Мусрепов аклима краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Что объединяет литературное и кинематографическое произведения?

Быть почтальоном в это трудное время невероятная отвага. Несмотря на то, что Толганай не умеет читать, она берется за эту ответственную работу и взваливает на себя тяжелый моральный груз. В надежде получить от сына Асана заветное письмо, женщина разносит чужие. В каждом извещении она видит своего Асана, каждая похоронка воспринимается ею как потеря родного сына. Застывший в печали взгляд Амины Умурзаковой и двойная экспозиция писем-извещений с кадрами Асана, дает эффект Льва Кулешова, с помощью которого режиссёр передает тоску по сыну и волнение матери.

Мой любимый фильм о войне

Отдельно хотелось бы описать сцены, в которых матери узнают о том, что их сыновья погибли.

Сцена первая., Сцена вторая., Сцена третья.

Но мать не опускает руки. Война должна закончиться, а значит она будет не покладая сил работать в тылу. Вместе с другими женщинами и стариками она усердно трудится в поле, фоновые звуки, сопровождающие действия тыловиков напоминают звуки стреляющих орудий, отождествляя их…

В своей известной работе Луи Деллюк отстаивал понятие фотогении, как явления кинематографичного и отдельного от фотографии из-за превалирования в нём внутреннего содержания, которое создается игрой актеров, предметами, пейзажами в кадре. Деллюк считал, что человек в кадре должен быть не просто красивым объектом, он должен убеждать зрителя в глубине и правдивости передаваемых им чувств. Амина Умурзакова своей игрой внесла в образ героини искренность и выразительность. Ее лицо, её глаза сделали больше, чем могло бы сделать слово. В фильме много крупных планов Толганай – режиссер сосредотачивает внимание зрителя на пронизывающем до глубины души взгляде актрисы. К примеру, после проводов Асана на фронт, энергичная мать внезапно предстает перед нами старой, измученной женщиной. Этот выразительный эффект не удался бы, если бы взгляд актрисы выдавал её настоящий возраст. Но Амина Умурзакова постарела буквально на глазах, мастерски перевоплатившись в тоскующую мать.

Еще одна не менее важная для фильма сцена − встреча Матери убитого сына с немцем-пленником. Они смотрят друг на друга, и в дуэли взглядов немец проигрывает, не выдерживая силы взора матери, он отводит глаза.

В финале картины в аул возвращается солдат, и все жители, в том числе Толганай, с замиранием сердца глядят в даль, пытаясь разглядеть лицо приближающегося героя. Толганай надеется, что живым и невредимым возвращается её сын Асан.

Габит Мусрепов описывает взгляд матери:

И в фильме, и в новелле присутствуют образы мальчишек, которые беззаботно играют в войну, не осознавая всей суровости реальности. Женщина-мать против Войны! Не желает она подрастающему поколению тягот, какие выпали на её долю. Ведь воевало старшее поколение во время гражданской, воюет молодое поколение на Отечественной… Мать не допустит войны для третьего поколения!

Женщина мать в искусстве 20 века – Образ женщины –матери в искусстве разных эпох

Читая письмо, женщины будто оказываются в том бою, они потрясены страшной правдой. Трагедия лишила солдата ног, но не лишила жажды жизни. Как оказалось, письмо было адресовано не Аклиме, а совсем другой матери, оно не от её сына Касыма, а от Сапара. Мать Сапара Улбала скончалась два года назад. Сапар ждет от неё ответа, но только Аклима с Нурилой знают, что ответного письма не будет. Материнское сердце взволновалось:

Аклима решает написать Сапару письмо от лица его матери, она начинает принимать страшную правду, − её сын Касым не вернется.

Толганай забирает к себе осиротевшего мальчика Сережу, Аклима – осиротевшего солдата Сапара. Материнская душа необъятна…

Работа посвящается 100-летию Амины Умурзаковой (08.03.1919), дню рождения Габита Мусрепова (22.03.1902) и всем Матерям, воспитавшим храбрых сыновей.

Примеры похожих учебных работ

Женщина мать в искусстве 20 века – Образ женщины –матери в искусстве разных эпох

Любимая героиня толстого в романе “война и мир”

. в светлые, ликующие часы победы. За боевую работу в печати М.А. Шолохов в 1945 году был награждён орденом . них сложнейшие драматические судьбы героев Шолохова, тема войны в его произведениях раскрывается в работах: Бочарова А. Человек и война. .

Вера любовь ненависть в лирике военных лет. Поэты великой отечественной войны

А звезда мигала и мигала своим вечным таинственным светом.

Габит Мусрепов. АКЛИМА

И вот пришел почтальон, принес письмо. Письмо с грифом полевой почты.

— Нурила! Милая! Иди сюда скорее! — крикнула Аклима, выбегая на террасу.

В те дни люди быстро сближались друг с другом. Бывало, что одна ночь роднила их на всю жизнь. Аклима подружилась со своей молодой соседкой недавно, у них нашлись общие интересы, они помогали друг другу.

Как только Нурила выбежала на террасу, увидела растерянное лицо Аклимы и письмо в ее руке, она все поняла и, ни о чем не спрашивая, ловко перескочила через барьерчик, разделявший террасу на две половины.

Ее белоснежное лицо заалело легким румянцем, а губы, свежие, как бутон только что приоткрывшейся розы, приветливо улыбались. Она взяла из рук Аклимы письмо.

— Только, чур, не плакать! — проговорила она.— А то и читать не стану. Это же радость, апа!

— Подожди, подожди! — растерялась Аклима. — Какая станция? Какой Агадырь?

Нурила продолжала читать.

Аклима слушала. Она впитывала в себя каждое слово письма, каждую интонацию в голосе Нурилы, следила за каждым движением девушки. Глаза Аклимы, еще не потерявшие своей былой привлекательности, отражали все ее чувства и мысли. Эти глаза то теплели от любви к сыну, то расширялись от страха за него, то жмурились от облегчения.

— Неужели он забыл, что мне теперь сорок четыре?! — с обидой и горечью воскликнула мать. — Ой, Касым, Касым!

— Касым, Касым, — тяжело вздохнула Аклима.

— «Я все хорошо помню, — читала Нурила. — Это была моя последняя ночь на передовой. Три дня и три ночи без сна и отдыха стояли мы на берегу речушки и не могли, никак не могли форсировать ее. Противоположный берег, опоясанный проволочными заграждениями, противотанковыми надолбами, минными полями и дотами, закрывала от нас завеса огня. Немцы били и били из орудий по нашим позициям, снаряды рвались то там, то здесь, река кипела от разрывов. Речка-то узкая, неглубокая, а переправу навести — и думать нечего.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в 8 классе построен с применением технологии развития критического мышления через чтение письмо. Урок состоит из трех этапов : вызова, осмысления и рефлексии. На этапе вызова я использовала кластер к слову война и составление учащимися небольшого текста с ключевыми словами. Этап осмысление пстроен на чтении текста с остановками с деревом предсказаний. И наконец рефлексия построена на составлении синквейна к словуАклима и написание эссе встречи сына с матерью.

Цели урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа.

Задачи урока:

Развитие аналитико-синтезирующего мышления..

формирование умения выделять существенные признаки и свойства, развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

воспитание патриотизма, гуманности.

Подготовка к восприятию нового материала.

Составление кластера – ассоциации к слову ВОЙНА.

На доске ключевые слова – письмо, любовь, сердце.

Составить текст из трех-четырех предложений с этими словами.

(Зачитывание составленных текстов)

- чтение текста от "остановки до остановки";

- вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;

- ответ - предположение, его обоснование.

Итак, читаем текст (работа ведется только индивидуально).

- Что вы узнали из этого отрывка?

- С чем сравнивает автор сердце матери?

- Как вы думаете, почему солдат путает место жительства матери, ее возраст?

- Что вы можете сказать после чтения этого отрывка, изменилось ли ваше мнение?

-это не ее сын, сын потерял память, мать сошла с ума)

- Как, по- вашему будут развиваться события дальше? Почему?


- Сапар! Что вы теперь думаете? Ваше мнение.

- Сердце матери, любовь матери безгранична!

Авторский стул. Чтение писем.

Домашнее задание: прочитать весь рассказ.

Страдает, плачет, ждет.

Она ждет своего сына.

Встреча произошла в аэропорту. Аклима с волнением ждет прилета Сапара. Он кажется ей похожим на Касыма. И вот долгожданная минута. Сапар сходит с трапа самолета. Аклима бросается к нему, она никогда раньше его не видела, но сердце, материнское сердце, чувствует, что это он – ее сын! И Сапар не замечает, что обнимает и целует его не его мать. Нурила не может сдержать слез. Ее сердце переполнено радостью, радостью, что мать и сын наконец-то нашли друг друга и теперь никогда не расстанутся, Разве есть на свете силы, которые могли бы противостоять материнской любви и любви израненного войной бойца.


Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации.

-->

Мамина ладонь нежнее облаков



Если Горький мастерски описывает характер, и дает глубокий психологический портрет каждому отдельному герою, то у Габита Мусрепова возвышается образ матери, где он воспевает материнскую любовь, а за ним традиций и обычай казахского народа. Там и народный юмор, и щедрые народные афоризмы, красивые словосочетания, драматические сцены, где без слез не прочтешь ни слова.

Горький и Мусрепов передают реальные события участи женщин. И тут, и там женщины намертво раздавлены несправедливым строем. Они были прямыми и косвенными жертвами революций и войн. У них отбирали детей: сыновей в рабство, дочерей выдавали насильно замуж, их самих сажали в тюрьма, зверски избивали. А в некоторых и вовсе наоборот, описываются неблагодарные дети. Мать терпела голод и холод, унижения, но сломить себя не позволяла.

Влияние Горького на Мусрепова по определению матери в итоге поспособствовало рождению целого цикла произведений. Коротких, но четких, а главное содержательных новел, рассказов и романов.

Читайте также: