На росстанном холме белов краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В. Белов - ДУША БЕССМЕРТНА

В. Белов - ДУША БЕССМЕРТНА краткое содержание

Юбилейное издание книги рассказов Василия Белова приурочено к семидесятипятилетию писателя. Читателя ждет новая встреча с известными произведениями, по праву признанными классикой отечественной литературы. Рассказы писателя занимают важное место в его творческой биографии. Их публикация — реальное подтверждение живой связи времен, к которой стремится Художник в своих сочинениях, отражающих проникновенный диалог между поколениями.

ДУША БЕССМЕРТНА - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

— Господи, Царица Небесная, матушка, — вздохнула Марья. — Цево не пережили. Киюшка, дак ты от мужика-то так и не получивала никакой грамотки?

— Все годы в ихнем дому и жила? — спросила Марья.

— Я и свекровушку схоронила честь по чести. И золовушка меня век не обиживала.

— Так и осталась я в девках, на всю жизнь.

У Коча на сей счет имелось теперь, конечно, свое особое мнение, но Коча рядом не оказалось. Он не слышал, что говорилось тут без его ведома.

ХОЛМЫ

Он пробудился от какой-то смутной щемящей тревоги. Глядел на яркий и мощный солнечный пук, бьющий в конце бревенчатого сарая, и старался понять, чем рождена эта смятенная и чем-то приятная душевная боль. Старался припомнить, что ему снилось, но образы ночного сна ускользали, оставляя неудовлетворенность.

Солнце било и в узенькие щели пазов. Ласточки со свистом влетали через окно, прижимаясь хвостиками к стропилам, щебетали, потом вновь улетали на улицу. Пахло травяной зеленью и высыхающей росой. Где-то на речке кричали ребятишки, купающиеся спозаранку, а в поле стрекотала конная косилка.

В доме никого не было. Мать, по извечной привычке, наверное, со старушечьим стоном и оханьем ушла на покос. Жена с двумя ребятишками каждое утро ходила загорать и купаться к дальнему омуту.

Он вспомнил вчерашнюю встречу со своим деревенским сверстником и вдруг понял причину своей щемящей душевной тоски.

Вчера он не успел осознать, каким немолодым, постаревшим выглядит его деревенский сверстник. А ведь он даже чуть постарше сверстника, и сегодня ночью, во сне, при- шло ощущение необратимости… |

В деревне никого не было. Как тогда, в сенокосном детстве, стояли у ворот домов батожки, и одни стрижи с ласточками стригли над крышами синеву теплого воздуха. Солнце с утра нагревало мягкую дорожную пыль.

Он вышел на крутой и зеленый холмик, огибаемый голубой озерной подковой. Купол церкви плыл в небе, плыл в редких белых облаках, плыл и все не мог никуда уплыть. Пчелы тихо жужжали над купами верб. Внизу от ветра и солнца мерцало озеро, голубизна, пронизанная лучами, темнела, дробилась в своем бесконечном изменении. А здесь, на холме, было тихо и зелено. Зной истекал в небо, искажая лесной горизонт волнистыми вертикальными струями. Не в масть серым, реденьким, словно захмелевшим от времени, крестам белел свежий штакетник, и арка новых сосновых ворот плыла в небе вместе с церковным куполом.

Вдруг его впервые обожгла, заставила сжать зубы простая, ясная мысль. Никогда раньше не приходила она в голову. Здесь, на его родине, даже кладбище только женское. Он вдруг вспомнил, что в его родословной ни одного мужчины нет на этом холме. Они, мужчины, родились здесь, на этой земле, и ни один не вернулся в нее, словно стесняясь женского общества и зеленого этого холма… Поколение за поколением они уходили куда-то, долго ли было сменить граблевище на ружье, а сенокосную рубаху на защитную гимнастерку? Шли, торопились будто на ярмарку, успев лишь срубить дома и зачать сыновей. И вот сейчас на родине, одинокие даже в земле, лежат прабабки и бабушки.

Он закурил. Изображение на сигаретной коробке впервые заставило его вспомнить, что один из его предков погиб в Болгарии на войне с турками. Об этом рассказывала бабушка. И он с горькой иронией подумал о несправедливостях женской судьбы: прадеду и тут повезло. Может быть, над его, прадедовой, могилой стоит четырехгранный памятник, поставленный болгарами славным героям Шипки. А могила прабабки затерялась…

Он думал о том, что и деда также не обделила судьба: наверное, приятнее лежать в маньчжурском холме, когда об этом холме написаны романы и повести. Когда в музеях толпятся у батальных полотен потомки, а печальные вальсы о маньчжурских холмах звучат по радио. А бабушкина могила исчезла, нигде не видать ни креста, ни камня.

Он погасил сигарету, но вновь закурил: что это? Черт возьми, ведь отец его, отец обставил. Пожалуй, и деда и прадеда… Нигде в мире нет такого грандиозного, такого могучего памятника, как там, на Мамаевом кургане. Он вспомнил, как прошлым летом был в Волгограде, как целый день ходил по Мамаеву кургану. Холм, взявший отца в свои недра, был велик и печален, громадная скульптура, венчавшая вершину, бросала на город исполинскую тень. В зале воинской славы еще шли работы, но он, сын погибшего на Волге сержанта, все же увидел свою фамилию на гранитной стене…

Ушли, все ушли под сень памятников на великих холмах. Ушли деды и прадеды, ушел отец. И ни один не вернулся к зеленому родному холму, который обогнула золотая озерная подкова, в котором лежат их жены и матери. И никто не носит сюда цветы, никто не навещает этих женщин, не утешает их одиночество, которое не кончилось даже в земле.

Он сидел под вербой на зеленом, тихом, знойном холме и думал об этом.

А может быть, придет и его черед? Идти дорогой мужских предков, к чужим неродимым холмам?

НА РОССТАННОМ ХОЛМЕ

Они уходили все дальше и дальше купаться на Синий омут. Мария еще глядела туда, пытаясь по платью узнать, которая из них дочка, но они исчезли в пойменной зелени. Ветер вздохнул оттуда, из далекого понизовья. Она услышала девичий смех, визг и ребячий свист, но ветряной выдох погас, и в лугах стало жарче от безлюдья и тишины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по творчеству писателя-земляка В.И.Белова.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кудринская Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

Цели- продолжить знакомство с творчеством В.И.Белова,

- учить внимательному чтению художественного текста ( роль детали, подтекст, анализ эпизода, особенности языка писателя),

- воспитывать уважение и внимание к простому человеку-труженику.

Тип урока- урок-анализ текста

Методы обучения: 1) в зависимости от источника получения знаний:

2) в зависимости от особенностей познавательной деятельности обучающихся:

В ходе урока используются элементы педтехнологий:

- технологии обучения в сотрудничестве ( групповая работа).

- выставка книг писателя,

- план работы над рассказом( приложение).

Эпиграф: « Надо было жить, сеять хлеб,

дышать и ходить по этой трудной земле,

1. Прочитать рассказы.

2. Подготовить представление рассказа ( выразительное чтение отрывка наизусть, выразительное чтение по ролям, инсценирование. )

3. Подобрать к рассказу стихи, музыку, иллюстрации.

1. Слово учителя. Продолжаем знакомство с произведениями писателя- земляка В.И.Белова. Восстановим в памяти, просмотрев презентацию, что мы уже знаем о Василии Ивановиче Белове.

- Попробуем сформулировать тему урока, опираясь на содержание рассказов и задания, с которыми вы работали дома.

- Я назвала тему так: Такая была война. ( слайд)

- Чем будем заниматься на уроке? Каковы цели?

- Анализ произведения подразумевает ряд аспектов. Часть из заданий вы готовили дома. В зависимости от ваших интересов ( симпатий, желаний) вы разделились на 3 группы. Открываем тетради. Записываем тему урока. Общее задание для всех: делать записи в тетради, чтобы получился конспект урока.

Так как рассказы прочитаны всеми, после выступления групп можно задавать вопросы, дополнять.

- Война. Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? (иллюстрации о войне на слайдах)

- А у Белова какая война? К какому вы пришли выводу, прочитав эти рассказы?

4. Работа в группах.

- Образ главной героини рассказа. Особенности характера и речи Дарьи Румянцевой.

- Роль детали в данном рассказе.

САМОВАР. Какие ассоциации возникают у вас, ребята, в связи со словом самовар?

- Слайд ( Самовар- это символ достатка семьи, это самое дорогое, ценное, что есть в доме. Это символ гостеприимства, единения и сплоченности семьи.)

- А в этом рассказе?

( Самовар Дарьи- это смысл ее жизни, надежда, это живое существо, ее спасение от голода, холода, от одиночества ( она с ним разговаривает).

- Правильно. Самовар- душа дома. Не стало самовара, и дом Дарьи опустел. Отобрал Куверик у Дарьи последнюю надежду на жизнь, на возвращение сына. Дарья уходит из дома и погибает).

- Инсценирование эпизода ( Изъятие самовара).

- Смысл названия. ( Непомерные налоги, штрафы, изнурительная работа за трудодни, смерть близких от голода, ожидание вестей с фронта, похоронки- это все война. Она забрала у Дарьи все. Война у Белова безжалостна, жестока, несправедлива. Она не щадит никого.

Вот такая она война, война у Белова в этом рассказе).

- Что такое росстань? ( слайд)

Росстань- перекресток или разветвление дорог ( Вологодское словечко: Школьный словарь диалектной лексики. Вологда.2019)

- Композиция рассказа- кольцевая.

- Образ Марии ( Верная, преданная, 25 лет ждала мужа с войны. Сильная, мужественная женщина.)

- Отношение автора к героине (Автор восхищен Марией, он сочувствует ей и радуется вместе с нею: дочь выросла, жизнь прошла не напрасно).

- Плач- причитание Марии ( инсценирование).

- Смысл названия рассказа?

( Росстанный холм- это символический образ. Это место встреч и разлук, свиданий и прощаний, надежд и разочарований..

- Финал рассказа. Как вы понимаете его? - Выразительное чтение.

- Весна. Выстроим ассоциативный ряд.

( Весна- это конец войны, конец горю, страданиям, конец всем бедам.

Весна- это радость победы, это время для начала новой жизни, время пробуждения природы.

Весна-это новые надежды, счастье. )

- А еще с каким образом-символом связал Белов весну?

( Весна -это огонь в печи. Огонь- символ жизни. Вот как пишет об этом автор:

- В чем, значит, смысл названия рассказа? Основная идея произведения?

( -Главный герой потерял все: трех сыновей, жену, лошадь Свербуху. Потерян и смысл жизни. Иван Тимофеевич решается на добровольный уход в мир иной. - А на дворе весна. Случайно ли? Конечно, нет. У Белова все не случайно. Павшего духом героя спасает женщина, сама придавленная страшной бедой.

Герой Белова сделал непростой выбор. Выбор в пользу жизни, жизни без родных и дорогих ему людей. Жизнь в одиночестве. Но выбор в пользу жизни!

-Война кончилась, она унесла жизни многих людей. Но Белов считает, что кто остался в живых и выжил- тот должен жить. Жить и за себя и за погибших близких людей.)

- Не случайно Белов заканчивает этот рассказ о войне словами, которые стали эпиграфом сегодняшнего урока.

Надо было жить и Ивану Тимофеевичу. Вот такая она война. Война Василия Ивановича Белова.

- Я надеюсь, вы обратили внимание на особенности языка произведений писателя Белова. Что вы можете отметить?

( Рассказы В.Белова завораживают пленительной, чистой, исконно народной речью. Они написаны простым, понятным языком. Писатель использует много диалектных слов, которые придают рассказам какую-то самобытность, достоверность. Они не требуют перевода, помогают лучше понять героев и время, в которое они жили. Речь героев образная и выразительная, проникновенная и правдивая.)

( Да. Это война без боев и сражений, без раненых и убитых, без наступлений, без танков и самолетов. Это война в тылу. Она делала людей сиротами, бездомными, лишала отчего дома, отнимала надежду, веру. Она опустошала души людей.)

- По мнению В.Белова, война не закончилась. Она осталась с солдатами, вернувшимися с фронта, вдовами, детьми и стариками до конца их жизни.

Герои Белова вызывают душевный трепет, сочувствие, сопереживание, сострадание, они вызывают слезы у ваших современников , людей старшего поколения, детей войны. Рассказы им близки и понятны без перевода, потому что в них вся правда о войне. В этом и заключена сила художественного слова В.И.Белова.

Мне бы очень хотелось, чтобы эти чувства переживали, ребята, и мы с вами, читая рассказы В.Белова.

- Василий Шукшин выделил 4 основных разновидности жанра рассказа:

рассказ-характер, рассказ- судьба, рассказ-исповедь, рассказ- анекдот. Нетрудно выделить и у Белова рассказы этих жанров.

К какому жанру отнесем прочитанные рассказы и почему?

( Рассказ- судьба- это целостное описание жизни человека, сложившейся тем или иным образом не по воле, а в силу ряда обстоятельств- как правило, неблагоприятных).

- Непростая судьба у Василия Белова, потому что он относится к поколению детей войны. И не понаслышке знает, что такое война в тылу, как пережили ее простые русские люди в далеких северных деревеньках.

- Мы знакомы уже со многими произведениями В.И.Белова.

Как вы думаете, ребята, что мог бы сказать Белов нам, читателям, о своей миссии на земле?

Закончите фразу: Я пришел в этот мир, чтобы.

( рассказать правду о войне, о жизни деревни, о тружениках села, о том, как гибнет русская деревня. )

План анализа рассказа:

1. Тема, идея рассказа.

2. Главные герои произведения.

3. Своеобразие рассказа (речь героев, построение произведения, роль деталей. ).

В. Белов - ДУША БЕССМЕРТНА

В. Белов - ДУША БЕССМЕРТНА краткое содержание

В. Белов - ДУША БЕССМЕРТНА читать онлайн бесплатно

О РАССКАЗАХ ВАСИЛИЯ БЕЛОВА

ТИША ДА ГРИША (очерк)

ЗА ТРЕМЯ ВОЛОКАМИ

НА РОССТАННОМ ХОЛМЕ

СТАРЫЙ ДА МАЛЫЙ

УТРОМ В СУББОТУ

ЗА ДАЛЬНИМ МЕРИДИАНОМ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

К 75-летию писателя

Составитель — О. С. Белова

ББК 83.3(2=Рус)6 Б 43

Ответственный редактор — Р. П. Биланчук Предисловие — С. Ю. Баранов Иллюстрации — О. А. Бороздин

В подготовке книги принимали участие: Л. Г. Соснина, С. А. Тихомиров

Издание осуществлено при финансовой поддержке департамента культуры Вологодской области

© Бороздин О. А., иллюстрации, 2007.

О РАССКАЗАХ ВАСИЛИЯ БЕЛОВА

В одном из произведений О. Генри есть мимоходом брошенное замечание о молодых авторах, которые мостят себе рассказами путь в большую литературу. Замечание ироническое, но и не лишенное оснований, если, помимо реальной значимости результатов писательского творчества, принимать во внимание и ходячие мнения о них. В соответствии с этими мнениями рассказ — более простая форма, чем роман, и потому ею легче овладеть. Считается, что писатель может начать свой путь с рассказов, однако на настоящий успех и на прочное положение в мире литературы он вправе надеяться, лишь создав нечто значительное по объему и масштабное по содержанию. И даже если хороший рассказ лучше плохого романа, то сами по себе эти жанры далеко не равноценны.

Сборник: Если по совести

Современная публицистика сегодня - самый читаемый, самый волнующий, самый актуальный жанр литературы. Статьи писателей и журналистов привлекают внимание к острейшим вопросам жизни нашего общества, его настоящего и прошлого. Авторы сборника - активные сторонники перестройки. Каждый высказывает личную точку зрения. Споры, столкновение мнений - свидетельство духовного обновления, необратимого, набирающею силу процесса. Содержание: 01_Айтматов_Чингиз_Подрываются_ли_основы .

Повести и рассказы

День за днем

Не было у бабы хлопот, решила купить порося. Мелка буржуазная радость, но где и такую сыскать в советском хозяйстве? На счастье, разразилась оказия: попутный грузчик пообещал и подбросить, и подсобить. Всего и делов-то: в сельпо за чекушкой да выгрузить паклю, а там и в свинарник. Однако, как дошло до поросёнка, им оказался сам оборотистый грузчик. Озорная, но вкрадчивая колхозная идиллия. Сначала трогает, а потом хватает за душу и не отпускает.

Раздумья на родине

Первое издание книги лауреата Государственной премии Василия Ивановича Белова "Раздумья на родине" вышло в 19S6 году и вызвало большой общественный резонанс. Настоящий сборник дополнен наиболее острыми публицистическими статьями, посвященными вопросам экологии, демографии, бюрократии, нравственного воспитания молодежи. Писатель с болью говорит о жизни современного крестьянина и нерешенных проблемах его бытия.

Бобришный угор

Ремесло отчуждения

Все впереди

Начиная с повести "Привычное дело", принесшей Василию Белову всесоюзную известность, с книги рассказов "Воспитание по доктору Споку", за которую присуждена Государственная премия СССР, до последнего романа "Всё впереди", писатель последовательно и бескомпромиссно исследует все, что касается современной семьи. Роман получил высокую оценку в русской критике. Однако вызвал широкий и противоречивый резонанс.

Кануны

Роман Василия Белова "Кануны", обращенный к судьбам нашей деревни, годам коллективизации, - одно из первых в сегодняшней литературе произведений, заново переосмысляющих каноническую версию . Авторы сборника - писатели, критики, публицисты - спорят не только о художественном своеобразии романа В. Белова, но и о поднятых в нем острополемических вопросах: кто виновник трагических событий, происшедших в деревне? В чем причины крестьянских бедствий на рубеже 20 - 30-х годов?

Привычное дело

В классической повести Василия Белова "Привычное дело" запечатлен русский народный характер, щедрый, добрый, терпеливый, решительный и драматичный. Книга издается к 75-летию со дня рождения известного русского писателя. В книгу включены повесть В.И.Белова "Привычное дело" и рассказы "За тремя волоками", "На Росстанном холме", "Скворцы", "Кони", "Бобришный угор", "Никола Милостивый", "Данные", обязательные для чтения и изучения в средней общеобразовательной школе.

Сборник: Если по совести

Современная публицистика сегодня - самый читаемый, самый волнующий, самый актуальный жанр литературы. Статьи писателей и журналистов привлекают внимание к острейшим вопросам жизни нашего общества, его настоящего и прошлого. Авторы сборника - активные сторонники перестройки. Каждый высказывает личную точку зрения. Споры, столкновение мнений - свидетельство духовного обновления, необратимого, набирающею силу процесса. Содержание: 01_Айтматов_Чингиз_Подрываются_ли_основы .

Повести и рассказы

День за днем

Не было у бабы хлопот, решила купить порося. Мелка буржуазная радость, но где и такую сыскать в советском хозяйстве? На счастье, разразилась оказия: попутный грузчик пообещал и подбросить, и подсобить. Всего и делов-то: в сельпо за чекушкой да выгрузить паклю, а там и в свинарник. Однако, как дошло до поросёнка, им оказался сам оборотистый грузчик. Озорная, но вкрадчивая колхозная идиллия. Сначала трогает, а потом хватает за душу и не отпускает.

Раздумья на родине

Первое издание книги лауреата Государственной премии Василия Ивановича Белова "Раздумья на родине" вышло в 19S6 году и вызвало большой общественный резонанс. Настоящий сборник дополнен наиболее острыми публицистическими статьями, посвященными вопросам экологии, демографии, бюрократии, нравственного воспитания молодежи. Писатель с болью говорит о жизни современного крестьянина и нерешенных проблемах его бытия.

Бобришный угор

Ремесло отчуждения

Все впереди

Начиная с повести "Привычное дело", принесшей Василию Белову всесоюзную известность, с книги рассказов "Воспитание по доктору Споку", за которую присуждена Государственная премия СССР, до последнего романа "Всё впереди", писатель последовательно и бескомпромиссно исследует все, что касается современной семьи. Роман получил высокую оценку в русской критике. Однако вызвал широкий и противоречивый резонанс.

Кануны

Роман Василия Белова "Кануны", обращенный к судьбам нашей деревни, годам коллективизации, - одно из первых в сегодняшней литературе произведений, заново переосмысляющих каноническую версию . Авторы сборника - писатели, критики, публицисты - спорят не только о художественном своеобразии романа В. Белова, но и о поднятых в нем острополемических вопросах: кто виновник трагических событий, происшедших в деревне? В чем причины крестьянских бедствий на рубеже 20 - 30-х годов?

Привычное дело

В классической повести Василия Белова "Привычное дело" запечатлен русский народный характер, щедрый, добрый, терпеливый, решительный и драматичный. Книга издается к 75-летию со дня рождения известного русского писателя. В книгу включены повесть В.И.Белова "Привычное дело" и рассказы "За тремя волоками", "На Росстанном холме", "Скворцы", "Кони", "Бобришный угор", "Никола Милостивый", "Данные", обязательные для чтения и изучения в средней общеобразовательной школе.

Читайте также: