О природе вещей краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Это и не удивительно, ведь автор поэмы стремился объяснить начала всех вещей, вскрыть подлинную сущность природы:

Знакомясь с великим произведением, хочется иметь представление и об авторе, его жизни и деятельности. Увы, о Лукреции почти ничего не известно.

Итак, Лукреций жил в первой половине первого века до нашей эры, был современником Катулла, Цицерона, Юлия Цезаря. Время острых социальных столкновений; Римская республика, раздираемая противоречиями, была накануне падения. Все это волновало и Лукреция. И в его поэме ярко отразились разочарование образованных римлян в государственной деятельности, вызванное гражданскими войнами, их раздумья о будущем. Поэт находит утешение в эпикурейской философии, способной, по его мнению, рассеять эти мучительные сомнения.

Вдохновителем Лукреция стал греческий философ-материалист Эпикур.

Лукреций был восторженным поклонником Эпикура и темой для своей поэмы избрал одну из частей эпикурейского учения — физику.

Лукреций так восхваляет Эпикура:

В те времена, как у всех
на глазах безобразно влачилась
Жизнь людей на земле
под религии тягостным гнетом.
Эллин впервые один осмелился
смертные взоры
Против нее обратить
и отважился выступить против.

Эпикур, утверждает Лукреций, первый поднял из глубокого мрака ослепительный свет, освещающий блага жизни. Его учение рассеивает все страхи души, перед ним расступаются стены мира, оно раскрывает движение мировой жизни в бесконечном пространстве. Страшное для людей подземное царство с рекой Ахеронтом оказывается несуществующим.

Верно, учение Эпикура сыграло важную роль в истории культуры, стало оружием в борьбе со взглядами идеалистов. Но этим оно обязано не его создателю, а Лукрецию.

В поле зрения Лукреция — и движение светил по ночному небу, и рой пылинок, колеблющихся в солнечном луче, и игры молодых животных, и сверкающий вооружением воинский строй. Все это согрето поэтическим вдохновением.

Лукреций убедительно показывает, что мир и его части создавались постепенно (и также независимо от богов), начиная с неба — движение звезд, Солнца, Луны, их затмения, — и кончая Землей, на которой прежде всего появились растения, животные, и, наконец, человек.

Боги не влияют на жизнь человека, не они дали людям огонь и орудия труда, все это добыто человеком:

Судостроение, полей обработка,
дороги и стены,
Платье, оружье, права,
а также и все остальные
Жизни удобства и всё,
что способно доставить усладу:
Живопись, песни, стихи,
ваянье искусное статуй —
Всё это людям нужда указала
и разум пытливый
Этому их научил в движении
вперед постоянном.

. Писарев как-то заметил, что титаны бывают разных сортов. Одни из них живут и творят в высших областях чистого и бесстрастного мышления. Они подмечают связь между явлениями, из множества отдельных наблюдений они выводят общие законы; они вырывают у природы одну тайну за другой; они прокладывают человеческой мысли новые дороги. Это, по мнению критика, настоящие Атласы, на плечах которых лежит все небо нашей цивилизации. Но их труды, как правило, так сложны, что совершенно непонятны массам.

Другие титаны не делают открытий. Они только схватывают и облекают в поразительно яркие формы те идеи и страсти, которые воодушевляют и волнуют их современников.

Именно Лукреций сумел в поэтической яркой форме изложить учение Эпикура, сделать его доступным для масс. Популяризаторское значение поэмы огромно: ведь почти все труды Эпикура утеряны.

Еще до выхода в свет, до размножения рукописи, поэму Лукреция обсуждали, о ней спорили, упоминали в письмах.

Несмотря на неполноту и отрывочность дошедших до нас сведений, можно сказать, что поэму усердно читали не только поклонники философии Эпикура, но и ее противники — Сенека, Марк Аврелий, Цицерон.

Может быть, Квинт вместе с письмом прислал своему знаменитому брату и папирусные свитки с текстом поэмы. Во всяком случае, известно, что Цицерон принял участие в выпуске поэмы в свет, в ее размножении.

С песней высокой своей
в тот день лишь погибнет Лукреций,
Миру который конец вместе
с собой принесет.

Как известно, Альд Мануций наладил широкую торговлю своими книгами, снабжая ими не только европейские государства, но и страны Востока. Нет сомнения и в том, что поэма Лукреция также разошлась по всему свету.

Во Франции эпикурейскую систему и особый интерес к Лукрецию возродил Пьер Гассенди (1592-1655). Он решительно встал на точку зрения Эпикура и Лукреция в вопросе об атомном строении материи. Но он, вместе с тем, хотел примирить эти взгляды со своей католической совестью. Усилия Гассенди по пропаганде книги Лукреция не пропали. Атомистическое учение было принято Дальтоном и Авогадро, Р. Бойлем и Ньютоном.

В Германии Лукреция почитают Гете и его друзья. Один из них, Кнебель перевел поэму на немецкий язык гекзаметром.

Большое влияние на развитие философии имело и учение Лукреция о чувственном восприятии как основном источнике сознания. Здесь поклонниками Лукреция были Бэкон, Гоббс, Локк. А идея общественного договора Лукреция получила свое развернутое выражение в теории Руссо.

Радищев, Чаадаев, Герцен, Менделеев — вот далеко не полный перечень знаменитых читателей поэмы. В дневнике Герцена есть такие строки:

На протяжении всей истории человечества люди стремились познать окружающий мир и самих себя. Современная наука шаг за шагом накапливала и систематизировала свои знания в течение тысячелетий. Имена людей, внесших наиболее значимый вклад в открытие новых истин и познание окружающей действительности, сохранились в истории науки.

Первые шаги на пути развития науки были сделаны, главным образом, философами древнегреческой и древнеримской цивилизации. Среди них особое место занимает родоначальник атомистического материализма Демокрит. Он считал, что мир состоит из движущихся по неизменным законам частиц; среди них наиболее подвижными являются легкие и шарообразные атомы огня, из которых состоит душа [4].

Ни место рождения, ни социальное происхождение и положение Лукреция неизвестны. Недостоверный источник (описание жизни Лукреция Блаженным Иеронимом) свидетельствует лишь о том, что Лукреций, или Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus), родился в 98 году до нашей эры и покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч, в 55 году до нашей эры. Кроме того, в данном источнике указано, что Лукреций, выпив любовный напиток, поднесенный ему его возлюбленной, впал в помешательство и создавал свое главное произведение в часы просветления [5].

Сведения о самоубийстве Лукреция могут быть достоверны с достаточно высокой долей вероятности, так как Лукреций высказывал положительное отношение к добровольному уходу из жизни:

… Демокрит, когда уже зрелая старость

Предупредила его о слабеющей силе рассудка,

Сам добровольно понес свою голову смерти навстречу.

Сам Эпикур отошел по свершению поприща жизни,

Он, превзошедший людей дарованьем своим и затмивший

Всех, как и звезды, всходя, затмевают эфирное солнце. [3, стр. 123]

Ибо, во-первых, учу я великому знанью, стараясь

Дух человека извлечь из тесных тенет суеверий,

А, во-вторых, излагаю туманный предмет совершенно

Ясным стихом, усладив его Муз обаянием всюду.

Это, как видишь ты, смысл, несомненно, имеет разумный:

Если ребенку врачи противной вкусом полыни

Выпить дают, то всегда предварительно сладкою влагой

Желтого меда кругом они мажут края у сосуда;

И, соблазненные губ ощущеньем, тогда легковерно

Малые дети до дна выпивают полынную горечь;

Но не становятся жертвой обмана они, а, напротив,

Способом этим опять обретают здоровье и силы.

Так поступаю и я. [3, стр. 125-126]

Поэма Лукреция состоит из шести книг. Первые две книги посвящены атомистической теории мироздания; в них подробно изложена физика Эпикура, которая представляет исключительный интерес для истории научной мысли. Пятая книга содержит мысли о происхождении земли, неба, моря, небесных тел и живых существ, шестая – объяснение явлений природы, вызывающих суеверный страх у человека: грозы, дождя, землетрясений, извержений вулканов и разливах рек.

Таким образом, философская поэма Лукреция выступает как источник знаний по различным видам наук, в том числе по физике, астрономии, биологии и психологии.

2. Представления Лукреция о душе

Я утверждаю, что дух, – мы его и умом называем, –

Где пребывают у нас и сознанье живое и разум,

Есть лишь отдельная часть человека, как руки и ноги

Или глаза составляют живого создания части. [3, стр. 96]

В качестве доказательства к данному положению Лукреций приводит указание на то, что душа и тело могут функционировать независимо друг от друга. Так, например, болезнь тела может не затронуть душу, а болезнь души – тело:

В части наружной больным наше тело бывает нередко,

В части же скрытой его мы здоровы и бодры при этом.

Так же, с другой стороны, и обратно нередко бывает.

Именно: болен наш дух, а все тело здорово и бодро.

Так же, как если нога, предположим, страдает больная,

А голова, между тем, никакого страданья не терпит. [3, стр. 96]

Дух и душа, хоть их и можно рассматривать отдельно, тесно взаимосвязаны между собой и с телом:

Я утверждаю, что дух и душа состоят меж собою

В тесной связи и собой образуют единую сущность,

Но составляет главу и над целым господствует телом

Разум, который у нас зовется умом или духом.

Он в середине груди расположен и там пребывает.

Мечутся здесь и боязнь и ужас, и сладко трепещут

Радости. Вот почему ума здесь обитель и духа.

Часть остальная души, что рассеяна всюду по телу,

Движется волей ума и его мановенью подвластна. [3, стр. 97]

Если же дух потрясен сильнейшей тревогой, мы видим,

Что и душа целиком то же самое чувствует в теле:

Пот выступает на нем, бледнеет вся кожа, немеет

Оцепенелый язык, заплетается речь, застилает

Мраком глаза, звон в ушах, подкосились колени и видно

Часто нам, как человек от ужаса падает наземь.

Всякий отсюда легко убедится, что связаны тесно

Дух и душа, и как только она поражается силой

Духа, сейчас же сама толкает и бьет она тело. [3, стр. 97-98]

Факт наличия духа и души, а также их функции, с точки зрения Лукреция, являются еще одним доказательством того, что душа материальна:

Эти же доводы нам говорят, что телесна природа

Духа с душой, раз она и членами движет, и тело

Будит внезапно от сна, и меняет лица выраженье,

И человеком она целиком руководит и правит. [3, стр. 98]

Для удобства изложения совокупность духа и души Лукреций называет душой.

Нет ничего, что могло б, очевидно, свершаться быстрее,

Чем это делает ум, что свершает намеренья тотчас.

Так что гораздо скорей может двигаться дух, чем любые

Вещи, что видимы нам и доступны для нашего взора.

Но, для того чтобы быть настолько подвижным, он должен

Весь состоять из семян совершенно округлых и мелких,

Чтобы и легкий толчок приводил их сейчас же в движенье. [3, стр. 98]

Кроме того, частицы, из которых состоит душа, должны иметь возможность сообщаться между собой. Поэтому расстояния между молекулами души должны быть так же очень маленькими:

… столь же малы расстояния между собою

Первоначал у души, сколь малы и тела…

Многое должно у нас, таким образом, тут возбудиться,

Прежде чем в теле души семена, что вмешаны в членах,

Первоначал потрясенье телесных почувствовать смогут

И, несмотря на свои расстоянья, внезапно столкнуться,

Вместе друг с другом сойдясь, и опять растолкнуться успеют. [3, стр. 98]

Так как главной целью произведения Лукреция было развеять суеверные заблуждения, одновременно с утверждением телесной природы души он доказывает, что душа не является бессмертной, вопреки распространенным религиозным воззрениям. Данной проблеме Лукреций уделяет большое внимание и приводит множество доводов в пользу смертности души:

Если мы видим, что ум, точно так же, как тело больное,

Можно лечить, и что он врачеванью вполне поддается,

Это нам тоже дает указанье, что жизнь его смертна. [3, стр. 108]

…А если бы ум бессмертным у нас оказался,

То не сердился бы он на погибель свою, умирая,

Но, наподобье змеи, вылезал бы наружу из кожи. [3, стр. 111]

Душа и тело находятся в тесной взаимосвязи и зависят друг от друга. Душа получает информацию от телесных органов чувств и сообщает телу движения. Неразрывная связь тела и души свидетельствует о том, что как тело нежизнеспособно без души, так и душа не может существовать без тела:

А утверждать, что глаза ничего не способны увидеть,

Но что глядит через них наш дух, как в открытые двери,

Трудно: ведь зренье само восстает против этого мненья

И заставляет считать, что зрачками мы видим предметы. [3, стр. 103]

Но ведь ни глаз, ни ноздрей, ни руки у души не бывает,

Ни языка, ни ушей, раз она отделилась от тела;

Значит, ни чувства ни жизнь без тела для душ невозможны. [3, стр. 111]

И от рожденья всегда, таким образом, тело с душою

В тесной взаимной связи приучаются к жизни движеньям,

Даже еще находясь в материнской утробе и членах,

Так, что разлука для них невозможна без гибели тяжкой. [3, стр. 103]

Неоспоримой заслугой Лукреция является вывод о том, что душа материальна, является частью человеческого организма и тесно взаимосвязана с телом.

3. Представления Лукреция о чувственных восприятиях

Взгляды Лукреция на ощущения так же основаны на теории атомистического материализма, последователем создателей которой он является. Лукреций предполагает, что каждый объект окружающей действительности состоит из мельчайших частиц; каждая из таких частиц представляет собой точную копию данного объекта. Некоторые частицы отделяются от объекта и с большой скоростью разлетаются по разным направлениям. Процесс отделения частиц от объектов происходит непрерывно.

Мельчайшие частицы объектов окружающей действительности заполняют собой близлежащее пространство и попадают в органы чувств человека. Вследствие попадания частиц в глаза, уши, нос, на кожу и язык у человека возникают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и вкусовые ощущения:

Так то всяких вещей непрестанно струятся

Всякие вещи, везде растекаясь, по всем направленьям;

Без остановки идет и без отдыха это теченье,

Раз непрерывно у нас возбуждаются чувства, и можем

Все мы увидеть всегда, обонять и услышать звучащим. [3, стр. 132]

… неизбежно признать вылетанье

Телец, которые бьют по глазам, вызывая в них зренье.

Запахи так же всегда от известных вещей истекают

Так же, как холод от рек, зной от солнца… [3, стр. 131]

Так, например, человек видит предметы окружающей среды в результате того, что мельчайшие частицы этих предметов попадают ему в глаза. Каждая из этих частиц в процессе своего полета толкает вперед воздух, находящийся на ее пути. Этот воздух так же попадает в глаза. Степень отдаленности предмета ощущается человеком в зависимости от количества воздуха, попавшего в глаза непосредственно перед попаданием в них частицы данного предмета:

Ибо, от вещи, пойдя, он сейчас же толкает и гонит

Воздух, который меж ним и глазами у нас расположен;

Весь этот воздух тогда сквозь наши глаза проскользает

И, задевая зрачки, таким способом дальше проходит.

Так происходит, что мы различаем, насколько далеко

Каждая вещь отстоит. И чем гонится воздуха больше,

Чем протяженней струя, что наши глаза задевает,

Тем отдаленнее нам представляются разные вещи. [3, стр. 132]

Различные звуки и голоса, согласно Лукрецию, так же представляют собой совокупность мельчайших частиц. Слуховые ощущения, возникающие у человека, вызваны попаданием этих частиц в уши:

Слышится, прежде всего, всякий звук, или голос, как только,

В уши проникнув, своим они телом нам чувство затронут.

Ибо и голос и звук непременно должны быть телесны,

Если способны они приводить наши чувства в движенье. [3, стр. 140]

В пользу того, что голоса и звуки материальны и состоят из множества частиц, Лукреций приводит такой аргумент, как влияние голоса говорящего на его собственную гортань:

Голос, к тому же, гортань нам часто скребет, и наружу

Крик исходя, все пути горловые шершавит немало. [3, стр. 140]

С точки зрения Лукреция, подобные ощущения вызваны тем, что поток материальных частиц голоса задевает стенки гортани. Этот же поток частиц голоса задевает так же уши слушающих и, в особенности при длительном воздействии, может наносить своего рода повреждения телам слушающих и вызывать у них усталость:

Так же ты знаешь, какой причиняет телу убыток,

Сколько и нервов берет, сколько сил у людей отнимает

Бесперерывная речь, от сиянья зари восходящей

Произносимая вплоть до глубокого сумрака ночи,

Если, к тому же, она произносится голосом громким.

Значит, признать мы должны непременно, что голос телесен,

Если от долгих речей убывает часть нашего тела. [3, стр. 140-141]

Многообразие человеческих голосов, согласно Лукрецию, связано с тем, что частицы, составляющие голоса, у разных людей неодинаковы:

Голоса грубость всегда порождается грубостью самых

Звука начал основных, а от гладкости гладкость зависит. [3, стр. 141]

Многообразие звуков, произносимых говорящим в процессе речи, обусловлено уже не формой отдельных молекул голоса, а тем, каким образом формируется и направляется поток частиц голоса при помощи языка и губ. Так образуются слова, из которых, в свою очередь, состоит человеческая речь:

Дальше, когда из глубин вытесняются нашего тела

Звуки, которые мы через рот выпускаем наружу,

Гибкий, искусный язык на слова разделяет их быстро,

С помощью также и губ, принимающих должную форму. [3, стр. 141]

Процессы обоняния, осязания и восприятия вкуса Лукреций объясняет действием тех же механизмов, что и процесс зрения и слуха: попаданием частиц объектов окружающей среды на органы чувств человека. Так, между осязанием и зрением Лукреций видит прямое сходство:

Дальше, раз ощупью мы, осязая любую фигуру,

Можем признать в темноте ее тою же самой, что видим

Мы среди белого дня, в освещении ярком, то, значит,

Сходным путем возбуждаются в нас осязанье и зренье. [3, стр. 132]

Если осязание происходит на основе воздействия частиц предметов на кожу человека, то обоняние – на основе воздействия частиц запахов на нос. Частицы запахов обладают свойствами, отличающимися от свойств частиц звуков, голосов и от свойств тех частиц, которые воздействуют на зрение. Частицы запахов имеют больший вес, и поэтому не могут распространяться на большие расстояния:

Самые запахи все, щекотать нам способные ноздри,

Могут то дальше идти, то на ближнее лишь расстоянье.

Но никогда ни один не проходит столь длинной дороги,

Как голоса или звук, доносящийся к нам издалека,

Не говоря уж о том, что глаза поражает и зренье. [3, стр. 145]

Медленно запах идет и, блуждая, в пути погибает,

Мало-помалу легко расходясь в дуновении ветра. [3, стр. 145]

Органом восприятия вкуса, с точки зрения Лукреция, является язык. Вкусовые ощущения возникают у человека в результате непосредственного попадания частиц пищи на поры языка:

Вкус мы сначала во рту ощущаем, когда при жеваньи

Выдавим сок из еды, наподобье того, как из губки …

Далее, выжатый сок по проходам расходится нёба

И проникает в язык, по извилистым идучи порам. [3, стр. 143]

Таким образом, человек способен воспринимать окружающий мир посредством чувств. Все органы чувств человека, согласно Лукрецию, функционируют при помощи единого механизма – попадания мельчайших частиц, из которых состоят все объекты окружающей действительности, на эти органы и восприятия этих попаданий душой человека (той ее частью, частицы которой распространены по всему телу):

Необычайно легко и с такой быстротой они мчатся,

Как указал я уже, что любые из образов легких

Сразу ударом одним сообщают движение духу.

Тонок ведь ум наш и сам по себе чрезвычайно подвижен. [3, стр. 146-147]

… им всем доверять всегда одинаково должно.

А потому то, что им показалось когда-либо – верно. [3, стр. 139]

Глаз же природу вещей познавать совершенно не может,

А потому не вини его в том, в чем повинен лишь разум. [3, стр. 136]

Заключение

Лукреций затрагивает многие проблемы, такие как индивидуальные различия людей, сновидения, однако наибольшее внимание он уделяет вопросам самой души и восприятия.

Если же думает кто, что немыслимо знанье, не знает,

Может ли это он знать, коль свое утверждает незнанье.

И с утверждающим так заводить не желаю я спора,

Ибо он голову там помещает, где ноги должны быть. [3, стр. 139]


Тит Лукре́ций Кар (лат. Titus Lucretius Carus , ок. 99—55 до н. э.) — римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч.

Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и доксографом учения Эпикура. Его философия дала мощнейший толчок развитию материализма в античности и в XVII—XVIII веках. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция — Пьер Гассенди.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "О природе вещей" в других словарях:

в природе вещей — прил., кол во синонимов: 5 • в порядке вещей (16) • естественный (49) • нормальный (3 … Словарь синонимов

В природе вещей — ПРИРОДА, ы, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

"О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ" — (первое комментиров. издание 1563) соч. Лукреция. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 … Философская энциклопедия

В природе вещей — Разг. Так и положено, свойственно, присуще кому л. ФСРЯ, 358 … Большой словарь русских поговорок

В природе вещей — Книжн. Так и положено, свойственно, присуще кому либо (действовать, поступать) или чему либо (совершаться, происходить) … Фразеологический словарь русского литературного языка

в порядке вещей — См. обыкновенно. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. в порядке вещей надо, обыкновенно; соответствующий норме, обычный, в природе вещей, нормальный, естественный … Словарь синонимов

Исследование о природе и причине богатства народов — Первая страница книги (Лондонское издание 1776 года) Исследование о природе и причине богатства народов (англ. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations) основная работа шотландс … Википедия

Исследование о природе и причинах богатства народов — Первая страница книги (Лондонское издание 1776 года) Исследование о природе и причинах богатства народов (англ. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations) основная работа шотландского экономиста Адама Смита,… … Википедия

НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ — ’НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ’ (1910) одна из наиболее значимых работ Риккерта, в которой излагаются основы разработанной им методологии исторического знания. Книга представляет собой переработку и публикацию, причем в значительно… … История Философии: Энциклопедия

СИСТЕМА ВЕЩЕЙ — ’СИСТЕМА ВЕЩЕЙ’ (‘Le system des objets’, 1968) одна из первых работ Бодрийяра, намечающая всю дальнейшую проблематику его творчества и представляющая собой развернутую критику ‘общества потребления’ на основе социологизации коннотативной… … История Философии: Энциклопедия

Сладко, когда на просторах морских разыграются ветры, С твердой земли наблюдать за бедою, постигшей другого, Не потому, что для нас будут чьи-либо муки приятны, Но потому, что себя вне опасности чувствовать сладко. Сладко смотреть на войска на поле сраженья в жестокой Битве, когда самому не грозит никакая опасность. Но ничего нет отраднее, чем занимать безмятежно Светлые выси, умом мудрецов укрепленные прочно:

Можешь оттуда взирать на людей ты и видеть повсюду, Как они бродят и путь, заблуждался, жизненный ищут;

Как в дарованьях они состязаются, спорят о роде, Ночи и дни напролет добиваясь трудом неустанным Мощи великой достичь и владыками сделаться мира. О вы, ничтожные мысли людей! О чувства слепые! В скольких опасностях жизнь, в каких протекает потемках Этого века ничтожнейший срок! Неужели не видно, Что об одном лишь природа вопит и что требует только, Чтобы не ведало тело страданий, а мысль наслаждалась Чувством приятным вдали от сознанья заботы и страха? (Перевод Ф. А. Петровского)

В политическом смысле время, в которое жил Лукреций, может быть названо временем тяжелой агонии Республиканского Рима и предвестием принципата. Это было время апогея завоевательной политики Рима и глубокого внутреннего кризиса республики, которая оказалась по своим политическим формам неприспособленной к управлению огромной державой, образовавшейся в результате завоеваний. Разорение римского и италийского крестьянства, жестокая борьба внутри господствующего класса послужили основой ожесточенных гражданских войн.

Вдохновителем Лукреция, как он сам неоднократно заявляет, был знаменитый греческий философ-материалист Эпикур, живший на рубеже II и III веков до н. э.

Поэма Лукреция состоит из шести книг. В первых двух книгах излагается атомистическая теория мироздания, отвергающая вмешательство богов в мирские дела.

Книга третья посвящена учению Эпикура о душе, причем приводятся доказательства, что душа материальна, смертна и что страх перед смертью нелеп. В четвертой книге мы находим изложение вопросов о человеке, а также о чувственных восприятиях, в которых Лукреций видит основу наших знаний. В пятой книге Лукреций занимается проблемами космогонии, объясняя происхождение земли, неба, моря, небесных тел и живых существ. В конце этой книги дается блестящий очерк постепенного развития человечества и человеческой культуры и разбирается вопрос о происхождении языка. Основное содержание шестой книги — уничтожение суеверных страхов путем естественного объяснения явлений природы, поражающих человека. Здесь говорится о громе, молнии, облаках, дожде, землетрясениях, извержении Этны, разливах Нила, о разных необыкновенных свойствах источников и других явлениях природы. Кончается эта последняя книга рассуждением о болезнях и описанием повального мора в Афинах во время Пелопоннесской войны в 430 году до н. э.

Этот финал образует эффектный контраст со вступлением к поэме, представляющим патетическое прославление Венеры как символа творческой и животворной силы.

В своей поэме Лукреций дает объяснение всего сущего, стараясь прежде всего освободить человеческую мысль от всяких суеверных и лживых представлений о чем-либо сверхчувственном, мистическом, таинственном, поскольку:

… род человеческий часто

Вовсе напрасно в душе волнуется скорбной тревогой.

Ибо как в мрачных потемках дрожат и пугаются дети,

Так же и мы среди белого дня опасаемся часто

Тех предметов, каких бояться не более надо,

Чем того, чего ждут и пугаются дети в потемках.

Ибо изгнать этот страх из души и потемки рассеять

Должны не солнца лучи и не света сиянье дневного,

Но природа сама своим видом и внутренним строем.

(VI, 33–41) (Перевод Ф. А. Петровского)

Так, в книге I он высказывает закон, впоследствии научно сформулированный Ломоносовым, о неразрушимости, вечности материи. Ничто не возникает из ничего и ничто не возвращается в ничто. Капли дождевой воды преобразуются в листья деревьев, в хлебные зерна, в траву, которые в свою очередь питают различные породы животных и самого человека — посредством беспрерывного круговорота поддерживается и возобновляется мировая жизнь.

«Счастлив тот, кто сумел вещей постигнуть причины,

Кто своею пятой попрал все страхи людские,

(Вергилий. Георгики, II. Перевод С. Шервинского)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

“ЛУКРЕЦИЙ И НАТУРАЛИЗМ”

“ЛУКРЕЦИЙ И НАТУРАЛИЗМ” текст Ж. Делёза (см.), увидевший свет в 1961.Согласно Делёзу, “вслед за Эпикуром Лукреций определяет спекулятивную и практическую цель философии как натурализм. Значение Лукреция для философии связано с этим двояким определением. Произведения

Возникновение вещей

Возникновение вещей Кто придумал карандаш? Современным карандашам не более 200 лет. Примерно 500 лет назад в шахтах города Камберленд в Англии был обнаружен графит. Считается, что тогда же начали изготовлять и графитовые карандаши.В германском городе Нюрнберг знаменитая

Телевидение в природе

Телевидение в природе Верхние миражи чаще встречаются на море, особенно в приполярных широтах, где почти всегда нижние слои атмосферы холоднее верхних. На Севере такое бывает зимой и весной в дни, когда с юга дуют теплые ветры, а нижние слои воздуха остаются холодными от

Долгожители в природе

Долгожители в природе А как долго живут растения, животные? В сравнении с ними наша жизнь не всегда выглядит завидной.Жители австрийского штата Квинсленд утверждают, что у них растет самое древнее дерево мира, так называемая макроцамия, которой не менее двенадцати тысяч

Диковинное в природе

Диковинное в природе Не ищите чудес, их нет. Ищите знание — оно есть. И все, что люди зовут чудесами, все только та или иная степень знания. Из собрания мыслей индийских

4 МЕРА ВЕЩЕЙ

4 МЕРА ВЕЩЕЙ Если бы вам пришлось выбирать самое неудачливое научное путешествие всех времен, то ничего хуже перуанской экспедиции французской Королевской академии наук 1735 года вы бы наверняка не нашли. Это была группа ученых и искателей приключений под руководством

Тит Лукреций Кар

Тит Лукреций Кар (99—55 гг. до н.э.) поэт и философ-материалист Человек сам не знает, чего он хочет, и постоянно ищет перемены мест, как будто это может избавить его от бремени.Оттого только страх всех смертных объемлет, что много видят они явлений на земле и на небе нередко,

Лукреций

Лукреций Лукреций (Titus Lucretius Karus) – гениальный поэт древнего Рима. Биографические сведения о нем крайне скудны. По указанию Доната, год смерти Л. совпадает с годом совершеннолетия Виргилия; по указанию блаж. Иеронима, Л. ум. на 44 году жизни. Основываясь на этом, можно отнести

Тит ЛУКРЕЦИЙ Кар

3. Упаковка вещей

3. Упаковка вещей Упаковывать вещи нужно в основном на случай непредвиденной промокания (например, от дождя). От грязи их благополучно спасет внешняя (рюкзак) и внутренняя (самих вещей) упаковка. Здесь вариантов всего два: либо защищать каждую вещь по отдельности, либо все

ЛУКРЕЦИЙ

ЛУКРЕЦИЙ Тит Лукреций Кар (ок. 96–55 до н. э.) – римский поэт и философ.* * *• Выражай смертными словами бессмертные вещи.• Ничего нет отраднее, чем занимать безмятежно светлые выси, умом мудрецов укрепленные прочно.• Оттого только страх всех смертных объемлет, что много

На природе

Читайте также: