Начальная школа беседа о птицах

Обновлено: 16.05.2024

Средства обучения: компьютерная презентация, диск “Певчие птицы средней России” Штейнбаха М.В., мультимедийная викторина “Знатоки птиц”, бумажные силуэты птиц, рисунок совы, выполненный в технике “сухая кисть”

План-конспект внеклассного занятия

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Слайд 2, Слайд 3

“Они поднялись в небо и живут полётом”

- Да, сегодня мы перенесёмся в мир птиц и поговорим о наших пернатых друзьях. Тема занятия называется “В мире птиц”, Слайд 4

Задание “Птичий календарь”

- Рано весной к нам, на свою родину, возвращаются перелётные птицы. Происходит это в определённом порядке. Какие птицы прилетают к нам первыми? Попробуйте расположить птиц в порядке их возвращения на родину, а поможет вам в этом описание птиц. Будьте внимательны!

- Эта птица размером с ворону, чёрная, с металлическим фиолетовым отливом всего тела и беловатым крупным клювом. (Грач)

Если дети не догадались, то в помощь загадка:

Что за весенняя чёрная птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
Кто там за плугом носится вскачь? (Грач)

Конец марта – начало апреля

- Весной взрослая птица отличается чёрным с пурпурным и зелёным отливом оперением, с охристыми пестринами на спине и задней части брюшка. Клюв жёлтый. (Скворец)

Если дети не догадались, то в помощь загадка:

Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)

- Птица размером с воробья, легко узнаётся по длинному хвостику, которым трясёт при ходьбе, и чёрному пятнышку на горле и груди. (Трясогузка)

Если дети не догадались, то в помощь загадка:

- Эти птички из соломинок и глины лепят гнёзда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Почти всё время проводят в полёте, ловя мелких мошек, мух и комаров. (Ласточка)

Если дети не догадались, то в помощь загадка:

Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

- Немного крупнее воробья, неприметная птичка с характерной оливково-коричневой окраской верха, но легко обнаруживается громкой и красивой песней, которая слышна в утренние и ночные часы.(Соловей)

Если дети не догадались, то в помощь загадка:

- Ребята, я предлагаю вам послушать трели соловья и насладиться пением этого необыкновенного певца!

(Учащиеся слушают пение соловья и смотрят уникальные слайды с фотографиями этих птиц) Приложение 1 (Чтобы выйти из приложения, нужно нажать Esc).

- Эту птицу с ярко-жёлтой окраской туловища на фоне чёрных крыльев увидеть нелегко, потому что она всё время держится в кронах деревьев. Кто знает, как называется эта птица? (Иволга)

- Хотите послушать пение иволги? (Учащиеся слушают пение иволги и смотрят уникальные слайды с фотографиями этих птиц)

Приложение 2 (Чтобы выйти из приложения, нужно нажать Esc).

- А теперь назовите, пожалуйста, птиц в порядке их возвращения на родину (Дети выполняют задание)

2) Задание “Лесная грамота”

  1. Трясогузка хвостом . чем журавль в небе
  2. Слово – не воробей, . да коготок остёр
  3. Всякий кулик . вылетит – не поймаешь
  4. Всякая птица . чем сотню воробьёв
  5. Дятлу без носа . на мякине не проведёшь
  6. Мала синичка . своё болото хвалит
  7. Лучше слушать одного соловья, . лёд разбивает
  8. Старого воробья . своё гнездо любит
  9. Лучше синица в руках, . как волку без ног
  10. Надулся, .. как индюк
  1. Трясогузка хвостом лёд разбивает.
  2. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
  3. Всякий кулик своё болото хвалит.
  4. Всякая птица своё гнездо любит.
  5. Дятлу без носа как волку без ног.
  6. Мала синичка, да коготок остёр
  7. Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьёв.
  8. Старого воробья на мякине не проведёшь.
  9. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  10. Надулся, как индюк

3) Задание “Накормите птиц”

- Чем накормите сойку? Слайд 6

- Аиста? Слайд 7

- Ворону? Слайд 8

- Клеста? Слайд 9

- Филина? Слайд 10

- Снегиря? Слайд 11

- Кукушку? Слайд 12

Ответы: : сойка – плоды дуба (желуди), аист – лягушки, ворона – пищевые отходы, клест – семена еловых и сосновых шишек, филин – мышевидные грызуны, снегирь – сочные плоды рябины (но выбирают из них только семена, роняя на снег красную мякоть), кукушка – гусеницы.

- А теперь мы на время сами превратимся в птиц.

Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.

Задание “Видно птиц по полёту”

- Так говорят о человеке, когда хотят подчеркнуть, что можно по поведению, привычкам, манерам узнать, кто он такой. Птицу можно узнать по полёту. Определите летящих птиц по силуэтам. (Гуся, аиста, чёрного стрижа, ласточку)

Задание “Народные приметы”

  1. Кукушка кукует на сухом дереве . скоро гром загремит
  2. Ласточка прилетела . к тёплой весне
  3. Ранний прилёт грачей и жаворонков . к морозу
  4. Кукушки стали куковать . скоро лёд пройдёт
  5. Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне . .весну встречай
  6. Увидел скворца-знай: . морозу больше не бывать
  7. Увидел грача - . к непогоде
  8. Птица хохлится . к холодному лету
  9. Чайка прилетела . весна у крыльца
  1. Кукушка кукует на сухом дереве – к морозу.
  2. Ласточка прилетела –скоро гром загремит.
  3. Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне.
  4. Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать.
  5. Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - к холодному лету.
  6. Увидел скворца – знай: весна у крыльца.
  7. Увидел грача – весну встречай.
  8. Птица хохлится к непогоде.
  9. Чайка прилетела – скоро лёд пройдёт.

III. Костюмированная сценка “Спор на скворешне” (автор Г.Ладонщиков) в исполнении учащихся

Этот случай был в апреле:
С юга птицы прилетели,
Таял снег, а воробья
Выгоняли из жилья.

- Улетай-ка прочь, задира!” –
Просвистел ему скворец.
- Ни за что! Моя квартира!
Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенес,
А сейчас под этой кровлей
Для семьи жилье готовлю.
И не тронусь, хоть убей!” -
Прочирикал воробей.

- Не упрямься!
Мне в наследство
Этот дом остался с детства…
Улетай – мой клюв остер!
Вылетай.

Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Ниже старой привязал
И приветливо сказал:

- Я друзьям сердечно рад!
Охраняйте вместе сад!
Только Миша слез долой –
Воробейка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.

- Ребята, какое впечатление произвела на вас эта сценка? Расскажите, пожалуйста.

IV. Мастер-класс. Раскрашивание силуэта совы в нужные цвета. (Техника – сухая кисть). Проводят мастер-класс подготовленные учащиеся.

- А сейчас мы выявим самых наблюдательных. У меня в руках рисунок птицы (рисунок повёрнут обратной (белой) стороной к учащимся). Нам предстоит раскрасить силуэт этой птицы в нужные цвета. Попробуйте угадать, о какой птице идёт речь.

Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)

- Верно, это сова (поворачивает рисунок совы лицевой стороной к учащимся). Рассмотрите, как она выглядит. Эту сову мы раскрасили в нужные цвета, используя технику “сухая кисть”.

Подготовленные ученики раздают силуэты совы каждому ребёнку и проводят мастер-класс.

Выполненные рисунки совы учащиеся прикрепляют к доске, делятся своими впечатлениями.

V. Мультимедийная викторина “Знатоки птиц” (в двух частях)

Чтобы открыть начало викторины, с помощью первого чёрного треугольничка слева внизу страницы ( ) открыть “Главный лист”, затем переходим на следующие листы с помощью гиперссылки “Далее”. Свой вариант ответа ученик вводит в окощко, где написано “В окно введите букву ответа” (а, б или в).

Викторина содержит рисунки птиц, о которых идёт речь в вопросах. Это позволяет расширить кругозор учащихся и даёт им возможность запомнить внешний вид птиц.

VI. Заключительная часть.

Выразительно читают подготовленные ученики.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом

Не пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг порхают,
Крылья их при ярком свете,
Словно радуга сверкают.

Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Пусть певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.

И сады, и нивы наши
Нам они оберегают,
Не пугайте ж резвых птичек!
Пусть они вокруг летают!

- Ребята, о чём вы задумались, слушая это выступление? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.

VII. Выставка книг о птицах.

- Дорогие ребята, если вы захотели больше узнать о мире птиц, то можете воспользоваться книгами, которые вы видите на этой выставке. Она будет работать в течение двух недель.

VIII. Итог занятия.

- Скажите, пожалуйста, что вам запомнилось больше всего на нашем занятии? (Ответы учеников)

- Заканчивается наша встреча с удивительным миром птиц. Но в выходные дни, во время каникул вы можете понаблюдать за птицами, увидеть новые для вас виды, полюбоваться весенними скоплениями водоплавающих птиц или осенними журавлиными стаями.

Но мне хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте наших пернатых друзей.

Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней! Слайд 14

Список использованной литературы и материалы сайтов.

1. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для уч-ся нач. кл. М.: Просвещение, 2005.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ребята, 1 апреля отмечается международный день птиц.

Сегодня мы с вами обобщим наши знания о птицах и узнаем много нового.

Прежде чем мы начнем, мне хотелось бы обратить внимание на оформление класса и выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах. Жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе большое разнообразие, всего насчитывается около 8600 видов пернатых. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

Синь-синь! – посвистывает синица.

Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.

Гра-гра! – представляется грач.

Сквор-сквор! – поют скворцы.

Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

2. Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.

Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Каких птиц вы видели зимой?

Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод. - Одной из интересных зимующих птиц наших Дальневосточных лесов является клёст . Он питается иголочками и семенами хвойных деревьев, так как зимой пищи для клестов достаточно много и врагов почти нет, клесты выводят своих птенцов в самые морозы - в декабре месяце.

- Перелетные птицы – это птицы, которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг.

Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми). Чем питаются аисты, цапли, гуси, утки, лебеди, чайки? (рыбой, головастиками, лягушками). Зимой этой пищи не найти, поэтому, все насекомоядные и водоплавающие птицы улетают в те места, где есть корм.

- Одной из перелетных птиц является кукушка . Эта птица не вьет сама гнезда и свои яйца по одному подбрасывает в гнезда других птиц. Появившийся кукушонок выбрасывает из гнезда всех других птенцов так, как он очень прожорлив и ему не хватает той пищи, которую приносят приемные родители. Но это не значит, что кукушка вредная птица.

Никто из птиц не ест волосатых гусениц, так – как, их волоски ядовиты, а вот кукушка единственная птица, которая с удовольствием лакомится ими и этим приносит огромную пользу человеку.

- Птицы бывают домашними и дикими.

- Дикие птицы живут в природе, сами находят себе пищу, укромное место для ночлега.

- Домашние птицы – живут в помещениях, которые построил человек. Человек кормит и ухаживает за этими птицами. Из-за тяжелого веса домашние птицы разучились летать.

3. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

4. Отдохнули? А сейчас проведем викторину по знанию птиц.

– Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)

– Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

– Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

– Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек .)

– Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут.)

– У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов.)

– Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка.)

– Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок.)

– Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи.)

– Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)

– Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)

– Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)

– Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит.)

– Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок.)

– Какая птица выше всех летает? (Орел.)

– Пользу или вред приносит человеку синица зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, синицы питаются спрятавшимися насекомыми.)

– Какая птица является ближайшей родственницей снегурочки? (Снегирь.)

– Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова.)

– Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубя.)

– Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

– Какого числа отмечается международный день птиц? (1 апреля .)

Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)

Учитель. Что неправильно, почему?

Ученики. Мухи – это насекомые.

Учитель. Продолжим.

Галки, макароны. (Дети хлопают.)

Учитель. Начинаем снова.

Голуби, куницы. (Дети хлопают.)

Учитель. Продолжим.

Комары, кукушки. (Дети хлопают.)

Учитель. Прилетели птицы:

6. Правила обращения с птицами.

– Чем же полезны человеку птицы? (уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)

– А наносит ли вред птицам человек, какой?

– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?

● Не разорять гнезда.

● Не ловить и не убивать.

● Не трогать яйца и птенцов.

● Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.

● Охранять от вредителей (кошки, собаки, серой вороны и т. д.)

● Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).

Ученые подсчитали общее число птиц на Земле. Их примерно 100 миллиардов, то есть всего по 20 (клювов) на человека.

Вы знаете, что:

1. Из каждого 10-го зимой погибает 9.

2. Птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых.

3. Что насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.

4. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а с еще большей энергией начинают искать насекомых.


1. Ребята, 1 апреля отмечается международный день птиц.

Сегодня мы с вами обобщим наши знания о птицах и узнаем много нового.

Прежде чем мы начнем, мне хотелось бы обратить внимание на оформление класса и выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах.

Жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц.

В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов.

Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе большое разнообразие, всего насчитывается около 8600 видов пернатых.

Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

– Синь-синь! – посвистывает синица.

– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.

– Гра-гра! – представляется грач.

– Сквор-сквор! – поют скворцы.

– Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.

Птицы - наши друзья (беседа)

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

2. Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.

Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Каких птиц вы видели зимой?

Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод.

- Одной из интересных зимующих птиц наших Дальневосточных лесов является клёст. Он питается иголочками и семенами хвойных деревьев, так как зимой пищи для клестов достаточно много и врагов почти нет, клесты выводят своих птенцов в самые морозы - в декабре месяце.

- Перелетные птицы – это птицы, которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг.

Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми). Чем питаются аисты, цапли, гуси, утки, лебеди, чайки? (рыбой, головастиками, лягушками).

Зимой этой пищи не найти, поэтому, все насекомоядные и водоплавающие птицы улетают в те места, где есть корм.

- Одной из перелетных птиц является кукушка. Эта птица не вьет сама гнезда и свои яйца по одному подбрасывает в гнезда других птиц.

Появившийся кукушонок выбрасывает из гнезда всех других птенцов так, как он очень прожорлив и ему не хватает той пищи, которую приносят приемные родители. Но это не значит, что кукушка вредная птица.

Никто из птиц не ест волосатых гусениц, так – как, их волоски ядовиты, а вот кукушка единственная птица, которая с удовольствием лакомится ими и этим приносит огромную пользу человеку.

- Птицы бывают домашними и дикими.

- Дикие птицы живут в природе, сами находят себе пищу, укромное место для ночлега.

- Домашние птицы – живут в помещениях, которые построил человек. Человек кормит и ухаживает за этими птицами. Из-за тяжелого веса домашние птицы разучились летать.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Ребята, 1 апреля отмечается международный день птиц.

Сегодня мы с вами обобщим наши знания о птицах и узнаем много нового.

Прежде чем мы начнем, мне хотелось бы обратить внимание на оформление класса и выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах. Жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе большое разнообразие, всего насчитывается около 8600 видов пернатых. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

Синь-синь! – посвистывает синица.

Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.

Гра-гра! – представляется грач.

Сквор-сквор! – поют скворцы.

Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

2. Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.

Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Каких птиц вы видели зимой?

Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод. - Одной из интересных зимующих птиц наших Дальневосточных лесов является клёст. Он питается иголочками и семенами хвойных деревьев, так как зимой пищи для клестов достаточно много и врагов почти нет, клесты выводят своих птенцов в самые морозы - в декабре месяце.

- Перелетные птицы – это птицы, которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг.

Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми). Чем питаются аисты, цапли, гуси, утки, лебеди, чайки? (рыбой, головастиками, лягушками). Зимой этой пищи не найти, поэтому, все насекомоядные и водоплавающие птицы улетают в те места, где есть корм.

- Одной из перелетных птиц является кукушка. Эта птица не вьет сама гнезда и свои яйца по одному подбрасывает в гнезда других птиц. Появившийся кукушонок выбрасывает из гнезда всех других птенцов так, как он очень прожорлив и ему не хватает той пищи, которую приносят приемные родители. Но это не значит, что кукушка вредная птица.

Никто из птиц не ест волосатых гусениц, так – как, их волоски ядовиты, а вот кукушка единственная птица, которая с удовольствием лакомится ими и этим приносит огромную пользу человеку.

- Птицы бывают домашними и дикими.

- Дикие птицы живут в природе, сами находят себе пищу, укромное место для ночлега.

- Домашние птицы – живут в помещениях, которые построил человек. Человек кормит и ухаживает за этими птицами. Из-за тяжелого веса домашние птицы разучились летать.

3. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

4. Отдохнули? А сейчас проведем викторину по знанию птиц.

– Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)

– Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

– Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

– Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек.)

– Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут.)

– У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов.)

– Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка.)

– Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок.)

– Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи.)

– Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)

– Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)

– Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)

– Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит.)

– Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок.)

– Какая птица выше всех летает? (Орел.)

– Пользу или вред приносит человеку синица зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, синицы питаются спрятавшимися насекомыми.)

–Какая птица является ближайшей родственницей снегурочки? (Снегирь.)

– Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова.)

– Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубя.)

– Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

– Какого числа отмечается международный день птиц? (1 апреля.)

Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)

Учитель. Что неправильно, почему?

Ученики. Мухи – это насекомые.

Учитель. Продолжим.

Галки, макароны. (Дети хлопают.)

Учитель. Начинаем снова.

Голуби, куницы. (Дети хлопают.)

Учитель. Продолжим.

Комары, кукушки. (Дети хлопают.)

Учитель. Прилетели птицы:

6. Правила обращения с птицами.

– Чем же полезны человеку птицы? (уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)

– А наносит ли вред птицам человек, какой?

– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?

● Не разорять гнезда.

● Не ловить и не убивать.

● Не трогать яйца и птенцов.

● Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.

● Охранять от вредителей (кошки, собаки, серой вороны и т. д.)

● Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).

Ученые подсчитали общее число птиц на Земле. Их примерно 100 миллиардов, то есть всего по 20 (клювов) на человека.

Вы знаете, что:

1. Из каждого 10-го зимой погибает 9.

2. Птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых.

3. Что насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.

4. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а с еще большей энергией начинают искать насекомых.

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся.

П. Старшинов


-75%

- Почему вы хлопали, когда слышали, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края” и “зимуют с нами”? ( Ответы детей)
Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о птицах, зимующих не только в нашей местности, но и по всей Чувашии. Этих птиц в нашем районе мы можем и не встретить. В Чувашии в зимнее время зафиксировано более 50 видов, но чаще всего встречаются около 30. Давайте, мы с вами посмотрим некоторых из них и проверим свои наблюдения: может быть, эти пернатые заглядывали и в наши края. Итак, мы повесили кормушки, положили туда корм и давайте посмотрим, какие гости к нам могут прилететь…
II. Показ презентации.
2слайд
Синица


Воробей


Выступление учащегося:
Частым гостем наших кормушек бывают весёлые воробьи. Прилетают на зиму ближе к жилищу человека. Они создают свои гнезда под крышами домов, в заброшенных зданиях, в трещинах жилых домов и даже в пустых скворечниках. Зимой они кормятся отходами на городских свалках, остатками пищи, брошенными на улице или у магазинов, греются под крышами домов или на теплотрассах. Если найдёт где-нибудь что-то съедобное, то сразу и других воробьев зовёт.
Дополнение учителя: Стоит отметить, что эти птицы на зиму строят свои гнезда за очень короткий срок, поэтому они получаются неряшливыми и не имеют правильной формы. Во время сильных холодов воробьи расправляют все свои перышки, что делает их похожими на маленькие пушистые комочки. Воробей — птица самостоятельная: в обиду себя не даст и голодным не останется. Ночью сбиваются мелкие птички в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри согрелись, наружу перемещаются, а те, кто снаружи озяб, поглубже протискиваются. Защищает воробья от мороза и пуховая шубка.

3 слайд
Сорока


Выступление учащегося: Сороки относятся к тем птицам, которые остаются и не покидают родные места, то есть там же проводят зиму, где были. Это всем известные и довольно популярные птицы, которых все видели. Сорока известна своим черно-белым оперением. Сороки могут быть там, где есть возможность прокормиться. Нередко селятся недалеко от людей, чтобы иметь возможность в зимнее время питаться пищевыми отходами, а также некоторой животной едой, даже небольшими млекопитающими типа грызунов небольших размеров.
Дополнение учителя: Сороки держатся сообща, совместно и пропитание проще добыть. Сороки известны своей хитростью. Даже у собаки могут украсть еду. Одна отвлекает, другая ворует.

Серая ворона


Выступление учащегося: Ворона - всеядная птица. Туловище у серой вороны пепельно серое, а голова, крылышки, хвост, клюв, ноги, передняя часть горла - сине-черного цвета. Всякого рода пищевые отходы — привычная и излюбленная пища вороны, поэтому большое скопление этих птиц часто наблюдается на городских свалках. В отсутствии животной пищи ворона ест растения и их семена, фрукты и овощи. Современная городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку.
Дополнение учителя: Понаблюдав за этими птицами, ученые выяснили, что весной и осенью вороны совершают регулярные перелеты. Осенью они улетают в более южные края, а весной возвращаются. Так, к примеру, вороны из Подмосковья улетают под Харьков или Киев, а в Подмосковье селятся архангельские вороны. Поэтому, вороны, которые встречаются зимой у нас, совсем не те, которые изначально построили здесь свои гнездышки и вывели птенцов, а те, которые прилетели из мест с более суровыми морозами. Однако перелеты совершают только молодые вороны. Старые на весну улетают подальше от человеческого жилья, а зимой вновь возвращаются и примыкают к стаям пришлых молодых ворон и галок.
В сильные морозы, можно наблюдать их огромные стаи, которые перелетают с места на место.

4 слайд
Голубь


Выступление учащегося: Пожалуй, самая известная горожанам птица – это голубь. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища. Эти птицы находят места, где они могут прятаться от холода, но в то же время вылетать каждый день на поиски пропитания.

Галка


Выступление учащегося: Ноги у птицы черные, клюв темный. Но самое удивительное у галки – это глаза. Зрачок черного цвета в окружении бледно голубой радужной оболочки выглядит очень красиво и создает ощущение выразительности. Встречаются птицы с зелеными глазами. В осенний и зимний периоды галки питаются семенами и ягодами. А вот свалка или мусорный бак для галок – это настоящее пиршество. Ведь именно там находится изобилие самого разнообразного питания. Можно всегда вкусно и сытно поесть.
Дополнение учителя: Если охарактеризовать какая галка птица, то она крикливая, шустрая, общительная и умная. Среди других пернатых их лучшие друзья грачи. Их дружба является очень трогательной. Они с нетерпением ждут прилета грачей с зимовки, чтобы общаться и совместно искать пропитание на скотных дворах, проталинах, дорогах, полях и огородах.

5 слайд
Снегирь





Большой пестрый дятел


Выступление учащегося: Самый распространенный в европейских лесах – это большой пестрый дятел. Клюв у этих птичек толстый, длинный и крепкий. Они способны выдалбливать дупло в любом дереве, хотя чаще выбирают для этих целей стволы больные. Хорошо лазить по стволам деревьев дятлам помогают короткие ноги с цепкими пальцами и крепкий хвост. Эта лесная птица встречается везде, где есть деревья и предпочитает одиночество. Но могут жить и рядом с человеком, например, в городских парках и скверах. Он редко улетает далеко от места проживания. Большинство из них всеядны и легко переносят морозы. Не изменяется образ жизни этой птицы даже зимой. Зимой дятел питается, в основном, семенами сосны и ели, плодами растений. Он искусно вынимает клювом семена из шишек и даже используют для этого постоянные станки - развилки веток. Также зимой он отлично находит жуков - короедов и жуков - древоточцев, которые в спячку прячутся под кору деревьев и выдалбливает их.

11слайд
Зелёный дятел


Дополнение учителя: В зимнее время, когда земля покрывается снегом, а муравьи прячутся под землю, дятлы прорывают глубокие норы в сугробах в поисках пищи. В этот период они также ищут уснувших насекомых в расщелинах коры деревьев и разных укромных местах. Кроме животной пищи, зелёные дятлы питаются ягодами рябины обыкновенной.

12 - 13 слайды
Чечётка


14 - 15 - 16 слайды
Поползень


17 - 18 слайды
Клёст


19 - 20 слайды
Сойка


Выступление учащегося: По своим размерам сойка похожа на галку.
На голове у сойки есть широкой хохолок. Перья над хвостом белые, клюв, крылья, хвост — черные. Цвет оперенья ржаво-коричневый, а перья на плечах ярко-голубые с узенькими черными полосками. Смотрится птица в своем наряде очень ярко и красиво. Однако, разглядеть ее не так-то просто, ведь сойки очень пугливые птицы.
Зимой, когда снежный покров препятствует добыче корма, эти птицы выбираются из леса на более открытые участки и появляются возле жилища людей. Питаются семенами и ягодами. Сойка – очень сообразительная птица. Она делает запасы: собирает и прячет желуди. Птица может запасти до 4 кг желудей. Запасы соек часто находят другие птицы, вездесущие белки и съедают их.
Дополнение учителя: Птицы данного вида умеют подражать пению других птиц и человеческому голосу. В зимнюю бурю или метель, птицы забиваются под еловые ветки и там пережидают непогоду.

21 - 22 слайды
Свиристель


Выступление учащегося: Есть у наших обычных воробьев ближайший родственник – птица свиристель. Название свое они получили от звуков, которые издают при пении: сви-ри-ри. Но природа дала свиристелям красивый наряд: торчащий розовый хохолок на голове и своеобразная окраска: основной цвет туловища нежного розового цвета с серыми оттенками, а вот крылья разноцветно-расписные, с черными, желто-оранжевыми и белыми полосками. На кончике хвоста также полоски. Зимой основная их пища – это ягоды. Свиристели кормятся в рябинниках, любят ягоды калины, шиповника, брусники, да и вообще любых ягодных кустарников.
Дополнение учителя: Едят свиристели много, набивают желудки плотно. Но большинство из этих ягод не переваривается, поэтому зимой место, где пировали хохлатые красавцы, узнать легко. Под голым деревом снег бывает весь усыпан яркими пятнами полупереваренных ягод с семенами и расклеванной кожурой. В природе это имеет большое значение: упавшие семена затем прорастают в новое растение. Люди строят для них в парках и в лесу кормушки и подкармливают этих красивых и ярких птиц, радующих взгляд. Несмотря на осторожность и скрытность, к кормушкам свиристели прилетают охотно.
III. Закрепление.
Учитель. Ребята,ответьте на вопросы:
1. О каких птицах мы сегодня говорили? Что нового узнали?
2. Чем же полезны птицы?
Возможные ответы детей:
1. Все птицы уничтожают вредных насекомых, которые губят зелёные насаждения.
2. Птицы уничтожают личинки и яйца насекомых.
3. Птицы являются санитарами, так как поедают насекомых – разносчиков разных болезней.
4. Птицы радуют нас своим пением и красотой.
5. Птицы разносят семена деревьев, из которых вырастают новые растения.
6. Птицу можно назвать лесником, бережно ухаживающим за лесом.
3. Почему именно зимой птицам наша помощь необходима?
Возможные ответы детей:
1. Зимой всюду лежит снег, холодно и мало пищи, и от голода птицы погибают.
2. За короткий зимний день птицы просто в не состоянии отыскать и съесть столько корма, сколько им надо.
4. Как мы можем помочь птицам?
Возможные ответы детей:
3. Зимой холодно и мало пищи, поэтому люди должны для птиц устраивать птичьи столовые.
4. Нужно повсюду развешивать кормушки.
5. Следить за тем, чтобы в кормушках всегда был корм.

5. Какой корм мы можем положить в кормушки?
Возможные ответы детей:
Кусочки сала для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Белый хлеб, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Птицы охотно поедают овсянку "Геркулес" и пшено, сухофрукты и орехи. Птицы любят клевать ягоды рябины, семена берёзы, сосны, ели, лиственницы.

V.Итог.
Учитель. А теперь посмотрите за окно –видите, сколько птичек ждут обеда?! Я заранее приготовила корм, который разложила в мешочки. Вы сегодня многое узнали, и ни одно полученное знание не должно оставаться без применения его на практике! Давайте собираться на прогулку, и первое, что мы с вами сделаем: …. правильно, покормим птиц!

Читайте также: