Музыкальный театр в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Музыкальный театр в детском саду

У разных детей разный темперамент, разные характеры, интересы и склонности. В театрализованной деятельности каждый ребёнок может проявить свои способности, чувства и эмоции, передать своё отношение к персонажам и сказочным событиям. Для детей театр - игра, для родителей - праздник, для воспитателей - работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.

В дошкольном детстве очень важно окружить ребёнка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви воспитает у детей доверие к миру и потребность самим дарить добро и любовь другим людям. А это самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке. Важно с самых ранних лет поддерживать в маленьких артистах интерес к творчеству, к играм, к театрализованной деятельности. Воспитание у детей интереса к театру возможно только в том случае, если сами взрослые увлечены этой деятельностью. Поэтому одно из главных условий достижения успеха в данной технологии - увлеченность и профессионализм педагога, его готовность к творческому взаимодействию со своими воспитанниками.

В основе содержания педагогической работы с детьми в музыкально-театрализованной деятельности у меня определилось несколько направлений .

сенсорики - основы чувственного познания окружающего мира (дети знакомятся с сенсорными эталонами: цветом, формой, величиной предметов, особенностями звуков, запахов и т. д.);

базовых психических процессов - внимания, памяти, мышления;

выразительности движений, мимики, пластики;

воображения, фантазии, творческих способностей.

Важным направлением моей работы является воспитание коммуникативной культуры, в которое входят задачи развития речи, воспитания эмпатии (способности чувствовать, понимать настроение другого).

Этапы работы

Основная работа в музыкальной театральной студии проходит в форме занятий, система проведения которых предлагает четыре последовательных этапа:

1-й этап - знакомство с театром.

2-й этап - игры-импровизации.

3-й этап - использование на праздниках и развлечениях небольших сценок, игр, театрализаций (подготовка к представлению).

4-й этап - постановка музыкальных сказок (выступление).

Логика построения работы показывает последовательность усложнения заданий и подведение детей к конкретному результату - выступлению. Однако это не значит, что каждое занятие посвящено работе только по тому или иному этапу. Нужно творчески продумывать содержание каждого занятия, исходя из возраста детей, их эмоционального настроя, и варьировать разнообразные задания, упражнения, игры. Один из главных принципов работы в студии - доставить детям радость, удовольствие от творческих игр, от познания собственных возможностей, от общения.

На первом занятии мы с детьми беседуем о театре . Я рассказываю о том, какие виды театра существуют, о том, кто работает в театре.

Для достижения наилучших результатов в развитии музыкальных и творческих способностей детей я решила уделить особое внимание театрализации сказок. В сказках персонажи, как правило, делятся на отрицательных и положительных. Поступки и взаимоотношения героев выстроены в сказке таким образом, что ребёнку под силу определить их характер, эмоциональное состояние: Стрекоза-ленивая; Муравей-трудолюбивый; Лиса - хитрая; Волк - злой; Заяц - трусливый. Сказки служат для детей первыми уроками нравственности и морали, по которым живут люди. В них добро побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание текста своего персонажа способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию речи и её выразительности.

Работа над постановкой музыкальных сказок идёт по следующему алгоритму :

- знакомство со сказкой, по мотивам которой составляется музыкальный спектакль (в группе с воспитателями);

- беседа о героях сказки (детям предоставляется возможность высказаться о характерах персонажей, оценить их поступки, поразмышлять об особенностях той или иной роли);

- распределение ролей с учётом пожелания детей;

- разучивание текста роли;

- разучивание песни героя;

- разучивание танца героя;

- подбор костюмов (элементы костюмов обсуждаются с детьми);

- работа над выразительностью (детям предоставляется возможность импровизировать в свободном танце, самостоятельно подобрать движения в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки);

- самостоятельный выбор детьми оригинальных действий для передачи игрового образа;

- показ музыкальной сказки детям.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-либо роли. Для этого я использую разнообразные приёмы:

выбор каждым ребёнком роли по желанию;

назначение на главные роли робких, застенчивых детей;

распределение ролей по карточкам (каждый участник будущего спектакля берёт из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображён персонаж.

Благодаря декорациям и костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

Перед тем как приступить к изготовлению костюмов, мы просматриваем иллюстрации к сказкам, книги по истории костюма, фотографии и рисунки костюмов к разным театральным постановкам, смотрим поставленные по сказке фильмы. Я приглашаю к совместному творчеству всех, у кого есть идеи и способности. Важными помощниками являются и родители.

При изготовлении декораций к сказке используются те же источники информации, что и при подготовке костюмов. По созданным нами эскизам изготавливаются и атрибуты, формирующие сцену.

Музыкальный театр в работе с дошкольниками.

Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает,

Тот, кто любит театр по- настоящему,

всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.

К. С. Станиславский

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Одной из основных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Указывается на создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Эти и другие задачи решаются в процессе музыкального развития дошкольников.

Несмотря на то, что музыкальное развитие в новом Стандарте образования включено в состав художественно-эстетического блока, в каждой из вышеперечисленных образовательных областей можно выделить задачи, определяющие музыкальное развитие.

"Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые" (В. А. Сухомлинский).

Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности она оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы.

Театрализацию в работе с детьми необходимо применять с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения.

В целом необходимо добиться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Большое внимание нужно уделять речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь.

В более старших группах нужно добиваться выразительной речи, развития представления о нравственных качествах, правилах поведения зрителей на спектакле. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах.

Возможно использование игр на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

- восприятие музыки;

- театрализованные игры;

- сценическое действие с единым художественным замыслом.

Наиболее эффективны при слушании музыки, являются следующие методические приё мы:

Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяется такому виду деятельности, как ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок или мюзиклов образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест.

Театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития :

1. Инсценировка песен;

2. Театральные этюды;

4. Фольклорные праздники;

5. Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Особой популярностью в работе с дошкольниками в последнее время пользуются постановки мюзиклов.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального, нравственного и художественно-эстетического развития. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

2. Роль музыки в театральных постановках.

Детские спектакли приобретают особую окраску благодаря использованию в них музыки и звуков. Песни и танцы, а также и музыкальные фоны в некоторых спектаклях играют не менее важную роль, чем слово.

Существует ряд правил и ограничений по подбору и разучиванию музыкального репертуара с детьми дошкольного возраста.

Например, каждой возрастной группе детей-дошкольников, благодаря возрастным особенностям, соответствует свой диапазон пения, поэтому в работе с детьми мы используем песни с удобной тесситурой, т. е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. В этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.

3. Практическая часть. Обобщение опыта работы.

Музыкальная сказка в работе с дошкольниками.

Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе накопления музыкального опыта. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей, осуществляет художественное познание окружающего мира, реализует индивидуальный творческий потенциал.

Обобщенными целями музыкального развития и образования детей, стоящими перед педагогами в каждой возрастной группе, являются:

— развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;

— развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

В связи с этим программа каждой возрастной группы содержит две части:

— музыкальное восприятие — слушание — интерпретация;

— музыкальное исполнительство — импровизация — творчество.

Эти задачи легко решаются в процессе занятий музыкально-театрализованной деятельностью.

Целью моей работы является : формирование художественно-эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

Последние 10 лет театрально-музыкальная деятельность является одним из основных направлений в моей работе. В то время в нашем детском саду была организована театральная студия.

Ни одна постановка сказки не обходится без помощи хореографа. Общие и индивидуальные танцы, подтанцовка к песням, пластика, жесты, мимика всегда яркие и эмоциональные придают спектаклям особое жизнерадостное настроение и оставляют незабываемые впечатления.

Хотелось бы подчеркнуть еще одну причину огромной популярности постановки музыкальных сказок – участие всех детей. Ни для кого не секрет, что каждый из родителей считает своего ребенка самым лучшим и талантливым и каждый хочет видеть его на празднике в роли яркого интересного персонажа. Поэтому в музыкальном спектакле занята вся группа. У каждого ребенка есть роль, в зависимости от способностей: вокальных, танцевальных, актерских.

В старшем дошкольном возрасте представления об окружающей действительности расширяются. Появляется осознанное отношение к исполнению роли, ответственность, выразительность речи. Используются игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Появляется устойчивый интерес к театрализованной игре, желание выступать перед зрителями. Постепенно проходит зажатость, боязнь сцены у малоактивных детей.

В подготовительной группе работа с детьми по всем направлениям театрализованной деятельности продолжается. Главная задача педагогов - совершенствовать всестороннее развитие артистических, вокальных, танцевальных способностей детей средствами театрального искусства. Усложняется репертуар, возрастают требования к передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий под музыку. Более сложными становятся театральные этюды и игры : дети должны проявлять больше творчества, импровизировать.

Для реализации программы по театрализованной деятельности в нашем детском саду созданы все необходимые условия. Музыкальный зал разделен занавесом на зоны, необходимые для театрализации. Существует костюмерная, которая постоянно пополняется путем кропотливого труда наших сотрудников. Невозможно представить ни один праздник без активного участия педагога по изодеятельности: в оформлении музыкального зала, изготовлении декораций, атрибутов, афиш, выставок рисунков.

Организована развивающая среда в группах. Имеются музыкальные уголки, где представлены:

- музыкальные инструменты (металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки и др.);

- различные виды театров : теневой, бибабо, пальчиковый, настольный и др. ;

- шапочки для игр-драматизаций.

В группах функционируют уголки ряженья. Имеется фонотека, позволяющая подобрать музыку к спектаклям.

После показа спектакля, рассматривания фотографий, просмотра видеофильма, сделанного на его основе, были проведены беседы с маленькими артистами и зрителями. Дети нарисовали понравившихся героев сказки и запомнившиеся сюжеты. Ещё долго дети возвращались к героям этого произведения, делились друг с другом своими переживаниями. Таким образом, этот спектакль вошёл в жизни детей нашего ДОУ.

В годовом плане нашей образовательной организации одной из основных задач является задача создания условий в ДОУ для формирования личности ребёнка через театрально – игровую деятельность.

В подготовительной группе работа с детьми по всем направлениям театрализованной деятельности продолжается. Главная задача педагогов - совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства. Усложняется репертуар, возрастают требования к передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий под музыку. Более сложными становятся театральные этюды и игры : дети должны проявлять больше творчества, импровизировать.

Дети стали больше проявлять желание участвовать в театрализованных играх, спектаклях. Стали более раскованными, активными, инициативными.

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа.

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное.

Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

я наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Список используемой литературы:

2. Блохина Л. А., Горбина Е. В. Начинаем наш концерт. Сценарии праздников для дошкольников, Академия Развития,2003г.

3. Буренина А. И. "Театр всевозможного", С. -Пб. 2002г.

13. Картушина М. Ю. "Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет". М. : Сфера, 2005 г.

18. Радынова О. "Музыкальные шедевры. Система занятий".

20. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства "Театр-творчество-дети".

21. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства "Театр-творчество-дети".

Игровой самомассаж в работе с дошкольниками Игровой самомассаж в работе с дошкольниками Музыкальный руководитель МКДОУ детского сада №11 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского.

Метод проектов в работе с дошкольниками Метод проектов в работе с дошкольниками Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская.

Синквейн в работе с дошкольниками. Образовательные технологии СИНКВЕЙН- это один из методов новой образовательной технологии (развитие критического мышления через чтение и письмо). Сегодня очень важно.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование.

Стенгазета об экологической работе с дошкольниками

Стенгазета об экологической работе с дошкольниками экологическая газета Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности и в этот период закладываются основы личностной.

Этическая беседа в работе с дошкольниками Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.



Музыкально-театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:
1. Инсценировка песен;
3. Развлечения;
4. Фольклорные праздники;




Основная цель, которую я ставлю занимаясь с детьми музыкально- театрализованной деятельностью - это развитие творческих способностей средствами театрального искусства, к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности у детей.
Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром.




Дошкольники обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения организовывается так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Использую игровые приемы и доступный материал для театрального творчества, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Театрализованные и сюжетно-ролевые игры с куклами, инсценировки с игрушками, которые дают возможность в игровой форме обучать детей и закреплять художественно-эстетические приемы.






Игра – самый доступный ребенку и интересный для него способ выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализация – это импровизация, оживление предметов и звуков. Театрализованная игра – как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду – это отличная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи и воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Особенности театрализованной игры:

- Действия детей с кукольными персонажами;

- Непосредственные действия детей по ролям;

- Литературная деятельность через диалоги и монологи;

- Исполняют знакомые песни от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание и т.д.

Игры – драматизации, где каждый ребенок выполняет свою роль. Детям эмоционально прочитывают произведение (2-4 раза); для обыгрывания более сложных произведений подбираются иллюстрации, слайды, аудиозаписи.

Игры с настольным театром. Действия с предметами, дети озвучивают роли, повторяют или сочиняют сюжет.

Основные направления работы с детьми:

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
- Культура и техника речи:

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
- Основы театральной культуры:

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
- Работа над спектаклем:

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).
Формы организации театрализованной деятельности:

- Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
- Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни;

- Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

Читайте также: