Музей декоративно прикладного искусства в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

2 - Мини-музей в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, истории. - Решается проблема социализации подрастающего поколения.

3 - Сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности ребёнка. - Музей является частью образовательного процесса.

4 Обоснование проекта: Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отражённый в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, её ценности. Именно музей – помощник в решении воспитания культурной личности ребёнка, он поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьёт творческий потенциал ребёнка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями. Создание мини –музея помогает развивать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру и быт.

5 Особенности: - Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей. - Ребёнок соавтор, творец и активный участник оформления экспозиции музея. - Музей – зона общения, удивления, творчества и результат совместной работы детей и их родителей.

6 Место расположения мини-музея Помещение группы

8 Актуальность - Даёт возможность обогатить знания об окружающем мире. - Расширяет кругозор. - Большая значимость воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. - Развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

9 Цель: - Создание условий для раскрытия и формирования в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств - Приобщение к истокам национальной культуры, природе родного края. - Воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему миру. - Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

10 Задачи: - Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ - Формирование у дошкольников преставления о музее, расширение кругозора. - Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. - Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные - Развитие творческого и логического мышления, воображения. - Формирование активной жизненной позиции. - Освоение новых форм работы с детьми и родителями.

11 Вид проекта: Познавательный Этапы проекта - Подготовительный этап. - Этап реализации проекта. - Обобщающий этап. - Заключительный этап. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с традиционной народной культурой, обрядами, праздниками, предметами прикладного искусства в детском саду постепенно накапливался материал, который мы объединили в виде мини-музея.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей

Подготовка материалов:
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи)
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является перспективным планированием к приобщению детей народному творчеству, формирует творческое начало,пробуждает интерес к декоративно прикладному искусству, дарит радость.

МИНИ - МУЗЕЯ

2016 - 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ МИНИ МУЗЕЯ

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ В МИНИ – МУЗЕЕ

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ – МУЗЕЯ.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

ПРОФИЛЬ МИНИ – МУЗЕЯ: ИСТОРИЧЕСКИ – ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЙ, ДЕКОРАТИВНО – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

ЦЕЛЬ: познакомить с разнообразием декоративно – прикладным искусством и его местом в ДОУ.

ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ;

РАСШИРЯТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ И ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ;

ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ИСТОРИЕЙ И ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА;

ВКЛЮЧИТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В ПОПОЛНЕНИЕ ЭКСПОНАТАМИ ВЫСТОВОЧНЫЙ ЦЕНТР;

ПРИОБЩАТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ;

УЧИМ ДЕТЕЙ ВИДИТЬ КРАСОТУ ПРЕДМЕТОВ НАРОДНОГО ИСКУССТВА;

ВОСПИТЫВАТЬ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ;

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА , ГОРДОСТИ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ СВОЕГО НАРОДА, СВОЕГО КРАЯ.

В ОСНОВУ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ЗАДАЧ ПОЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦЫПЫ:

ПРИНЦИП УЧЁТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ;

ПРИНЦИП ОПОРЫ ЗАИНТЕРИСОВАННОСТИ ДЕТЕЙ;

ПРИНЦЫП ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПРИ РУКОВОДСТВЕ ВЗРОСЛОГО;

РАЗДЕЛЫ И ЭКСПОНАТЫ:

В МИНИ – МУЗЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РАЗНЫЕ ВИДЫ ЭКСПОНАТОВ ДЕКАРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУСТВА –

МАТРЕШКИ – КУРСКОЙ, СЕМЕНОВСКОЙ РОСПИСИ

СУДЖАНСКАЯ КЕРАМИКА И ТКАЧЕСТВО (КОВРЫ)

ПЛОЩАДЬ, ЗАНЯТАЯ ПОД ЭКСПОЗИЦИЮ: мини – музей организован в 2016 году. Под выставочный центр было выделено отдельное место в холле ДОУ на втором этаже.

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ МИНИ – МУЗЕЕМ: руководитель музея координирует, контролирует работу в мини – музеи; организатор – планирует, координирует проводит экскурсии.

Общее положение

Музей – помещение для размещения тематической коллекции экспонатов

( игрушек народных мастеров, свистулек, посуды, фотографий, буклетов)

Музей комплектуется экспонатами при участии администрации дошкольного образовательного учреждения, воспитателей, родителей воспитанников.

Задачи работы с детьми в музее:

- осуществление комплексного подхода к нравственно – эстетическому воспитанию дошкольников;

- знакомство детей с экспонатами декоративно прикладного искусства и их историей создания;

- развитие познавательного интереса к истории создания декоративных изделий;

- воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре русского народа.

Организация работы в мини – музеи.

- сформировали актив сотрудников ДОУ, осуществляющий целенаправленную педагогическую, экспозиционную и культурно просветительскую работу;

- назначили ответственного организатора – руководителя мини – музея.

- провели регистрацию экспонатов, собранной коллекции, в инвентарной книге;

- выбрали помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность экспонатов и их демонстрацию.

- Создание мини – музея является результатом творческой работы всех заинтересованных лиц (педагогов, родителей, воспитанников)

- Решение об открытии мини – музея согласовано с руководством ДОУ, утверждается приказом ДОУ.

- Организованная деятельность с детьми в мини – музее проводится по подгруппам в соответствии с режимом дня.

4. Обязанности руководителя мини – музея.

- Руководство работой мини – музея осуществляется сотрудником ДОУ - Бурцевой Н.В., назначенным приказом заведующей ДОУ.

- Ответственный организатор мини – музея - принимает экспонаты, обеспечивает их сохранность, учитывает в инвентарной книге;

- Изучает педагогическую, художественно – историческую литературу;

- Планирует мероприятия ( экскурсии, занятия, беседы, досуги, развлечения) с детьми, педагогами, родителями;

5. Учёт и обеспечение сохранности экспонатов:

- Все экспонаты учитываются в инвентарной книге;

- В случаи прекращения деятельности мини – музея вопрос о передаче экспонатов другим лицам или учреждениям решается заведующим ДОУ;

- На основании приказа вышестоящих органов управления образованием, экспонаты могут быть переданы другому дошкольному образовательному учреждению;

- Экспонаты, переданные в мини – музей родителями, оформляются продуктом дарения.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Чтобы музейная деятельность работала, необходимо следовать определённым правилам:

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем с декоративно прикладным искусством – организация в детском саду мини-музея.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками.

Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.

И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Успех, приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

Сегодня мы говорим о мини- музее, как об одном из средств развития интереса к народной культуре и традициям детей дошкольного возраста.



Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают, что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Работа над обучением детей музейному восприятию мира начинается с младших дошкольников и продолжается до старшей возрастной группы. Только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа.

(Начальная идея была собрать народные игрушки, но в последствии мини музей обогатился и другими экспонатами для знакомства с бытом, народными традициями и тд.)

Приобщение детей к народным игрушкам проходит путём показа образцов народных промыслов России в самом мини- музее, а продолжением работы уже в группе служат и рассматривание тематических альбомов, слайдов. Рассматривая их, дети смогут ощутить мастерство и вкус людей, их изготовивших.

Для детей младшего дошкольного возраста (я начинала работать со 2 младшей группы), конечно же, главной деятельностью является игровая деятельность. В данном случае мы говорим о народной игре. Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью.


Дети любят веселые считалки, потешки, пестушки сопровождаю­щие игры.

Потешки, прибаутки, песенки

-Кисонька-мурысенька,Что из муки пекла?

С кем прянички ела?

-Не ешь одна! Не ешь одна!

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом. в яму!
Бух!

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.)

Игровые действия с экспонатами помогают приобрести детям и свой собственный опыт. Затрагиваемые психические процессы (воображения, мышления, речи, сенсорика способствуют более углубленному освоению истории и культуры своего народа.

Игра всегда была естественным спут­ником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обла­дающим великой воспитательной силой.

Яркое впечатление дети получают от матрёшек, которые разной расцветки, разного размера и их много-много друг в друге. И здесь игра с сопровождается народным фольклором.

Обряды, отображающие нравственные устои народа, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т. д. Используемый и выученный детьми народный фольклор мы в последствии используются ещё и на фольклорных праздниках, утренниках, развлечениях связанных с народными праздниками.

В среднем и старшем дошкольных возрастах формы приобщения к народным традициям усложняются.

В Средней группе мы продолжили работу: расширяем представление о народной игрушке. В нашем мини- музее организована выставка декоративно- прикладного творчества, где систематически меняются композиции по равным видам росписи: хохоломская роспись, городецкая роспись, гжель и др. Но мы не просто можем посмотрим, но и попробовать смастерить (слепить). И снова наша мастерская рядом. Мы привлекаем детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Дети сами рисуют росписи на народных игрушках. Дети узнают, что росписи могут быть не только на игрушках, но и на предметах быта. Продолжаем активно знакомить детей с устным народным творчеством, подходящим под их возраст (хороводы, )


В Старшей группе мы знакомимся с еще несколькими видами, народного декоративно-прикладного искусством. (Городец, Похлов-Майдан, Гжель) Расширять представления о народных игрушках (матрешки-городецкая, Богородская; бирюльки). Рассказать ребятам о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.

В мини – музее мы знакомим детей с народными праздниками. Для этого мы знакомим детей с народными куклами в народных костюмах, где есть отражение особенностей народных праздником. Например, весна, Пасха… И здесь уместно использовать с детьми обрядовые песни. Обрядовые песни они описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желае­мое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.


Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму.

Познакомить детей с русской избой и строениями, их внутренним убранством, предметах быта позволят макет, который представлен в музее. Дети имеют возможность самим прикоснуться в историю.


Посмотреть, потрогать и обыграть разные жизненные ситуации, для этого подбираем такие сюжеты игр как например, в избе есть колыбелька для малыша. Ведь с первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки, маминой колыбельной песни. Колыбельные песни настраи­вают детей на гармоничный музыкально-поэтический лад. Обыгрывая сюжет с колыбелью дети исполняют колыбельные песни…

Где вы, где вы гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Сели в изголовьице…

Спи-ка на здоровьице!

Стали гули ворковать

Стал Ванюша засыпать.

Загадка — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с це­лью испытать сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира. При знакомстве с разными экспонатами мы используем именно загадки. Например, перед тем как рассмотреть телегу (как вид транспорта с лошадью) загадываем загадку:

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)

Или Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)

Потому что в старину не было часов и люди просыпались с петухами.

Эффективно используем и скороговорки

На горе, на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Из-за леса, из-за гор

Едет к ним еще Егор.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и пого­ворках. Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума

Что касаемо подготовительной группы, мы планируем продолжать расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

В заключение хочу сказать, что создание мини-музея народной игрушки в образовательном пространстве детского сада значительно обогатило развивающую среду для работы с детьми в данном направлении. Выполняя свою познавательную функцию, мини-музей открывает для детей возможность узнать культуру, историю родной страны и родного края.


  1. Бойчук, И.А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством/ И.А. Бойчук. СПб.: Детство-Пресс, 2013.352с
  2. Горянина, Р. А. Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре// Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 99-101.
  3. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Виноградова Н.А, Микляева Н.В., Микляева Ю.В.; под общ ред. Микляевой Н.В.. М.: Юрайт, 2012.510с
  4. Чебан, А.Я. Знакомим дошкольников с народной культурой/ А.Я Чебан, Л.Л. Бурлакова. – М.: ТЦ Сфера. 2012. 128 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: