Музыкально ритмические движения в детском саду мастер класс

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Федорчук Татьяна Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

Краткое описание работы: Мастер- класс для музыкальных руководителей

Мастер-класс для музыкальных руководителей

Федорчук Татьяна Николаевна

Цель:

Личный вклад в повышение качества образования через трансляцию в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

Задачи:

· Повысить научно-методический уровень компетенции педагогов в развитии музыкальных способностей дошкольников.

· Расширить опыт педагогов в подборе развивающих и дидактических игр, упражнений в формировании ритмических способностей воспитанников ДОУ.

· Побуждать музыкальных руководителей дошкольных учреждений к мыслительной и практической деятельности по внедрению современных форм планирования музыкального воспитания в детском саду.

Ход мастер-класса

(игровая, личностно-ориентированная технология)

Цель: Преодоление неловкости, создание весёлой, непринуждённой обстановки, сплочённости.

Муз.рук.:

Я хочу поприветствовать всех, кто отозвался на наше приглашение и пришёл на МО.

А теперь попрошу тех, кого назову вставать для приветствия.

- Приветствую того, кто в семье главный?

- Приветствую того, кто участвует в профессиональных конкурсах?

- Приветствую того, кто пришёл в брюках?

- Приветствую того, кто вовремя оформляет всю документацию?

- Приветствую того, кто сегодня завтракал?

- Приветствую того, кто всегда открыт к поиску и постижению нового в своей профессии?

- Приветствую того, кто в своей работе использует современные педагогические технологии?

- Приветствую того, кто готов активно работать на нашем мастер-классе.

Муз.рук.:

Своё выступление я хочу начать словами К.Д. Ушинского:

Ведь все мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Поэтому в своей практике я использую игровые приёмы. Знакомя Вас с содержанием этих приёмов, я постараюсь раскрыть их актуальность на сегодняшний день…

Муз.рук.:

А сейчас для ввода в тему нашего мастер-класса прошу вас выполнить задание:

Посмотрите на иллюстрации и назовите:

- Что объединяет эти картинки? (Ответ: Ритм)

Муз.рук.:

Да, мы сегодня будем говорить о ритме, а точнее о развитии ритмических способностей у дошкольников.

Музыкально-ритмические способности - это способность активно(двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Б.М.Теплов

Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры.

Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

Я покажу некоторые приемы проведения музыкальных игр, способствующих развитию ритмических способностей.

Игры с пением и музыкальным сопровождением

являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.

Муз.рук.:

А сейчас я хочу пригласить всех желающих поучаствовать в мастер-классе.

(Участницы выходят, встают врассыпную, перестраиваются в круг.)

Муз.рук:

Вышли все так ладно, дружно!

Поздороваться нам нужно?

На меня вы посмотрите,

Всё за мною повторите!

Цель: развитие певческих навыков, чувства ритма.

Задание: В соответствии текста и в такт музыке выполнять движения.

(Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё.

Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения).

Муз.рук:

Так же здороваясь в игровой форме, имена детей можно озвучить звучащими жестами:

Та - ня - два хлопка в ладоши (долгие)

Та-неч-ка – три удара по коленям (короткие)

Муз.рук:

Очень нравиться детям шуточно здороваться, применяя различные интонации: (дети отвечают так же)

- Стоим в кругу, один в середине – ведущий.

(У детей развивается чувство юмора, что в свою очередь развивает фантазию и интонационную выразительность. Иногда дети придумывают свои смешные приветствия)

Муз.рук:

Цель: развитие музыкально-ритмических способностей

(поворачиваемся друг за другом, руки на талии у впереди идущего. Начинаем движение с правой ноги, ноги выносим немного в стороны, чтобы не задеть стоящих впереди детей).)

Цель: учить чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его звучащими жестами

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Машу видели?

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок (сильную долю, метр) деревянными палочками.

2-я группа:

Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Катю видели?

Здесь и далее 1-я группа выполняет те же действия, что и в начале потешки.

2-я группа:

Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.

Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград.

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

2-я группа:

Заглянули под крылец – грызёт Дуня огурец.

В ритме хрустят жёсткой бумагой, изображая хруст огурца.

1-я группа:

Дидили, дидили, Ваню вы не видели?

2-я группа:

На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!

На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.

Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Цель: учить чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его звучащими жестами .

Задание: Простукивать заданный ритмический рисунок по различным предметам звучащими жестами.

Она умеет играть в любой момент.

Батареи так звучат…..

Наши шторы так звучат…

И это тоже, тоже музыка, друзья!

(педагог называет какой-нибудь предмет или объект в зале (стул, окно, крышка ф-но, баратея стена, пол и т.д. Стучит по нему отбивая несложный ритмический рисунок. Дети повторяют его используя звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, цоканье и др.)

(В зале не должно находится музыкальных и инструментов. Развивается внимание, память, умение находить объекты для звукоизвлечения)

(Такие игры с использованием жестов собственного тела или подручного материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок)

Цель: формирование слухового внимания и ритмической активности

Задание: 1)прослушать строчку, определить ритмический рисунок

при помощи звучащих жестов , и моделирование его на доске

при помощи карточек. 2) в подгруппах воспроизвести :

- сильную долю

У тебя румяный бок.

Ты от бабушки ушёл,

Ты от дедушки ушёл

Задание: нужно прослушать внимательно строчку и выложить ритм при помощи кружочков: большие кружки – ТА, маленькие кружки - ти

Затем, делимся на 3 команды.

Отхлопываем: 1-я команда - сильную долю, 2 – я команда - метр, 3 – я команда - ритм

(СЛАЙД –8)

Игры на воспроизведение ритмического рисунка

Цель: развитие ритмического и слухового внимания

Задание: Пройти по обручам под музыку соблюдая её ритмический рисунок.

Муз.рук:

А сейчас немножко отдохнём,

Ритм в словах чудесных мы найдём.

ритмическое лото (настольное)

Цель: развитие ритмического и слухового внимания с опорой на визуализацию.

Задание: Воспроизвести звучащими жестами название предмета и найти ему место на карте с соответствующим графическим изображением ритмического рисунка.

Цель: Развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.

Задание: При помощи звучащих жестов тактильно передавать друг другу ритмический рисунок.

Упражнение выполняется сидя за столами.

(Можно использовать форму – встать друг за другом по кругу, в полукруге, положить руки на плечи впереди стоящего.

(Массажируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию усталости)

(Стихотворение нужно обыграть при помощи звучащих жестов и звукоподражаний)

- Эй, хвостатый, хитроватый – хлопать в ладоши на каждую четверть

Это ты в ветвях повис – потряхиваем кистями рук

- С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с – прикладываем пальчик к губам

- Эй, хвостатый, хитроватый - хлопать в ладоши на каждую четверть

Это ты в траве шуршишь – потереть ладошку о ладошку

- Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш - прикладываем пальчик к губам

- Эй, хвостатый, хитроватый – хлопать в ладоши на каждую четверть

Цель: развитие ритмического и слухового внимания через танцевальные движения.

Участники садятся на свои места

Муз. рук.:

Большое внимание необходимо уделять планированию педагогического процесса, так как это даёт возможность для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Планирование музыкального воспитания в детском саду

Планирование — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Муз. рук.:

В своей работе использую следующую форму перспективного и календарного планирования.

Планирование музыкального воспитания в детском саду

Цель: Побуждать педагогов к мыслительной и практической деятельности по внедрению современных форм планирования музыкального воспитания в детском саду.

Задание: С опорой на предложенный календарно-перспективный план работы в течение месяца в группах старшего дошкольного возраста составить конспект занятия.

Цель: Составить отзыв о мероприятии с опорой на свои впечатления и профессиональную компетентность

Задание: Поставить свой знак в ячейке с соответствующей оценкой.

Муз. рук.:

И в завершении мастер-класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.

Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО.

Благодарю за работу и предлагаю:

…Частичку души своей вкладывать

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

Если дети смеются, играют,

С удовольствием зал посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна!

© 2020 "Мелодинка. Олимпиады и публикации". Всероссийские олимпиады и публикации для учащихся и педагогов музыкальных школ, средне-специальных учебных заведений искусства и культуры, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки. Все права защищены. Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта.

Организатор проекта "Мелодинка. Олимпиады и публикации":
Всероссийское СМИ "Талантоха". Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-56409, выдано 11.12.2013 г. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 г

Цель мастер класса : повышение профессионального уровня и обмен опытом.

Задачи мастер-класса :

• передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

• совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;

• повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;

• формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.

Методы и приемы : Практический, словесный, наглядно-двигательный.

Музыкальны игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.

Материал, посредством которого осуществляется музыкально- ритмическое воспитание, должен отвечать интересам и возможностям ребенка, быть высокохудожественным. Инструментальная музыка и хороводы должны быть яркими, с приятной мелодией, простой гармонией и выразительными динамическими оттенками. Исполнение музыкальных произведений должно быть точным и художественным. Необходимо, чтобы музыкальные произведения были доступны при воспроизведении и передаче в танце. Это дает возможность детям в простейших движениях передать характер музыки, помогает глубже воспринять и закрепить содержание произведения.

В содержание данного раздела входит обучение детей умению двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности, а также умение выполнять несложные элементы плясок, перестроения, упражнения, инсценировки, водить хороводы, играть в музыкальные игры как в сюжетные, так и в несюжетные на занятиях и в самостоятельной деятельности вне занятий.

Задачи по этому разделу состоят в следующем:

— научить детей согласовывать движения с характером музыки, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности : ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;

— развивать у детей чувство ритма, выражающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передают ее в движении;

— развивать художественно-творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построении хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.

Эти задачи решаются при выполнении основного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям музыкальные руководители используют различные методы :

— наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки);

— наглядно-двигательный (показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений);

— словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений);

упражнения: многократные повторения, варьирование знакомого материала; упражнения в умении воспринимать и передавать образ, продиктованный песней или музыкой.

Если эти методы будут правильно подобраны, они помогут ребенку более глубоко и осознанно усвоить содержание и характер произведения.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям вариативна. Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит по-разному.

На первом этапе работы необходимо привлечь внимание детей к музыке, подвести к умению отозваться на музыку движением. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его неточны и порой не согласованы с музыкой. В основе обучения детей этого возраста лежит подражание действиям взрослого. Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения, небольшие роли, точно выполнять задания. Необходимо обращать внимание детей на то, что двигаться надо только тогда, когда звучит музыка, учить реагировать на смену контрастных частей, отмечая их сменой движений, прекращать движения с окончанием музыки.

Показ педагога как прием нужен на начальных этапах разучивания игры, пляски, упражнения. В дальнейшем музыкальный педагог дает указания по ходу исполнения, поправляет действия отдельных детей. В течение учебного года музыкальный педагог обучает детей различным танцевальным и образным движениям, которые затем используются в играх, танцах, хороводах.

На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и отдельные средства музыкальной выразительности (динамика — громко, тихо; регистры — высокий, низкий; темп — быстрый, умеренный).

Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т. д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.

Педагог как бы помогает ребенку найти нужное движение, правильно под музыку передать образ. Совпадение образного слова, музыки и движения развивает детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. Очень важным условием для детей средней группы в выполнении музыкально-ритмических движений является выразительность, четкость.

Однако в этом возрасте дети нуждаются еще в показе движений, в ясных, кратких пояснениях. Затрудняет детей ориентировка в пространстве и некоторых перестроениях, таких как построение в колонны, кружки и другие. Значительно варьируются последовательность разучивания игр, плясок, упражнений и время, затраченное на их усвоение. Некоторые игры, пляски усваиваются детьми на одном-двух занятиях, а другие требуют более длительного времени.

Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т. д.).

В старшей группе педагог добивается эмоционально-выразительного исполнения образов детьми.

В подготовительной группе дети должны осознанно относиться к своей роли и более качественно выполнять движения.

В старшем дошкольном возрасте усложнение требований музыкально-ритмического репертуара направлено на развитие у детей способности чувствовать, переживать, различать музыкальные образы и использовать средства их выражения в движении. Умение воспринимать и передавать образ, выразительно двигаться в соответствии с музыкой формируется в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Всему этому способствуют выразительное исполнение, образный и точный показ движений, игр, хороводов, инсценировок, которые дают детям возможность действовать творчески.

Творческая активность детей постепенно развивается путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.

Так в условиях интересной, увлекательной деятельности — музыкально-ритмической — происходит музыкально-эстетическое развитие ребенка.

Рассмотрим конкретно методику проведения игр, хороводов, плясок, упражнений для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и приемы обучения.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей трех-, четырехлетнего возраста строится в основном на показе педагога, хорошо двигающихся детей, на эмоционально-образных пояснениях и указаниях.

В игровой форме разучиваются различные, хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и т. п. Затем можно предложить детям придумать, как надо двигаться под эту музыку, обсудить эти варианты (используя детский показ) и в заключение показать построение, которое ребятам следует выучить. Такая методика помогает усвоению навыков при активном восприятии музыки, развитию самостоятельных действий, творческих способностей.

Танцы разучиваются так же, как и игры, но часто требуют дополнительных упражнений в усвоении и совершенствовании незнакомых детям танцевальных элементов, перестроений. Педагог, используя другую, но соответствующую движениям музыку, упражняет детей в этих навыках.

Некоторые упражнения носят вспомогательный характер — направлены на усвоение элементов движений, которые затрудняют детей в пляске, хороводе, игре.

Делим всех присутствующих музыкальных руководителей на 3 возрастные группы:

- Младший дошкольный возраст (те, у кого под стулом лежат кубики);

- Средний дошкольный возраст (те, у кого под стулом лежат погремушки);

- Старший дошкольный возраст (те, у кого под стулом лежат ложки).

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, руки мои руки, мои руки хороши

Ах, руки мои руки вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, плечи мои плечи, мои плечи хороши

Ах, плечи мои плечи вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, боки мои боки, мои боки хороши

Ах, боки мои боки вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, ножки мои ножки, мои ножки хороши

Ах, ножки мои ножки вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, ухи мои ухи, мои руки хороши

Ах, ухи мои ухи вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Прыжочки мои, вы прыжочки хороши

Прыжочки мои, вместе пляшем для души!

В первой части каждого куплета можно тренировать детей в выполнении различных танцевальных движений. Идем по кругу хороводным шагом, дробным шагом, поскоками, мелким шагом на полупальцах, боковым галопом, шагом с высоким подъемом ног.

На проигрыш каждый музыкальный руководитель выполняет движения, соответствующие выбранному возрасту.

В начале зайки просыпаются, потом умываются, прыгают чтобы согреться, шевелят ушками, скачут по кругу, получается весело. Главное все движения выполнять танцуя. Можно придумать разнообразные движения, я опиралась на известную игру - заинька попляши.

Муз. рук. : Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).

Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.

Муз. рук. : Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша

Дети-гномики идут в лес с пустыми корзинками, возвращаются из леса с ягодами (шаг 1/8, дробный шаг, перетопы) и с грибами (шаг, тяжелый шаг).

1. У меня, у тебя

Красивые ручки, (ладошки вверх-вниз)

Красивые ножки. (выставление ног на каблучок)

Мы стобой ручками

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Мы с тобой ножками

Топ, топ, топ, топ.

2. У меня, у тебя

Носик, словно, пуговка, (движение "биб")

Ротик, словно, клюковка. (поцелуйчик)

3. У меня, у тебя (пальчиком по бровям)

У меня, у тебя (погладить себя или дружка по голове)

4. У меня, у тебя

Щечки, словно, яблочки,

На щеках по ямочке.

5. У меня, у тебя

Как пружинки ножки

Мы с тобой ручками

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп. (по коленочкам)

Мы с тобой ножками

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей детей Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников. Ход мероприятия: Муз. рук. : Прошу внимания.

Развитие музыкально-ритмических движений в подготовительной группе Цель: формирование средствами музыки и ритмических движенийразнообразных умений, способностей, качеств личности у детей старшего.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

музыкальный руководитель Горлевская А.Н

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов.

Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.

Показать возможности использования синтезатора на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе с воспитанниками для развития ритмических способностей.

Я продемонстрирую приемы проведения музыкальных игр, способствующих развитию ритмических способностей.

Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.

Но даже если ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом (хотя как знать?), развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.

Любое занятие можно начать с какого-нибудь приветствия, например:

«Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро, здравствуй, день,

Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения.

Следующая речевая игра прочитывается в разных ритмических вариантах. Чтобы правильно исполнить ритмический рисунок текста, педагогам предлагается прочитать его с помощью партитуры, на которой изображены длительности нот, чтобы задать детям темп и ритм при чтении стихотворения. Каждый педагог при обучении в педагогическом учреждении знакомился с нотной грамотой, поэтому это задание не доставит больших трудностей.

Первую строчку стихотворения я прочитаю сама, а вы внимательно слушайте ритм. Затем вместе со мной вступайте в дальнейшее прочтение. Текст вы видите на экране.

Детям даётся уже знакомое стихотворение.

Шла весёлая собака

(стихотворение Н.Пикулевой)

Шла весёлая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав.

А за ними поросёнок, чики, брики, хрю!

Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!

http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_c5fa86651afa1d6bd3d29d2cf99659ae.jpg

Следующее прочтение этого же стихотворения предлагаю с другим ритмическим вариантом. И его уже можно прочитать, привлекая к индивидуальному прочтению детей.

Это упражнение способствует также и развитию слухового внимания, развитию дикции, артикуляции, активности и выдержки детей.

Следующую игру можно исполнить с помощью жестов.

Какие жесты вы знаете? (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, цоканье и др.) Эти жесты можно использовать разными способами. Например, какими?

Также эту игру можно исполнять при помощи разнообразного материала. Это могут быть: различные музыкальные инструменты, бросовый материал. В этих играх очень удобно использовать потешки, где встречается диалог.

Для игры нам необходимо поделиться на две группы.

(Обращаюсь ко 2-й группе) Ваша группа в ответ свои слова озвучивает в ритме текста, но так, как вам подскажет ваше воображение. Или это будут жесты, или это будут бросовый материал, или инструменты.

Дидили, дидили

(русская народная потешка)

Дидили, дидили, где вы Машу видели?

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.

Дидили, дидили, где вы Катю видели?

Здесь и далее 1-я группа выполняет те же действия, что и в начале потешки.

Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.

Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград.

Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

Заглянули под крылец – грызёт Дуня огурец.

В ритме хрустят жёсткой бумагой, изображая хруст огурца.

Дидили, дидили, Ваню вы не видели?

На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!

На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.

Такие игры с использованием жестов собственного тела или бросового материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок.

Глядя на партитуру, исполните попевку с заданным текстом, соблюдая при этом ритмический рисунок и звуковысотность. Поём по одному, каждый из вас исполняет свою партию.

Когда дети уже усвоили задание, можно усложнить задачу.

Исполните эту же попевку, используя жесты: Хлопки обозначены жёлтым цветом, шлепки – красным, притопы – зелёным.

Упражнения с цветными ритмическими карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.

Дети с удовольствуем включаются в игру под аккомпанемент фортепиано.

Покажу способы применения синтезатора на музыкальных занятиях.

Нужно прислушаться и подобрать текст, который подходит к заданному ритму. (задаётся ритм 4 такта)

При выполнении этого задания детям предлагается готовый текст или даже они могут сочинить его сами.

У вас есть варианты текста. Подберите тот, который подходит к заданному ритму или же придумайте сами. Итак, сочиняем песенку.

000 – та, ти-та. (листопад, листопад, листья кружат, летят)

085 – та-та-ти-ти-та. (какой Дед Мороз, нам елку принес!)

068 – ти-ти-ти, ти-ти-ти, та-та. (падает снег нам под ножки, падает снег на дорожку)

Эта игра способствует развитию умения самостоятельно придумывать песенку, прислушиваясь к разнообразному ритмическому аккомпанементу, развивает песенное творчество и как во всех играх – слуховое внимание.

При знакомстве детей с тембрами инструментов, использую такой вид деятельности, как музицирование. Детям очень нравится музицировать на музыкальных инструментах.

И вам я предлагаю поиграть на барабанах. Красному дадим название – Барабам, зелёному – Барабум, жёлтому – Барабах, и синему – Барабух.

Посмотрите на экран. Послушайте стихотворение и проследите, какой ритмический рисунок записан для каждого барабана. Долгие звуки обозначены квадратом, короткие – кружочком. Цвета фигур соответствуют цвету барабанов.

Бьет волшебный Барабам: Бам! Бам! Бам!

А волшебный Барабум: Бум-бум-бум-бум!

Бьет волшебный Барабах: Бах-бах-бах, бах-бах-бах!

А волшебный Барабух: Бух! Бух!

Барабам, Барабум поднимают страшный шум.

Барабух, Барабах громко скажут нам: Ба-бах!

А сейчас это задание выполните без моей подсказки, обращая внимание на экран.

Такой вид деятельности, как элементарное музицирование, даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с детьми, создавая условия для развития творческих способностей.

Творческие задания по музицированию способствуют развитию у детей умения озвучивать стихотворения, сказки. рассказы о явлениях природы, животных, птицах и др.

Встаньте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего.

Массажируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию усталости.

1-й палец левой руки соедините со 2-м пальцем правой, затем наоборот. Вот так. ( показ) Повторите за мной.

Пау-паучина паутину сшил. ( 1-й палец левой руки соединить со 2-м пальцем правой, затем наоборот)

Вдруг закапал дождик – паутину смыл . (щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой)

Вот и солнце вышло, стало подсыхать. (соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону)

Пау-паучина трудится опять. (быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками)

При последующем повторении игры соединяются большие пальцы со средним, безымянным и мизинцем.

Пальчиковые игры укрепляют мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

Все предложенные мной игры срабатывают на развитие ритмических способностей детей, позволяют развивать речь воспитанников и подготавливают их к учебной деятельности, а также воспитывают умение сопереживать, радоваться успехам друг друга, способствуют легче адаптироваться в социуме.

А сейчас мне хотелось бы подарить вам вальс на музыку Юрия Верижникова. А вас, мои помощники, прошу принять участие в аккомпанементе этой песни, импровизируя на музыкальных инструментах: треугольниках, колокольчиках, маракасах, металлофонах. Какие именно инструменты будут звучать во время вальса, подскажут слайды.



Все движения выполняются по тексту песенки
1.Зашагали ножки весело по кругу (Шагают по кругу или в рассыпную)
Привели нас ножки по дороге к другу (Находят себе пару, смотрят друг на друга)
Раз, два, три, здравствуй, говори (на раз, два, три хлопают в ладоши)
Раз, два, три руку мне пожми (Хлопают в ладоши и пожимают друг другу руки)
2. Побежали ножки весело по кругу (Далее по тексту)
Привели нас ножки по дороге к другу
Раз, два, три, головкой поклонись









Читайте также: