Мотивированное мнение профсоюза при согласовании локальных норм актов в доу

Обновлено: 05.07.2024

Несмотря на то, что весь комплекс прав по управлению организацией принадлежит работодателю, последний в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, принимает соответствующие решения только после завершения процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работников).

Несмотря на то, что весь комплекс прав по управлению организацией принадлежит работодателю, последний в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, принимает соответствующие решения только после завершения процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работников).

Коллективным договором или соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ч. 3 ст. 8 ТК).

Локальные нормативные акты, принятые работодателем без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников, недействительны и не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК).

Трудовой кодекс предусматривает, что с учетом мнения выборного органа решаются следующие вопросы:

введение и отмена ранее срока режима неполного рабочего времени при угрозе массового увольнения изменений определенных сторонами условий трудового договора (ст. 74 ТК);

рассмотрение вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя работников, являющихся членами профсоюза (ст. ст. 82, 373 ТК);

проведение аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников (ст. 82 ТК).

привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 (ст. 99 ТК);

определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК);

установление режима разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК);

определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочий праздничный день (ст. 112 ТК);

привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 (ст. 113 ТК);

установление с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков (ст. 116 ТК);

утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК);

принятие мер по предотвращению массового увольнения (ст. 180 ТК);

утверждение правил внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190 ТК).

определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК);

установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК);

установление порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК);

увеличение продолжительности вахты до месяцев (ст. 299 ТК);

утверждение графика работы при вахтовом методе (ст. 301 ТК);

установление надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 302 ТК);

установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа при использовании отпуска работниками, занятыми у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК);

установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом работников, занятых у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК);

принятие локальных нормативных актов, устанавливающих особенности регулирования труда спортсменов, тренеров (ст. 348.1 ТК).

С учетом мнения представительного органа работников решаются следующие вопросы:

установление порядка проведения аттестации (ст. 81 ТК);

определение перечня работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК);

составление графиков сменности (ст. 103 ТК);

принятие локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда (ст. 135 ТК);

утверждение формы расчетного листка (ст. 136 ТК);

установление размеров повышенной оплаты труда на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями (ст. 147 ТК);

установление конкретных размеров оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153 ТК);

установление размеров доплат за работу в ночное время (ст. 154 ТК);

применение систем нормирования труда (ст. 159);

принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162);

утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК);

определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня профессий и специальностей, форм профессиональной подготовки и переподготовки работников (ст. 196 ТК).

Наконец, при разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда (ст. 212 ТК) работодатель учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает необходимость использования процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа, , при принятии отдельных локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, , при расторжении трудового договора с работниками — членами профсоюза по инициативе работодателя по отдельным основаниям и, , при принятии отдельных управленческих решений.

Под представительным органом работников следует понимать орган, представляющий работников в отношениях социального партнерства (выборный орган первичной профсоюзной организации, уполномоченный законом или работниками на представительство, иной представительный орган работников).

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ. Особого порядка учета мнения представительного органа работников Трудовой кодекс не устанавливает, поэтому на практике следует руководствоваться порядком, предусмотренным ст. 372 ТК РФ.

Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен ст. 373 ТК РФ.

Статьей 374 ТК РФ установлены гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы.

Перечень вопросов, решаемых работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или по согласованию с ним, может быть расширен коллективным договором, соглашением.

Отдел защиты прав трудящихся

Пермского крайсовпрофа



ТК РФ Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 372 ТК РФ

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации есть первичная профсоюзная организация, которая объединяет менее половины работников. Согласно ст. 372 ТК РФ работодатель перед принятием локального нормативного акта направляет проект и обоснование по ЛНА в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Согласно ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда, принимаются с учетом мнения представительного органа работников. Означает ли это, что Положение об оплате труда работников нужно согласовывать с профсоюзной организацией в обязательном порядке?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку профсоюз объединяет менее половины работников, учитывать его мнение при принятии Положения об оплате труда нет необходимости.
Если работники, не являющиеся членами профсоюза, не уполномочат этот профсоюз представлять их интересы, локальный нормативный акт может быть принят работодателем самостоятельно.

Обоснование вывода:
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая ст. 135 ТК РФ). В соответствии с частью второй ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права*(1).
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель вправе самостоятельно принимать локальные нормативные акты, обязательные для работников данного работодателя, а также вносить изменения в ранее принятые акты, равно как и утверждать новые взамен прежних. При этом локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии) (часть вторая ст. 8, часть четвертая ст. 135 ТК РФ).
Из содержания ст. 2 ТК РФ, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" следует, что профессиональные союзы создаются в целях представительства и защиты и в силу части первой ст. 29 ТК РФ относятся к представителям работников.
Поэтому, когда Трудовой кодекс РФ требует учитывать при принятии локального нормативного акта мнение представительного органа работников, такой акт согласовывается с первичной профсоюзной организацией или иным представителем работников. Иной представитель избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) работников (часть первая ст. 31 ТК РФ).
Согласно части первой ст. 372 ТК РФ проект локального нормативного акта, по которому необходимо учесть мнение профсоюза, направляется в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Мнение иного, кроме профсоюза, представителя работников также учитывается в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ (смотрите, например, часть вторую ст. 136, часть третью ст. 147, часть первую ст. 190, часть третью ст. 196 ТК РФ)*(2). То есть если в организации отсутствует профсоюз или он объединяет менее половины работников, однако есть иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учесть его мнение необходимо.
Так как профсоюз в рассматриваемом случае объединяет менее половины работников, учитывать его мнение при принятии локального нормативного акта нет необходимости (смотрите, например, определение Брянского областного суда от 22.01.2019 N 33-385/2019; определение Волгоградского областного суда от 16.02.2018 N 33-2654/2018; решение Верховного Суда Республики Коми от 17.05.2017 N 21-391/2017)*(3). Однако в силу части второй ст. 30 ТК РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией. Тогда мнение первичной профсоюзной организации должно быть учтено при принятии локального нормативного акта.
Таким образом, если в рассматриваемом случае имеющаяся профсоюзная организация не уполномочена представлять интересы всех работников, работодатель при принятии локального нормативного акта вправе обойтись без учета мнения такой профсоюзной организации (определение Приморского краевого суда от 04.10.2016 N 33-10453/2016, определение Ленинградского областного суда от 22.06.2016 N 33-3685/2016, вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

8 сентября 2020 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите материал Энциклопедия решений. Заработная плата.
*(2) Даже если закон требует принимать локальный нормативный акт по конкретному вопросу с учетом мнения именно первичной профсоюзной организации, а профсоюзный орган, отвечающий указанным в ст. 372 ТК РФ критериям, отсутствует, однако имеется иной представительный орган, выбранный трудовым коллективом, работодатель обязан учесть его мнение (смотрите также материал: Энциклопедия решений. Порядок принятия локальных нормативных актов и ознакомления с ними работников).
*(3) В судебной практике можно встретить и противоположное мнение (смотрите, например, определение Челябинского областного суда от 06.08.2019 N 11-8972/2019; определение Ставропольского краевого суда от 13.08.2013 N 33-4249/13).

МБДОУ Столбищенский детский сад "Сказка" Лаишевского муниципального района РТ / Татарстан Республикасы Лаеш муниципаль районының мәктәпкәчә белем бирүче муниципаль бюджет учреждениесе Столбище “Әкият” балалар бакчасы

Визитная карточка

У нас учатся: 320
У нас учат: 21

БЮЛЛЕТЕНЬ № 14

( сентябрь 2013)

Профсоюз работников народного образовании и науки Российской Федерации

ВЫ СПРАШИВАЛИ - МЫ ОТВЕЧАЕМ

ЛОКАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

По согласованию с выборными органами первичных профсоюзных организаций рассматриваются следующие вопросы (ст.371):

ü расторжение трудового договора с работниками, являющимися членами Профсоюза, по инициативе работодателя (ст.82, 374 ТК РФ);

ü привлечение к сверхурочным работам (ст.99 ТК РФ);

ü разделение рабочего времени на части (ст.105 ТК РФ);

ü привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ);

ü очередность предоставления отпусков (ст.123 ТК РФ);установление заработной платы в соответствии с трудовым договором и в соответствии с действующим данного работодателя системы оплаты труда (НСОТ) (ст.135 ТК РФ);

ü применение систем нормирования труда (ст.159 ТК РФ);

ü массовые увольнения работников (ст.180 ТК РФ);

ü установление перечня должностей с ненормированным рабочим днем (ст.101 ТК РФ);

ü утверждение Правил внутреннего трудового распорядка (ст.190 ТК РФ);

ü создание комиссий по охране труда (ст.218 ТК РФ);

ü установление графиков сменности, расписаний занятий, уроков (ст103 ТК РФ);

ü установление размеров доплат за вредные и иные особые условия труда (ст.147 ТК РФ);

ü определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ст.196 ТК РФ);

ü размер повышения оплаты труда в ночное время (ст.154 ТК РФ);

ü применение и снятие дисциплинарного взыскания до истечения 1 года со дня его применения (ст.193, 194 ТК РФ);

ü установление сроков выплаты заработной платы работников (ст.136 ТК РФ);

ü другие вопросы, затрагивающие социально-трудовые права работников, предусмотренные действующим законодательством

Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Примерный образец

Обращения работодателя к выборному органу первичной профсоюзной организации о получении мотивированного мнения

и обоснования по нему

Дата и исходящий _____ ________________________________

номер документа ________________________________

(наименование выборного органа

первичной профсоюзной организации)

О даче мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 372 Трудового кодекса РФ

(наименование организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения)

направляет проект приказа о

(наименование локального нормативного акта)

и обоснование по нему с приложением всех необходимых документов.

Приложение на ______ листах.

Полномочный

представитель

работодателя ________________ __________________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

Примечание: обращение печатается на фирменном бланке организации и должно регистрироваться с указанием исходящего номера и даты.

Примерный образец мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по проекту локального нормативного акта

Дата и исходящий

номер документа _________________________

(наименование организации)

_________________________

(должность, Ф.И.О., представителя работодателя)

ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЯ

(наименование выборного органа профсоюзной организации)

О мотивированном мнении по вопросу принятия работодателем локального нормативного акта

_____________________________________________________________________________ (наименование проекта локального нормативного акта)

_________________________ рассмотрел полномочным составом Обращение

(наименование выборного профоргана)

по проекту _______________________________________________________________________________ (наименование проекта локального нормативного акта)

обоснование по нему и документы, подтверждающие необходимость и законность принятия нормативного акта работодателя.

(наименование выборного профоргана)

на основании статей 371, 372 Трудового кодекса РФ проверено соблюдение работодателем норм, предусмотренных ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, условий коллективного договора и соглашений при подготовке проекта ___________________________________________________________________________

( наименование проекта локального нормативного акта работодателя)

и утверждено следующее мотивированное мнение:

МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

(наименование выборной профорганизации)

по проекту___________________________________________________________________ (наименование проекта локального нормативного акта)

Представленный работодателем проект

(наименование проекта локального нормативного акта)

и приложенные к нему документы, подтверждающие (не подтверждающие) правомерность его принятия соответствует (не соответствует) требованиям, установленным статьями _________ Трудового кодекса РФ, статьями _______________ иного федерального закона и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулирующих принятие данного нормативного акта, пунктам (статьям) _______________________соглашения, пунктам (статьям)____________________________ Коллективного договора, не ухудшает (ухудшает) положение работников.

Иные замечания и дополнения к проекту по содержанию, срокам введения, предлагаемых изменениях и т.д. _______________________________________________

На основании изложенного ___________________________________________________________ ____________ (наименование профоргана)

считает возможным (невозможным) принятие работодателем

(наименование проекта локального нормативного акта)

Примечание: если возможность принятия локального нормативного акта связана с необходимостью изменения его редакции, то мотивированное мнение может содержать измененную редакцию проекта, утвержденную выборным органом первичной профорганизации.

Председатель

профорганизации _____________________ __________________________

(подпись, печать) (Ф.И.О.)

Мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации ________________________________________________

(наименование профоргана)

Получил(а)___________________________

(Ф.И.О. представителя работодателя)

Статья 8 Трудового Кодекса Российской Федерации

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудовые права

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников.

Нормы локальных документов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, а также локальные нормативные акты, принятые без установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашение.

Статья 370 Трудового Кодекса Российской Федерации

Право профессиональных союзов на осуществление контроля
за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением
условий коллективных договоров, соглашений (извлечение)

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения.

Читайте также: