникой) – еще не вся беда. Гораздо страшнее то, что воспроизводятся, по выражению Переслегина, раннесредневековые паттерны поведения. Мы опускаемся в варварство и

Средневековые затворники

Средневековые затворники Келья эта получила известность около трехсот лет назад, с тех пор как г-жа Роланд, владелица Роландовой башни, в знак скорби по отцу, погибшем в крестовых походах, приказала выдолбить ее в стене собственного дома и навеки заключила себя в эту

16. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЕРЕСИ

16. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЕРЕСИ Эксплуатация и насилие, произвол и неравенство, которые имели место в Средние века, вызывали протест угнетенных. При доминирующем положении религии в общественном сознании Средневековья такой классовый протест не мог не облечься в религиозную

§ 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы

§ 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. По мере укрепления своих, позиций она оттесняла как старую

Находка в XI в. рукописей Дигест Юстиниана дала начало изучению римского права в университетах Северной Италии, а затем в других городах Западной Европы. В XI—XII вв. в Болонье сложилась школа глоссаторов, изучавших и преподававших римское право ("глосса" — замечание, пояснение).

В споре императоров и церкви легисты-глоссаторы выступали на стороне светской власти. Большинство легистов (юристов) утверждало, что народ передал императорам всю власть, которая неограниченна и наследственна. Ссылаясь на законы Римской империи, где воля императоров считалась высшим законом, легисты полагали главным источником права законы, установленные светской властью императоров, королей, городов.

Аналогичные идеи с XIV в. обосновывали постглоссаторы., комментаторы, применявшие правила схоластической логики к обработке материала, собранного глоссаторами. Некоторые юристы средних веков считали свободу естественным правом, а рабство — порождением насилия.

Наиболее видным постглоссатором был итальянский профессор Бартол де Саксоферрато ( Bartolus de Saxoferrato ; 1313 или 1314—1357), по имени которого постглоссаторы назывались "барто-листы". Они продолжили развитие юридической науки, начало которой было положено глоссаторами. Глоссаторы и постглоссаторы не только изучали и преподавали букву римского права, но и стремились обобщать и систематизировать правовые понятия, соединять или согласовывать основные положения римского права с понятиями современного им канонического, городского, обычного права. Однако применение к изучению права схоластических методов часто вело к бессодержательности и многословию комментаторов, отрыву их от практики исследования и реализации права.

Защита легистами независимости светской власти вызывала раздражение католической церкви, запретившей духовенству изучение римского права, а также преподавание его в Парижском университете, В противовес школам легистов в XII в. была создана школа канонистов, систематизировавших папские декреты и буллы, решения церковных соборов, высказывания отцов церкви, положения Библии. Естественное право они отождествляли с божественным законом, изложенным в священных книгах, а единственным источником человеческого права считали обычай. Канонисты одобряли старые решения синодов (IX в.), строго запрещавшие епископам и аббатам наделять свободой рабов или посвящать их в духовный сан. Канонисты грозили анафемой тем, кто поощрял рабов к бегству или помогал беглым рабам.

В некоторых средневековых источниках права излагались не только правовые нормы, но и теоретические положения, относящиеся к государству и праву.

Между 1221 и 1235 гг. немецкий дворянин и знаток права Эйке фон Репков (ок. 1180 — после 1233) составил "Саксонское зерцало" — сборник норм обычного права и судебной практики северовосточной Германии с комментариями составителя.

Одна из главных идей "Саксонского зерцала" — идея общественного мира, прекращения или хотя бы ограничения феодальных усобиц. По праву днями мира считаются все праздничные, а также "замиренные" дни (четыре дня в неделю); во все дни мир распространяется на священников, женщин, церкви и кладбища, деревни и города, плуги, мельницы, королевские дороги. Нарушители мира подлежат обязательному и строгому наказанию.

Одной из причин феодальных междоусобиц были притязания церкви на светскую власть и связанные с этим интриги. Эйке фон Репков стремился изложить нормы, которые, не умаляя авторитета папы и церкви, оградили бы императоров и королей от постоянных посягательств на их суверенные права, сохранив при этом взаимную поддержку властей. Этой цели служило особое толкование теории "двух мечей", изложенное в "Саксонском зерцале": "Два меча предоставил бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный, императору — светский. Папе предназначено ездить верхом в положенное время на белом коне, и император должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это значит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается".

Из изложенного видно, что в моральном плане папа ставится выше императора, но их "мечи" независимы один от другого, поскольку император получает меч не от папы, а от бога.

В "Саксонском зерцале" признается историческим фактом "Константинов дар", но толкуется так, что это "дарение" оказывается юридически недействительным. Там же указывается, что при вступлении на престол короли посвящаются епископами, а императоры — папой, но при этом подчеркивается, что имперские князья подчинены только королю. Эйке фон Репков писал, что отлучение князя от церкви вредит его душе, но не ущемляет суверенных прав (если не последует королевская опала). Наконец, при толковании правовых норм в "Саксонском зерцале" специально оговаривается, что "папа не может устанавливать никакого права, которое ухудшало бы наше земское или ленное право".

Для обоснования независимости светской власти от власти папы и церкви Эйке фон Репков описывает процесс происхождения государства. Он отмечает, что империя впервые возвысилась в Вавилоне, ее сменила Персидская империя, за которой следовали империя Александра Македонского, а затем — Римская империя: "С тех пор еще сохраняет Рим светский меч и ради св. Петра — духовный". Германские государства (Пруссия, Тюрингия и др.) основаны воинами Александра Македонского, завоевавшими эти земли и передавшими их крестьянам на праве зависимости последних.

Особенностью "Саксонского зерцала" является то, что, излагая и комментируя нормы о феодальных обязанностях крестьян, Эйке фон Репков выступает против рабства и крепостничества: "Бог создал человека по своему подобию и своими страстями освободил одного так же, как и другого. По правде говоря, — замечал Эйке фон Репков, — мой ум не может понять того, что кто-нибудь должен быть в собственности другого". Он оспаривает ссылки на то, что собственность на человека (рабство или крепостничество) началась с Каина — ведь все потомство Каина погибло, когда был всемирный потоп, никого из них не осталось. Неосновательна и ссылка на библейского Хама, потому что потомство сыновей Ноя поселилось в разных частях света и ни один из них не принадлежал другому. Эйке фон Репков писал, что по германскому праву вообще никто не может передать себя в собственность другому. Военнопленные, по божьим заветам, подлежат освобождению через семь месяцев или через семь лет. Наконец, Христос сказал: "Воздайте кесарю кесарево, а божье — богу". Из этих слов Эйке фон Репков делает вывод, "что человек должен быть божий и должен принадлежать богу и что если кто другой, кроме бога, его себе присвоит, то он поступит против бога. Воистину крепостная зависимость имеет своим источником принуждение, и плен, и несправедливое насилие, что с древних времен выводится из неправедного обычая и теперь хотят возвести в право".

Идеи Эйке фон Репкова выражали тенденцию к отмене "первого" крепостного права в Западной Европе XIII в. и способствовали ее осуществлению.

"Саксонское зерцало" получило признание и применение во многих немецких землях и городах. Ряд содержащихся в нем норм и разъяснений вызвал раздражение римского престола. В 1374 г. папа, римский Григорий XI осудил 14 статей "Саксонского зерцала" как "еретические". В последующие его списки эти статьи не включались.

Находка в XI в. рукописей Дигест Юстиниана положила начало изучению римского права в университетах Северной Италии, а за­тем в других городах Западной Европы. В XI—XII вв. в Болонье сложилась школа глоссаторов, изучавших и преподававших рим­ское право ("глосса" — замечание, пояснение).

В споре императоров и церкви легисты-глоссаторы выступали на стороне светской власти. Большинство легистов (юристов) утвер­ждало, что народ передал императорам всю власть, которая неогра­ниченна и наследственна. Ссылаясь на законы Римской империи, где воля императоров считалась высшим законом, легисты полага­ли главным источником права законы, установленные светской влас­тью императоров, королей, городов.

Аналогичные идеи с XIV в. обосновывали постглоссаторы, ком­ментаторы, применявшие правила схоластической логики к обра­ботке материала, собранного глоссаторами. Некоторые юристы Сред­них веков считали свободу естественным правом, а рабство — по­рождением насилия.

Наиболее видным постглоссатором был итальянский профессор Бартол де Саксоферрато (БаЛо^ ёе 8ахоГегга1о; 1313 или 1314— 1357 гг.), по имени которого постглоссаторы назывались "барто- листы". Они продолжили развитие юридической науки, начало ко­торой было положено глоссаторами. Глоссаторы и постглоссаторы не только изучали и преподавали букву римского права, но и стре­мились обобщать и систематизировать правовые понятия, соеди­нять или согласовывать основные положения римского права с по­нятиями современного им канонического, городского, обычного пра­ва. Однако применение к изучению права схоластических методов часто вело к бессодержательности и многословию комментаторов, отрыву их от практики исследования и реализации права.

Защита легистами независимости светской власти вызывала раздражение католической церкви, запретившей духовенству изу­чение римского права, а также преподавание его в Парижском уни­верситете. В противовес школам легистов в XII в. была создана школа канонистов, систематизировавших папские декреты и бул­лы, решения церковных соборов, высказывания отцов церкви, по­ложения Библии. Естественное право они отождествляли с Боже­ственным законом, изложенным в священных книгах, а единствен­ным источником человеческого права считали обычай. Канонисты одобряли старые решения синодов (IX в.), строго запрещавшие епис­копам и аббатам наделять свободой рабов или посвящать их в ду­ховный сан. Канонисты грозили анафемой тем, кто поощрял рабов к бегству или помогал беглым рабам.

Право современной Западной Европы прошло долгий путь развития. В результате многовекового исторического процесса взаимопроникновения культур различных народов, существовавших на этой территории, сложился особенный характерный правопорядок. Основные постулаты, которые объединяли право этих народов – это римское право, кодифицированное Юстинианом и каноническое право католической церкви.

Таким образом, глоссаторы внесли огромный вклад в развитие изучения и применения римского права, поменяв отношение к нему. Поэтому уяснение возникновения школы глоссаторов, особенностей ее функционирования, изучение представителей и результатов их работ необходимо для понимания правопорядка существующего в Западной Европе в настоящее время. Структура доклада строится на вышеперечисленном утверждении.

Целью создания данной школы являлось изучение первоисточникам собственно римского права без наслоившихся на него в последующем иных юридических форм. Интерес к римскому праву стимулировали, прежде всего, обстоятельства сугубо практические:

  • между городами усиливаются разнообразные сношения — торговые, промышленные, военные;
  • как следствие постоянные передвижения лиц из пределов одной городской общины в другую;
  • многие из городских общин издавали кодификацию местных обычаев; эти кодификации носили наименование статутов. Наряду со статутами продолжало применяться римское право, считавшееся общим правом для всех итальянских городов.

К счастью наряду с хозяйственной деятельностью процветает и интеллектуальная, появляются первые университеты[6].

  1. Среди привилегий самая главная – независимость от церкви. Она была дарована королем в благодарность за отстаивание интересов короны перед церковью. Фридрих I Барбаросса пригласил на заседание Ронкальского рейхстага в 1158 г. четырех знаменитых профессоров из Болонского университета, знатоков римского права, которые должны были дать теоретическое обоснование неограниченной̆ власти монарха. Они дали такое обоснование, опираясь на Юстинианову компиляцию, в присутствии представителей̆ Папы Римского и северо-итальянских городов. В результате и северо-итальянские города, и церковные владения попадали в полную зависимость от Императора[8]. Лишь в 1219 г. номинальной̆ главой̆ университета становится архидиакон Болоньи. Но и тогда могущество университетских корпораций опиралось на три основные привилегии: право прямого обращения к Папе (т.е. автономную юрисдикцию), право на забастовку и уход (что было невыгодно для города с экономической̆ точки зрения), монополию на присвоение университетских степеней̆[9].
  2. Привилегия, в силу, которой иностранные студенты стали подсудны профессорам, а не городским судьям. При этом по долгам одного из иностранцев к ответственности могли привлечь его соотечественника.
  3. Самоуправление, независимость от города. Эта привилегия раскрывается через организацию ассоциации студентов и преподавателей.

Ассоциация студентов формировалась следующим образом:

Студенты из разных стран объединялись в землячества по национальному и географическому принципам (более 20 землячеств). Землячества были объединены в две корпорации или университета (ультрамонтанов и цитрамонтанов). Каждая корпорация ежегодно избирала ректора и совет из различных национальностей, заведовавший вместе с ним управлением и университетской юрисдикцией. Преподаватели в такую студенческую корпорацию не входили.

Делая промежуточный вывод, можно сказать, что в XI в. сложились объективные экономические и правовые обстоятельства для углубленного изучения и применения римского права. Развитию рецепции способствовала также организация Болонской школы. Независимость от церкви позволила без помех изучать римское право без смешения с католическим. Возможность студентам самим выбирать преподавателей способствовала расцвету теоретической юридической мысли. Подсудность профессорам во-первых, устранила гонение за студентами в связи с их деятельностью, во-вторых, начало применения (хотя бы к ученикам) римского права на практике.

Искусство глоссариев заключалось в обработке текста. Во-первых, метод работы был подчинен процессу преподавания римского права студентам. Преподавание было неотъемлемой частью научного исследования. Учитель права читал вслух Дигесты Юстиниана, а студенты следили за чтением. Такая форма занятия называлась lectio — чтение. Неясные и противоречивые места преподаватель, а вслед за ним студенты толковали, т. е. объясняли их смысл в виде пометок на полях или между строк. Пометки, или глоссы, делились на notabilia — краткие выдержки из Дигест, brocardica — изложение общих норм. Кроме того, профессора применяли классификации — distinctiones, т. е. деление общего понятия на подчиненные виды, а также ставили quaestiones — спорные вопросы для проверки учения на конкретной ситуации.

Помимо лекций использовались диспуты — disputatio, при которых под руководством преподавателя студенты должны были с разных сторон разрешить на основе Дигест Юстиниана спорную юридическую проблему. Двум студентам давалось задание: перед преподавателем, выступавшим в роли председателя (суда) и поэтому являвшимся для них решающим авторитетом, разыграть роль лиц, которые посредством обсуждения проблемы с противоположных позиций содействовали бы ее решению[12].

То есть текст или ситуация обрабатывалась сразу несколькими лицами и сразу фиксировалась.

Но систематические изложения всего гражданского права школе глоссаторов были чужды.

Болонская и другие школы сделали известными много ученых. Среди них выделим нескольких наиболее видных.

Ирнерий (1050 — 1125) основатель Болонского университета, преподаватель и комментатор свода законов Юстиниана. Особое значение имеет изучение Дигест, как основного источника. В 1118 г. император Генрих V взял его в Рим, чтобы убедить народ в недействительности выборов Римского папы Геласия II. Господствующим среди глоссаторов стало мнения Ирнерия о том, что расхождение между законом и справедливостью может быть разрешено только законодательной властью[15]. Дело Ирнерия продолжали его ученики.

Около 1200 г. был озвучен постулат, что в случае конфликта между статутами разных городов судья должен применить закон, который он считает лучшим. В литературе высказывается мнение, что первым, кто в конце XII в. сформулировал эту мысль, был глоссатор магистр Алдрик[16]. Он нашел ответ на вопрос: «Если у одного судьи спорят между собой люди различных провинций, имеющих разные обычаи, спрашивается, обычаем какой провинции должен руководствоваться судья? Судья должен применять право, которое он считает лучшим и более полезным; он должен, однако, судить, как ему кажется лучше «[17]. Это были первые попытки решения областного коллизионного вопроса.

Также в начале XIII в. начинает проводиться различие между материальным и процессуальным правом:

  • Процессуальные вопросы разрешались согласно законам места судебного разбирательства;
  • Вопросы материального права — по законам места заключения договора.

Школа глоссаторов внесла большой вклад в изучение римского права. Возродило интерес к Своду законов Юстиниана, в особенности к Дигестам. Глоссы стали не только учебниками, толкующими право, но и самостоятельными источниками права. Таким образом, глоссаторы:

  • Положили начало возрождению юридической науки и культуры, почти полностью утраченных с падением Западной Римской империи;
  • Первыми предвидели рецепцию римского права и своей деятельностью способствовали ее развитию;
  • Способствовали углубленному изучению, тщательному толкованию и систематизации римского права;
  • Попытались впервые решить коллизионные вопросы права;
  • Послужили основой последующего комментирования римского права, которым занимались постглоссаторы и легисты.

[4] Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. С. 97.Glossa Irnerii, напечатанная в приложении у П.Г. Виноградова.

[5] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Том 1. 3-е изд., испр. — М.: ТОН-Остожье, 2000. С. 211

[6] Филимонов К.В., Юмашев Ю.М. Европейский союз и международное частное право: истоки европейского частного права (школа глоссаторов) // Право. Журнал Высшей школы экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2009, № 1. — С. 10.

[7] Филимонов К.В., Юмашев Ю.М. Европейский союз и международное частное право: истоки европейского частного права (школа глоссаторов) // Право. Журнал Высшей школы экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2009, № 1. — С. 14.

[8] Филимонов К.В., Юмашев Ю.М. Европейский союз и международное частное право: истоки европейского частного права (школа глоссаторов) // Право. Журнал Высшей школы экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2009, № 1. — С. 13.

[9] Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. С. 87, 96.

[10] Берман Г. Дж. Западная традиция права. Эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 128.

[12] Аннерс Э. История европейского права (пер. со швед.)/ Ин-т Европы. -М.: Наука, 1994, С. 165.

[13] Филимонов К.В., Юмашев Ю.М. Европейский союз и международное частное право: истоки европейского частного права (школа глоссаторов) // Право. Журнал Высшей школы экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2009, № 1. — С. 15.

[16] Толстых В. Л. Нормы иностранного права в международном частном праве Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2006.

[19] Филимонов К.В., Юмашев Ю.М. Европейский союз и международное частное право: истоки европейского частного права (школа глоссаторов) // Право. Журнал Высшей школы экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2009, № 1. — С. 20.

Читайте также: