Начальная школа организованная силами органов местного самоуправления история россии

Обновлено: 05.07.2024

Как появились земские школы?

До реформ Александра II образованием в России занимались государство и церковь. Соответственно, образовательные учреждения управлялись либо министерством просвещения (университеты, гимназии и начальные училища), либо духовными институтами (семинарии, церковно-приходские школы и так далее).

Одновременно развивалась другая сюжетная линия, а именно - существенные изменения в общественном сознании. И серьёзная роль здесь принадлежит Льву Толстому, хотя его идеи воплотились в жизнь не совсем так, как он хотел. Дело в том, что в деле народного образования Толстого интересовала не столько грамотность, сколько просвещение, моральное совершенствование человека. В бесплатной школе, которую писатель построил в Ясной Поляне и в которой сам преподавал, дети учились не только чтению, но и истории, пению - вплоть до изучения сольфеджио, рисованию, математике и другим естественным наукам.

И хотя сами земства как институт Льву Толстому решительно не нравились, его идеи, упав на благодатную почву, начали жить своей жизнью. По крайней мере, земские просветители именно ими и вдохновлялись. Образованные молодые люди буквально горели идеями народного образования: изучали народную литературу, рассылали книги в сельские библиотеки и читальни.

Развитие земских школ шло стремительными темпами. Если в начале XIX века начальные школы в России были, скорее, экзотикой, то сто лет спустя, в начале века двадцатого, школ стало так много, что в государстве стали задумываться о введении обязательного всеобщего начального образования. Летом 1917 года при участии Вернадского готовилась реформа образования: поскольку земские учебные заведения доказали свою эффективность, предполагалось полностью отдать начальное образование на откуп местному самоуправлению. Однако История решила всё по-другому.

Чему учили в земских школах?

Но стоит отметить две важные особенности земских школ. Во-первых, они находились всё-таки далеко от центра, и земства часто изменяли учебные программы в своих интересах: например, сокращая часы на изучение Закона Божьего и дополняя уроки преподаванием реальных знаний.

Земские школы: опыт, достойный изучения

В большинстве случаев школы были одноклассными: один класс, один учитель. Позже появились двухклассные школы, но они так и остались редкостью. Можно лишь догадываться, чего стоило учителю занятие с парой десятков учеников разного возраста и подготовки. Более того: ни о каких домашних заданиях речь, конечно же, не шла, то есть рассчитывать можно было только на то, что дети усвоили в классе.

Приходилось выкручиваться: одному давалась письменная задача, другому тут же объяснялся новый материал, после этого с третьим повторялось пройденное накануне. Поскольку все ученики находились в одном помещении, они слышали то, что происходит рядом. Многократное повторение позволяло им лучше запомнить пройденное. Другой распространённый приём для запоминания - повторение материала хором за учителем. Или, к примеру, арифметика: одну и ту же задачу могли дать детям разного возраста, одни решали её письменно, другие - устно. Впрочем, учителя старались, чтобы повторение ни в коем случае не приводило к механическому запоминанию: прочитанный текст требовалось пересказать, изученное природное явление - объяснить.

При изучении арифметики детей старались обучать не столько письменному решению примеров, сколько устному счёту, поскольку этому навыку моментально находилось применение в домашнем быту.

Здесь стоит отметить, что за низкую успеваемость никого не наказывали. Учитель старался делать всё для того, чтобы детям было интересно, пытался донести до них, что обучение нужно им самим. А плохие результаты учеников педагоги относили исключительно на свой счёт. Поэтому земский учитель постоянно находился в поиске, отрабатывал педагогические приёмы, подбирал методики. Этим опытом учителя обменивались с коллегами: для них проводились летние съезды - что-то вроде нынешних курсов повышения квалификации.

Как итог - ученики земских школ были привязаны к своему учителю, любили ходить в школу, хорошо запоминали материал.

Почему земские школы были эффективными?

Земские школы: опыт, достойный изучения

Один из факторов успеха земских школ состоял в том, что когда земство принимало решение о создании школы, оно точно знала, какая это должна быть школа, чему должны научиться дети, чтобы быть полезными общине.

Наконец, земские школы - это первый опыт поистине народного образования. Гимназии, лицеи, кадетские корпуса - всё это было направлено на формирование элиты. А вот народным просвещением до появления земских школ толком никто не занимался.

Создание такой формы обучения позволило быстро и качественно решить задачу ликвидации безграмотности. В стране массово появились кадры, необходимые в эпоху индустриализации - умеющие обращаться с техникой, грамотные, способные к обучению. Словом, земские школы отлично справились со своей задачей.

Чему нас учат земские школы?

Земские школы: опыт, достойный изучения

Сейчас говорить о необходимости ликвидации тотальной безграмотности уже не приходится, хотя, впрочем, есть задача образования социально незащищённых слоёв, правового образования или, например, обучения граждан информационным технологиям. Здесь, думается, кое-что можно было бы позаимствовать в плане формирования особого типа школ для конкретных целей.


pustoi
pustoi

Тогдашней средние общеобразовательные школы в России назывались, в сельских местностях — начальными училищами, в городах — Высшими начальными училищами (обучение там было более лучшим). Большая часть из них подчинялась государству (его министерствам), меньшая часть — церкви. Государство уклонялось от финансирования школ, их финансирование шло из самых разных источников, серьёзное финансирование Государством произошло с 3 мая 1908. Количество классов в школе было чаще всего 4, но было и 6. Длительность обучения была 4 года, в городской школе больше. Возраст обучения в школах начинался с 7 лет. Обучаться могли все, не зависимо от их званий и вероисповеданий. Число учеников в классе было по 50. Изначально, основной целью обучения было религиозное просвещение. Предметами были: религия, чтение и письмо, русский язык, арифметика, геометрия, география, история России, физика, черчение, рисование, церковное пение, гимнастика.




Виды начальных школ/училищ.

Начальные училища делились на следующие типы: в основном: сельские, городские и церковно-приходские; затем на менее распространённые: министерские, фабричные, железнодорожные.

Начальные училища / земские школы / сельские школы / начальные школы — открывались земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях. Земства строили специальные школьные здания, в которых имелась квартира для учителя; в двухкомплектной школе соответственно две квартиры для учителей.

Высшие начальные училища — открывались в городах. Они занимали промежуточное положение между начальной и средней школой. Сначала они назывались уездными училищами, с 1872 года — городскими училищами, с 1912 года были переименованы в высшие начальные училища. Городские училища заняли важное место в системе народного просвещения и образования Российской Империи в 70—90е гг. XIX — начале XX вв. Значимость этих учебных заведений в том, они давали более углубленные теоретические знания, были менее религиозными в сравнении с церковно-приходскими и уездными училищами, и к тому же обучали практическим навыкам.

Школы были раздроблены в своём подчинении.

Начальные школы подчинялись Государству, а церковно-приходские подчинялись синоду, церкви. Кроме того, государственные школы подчинялись разным министерствам: Министерству народного просвещения, Министерству внутренних дел, Министерству государственных имуществ. Были и такие школы которые подчинялись частным лицам. К 1914 году в Российской империи насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений, из них: — 80 801 ведомства МНП, — 40 530 ведомства православного исповедания — 2 414 других ведомств.

От какого социального статуса были обучающиеся

Например, Орловская губерния включала в себя 12 у.е.здов: Болховский, Брянский, Дмитровский, Елецкий, Карачевский, Кромской, Ливенский, Малоархангельский, Мценский, Орловский, Севский, Трубчевский [ГАОО, ф. 78, оп. 1, д. 1288, л. 45]. До реализации образовательной реформы 1864 года в каждом уездном городе губернии было по одному уездному и приходскому училищу, за исключением Орловского, где действовало три приходских училища, и Ливенского, в котором образовательную деятельность осуществляли два приходских училища [ГАОО, ф. 78, оп. 1, д. 1288, л. 47].

Количество классов

Городские училища разделялись на одноклассные, двухклассные, трехклассные и четырехклассные. По ходатайству земства, городских обществ, сословий или частных лиц, содержащиеся на их средства городские училища могли быть учреждаемы также в составе пяти или шести классов [Высочайше., 1872, с. 729].

Продолжительность обучения (число лет)

Начальные сельские школы имели обычно 3−4-летний курс обучения (4-летний курс имели около ¼ всего числа школ) и назывались одноклассными, начальными училищами. Уездные школы, Сроки в них осуществления всеобщей доступности начального обучения, то есть открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 у.е.здах (11%) он не превышает 5 лет. В 40 у.е.здах (13%) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет

Со-скольки лет идут в школу

В городские училища могли поступать дети не моложе семилетнего возраста, всех званий, состояний и вероисповеданий, без всякого приемного испытания.

Обязанность религиозных знаний

Дети же старшего возраста, от 10 до 14 лет включительно, должны были знать молитву Господню, важнейшие события из священной истории Ветхого и Нового завета, уметь читать и писать по-русски и считать.

Классный руководитель

Положение 31 мая 1872 года устанавливало классную систему преподавания, то есть каждому штатному учителю поручалось преподавание во вверенном ему классе всех предметов (кроме закона Божия, пения и гимнастики).

Предметы обучения

Учебный курс городских училищ состоял из следующих предметов: 1) закон Божий; 2) чтение и письмо; 3) русский язык и церков-но-славянское чтение с переводом на русский язык; 4) арифметика, 5) практическая геометрия; 6) география и история отечества с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии; 7) сведения из естественной истории и физики; 8) черчение и рисование; 9) пение; 10) гимнастика [Высочайше., 1872, с. 730]. Обучение пению велось в церковном хоре. Из дополнительных предметов в городском училище преподавались бухгалтерия в объеме учебника Прокофьева, ручной труд и популярная медицина.

До 1890-х гг. объем курса, методика преподавания, расписание учебных занятий были предоставлены на личное усмотрение учителей.

Учебный год. На выбор этого влияло потребность в занятии сельским хозяйством.

В большинстве уездов Орловской губернии занятия в училищах начинались со второй половины октября. Однако встречались и отклонения на август — сентябрь в одну и ноябрь — в другую стороны. Завершались учебные занятия в первой половине мая или не позднее июня в некоторых уездах. Подвижные сроки учебного года объясняются прежде всего экономическими причинами. В силу того, что сельское хозяйство являлось основой жизни губернии, с началом полевых работ образовательный процесс прерывался.

Упорядочивание Центральной властью учебного года по всей стране.

В 1890-е гг. время начала и окончания работы училищ, примерное расписание стали определяться Министерством народного просвещения. Учебный год удлинился: занятия в училищах начинались раньше, в сентябре, а завершались так же в мае — июне. В городских начальных школах продолжительность учебных занятий была больше, чем в сельских. При этом в церковно-приходских школах сохранялся самый короткий учебный год.

Кто оплачивал занятия

Сколько и какие материальные средства вкладывали в школы

На, что шли вкладываемые деньги

Главными статьями расходов училищ являлись затраты на жалование учителям и покупка учебных принадлежностей.

Со второй половины 1890-х гг. школы — в первую очередь министерские и земские — начинают снабжаться наглядными пособиями. Стоимость минимального набора в Орловской губернии колебалась от 15 до 20 рублей [Звягинцев, 1917, с. 64]. Наглядные пособия представляли собой картины из священной истории, разрезную азбуку, картины по русской и естественной истории, зоологический атлас, глобус, географические карты, арифметические счеты, весы и пр.

Кого брали в учителя

Методы обучения в начальных школах были те же, что и сейчас: беседа, работа с учебником, рассказ учителя, письменные и графические работы. Демонстрации и иллюстрации (наглядное обучение) занимали меньшее место. В некоторых школах устраивались экскурсии учащихся в интересные в историческом отношении города, в музеи ближайших городов Во многих земских, железнодорожных и фабричных училищах вводился ручной труд. Обучение грамоте велось по звуковому методу (чаще аналитико-синтетическому). Широко практиковалось рассказывание по картинкам. Большая часть времени, отведенного на русский язык, уделялась усвоению грамматики и орфографии. На выпускных экзаменах (особенно при 4-летнем курсе) дети писали довольно грамотно небольшой диктант и могли сделать этимологический разбор простого предложения. В программы по русскому языку и словесности (литературе) были внесены существенные изменения: по прежним программам по русской литературе изучались только произведения писателей первой половины XIX века (Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Крылов, Кольцов и Лермонтов), а теперь в программы были включены и писатели второй половины XIX века (Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Л. Н. Толстой, Достоевский и другие).

Результаты обучения.

Программа была построена слишком формально, и перегрузка занятий по русскому языку грамматикой отрицательно сказывалась на чтении, изложении, на умении учащихся письменно излагать свои мысли. Неплохие грамматические знания и орфографические навыки оказывались, однако, непрочными. Проверка знаний у окончивших начальную школу, произведенная в некоторых уездах, обнаружила понижение их через 2−3 года (по окончании школы) почти на 50%.

Зарплата учителей.

Согласно закону 1912 года оклад учителя высших начальных училищ (то есть типа учебного заведения наиболее точно соответствующего семиклассным советским школам) составлял 960 золотых рублей (то есть около 1 миллиона рублей в ценах 2008 года) в год. Согласно штатам Томского технологического института Императора Николая II, утвержденным 23 февраля 1901 года ординарный профессор получал годовой оклад 2400 рублей, плюс столовых 1050 рублей и квартирных 1050 рублей. Во время царствования Николая II оклады университетских профессоров и штатных сотрудников Императорской Академии Наук выросли почти в два раза до 6000 рублей в год. Для сравнения средняя зарплата рабочего в 1913 году составляла 250 рублей в год, строительство крытого железом деревянного дома, соответствующего всем стандартам, площадью 70 кв. м по расчетам строительных смет 1913 года обходилось примерно в 600−700 рублей, кирпичного дома с полной отделкой площадью 150 кв. м — около 3000−4000 рублей. Мясо стоило (в зависимости от региона и сорта) 15−60 копеек за килограмм, картошка 1−2 копейки за килограмм, лошадь — 70−80 рублей, корова дойная 50−60 рублей. То есть даже оклады скромных преподавателей школ и простых научных работников, не говоря уж об окладах профессоров и академиков, были весьма высоки и позволяли обеспечить достойный стандарт жизни.

Число учеников на одного учителя (Орловская губерния)

В докладе комиссии по народному образованию за 1910 год указывалось, что в 433 начальных училищах на одного учителя приходится свыше 50 учащихся, а в 120 из данных школ на одного преподавателя приходилось свыше 70 человек учеников.

Дополнительный заработок учителей

К дополнительным заботам учительского персонала следует отнести обязанности по заведованию ночлежными приютами и общежитиями при начальных школах, которые редко оплачивались [ГАОО, ф. 580, ст. 2, д. 986, л. 68]. Помимо этого, на- родным учителям приходилось преподавать дополнительные предметы (рукоделие, пение, гимнастику и др.) без вознаграждения. Еще чаще имела место необходимость вести занятия по Закону Божию вместо законоучителя, так как у священнослужителей просто не хватало времени заниматься преподавательской деятельностью.

Гендерный учительский процентный сдвиг

Одной из тенденций развития начального образования в Российской империи на рубеже еков была его постепенная феминизация. Это объяснялось не веяниями общественного прогресса, а сугубо прагматическими соображениями: труд женщин был дешевле. На примере начальных школ ведомства Министерства народного просвещения можно проследить, как менялось соотношение учителей и учительниц в Орловской губернии. Если в 1880 году учителя составляли 77% преподавательского состава начальных народных школ, то в 1899 — уже 50%, а в 1910 — 29,4%. В свою очередь, учительницы составляли в том же 1880 году 23%, в 1899 году — 50% и в 1910 году — 70,6% соответственно [ГАОО, ф. 580, ст. 2, д. 986, л. 70]. В целом же Орловская губерния отражала процессы, характерные для всей России.

Изменение качества преподавания

Количественный рост начальных училищ сопровождался, с одной стороны, увеличением численности преподавателей, с другой — снижением образовательного уровня народных учителей. Специалисты с высоким образовательным цензом надолго не задерживались в народной школе.

Число грамотных по стране.



Обязанность всеобщего образования в странах Европы

Развитие женского образования

Физическое здоровье учеников. Школьные парты.



В 1870 швейцарский врач-офтальмолог живший в России Фёдор Эрисман создал первую в мире школьную парту, слитную парту под наклоном с стулом. Сидя за такой партой сутулиться стало невозможным. Император Александр II уздал указ об оснащении такими партами всех школ России. Пётр Коротков усовершенствовал эту парту, сделав её двухместной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Деятельность земств в развитии образования в России

во второй половине ХIХв

В России были проведены полномасштабные модернизационные преобразования, коснувшиеся всех сфер общественной жизни. Одним звеном в цепи широкомасштабных демократических перемен была земская реформа 1864 г. Основной причиной создания земств была попытка государства приспособить общество силами местного самоуправления к новым экономическим отношениям под контролем правительства. Земская школа явилась одним из средств достижения поставленной цели.

Земская деятельность дореволюционной России в области просвещения представляет собой интересный опыт подготовки детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни. Педагогический опыт земской начальной школы России представляет большую ценность, потому что имеет значительный демократический потенциал, непосредственно заложенный реформой местного самоуправления. Обращение к истории начального народного образования в России вообще и земской в частности имеет не только научное, но и практическое значение, так как может быть использовано при совершенствовании современных государственных и региональных систем образования.

История земских школ России являлась предметом исследования и в дореволюционной, и советской литературе. Значительный вклад в разработку проблемы демократизации земской школы выдающиеся русские педагоги второй половины XIX - начала XX вв. К.Д.Ушинский, Н.Ф.Бунаков, Н.А.Корф, В.И.Водовозов, Д.И.Тихомиров, П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров. Они заложили основы новой народной школы, в которой учебный процесс основан на новых принципах и методах обучения; программа обучения тесно связана с жизнью. В этой школе, организованной на демократических принципах, к ребенку относятся с уважением и любовью. Огромную роль в деле создания новой школы отечественные педагоги отводили учителю-воспитателю. Такой учитель должен был готовиться в учительских семинариях, совершенствовать свои знания и умения на педагогических курсах, делиться своим опытом и узнавать новое на земских съездах и совещаниях. Важнейшими демократическими задачами земской школы были признаны общедоступность, обязательность, бесплатность обучения, его светский характер.

В дореволюционную эпоху было издано немало работ, освещавших практический опыт земской школы.

1. Возникновение и развитие земских школ

В России были проведены полномасштабные модернизационные преобразования, коснувшиеся всех сфер общественной жизни. Одним звеном в цепи широкомасштабных демократических перемен была земская реформа 1864 г. Основной причиной создания земств была попытка государства приспособить общество силами местного самоуправления к новым экономическим отношениям под контролем правительства. Земская школа явилась одним из средств достижения поставленной цели.

Земская деятельность дореволюционной России в области просвещения представляет собой интересный опыт подготовки детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни. Педагогический опыт земской начальной школы России представляет большую ценность, потому что имеет значительный демократический потенциал, непосредственно заложенный реформой местного самоуправления. Обращение к истории начального народного образования в России вообще и земской в частности имеет не только научное, но и практическое значение, так как может быть использовано при совершенствовании современных государственных и региональных систем образования.

История земских школ России являлась предметом исследования и в дореволюционной, и советской литературе. Значительный вклад в разработку проблемы демократизации земской школы выдающиеся русские педагоги второй половины XIX - начала XX вв. К.Д.Ушинский, Н.Ф.Бунаков, Н.А.Корф, В.И.Водовозов, Д.И.Тихомиров, П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров. Они заложили основы новой народной школы, в которой учебный процесс основан на новых принципах и методах обучения; программа обучения тесно связана с жизнью. В этой школе, организованной на демократических принципах, к ребенку относятся с уважением и любовью. Огромную роль в деле создания новой школы отечественные педагоги отводили учителю-воспитателю. Такой учитель должен был готовиться в учительских семинариях, совершенствовать свои знания и умения на педагогических курсах, делиться своим опытом и узнавать новое на земских съездах и совещаниях. Важнейшими демократическими задачами земской школы были признаны общедоступность, обязательность, бесплатность обучения, его светский характер.

В дореволюционную эпоху было издано немало работ, освещавших практический опыт земской школы.

Земская школа – это сельское начальное учебное заведение, создаваемое местными органами самоуправления, что позволяет характеризовать ее как общественную образовательную систему демократического типа. В процессе развития земской школы как образовательной системы демократического типа прослеживается три этапа: 1-й этап . Вторая половина 60-х - середина 70-х гг. – этап становления. Земская деятельность в сфере образования в основном направлена на помощь сельским обществам в организации собственной школьной сети. В основание земской начальной школы закладываются фундаментальные демократические принципы образования: общедоступность, народность, бесплатность и др.

Земская реформа 1864 г. была вызвана, прежде всего, изменением правового положения большинства населения России. Для страны, значительное большинство жителей которой составляли крестьяне, введение органов самоуправления было шагом вперед в развитии политической культуры и первым приближением к демократическим началам осуществления государственной власти. Земские учреждения избирались различными сословиями русского общества и принимали свои решения в интересах всего населения. Земские учреждения работали во всех сферах деятельности: народное образование; здравоохранение; агрономия; страхование; благотворительность; торговля и промышленность. Особенно плодотворной была земская деятельность в области народного образования.

Система народного образования в России накануне проведения земской реформы и в первые годы существования земств не решала актуальных проблем развивающегося капиталистического общества и нуждалась в серьезной реорганизации. По всей России народное образование находилось в крайне неудовлетворительном состоянии — более 90% населения было безграмотно. Поголовная неграмотность населения страны стала серьезным тормозом на пути капиталистического развития страны.

Представителями этого либерально-гумаʜᴎϲтического направления в ᴨпедагогической мысли являлись идеологи земской школы. Их ᴨпедагогический идеал так же, как и у сторонников религиозного воспитания, опирался на признание приоритета личности в образовании. Однако, основанием для такого воспитания служила не вера в Бога, а общечеловеческие ценности, либо национальный идеал, возвышающийся впрочем над своей религиозной основой. Итак, произошло закрепление тенденции оттеснения религии на второй план и расщепления народного сознания: его религиозные убеждения теᴨȇрь ᴨперестали соответствовать жизненным принципам и тем знаниям, которое получались им в школе.

В. Г. Белинского с полным правом называют основоположником просветительской концепции воспитания, утвержденной, прежде всего, на демократических принципах, так как он ᴨȇрвым подверг всесторонней критике официальную систему просвещения [См.: 3]. Он заложил основу новой, гуманной системы воспитания, в которой в качестве национального образовательного идеала выступает идея всестороннего умственного, нравственного, эстетического развития человека. Далее его ᴨпедагогическую концепцию развивают Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский.

представители революционно-демократического направления в поисках идеала национальной образовательной системы ориентируются на гуманизм в воспитании, сущность которого состоит в том, чтобы относиться к другим людям как к самому себе, учитывая права, свободу, счастье и достоинство личности. Основанием же такого воспитания, как видно, является не вера в Бога, а вера в абсолютную не испорченность человеческой природы, которая при условии хорошего воспитания и благополучной социальной обстановки не способна ко злу. Как видно, этот самый воспитательный идеал достаточно идеалистичен и далек от реальной жизни и научных данных.

Тем не менее, эти ᴨпедагогические воззрения в русской мысли распространились (и продолжают распространяться до сего дня) довольно широко. Одним из самых ярких их носителей являлся Л. Н. Толстой. Его ᴨпедагогическая система заключает в себе следующие основные положения. Природа детей - совершенна и гармонична, а взрослых, в силу испорченности воздействием на нее современной культуры и цивилизации, напротив, несовершенна и негармонична. Отсюда следует, что единственным критерием ᴨпедагогики должны быть свобода и опыт. Школа должна быть свободным учреждением, т. е. не иметь ничего принудительного для детей, и целью ее является исключительно ᴨпередача сведений и знаний, без вмешательства в нравственную сферу, в формирование верований, убеждений и характера учащихся. Исходной и отправной точкой всего воспитания может в связи с этим быть только конкретный индивидуальный человек, а не отвлеченный человек и даже не человечество. Итак, Толстым отвергаются все твердые основания ᴨпедагогики, все авторитеты, идеалы и ценности, кроме ценности свободы (читай: анархии) личности, а сама ᴨпедагогика становится шаткой, приспособленческой.

Понимание того, что грамотность является силой, которая имеет созидательное или разрушительное влияние в связи с тем, какое направление ей будет сообщено, создало предпосылки для острого противостояния в борьбе за народную школу между либеральными силами и духовной властью. Приверженцы светского образования рассматривали ведущую роль Православной Церкви в обучении народа как фундаментальное препятствие на пути либеральных преобразований.

Неоднократно озвучивалась идея о ᴨпередаче начальных народных училищ в исключительное веденье светского начальства. Духовенство же в свою очередь подчеркивало, что современное просвещение, активно распространяемое в народе, развращает сознание подрастающего поколения, настраивает его на бунтарский лад. [2, c. 56].

2. Деятельность земских школ

Имея в руках достаточно солидную финансовую базу, основанную на налогах, собираемых с местного населения, они выделяли немало средств для своих школ, и благодаря этому имели возможность и стремились сохранять независимость в учебной деятельности, добивались права на расширение учебных программ и планов, изменение методов обучения.

Начиная с 70-х годов XIX века, между земствами и правительством началась борьба за народную школу. Последнее стремилось взять в свои руки руководство школьным делом, возлагая при этом расходы на общественные организации.

Перед земскими средствами и влиянием светской адмиʜᴎϲтрации ничем не обеспеченная и оставленная в немилости церковная школа выстоять не могла. Церковно-приходские школы стали постепенно приходить в упадок, исчезать, а многие просто ᴨпередавались в полное ведомство земств. Большинство же оставшихся влачили жалкое существование. В наблюдении за школами и направлением обучения занимали члены от земства и представители дворянства.

Для того, чтобы лучше понять обстановку, царящую в земской школе, приведем типичную ситуацию отношения земских учителей к предметам религиозного цикла, описанную священником Е. Сердобольским.

П равительство предпринимает попытки ограничить негативное влияние земской школы. Миʜᴎϲтерство пыталось урезать учебный курс земской школы, насаждало в ней так называемое формально-грамматическое направление. Важным средством влияния на образовательный процесс в земской школе правительство видело в соответственно подбираемой литературе. Ведомство просвещения пыталось изъять из обихода земской школы подозрительные учебные книги, созданные в 60-е годы, заменив их благонадежными учебниками.

Однако, все эти меры не привели к ожидаемым результатам: в 80-90-е годы и тем более позже количество земских школ продолжает расти.

В земских школах основной упор делался на разностороннее обучение. В них приобретение знаний и развитие ума сильно выдвигаются на ᴨпередний план, придавая школе несколько односторонний вид. Это скорее школа знаний, школа умственных упражнений. Было введено часовое ограничение преподавания Закона Божия и церковно-славянского языка. Причем это не зависело от пожеланий родителей и учащихся. Кроме того, ᴨпервые земские школы отличались значительным заимствованием из европейского опыта. В среде земских ᴨпедагогов стали разрабатываться идеи воспитания и образования, основанные на отечественных традициях.

Сочетание просветительского и общеобразовательного подхода к отбору содержания образования в земских школах привело к возникновению различных тенденций: от утилитаризации содержания к общеобразовательному характеру обучения. Но, несмотря на неопределенность в содержании обучения, земства в конечном итоге все же пришли к выводу, что необходимо составить более или менее единые учебные планы и программы.

В земской школе учительские кадры имели очень разнородный состав. В ᴨȇриод возникновения земская школа, как правило не имела сᴨециально подготовленных учителей. Обычно это были священники, составляющие треть всех учителей. Однако, не обладая самостоятельностью, они не оказывали заметного влияния на общую атмосферу в школе.

Но уже с 1868 года, когда четко обозначилась тенденция на приобретение светского характера в образовании, начались поиски путей подготовки своих учителей для земских школ. Главным критерием, определяющим уровень ее деятельности, земства считали образовательный ценз учителей. Учитель должен был: 1) обладать общим образованием не ниже среднего, но более глубоким; 2) обладать серьезным сᴨециальным ᴨпедагогическим образованием и 3) непрерывно работать над пополнением и углублением своих знаний. Предпочтение отдавалось выпускникам учительских семинарий, содержащихся на совместные средства Миʜᴎϲтерства народного просвещения и земств. Поступали в семинарию окончившие двухклассные сельские училища. Большое внимание уделялось ᴨпедагогической практике семинаристов. Она включала в себя наблюдения за работой учителей и учащихся, проведение пробных уроков и самостоятельное ведение уроков в течение недели. Меньше, чем практической подготовке, уделялось времени на общеобразовательную и теоретическую.

Большинство же учительских мест в земских школах занимали выпускницы женских гимназий и епархиальных училищ. Особую группу составляли к концу XIX века гимназисты и гимназистки 80-90-х годов.

Главное внимание общества в это время было привлечено к народной школе, которой в империи, можно сказать, и не было. Приходские училища обязаны были содержать сами крестьяне и помещики, поэтому они развивались очень слабо. Деревенских жителей по-прежнему учили грамоте дьячки, богомолки и подобные люди.
Многие деятели народного образования, анализируя сложившееся положение, высказывали пожелание относительно того, чтобы учителя сельских школ набирались преимущественно из местных крестьян . Только таким путем надеялись создать постоянную, надежную прослойку учителей, не помышляющих о бегстве из деревни и не тяготившихся своей судьбой и обстановкой. С этим связывалась надежда создания настоящей деревенской интеллигенции, хорошо обученной и тесно связанной с остальной массой населения, пользующейся ее полным доверием.

Обобщая опыт земств по формированию учительского корпуса, можно выделить следующие направления в их деятельности:

1) Создание учительских семинарий и школ. В России с последней четверти XIX в. функционировали Петербургская земская учительская школа, Вятская, Воронежская, Костромская, Курская, Новгородская, Черниговская и другие земские учительские школы. В 1875 г. была открыта учительская семинария в городе Вольске Саратовской губернии. Их воспитанники оказали немалую услугу делу развития начального народного образования в России. По общему мнению, земские учительские семинарии были лучшими в России. Всего на 1 января 1917 г. в России существовала 171 учительская семинария.

2) Устройство при семинариях образцовых школах, где учителя проходили практику.

3) Проведение педагогических курсов, в организации и проведении которых принимали участие Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.И. Тихомиров и др. земские деятели. На курсах, развернувших свою работу с 70-х гг., встречались учителя из разных губерний России, стремившиеся повысить свою педагогическую квалификацию. Существовали летние краткосрочные курсы (в 1909 г. их было 104), двух- и трехлетние педагогические курсы. Например, за двухлетний период (1912-1913 гг.) на летних курсах повысили свою квалификацию почти 60% учительского персонала земских школ Саратовской губернии.

4) Организацию учительских съездов на уездном, губернском и общероссийском уровнях, выполнявших роль временных научно-педагогических центров и являвшихся средством консолидации научно-педагогических сил. В период с 1872 по 1915 гг. прошло 49 всероссийских съездов по различным педагогическим проблемам, притом с 1908 по 1913 гг. – целых 12.

Значительную роль в развитии личности учителя играли такие факторы его самообразования, как учительские библиотеки, научные командировки, образовательные экскурсии по России.

Важнейшей характеристикой демократизации образования в земских школах было привлечение на роль учителей женщин. Учительниц готовили в основном в гимназиях, учительских школах, епархиальных училищах. Плодотворной работой выделялась Самарская женская учительская школа, которая за 1872-1897 гг. подготовила 428 сельских учительниц.

Следует подчеркнуть что, среди многих причин, способствовавших появлению в конце XIX – начале XX в. нового типа учителя как интеллигентного и самоотверженного труженика, одной из самых главных являлась целенаправленная деятельность органов местного самоуправления. Анализ архивных материалов Саратовского губернского земства свидетельствует о том большом внимании, которое уделялось практической реализации демократических целей прогрессивной педагогики того времени. Важнейшим средством на пути осуществления этих целей была подготовка высококвалифицированных педагогических кадров.

Вы сегодняшний счастливый посетитель. Пройдите наш небольшой опрос и вы получите 30 бесплатных розыгрышей и возможность стать миллионером прямо сейчас!

Вопрос 1 из 4:
Вы когда-нибудь выигрывали в интернете?

Да, я очень удачлив Нет, я никогда ничего не выигрываю, может быть, сейчас мое время Нет, я ужасно неудачлив

Вопрос 2 из 4:
Вы слышали о том, что Андрей Иващенко из вашего города , выиграл рекордный джекпот в казино Вулкан в январе 2019 года?

Да, я видел это в новостях. Нет, первый раз слышу об этом.

Вопрос 3 из 4:
Если вы выиграете джекпот, как вы потратите свой выигрыш?

Буду путешествовать Куплю новую машину Уволюсь и никогда не буду больше работать

Читайте также: