На дне моей жизни краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Прежде чем анализировать данное стихотворение Твардовского, следует понимать, что создавая его, поэт предвидел свой скорый уход из жизни спустя четыре года. Сюжет произведения близок и понятен каждому человеку, вступившему в пору зрелых лет. Лирический герой (автор) примеряет на себя роль пожилого человека, делая вывод о том, что и в старости имеются свои преимущества. К примеру, в преклонные годы высвобождается время на приятное безделье, когда можно посидеть спокойно в тишине, осмысливая прожитую жизнь, объективно оценить собственные поступки и действия.

Как известно, поэту довелось прожить невероятно бурную, наполненную событиями, богатую эмоциями жизнь: он был участником Отечественной войны, успел снискать всесоюзную известность как поэт. При этом Твардовский неоднократно говорил о том, что не совершил ничего выдающегося, но при этом не сделал чего-либо такого, за что может быть по-настоящему стыдно перед собой и людьми.

Размышляя о творчестве, лирический герой не пытается дать ему какую-либо однозначную оценку: это право он делегирует своим читателям. Понимание скорого окончания земной жизни не тревожит героя и не страшит, а рождает в нём чувство спокойствия и умиротворения.

История создания

Жанр, направление, размер

Композиция

  1. Первая часть – повествование лирического героя о собственной мечте.
  2. Вторая часть – повествование лирического героя о выводах по поводу прожитой жизни.

Образы и символы

В произведении, представляющем собою философский монолог автора, с целью раскрытия основной идеи представлены следующие образы:

Темы и настроение

Основная идея

Основная идея произведения, которую доносит до нас Твардовский, заключается в следующем утверждении: каждый человек, подойдя вплотную к закату жизни, однажды окажется возле заветной черты. Главное, не паниковать и объективно оценить свой жизненный путь, честно исповедоваться перед самим собой.

Средства выразительности

Твардовский с целью донесения основной идеи и передачи душевного состояния романтического героя использует следующие выразительные средства:

Краткий анализ

История создания – Стихотворение было написано в 1967 г., когда поэту было 57 лет.

Тема стихотворения – закат человеческой жизни; мечты о тихой жизни вдали от суеты.

Композиция – Анализируемое произведение – монолог лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ мужчины о своей мечте, выводы о прожитых днях.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

История создания

Проблемы жизни и смерти всегда были актуальны в литературе. Стихотворение А. Твардовского – раздумья над темой заката человеческой жизни. Свои мысли поэт облачил в форму монолога лирического героя. Под его образом скрывается зрелый мужчина, который повидал многое на своем веку и знает, что его жизнь почти закончена.

В первых стихах лирический герой признается, что хочет посидеть на самом донышке своей жизни. Метафорический образ дна можно толковать по-разному: как последние годы человеческой жизни и попытку сбежать от мирской суеты. В любом случает донышко жизни в восприятии мужчины – светлое место, которое дарит наслаждение.

Последние годы лирический герой хочет провести в лоне природе. Он представляет, как в вечернюю пору будет любоваться опалыми листьями. Осенний вечер символизирует зрелый возраст человека.

Композиция

Организация стихотворения простая. Это монолог зрелого мужчины. Раздумья можно разделить на две части: рассказ мужчины о своей мечте, выводы о прожитых днях. Формально текст состоит из трех строф с разным количеством строк.

Жанр произведения – элегия, так как в монологе преобладают философские мотивы. Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. А. Твардовский использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

Средства выразительности

На дне моей жизни,
на самом донышке
Захочется мне
посидеть на солнышке,
На теплом пенушке.

И чтобы листва
красовалась палая
В наклонных лучах
недалекого вечера.
И пусть оно так,
что морока немалая —
Твой век целиком,
да об этом уж нечего.

Я думу свою
без помехи подслушаю,
Черту подведу
стариковскою палочкой:
Нет, все-таки нет,
ничего, что по случаю
Я здесь побывал
и отметился галочкой.

Автор примеряет на себя роль старика и считает, что в пожилом возрасте есть свои преимущества. По его мнению, в этом возрасте приходит время спокойно в тишине, без спешки осмыслить прожитые годы, дать оценку собственным поступкам. Поэт отмечает, что наступает спокойствие, и смерть уже не кажется чем-то страшным, как в молодости. Разумеется, неизвестность, которая стоит за смертью тревожит Твардовского, но он уверен, что после нее жизнь не кончается, что там за последней чертой человека ждет что-то ещё.


История каждого из них — это судьба человека, оказавшегося в силу безрадостных причин на улице. В этих историях кто-то сам виноват, став заложником своего безволия или нежелания порвать с зелёным змием, кто-то оказался жертвой чёрных риелторов. Одни получили такой статус по вине своих родственников, другие ушли из семьи по собственной воле. Есть и те, кто, выйдя из мест заключения, оказался на улице.

Кормушка — мусорный контейнер, мусорная свалка, урна.

Трасса — пределы района.

Подогнать — принести что-либо, подарить.

Дай-дай — милостыня.

Сидеть на дай-дае — сидеть с протянутой рукой, попрошайничать.

Пацан — мужчина (вне зависимости от возраста).

Девчонка — женщина (вне зависимости от возраста).

Поднять — найти, подобрать что-либо с кормушки.


Краткий анализ

История создания – Стихотворение было написано в 1967 г., когда поэту было 57 лет.
Тема стихотворения – закат человеческой жизни; мечты о тихой жизни вдали от суеты.

Композиция – Анализируемое произведение – монолог лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ мужчины о своей мечте, выводы о прожитых днях.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.




В кинематографии

История создания









Социальное дно в литературе

Проблемы жизни и смерти всегда были актуальны в литературе. Стихотворение А. Твардовского – раздумья над темой заката человеческой жизни. Свои мысли поэт облачил в форму монолога лирического героя. Под его образом скрывается зрелый мужчина, который повидал многое на своем веку и знает, что его жизнь почти закончена.

В первых стихах лирический герой признается, что хочет посидеть на самом донышке своей жизни. Метафорический образ дна можно толковать по-разному: как последние годы человеческой жизни и попытку сбежать от мирской суеты. В любом случает донышко жизни в восприятии мужчины – светлое место, которое дарит наслаждение.

Последние годы лирический герой хочет провести в лоне природе. Он представляет, как в вечернюю пору будет любоваться опалыми листьями. Осенний вечер символизирует зрелый возраст человека.

Кореец и Айдос

Среди бездомных встречаются и спортсмены, и бывшие профессиональные повара. Причём такие, кто наизусть цитирует Ницше и стихи из Библии.

и
Айдос
сами обратились к нам с просьбой немного скрасить их утро, которое, судя по виду мужчин, выдалось не совсем добрым.

— Сестра, не пойми меня превратно! Я вижу, что ты добрая. Я уверен, что твой благородный поступок обязательно зачтётся на небесах. Всего 100 тенге могут спасти двух страждущих путников, заблудших в этом огромном мире! — с выражением проговорил заготовленный текст мужчина с рюкзаком.

— Вы нам что-нибудь закусить возьмите — там пирожки-мирожки, анау-мынау — и спирт медицинский в аптеке. Давай, сестра, сейчас мы тебе такой репортаж сделаем! Только нам слега подровняться надо. Так-то мы адекватные ребята.

Кореец (Алмаз)

— Если честно, меня Алмаз зовут, но все меня зовут Корейцем. А вообще я казах, — поправив здоровье, начал своё откровение Алмаз, оказавшись на редкость интересным собеседником.


— Уже десять лет я хожу по улицам и ищу смысл жизни. Кто-то говорит, он в богатстве. Кто-то говорит — в любви…

— Мы все умрём. И зачем нам богатства? Нам всем нужно будет два метра земли и два метра ткани.

Айдос

Подошли ребята, предложили выпить. Я отошёл с ними, выпил и очнулся в Чу. Рядом два мешка конопли, и менты на камеру меня снимают. И поехал я на долгих шесть лет. Так что с незнакомыми людьми я больше не пью.

— Сестра, брат, — обратился к нам с Тимуром Айдос, который не был похож на бомжа в привычном его понимании. — Вы не обращайте внимания на мою грусть! Осеняя хандра у меня. Вы нам ещё пива возьмите, чисто от души!


VOX: Айдос, как вы очутились на улице?

— Так получилось, что за смыслом я приехал в этот город. Я ходил по вокзалу Алматы-1, просил 20 тенге на подлечиться. Подошли ребята, предложили выпить. Я отошёл с ними, выпил и очнулся в Чу. Рядом два мешка конопли, и менты на камеру меня снимают. И поехал я на долгих шесть лет. Так что с незнакомыми людьми я больше не пью.

А с Корейцем мы уже родными стали друг другу. Если он спит, я сижу с ножом и охраняю его сон. Если я сплю, он меня охраняет. Мы один кусочек хлеба делим на двоих.

Купив нашим новым знакомым пива и заплатив последние 1 200 тенге за продолжение интервью, мы отправились осматривать жилище двух друзей.


Нам приходится прятаться не только от полиции, но и от людей. Часто нас забирают в рабство. Знаете, ещё как бывает: берут бутылку с бензином, кидают в люк и поджигают. Или издеваются над бездомными и видео в YouTube выкладывают. И это делают подростки. Они так самоутверждаются. Вот таких негодяев мы больше всего боимся.

Смотрите, как здесь уютно и тепло. Мы потом ещё на базаре салафан (полиэтилен — прим. авт.) купим, закроем, и будет вообще ништяк, на кормушках матрасы найдём…


— Но мы постоянно тут не сидим. Раньше мы свободно жили, а сейчас приходится от полиции бегать. Они нас, допустим, задержали, тысячи две с нас поимели. А если нет у нас денег, они в отделение нас доставляют — для галочки, чтобы показать, что работают.

Нам приходится прятаться не только от полиции, но и от людей. Часто нас забирают в рабство. Знаете, ещё как бывает: берут бутылку с бензином, кидают в люк и поджигают. Или издеваются над бездомными и видео в YouTube выкладывают. И это делают подростки. Они так самоутверждаются. Вот таких негодяев мы больше всего боимся.


VOX: Алмаз, а в Центр реабилитации вы не пробовали обратиться?

— Я пошёл туда, а меня не приняли. А я трезвый был.

VOX: А почему вам отказали?

— Это бюджетная организация. Им на каждого человека выделяют по 3 000 в день. А людей они не принимают, если сам пришёл, и деньги себе в карман кладут. А одежду в секонд-хенд сдают. Но если полицейские доставили, тогда принимают.


VOX: Где вы моетесь?

— Умыться, побриться мы просимся в кафе-мафе. А если горячий душ принять, анау-мынау — в районе вокзала Алматы-2 есть труба: горячая вода круглый год.

VOX: Какие предметы быта у вас всегда с собой?

— Сухое горючее — чай-май вскипятить. А это когда в аэропорту был, там такой наборчик нашёл: щётка зубная, станочек бритвенный, зубная паста. Полотенце обязательно. Мы хоть и на улице живём, но личную гигиену соблюдаем, — с энтузиазмом стал демонстрировать содержимое своего рюкзака Алмаз.


— Вот ложка. Ножик есть — колбаску, сало порезать, консерву открыть, только не подумайте, что воткнуть в кого-нибудь! Не приведи Господь!

VOX: А где вы еду берёте?

— Покупаем. Иногда мы выходим подработать — кому-то что-то разгрузить. Ещё ходим по кормушкам. Это для вас она мусорка, а для нас — кормушка, потому что там мы находим металл, одежду и много чего полезного.

VOX: Сколько раз в день вы едите?

— Один раз в день, нам хватает одного пирожка.


Рюкзак у меня Columbia, мне один мужик подогнал. Что-то, блин, беспорядок в рюкзаке. Вчера нормально было всё, а сейчас я разволновался.


— А это моя любимая игрушка. Это миньоны. Она всегда со мной, как талисман. Мы же все родом из детства, — сдув частицы табака и с любовью погладив пальцем, продемонстрировал своё сокровище Алмаз. — Иногда бывает грустно, а её взял в руки — и все мысли уходят. Я её берегу.


VOX: Вам никогда не хотелось привести себя в порядок? Изменить свой образ жизни?


— А знаете, кто наш любимый герой? — спросил он. — Физрук в исполнении Дмитрия Нагиева. Это наш любимый сериал. Мы к охраннику магазина ходим его смотреть. Нагиев — он правильный пацан, красавчик по жизни!



— Сестра, я тебе так скажу: от сумы и от тюрьмы не зарекайся. С нами есть и бывший адвокат, и бывший прораб, и бывшие спортсмены.

Если ты ещё нам косарь (1 000 тенге — прим. авт.) дашь, мы с тобой на твоей машине поедем, познакомим тебя с нашими пацанами. Один из них работал прорабом в , а потом поехал к куртизанкам на улицу Сейфуллина, и его там избили и ограбили, документы украли. Пока он в больнице лежал, его квартиру риелторы продали. Так он на улице жить остался, — добавил Айдос.


VOX: Алмаз, Айдос, вы счастливы?

— Покойный Омар Хайям, Царствие ему небесное, как-то сказал:

Вот надо жить здесь и сейчас. Когда всё плохо — это ещё не конец. Чтобы подняться, нужно опуститься на самое дно, оттолкнуться и выплыть наверх. Конечно, мы счастливы! — за себя и за друга ответил Алмаз. И, не желая расставаться с нами, добавил. — Не уезжайте! Побудьте ещё с нами. Я вам ещё Ницше процитирую. Вы ребята хорошие!


О чем говорит статистика

Почти 50 % представителей социального дна не видят какого-либо выхода из своего положения, а 36 % допускают таковой. Большинство из них надеются на социальную помощь и возможность трудоустроиться на низкоквалифицированную работу, на медицинскую и материальную помощь, на открытие пунктов бесплатного питания. Однако отношение обычных людей к представителям социального дна по большей части негативное.

Нахождение на задворках общества характерно для 10 % населения городов. По статистике, нищих примерно столько же, сколько и бомжей, чуть меньше беспризорников и гораздо меньше – уличных проституток. Беспризорными являются 10 процентов от общего числа детей. По сведениям МВД Российской Федерации, бездомных детей в России от 100 до 350 тысяч человек.

Жестокость современной жизни

Признаки расслоения хорошо видны на примере сравнения уровня жизни в российской столице и в регионах.

Потеря работы также может стать причиной смены стиля жизни в негативном направлении.

бомжи в россии

Те, кто находится на грани дна

Процесс расслоения общества в нашей стране является четко выраженным. С одной стороны, доходы многих и без того бедных россиян падают. С другой, те, кто и так неплохо пристроился в нынешней жизни, становятся еще богаче. Поэтому все больше людей приближаются к грани социального дна. Характерно, что если состоятельные граждане смотрят в будущее чаще с оптимизмом (либо нейтрально), то представители бедных слоев населения, напротив, с тревогой, опасениями, пессимизмом и отчаянием. Все это порождает апатию и депрессию и, таким образом, снижает стимул к дальнейшей борьбе. То есть предопределяет еще большее скатывание вниз. По статистике, постоянное чувство тревоги испытывают более 80 % бедняков. Многих волнует риск внезапного увольнения, потери работы и невозможности найти ей замену, риск невыплаты зарплаты и резкого роста цен. И это понятно, ведь все эти факторы могут вообще лишить человека средств к существованию.

социальное дно маргиналы

Проблема бедных в России чаще всего видится ими именно в риске потерять еще больше, нежели в неудовлетворенности своим нынешним положением, к которому они кое-как уже привыкли. Являясь, таким образом, представителями придонья, они в любой момент могут оказаться выброшенными уже на настоящее социальное дно.

В категории придонья можно встретить образованных, квалифицированных и неквалифицированных людей, а также граждан без образования. Большинство из них не виноваты в сложившейся ситуации, а оказались заложниками внешних обстоятельств, в которых они не смогли ужиться или даже не имели такой возможности. Большинство из них без внешней поддержки неспособны радикально изменить свое положение. Единственным способом уйти от состояния паники для многих из них становится вера в бога.

Читайте также: