На первых порах в греческих школах действительно проводились только беседы

Обновлено: 08.07.2024

Исторические источники свидетельствуют, что в Древней Греции было трудно найти неграмотного человека среди свободного населения. В процессе обучения детям не только давали знания, но и стремились воспитать здоровых, физически развитых людей, способных защищать отечество.

Первый этап школьного обучения

Папирус стоил дорого, поэтому на начальном этапе использовали дощечки, натертые воском. Дети выдавливали буквы концом стиля, заостренной палочки, изготовленной из металла или кости. Другой конец стиля был плоским. Им можно было стирать неверно написанное.

Учили детей декламировать стихи. Учитель вслух читал произведения Гомера, других авторов. Разучивали обрядовые песни, гимны. Педагога, обучающего музыке, называли кифаристом. Он помогал осваивать музыкальные инструменты: флейту, кифару, лиру. Греки считали, что человек не может вести полноценную жизнь, если ему не привить любовь к музыке.

Занятия в Палестре

Когда мальчику исполнялось двенадцать лет, он начинал дополнительно к основной школе посещать палестру. Обучение в ней продолжалось до шестнадцати лет. С помощью спортивных занятий развивали физические способности. Дети бегали, прыгали, плавали, метали диск и копье, учились управлять колесницей.

Кратер с изображением спортсмена при подготовке к соревнованиям в палестре. Приписывается вазописцу Ефронию. Около 510 — 500 до н. э. Античное собрание, Берлин

Кратер с изображением спортсмена при подготовке к соревнованиям в палестре. Приписывается вазописцу Ефронию. Около 510 — 500 до н. э. Античное собрание, Берлин

В палестре были гимнастические залы, бассейны, беговые дорожки. Большая часть занятий проходила под открытым небом или в тени портиков. Устраивали борцовские состязания среди воспитанников. Учитель, держа в руке палку, следил за соблюдением правил. Нарушителя ожидал удар.

Чему учили в гимнасиях

С шестнадцати лет юные греки продолжали обучение в гимнасиях. Они располагались за городом, где было много зелени. В них имелись помещения для обучения, отдыха, спортивные площадки и бассейны. Частыми гостями в гимнасиях были знаменитые философы, риторы, ученые. Они выступали перед воспитанниками.

Здесь обучали искусству красноречия, которое помогало отстаивать свою точку зрения. В будущем это могло пригодиться при выступлении в суде или Народном собрании. В гимнасиях углубленно изучалась музыкальная теория, арифметика, грамматика. Кроме этого уделяли внимание астрологии, диалектике, геометрии.

Description: pick_rosiyska_mova1_be_ru_5_murina

Read the Text Version

No Text Content!

Л. А. Мурина, Ф. М. Литвинко, Г. И. Николаенко Русский язык Учебник для классаучреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения В двух частях Часть 1 2-е издание, исправленное и дополненное Утверждено Министерством образования Республики Беларусь МИНСК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ 2014 Правообладатель Национальный институт образования

Дорогие друзья! Мы искренне рады поздравить вас: теперь выбудете учиться на II ступени общего среднего об­разования. Это значит, что вы поднимаетесь на но­вую ступеньку в изучении неисчерпаемых богатстврусского языка. Всем известно: без знания языка невозможноосвоить никакой другой учебный предмет, невоз­можно общаться, невозможно познавать мир. На уроках русского языка вы продолжите зна­комство с построением словосочетания, предложе­ния и текста. Вы узнаете о том, какие бываютслова и на какие части делится слово. Вы позна­комитесь со стилями речи и попробуете свои силыв написании интересных и содержательных тек­стов. Изучая новые правила и выполняя упражне­ния, вы будете учиться писать грамотно. Неизменным спутником в этом путешествиипо Стране Языка и Речи будет ваш верный друг —учебник. На его страницах вы найдёте подсказкуи помощь. Счастливого пути, дорогие пятиклассники! Правообладатель Национальный институт образования

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ § 1. Текст. Предложение 1. 1. Прочитайте текст. Определите его тему и основнуюмысль. Осень смешала все чистые краски, какие су­ществуют на земле. Она нанесла их, как на холст,на землю и небо. Я видел листву золотую, алую,фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почтибелую. Краски казались особенно мягкими из-заосеннего тумана. А когда шли дожди, мягкостькрасок сменялась блеском. Небо давало достаточ­но света, и мокрые леса загорались вдали, как баг­ряные* пожары (По К. Паустовскому). 2. Перескажите текст. 2. 1. Прочитайте текст, определите тип речи. Выпишитепредложения, в которых говорится о Мишкином дедушке.Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложениях. Мишка часто ходил в лес с дедушкой. Мальчикдавно заметил, что при дедушке лес делается как-тосветлее и добрее. Дубы добродушно улыбались. Онишироко раскинули могучие руки-сучья. Осины ра­достно хлопали листочками, приветствуя старыхзнакомых. Дед шёл и напевал песенку. Он всегдав лесу поёт. Видно, птицы научили его петь. ДедПравообладатель Национальный институт образования

8. Подготовленный словарный диктант. Страна, земля, стрела, сосна, Гряда, тропа, звезда, весна, Роса, зерно, следы, листок, Кормушка, озеро, цветок. 9. Объясните написание выделенных букв. Запишитепо образцу. О б р а з е ц : четверг — к четвергу, сладкий — сладок. Робкий, гладкий, чуткий, редкий; беседка, ошиб­ка, поддержка, подружка; дорог, берёз; поздний,честный, сердце, солнце. 10. Прочитайте слова. Спишите, вставляя пропущенныебуквы. Подчеркните орфограммы. Обе. заво. медве..ь, крова..ь, Отря. наро. эта. тетра..ь, Ры..ка, гря..каф, кру..ка, гла..ко, Тра..кас, се..ка и площа..ка, Крьк.ка, ла..ка, ло..ка, ла..ка, Кни..ка, ло..ка, у..ка, ска..ка. 11. Прочитайте, расскажите о предлогах. Предлог — служебная часть речи. Он связываетодно слово с другим: Автомобиль находится в га­раже (в указывает на место). Предлоги с именами существительными и мес­тоимениями пишутся раздельно: похож на него(н а к о г о?). Между предлогом и словом можно поставитьвопрос, а между приставкой и корнем — нельзя:Подойти к (к к о м у?) другу. Правообладатель Национальный институт образований

12. Спишите сочетания слов. Обозначьте приставки иподчеркните предлоги. Как пишутся предлоги с именамисуществительными и местоимениями? Вбежать в комнату, скатиться с горы, отплытьот берега, нанести на бумагу, поехать по дороге,надстроить над домом, подложить под стол, зай­ти за ним, дотронуться до неё. 13. Произведите разбор слов по составу. О б р а з е ц : сенпгябръск\йй\ (прил.). Дверь, дверной, дверка, дверца; связь, связист,связистка, связной; ель, ельник, еловый. 14. Прочитайте, расскажите о правописании разделитель­ных ъ и ь. Разделительный твёрдый знак (ъ ) пишется пос­ле приставок на согласный перед буквами е, ё,ю, я: ~въезд [йэ], ~об'ъявлен [йа], Съежиться [йо],предъюбилейный [йу]. Разделительный мягкий знак (ь ) пишется пе­ред буквами е, ё, и, ю, я в корне слова или передокончанием: в семье_ [йэ], серьёзно [йо], вьюга [йу],обезьяна [йа], воробьи [йи]. 15. Прочитайте. В каких словах слышится звук [й]? Сел — съел, солю — солью, семя — семья,братец — братья, живём — живьём.%>ав

16. Объедините родственные слова вгруппы. С 2— 3 из них составьте пред­ единстволожения. единичный Объявление, объяснение, съезд, объединитьобъединение, объезд, разъяснять, единицаразъединять, объявить, подъезд. соединить 17. Распределите слова в два стол­ объединениебика: с разделительным ъ и с раздели­тельным ь. объявление объявить Вороб..и, с..ёмка, лис..и, б..ёт,от..езд, птич..и, вз..ерошенный,двер..ю, варен..е, с..ёжиться, под..ём, от..езд. § 3. Части речи 18. Прочитайте. Вместо точек вставьте свои примеры. Имя существительное — это часть речи, кото­рая обозначает предмет и отвечает на вопросык т о ? или ч т о ? Имена существительные бывают мужского, жен­ского или среднего рода: . . Имена существительные изменяются по числами по падежам: . . 19. Рассмотрите таблицу. Какие имена существительныеотносятся к первому склонению, ко второму, к третьему? Склонения имён существительных 1-е 2-е 3-еж. р. \а\, \я_ м. р. □ ж. р. [м. р. \а\, \я_ ср. р. [о], [ё]сестр\а\, песн\я\ городЦ, океан\^\ радость \2юнош \а\, дяд я озер\о\, мор\ё\ грусть\^\Правообладатель Национальный институт образован^

20. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Ука­жите склонение имён существительных. Белове..ская пуща. Безбрежный з..лёный оке­ан. Ре..кий луч со..нца пробьётся здесь сквозь кро­ны дубов-великанов. Мя..ко тонет н..га в пружи­нистых мхах. Деловито прошествовала невд..ле­ке кабаниха, сопровождаемая выв..дком. Видно,привыкли звери, что здесь, в Белой Веже, человекне вра. а помощник и дру.. (В. Чащарин). шествовать 21. Рассмотрите таблицы. Расскажите о написании -е, -ив окончаниях имён существительных. Падежные окончания имён существительныхПа- Вопросы Склонениедеж 1-е 2- У 3-еИ. к т о ? стран а язык Ц что? стран ы речь Ц стран ё окн 6 рёч и рёч иР. к о г о ? язы к аг речь □ чего? окн аг речь ю орёч ид. кому? язы к г чему? У г окн Ув. к о г о ? стран\у] язык что? окн 6т. кем? стран ой язы к ом чем? окн г 0мп. о ком? о стран ё о язык ё о чём? об окн ё1(9авообладатель Национальный институт образования

Гласные -е, -и в окончаниях имён существительныхПадеж Склонение 1-е 2-е 3-е Р. д. 0 > \ы] и п. 0и 0 еи земля стол степь Проверочные слова с ударением на окончании 22. Прочитайте сочетания слов. Пользуясь таблицей изупр. 21, определите склонение имён существительных иих падеж. Запишите по образцу.О б р а з е ц : на крыш[ё~| (1-е скл., н а ч ё м ? П. п.).На крыше, на краю крыши, при­ далькрепить к крыше; нет тропинки, удалениеподойти к тропинке, на лесной удалитьсятропинке; коснуться постели, ле­жать в постели; говорить о платье; вдалине дойти до рощи, подойти к роще,найти в роще; не слышно речи,определить по речи, употреблятьв речи; в дали голубой. В жизни невозможно достичь никакого блага без упражнений,и благодаря им можно всё одолеть (Диоген). Точность мысли обычно совпадает с точностью выражения(Т. Макалей). Правообладатель Национальный институт образован!^

23. Рассмотрите таблицу. Расскажите о написании окон­чаний глаголов I и II спряжения. Какими буквами ониразличаются? I и II спряжение глаголовЧисло Лицо I спряжение II спряжение ед. 1-е идЩ крич\у_ 2-е стро\ю\ мн. 3-е пиш 171 крич ишь стро ишъ 1-е ид \ёшъ\ крич ит 2-е пиш ешь стро ит 3-е ид ет пиш ет крич им стро им ид ем крич ите пиш ем стро ите ид ете крич ат пиш ете стро ят ид ут пиш ут 24. 1. Прочитайте текст, озаглавьте его. Вертолёт работает везде. Он доставит грузы илюдей в тайге или в горах. Срочно привезёт врачак больному. Он помогает геологам, рыбакам, по­лярникам. Вертолёт не раз выручал людей в беде. Большой воздушный винт не только поднимаетмашину, но и поддерживает её. Вертолёт можетлетать горизонтально, боком, назад. А если вдругдвигатель откажет, винт будет сам вращаться от[^авообладатель Национальный институт образования

27. Рассмотрите таблицы. Расскажите о написании окон­чаний имён прилагательных. Как проверить правописаниебезударных окончаний имён прилагательных? Падежные вопросы имён прилагательныхПа- Единственное число Множествен- ное числодеж м. р. ср. р. ж. р.И. как ой ? как ое ? как ая ? как ие ?Р. как ого ? как ой ? как их ?д. как ому ? как ой ? как им •?в. как ой ? как ое ? как ую ? как ие ? как ого ? как их ?т. как им ? как ой ? как ими ?п. (о) как ом ? (о) как (ш ? (о) как их ? Падежные окончания имён прилагательныхПа- Единственное число Множествен- ное числодеж м. р. ср. р. ж. р. лесн ыеИ. лесн ой лесн ое лесн ая лесн ых лесн ымР. лесь1 ого лесн ой лесн ые лесн ыхд. лесь1 ому лесн ойв. лесн ой лесн ое лесн ую лесн ыми (лесн \ого ) лесн ой (о) лесн ыхт. лесь1 ымп. (о ) лесн ом (о)лесн ой1$авообладатель Национальный институт образования

28. 1. Прочитайте стихотворение. Какие из качеств вы­брали бы себе вы?Много качеств есть на свете, сердитсявыбирайте себе, дети: крикдобрый, ласковый и смирный, плаксанежный, вежливый и мирный, драказлой, сердитый и крикливый, веселгрубый, невнимательный,злой и нестарательный, счастливи упрямый, и плаксивый,тихий, честный, недрачливый,и весёлый, и счастливый. Н. Батенъкова 2. Выделенное имя прилагательное измените по родам,числам и падежам (устно), пользуясь таблицей склоненияимён прилагательных из упр. 27. 3. Выпишите имена прилагательные, обозначьте в нихкорень. 29. Прочитайте. Расскажите о местоимении. Местоимение — это часть речи, которая ука­зывает на предметы, но не называет их. Я, ты,он (она, оно), мы, вы, они — личные место­имения. Они отвечают на те же вопросы, на ко­торые отвечают имена существительные. (Ч т о?)Город красив. (Ч т о?) Он расположен на берегуреки. К личным относятся местоимения 1, 2 и 3-голица. Я, мы — местоимения 1-го лица. Ты, вы —2-го лица. Он, она, оно, они — 3-го лица. Местоимения 3-го лица единственного числаизменяются по родам: м. р. — он, ж. р. — она,ср. р. — оно. Правообладатель Национальный институт образований

30. 1. Прочитайте текст. Определите его тему, основнуюмысль, тип речи (повествование, описание, рассуждение). Вы слыхали о нашем удивительном петухе?Купили мы его за красоту. А он оказался драчли­вым. Нападал на всех и клевался. Всех нас в стра­хе держал. Находчивая бабушка появлялась водворе только с зонтиком, а хозяйственная тётя на­мекала по поводу куриного бульона. Раз пришла к нам соседская девочка Маруся.Петух с самым воинственным видом помчалсяк ней. Мы замерли в страхе. А Маруся вдруг за­смеялась чудесным заливистым смехом. Петухот удивления остановился. Девочка достала ипротянула забияке кусочек хлеба. Петух склевалкрошки и даже позволил погладить себя. С техпор он и подружился с Марусей. Она совсем егоусмирила, так что он отказался от своих воин­ственных замашек. И разговорыо курином бульоне прекратились дивосами собой (По Я. Грабвескому). удивиться 2. Подготовьтесь к сжатому пере­ удивлятьсясказу текста. удивление удивительно 3. Выпишите из текста: имена суще­ствительные: . ; глаголы: . ; именаприлагательные: . ; местоимения: . . . . 31. 1. Прочитайте о наречии. Для этого из скобок выбе­рите нужные слова. Наречие — это (неизменяемая или изменяемая)часть речи. Наречие обозначает признак действия:время, место, способ его совершения. Наречие от­вечает на вопросы ( к т о ? ч т о ? или к о г д а ?г д е ? к а к?): приехать сегодня, идти впереди,смотреть прямо.^|§авообладатель Национальный институт образования

Наречие чаще всего относится к (предлогу илиглаголу). О в наречиях является (окончанием или суф­фиксом): писать грамотно, говорить громко. 2. Из текста упр. 2 выпишите сочетания наречия с гла­голом, к которому оно относится. От глагола поставьте во­прос к наречию, обозначьте в нём суффикс. § 4. Язык и речь 32. 1. Прочитайте текст. Что такое язык? Что такое речь? Язык — важнейшее средство человеческого об­щения. Общение — это обмен мыслями с кем-либо.Значит, чтобы передать мысли в устной и письмен­ной форме, мы обращаемся к языку и с помощьюего средств (слов, предложений) строим речь. Речь — это использование средств языка дляобщения. 2. Выпишите выделенные предложения. 33. Рассмотрите рисунки. Можно лисказать о ребятах, что они общаются?Назовите возможные темы общения. Правообладатель Национальный институт образован!^

Почуял путник аппетит и вспомнил хлеб румяный, что гдето брошенный лежит на тропке, за поляной.

Решил вернуться он назад и

ñ другом помириться.

È как же радовался он, вернув свою утрату! Он хлебу ч¸р- ному поклон отвесил, словно брату (По М. Танку).

39. Прочитайте начало сказки. Придумайте е¸ продолжение и запишите его. Подготовьтесь пересказать сказку, используя мимику и жесты.

Жил на свете цыпл¸нок. Он был крошечный. Вот такой.

Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал кверху голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Мама была вот такая.

Она очень любила цыпл¸нка и кормила его червяками. И были червяки вот такие.

Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал е¸ к самому озеру. А был кот вот такой.

Цыпл¸нок остался у забора один. Вдруг он увидел. (К. Чуковский).

Узнаем: что такое культура речи, норма языка, качества речи.

Научимся: в соответствии с нормами русского языка правильно, точно, логично, выразительно, уместно употреблять средства языка в речи.

Культура речи — это владение нормами и средствами языка для выражения мыслей.

§ 5. Нормы языка. Произносительная, словообразовательная,

Чтобы речь была грамотной, нужно усвоить нормы языка.

Норма языка — это правильное употребление слов и предложений в устной и письменной речи.

Нормы языка устанавливают:

как правильно произносить слова и ставить ударение (произносительная норма): свитер [тэ], что [што], киломе ´ òð;

как правильно образовывать слова (словообразовательная норма): измялось платье (но не смялось);

как правильно писать слова (орфографическая норма): ра ññ âåò, ð ÿ áèíà;

как правильно образовывать формы слов (морфологическая норма): пара


чулок , íîñê îâ ;

как правильно строить предложения (синтаксическая норма): Одноклассники смеялись надо мной (но не с меня);

как правильно расставлять знаки препинания (пунктуационная норма): Наступила ночь, пош¸л снег.

40. Прочитайте группы слов. Правильно произнесите звуки, которые обозначены выделенными буквами.

41. Спишите слова, располагая их по алфавиту. Поставьте в них ударение и произнесите.

Портфель, магазин, морковь, больница, моло- д¸жь, документ, договор, средства, алфавит, процент, шоф¸р.

42. Выучите скороговорки наизусть. Произнесите каждую скороговорку несколько раз вначале медленно, затем — быстрее и быстрее.

1. Улов у Поликарпа — Три карася, три карпа.

2. Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

3. На горке, на пригорке Жили тридцать три Егорки.

43. От им¸н существительных образуйте имена прилагательные и запишите их.

О б р а з е ц: плата — платный.

Озеро, лес, гриб, дверь, класс.

44. Прочитайте. От выделенных слов образуйте слова, которые обозначают профессии, и запишите их.

45. Заполните таблицу по образцу (устно).

Тр..ва, стр..на, м..л..ток, х..л..дильник, х..х..тать, гр..х..тать, щ..б..тать.

äå ´ ðåâî, äåðå ´ âüÿ

§ 6. Морфологическая, синтаксическая, пунктуационная нормы

46. Спишите, ставя данные в скобках имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Пара ботинок (валенки, сапоги, чулки). Много дел (места, яблоки, макароны). Песни грузин (осетины, армяне, молдаване,

болгары, татары, цыгане).

Килограмм апельсин ов (мандарины, помидоры, томаты).

47. Запишите имена существительные во множественном числе в именительном и родительном падежах. Поставьте ударение и обозначьте окончания.


Î á ð à ç å ö: òîðò — òî ´ ðò û , òî ´ ðò îâ .

Инженер, офицер, шоф¸р, тренер, месяц, оче- редь, герб, выбор, вывод, простыня.

48. Составьте и запишите сочетания слов.

О б р а з е ц: благодарить (з а ч т о?) за внимание, за подарок.

Уважать (к о г о?) . уважение (к к о м у?)

. ; благодарность (к о м у? з а ч т о?) . благодарный (к о м у? з а ч т о?) . ; радоваться (ч е м у?) . радость (о т ч е г о?) . ; гордиться (к е м?) . гордость (з а к о г о?) . .

49. 1. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного русского языка. Озаглавьте его.

Из истории слов

безделья. Они имели в виду свободные, на досуге, беседы умных и образованных людей со своими учениками о разных науках.

На первых порах в греческих школах действительно проводились только беседы. Но позднее появились самые настоящие школы, где детям преподавали чтение письмо сч¸т гимнастику музыку поэзию искусство слова (По Г. Юрмину).

2. Выпишите из текста последнее предложение, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их постановку.

Нарушение нормы вед¸т к появлению ошибок в устной и письменной речи.

При нарушении произносительной нормы появляется п р о и з н о с и т е л ь н а я ошибка. При нарушении словообразовательной, морфологической, синтаксической норм появляются г р а м м а т и ч е с к и е ошибки. При нарушении орфографической нормы появляется о р ф о г р а ф и ч е с к а я ошибка, пунктуационной — п у н к т у а ц и о н н а я.

50. 1. Прочитайте. Какие нормы нарушены школьниками? Какие ошибки допущены?

1. Саша проявил благородность. 2. В классе не оставалось свободных местов. 3. Ихнее предложение нам не понравилось. 4. У Вали ужасный подчерк. 5. В нашем классе Витя надсмехается над всеми.

2. Запишите исправленные варианты.

51. 1. Прочитайте начало текста. Определите тип речи.

Уметь всюду и везде с достоинством вести себя — непременное качество культурного человека.

Прошлой зимой я наблюдал такой случай. К платформе маленькой станции подош¸л поезд. Толпа ожидавших бросилась к вагону. Среди них были и школьники. Теснясь, толкаясь, они штурмовали узкие двери вагонов. К вагону медленно приближалась старушка.

2. Объясните правописание выделенных букв.

3. Продолжите текст (устно).

52. 1. Прочитайте начало текста. Определите тип речи. Почему слово Осень написано с большой буквы? Объясните знаки препинания.

Поселилась на опушке леса Осень. Покрыла Осень позолотой бер¸зки. Красной краской разрисовала она осинки. А листву кл¸нов и ясеней окрасила Осень в багровый, ж¸лтый и коричневый цвет.

Но шли дни. Налетал холодный ветер… (По

2. Напишите продолжение текста.

1. Что такое норма языка?

2. Какие нормы языка вы знаете?

3. Что устанавливает произносительная норма?

4. Что устанавливают нормы словообразовательная, орфографическая, морфологическая, синтакси- ческая и пунктуационная?

§ 7. Качества речи. Точность речи

Основное качество речи — правильность (соблюдение языковой нормы). Но, чтобы уметь излагать свои мысли, надо овладеть также и другими качествами речи. Такими качествами являются: точность, логичность, богатство, чистота, уместность и выразительность.

Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников.

3) Художники эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях.

4) Тот, кто отправился в поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки.

5) В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.

6) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.

7) Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал ещё в детстве.

Рассмотрим каждое из данных предложений и определим, допущены ли в них грамматические ошибки.

2) В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников. Простое предложение, допущена ошибка в согласовании подлежащего (МГУ – университет, мужской род) и сказуемого. Верно: МГУ провел … (Ошибка Г)

3) Художники эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях. Простое предложение с однородными членами, грамматической ошибки нет.

4) Тот, кто отправился в поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки. Сложное предложение, грамматической ошибки нет.

5) В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома. Простое предложение, осложнено причастным оборотом. Есть ошибка: определяемое слово находится внутри причастного оборота. Верно: стук яблок, падавших с веток на тесовую крышу дома. (Ошибка А)

6) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения. Простое предложение с деепричастным оборотом. Грамматической ошибки нет.

7) Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Сложное предложение, есть ошибка: придаточное определительное стоит не после слова, к которому относится. Верно: книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила … (Ошибка Б)

9) В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, а и экономисту — академику Л. В. Канторовичу. Простое предложение с однородными членами, есть ошибка: неверно употреблен союз. Верно: не только физику Сахарову, но и академику Канторовичу. (Ошибка Д)

Проверка. Обязательно разберите каждое предложение из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку. Цифры в ответе не повторяются.

В ответ выписываем цифры, соответствующие буквам, чётко соблюдая их порядок, без пробелов и запятых.


В уроке рассматриваются особенности воспитания мальчиков и девочек в Древних Афинах. Получение мальчиками образования в школе и палестре. Описывается особая роль гимнасиев в воспитании афинских граждан. Рассказывается об академии Платона и ликее Аристотеля.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "В афинских школах и гимнасиях"

Вопросы занятия

· Академия и Ликей

Сегодня вам предстоит узнать о том, чему учили в Афинских школах, кто такие педагоги, и чем гимнасий отличается от палестры.

Воспитание детей.

До 6 лет и мальчики, и девочки воспитывались дома матерями. Затем их жизнь становилась абсолютно разной.

Девочки не ходили в школу. Они воспитывались дома и жили там до замужества. Образованием девочек занималась мама, задачей которой было вырастить хорошую хозяйку. В богатых домах девочек учили чтению и письму, а также игре на музыкальных инструментах и танцам. В бедных семьях на это не было времени.

Основным занятием девочек была помощь матери по хозяйству. Они учились шить, ткать, готовить и присматривать за детьми. Главным для афинской женщины было не образование, а умение обустроить домашний быт.


Афинская школа.

Школа в Афинах – это небольшое помещение, где могло находиться от 10 до 20 учеников и только один учитель. Дети сидели на деревянных скамейках, а учитель на стуле. В хорошую погоду занятия проходили на улице, учитель и ученики могли провести урок в тени под деревом.


На протяжении первых лет с детьми занимался учитель-грамматист, который обучал чтению, письму, счету и грамматике. Не всем легко удавалось быстро выучить алфавит и научиться читать. Многие учителя составляли пьесы, в которых главными действующими лицами были буквы. Известен также случай, когда один богатый афинянин подарил своему сыну 24 маленьких раба. Первые буквы их имен соответствовали буквам алфавита. Он надеялся, что это поможет мальчику поскорее его выучить.

Писали в школе на ди́птихе – это две дощечки, покрытые воском и скрепленные между собой, которые можно было раскрыть как книгу. На внутренней стороне делались записи с помощью сти́ля, металлической палочки, у которой одна сторона была заостренной – ею и делали запись. Другая сторона была похожа на лопаточку, ею стирали написанное.




Музыке юных афинян учил кифари́ст. Здесь мальчики осваивали игру на таких музыкальных инструментах как ли́ра и кифа́ра. Под звуки этих инструментов ученики пели гимны.


Затем они начинали посещать гимна́сии. Изначально это были помещения для физических упражнений. Со временем в гимнасии стали приходить афиняне, чтобы пообщаться.

Здесь можно было пойти в зал для борьбы или кулачного боя, поиграть в мяч, устроить соревнования по бегу или прыжкам в длину.

После занятий афиняне шли в бани, холодные или горячие, комнаты отдыха, которые также находились в гимнасии. Прогуляться и отдохнуть можно было в садах среди деревьев и прекрасных статуй; по крытым коридорам или по́ртикам. По́ртик – это помещение, крышу которого поддерживают колонны. Вспомните, где в Древней Греции можно было увидеть этот знаменитый портик?


Академия и Ликей.

Афинский гражданин должен был уметь общаться и высказывать свои мысли. С юношами занимались учителя рито́рики – науки, которая изучает красоту речи. Частыми были выступления ораторов. Афиняне в гимнасии учились правильно вести спор и убеждать собеседника в том, что он не прав. Вскоре при гимнасиях философы стали открывать свои школы. Самые известные из них это Акаде́мия Плато́на и Лике́й Аристо́теля.

Платон собирал своих учеников в гимнасии, который находился в местности Академ, неподалеку от Афин. Здесь существовало строгое расписание, по которому проводились встречи с философом и занятия.

Другой философ – Аристотель – в гимнасии неподалеку от храма Аполлона Лике́йского основал свою школу и назвал ее Ликей. Занятия Аристотель проводил во время прогулок, так ему было легче объяснять и рассуждать.

Как видите, воспитание и образование в Афинах было направлено на то, чтобы вырастить из юных жителей полиса образованных, умеющих красиво говорить и доказывать свою правоту граждан. При этом не забывали и о том, что каждый афинянин должен быть здоровым и физически развитым.

Этим афинское воспитание отличалось от спартанского, где главное внимание уделялось физической подготовке и развитию воинских умений.

Итак, подведем итог. В ходе урока вы узнали, что:

· девочки в Афинах воспитывались дома и не посещали школу:

· мальчики начинали ходить в школу с 6 или 7 лет;

· сопровождать детей в школу и следить за их поведением должен был раб-педагог;

· в школе мальчики писали на диптихе – двух дощечках, скрепленных между собой;

· для письма использовали заостренную палочку – стиль;

· считать учились на специальной доске, которая называлась абак;

· палестра – это школа, где занимались гимнастическими упражнениями;

· с 16-18 лет афиняне посещали гимнасии – помещения для физических упражнений, где могли отдохнуть и пообщаться;

Читайте также: