Мужество быть краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

“МУЖЕСТВО БЫТЬ” (“Thé courage to be”) — произведение П. Тиллиха, опубликованное в 1952. Вначале Тиллих рассматривает понятие “мужество” в этическом и историко-философском аспекте, анализируя учения Платона, Аристотеля, св. Фомы Аквинского, Спинозы и Ницше. В онтологическом и теологическом аспекте Тиллих определяет “мужество” как “самоутверждение бытия вопреки небытию”. Главный вопрос для человека — это вопрос о его бытии или небытии. Человек — единственное существо в мире, которое знает о конечности своего бытия, о своей смертности. Осознанная конечность бытия есть “тревога” (anxiety, нем. Angst — “страх”). Слово “тревога” (как и “страх”) нельзя заменить словом “бо

язнь”, т. к. последнее указывает на некую опасность, но не на онтологическую ситуацию встречи с небытием. Тревога онтологична, боязнь психологична. Онтологическая тревога не имеет объекта, ее нельзя преодолеть, поскольку ни одно конечное существо не может преодолеть конечности собственного бытия; психотерапия может лишь снять навязчивые формы тревожности и уменьшить частоту и силу приступов боязни. Онтологическая тревога должна быть встречена с мужеством; патологическая тревога появляется вследствие неудачи принять тревогу на себя, она приводит к самоутверждению личности на ограниченной и мнимой основе, а также к вынужденной защите этой основы.

В соответствии с тремя направлениями, в которых небытие угрожает бытию, Тиллих различает три основных типа экзистенциальной тревоги: 1) перед судьбой и смертью; 2) по поводу вины и осуждения (этическая тревога); 3) перед пустотой и бессмысленностью (духовная тревога). Каждый из этих типов тревоги преобладает в определенный период западной цивилизации. В эпоху гибели античного мира преобладала тревога перед судьбой и смертью, в средние века — этическая тревога, а в современную эпоху — тревога по поводу пустоты и бессмысленности человеческого существования.

Онтологическое самоутверждение личности является выражением априорной структуры бытия. Можно выделить два основных типа самоутверждения личности и снятия онтологической тревоги: “индивидуализацию” и “соучастие”. Под индивидуализацией понимается утверждение субъектом своей индивидуальности вне и независимо от окружающего мира; личность выступает здесь как изолированное и самодовлеющее “Я”. Соучастие — способ утверждения индивидом своего “Я” путем приобщения к целому, ко всеобщему. Индивидуализации и соучастию соответствуют два типа мужества — “мужество быть собой” и “мужество быть частью”. “Мужество быть частью” находит историческое воплощение в различных примитивных сообществах, в средневековом феодальном “полуколлективизме”, а также в современных “неоколлективистских” (тоталитарных) структурах — фашизме, нацизме и коммунизме. Но, отдавая себя целиком социальной жизни, человек с необходимостью растворяется в обществе, и это, по Тиллиху, уже не “мужество быть частью”, а слабость, граничащая с полной неспособностью личности противостоять небытию, угрожающему в лице общества полным поглощением “Я”. В роли тоталитарного сообщества, по мнению Тиллиха, может выступать и церковь.

Второй тип мужества — “быть самим собой” — предстает в различных формах индивидуализма: романтическом, натуралистическом и экзистенциальном. Современный экзистенциализм, как он выступает в работах Хайдеггера, Ясперса, Сартра, с точки зрения Тиллиха, выражает универсальную утрату человеком смысла бытия, которая переживается как “пограничное” состояние — состояние отчаяния. Онтологическое самоутверждение личности в современном экзистенциализме являет собой именно “мужество отчаяния” и мужество принять это отчаяние на себя в попытке быть самим собой. Но в этом случае человек рискует “потерять себя в экзистенциализме”, ибо небытие угрожает как утратой нашего индивидуального “Я”, так и утратой нашего соучастия в мире.

Экзистенциальный разум человека охвачен “предельной заботой” о высшем смысле, он влечется за пределы конечности собственного бытия, к своей основе, к трансцендентному, Богу. Мужество как обращение человека к трансцендентному выступает, по Тиллиху, в различных формах. Если в нем доминирует соучастие, то оно имеет мистический характер, если же индивидуализация, то оно имеет персональный характер. Даже в сфере религии человек не всегда может обрести подлинное онтологическое самоутверждение. Бог теизма нередко становится “идолом”, а религия — обрядовой формальностью. И лишь обращение человека к мощи Самого Бытия заключает в себе индивидуализацию и соучастие и трансцендирует их, и только тогда человек обнаруживает, что “есть бытие и нет небытия”. Лишь мужество такой веры способно взять на себя тревогу перед судьбой и смертью, виной и осуждением, пустотой и бессмысленностью. Русский перевод Т. И. Вевюрко (1995), О. А. Седаковой.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Бывают книги, которые сложно читать из-за их чрезмерной перегруженности терминами, метафорами или затянутости. Книгу "Мужество быть" Пауля Тиллиха, немецкого философа-экзистенциалиста, преподавателя Гарварда, эмигрировавшего в Америку после прихода к власти нацистов, читать сложно, по крайней мере, для меня. Жалкие 230 страниц заняли несколько месяцев с серией "подходов", как в спорте. Однако не из-за перегруженности терминами, не из-за метафор, сквозь которые нужно "продираться" как через живую изгородь, защищающую творение автора от профанов, и даже не из-за затянутости. Причина — обилие смыслов, которые заботливо уложены в тоненькую книгу с достаточно крупным шрифтом.

Бытует мнение, что философов могут понять только философы. Во многих случаях, это действительно так — слишком уж у них своё, самобытное мышление. Зачастую проще найти хорошего комментатора и изучать их труды по нему, теряя немного, разумеется, исходный посыл автора, но зато сохраняя своё драгоценное время и психику. Этот способ, кстати, может касаться не только философов, но и некоторых "художественных" авторов: признаюсь честно, я не понимал абсолютно вторую часть Фауста в версии Гёте, пока не прочитал соответствующие комментарии на эту работу у Юнга. Да и часть работ последнего приходится изучать не в оригинале, а по комментариям его учеников.

О чём же пишет Пауль Тиллих в этой своей работе?

Тревога

Основные понятия, о которых пишет автор в этой работе, — это тревога, мужество, бытие и небытие. Если два последних представляют собой философские конструкты, то первые два являются вполне реальными феноменами, присущими нашей жизни.

Следует, однако, различать тревогу от страха, ведь в нашем обыденном понимании эти слова крайне близки друг другу. Тиллих разделяет их следующим образом:

Экзистенциальная и патологическая тревоги

Существенное достоинство книги выражается в практичной системности, с которой автор подходит к рассматриваемым феноменам. Прежде всего, я бы отметил его деление тревоги на экзистенциальную и патологическую (несмотря на то, что по тексту эта глава идёт ближе к середине-концу).

Подобная классификация базируется на крайне простом факторе: патологическая тревога обусловлена конкретными патологиями в организме или мышлении человека, в то время как экзистенциальная существует априори.

Чем это разделение удобно? Тем, что для каждого типа тревоги, условно говоря, свой тип волшебной пилюли. Если патологическая тревога вполне успешно "купируется" клиническим психологом или даже психиатром, то в случае другого типа медицина и наука де факто бессильны, так как сам предмет этого типа тревоги отсутствует в соответствующем "словаре". Автор даже предлагает разделить "специалистов": если первым типом тревоги следует заниматься медикам, то вторым — либо глубинным психологам, либо духовникам/представителям религии. Здесь вполне уместно вспомнить замечание Юнга, упомянутое Эдингером в книге "Эго и архетип":

Поэтому Юнг справедливо говорит, что никогда не видел пациента в возрасте старше тридцати пяти лет, который излечился бы, не найдя религиозного подхода к жизни.

Эта мысль вполне неплохо систематизирует опыт современной психологии, где разные школы/течения пытаются монополизировать рынок с помощью своего "уникального" метода, предлагая лекарство от всех болезней. Дифференцированный подход, как справедливо указывает Тиллих, может и должен дать более благоприятный результат.

Типы экзистенциальной тревоги

Рассматриваемая книга по большей части направлена на исследование именно экзистенциальной тревоги. Тиллих выделяет три типа такой тревоги (полужирный шрифт — мой):

Я не чувствую в себе возможность корректно своими словами передать конкретные определения этих тревог, данные автором, поэтому предпочту просто добавить цитаты как наиболее разумный способ кратко передать мысли Тиллиха.

Тревога судьбы и смерти

Тревога отсутствия смысла

Тревога отсутствия смысла — это тревога по поводу утраты предельного интереса, утраты того смысла, что придает смысл всем смыслам. (Ibid)

Эта тревога пробуждается при утрате духовного центра, при утрате ответа, пусть символического и косвенного, на вопрос о смысле существования. Тревога пустоты пробуждается потому, что небытие угрожает отдельным содержаниям духовной жизни. Верования разрушаются в результате внешних событий или внутренних процессов: человек отрезан от творческого соучастия в некоторой культурной сфере; он жестоко разочарован в том, что ранее страстно утверждал; его приверженность одному объекту сменяется приверженностью другому, а затем третьему, ибо смысл каждого из них пропадает, а творческий эрос превращается в безразличие или отвращение. Все можно испробовать, но ничто не принесет удовлетворения. Содержания традиции, пусть величественной, пусть прославленной, пусть некогда любимой, утрачивают способность быть содержательными сегодня. А современная культура еще менее способна предложить содержание. Охваченный тревогой, человек отворачивается от всех конкретных содержаний в поисках предельного смысла; но в результате он обнаруживает, что именно утрата духовного центра привела к исчезновению смысла из отдельных содержаний духовной жизни. Однако намеренно сотворить духовный центр невозможно, и любая попытка подобного рода порождает еще более глубокую тревогу. Тревога пустоты влечет нас в пучину отсутствия смысла. (Ibid)

Тревога вины и осуждения

Мужество

Тревоге Тиллих противопоставляет мужество, особый термин, который немного отличается от общепринятого значения. Именно он, кстати, и вынесен в заглавие этой книги — мужество быть как защита от экзистенциальной тревоги.

Это понятие уже сложно передать с помощью цитат, поэтому я призываю заинтересовавшихся прочитать данную работу и вынести собственное суждение. Отмечу лишь его классификацию трёх типов мужества, связанных с развитием личности, которые выделяет автор:

  • Мужество соучастия или мужество быть частью чего-либо: семьи, общества, партии, религии, организации. На этой стадии человек в какой-то мере "сливается" со своей ролью, транслируя не собственные ценности, а ценности того сообщества, частью которого он является. Это, очевидно, является первой стадией развития, когда ребёнок манифестирует установки родителей и продолжается вплоть до
  • мужества быть собой или мужества отделения . Это — этап формирования независимой личности, транслирующей собственное восприятие, ассимилировавшее, быть может, другие, но не тождественное им.
  • Мужество принятия приятия или мужество быть . Третий этап в развитии, выделенный Тиллихом, который связан уже с персональным опытом вне стандартных рамок. Сложно описать этот тип в простых терминах, ведь для этого его нужно очень хорошо понимать, поэтому тут я призываю также обратиться к первоисточнику.

Пауль Тиллих, несмотря на некоторую заумность, — вполне читабельный философ, что является редкостью для экзистенциального направления. В какой-то мере он суммирует опыт предыдущих исследователей, в том числе таких гигантов как Ницше, заглянувшего в пустоту бытия, и Юнга, подходившего к вопросу исключительно с практической стороны. Этим "Мужество быть" и ценно. А ещё тем, что в книге всего 230 страниц.

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

В соответствии с тремя направлениями, в которых небытие угрожает бытию, Тиллих различает три основных типа экзистенциальной тревоги: 1) перед судьбой и смертью; 2) по поводу вины и осуждения (этическая тревога); 3) перед пустотой и бессмысленностью (духовная тревога). Каждый из этих типов тревоги преобладает в определенный период западной цивилизации. В эпоху гибели античного мира преобладала тревога перед судьбой и смертью, в средние века – этическая тревога, а в современную эпоху – тревога по поводу пустоты и бессмысленности человеческого существования.


Пауль Тиллих - выдающийся немецко-американский теолог, философ-экзистенциалист. До 1933 года преподавал в ряде немецких университетов. После прихода к власти нацистов эмигрировал в США. Преподавал в Гарварде. Философская система Тиллиха построена на стыке теологии, философии и психологии, в ней он стремился объединить религию и культуру в единой теории, способной дать ответ на экзистенциальные вопросы о смысле жизни, одиночестве, взаимодействии человека и мира и др. В представленной здесь и самой известной своей работе "Мужество быть" Тиллих обращается к теме тревоги и предлагает пути ее преодоления. Эта и другие работы Тиллиха приобрели мировую известность и оказали значительное влияние не только на современную теологию, но и на экзистенциальную психологию. Среди учеников Тиллиха был один из самых известных представителей этого направления Ролло Мэй.

«Тревога и страх имеют общую онтологическую основу, но на самом деле они различны.

Но с тревогой все обстоит иначе, так как у тревоги нет объекта.

Читайте также: