Музыкальная пауза в доу с движениями

Обновлено: 07.07.2024

Что такое динамические паузы для дошкольников? Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Малышу такого возраста жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей. Плановых спортивных занятий и прогулок на свежем воздухе для удовлетворения данной потребности, как правило, не хватает. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с + подвижными.

Какую смысловую нагрузку несут динамические паузы для дошкольников? Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, обучают новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют оздоровлению.

Что же фактически представляют из себя динамические паузы для дошкольников? Это подвижные игры, хороводы, упражнения на контроль осанки, физкультурные минутки и пальчиковые игры, а также массаж кистей рук и лица, упражнения под ритмичную музыку. Такие занятия можно начать с самого утра. Например, построить детей в круг, предложив каждому протянуть руки и поздороваться или улыбнуться с соседями. Можно объединить детей в пары и предложить им стать ладони к ладоням, локтем к локтю, плечом к плечу, спиной к спине. Такие паузы не только развлекают детей, поднимают настроение и позволяют окончательно проснуться по утрам, но и способствуют установлению дружелюбной атмосферы в детском коллективе.

Влияние динамических пауз на развитие речи. Очень важно, в дошкольном возрасте правильное развитие звукопроизношения, поэтому занятия обязательно должны быть со словами. Для малышей надо использовать потешки с проговариванием и движениями. Динамические паузы для дошкольников 6-7 лет непременно должны включать в себя пословицы и поговорки на разные темы, небольшие стихотворные тексты, загадки, считалки. Можно предложить детям повторять вместе с воспитателем веселые стихи про зверюшек, можно сопровождать это разнообразными движениями. А также, надо тренировать мелкую моторику рук. Для этого надо, использовать пальчиковые игры и массажа рук. Существует масса забавных и поучительных стихов, посвященных детским ладошкам и каждому пальчику в отдельности, которые с удовольствием дети заучивают, сопровождают веселыми упражнениями. Детей учим самомассажу. Массировать пальцы нужно поочередно от большого к мизинцу. Каждый пальчик поглаживают, сгибают и одновременно произносят слова. Ладони можно массировать шариками разного размера, шестигранным карандашом или четками - это тоже динамические паузы для дошкольников. Старшая группа (начиная с 5 лет) уже способна понимать, что такое самомассаж лица для профилактики гриппа и ОРВИ. Детей обучают отыскивать на лице и шее особые точки, нажатием и массажем которых можно предупредить развитие простуды.

Разные игры и физические упражнения используются в динамических паузах, направленные на коррекцию осанки, профилактику плоскостопия, укрепление мышц и развитие координации. Упражнения проводятся одновременно с чтением стихов, веселой музыкой, счетом или частушками. Динамические паузы для дошкольников под музыку также очень положительно влияют на детей, которые с удовольствием двигаются, танцуют и прыгают, по команде отстукивают пальцами ритм на бубне или барабане. Для развития координации движений применяют также ходьбу вперед спиной, перекидывание мяча, игры со скакалкой. Есть множество игр, где дети должны изобразить определенных персонажей или угадать, о ком или о чём идёт речь, по характерным движениям. Во время учебных занятий сидящим детям можно предложить сделать "сухое умывание" - потереть ручки, "умыть" лицо, причесаться, помассировать брови, погладить указательными пальцами крылья носа, потереть губы и ушные мочки.

Преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения, желательно содержание текста стихов должно сочетаться с темой занятия.

Динамические коррекционные паузы (речь с движением) для малышей

Мы капусту рубим (3 р.)
Мы морковку трем (3 р.)
Мы капусту солим (3 р.)
Мы капусту жмем. (3 р.)

Две руки хлопают
Две ноги топают.
Два локтя вращаются.
Два глаза закрываются.

Шёл - шёл - шёл, (шагают на месте.)
Белый гриб нашёл. (хлопают в ладоши.)
Раз-грибок, (наклоны вперед.)
Два - грибок, (наклоны вперед.)
Три - грибок, (наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (дети шагают на месте и имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок)

Я мороза не боюсь, (шагают на месте.)
С ним я крепко подружусь. (хлопают в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (присели)
Тронет руку, тронет нос (показывают руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (хлопают в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (прыгают на месте.)

Динамические коррекционные паузы (речь с движением) для старших детей

Мы сегодня в сад пойдём,
Фрукты разные найдём. (дети шагают на месте)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать: (хлопают в ладоши)
Груши, яблоки и сливы (загибают пальцы)
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать (поднимают правую и левую руки)
Всех знакомых угощать. (протягивают руки вперёд)
На носочках поднимись (встают на цыпочки)
И до ветки дотянись. (поднимают руки вверх)
Веточку нагни (опускают руки и ноги)
Спелых яблочек сорви. (делают хватательные движения руками)

Капля раз, капля два (прыжки с одной ноги на другую)
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом, (начинают с медленного бега, постепенно ускоряют бег)
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли. (руки в стороны развести)
От дождя себя укрыли. (над головой делаем крышу).

Физминутка на математике

Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся.
То зароются в песке.
Приседаем столько раз
Сколько рыбок здесь у нас.
Сколько чаек у нас 9
Столько мы подпрыгнем раз.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

Физминутки для занятий по развитию речи

Наклонилась сперва
Книзу наша голова (наклон вперед)
Вправо - влево мы с тобой
Покачаем головой, (наклоны в стороны)
Руки за голову, вместе
Начинаем бег на месте, (имитация бега)
Уберем и я, и вы
Руки из-за головы. (Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения).

Всем известно, что в настоящее время актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Для каждого педагога детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности.

Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольников очень велика. Любая образовательная деятельность, не связанная с движениями – это нагрузка на детский организм. Они быстро утомляются и теряют интерес к обучению, что отрицательно влияет на эффективность познавательных процессов.

Поэтому большое внимание необходимо уделять значению движений в жизни ребенка, в его целостном, гармоничном развитии.

Помимо НОД по физической культуре двигательную активность детей необходимо развивать за счет малых форм активного отдыха. К ним можно отнести динамические паузы, которые включают в себя физкультминутки и физкультурные паузы. О них сегодня и пойдет разговор.

В форме общеразвивающих упражнений
Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц. Закончить можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.
Физкультминутка "Дружно встали"
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны).
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо).
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги!
Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем –
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Снежинки, снежинки на землю хотят.
А ветер дует все сильней и сильней, (Бег с поворотом вокруг себя).
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
Вдруг ветер утих, стало тихо кругом, (Бег к воспитателю и присесть около него на пол)
Снежинки слетелись в большой
Снежный ком.

Ну-ка, мишенька, вставай, нас быстрее догоняй! (Приседания, бег на месте.)

В форме дидактической игры с движениями. Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике.
Предлагаю вам принять участие в математической игре со зрительными ориентирами. Текст произносится до начала выполнения упражнения.
педагоги участвуют в роли детей.
До пяти считаем гири выжимаем. И.п. стоя, ноги слегка расставлены. Руки подняв стороны, медленно согнуть к плечам, пальцы сжать в кулак, 4-5 раз.
Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. На доске – круг с точками, воспитатель показывает на них, а дети считают сколько раз надо поднять руки.
Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, пальцы соединены в замок. Поднять руки вверх, наклон вперед-вниз и снова выпрямиться, руки вверх, 5 раз.
Сколько елочек зелёных, столько выполним наклонов. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклоны вправо и влево.
Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас. И.п. стоя, ноги на ширине стопы, руки на пояс. Приседаем, руки вперед, вернуться в и.п.

В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращается внимание на следующее:
текст стихотворений должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
преимущество отдается стихам с четким ритмом;
содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксёр, гимнаст), трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

ДВИГАТЕЛЬНО – РЕЧЕВЫЕ РАЗМИНКИ
Мы играем громко слишком!
И в ладоши хлопаем, хлопаем!
Все ногами топаем, топаем!
Надуваем щечки!
Скачем на носочках!

И друг другу даже
Языки покажем!
Оттопырим ушки!
Хвостик на макушке!

Пальчик поднесем к виску!
Дружно прыгнем к потолку!
Шире рот откроем!
Смешную гримасу состроим!

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

*****************
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Приплыли тучки дождевые;
Лей, дождик, лей.
Дождинки пляшут как живые;
Пей, рожь, пей.
И рожь, склоняясь к траве зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А тихий дождик, неугомонный,
Льет, льет, льет.

Детская песенка для малышей "Зимняя пляска" - Слова и движения.
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
/Дети стоят в кругу и хлопают в ладоши.

Ножки мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
/Стоя в кругу, дети топают попеременно то одной, то другой ногой.

Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели:
Прыг, прыг, прыг, прыг!
/Дети прыгают на двух ногах.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.

В сказочном дворце,
На высоком крыльце
Звучит громко указ -
Добрым молодцам наказ:

"Кто сумеет танцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять! "

Гусли-гусли-самогуды
Распевают песню всюду.
Раз готовы вы, друзья,
Танцевать нам всем пора.

Вот и музыка звучит,
А народ все ждет, стоит.
Ой, пустились плечи в пляс,
Веселей, еще хоть раз.

Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затихать,
Тише музыка играть.. .

Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься,
Пятки, пальцы и колени
Заплясали, как хотели.

Как им весело плясать!
Только стали уставать.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.

Вдох и выдох, покрутись,
Лежебока, эй, проснись!
Вновь поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче!

Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать.. .
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними.

Губы вытянулись в трубку.
Потанцуй еще минутку.
Вновь народ стоит и ждет:
Что нам музыка споет?

Эй, помощник, выходи,
Общий танец покажи!

Вот свернулся ёж в клубок
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся.
Ёжик встал и потянулся.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Выше, выше, высоко.
Прыгать на носках легко.
Вот мы встали, подышали,
Урок дальше продолжали.

Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

Раз-подняться, потянуться.
Два-согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Раз, два, три.
Головою три кивка
Раз, два, три.
На четыре-руки шире.
Пять-руками помахать.
Шесть-за парту тихо сесть.
Семь, восемь-лень отбросим.

Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри - раз, два, три!

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – В ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять – руками помахать,
пять руками помахать
ну и дальше продолжать!
Шесть – пониже нам присесть,
Семь – плечами потрясти,
ну а 8 потянись,
скажем 9 - покружись.
Скажем 9 - покружись,
ну а 10 поклонись!

Будем прыгать и скакать!

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)


Головой качает слон

Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Что такое динамические паузы для дошкольников? Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Малышу такого возраста жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей. Плановых спортивных занятий и прогулок на свежем воздухе для удовлетворения данной потребности, как правило, не хватает. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными.

Какую смысловую нагрузку несут динамические паузы для дошкольников? Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, обучают новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют оздоровлению.

Что же фактически представляют из себя динамические паузы для дошкольников? Это подвижные игры, хороводы, упражнения на контроль осанки, физкультурные минутки и пальчиковые игры, а также массаж кистей рук и лица, упражнения под ритмичную музыку. Такие занятия можно начать с самого утра. Например, построить детей в круг, предложив каждому протянуть руки и поздороваться или улыбнуться с соседями. Можно объединить детей в пары и предложить им стать ладони к ладоням, локтем к локтю, плечом к плечу, спиной к спине. Такие паузы не только развлекают детей, поднимают настроение и позволяют окончательно проснуться по утрам, но и способствуют установлению дружелюбной атмосферы в детском коллективе.

Влияние динамических пауз на развитие речи. Очень важно, в дошкольном возрасте правильное развитие звукопроизношения, поэтому занятия обязательно должны быть со словами. Для малышей надо использовать потешки с проговариванием и движениями. Динамические паузы для дошкольников 6-7 лет непременно должны включать в себя пословицы и поговорки на разные темы, небольшие стихотворные тексты, загадки, считалки. Можно предложить детям повторять вместе с воспитателем веселые стихи про зверюшек, можно сопровождать это разнообразными движениями. А также, надо тренировать мелкую моторику рук. Для этого надо, использовать пальчиковые игры и массажа рук. Существует масса забавных и поучительных стихов, посвященных детским ладошкам и каждому пальчику в отдельности, которые с удовольствием дети заучивают, сопровождают веселыми упражнениями. Детей учим самомассажу. Массировать пальцы нужно поочередно от большого к мизинцу. Каждый пальчик поглаживают, сгибают и одновременно произносят слова. Ладони можно массировать шариками разного размера, шестигранным карандашом или четками - это тоже динамические паузы для дошкольников. Старшая группа (начиная с 5 лет) уже способна понимать, что такое самомассаж лица для профилактики гриппа и ОРВИ. Детей обучают отыскивать на лице и шее особые точки, нажатием и массажем которых можно предупредить развитие простуды.

Разные игры и физические упражнения используются в динамических паузах, направленные на коррекцию осанки, профилактику плоскостопия, укрепление мышц и развитие координации. Упражнения проводятся одновременно с чтением стихов, веселой музыкой, счетом или частушками. Динамические паузы для дошкольников под музыку также очень положительно влияют на детей, которые с удовольствием двигаются, танцуют и прыгают, по команде отстукивают пальцами ритм на бубне или барабане. Для развития координации движений применяют также ходьбу вперед спиной, перекидывание мяча, игры со скакалкой. Есть множество игр, где дети должны изобразить определенных персонажей или угадать, о ком или о чём идёт речь, по характерным движениям. Во время учебных занятий сидящим детям можно предложить сделать "сухое умывание" - потереть ручки, "умыть" лицо, причесаться, помассировать брови, погладить указательными пальцами крылья носа, потереть губы и ушные мочки.

Преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения, желательно содержание текста стихов должно сочетаться с темой занятия.

Динамические коррекционные паузы (речь с движением) для малышей

Читайте также: