На смерть князя мещерского краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Произведение представляет собой размышления автора о смерти, навеянные кончиной его знакомого. Поэт не сделал из него обычную хвалебную надгробную речь, но высказал свои чувства и мысли по поводу судьбы, ожидающей каждого.

Образ смерти рисуется, безусловно, как зловещий. Автор не изображает ужасные картины, для него главное – это неотвратимость ухода в небытие. Он подчеркивает, что путь к могиле начинается с момента появления на свет. Образ, использованный им – это обычная фольклорная старуха с косой, цель явно не внушить ужас, а напомнить то, что известно всем.

Кроме того, поэт связывает образ смерти с образом времени, еще раз напоминая, что кончина каждого неотвратимо приближается.

Автор акцентирует внимание на одинаковой судьбе каждого человека, ждущей его в конце земного существования. Он говорит о том, что положение в этом мире перед лицом смерти ничего не значит. Для этого Державин ставит рядом царя и самого униженного человека - узника тюрьмы. Даже царства и природные объекты, даже такие долговечные, как солнце или звезды ждет та же участь.

Поэт, усиливая создаваемое им тягостное впечатление, использует метафоры. Например, старение он сравнивает с дверями, ведущими в вечность. Образ звенящего металла символизирует хватку смерти, невозможность выбраться из ее рук.

Однако поэт все же находит для себя утешение среди безрадостных картин, нарисованных им. Смерть для него естественна. Он говорит о насильственном конце, а о естественном умирании, когда старость подтачивает силы. В смерти автор стихотворения видит всего лишь следование неумолимым законам мироздания. Раз человеку положено умереть, то протестовать против смерти просто бессмысленно.

В данном произведении отсутствует религиозная тематика и даже упоминание о Боге. Скорее всего, это не выражение атеизма автора, а его нежелание рисовать благостную картину. Державин прямо говорит, что ему неизвестна доподлинно судьба покинувших этот мир. Смерть Мещерского для него представлялась потерей, поэт не желал разбавлять печаль утешениями. Он призывал спокойно встретить неизбежное, насколько бы страшным оно не представлялось.

Вариант 2

Произведение На смерть князя Мещерского написано в 1801 в связи с понятными событиями. Как таковой жанр некролога и эпитафии имеет довольно глубокие корни, но Державин, как представитель классицизма, особенным образом концентрировался на подобных событиях. Он нередко писал оды, которые посвящал великим людям при жизни, но также часто отмечался и произведениями, которые были посвящены значительным фигурам своего времени, отошедшим в мир иной.

Далее рассматривается тема великого уравнения и безразличности этого феномена к людям. Ведь действительно, каким бы не был человек, какими бы не представлялись его возможности, итог всегда идентичен для нищего и короля, дуралея и мудреца, красавицы и чудовища. Ко всему смерть полностью равнодушна и также обладает способностью уничтожать целые сообщества людей, создавая эпидемии, войны или нечто подобное.

Хотя рассуждение является довольно разнообразным и рассматривает феномен как бы с разных сторон и различными образами, в действительности Державин говорит только об одном – о неминуемости гибели, которая настигнет каждого. Он берет пример князя Мещерского только для того чтобы рассказать живым о потребности относиться к собственной жизни соответствующим образом и не создавать иллюзий.

Анализ стихотворения На смерть князя Мещерского по плану

На смерть князя Мещерского

Возможно вам будет интересно

Произведение представляет собой летопись период ленинградской блокады, изложенную автором в стихотворной форме, являясь непосредственным участником тех непростых блокадных дней.

Произведение является одним из стихотворений поэта, написанных в жанре философско-психологической лирики. Ключевая тематика стихотворения представляет собой авторские размышления о смысле человеческой жизни, ее скоротечности и необратимости

Анализ произведений Антона Дельвиг

Во всей лирике Афанасия Фета можно проследить черты импрессионизма. Автор часто изображает не конкретные предметы, а скорее ощущения и впечатления, которые связаны с ним. Он описывает то, что видит

Произведение представляет собой выражение мыслей поэта о пути человека вообще и его самого, выраженное в форме образов.

Глагол времен! металла звон!
Твой страшный глас меня смущает,
Зовет меня, зовет твой стон,
Зовет — и к гробу приближает.
Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет,
Как молнией, косою блещет
И дни мои, как злак, сечет.

Ничто от роковых кохтей,
Никая тварь не убегает:
Монарх и узник — снедь червей,
Гробницы злость стихий снедает;
Зияет время славу стерть:
Как в море льются быстры воды,
Так в вечность льются дни и годы;
Глотает царства алчна смерть.

Скользим мы бездны на краю,
В которую стремглав свалимся;
Приемлем с жизнью смерть свою,
На то, чтоб умереть, родимся.
Без жалости все смерть разит:
И звезды ею сокрушатся,
И солнцы ею потушатся,
И всем мирам она грозит.

Не мнит лишь смертный умирать
И быть себя он вечным чает;
Приходит смерть к нему, как тать,
И жизнь внезапу похищает.
Увы! где меньше страха нам,
Там может смерть постичь скорее;
Ее и громы не быстрее
Слетают к гордым вышинам.

Утехи, радость и любовь
Где купно с здравием блистали,
У всех там цепенеет кровь
И дух мятется от печали.
Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались лики,
Надгробные там воют клики,
И бледна смерть на всех глядит.

Глядит на всех — и на царей,
Кому в державу тесны миры;
Глядит на пышных богачей,
Что в злате и сребре кумиры;
Глядит на прелесть и красы,
Глядит на разум возвышенный,
Глядит на силы дерзновенны
И точит лезвие косы.

Смерть, трепет естества и страх!
Мы — гордость, с бедностью совместна;
Сегодня бог, а завтра прах;
Сегодня льстит надежда лестна,
А завтра: где ты, человек?
Едва часы протечь успели,
Хаоса в бездну улетели,
И весь, как сон, прошел твой век.

Как сон, как сладкая мечта,
Исчезла и моя уж младость;
Не сильно нежит красота,
Не столько восхищает радость,
Не столько легкомыслен ум,
Не столько я благополучен;
Желанием честей размучен,
Зовет, я слышу, славы шум.

Но так и мужество пройдет
И вместе к славе с ним стремленье;
Богатств стяжание минет,
И в сердце всех страстей волненье
Прейдет, прейдет в чреду свою.
Подите счастьи прочь возможны,
Вы все пременны здесь и ложны:
Я в дверях вечности стою.

Сей день иль завтра умереть,
Перфильев! должно нам конечно,-
Почто ж терзаться и скорбеть,
Что смертный друг твой жил не вечно?
Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой ее себе к покою
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.

Стихотворение написано в 1779 году. Его автору исполнилось 36 лет. Всю жизнь он занимал важные государственные посты, но творчество все же не оставлял. К этому времени он уже был статским советником, заседал в Правительствующем сенате, а в 1802 году и вовсе стал министром. По жанру — ода на кончину, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной и кольцевой рифмовкой, 11 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — сам автор. Поводом послужила внезапная смерть в 48 лет князя Александра Мещерского. Друзьями они не были, но Г. Державин не раз принимал участие в в пирах и балах этого вельможи. Притихшие пирующие словно встают из-за изобильного стола, потеряв аппетит и здоровую веселость. Восклицания, вопросы, пессимистическая интонация сразу бросаются в глаза: увы! Куда, Мещерский! ты сокрылся? Смерть, трепет естества и страх! Сегодня бог, а завтра прах.

Произведение "На смерть князя Мещерского" весьма мало и не очень похоже на полноценное и великое стихотворение. Однако в нем содержится непростая глубокая атмосфера, чем и привлекает к себе внимание. Главная тема оды заключается в переплетении противоположностей, а именно жизни и смерти. Державин вкладывал в эти понятия такой смысл, что для него человек-это неотъемлемая часть природы, и в каком- то смысле, поэтому он бессмертен, как и бессмертна природа. Но также и само по себе существование человека на земле очень не долгое, и в конечном итоге каждого постигнет смерть, которую невозможно обойти и избежать.

Сладкий вкус жизни и печальны чувства от смерти, соединены в произведении глубочайшими и пламенными переживаниями. Они отражаются характерными очертаниями. Один знакомый князь Державина умирает. Он умирает угрюмой и непреклонной смертью, которая сильно потрясла поэта. Основная мысль произведения лежит в основе художественного конфликта, который наводит читателей на размышления о сущности бытия.

Стихотворение включает в себя одиннадцать строф, в которых включена борьба жизни и смерти. Это показано во многих деталях, начиная от образов, содержащихся в оде и заканчивая звучанием строчек. Также, ода включает в себя множество тропов, что являются самыми трудными художественными приемами.

То, как выглядит смерть, и что из себя представляет, поэт описывает крайне детально и потрясающе. В начале она идет с косою и скрежещет зубами, а потом уничтожает все вокруг на своем пути. Поэт также описывает смерть, смеющейся над знатными персонами, царями и богачами при этом натачивая свою косу.

Все в данном произведении отличается четкой последовательностью, которая необычно хорошо удавалось поэту. Он обладал таким художественным приёмом как переход одной строфы к другой и третей и так далее. За счет чего смысл строк, начинал формироваться и усиливаться.

Картинка к стихотворению На смерть князя Мещерского

На смерть князя Мещерского Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

В то время когда Баратынский жил в Финляндии, ее природа потрясла его и вдохновила на создание многих произведений. Неподалеку от того места где поэт проходил службу, располагался один водопад. Он был очень высоким, а его ущелье было

Тематически державинская ода сцепляла между собой два прямо противоположных начала: вечности и смерти. Для поэта они были не отвлеченными понятиями, – но явлениями бытия, касающимися каждого из его читателей. Человек является частью природы, и потому в масштабах мироздания он вечен, как вечна сама природа. Однако отдельное человеческое существование преходяще, кратковременно и конечно. И знатного, и ничтожного одинаково поджидает неизбежная смерть.

Радостное ощущение жизни и трагическое переживание смерти объединены в оде глубоким и страстным лирическим чувством. Оно имеет сюжетные контуры. Умер князь Мещерский, близкий знакомый поэта. Его смерть, мрачная и неумолимая, поразила тем больше, что вся жизнь князя, "сына роскоши и нег", была "праздником красоты и довольства". Драматизм кончины многократно усилен противопоставлением этих полюсов. Конфликтна развернутая в оде коллизия, конфликтна вся образная система произведения. И этот художественный конфликт, заложенный в основу структуры державинской оды, подводит читателя к мысли о противоречивой, не сводимой к единству диалектической сущности мироздания:

В оде – одиннадцать строф, по восемь строк в каждой строфе. И во всех одиннадцати содержится мотив противостояния жизни и смерти. Заявлено это противостояние на разных уровнях поэтики: образа, детали, синтаксической конструкции, ритмического звучания строк и т.д. Поясним мысль примерами. В оде много тропов (то есть поэтических иносказаний), которые чуть позже, в творчестве Жуковского и Батюшкова, обретут завершенную художественную форму оксюморона. Это один из самых сложных и выразительных тропов: когда в одном образе соединяются противоположные смыслы. Оксюмороны передают неоднозначность наших душевных состояний, чувств и переживаний. Они показывают противоречивость наших поступков, поведения и всей нашей жизни. Разработка и усовершенствование приема оксюморона вели в поэзии ко все большей психологической правдивости произведения. Читая державинскую оду, постоянно встречаешь подобные тропы:

Как раздвигается картина человеческого бытия в этих чеканных, почти афористических строках! Пока еще, правда, не найдем в них конкретных красочных деталей жизнеописания героя. Узнаем только, что он был "сыном роскоши", что благополучие соединял с крепким здоровьем ("Утехи, радость и любовь / Где купно с здравием блистали"). И что смерть его была внезапной и потому тем больше поразила друзей. Но знаменательно уже и то, что в высоком одическом жанре поэт обратился не к важному историческому лицу, как предписывали нормы классицизма, а к простому смертному, своему знакомому. Белинский прокомментировал это поэтическое новшество: "Что же навело поэта на созерцание этой страшной картины жалкой участи всего сущего и человека в особенности? – Смерть знакомого ему лица. Кто же было это лицо – Потемкин, Суворов, Безбородко, Бецкий или другой кто из исторических действователей того времени? – Нет: то был – сын роскоши, прохлад и нег!" То был обычный, заурядный человек. Через судьбу обычного человека решился поэт осмыслить масштабную философскую тему: всеобщность и всевластность законов мироздания.

А вот образ Смерти выписан в этой оде красочно и детально. Он динамичен и развернут в произведении со впечатляющей последовательностью. В первой строфе: Смерть "скрежещет зубами" и "косою сечет дни человеческой жизни". Во второй: "алчна Смерть глотает" "целые царства", "без жалости разит" все вокруг. Следом идет прямо-таки космический размах образного рисунка:

Создавая именно этот образ, поэт нашел возможным проявить смелое новаторство: намеренно снижая величественный космический образ, он включил в его контуры зримую и насмешливую сценку-деталь. Усмехаясь, Смерть глядит на царей, "пышных богачей" и умников – "и… точит лезвие косы".

При всей четкости деления на строфы, ода отличается плавностью повествования. Этому способствует целый ряд художественных приемов. Один из них, едва ли не впервые в русской поэзии так полно примененный Державиным, – прием "перетекаемости" одной строфы в другую, соседнюю. Достигалось это таким образом: мысль предыдущей строфы, сконцентрированная в последней ее строке, повторялась первой строчкой следующей строфы. А затем всей этой строфой мысль развивалась и усиливалась. Повторяющиеся мысль и образ называются лейтмотивом (немецкое слово Leitmotiv, что значит ведущий). Лейтмотивы скрепляют повествование, делают его последовательным и стройным. Покажем это на примерах.

Один из главных лейтмотивов державинской оды: Смерть взирает на все равнодушно и бесстрастно, потому что для нее все равны. Этот главный мотив стихотворения приходится как раз на его кульминационную срединную часть: конец шестой строфы. Именно здесь обнаруживаем строку: "И бледна Смерть на всех глядит". Следующая, седьмая, строфа эту мысль подхватывает и многократно усиливает, развивая и конкретизируя:

Еще пример. Последняя строчка восьмой строфы заявляет новый лейтмотив: скоротечности человеческой жизни, пролетающей, словно сон. Мысль звучит так: "И весь, как сон, прошел твой век". Девятая строфа подхватывает эту мысль и продолжает:

Читайте также: