Начала работать первая учительская школа для казахов

Обновлено: 02.07.2024

Кел, балалар, оқылық,

Шамнан шырақ жағылар,

Каждый из нас знает эти знаменитые строки, призывающие уже много лет к знаниям. Он – педагог, просветитель, писатель, поэт, учёный… Но в народной памяти он остался как первый учитель в степи. Его жизненный путь – это пример борьбы с невежеством и бюрократией за светлое будущее своего народа.

Алтынсарин не только открыл первую народную школу в Казахстане, но и написал для неё учебник, используя новый казахский алфавит, который он сам же и создал. Он убедил простых людей отдать своих детей в школы, подготовил учителей. При этом ему противостояли царские чиновники и имамы. Его педагогические принципы были настолько универсальны и опережали своё время так, что даже спустя 170 лет, всё ещё актуальны.

Вот строки из одного письма деда Ыбыраю:

Ты, наверно, скучаешь и рвёшься домой.

Поприлежней учись, грусть пройдёт стороной

Станешь грамотным – будешь опорою нам,

Нам, к закату идущим седым старикам.

После окончания школы Алтынсарин работает переводчиком, но, охваченный высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу, он мечтает заниматься педагогической работой, в которой видел своё призвание. После долгих хлопот и трудностей ему удалось в 1860 году покинуть Оренбург и перевестись в Тургай, но и здесь местные царские власти долго не давали возможности Алтынсарину посвятить себя любимому учительскому делу, назначая его то помощником судьи, то судьёй, помощником начальника, исполняющим обязанности начальника уезда. Только в 1865 году Ыбыраю Алтынсарину удалось, наконец, перейти на педагогическую работу и открыть новую школу для оренбургских детей. К этому важному делу холодно отнеслось областное правление и местные власти.



Кроме того, он ввёл в своих школах обучение исламу. Но отношение к религии у него было особым, либеральным. Алтынсарин считал, что религия должна согласовываться с наукой и техникой и содействовать нравственному воспитанию молодежи.

Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, Алтынсарин часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств для строительства школ. При нём открылись русско-казахские школы в Тургае, в казачьем городке Илецкая защита, Иргизе, Актюбинске. Он добивается открытия первой женской школы. В 1888 году в Иргизе была открыта первая школа для казахских девочек, позднее женские училища с интернатом – в Тургае, Кустанае, Карабутаке и в Актобе.

Ыбырай – не только педагог-просветитель, теоретик-этнограф, историк, экономист, но и чиновник, вынужденный отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки противодействиям, интригам, клевете. На пустом месте, с нуля он организовал учебные заведения, подобрал кадры, оснастил и снабдил школы всем необходимым. Брал на себя заботы о детях, мелочах быта, финансовую отчётность и т. д.

По его инициативе было открыто 7 начальных школ, 4 двухклассных училища для детей-казахов, в том числе первые школы для казашек с преподаванием в них предметов на родном и русском языках. В 1883 году в Орске была открыта казахская учительская семинария.

На посту инспектора по народному образованию в Тургайском уезде он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем-просветителем и крупным общественным деятелем.

И сегодня его пособия и учебники успешно используются учителями и родителями. Мог ли Ыбырай предполагать, как разрастётся, как шагнёт вперёд образование в Казахстане.

В постоянной заботе о своём народе, о его просвещении он ездил по аулам на телеге по степному бездорожью и в холод, и в зной, что отразилось на его здоровье. В 1889 году в возрасте 48 лет великий просветитель казахского народа ушёл из жизни.

Первый педагог казахской степи мечтал видеть свой народ свободным и образованным. И это сбылось во многом благодаря его титанической работе.

Первые школы Казахстана

Жангир хан - первый казахский просвещенный правитель, чьим основным увлечением была наука, а смыслом недолгой жизни - просветительство. И именно он открыл первую школу в казахской степи.

7051f5040766faa744370ed70c686b9b.jpg

Уже к середине 30-х годов XIX века Жангир обдумывает возможность организации центральной школы в ханской ставке. По его замыслу она должна была готовить детей к поступлению в российские специальные учебные заведения. Открытие этой школы состоялось в ханской ставке Орды в 1841 году. Затраты на содержание школы хан взял на себя. До самой смерти, то есть до 1845 года, хан содержал школу за счет своих доходов, сам экзаменовал обучавшихся. По существу он был первым учителем школы, а его помощником в школьном деле — татарин Садриддин Аминов.

Так же одним из первых просветителей казахского народа является и Ибрай Алтынсарин - общественный деятель, педагог-новатор, ученый-этнограф, поэт и прозаик, основоположник казахской письменной литературы и литературного языка, создатель казахского алфавита на основе русской графики.

012ce4dc3f56a1a5e9ca7e0b6a0382fc.jpg

Ибрай Алтынсарин в свое время приложил много усилий для просвещения своего народа. Он отправлял неоднократные письма к правительству с просьбами о разрешении открыть учебное заведение для казахских детей. И в 1860 году, удовлетворив многочисленные просьбы Алтынсарина, областное правление все-таки дало согласие на открытие начальной школы в Оренбургском управлении. Открыть школу в глухом городке было нелегким делом (не было средств, школьного помещения и учебных пособий). К этому важному делу холодно отнеслось областное правление и местные власти. Да и сама царская власть не ставила цели просвещать народ, ей нужны были только делопроизводители, знающие языки. Трудности, однако, не остановили Алтынсарина.

К тому же Ибрай Алтынсарин был первым казахом, который в 1861 году получил назначение на должность учителя Тургайской школы.Воодушевленный этим событием и своими просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя значение светского образования. Важно и то, что он находил в народе поддержку. Собрав у местного населения средства, вложив некоторые свои сбережения, Алтынсарин приступил к строительству здания школы.

8f758bb6a2458eccfed82f085cc1b8c8.jpg

Первая школа, открытая Ибраем Алтынсариным в 1864 году в Торгае

767239361c99e5574ed5ce27ef9ff703.jpg

Костанайское двухклассное русско-казахское училище, построенное Ибраем Алтынсариным в 1884 году

e61545e7ff6a164915efcf5d2f8606ad.JPG

Ибрай Алтынсарин в своей педагогической деятельности большое внимание уделял не только вопросам воспитания учащегося, но и вопросам трудового обучения, поэтому он и открыл и ремесленное училище в Тургае, впоследствии названной – Яковлевской.

21dc59895fbbed1fd80b7ac17a59258c.jpg

Тургайское ремесленное училище

Изначально решив открыть по одному центральному училищу во всех уездных городах области, он ездил по аулам Торгайской области, собирал с населения средства, а затем открыл по одному двухклассному русско-казахскому училищу в Илецком, Николаевском, Тургайском и Иргизском уездах. Укомплектовал их учениками и учителем.

36ca439122275ad845e615c9e4bad981.JPG

Диорама " Учащиеся Тургайского ремесленного училища"

Прежде чем открывать школы Алтынсарин предварительно исследовал территориальные расположения населенных пунктов, плотность населения, а затем только приступал к открытию школы.

С именем Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. И в этом, исключительно важном начинании, он также встречал препятствия со стороны царских властей. А когда в Иргизе открылась специальная школа для казахских девочек с интернатом, Алтынсарин от души был рад успеху этого выдающегося начинания.

Наряду с открытием уездных, волостных, аульных школ, одна из главных заслуг Алтынсарина, это - открытие первой казахской Учительской школы в 1883 году в городе Орске, где готовили учителей для казахских школ.

10 декабря 1887 года выдающийся педагог лично открыл и дал первые показательные уроки в Убаганской одноклассной волостной школе в Кустанайском уезде.

8444c88b64e6759ec452cfa5e63b61d7.jpg

Убаганская волостная школа

Позднее школа была преобразована в русско-казахское училище и на его базе 7 июля 1940 года открылось Мендыгаринское казахское педагогическое училище в составе 2-х курсов. С 1949 года училище стало носить имя своего создателя – великого сына казахского народа Ибрая Алтынсарина. 25 лет спустя училище перевели в город Рудный, а в 1992 году реорганизовали в Рудненский социально-гуманитарный колледж им. И Алтынсарина.

326eab937ae415a965d0bf3d12d3ca87.jpg

Алтынсарин с семьей, 1889 год

В 1813 году в Омске, а затем в 1825 году в Оренбурге начинают функционировать военные училища. Впоследствии они были переименованы соответственно в Сибирский и Оренбургский Неплюевский кадетские корпуса. Доступ казахских детей в эти учебные заведения был заметно ограничен. Казахских кадетов не допускали к изучению ряда секретных военных дисциплин. В казачьих станицах и крепостях существовали церковные и казачьи школы. В условиях кочевого и полукочевого образа жизни трудно было организовать стационарные учебные заведения. С началом промышленного освоения Казахстана появилась потребность в образованных людях. Поэтому в 1850 году в Оренбурге была открыта школа с семилетним сроком обучения. Здесь готовили писарей и переводчиков, преподавали русскую историю, математику, всеобщую и русскую географию, геометрию, а также обучали основам ислама. Позднее подобная школа была открыта и в Омске.

В 1861 году была открыта русско-казахская школа в г. Троицке и в других городах. После введения административных реформ и активизации крестьянского переселения увеличилось количество светских школ. Программы обучения устанавливались генерал-губернаторами по согласованию с Министерством народного просвещения. Дети казахов получили право обучаться в школах при крестьянских селениях и казачьих станицах на бесплатной основе или за умеренную плату.

В 1883 году в г. Орске Оренбургской губернии открылась первая учительская школа для казахов. В открытии этой школы большая заслуга принадлежала И. Алтынсарину. Во всех уездах стали открываться сельскохозяйственные школы, нацеленные на распространение в крае знаний и ремесел. Повсеместно стали появляться русские волостные школы, женские начальные школы в Тургае, Актюбинске, Кустанае и других городах. С 1892 года для казахов стали устраиваться передвижные аульные школы. Центрами образования во второй половине XIX века были Омск, Семипалатинск, Уральск и Акмолинск.

Высокий процент неграмотности среди русскоязычного населения Казахстана был установлен в ходе переписи 1897 года. По данным переписи, всего 8,1% населения края относились к числу грамотных. А процент казахов, знающих русскую грамоту, был еще ниже. Процент степняков, окончивших мусульманские учебные заведения, был достаточно высок, но он не был учтен при проведении этой переписи. Российская империя была заинтересована в недопущении казахов к получению среднего и высшего образования. Появление грамотных казахов могло привести к росту их национального самосознания. В XIX веке открылись сельскохозяйственные и фельдшерские школы, откуда выходили специалисты со средним образованием. Но ни одного высшего учебного заведения в Казахстане открыто не было.

В Омске, Кокчетаве и Акмоле были открыты интернаты для казахских детей. Они содержались за счет пожертвований казахского населения. Каждая казахская волость обязывалась отправлять по 2 мальчика. В 1882 году в Омске было открыто техническое училище, которое готовило средний начальствующий состав для заводов и фабрик, а также для транспорта. В частности, это училище закончил уроженец Каркаралинского уезда, видный общественный деятель А. Бокейханов. В Омской ветеринарно-фельдшерской школе также училось немало казахских детей. Это было единственное специальное учебное заведение, готовившее специалистов для Казахской степи.

В конце XIX – начале XX веков в учебных заведениях Омска учились видные представители казахского народа: Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Айдархан Турлыбаев, Отыншы Альжанов, Жакып Акбаев, Райымжан Марсеков, Сеилбек Жанайдаров, Муратбек и Мусылманбек Сеитовы, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Кошке Кеменгеров, Смагул Садвакасов, Бирмухамед Айбасов, Амре Исин, Мукан Айтпенов, Ныгмет Нурмаков и многие другие. Все они внесли достойный вклад в дело народного просвещения, национально-демократического движения в крае, а также научного изучения своей родины. Абсолютное большинство из них впоследствии были репрессированы Советской властью.

Под влиянием первой русской революции происходил процесс заметного роста национального самосознания казахов. Наиболее дальновидные родители стали отправлять своих детей в средние и высшие учебные заведения России и зарубежных стран. В обретении знаний они видели один из способов защиты своих ущемленных прав. Не случайно значительная часть казахской молодежи старалась выбрать юридические факультеты.

На рубеже XIX–XX веков в одной только Казани (Императорском Казанском университете, Казанском ветеринарном институте, Казанской учительской семинарии) обучалось около 100 казахских студентов. Немало молодых казахов училось в университетах Санкт-Петербурга, Москвы, Томска, Саратова, Киева, Тарту, Каира, Бомбея, Стамбула и Варшавы. Так, юридический факультет Санкт-Петербургского университета закончили М. Шокай и А. Турлыбаев, Санкт-Петербургский лесотехнический институт – А. Бокейханов, Санкт-Петербургскую военную медицинскую академию – С. Асфендияров, медицинский факультет Томского университета – А. Сеитов, юридический факультет Тартуского университета – Ж. Досмухамедов, Каирский университет – М. Габдулгазиулы, Бомбейский университет – О. Турмаганбетов, юридический факультет Киевского университета – Х. Нуржанов и многие другие.

Уникальным студентом был Динмухамед Султангазин из Каркаралы, закончивший медицинский факультет Томского, восточный и юридический факультеты Санкт-Петербургского университетов. В вузах России начали обучаться и женщины-казашки. Так, в 1908 году Петербургский женский медицинский институт закончили Асфендиярова Гульсум Жагыпаркызы и Асфендиярова Мариям Сеитжагыпаркызы.

Массовый переход казахов к образованию позднее привел к усилению национально-освободительного движения казахов против царского правительства и стремлению к автономии.

В январе 1864 года 22-летний Ибрагим (Ибрай) Алтынсарин по поручению Оренбургского областного правления открыл первую народную школу в городе Тургае, носившем тогда название Оренбургского укрепления.


Подвижническая идея

История сохранила имена этих первых учеников: Курганбек и Абдибек Беремжановы, Коныр-Кулжа Букеев, Нургали Абдулфеизов, Нурмухамед Токин, Бикабыл Ташпенев, Накаши Серкебаев, Ержан Талтанов, Баймухамед Салкынбаев, Ярмухамед Джангожин, Омар Бектимисов, Ибрагим Ташенев, Кылышбай Суюнов.

– Мы привыкли говорить, что Ибрай Алтынсарин – первый Учитель, открыл школу, и все тогда было легко и радужно, – говорит доцент кафедры истории Казахстана КРУ им.

А. Байтурсынова, кандидат исторических наук Айбек Шалгимбеков. – Однако на самом деле Алтынсарин столкнулся поначалу с непониманием со стороны земляков и отсутствием энтузиазма у местных властей. Не было ничего – ни средств, ни учебников, ни даже школьного помещения. Со стороны Ибрая это был настоящий подвиг: ездить по аулам, разъяснять, искать спонсорскую помощь. Даже того самого поручения областного правления он добился сам. Это была его идея, его замысел.

Зажиточные казахи на первых порах не хотели отдавать своих детей учиться. Они видели в образовании отрыв от корней, боялись, что дети забудут традиции отцов, культуру. Но именно благодаря поддержке некоторых состоятельных степняков, мысливших прогрессивно, школа состоялась, а их дети и стали первыми учениками.



Он горел одной мечтой

Отца Ибрай потерял в раннем возрасте. Его воспитанием полностью занимался дед Балгожа Джанбурчин. Для своего времени Балгожа был весьма образованным человеком. Когда при Пограничной комиссии в Оренбурге заработала первая специальная школа по подготовке писарей и толмачей, дед отправил внука учиться. И он окончил школу с золотой медалью, освоив русский, арабский, татарский и персидский языки.

По окончании учебного заведения работал переводчиком сначала у своего деда, затем в Оренбургском областном правлении. Ибрая не интересовала карьера, хотя он уже был тогда в чине зауряд-хорунжего (так именовались лица из казачьего сословия в Русской армии, исполняющие во время службы обязанности соответствующих казачьих офицеров – хорунжих, но не имеющие права на производство в воинские чины. – Прим. ред.). Горел одним желанием: посвятить жизнь просвещению своего народа.

– Открыв первую школу в Тургае, он не остановился на достигнутом, – говорит Айбек Шалгимбеков, чей прадед Ержан Талтанов был в числе первых выпускников школы Алтынсарина. – Ибрай не раз возвращался в Оренбург, чтобы убедить власти в необходимости открытия школы в каждом ауле. Далее – в каждом уезде, в каждой волости. Таким образом Алтынсарину удалось создать целую систему школ, а после начать и профессиональную подготовку не только для юношей, но и для девушек.

Женские училища интернатского типа стараниями Учителя были открыты в Тургае, Кустанае, Карабутаке и в Актюбинске. В этих училищах к концу века обучались 211 девушек, из них 70 казашек и 140 дочерей русских переселенцев.

– Когда говорят, что Ибрай Алтынсарин открывал только казахские школы, это немного неверно, – уточняет Айбек Батырханович. – Учредив целую сеть школ для местного населения, он не делал различия между людьми разных национальностей. Можно без преувеличения сказать, что когда большевики после революции бросили клич о всеобуче, им не пришлось начинать с нуля. Основа образовательной системы в Казахстане уже имела довольно крепкий фундамент.



Каждый новый шаг

Еще в 1858 году, во время работы в Оренбурге, Ибрай познакомился с выдающимся востоковедом и миссионером Николаем Ивановичем Ильминским. Он долгое время занимался образованием среди татарского народа, самостоятельно изучил многие восточные языки, создал собственный алфавит для миссионерских целей. Несмотря на близкие взгляды о необходимости всеобщего просвещения, Алтынсарин отрицал колонизаторские взгляды Ильминского.

С другой стороны, старался избегать и влияния мусульманского духовенства, так как, по его мнению, в школах должно преобладать светское образование. Искусно находя баланс между колонизаторской политикой царских властей и давлением со стороны мулл, Ибрай шел к своей, четко намеченной цели: сделать казахский народ просвещенным, а следовательно, свободным.

Но влияние школьной системы Алтынсарина распространилось еще дальше. Выпускники школ Ибрая шли в университеты, а после в народ, возвращались в родную степь, становились врачами, учителями и служащими. Эти люди, в отличие от аульных аксакалов XIX века, уже прекрасно понимали, что детей надо обязательно отдавать учиться, поощрять их стремление продолжать образование.

После революции на базе алтынсаринских школ стали создавать советские трудовые школы и так называемые школы коммунаров, главной целью которых, помимо идеологического воспитания, было все-таки образование. Отсюда уже пошла новая казахстанская интеллигенция. Новая власть была вынуждена признать огромную заслугу Алтынсарина в деле просвещения. Без той базы, которую он создал, всеобщее обучение в степи затянулось бы на десятилетия.

Плоды кипучей деятельности Учителя мы ощущаем и сегодня. Многие казахстанские академики, профессора, кандидаты наук – это правнуки тех людей, которые когда-то впервые переступили порог алтынсаринской школы, еще не осознавая, что каждый их новый шаг приближает светлое будущее.

Читайте также: