Музейная сеть и классификация музеев школьный краеведческий музей
Обновлено: 05.07.2024
Презентация на тему: " Тема 2. Классификация музеев. Социальные функции музеев Классификация музеев – это их группировка по существенным для организации и развития музейной сети." — Транскрипт:
1 Тема 2. Классификация музеев. Социальные функции музеев Классификация музеев – это их группировка по существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности признакам.
2 Современное музееведение знает несколько систем классификации музеев: по масштабам деятельности ; по форме собственности; по административно-территориальному признаку ; по признаку осуществления научно- документационной функции; по типу; по профилю.
3 Классификации музеев 1. по масштабам деятельности музеи центральные, региональные, местные 2. по форме собственности государственные, ведомственные, общественные, частные 3. по административно-территориальному признаку республиканские, краевые, областные, городские, районные и т.п. 4. по признаку осуществления научно- документационной функции музеи коллекционные, музеи ансамблевые
4 Классификация по типам Тип музея – категория в классификации музеев по выполнению этими учреждениями социальных функций и приоритета этих функций в деятельности музея. В соответствии с этой классификацией музеи делят на: исследовательские, учебные, просветительские.
5 Классификация музеев по профилю. Профиль музея – отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Может также включать территориальные, хронологические границы, в рамках которых музей документирует социальные феномены.
6 Классификация музеев по профилю 1. Исторические музеи: а) общеисторические (вся история человечества); б) национальной истории (история отдельных стран); в) региональной истории (история отдельных регионов); г) истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов (историко-революционные, истории декабризма, истории религии или атеизма и т.п.); д) узкоспециализированные музеи (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические и т.д.).
7 Классификация музеев по профилю (продолжение) 2. Музеи отдельных отраслей культуры (в узком смысле слова): а) художественные музеи; б) литературные музеи; в) музыкальные музеи; г) театральные музеи; д) музеи физкультуры и спорта
8 Классификация музеев по профилю (продолжение) 3. Педагогические музеи ; 4. Естественнонаучные музеи; 5. Промышленные музеи: а) музеи торговли, промышленности и ремесел; б) музеи техники (музеи отдельных отраслей); в) музеи отдельных предприятий; 6. Сельскохозяйственные музеи; 7. Комплексные.
9 Комплексные музеи – музеи, собрания которых документируют социально значимые феномены, относящиеся к разным профильным дисциплинам. В их коллекциях представлены источники всех видов по различным отраслям знания. Деятельность музея может быть представлена комплексом как гуманитарных и естественнонаучных (как в краеведческих музеях), так и только гуманитарных (историко- художественные, литературно-художественные и т.п. музеи), или только естественнонаучных дисциплин (музеи науки и техники, политехнические музеи и т.п.). Наиболее распространенный в РФ вид комплексного музея – краеведческий.
10 Социальные функции музеев: 1.Научно-документационная; 2.Охранная; 3.Научно-исследовательская; 4.Образовательная (или образовательно-воспитательная, или культурно-просветительная); 5.Рекреационная;
11 1. Научно-документационная функция связана с реализацией музеем процессов документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества. Деятельность музея по осуществлению этой функции состоит, прежде всего, в отборе предметов, которые способны стать материальными свидетельствами социально- значимых феноменов.
12 2. Охранная функция состоит в том, что музеи призваны решать задачи по сохранению культурных, исторических и природных ценностей в интересах мирового сообщества и его отдельных (национальных, региональных и т.п.) частей. Музей не только должен отобрать объекты, способные стать музейными предметами, но и сохранить их.
13 3. Научно-исследовательская функция состоит в том, что, обладая коллекциями, способными служить источниковой базой научных исследований (по какой научной дисциплине зависит от профиля музея), музеи становятся организаторами и местом проведения таких исследований, научными центрами. Современное образование и воспитание не мыслимы без освоения системы научных знаний.
14 4. Образовательная (или образовательно- воспитательная или культурно- просветительная) функция Музеи, наряду с библиотеками, средствами массовой информации (радио, телевидение, Internet и т.п.), школами и иными учебными заведениями и т.д., участвуют в формировании картины мира современного человека, его социализации, реализуя при этом свою образовательную (или образовательно-воспитательную) функцию.
На занятии дети знакомятся в музеями разных профилей на примере музеев г.Новокузнецка.
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_muzeev.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила Безносова Н.В.
Тема занятия: Понятие об основных видах и типах музеев. Путешествие в мир музеев.
Цель. Формирование понятий «виды музеев: государственные, частные; художественные, исторические, литературные, музеи-дома, Расширение кругозора детей. Воспитание коммуникативного общения.
Основные понятия , формируемые на занятии «виды музеев: государственные, частные; художественные, исторические, литературные, музеи-дома,
Средства бучения: предметные картинки, слайды.
Р(целеполагание, контроль, коррекция, оценка)
П(работа со словами, с картинками, со знаками)
К(общение в группах, развитие речи)
Включение в деятельность
-Собрав рассыпавшееся слово, вы узнаете, что ждёт нас сегодня на занятии.
Составляют из частей слово ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИЕ
- Сегодня мы отправимся в необычное воображаемое путешествие по музеям нашего города. Посмотрим насколько они разнообразны.
Инициирует детей на
Выяснить имеющиеся знания, заинтересовать новым материалом
- Какие музеи Новокузнецка знаете, о каких слышали или может быть были в них?
- А вы знаете, что существует большое множество разных видов музеев?
Вступают в беседу
Работа с информацией
Формирование умения получать информацию из визуальных средств
- Посмотрите на СЛАЙД, прочитайте. (На слайде перечислены существующие виды музеев)
Устно учитель даёт характеристику каждому виду.
- Художественные
- Исторические
- Литературные
- Геологические
- Музеи-квартиры
- Технические
- Археологические
-В зависимости от того,кому принадлежат музеи, кто является их собственником, музеи бывают: СЛАЙД
- Государственные
- Частные
- Отправляемся в виртуальное путешествие по музеям города Новокузнецка.
-Чтобы позже выполнить предложенное задание, вам нужно сейчас внимательно смотреть и слушать.
Демонстрируются слайды. Даётся краткая информация о музеях. Приложение
Демонстрирует слайды, рассказывает о видах музеев
Формирование умения применять полученную информацию, умене работать в группе
Работа в группах .
Каждой группе даётся фото одного из городских музеев и список видов музеев с их краткой характеристикой.
-Попробовать определить, к какому виду относится данный музей, доказать.
Обобщает, уточняет, исправляет, на слайдах демонстрирует правильный вариант.
Обсуждают в группе. Выступают со своим вариантом ответа
Теперь я знаю, что…..
Мне понравилось… Я хотел бы…
Художественные музеи собирают, изучают и экспонируют произведения искусства (декоративно-прикладного, живопись, графику, скульптуру) с целью представить историю искусства и удовлетворить эстетические и познавательные потребности современного человека. Коллекции художественных музеев могут содержать произведения профессиональных художников, народного, детского творчества и т.д. Включают произведения различных видов изобразительного искусства и художественных течений и школ, с широкими временными рамками и т.д.
Исторические музеи - профильная группа музеев, документирующих историю развития общества. Большинство музеев естественнонаучной истории и музеев истории науки и культуры также можно отнести к историческим музеям. Все краеведческие музеи имеют исторические отделы и хранят памятники истории.
Археологические музеи собирают, хранят, изучают и представляют предметы, имеющие историческую, художественную ценность, как правило, обнаруженные в результате археологических исследований. Объектами музефикации могут стать также недвижимые археологические памятники - древние городища, погребения, различные оборонительные, культовые, гражданские сооружения(Национальный археологический музеи в г. Афины)
Литературные музеи - группа музеев, собрания которых документируют историю литературы и современные литературные процессы
Естественнонаучные музеи - профильная группа музеев, которая документирует процессы, происходящие в природе, в том числе, взаимодействия с ней общества, а также развитие естественных наук, техники и технологии природопользования. К ним относятся : геологические музеи, технические
Краеведческие музеи - комплексные музеи, документирующие особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села). Краеведческие музеи — самая массовая группа музеев в музейной сети России (более 800), не имеют прямых аналогов за рубежом.
Собрания краеведческих музеев включают все виды музейных коллекций - художественные, естественнонаучные, археологические, нумизматические, этнографические, документов, оружия, предметов быта
Музеи-квартиры - группа мемориальных музеев, созданных на основе музеефикации квартир, в которых жили выдающиеся деятели, и посвященных их жизни и деятельности. Как и в домах-музеях, в музеях-квартирах сохраняется или воссоздается обстановка с максимальным привлечением подлинных мемориальных экспонатов и очень осторожным включением типологических предметов, ансамблевая экспозиция дополняется тематической, посвященной жизненному и творческому пути меморируемого лица.
Комплексные музеи – музеи, в которых можно встретить коллекции музейных предметов из разных областей искусства, предметы истории, народного промысла, предметы демонстрирующие природу родного края и др.
Комплекс( от лат. Complexio - связь, соединение;совокупность). В самом широком смысле комплекс - это совокупность разнообразных и в то же время чем-то сходных "предметов", составляющих одно целое
Группы музеев по принадлежности (собственнику)
Классификация по собственнику имеет не только юридическое, но и важное содержательное значение, так как перед разными группами музеев стоят разные задачи что, соответственно, определяет особенности их деятельности. Законодательство разделяет все музеи на государственные и негосударственные. Если в советское время в РФ функционировали только государственные, ведомственные (по сути являвшиеся тоже государственными) и общественные музеи, то сегодня картина намного сложнее, как и возникающие юридические проблемы.
1. Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. В своем большинстве они находится в ведении Министерства культуры, как например, Государственный Эрмитаж, в то же время существует большая группа государственных музеев, которые подчиняются другим министерствам и ведомствам (ведомственные музеи).
2. Муниципальные музеи находятся в управлении местной администрации; обычно тесно связаны с местным сообществом, которое активно участвует в их комплектовании и просветительской деятельности. Появление этой группы музеев связано с законодательным закреплением новой для страны формы собственности — муниципальной (1992).
Научно-технический музей академика им. И.П. Бардина
Открыт в 1932 году, в разгар строительства Кузнецкого металлургического завода.
го основатель - главный инженер КМК Иван Павлович Бардин. Научно-технический музей имени академика И.П. Бардина музейного центра ОАО "НКМК" - один из самых интересных российских музеев эпохи индустриализации. Музей стал первым производственным музеем, созданным на промышленном предприятии страны. На сегодняшний день научно-технический музей им. И.П. Бардина – богатейший архив, насчитывающий более 70 тысяч инвентарных единиц.
Это исторические документы, подарки комбинату, сувениры, картины, письма, личные вещи людей, чья жизнь была связана с комбинатом, уникальный архив фотографий, негативов и видео-фонд, где запечатлены важнейшие события из жизни комбината и города. В действующую экспозицию, размещенную в 10 залах, входят около 15 тысяч экспонатов. Есть здесь и совершенно уникальные экспонаты. Это рудодробильная установка. В России она сохранилась в единственном экземпляре, что подтверждает соответствующий сертификат. В октябре 1963 года в научно-техническом музее открыт мемориальный кабинет академика Ивана Павловича Бардина. Открытие мемориального музея было приурочено к 80-летию со дня рождения Ивана Павловича.
МУК "Новокузнецкий художественный музей"
В настоящее время крупнейшее собрание Кемеровской области насчитывает 8500 произведений искусства.
Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Новокузнецкий литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского располагается в двух зданиях: ул. Достоевского, 29 (административный корпус) и ул. Достоевского № 40 (мемориальный дом). Здесь, в доме № 40 по улице Достоевского (бывшая Большая) снимала комнату с июня 1855 по февраль 1857 гг. Мария Дмитриевна Исаева. Ради этой женщины и приезжал в Кузнецк ссыльный унтер-офицер 7-го Сибирского линейного батальона Федор Достоевский. 6 февраля 1857 года Федор Михайлович Достоевский обвенчался в Одигитриевской церкви города Кузнецка с Марией Дмитриевной Исаевой.
Комплектование фондов ведется в двух основных направлениях: жизнь и творчество Ф.М.Достоевского и литературное краеведение. Материалы по жизни и творчеству писателя включают произведения Федора Михайловича Достоевского разных годов издания, критические работы, литературу о нем, фотографии, письменные документы и т.д. Важным разделом коллекции музея являются материалы по литературному краеведению.
Музей Ф. М. Достоевского – единственный литературный музей на юге Кузбасса. Собранные материалы дают возможность изучать и сохранять литературное наследие нашего края.
Кузнецкая крепость – памятник истории, военно-инженерного искусства и архитектуры федерального значения – находится в г. Новокузнецке Кемеровской области.
Строительство Кузнецкой крепости было начато в 1800 г. и завершено в 1820 г. В 1846 г. Кузнецкую крепость сняли с баланса Военного Министерства. На крепости была организована тюрьма для уголовных преступников. Тюрьма функционировала на крепости до 1919 г., когда в ходе Гражданской войны все тюремные строения были сожжены. 28 декабря 1991 г. – дата основания музея.
В 1998 г. на Кузнецкой крепости было проведено крупномасштабное компенсационное строительство. В настоящее время в состав музеефицированной Кузнецкой крепости входит более десятка архитектурных и военно-фортификационных объектов разной степени сохранности.
Площадь помещений музея 1918,5 м², экспозиционная площадь 528 м².
Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов
Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов был торжественно открыт 9 мая 1985 года в память о героическом вкладе Кузнецкого металлургического комбината в разгром немецко-фашистских войск. На фасаде под скульптурными горельефами, отражающими ключевые моменты войны, на чугунных плитах увековечены фамилии погибших на фронта кузнецких металлургов. Перед мемориалом горит Вечный огонь, зажженный от мартеновской печи №11, которая в 1941 году выдала стране первую броневую сталь. В выставочных залах музея представлены 2500 экспонатов: фотографии, подлинные документы и награды, предметы личного обихода солдат, боевое снаряжение, осколки снарядов, трофеи, фронтовые письма, извещения, образцы военной продукции КМК. Это лишь небольшая часть богатейшего музейного фонда, который продолжает пополняться.
- Отдел природы
- Палеонтология и археология
- Этнография (шорцы, телеуты, русские)
- История Кузнецка
- Современная история
Новокузнецкий краеведческий музей
- Отдел природы
- Палеонтология и археология
- Этнография (шорцы, телеуты, русские)
- История Кузнецка
- Современная история
Новокузнецкий краеведческий музей (НКМ) — первый музей Кузбасса, один из крупнейших в Кемеровской области. Создан на основе частного музейного собрания кузнецких краеведов Дмитрия Тимофеевича Ярославцева и Георгия Степановича Блынского. Открыт 7 ноября 1927 г. в г. Кузнецке (современный Кузнецкий район г. Новокузнецка). В настоящее время располагается в центре города на первом этаже жилого пятиэтажного дома на площади в 1400 кв. м.
Цель деятельности музея – сохранение, изучение и публичное представление историко-культурного наследия и природного разнообразия г.Новокузнецка и всего Кузнецкого края.
Новокузнецкий краеведческий музей - это самое подходящее и удобное во всём городе место, где вы в течение весьма непродолжительного времени сможете узнать о Новокузнецке и его истории, о природе Кузнецкого края и его обитателях практически всё. При этом не просто узнать, но и увидеть неповторимое многообразие растительного и животного мира юга Кузбасса, подробно рассмотреть материальную культуру как давно ушедших времён, так и не столь отдалённого прошлого, наконец, взглянуть на современный город через призму его производственных, архитектурных и социально- культурных достижений.
Презентация на тему: " Тема 2. Классификация музеев. Социальные функции музеев Классификация музеев – это их группировка по существенным для организации и развития музейной сети." — Транскрипт:
1 Тема 2. Классификация музеев. Социальные функции музеев Классификация музеев – это их группировка по существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности признакам.
2 Современное музееведение знает несколько систем классификации музеев: по масштабам деятельности ; по форме собственности; по административно-территориальному признаку ; по признаку осуществления научно- документационной функции; по типу; по профилю.
3 Классификации музеев 1. по масштабам деятельности музеи центральные, региональные, местные 2. по форме собственности государственные, ведомственные, общественные, частные 3. по административно-территориальному признаку республиканские, краевые, областные, городские, районные и т.п. 4. по признаку осуществления научно- документационной функции музеи коллекционные, музеи ансамблевые
4 Классификация по типам Тип музея – категория в классификации музеев по выполнению этими учреждениями социальных функций и приоритета этих функций в деятельности музея. В соответствии с этой классификацией музеи делят на: исследовательские, учебные, просветительские.
5 Классификация музеев по профилю. Профиль музея – отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Может также включать территориальные, хронологические границы, в рамках которых музей документирует социальные феномены.
6 Классификация музеев по профилю 1. Исторические музеи: а) общеисторические (вся история человечества); б) национальной истории (история отдельных стран); в) региональной истории (история отдельных регионов); г) истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов (историко-революционные, истории декабризма, истории религии или атеизма и т.п.); д) узкоспециализированные музеи (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические и т.д.).
7 Классификация музеев по профилю (продолжение) 2. Музеи отдельных отраслей культуры (в узком смысле слова): а) художественные музеи; б) литературные музеи; в) музыкальные музеи; г) театральные музеи; д) музеи физкультуры и спорта
8 Классификация музеев по профилю (продолжение) 3. Педагогические музеи ; 4. Естественнонаучные музеи; 5. Промышленные музеи: а) музеи торговли, промышленности и ремесел; б) музеи техники (музеи отдельных отраслей); в) музеи отдельных предприятий; 6. Сельскохозяйственные музеи; 7. Комплексные.
9 Комплексные музеи – музеи, собрания которых документируют социально значимые феномены, относящиеся к разным профильным дисциплинам. В их коллекциях представлены источники всех видов по различным отраслям знания. Деятельность музея может быть представлена комплексом как гуманитарных и естественнонаучных (как в краеведческих музеях), так и только гуманитарных (историко- художественные, литературно-художественные и т.п. музеи), или только естественнонаучных дисциплин (музеи науки и техники, политехнические музеи и т.п.). Наиболее распространенный в РФ вид комплексного музея – краеведческий.
10 Социальные функции музеев: 1.Научно-документационная; 2.Охранная; 3.Научно-исследовательская; 4.Образовательная (или образовательно-воспитательная, или культурно-просветительная); 5.Рекреационная;
11 1. Научно-документационная функция связана с реализацией музеем процессов документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества. Деятельность музея по осуществлению этой функции состоит, прежде всего, в отборе предметов, которые способны стать материальными свидетельствами социально- значимых феноменов.
12 2. Охранная функция состоит в том, что музеи призваны решать задачи по сохранению культурных, исторических и природных ценностей в интересах мирового сообщества и его отдельных (национальных, региональных и т.п.) частей. Музей не только должен отобрать объекты, способные стать музейными предметами, но и сохранить их.
13 3. Научно-исследовательская функция состоит в том, что, обладая коллекциями, способными служить источниковой базой научных исследований (по какой научной дисциплине зависит от профиля музея), музеи становятся организаторами и местом проведения таких исследований, научными центрами. Современное образование и воспитание не мыслимы без освоения системы научных знаний.
14 4. Образовательная (или образовательно- воспитательная или культурно- просветительная) функция Музеи, наряду с библиотеками, средствами массовой информации (радио, телевидение, Internet и т.п.), школами и иными учебными заведениями и т.д., участвуют в формировании картины мира современного человека, его социализации, реализуя при этом свою образовательную (или образовательно-воспитательную) функцию.
Классификация музеев , изучение и группировка музеев по определенным организационным, правовым и содержательным признакам. Принципы К.м. определяются поставленными целями – научными, административно-управленческими, юридическими и пр. В отечественном музееведении (музеологии) музеи подразделяются по: 1) профильным группам (см. Профиль музея); 2) организационным типам (научно-исследовательские, научно-просветительские, учебные); 3) доминантному типу хранимого музеем наследия (коллекционные музеи, ансамблевые музеи, средовые музеи); 4) категориям культурной значимости (музеи федерального, регионального и местного значения; музеи – особо ценные объекты культурного наследия; музеи, входящие в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО); 5) видам собственности – государственные музеи (федеральные, субъекта РФ), муниципальные музеи, общественные музеи, частные музеи; 6) по правовому статусу (головные музеи, филиалы). В музееведении также используется традиционно устоявшаяся К.м. по принадлежности (государственные, муниципальные, общественные, частные, ведомственные музеи, церковные музеи), и выделены группы музеев, обладающих специфическими признаками (мемориальные музеи, краеведческие музеи). Также в музейном мире функционируют учреждения музейного типа, виртуальные музеи, решающие конкретные задачи и исполняющие лишь отдельные функции музея. Рамки групп музеев достаточно подвижны; они могут изменяться в соответствии с развитием музееведения, музейной сети, форм и целей музейной деятельности.
* Термины, выделенные красным цветом, вошли в "Словарь актуальных музейных терминов". Опубликован в журнале "Музей", 5/2009.
Читайте также: