На пути в дамаск стриндберг краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Шведская литература прошла все те же этапы, что и литература других круп­ных европейских стран: средне­вековая литература, литература Просвещения, романтизм, натурализм, реа­лизм и так далее. Швеция находится несколько на отшибе, на пери­ферии Европы, поэтому можно сказать, что некоторые течения и этапы литератур­ного процесса запаздывали.

Но бывало и так, что Швеция опере­жала другие европейские страны в плане литературного развития. Таким новатором был Юхан Август Стринд­берг — величайший шведский писатель, который родился в 1849 году. Читая Стринд­берга, буквально видишь, как в творчестве одного писателя отражается очень турбулентная и значимая для Европы эпоха рубежа XIX–XX веков.

Он был человеком очень широких интересов: увлекался естественными науками и даже алхимией — надо сказать, увлекался он всем этим поверх­ностно. Кроме того, он писал картины — сейчас его картины стоят очень дорого. Но одной из главных страстей Стриндберга был театр. Кстати, первая и третья его супруги были актрисами и хотели, чтобы он писал пьесы прежде всего для них.

Молодой человек из провинции по имени Арвид Фальк приезжает в столицу, Стокгольм, и постепенно знакомится со столичным обществом. В начале рома­на — хрестоматийная сцена: Фальк стоит на высоком южном берегу Стрёмме­на Стрёммен — пролив, протока между Балтий­ским морем и озером Меларен. и взирает сверху на Стокгольм, который, как он считает, ему предстоит поко­рить. Поначалу Фальк наивен, его частенько обманы­вают, и он пребывает в шоке от того коррумпированного общества, в которое попадает. В конце он вполне себе готов вступить в выгодный брак и у него нет иллюзий, однако иногда критики говорят и о том, что он хитро прикидывается и прячет свою натуру подспудного революционера.

Однако тон романа легкий и сатири­ческий, а сатира вообще не характерна для шведской литературы и, может быть, для шведского темперамента, ментали­тета. Даже в наши дни отыскать в современной шведской литературе сатиру достаточно сложно. Этот роман открывает новую эру, новую эпоху и начинает современную шведскую литературу.

Но он лукавит, потому что говорит здесь о крестьянской семье и приводит ее в пример равноправия сторон в браке. Он говорит, мол, посмотрите: у кре­стьян муж занят своим делом, жена — своим и их сферы не пересека­ются. Жене нет резона качать права: она руководит в доме, а муж — на пашне. А вот когда речь идет об образованных людях из высших классов, начинаются проблемы. Женщине нечем заняться: ей не надо ни прясть, ни ткать или делать подобное — и вследствие такого безделья женщина начинает беситься с жиру, требовать особых привилегий, равноправия. Ну что она может смыслить, скажем, в финансах или естественных науках — возражает Стриндберг.

Что такое гендер, при чем тут феминизм, сексуальность и забота — и почему все это важно знать каждому

Таким образом, это совершенно прямая, открытая полемика с Ибсеном и его Норой. В своей новелле Стриндберг прямо пишет, что, если в постели у супру­гов гармония, то никакой суфражизм, в , и не нужен. То есть в том, что касается темы интимных отношений, Стриндберг довольно рано заявляет о себе как об очень смелом писателе, и это добавляет к его скандаль­ной репутации топливо.

В другой новелле из того же самого сборника высмеивается таинство при­частия, и вот это уже гораздо серьезнее. За это Стриндберга обвинили в бого­хульстве, начался судебный процесс, но дело, к счастью, закрыли. Парал­лельно в середине годов Стриндберг еще становится героем борьбы за свободу слова. Тем не менее именно женский вопрос становится камнем преткновения.

Метод, которым он пользуется, предвосхищает драмы, где потом он создаст и исследует так называемые бесхарактерные характеры. Под бесхарактерными имеются в виду не слабые, а скорее сложные, нетипичные характеры. Он будет спорить и с реалистическим методом, то есть нужно создавать сложное, а не типичное.

В 1894 году Стриндберг после непро­должительного пребывания в Швеции приезжает в Париж и решает вернуться к своим естественно-научным заня­тиям, в частности к алхимии. Можно предположить, что все это нужно было ему для имиджа и на самом деле он не пытался получать золото из других металлов, однако сохрани­лись находящиеся в музее металли­ческие пластины странного цвета, на которых вроде бы остались следы алхимических попыток Стриндберга.

Дочь Индры не принесла людям облегчения страданий, но объяснила их при­чины. В конце она возвращается на небо и несет с собой туда жалобы поэта — поэт, как Вергилий у Данте, сопровождает Дочь Индры на земле.

Таков итог: романтизм, либерализм, социализм, мистицизм, ведическая фило­софия, алхимия, католицизм — и на фоне этого реформы театра, драматургии, целый ряд очень важных и сильных произведений в прозе, много прекрасной поэзии. Если бы все это было написано не на шведском, а на крупном европейском языке, никто бы не спорил о величии Стриндберга — несомненно, величай­шего писателя и драматурга в истории Швеции.

В универсальном по тематическому и жанровому своеобразию творчестве великого шведского писателя Юхана Августа Стриндберга (1849-1912) — прозаика, драматурга, поэта, эссеиста, публициста — драматургия, безусловно, занимает главенствующее место. Именно драма, с присущими ей диалектическим столкновением противоположностей и диалогической формой, в наибольшей степени отвечала полной внутренних противоречий, страстной натуре писателя. Именно к этой области творчества относятся самые смелые, вершинные его достижения, опередившие свое время и оказавшие мощное влияние на эволюцию мировой драмы и театра в XX в.

Важнейшая особенность драмы состоит в том, что фигура героя полностью доминирует в ней, заполняя все драматургическое пространство. Он — единственный персонаж, разработанный психологически, изображенный в процессе душевной эволюции. Рядом с ним остальные фигуры выглядят простыми, статичными и проявляют себя исключительно в соотнесенности с героем, выполняя определенную функцию в его драме. В совокупности они служат орудием Провидения, направляя Неизвестного к определенной цели. В сущности, эпизодические персонажи предстают порождением, проекцией душевных состояний, мук совести Неизвестного, выступая в стриндберговском мире полуреальности одновременно и как фантомы, и как реальные, автономные фигуры. Это подчеркивается анонимностью персонажей. Этим обусловлена и особенность драматического конфликта — не между героем и другими персонажами, а между ним и Невидимым (т. е. Всевышним), который непосредственно в драме не присутствует, но проявляет себя через действия и поступки других персонажей. В конечном счете конфликт может быть истолкован и как поединок героя с самим собой.

Стриндберг пришел к созданию нового типа драмы совершенно стихийно, не ставя перед собой никаких формальных задач. Единственной его целью было самораскрытие, художественное претворение пережитого им титанического духовного опыта.

Наряду с фигурой короля, образующей композиционный центр драмы, на первом плане действуют соратник короля магистр Олаус и любекский банкир Херман Израэль, и всем троим по-своему противостоят их сыновья. В этом противостоянии отражен конфликт поколений, а контрапунктное переплетение этих контрастных сюжетных линий образует стройную полифоническую структуру, придающую драме черты хроники.

Август Стриндберг. Пьесы. Густав Ваза. Карл XII. На пути в Дамаск. — М.: Индрик, 2002

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Август Стриндберг. “На пути в Дамаск”

Читать в мрачном расположении духа губительно для книги. Такая достоевщина, что и Фёдор Михайлович был бы в недоумении, и не могу сказать, что мне это не нравится. Наверное, Стриндберг писал совсем не об этом.

То есть женоненавистником? Каждый мужчина в здравом уме в глубине души является таковым; а все свихнувшиеся поклоняются женщине.

Каждый мужчина в здравом уме – женоненавистник, но он не может жить, не вступив в союз с врагом и не ведя борьбы!

Кстати, если виноват Змей, мы все относительно невиновны – но этого людям говорить нельзя.

Она сделалась настоящим гением по части отыскания того, к чему я питал отвращение! И называла это утверждением своего “я”.

Никогда не знаешь, на ком ты женат!

НЕИЗВЕСТНЫЙ. Но иногда ты меня ещё и презирала!

ЖЕНА. Да, когда ты был смешон! Влюблённый мужчина всегда смешон! Знаешь, кто такой гаер? Влюблённый! Как петух!

НЕИЗВЕСТНЫЙ. Если любой мужчина, который вас любит, смешон, как вы можете отвечать ему взаимностью?

ЖЕНА. А мы и не отвечаем! Мы терпим его – и ищем другого, который нас не любит!

НЕИЗВЕСТНЫЙ. А когда он тоже начинает любить вас, ищете третьего?

ЖЕНА. Может быть!

В 1884 году Августа Стриндберга судили за богохульство. После многих несчастий и долгого молчания он написал пьесу "На пути в Дамаск".

Смотрим

Библейский сюжет. Даниэль Дефо. Робинзон Крузо

Библейский сюжет. Михаил Шварцман. Вестник

Библейский сюжет. Сигрид Унсет. Кристин, дочь Лавранса

Библейский сюжет. Сигрид Унсет. Кристин, дочь Лавранса

Библейский сюжет. Гилберт Кит Честертон. Тайна отца Брауна

Библейский сюжет. Гилберт Кит Честертон. Тайна отца Брауна

Библейский сюжет. Михаил Швейцер

Библейский сюжет. Михаил Швейцер "Маленькие трагедии"

Библейский сюжет. Мария Петровых

Библейский сюжет. Мария Петровых "Ни холоден, ни горяч"

Библейский сюжет. Вячеслав Иванов

Библейский сюжет. Комитас

Популярное видео

ЧП. ФСБ показала кадры задержания готовивших теракт радикалов в Крыму

Вести. Киев послал в США гонца за оружием: Байден объявил о санкциях к России

Новые серии

Смотрим все бесплатно после регистрации

Выпуски передач

Инфографика. Россия в цифрах. ESG и корпоративное управление

Инфографика. Армия в цифрах. Довузовская подготовка в образовательных организациях Минобороны

Армия в цифрах. Довузовская подготовка в образовательных организациях Минобороны

Инфографика. Армия в цифрах. Подготовка офицерского состава ВС РФ в 2021 году

Армия в цифрах. Подготовка офицерского состава ВС РФ в 2021 году

1/6. Татьяна Москалькова: любая война – крушение всего спектра прав человека

Татьяна Москалькова: любая война – крушение всего спектра прав человека

Афиша. 27 февраля 2022 года

Юмор! Юмор!! Юмор. Дневник женщины на диете, телефон для директора и брачное агентство. Эфир от 23.02.2022

Дневник женщины на диете, телефон для директора и брачное агентство. Эфир от 23.02.2022

Читайте также: