Музейная сеть и классификация музеев школьный краеведческий музей

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Тема 2. Классификация музеев. Социальные функции музеев Классификация музеев – это их группировка по существенным для организации и развития музейной сети." — Транскрипт:

1 Тема 2. Классификация музеев. Социальные функции музеев Классификация музеев – это их группировка по существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности признакам.

2 Современное музееведение знает несколько систем классификации музеев: по масштабам деятельности ; по форме собственности; по административно-территориальному признаку ; по признаку осуществления научно- документационной функции; по типу; по профилю.

3 Классификации музеев 1. по масштабам деятельности музеи центральные, региональные, местные 2. по форме собственности государственные, ведомственные, общественные, частные 3. по административно-территориальному признаку республиканские, краевые, областные, городские, районные и т.п. 4. по признаку осуществления научно- документационной функции музеи коллекционные, музеи ансамблевые

4 Классификация по типам Тип музея – категория в классификации музеев по выполнению этими учреждениями социальных функций и приоритета этих функций в деятельности музея. В соответствии с этой классификацией музеи делят на: исследовательские, учебные, просветительские.

5 Классификация музеев по профилю. Профиль музея – отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Может также включать территориальные, хронологические границы, в рамках которых музей документирует социальные феномены.

6 Классификация музеев по профилю 1. Исторические музеи: а) общеисторические (вся история человечества); б) национальной истории (история отдельных стран); в) региональной истории (история отдельных регионов); г) истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов (историко-революционные, истории декабризма, истории религии или атеизма и т.п.); д) узкоспециализированные музеи (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические и т.д.).

7 Классификация музеев по профилю (продолжение) 2. Музеи отдельных отраслей культуры (в узком смысле слова): а) художественные музеи; б) литературные музеи; в) музыкальные музеи; г) театральные музеи; д) музеи физкультуры и спорта

8 Классификация музеев по профилю (продолжение) 3. Педагогические музеи ; 4. Естественнонаучные музеи; 5. Промышленные музеи: а) музеи торговли, промышленности и ремесел; б) музеи техники (музеи отдельных отраслей); в) музеи отдельных предприятий; 6. Сельскохозяйственные музеи; 7. Комплексные.

9 Комплексные музеи – музеи, собрания которых документируют социально значимые феномены, относящиеся к разным профильным дисциплинам. В их коллекциях представлены источники всех видов по различным отраслям знания. Деятельность музея может быть представлена комплексом как гуманитарных и естественнонаучных (как в краеведческих музеях), так и только гуманитарных (историко- художественные, литературно-художественные и т.п. музеи), или только естественнонаучных дисциплин (музеи науки и техники, политехнические музеи и т.п.). Наиболее распространенный в РФ вид комплексного музея – краеведческий.

10 Социальные функции музеев: 1.Научно-документационная; 2.Охранная; 3.Научно-исследовательская; 4.Образовательная (или образовательно-воспитательная, или культурно-просветительная); 5.Рекреационная;

11 1. Научно-документационная функция связана с реализацией музеем процессов документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества. Деятельность музея по осуществлению этой функции состоит, прежде всего, в отборе предметов, которые способны стать материальными свидетельствами социально- значимых феноменов.

12 2. Охранная функция состоит в том, что музеи призваны решать задачи по сохранению культурных, исторических и природных ценностей в интересах мирового сообщества и его отдельных (национальных, региональных и т.п.) частей. Музей не только должен отобрать объекты, способные стать музейными предметами, но и сохранить их.

13 3. Научно-исследовательская функция состоит в том, что, обладая коллекциями, способными служить источниковой базой научных исследований (по какой научной дисциплине зависит от профиля музея), музеи становятся организаторами и местом проведения таких исследований, научными центрами. Современное образование и воспитание не мыслимы без освоения системы научных знаний.

14 4. Образовательная (или образовательно- воспитательная или культурно- просветительная) функция Музеи, наряду с библиотеками, средствами массовой информации (радио, телевидение, Internet и т.п.), школами и иными учебными заведениями и т.д., участвуют в формировании картины мира современного человека, его социализации, реализуя при этом свою образовательную (или образовательно-воспитательную) функцию.

На занятии дети знакомятся в музеями разных профилей на примере музеев г.Новокузнецка.

ВложениеРазмер
vidy_muzeev.docx 29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Составила Безносова Н.В.

Тема занятия: Понятие об основных видах и типах музеев. Путешествие в мир музеев.

Цель. Формирование понятий «виды музеев: государственные, частные; художественные, исторические, литературные, музеи-дома, Расширение кругозора детей. Воспитание коммуникативного общения.

Основные понятия , формируемые на занятии «виды музеев: государственные, частные; художественные, исторические, литературные, музеи-дома,

Средства бучения: предметные картинки, слайды.

Р(целеполагание, контроль, коррекция, оценка)

П(работа со словами, с картинками, со знаками)

К(общение в группах, развитие речи)

Включение в деятельность

-Собрав рассыпавшееся слово, вы узнаете, что ждёт нас сегодня на занятии.

Составляют из частей слово ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИЕ

- Сегодня мы отправимся в необычное воображаемое путешествие по музеям нашего города. Посмотрим насколько они разнообразны.

Инициирует детей на

Выяснить имеющиеся знания, заинтересовать новым материалом

- Какие музеи Новокузнецка знаете, о каких слышали или может быть были в них?

- А вы знаете, что существует большое множество разных видов музеев?

Вступают в беседу

Работа с информацией

Формирование умения получать информацию из визуальных средств

  1. Посмотрите на СЛАЙД, прочитайте. (На слайде перечислены существующие виды музеев)

Устно учитель даёт характеристику каждому виду.

  1. Художественные
  2. Исторические
  3. Литературные
  4. Геологические
  5. Музеи-квартиры
  6. Технические
  7. Археологические

-В зависимости от того,кому принадлежат музеи, кто является их собственником, музеи бывают: СЛАЙД

  1. Государственные
  2. Частные
  1. Отправляемся в виртуальное путешествие по музеям города Новокузнецка.

-Чтобы позже выполнить предложенное задание, вам нужно сейчас внимательно смотреть и слушать.

Демонстрируются слайды. Даётся краткая информация о музеях. Приложение

Демонстрирует слайды, рассказывает о видах музеев

Формирование умения применять полученную информацию, умене работать в группе

Работа в группах .

Каждой группе даётся фото одного из городских музеев и список видов музеев с их краткой характеристикой.

-Попробовать определить, к какому виду относится данный музей, доказать.

Обобщает, уточняет, исправляет, на слайдах демонстрирует правильный вариант.

Обсуждают в группе. Выступают со своим вариантом ответа

Теперь я знаю, что…..

Мне понравилось… Я хотел бы…

Художественные музеи собирают, изучают и экспонируют произведения искусства (декоративно-прикладного, живопись, графику, скульптуру) с целью представить историю искусства и удовлетворить эстетические и познавательные потребности современного человека. Коллекции художественных музеев могут содержать произведения профессиональных художников, народного, детского творчества и т.д. Включают произведения различных видов изобразительного искусства и художественных течений и школ, с широкими временными рамками и т.д.

Исторические музеи - профильная группа музеев, документирующих историю развития общества. Большинство музеев естественнонаучной истории и музеев истории науки и культуры также можно отнести к историческим музеям. Все краеведческие музеи имеют исторические отделы и хранят памятники истории.

Археологические музеи собирают, хранят, изучают и представляют предметы, имеющие историческую, художественную ценность, как правило, обнаруженные в результате археологических исследований. Объектами музефикации могут стать также недвижимые археологические памятники - древние городища, погребения, различные оборонительные, культовые, гражданские сооружения(Национальный археологический музеи в г. Афины)

Литературные музеи - группа музеев, собрания которых документируют историю литературы и современные литературные процессы

Естественнонаучные музеи - профильная группа музеев, которая документирует процессы, происходящие в природе, в том числе, взаимодействия с ней общества, а также развитие естественных наук, техники и технологии природопользования. К ним относятся : геологические музеи, технические

Краеведческие музеи - комплексные музеи, документирующие особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села). Краеведческие музеи — самая массовая группа музеев в музейной сети России (более 800), не имеют прямых аналогов за рубежом.
Собрания краеведческих музеев включают все виды музейных коллекций - художественные, естественнонаучные, археологические, нумизматические, этнографические, документов, оружия, предметов быта

Музеи-квартиры - группа мемориальных музеев, созданных на основе музеефикации квартир, в которых жили выдающиеся деятели, и посвященных их жизни и деятельности. Как и в домах-музеях, в музеях-квартирах сохраняется или воссоздается обстановка с максимальным привлечением подлинных мемориальных экспонатов и очень осторожным включением типологических предметов, ансамблевая экспозиция дополняется тематической, посвященной жизненному и творческому пути меморируемого лица.

Комплексные музеи – музеи, в которых можно встретить коллекции музейных предметов из разных областей искусства, предметы истории, народного промысла, предметы демонстрирующие природу родного края и др.

Комплекс( от лат. Complexio - связь, соединение;совокупность). В самом широком смысле комплекс - это совокупность разнообразных и в то же время чем-то сходных "предметов", составляющих одно целое

Группы музеев по принадлежности (собственнику)

Классификация по собственнику имеет не только юридическое, но и важное содержательное значение, так как перед разными группами музеев стоят разные задачи что, соответственно, определяет особенности их деятельности. Законодательство разделяет все музеи на государственные и негосударственные. Если в советское время в РФ функционировали только государственные, ведомственные (по сути являвшиеся тоже государственными) и общественные музеи, то сегодня картина намного сложнее, как и возникающие юридические проблемы.

1. Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. В своем большинстве они находится в ведении Министерства культуры, как например, Государственный Эрмитаж, в то же время существует большая группа государственных музеев, которые подчиняются другим министерствам и ведомствам (ведомственные музеи).

2. Муниципальные музеи находятся в управлении местной администрации; обычно тесно связаны с местным сообществом, которое активно участвует в их комплектовании и просветительской деятельности. Появление этой группы музеев связано с законодательным закреплением новой для страны формы собственности — муниципальной (1992).

Научно-технический музей академика им. И.П. Бардина

Открыт в 1932 году, в разгар строительства Кузнецкого металлургического завода.

го основатель - главный инженер КМК Иван Павлович Бардин. Научно-технический музей имени академика И.П. Бардина музейного центра ОАО "НКМК" - один из самых интересных российских музеев эпохи индустриализации. Музей стал первым производственным музеем, созданным на промышленном предприятии страны. На сегодняшний день научно-технический музей им. И.П. Бардина – богатейший архив, насчитывающий более 70 тысяч инвентарных единиц.

Это исторические документы, подарки комбинату, сувениры, картины, письма, личные вещи людей, чья жизнь была связана с комбинатом, уникальный архив фотографий, негативов и видео-фонд, где запечатлены важнейшие события из жизни комбината и города. В действующую экспозицию, размещенную в 10 залах, входят около 15 тысяч экспонатов. Есть здесь и совершенно уникальные экспонаты. Это рудодробильная установка. В России она сохранилась в единственном экземпляре, что подтверждает соответствующий сертификат. В октябре 1963 года в научно-техническом музее открыт мемориальный кабинет академика Ивана Павловича Бардина. Открытие мемориального музея было приурочено к 80-летию со дня рождения Ивана Павловича.

МУК "Новокузнецкий художественный музей"

В настоящее время крупнейшее собрание Кемеровской области насчитывает 8500 произведений искусства.

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского

Новокузнецкий литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского располагается в двух зданиях: ул. Достоевского, 29 (административный корпус) и ул. Достоевского № 40 (мемориальный дом). Здесь, в доме № 40 по улице Достоевского (бывшая Большая) снимала комнату с июня 1855 по февраль 1857 гг. Мария Дмитриевна Исаева. Ради этой женщины и приезжал в Кузнецк ссыльный унтер-офицер 7-го Сибирского линейного батальона Федор Достоевский. 6 февраля 1857 года Федор Михайлович Достоевский обвенчался в Одигитриевской церкви города Кузнецка с Марией Дмитриевной Исаевой.

Комплектование фондов ведется в двух основных направлениях: жизнь и творчество Ф.М.Достоевского и литературное краеведение. Материалы по жизни и творчеству писателя включают произведения Федора Михайловича Достоевского разных годов издания, критические работы, литературу о нем, фотографии, письменные документы и т.д. Важным разделом коллекции музея являются материалы по литературному краеведению.

Музей Ф. М. Достоевского – единственный литературный музей на юге Кузбасса. Собранные материалы дают возможность изучать и сохранять литературное наследие нашего края.

Кузнецкая крепость – памятник истории, военно-инженерного искусства и архитектуры федерального значения – находится в г. Новокузнецке Кемеровской области.

Строительство Кузнецкой крепости было начато в 1800 г. и завершено в 1820 г. В 1846 г. Кузнецкую крепость сняли с баланса Военного Министерства. На крепости была организована тюрьма для уголовных преступников. Тюрьма функционировала на крепости до 1919 г., когда в ходе Гражданской войны все тюремные строения были сожжены. 28 декабря 1991 г. – дата основания музея.

В 1998 г. на Кузнецкой крепости было проведено крупномасштабное компенсационное строительство. В настоящее время в состав музеефицированной Кузнецкой крепости входит более десятка архитектурных и военно-фортификационных объектов разной степени сохранности.

Площадь помещений музея 1918,5 м², экспозиционная площадь 528 м².

Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов

Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов был торжественно открыт 9 мая 1985 года в память о героическом вкладе Кузнецкого металлургического комбината в разгром немецко-фашистских войск. На фасаде под скульптурными горельефами, отражающими ключевые моменты войны, на чугунных плитах увековечены фамилии погибших на фронта кузнецких металлургов. Перед мемориалом горит Вечный огонь, зажженный от мартеновской печи №11, которая в 1941 году выдала стране первую броневую сталь. В выставочных залах музея представлены 2500 экспонатов: фотографии, подлинные документы и награды, предметы личного обихода солдат, боевое снаряжение, осколки снарядов, трофеи, фронтовые письма, извещения, образцы военной продукции КМК. Это лишь небольшая часть богатейшего музейного фонда, который продолжает пополняться.

  1. Отдел природы
  2. Палеонтология и археология
  3. Этнография (шорцы, телеуты, русские)
  4. История Кузнецка
  5. Современная история

Новокузнецкий краеведческий музей

  1. Отдел природы
  2. Палеонтология и археология
  3. Этнография (шорцы, телеуты, русские)
  4. История Кузнецка
  5. Современная история

Новокузнецкий краеведческий музей (НКМ) — первый музей Кузбасса, один из крупнейших в Кемеровской области. Создан на основе частного музейного собрания кузнецких краеведов Дмитрия Тимофеевича Ярославцева и Георгия Степановича Блынского. Открыт 7 ноября 1927 г. в г. Кузнецке (современный Кузнецкий район г. Новокузнецка). В настоящее время располагается в центре города на первом этаже жилого пятиэтажного дома на площади в 1400 кв. м.

Цель деятельности музея – сохранение, изучение и публичное представление историко-культурного наследия и природного разнообразия г.Новокузнецка и всего Кузнецкого края.
Новокузнецкий краеведческий музей - это самое подходящее и удобное во всём городе место, где вы в течение весьма непродолжительного времени сможете узнать о Новокузнецке и его истории, о природе Кузнецкого края и его обитателях практически всё. При этом не просто узнать, но и увидеть неповторимое многообразие растительного и животного мира юга Кузбасса, подробно рассмотреть материальную культуру как давно ушедших времён, так и не столь отдалённого прошлого, наконец, взглянуть на современный город через призму его производственных, архитектурных и социально- культурных достижений.

Презентация на тему: " Тема 2. Классификация музеев. Социальные функции музеев Классификация музеев – это их группировка по существенным для организации и развития музейной сети." — Транскрипт:

1 Тема 2. Классификация музеев. Социальные функции музеев Классификация музеев – это их группировка по существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности признакам.

2 Современное музееведение знает несколько систем классификации музеев: по масштабам деятельности ; по форме собственности; по административно-территориальному признаку ; по признаку осуществления научно- документационной функции; по типу; по профилю.

3 Классификации музеев 1. по масштабам деятельности музеи центральные, региональные, местные 2. по форме собственности государственные, ведомственные, общественные, частные 3. по административно-территориальному признаку республиканские, краевые, областные, городские, районные и т.п. 4. по признаку осуществления научно- документационной функции музеи коллекционные, музеи ансамблевые

4 Классификация по типам Тип музея – категория в классификации музеев по выполнению этими учреждениями социальных функций и приоритета этих функций в деятельности музея. В соответствии с этой классификацией музеи делят на: исследовательские, учебные, просветительские.

5 Классификация музеев по профилю. Профиль музея – отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Может также включать территориальные, хронологические границы, в рамках которых музей документирует социальные феномены.

6 Классификация музеев по профилю 1. Исторические музеи: а) общеисторические (вся история человечества); б) национальной истории (история отдельных стран); в) региональной истории (история отдельных регионов); г) истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов (историко-революционные, истории декабризма, истории религии или атеизма и т.п.); д) узкоспециализированные музеи (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические и т.д.).

7 Классификация музеев по профилю (продолжение) 2. Музеи отдельных отраслей культуры (в узком смысле слова): а) художественные музеи; б) литературные музеи; в) музыкальные музеи; г) театральные музеи; д) музеи физкультуры и спорта

8 Классификация музеев по профилю (продолжение) 3. Педагогические музеи ; 4. Естественнонаучные музеи; 5. Промышленные музеи: а) музеи торговли, промышленности и ремесел; б) музеи техники (музеи отдельных отраслей); в) музеи отдельных предприятий; 6. Сельскохозяйственные музеи; 7. Комплексные.

9 Комплексные музеи – музеи, собрания которых документируют социально значимые феномены, относящиеся к разным профильным дисциплинам. В их коллекциях представлены источники всех видов по различным отраслям знания. Деятельность музея может быть представлена комплексом как гуманитарных и естественнонаучных (как в краеведческих музеях), так и только гуманитарных (историко- художественные, литературно-художественные и т.п. музеи), или только естественнонаучных дисциплин (музеи науки и техники, политехнические музеи и т.п.). Наиболее распространенный в РФ вид комплексного музея – краеведческий.

10 Социальные функции музеев: 1.Научно-документационная; 2.Охранная; 3.Научно-исследовательская; 4.Образовательная (или образовательно-воспитательная, или культурно-просветительная); 5.Рекреационная;

11 1. Научно-документационная функция связана с реализацией музеем процессов документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества. Деятельность музея по осуществлению этой функции состоит, прежде всего, в отборе предметов, которые способны стать материальными свидетельствами социально- значимых феноменов.

12 2. Охранная функция состоит в том, что музеи призваны решать задачи по сохранению культурных, исторических и природных ценностей в интересах мирового сообщества и его отдельных (национальных, региональных и т.п.) частей. Музей не только должен отобрать объекты, способные стать музейными предметами, но и сохранить их.

13 3. Научно-исследовательская функция состоит в том, что, обладая коллекциями, способными служить источниковой базой научных исследований (по какой научной дисциплине зависит от профиля музея), музеи становятся организаторами и местом проведения таких исследований, научными центрами. Современное образование и воспитание не мыслимы без освоения системы научных знаний.

14 4. Образовательная (или образовательно- воспитательная или культурно- просветительная) функция Музеи, наряду с библиотеками, средствами массовой информации (радио, телевидение, Internet и т.п.), школами и иными учебными заведениями и т.д., участвуют в формировании картины мира современного человека, его социализации, реализуя при этом свою образовательную (или образовательно-воспитательную) функцию.

Классификация музеев , изучение и группировка музеев по определенным организационным, правовым и содержательным признакам. Принципы К.м. определяются поставленными целями – научными, административно-управленческими, юридическими и пр. В отечественном музееведении (музеологии) музеи подразделяются по: 1) профильным группам (см. Профиль музея); 2) организационным типам (научно-исследовательские, научно-просветительские, учебные); 3) доминантному типу хранимого музеем наследия (коллекционные музеи, ансамблевые музеи, средовые музеи); 4) категориям культурной значимости (музеи федерального, регионального и местного значения; музеи – особо ценные объекты культурного наследия; музеи, входящие в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО); 5) видам собственности – государственные музеи (федеральные, субъекта РФ), муниципальные музеи, общественные музеи, частные музеи; 6) по правовому статусу (головные музеи, филиалы). В музееведении также используется традиционно устоявшаяся К.м. по принадлежности (государственные, муниципальные, общественные, частные, ведомственные музеи, церковные музеи), и выделены группы музеев, обладающих специфическими признаками (мемориальные музеи, краеведческие музеи). Также в музейном мире функционируют учреждения музейного типа, виртуальные музеи, решающие конкретные задачи и исполняющие лишь отдельные функции музея. Рамки групп музеев достаточно подвижны; они могут изменяться в соответствии с развитием музееведения, музейной сети, форм и целей музейной деятельности.

* Термины, выделенные красным цветом, вошли в "Словарь актуальных музейных терминов". Опубликован в журнале "Музей", 5/2009.

Читайте также: