Начальная школа организованная силами органов местного самоуправления при александре 3

Обновлено: 01.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Реформы, проведенные Александром III в ХIХ веке и по сей день актуальны. Правление императора Александра III (1881-1894) стало своего рода исторической паузой - временем осмысления великих преобразований прежнего царствования и временем реакции, которое пришло на смену реформистскому натиску предшествующего столетия. В исторической науке это время получило название контрреформ.

Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия.

На следующий день после опубликования манифеста в знак протеста начали подавать в отставку министры-либералы прежнего царствования - М.Т. Лорис-Меликов, Д. А. Милютин и др.

В губерниях начался беспредел. Поэтому увеличиваются штаты

Целью данной контрольной работы является освещение основных направлений в государственной политике в области просвещения правительства Александра III . В ходе реализации цели будут решены следующие задачи:

изложить роль Министерства Народного просвещения в преобразованиях 1880-1890-х гг.;

выяснить влияние, которое оказывал К. П. Победоносцев

на школьное образование ;

3. проанализировать Устав 1884 г., в частности, конкретизировать, какие изменения произошли в системе начальных, средних и высших учебных заведений;

4. рассмотреть учебно-методический комплекс, в частности, указать какие учебники истории прежних времен сохранили свои доминирующие позиции, а какие новые учебные книги были изданы в 1880-1890-е гг.;

ГЛАВА I . ГЛАВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ В ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ 1880-1890 ГГ.

§1.Деятельность Министерства народного просвещения

в 1880-1890 гг. И. Д. Делянов.

В 1882 г. из сметы министерства народного просвещения в смету св. синода перечислено 55500 руб. на устройство и содержание духовенством школ для народного образования. В 1884 г. были изданы правила о церковно-приходских школах. Для развития церковных школ принимается целый ряд мер. В 1885 г. при св. синоде учреждается особый совет для заведования церковно-приходскими школами.

Деятельность министерства народного просвещения в 80-х и 90-х гг. выразилась, главным образом, в следующем. Во-первых, продолжалось дальнейшее увеличение инспекции народных училищ. Во-вторых, в ведение министерства передан целый ряд народных училищ других ведомств, а именно: в 1881 г. - учебные заведения министерства финансов, центральные училища и сельские школы в бывших болгарских и немецких колониях, школы в колониях евреев-земледельцев; в 1886 г. евангелическо-лютеранские школы Прибалтийских губерний; в 1887 г. - иноверческие школы Юго-западного края итд. Относительно организации народного образования на окраинах России в этот период были изданы законы: 1) по Царству Польскому; 2) по Прибалтийским губерниям - (обязательное обучение русскому языку); 3) по Кавказу - в 1884 г. (Правила об армяно-григорианских церковных училищах); 4) по Туркестану; 5) по Сибири. В 1888 г. установлено, что председателями училищных советов и членами в них от земств и городов могут быть только лица христианских исповеданий; в 1892 г. изданы правила, строго карающие за так называемое тайное обучение в губерниях юго-западных и белорусских. Развитие земской деятельности по народному образованию в 80-х годах значительно замедлилось. Новое крупное оживление её наступает после 1891-1893 гг., когда голод и холера выдвинули на первую очередь вопрос о необходимости самых широких мер для просвещения народа.

Иван Давыдович Делянов - министр народного просвещения с 1882 г. по 1897 г. (т. е. в течение 15 лет). Он окончил московскую гимназию, затем Московский университет (юридический факультет) с отличными оценками. С гимназических лет И. Д. Делянов прекрасно владел французским, немецким, английским языками.

Делянов стал министром, будучи уже сложившимся человеком.

Таким образом, автор данной контрольной работы рассказала о деятельности Министерства народного просвещения в 1880-1890-х гг.

§2.Влияние К. П. Победоносцева на школьное образование.

К. П. Победоносцев - крупный ученый-правовед, обер-прокурор Синода. Он был несомненно образованнейшим человеком, натурой страстной, твердой и даже одержимой в отстаивании собственных убеждений. В интеллигентском сознании К.П. Победоносцев закрепился под знаком реакционера, гонителя земств, свободы печати, проповедника самодержавия и церковности.

Победоносцев со всем присущим ему темпераментом, талантом писателя, даром убеждения выражал в российском образовании его православную, традиционную, державную составляющую. Снискал как сторонников, так и врагов, особенно среди интеллигенции, видевших в Победоносцеве символ реакции и даже мракобесия.

Он был человеком государственного ума, колоссальных знаний, неподкупной честности и изумительного трудолюбия.

Константин Петрович Победоносцев родился в 1827 г. в Москве в многодетной профессорской семье. Закончил одно из самых привилегированных учебных заведений - училище правоведения. Затем служба в Сенате, преподавательская деятельность в Московском университете. В 1868 г. за выдающиеся заслуги в области научной и государственной деятельности ему было присвоено звание сенатора.

К. Победоносцев начинает достаточно систематически выступать в печати по вопросам образования. У обер-прокурора Синода, несомненно, была четко и глубоко продуманная образовательная политика. В начальной школе Победоносцев видел, прежде всего, хранительницу российских традиций, религиозных устоев, нравственных норм. Идеалом народной школы для него была такая, где учащиеся приобретали минимум элементарных знаний, но зато глубоко впитывали уважение к Богу, любовь к Отечеству и почитание своих родителей. Его любимое детище - церковно-приходские школы.

Важным недостатком российской системы образования К. Победоносцев признавал также узкопрофессиональный подход к преподаванию и к преподавателям, которых принято считать, прежде всего, специалистами, а не воспитателями.

Сквозь внешние, формальные оболочки - документацию, учебные планы и программы, правила правописания, результаты экзаменов - гуманист страстно призывал увидеть человеческую личность учащего и учащегося. И не просто увидеть, а максимально им помочь. Поднять на новую ступень церковную школу с этого времени для К.П. Победоносцева - одно из важнейших дел его жизни. Причины такого пристального и заинтересованного внимания к церковной школе были связаны с необходимостью укрепления государственного устройства и усиления монархической власти.

Принципиально важным для учителя он считал сознание своего долга, а не механическое следование каким бы то ни было методикам. Спокойствие, внимательность, твердая воля и требовательность к себе, терпение - вот те личные качества, которые жизненно необходимы педагогу.

Провозглашая приоритет ремесленнической подготовки, профессионализации начальной школы, он отмечал, что плоха та школа, которая отрывает человека от его среды, лишает семью рабочей силы.

В заключение, хотелось бы сказать, что Константин Петрович Победоносцев внес большой вклад в развитие российской системы образования.

ГЛАВА II . УСТАВ 1884 Г.

§ 1. Начальная школа

Первой ступенью общего образования являлась начальная школа. К 80-м гг. XIX в. в России функционировали следующие типы начальных учебных заведений: 94% всех школ этого уровня представляли одноклассные училища с курсом обучения в 1-3 года (приходские училища Министерства народного просвещения, земств и Св. синода); 4% - 2-классные с курсом 4-5 лет (уездные, министерские образцовые училища, церковноприходские школы); 2% - многоклассные с курсом в 6 лет (городские).

Духовному ведомству были подчинены общинные элементарные школы грамоты, а также воскресные школы для взрослых. Предусматривалось создание одноклассных и двухклассных училищ со сроком обучения 2 и 4 года. Обучение вели священники, дьяконы и дьячки, учителя и учительницы, окончившие главным образом церковно-учительские школы и епархиальные училища. В программу церковноприходских школ, как правило, входили закон Божий, церковное пение, церковно-славянское чтение, русский язык, арифметика, чистописание. В двуклассных школах преподавались, кроме того, начала русской и церковной истории.

При восшествии на престол Александра III в России было свыше 4 тыс. церковноприходских школ (106 тыс. учащихся), а в год его смерти уже более 31 тыс., в которых обучалось около миллиона мальчиков и девочек. Бурный рост таких школ был связан в значительной степени с одновременным усилением финансирования из казны. Расходы ее по данной статье выросли с 55 500 руб. в 1884 г. до 3,08 млн. руб. в 1893 г.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что Делянову все-таки не удалось ликвидировать начальную светскую школу. Ведущую роль в развитии народного образования продолжали играть земские школы, количество которых возрастало.

В области среднего образования перед Министерством народного просвещения стояли задачи дальнейшего развития классических и реальных гимназий, освобождения от многопредметности и перегруженности учебных планов и программ.

Последовал ряд узаконений: о промышленных училищах (1888), об устройстве ремесленных училищ (1891), об учебных планах и программе ремесленных училищ (1890), о планах химико-технических училищ (1891), о школах ремесленных училищ со столярными и слесарными отделениями (1891) и др.

Из общей суммы расходов на содержание средних учебных заведений вложения казны составляли: на мужскую среднюю школу ведомства просвещения - 50,5%, на женскую - 15,5%; общественные пособия - соответственно 19,5% и 17,3% и плата за обучение - 22,7% и 52% .

Одним из первых и важных шагов, предпринятых Деляновым, стала реформа в области высшего образования. Подготовленный проект нового устава в феврале 1880 г. был внесен в Государственный совет, но в связи с изменившейся в стране обстановкой и последовавшей вскоре отставкой Толстого был возвращен обратно.

Хотя проект нового устава был вновь внесен в Государственный совет на исходе 1882 г., рассмотрение его началось лишь в конце 1883 г.

Несмотря на то, что сторонники проекта Делянова, Толстого и Каткова в Государственном совете оказались в меньшинстве, тем не менее, император поддержал их и 15 августа 1884 г. утвердил проект устава о введении его в 1884-1885 учебном году в 6 университетах.

Устав полностью уничтожил университетскую автономию устава 1863 г., отдав университеты под контроль Министерства народного просвещения. Главная мысль во всех разделах устава заключалась в том, чтобы университетам придать атрибуты государственных учреждений, а всех членов университетской корпорации приравнять к категориям государственных чиновников. Должности ректора, декана и профессора, которые по уставу 1863 г., были выборными, теперь снова замещались по назначению сверху. Была расширена власть министра. Он получал права назначать ректоров, назначать и повышать по службе профессоров, следить за результатами преподавания с помощью испытательных комиссий. Попечитель округа становился начальником университета. Он мог собирать совет, правление и собрание университета; утверждал деканов факультетов. Ректор теперь назначался министром и утверждался указом императора на 4 года. Должность проректора упразднялась. Вместо него надзор за студентами и слушателями осуществлял инспектор.

Новый устав усилил зависимость университетов от Министерства народного просвещения. Особенно заметно усиливался контроль за подбором и подготовкой профессорско-преподавательского состава университетов. Выборность профессоров отменялась.

Широкое развитие получили приват-доценты. Они имели право читать специальные необязательные курсы, но не получали систематического жалования.

В качестве поощрения профессоров и преподавателей уставом 1884 г. была установлена гонорарная система оплаты. Считалось, что при равных условиях тот преподаватель, который лучше преподает, будет иметь больше слушателей, следовательно, поможет побудить профессоров повышать качество преподавания.

Однако эта система не привилась. Гонорар явился непосильным бременем для студентов среднего или малого достатка. Кроме того, он распределялся между профессорами не в зависимости от степени талантливости или учености профессора, а от количества студентов в университете.

Устав 1884 г. вводил факультетские и университетские (государственные) экзамены. Учебный курс делился на полугодия (семестры), окончательные экзамены отделялись от текущего преподавания, вводилась конкуренция преподавателей. Профессора и приват-доценты имели право читать курсы и вести практические занятия по предметам учебного плана параллельно и объявлять необязательные (факультативные) курсы по другим предметам. Студенты получали право слушать лекции и посещать практические занятия у того преподавателя, которого они сами выберут.

Однако никакой свободы преподавания в реальности введено не было. Учебный план по каждому факультету был составлен, исходя из объема и характера государственных экзаменов, и утверждался министром.

О многом говорит распределение студентов по специальностям, отражающее, с одной стороны, потребность государства в кадрах, а с другой, взгляды правительства на задачи подготовки этих кадров. Преобладающее число студентов мужских вузов специализировалось в области естественных и технических наук - 30,1%, за ними шли медики и ветеринары - 28,2%, далее юристы - 23,8%, затем учащиеся духовных академий 6,4%, студенты историко-филологических отделений - 4%, сельскохозяйственных учебных заведений - 3,3%, слушатели военных академий - 2,5% и художественных школ - 1,6%.

Существенное место в системе высшей школы было отведено правоведению, что соответствовало традиционным взглядам правящей элиты на значение юридического образования для пополнения государственного аппарата. Малые цифры подготовки аграрных кадров соответственно отражали общий низкий уровень сельского хозяйства страны, его экстенсивный характер и консервативные формы.

Таким образом, автор данной контрольной работы рассказала о реформе в области высшего образования, которая заключалась в отмене университетской автономии и усилении зависимости университетов от Министерства народного просвещения.

ГЛАВА III . КРУПНЕЙШИЕ ИСТОРИКИ, МЕТОДИСТЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ, ИХ ВКЛАД В РОССИЙСКУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ.

§1.Сергей Михайлович Соловьев

С. М. Соловьев - знаменитый историк дореволюционной России. Его выдающийся вклад в развитие русской исторической мысли признавали ученые самых разных школ и направлений.

Сергей Михайлович Соловьев родился 5 мая 1820 года в Москве. В семье Соловьевых царил демократический дух, тяга к знаниям, к просвещению. Соловьев окончил гимназию с серебряной медалью (золотых не давали) и по выпускным экзаменам был зачислен на историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета.

В своей педагогической деятельности С. М. Соловьев выступал продолжателем традиций либеральной профессуры Московского университета (Д. Л. Крюков, Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев и др.), перенеся их на предмет отечественной истории. Уже первые курсы С. М. Соловьева представляли собой результат его самостоятельных научных разысканий, отличались новизной и актуальностью проблематики, соответствовали уровню европейской науки того времени.

Профессор никогда не выпускал из виду задачу патриотического и нравственного воспитания учащихся. В своих лекциях он разъяснял студентам, что история ни одного европейского народа, поставленного в такие тяжелейшие условия существования, не являла свидетельств столь высокого нравственного подвига, как история России. Отсюда, уважительное отношение к своему прошлому является первостепенной гражданской обязанностью. Соловьев полагал, что знания должны обогащать студента не только интеллектуально, но и делать его духовно богаче. Преимущественное внимание в своих лекциях С. М. Соловьев сосредоточивал на государственной истории, освещении внутренней и внешней политики правительства.

Чрезвычайной доходчивости преподаватель достигал путем неоднократных повторов отдельных мыслей и положений. Доступность в подаче материала обеспечивалась и блестящими параллелями основных законов развития человечества с повседневными привычками, нравами как отдельного человека, так и целых стран и народов.

Популярность преподавателя определялась соответствием предлагаемого материала уровню современных знаний, новизной, оригинальностью научного миросозерцания.

С. М. Соловьев вел семинарии. Профессор знакомил слушателей с результатами своих последних научных разысканий, методикой исследовательской работы. Наряду с семинариями, С. М. Соловьев вел и спецкурсы.

Свои взгляды на теоретические вопросы преподавания исторических дисциплин в гимназиях С. М. Соловьев изложил в ответе на разбор учебников всеобщей истории и докладной записке в совет университета. Высказанные в них замыслы нашли конкретное воплощение в подготовленных им учебных пособиях по предмету.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что взгляды С. М. Соловьева на проблемы школьного образования, базировавшиеся на опыте его многолетней преподавательской и исследовательской деятельности, для своего времени носили, безусловно, прогрессивный характер. Стремясь к комплексному решению стоявших перед отечественным просвещением проблем, им подготовлены учебные пособия для школ низшего и высшего звена, отвечавшие новому научному и методологическому уровню преподавания. Мысли о методике преподавания гуманитарных дисциплин, изложенные в статьях, докладной записке в совет Московского университета, лекционных курсах, сыграли свою роль в деле подготовки школьных учителей в России.

1886 год – закрыты женские курсы (Бестужевские курсы остались)
Всего к 1894 г. в России насчитывалось 52 высших учебных заведения, из них 9 университетов, 3 высшие школы гуманитарного профиля, 8 высших технических учебных заведений, 3 сельскохозяйственных и 6 медицинских и ветеринарных высших школ, 5 военных и 7 духовных академий, 2 высших женских курса и др.

Общее число студентов всех 52 вузов составляло 25 166 человек, из них 983 женщины, т.е. 3,9%.

Специализация вузов:

  • в области естественных и технических наук — 30,1%,
  • медики и ветеринары — 28,2%,
  • юристы — 23,8%,
  • учащиеся духовных академий 6,4%,
  • студенты историко-филологических отделений — 4%,
  • сельскохозяйственных учебных заведений — 3,3%, слушатели военных академий — 2,5%
  • художественных школ — 1,6%.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Задачи: дальнейшее развития классических и реальных гимназий, освобождение от многопредметности и перегруженности учебных планов и программ.

Циркуляр от 20 ноября 1882 г. — возврат к правилам 4 мая 1874 г., разработанным в период министерства Д. А. Толстого и отвергнутых в начале 1880-х гг.

Циркуляр 26 июня 1884 г., усиливший роль классных наставников, их ответственности за благонадёжность учащихся.

1888 г. – преобразование реальных училищ в общеобразовательные учебные заведения, которые давали право поступать также в университет на физико-математический и медицинский факультеты.

Расширение сети технических, ремесленных и промышленных училищ.

В числе средних женских учебных заведений к началу 1882 г. к насчитывалось 97 гимназий, 179 прогимназий и 3 высших училища с правами гимназий.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

К 80-м гг. XIX в. в России существовали типы начальных учебных заведений:

94% всех школ — одноклассные училища с курсом обучения в 1-3 года (приходские училища Министерства народного просвещения, земств и Св. синода);

4% — 2-классные с курсом 4-5 лет (уездные, министерские образцовые училища, церковноприходские школы);

2% — многоклассные с курсом в 6 лет (городские).

Усилилась религиозная направленность преподавания в общеобразовательных школах.

12 июня 1884 г.- принятие Закона о начальном обучении малолетних, работающих на фабриках.

Церковноприходские школы стали создаваться во многих местах России, часто в самых глухих и отдаленных селениях. Здесь они являлись единственным и незаменимым источником просвещения для народа.

За годы царствования Александра III число церковноприходских школ увеличилось с 4 тыс. 31 тыс.

Ведущую роль в развитии народного образования продолжали играть земские школы, количество которых неуклонно возрастало.

Однако число детей, которые имели возможность учиться, продолжало оставаться крайне низким.


Церковно-приходскими школами (ЦПШ) в России назывались начальные училища, открытые при церковных приходах. Они впервые появились после школьной реформы 1804 года и находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода.

За ЦПШ в России исторически несправедливо закрепилась плохая репутация. Считалось хорошим тоном ругать церковно-приходские школы как символ отсталости, однако, мало кто из критиков при этом понимал, что само их появление стало актом революционным для России начала XIX века. При этом сама инициатива Церкви начать обучение неграмотного народа основам чтения и письма была негативно воспринята самодержавной властью, которая считала, что это приведет к бунту и подрыву государственных устоев.

Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В 1870-е годы министерство народного просвещения при поддержке императора Александра II фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств. Это негативно повлияло на массовое народное образование в России, поскольку от недостатка финансирования и чиновного равнодушия школы начали приходить в упадок.

Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Деятельность школ находилась в ведении Попечительского совета, куда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входящие в состав церковно приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно-приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов.

В действительности же, в царствование Императора Николая II народное образование достигло необыкновенного развития. Менее чем в 20 лет кредиты, ассигнованные Министерству Народного Просвещения, с 25,2 мил. рублей возрасли до 161,2 мил. Сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои кредиты из других источников (школы военные, технические), или содержавшиеся местными органами самоуправления (земствами, городами), кредиты которых на народное образование возрасли с 70.000.000 р. в 1894 г. до 300.000.000 р. в 1913 г… В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1/2 миллиарда рублей золотом.

Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным… Если бы не вспыхнула революция, то обязательное первоначальное обучение было бы уже давно совершившимся фактом на всей территории Царской России…

Б.Бразоль

Российское издание брошюры Бразоля 1990 г.

Ликбез, который мы потеряли. Всеобщее начальное образование в РИ., изображение №3

В России законопроекты о введении всеобщего обучения появлялись с начала царствования Александра II (они разрабатывались Особым комитетом, созданным по Высочайшему повелению 28 июля 1861 года). Однако вскоре было осознано, что введение обязательного обучения, возможно только после обеспечения общедоступности школ на всем пространстве Империи, что являлось чрезвычайно сложной задачей. Большинство положений о всеобщем обучении получили силу закона лишь 3 мая 1908 года.

…Таким образом Российская империя уже в начале ХХ века по инфраструктурным параметрам школьной системы (например, отношение числа школ к количеству населения, равномерность их распределения, пространственная доступность, управляемость и т.д.) превосходила не только большинство государств того времени, но и современную Российскую Федерацию.

…При этом данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50% девочек в начальных школах) и с ситуацией в губерниях с преимущественно инородческим составом населения, прежде всего в регионах Средней Азии, а также в удаленных губерниях Сибири. Тем не менее, работа по введению всеобщего обучения велась в соответствии с четко утвержденными планами.

…Планы создания школьных сетей продолжали эффективно реализовываться вплоть до 1917 года. Таким образом, между 1919 и 1924 годом должно было быть осуществлено всеобщее обучение всех детей Империи (в четырех или пятилетних начальных школах, с возможностью продолжения обучения в высших начальных училищах и гимназиях). Полной реализации этих планов помешала не столько Мировая война, сколько Революция 1917 года и Гражданская война, породившая миллионы беспризорников и лиц оставшихся без попечения родителей.

…Министерство народного просвещения считали необходимым строить свою политику с учетом предпочтений крестьянских семей. Судьба министерского законопроекта о всеобщем начальном обучении (который лишь частично получил силу закона в 1908 году) в конечном счете выражает именно эту тенденцию.

Будет рассмотрен всего один (но важный) вопрос, затронутый в цитатах выше — вопрос о введении в Российской Империи в период царствования Николая II всеобщего начального обучения. Так ли благополучно обстояло с дело в этой сфере в России конца XIX — начала ХХ вв, как пишут цитируемые авторы?

Начальная школа от Петра I до Николая II

Прежде чем переходить к начальному образованию при последнем российском императоре, необходимо рассмотреть деятельность его царствующих предшественников в этой области.

Сведения о распространении просвещения в России до XVIII в чрезвычайно скудны и противоречивы, а о какой-либо точной статистике распространения народного образования и говорить нечего. Начало светской государственной школы в России можно отнести к 1714 г., когда Петром I для подготовки кадров для нужд грандиозного государственного строительства были учреждены цифирные школы. К 1727 г. таких открылось всего 46, в которых обучалось около 2000 учеников на всю молодую Империю. Позже при Анне Иоановне постепенно закрывающиеся цифирные школы были замещены (иногда через объединение) новыми гарнизонными школами. Также начиная с XVIII в. начинают открываться церковные школы. Однако ни о какой системности или сколь-либо значительном охвате населения школами речи не шло.

Как план, так и устав были составлены по образцу австрийской системы народных школ и разрабатывались при ближайшем участии серба Ф.И. Янковича-де-Мериево, рекомендованного Екатерине II императором Иосифом II. Янкович-де-Мериево, обнаружив полное отсутствие сколько-нибудь подготовленных учителей и учебных книг для училищ, был вынужден несколько лет до утверждения Устава потратить на подготовку будущих учителей и издание азбук и руководств.

По Уставу 1786 г. народные училища разделялись на два разряда: главные и малые. Главные училища, открываемые в губернских городах, должны были подготовлять учителей для малых училищ. В 1786 г. были открыты главные народные училища в 25 внутренних губерниях. Малые училища могли открываться и в небольших, уездных городах и вообще там, где они могут быть необходимы. В главных училищах предполагался 5-летний курс с расширенным списком предметов. Курс в малых училищах продолжался 2 года и включал только основы чтения, письма, арифметики. Управление и содержание школ поручалось губернаторам, приказам общественного призрения и городским управам. Поскольку казенных средств на народные училища не выделялось, планы распространения обучения осуществлялись медленно, школьная сеть финансировалась плохо. Если приказы общественного призрения на уровне губерний заботились еще кое-как о главных народных училищах, то уездные городские управления не желали или не могли тратить необходимых средств на попечение малых училищ. В результате училища влачили довольно жалкое в материальном и в педагогическом отношении существование, и широкого распространения не получили. В 90-х годах XVIII столетия было всего лишь ок. 300 училищ с 17000—18000 учащихся на 35-миллионную страну. Однако начало было положено.

К началу царствования Александра II в 1856 г. (по данным известных педагогов и статистиков Г.Фальборга и В.Чарнолусского) всего в РИ существовало 3842 одноклассных начальных училища, из которых лишь 106 содержались за счет казны. Таким образом, в 72-миллионной стране одно училище приходилось примерно на 19000 жителей, что показывает практически полную недоступность начального образования прежде всего в сельской местности. (Данные Центрального статистического комитета за 1856 г. дают другую цифру — 8227 начальных училищ с 450 тыс.учеников, но даже такое соотношение картину охвата ими населения сильно не меняет. На 12 детей школьного возраста приходился всего 1 учащийся).

В земском положении было предусмотрено участие земств в попечении о народном образовании, однако вплоть до 1880-х годов их вклад в развитие образовательной системы был небольшим — основная инициатива в учреждении школ (и бремя финансирования) лежала на самих крестьянах (сельские общества и волости). Земства, участие которых в образовательном процессе было правом, но не обязанностью, не проявляли к школьному делу заметного интереса. Не сформировалось и общеземской школьной практики: степень участия каждого земства в школьном деле определялась заинтересованностью его руководства. В 1868 году (через 3 года с момента учреждения земств) из 324 уездных земств 109 ничего не ассигновали на народное образование (для многих земских деятелей было очевидно, что так как в сельских начальных школах учатся только дети крестьян, то и покрывать расходы должны сельские общества, а не земства). Результатом такого подхода явилось не только медленное развитие начальной школы, но и бедность школ — крестьяне были склонны экономить как на школьных помещениях, так и на оплате труда учителей. А между тем, именно в 60-70-е годы формировался тот тип сельской начальной школы — земская школа — который в целом сохранился до самой революции: 1-классное училище с 3-летним (а позже и с 4-летним) курсом обучения, с 1-2 учителями или учительницами, подготовленными в учительских семинариях, гимназиях или епархиальных училищах, или получивших по особому испытанию звание начального учителя.

К концу правления Александра II по данным школьной переписи Центрального статистического комитета МВД, проведенной 10 марта 1880 г., в Европейских губерния России насчитывалось 22 770 начальных училищ с 1 141 тыс. учеников. Общий размер расхода на училища достигал 6,2 млн. руб. На долю земств падало 53,2% всех расходов в земских губерниях, на долю сельских обществ — 28%, на долю казны — 9%. Кроме того насчитывалось 4 213 церковно-приходских школ на содержании Св.Синода (т.е. по сути также государства).

Читайте также: