Мотивация достижения в школе

Обновлено: 07.07.2024

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких учащихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Учащиеся четко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к учебному заведению, но оно привлекает таких учащихся внеучебной деятельностью. (Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учащимися, иметь красивые принадлежности. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти учащиеся посещают учебное заведение неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к учебному заведению.)

Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению, школьная дезадаптация. (Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с педагогом. Учебное заведение нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях учащиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных учащихся отмечаются нервно психические нарушения.)

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются именно в процессе формирования.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в учебном заведении? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

Организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.

Работа в группах и парах.

Применение ИКТ на уроках

Понимание учащимся нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.

Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать.

Позитивная психологическая атмосфера урока.

В обучении должны создаваться возможности для творчества.

Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Для формирования полноценной мотивации учения важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; удовлетворять познавательные запросы и потребности учащихся; организовать интересное общение учащихся между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; утверждать гуманное отношение ко всем учащимся - способным, отстающим, безразличным; поддерживать ровный стиль отношений между всеми учащимися; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учащихся при возникновении у них трудностей; воспитывать ответственное отношение к учебному труду, заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.

Я предлагаю следующие приемы и методы развития учебной мотивации:

Итак, педагог постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учеников. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса учащихся, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.

Использование метода проектов. В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.

Для того чтобы мотивировать учащихся к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у учащихся является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:

Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Использование игровых приемов .

Учащиеся любого возраста любят играть, разгадывать загадки. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

Приемы повторения пройденного на уроке.

На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Использую разные приёмы, чтобы, выполняя задание, учащиеся самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.

Например. Каждый учащийся получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Учащийся делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый учащийся сам оценивает свой результат.

Для включения учащегося в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания (по А.В. Хуторскому) - связываю изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся.

Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

Использование дифференцированных заданий. На различных этапах урока часто использую и другие формы и методы деятельностного подхода, повышающие учебно-познавательную мотивацию школьников.

Дифференцированные задания в значительной мере способствует активной мыслительной деятельности всех учащихся, независимо от их способностей и возможностей, тем самым повышают учебно-познавательную мотивацию.

Под уровневой дифференциацией обучения понимается разделение учащихся на группы, выполняющие учебные задания разной сложности, осваивающие учебный материал на разных уровнях глубины.

О свобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля - сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации учащихся.

В современной школе вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, хотя эта тема имела большое значение во все времена (см. Приложение 1). Причем особую тревогу у учителей вызывают дети, испытывающие трудности в обучении.

Важность этого вопроса подчеркивается и публикациями ряда статей в журнале “Завуч” и других. В них приводятся результаты исследования ученых о том, что, начиная с 5-го класса и далее к 7 классу, ослабевает мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учеников, обучающихся на “отлично” и “хорошо”, а также детей, имеющих 1–2 тройки в четверти или в году. Также падает и учебная активность школьников на уроках. Эти результаты подтверждаются и в нашей повседневной работе.

Встает вопрос, как же поддерживать у детей достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения?

Так как мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, конечно, необходима целесообразная, разумная организация учебного процесса в целом, которая позволяет детям работать с наибольшей эффективностью и показывать себя с лучшей стороны, не испытывая при этом морального напряжения и дискомфорта.

Известно, что человек охотно включается в какую-либо деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определенные мотивы для выполнения данной работы. А мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить эта деятельность.

В душе ребенка одновременно присутствуют и борются различные, в том числе, противоречивые желания и потребности. И задача учителя заключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно тот мотив, который приведет данного ученика к успеху в его познавательной деятельности. Для этого каждый учитель использует специальные средства и меры, в том числе, различные виды стимулирования, самым эффективным из которых является создание на уроке ситуации успеха для каждого ученика.

Как известно, учебно-познавательная деятельность осуществляется в процессе взаимодействия, сотрудничества, содействия двух сторон – ученика и учителя. И успех как результат этого содействия проявляется лишь в том случае, когда имеют место “встречные усилия”, т.е. стремление к достижению успеха должно быть как у школьника, так и у педагога. Если нет этого совпадения, то успеха нет ни в деятельности ученика, ни в работе учителя.

У человека есть два разных мотива, связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Первый – это собственно мотив достижения успеха. Второй – это мотив избегания неудач. И по поведению учащихся можно определить, какую именно позицию занимает тот или иной ученик.

Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, стремятся во что бы то ни стало добиваться лучших результатов, причем во всех видах своей деятельности. Они мобилизуют все свои ресурсы и внимание свое сосредоточивают на достижении поставленной цели. У них твердая вера в успех, его ожидание; они рассчитывают получить одобрение за эти свои действия; их работа вызывает у них положительные эмоции.

Школьники, мотивированные на избегание неудач, не верят в собственные силы, боятся критики, не верят в возможность добиться успеха. Поэтому с учебной деятельностью у них обычно связаны отрицательные эмоции и переживания. Они не только не испытывают удовольствия от своей работы, но тяготятся ею, и в результате такая позиция приводит их к неудаче (неуспеху) не только в учебе, но подчас и в жизни.

Если школьник первой группы неудачно решил задачу, то он не теряет интерес к этой задаче, он мобилизуется, и его интерес даже возрастает. А у второй группы интерес пропадает, такие ребята расстраиваются.

Школьников, стоящих на позиции избегания неудач, привести к успеху довольно трудно, но возможно – медленно, шаг за шагом повышая их самооценку (разумеется, это должны делать и родители); создавая учебные ситуации, где школьник испытает пусть маленькую, но победу. Он почувствует себя увереннее, обнаружит в себе способность к правильному выполнению заданий; у него появится желание развивать себя, самосовершенствоваться.

Но для этого, как уже говорилось, должен быть настроен на успех сам учитель. Так как неуверенный в своих возможностях учитель, не сможет создать эффективную ситуацию успеха, которая приведет школьника к действительно реальным достижениям.

Конечно, хорошо было бы осуществить специальную психологическую подготовку (в виде тренинга) учителей-предметников и классных руководителей к овладению технологией создания ситуации успеха.

Чтобы правильно применять способы стимулирования школьников, необходимо вначале провести диагностику с целью выявления причин, почему некоторые дети хотят учиться, а некоторые не хотят, что им мешает, что побудило бы у них интерес к учебе, т.е. явилось бы самым важным стимулом.

Результаты опроса школьников показывают следующее.

Что мешает школьнику учиться ?

  1. Неумение учиться и преодолевать трудности в учебе.
    Если родители вовремя не привили детям соответствующие качества, а также к концу начальной школы учителю не удалось привить ребенку нужные умения и навыки, то очень трудно или даже практически невозможно добиться успехов в учении.
  2. Обширность школьного материала.
  3. Отвлекающие факторы – прогулки, компьютер, телевизор.
  4. Однообразие учебного процессе – некоторая монотонность урока, одни и те же методы и приемы учителя на каждом уроке; необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить, что не умеют делать многие дети.
  5. Авторитарная позиция учителей и родителей, которую взрослые школьники воспринимают как несправедливую, что вызывает их протест и нежелание учиться.

Каковы же основные мотивы хорошей учебы или хотя бы учебы без “двоек”?

В среднем звене – это стремление порадовать родителей или боязнь их огорчить (в т.ч. страх перед наказанием), на втором месте – желание получить хорошие знания с расчетом на будущее.

В старшем звене – стать культурным и образованным человеком (многие хотят достичь этого без труда), еще часто встречается ответ “заставляют родители”.

Итак, мы выяснили мотивы, наиболее значимые для детей, что побуждает и направляет их учебную деятельность (или бездеятельность у некоторых учеников).

И все они – и успешные, и совсем неуспешные ученики ждут нашей помощи и понимания. Как мы им можем помочь? Как вызвать у них желание учиться?

Значит, надо продолжить разговор о стимулах – т.е. внешних побудителях учебной деятельности школьников.

Большинство учителей используют в своей работе всего от 2 до 6 стимулов – это оценка, запись благодарности или замечания в дневник, словесное поощрение или порицание; отдельные учителя используют групповую работу, назначают помощников-консультантов, устраивают выставки лучших работ. Есть учителя, которые применяют и менее распространенные стимулы – их достаточно много – около 40 или больше (см. Приложение 2).

Хочется отметить, что нельзя преувеличивать роль оценок. Оценки не могут заменить собой все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован неразумно, то в классе постоянно будет шум и беспорядок. Если же дети неимоверно перегружены, запуганы или задерганы, но нормализовать учение в этих случаях одними оценками невозможно.

Хочется особо подчеркнуть необходимость соблюдения принципа деятельности, т.е. освоение учениками знаний умений и навыков должно происходить преимущественно в форме деятельности. Как говорил академик Александр Львович Минц, “напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать”.

Ученик должен работать со своим знанием, чтобы оно стало инструментом, а не “залежами ненужного старья на задворках интеллекта”, как выразился другой автор.

Также желательно соблюдать принцип свободы выбора, т.е. предоставлять ученику , где это возможно, право выбора задачи, темы и т.п., но обязательно уравновешивать это право ответственностью ученика за свой выбор. Тогда можно надеяться, что у него будет осознанное отношение к учебе.

Способы стимулирования можно разделить на три группы, в соответствии с потребностями, которые они удовлетворяют.

I группа стимулов связана с общечеловеческими врожденными потребностями.

Здесь учитель опирается на практические потребности учеников, на анализ жизненных ситуаций, а также на стремление любого человека к признанию его заслуг, к похвале, к успеху.

II группа стимулов связана с учетом возрастных потребностей учеников.

Младшие школьники особенно любознательны, любят мечтать и играть, стремятся к приключениям. Подростки интересуются всем необычным и малоизвестным, любят испытывать свои возможности – кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает. Они любят объединяться в группы и команды – так и надо сделать на некоторых уроках для совместного изучения материала и одновременно для удовлетворения их потребности в общении друг с другом.

III группа учитывает различные интересы мальчиков (к спорту, технике, военной проблематике) и девочек (к взаимоотношениям людей, моде, искусству, эстетике)

Как уже говорилось, различных стимулов существует великое множество, и учитель может обогащать свой арсенал на один новый стимул хотя бы в 2–3 недели.

Таким образом, если мы хотим видеть нормальных и благополучных детей (в смысле учебы, я не имею сейчас в виду их семейное и материальное положение), видеть даже счастливых детей – надо постараться обучать их в соответствии с действительными потребностями самих учеников и новыми реалиями нашего общества. В этом случае дети не будут оказывать такого сопротивления учебе, которое мы подчас встречаем в обычной массовой школе.

Можно сказать, что эта идеальная картина какой-то идеальной школы – это верно, но ведь надо всегда стремиться к чему-то более высокому, чтобы получить возможный результат.

И в этой идеальной школе, в которой грамотно согласуются содержание и формы обучения с интересами школьников, ученики САМИ будут стремиться узнать – а что же там дальше? Когда согласуются темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. В этом волшебном слове САМ и заключается главный смысл.

Ученик САМ стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть погаснет свет – он будет читать при свечах.

В такой ситуации не нужно принуждения – каждый знает, что ему делать и делает, потому что хочет этого САМ.

И каждый достигает состояния успеха – не только ученик, но и его учитель.


Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.[1,с.23]

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

Виды мотивации:

1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности

1. Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, близкими)

2. Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т. д.

2. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности

- Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)

- Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)

Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:

- сосредоточение внимания на учебной ситуации;

- осознание смысла предстоящей деятельности;

- осознанный выбор мотива;

- стремление к цели (осуществление учебных действий);

- стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий);

- самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Зная тип мотивации, учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл. [3,с.73]

Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:

а) Познавательная мотивация. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, — значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Ряд современных исследователей прямо считают, что причины, объясняющие, почему у одних детей есть познавательные интересы, а у других их нет, следует искать, прежде всего, в самом начале школьного обучения. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы — преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке. Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других — талантливый учитель. Однако проблема закономерного формирования познавательного интереса и у большинства детей остается нерешенной.

б) Мотивация достижения успеха. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

в) Престижная мотивация. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.

Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний при водят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.

д) Компенсаторная мотивация. К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т. п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной. В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов — с другой.

Как развивать у школьника интерес к предмету?

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы — Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

- личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

- содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

- методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний — поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Вспомним некоторые требования к современному уроку.

С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

- Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) — вводить забытое понятие поурочного балла.

- Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя — не только научить (в нашем случае — математика), а развить мышление ребенка средствами своего предмета.

- Стараться, когда это, возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса, как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Какие способы повышения работоспособности на уроке необходимо использовать?

Вместе с тем важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно, отрабатывать с ним постановку разных целей — близких, перспективных, простых, сложных и т. д. Важное условие при этом — они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

Примерное содержание таких заданий:

- определите собственные цели занятия (его этапа);

- подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;

- определите важность, значимость изучаемого материала;

- проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;

- сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных);

- определите способ решения своей учебной задачи;

- ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;

- определите свои затруднения во время занятия;

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 2006.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.

3. Хекхаузен К. Мотивация и деятельность: Т. 1. — М.: Педагогика, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, престижная мотивация, ребенок, мотивация достижения успеха, мотивация, мотив получения, мотивация избегания неудачи, устойчивая мотивация достижения успеха, учебная задача, учебный материал.

Похожие статьи

Влияние мотивации достижения успеха на вовлеченность.

Основным фактором мотивации избегания неудач является страх перед неудачей.

О необходимости развития у детей мотива достижения успехов.

О необходимости развития у детей мотива достижения успехов.

Формирование положительной учебной мотивации у школьников. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе.

Теоретические основы исследования учебной мотивации.

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность [3]. В более

мотивы избегания неудач (связаны с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности)

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение.

учебная деятельность, ребенок, престижная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация, учебная задача, устойчивая мотивация достижения успеха, мотив получения, мотивация избегания неудачи. Развитие положительной мотивации учения младших.

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика

учебная деятельность, ребенок, престижная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация, учебная задача, устойчивая мотивация достижения успеха, мотив получения, мотивация избегания неудачи.

Изучение учебной мотивации студентов вуза | Статья в журнале.

учебная деятельность, студент, учебная мотивация, успех, мотив, тип мотивации, учебный материал, учебное занятие, положительное отношение, нестандартный способ решения. Особенности мотивационной сферы студентов-психологов.

Повышение мотивации младших школьников к обучению на.

учебная деятельность, ребенок, престижная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация, учебная задача, устойчивая мотивация достижения успеха, мотив получения, мотивация избегания неудачи, учебный.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив.

Ключевые слова: мотив, мотивация, внешние мотивы, внутренние мотивы, направление мотивов, иерархия мотивов, структура мотивации.

Можно выделить две тенденции: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности.

Ключевые слова:мотивация, мотивация к учебной деятельности, мотивы, внутренние мотивы, внешние мотивы, личностные психологические особенности, адаптация, самооценка студента, коммуникабельность, мотивация к достижению, мотивация избегания неудач.

Курсовая работа по психологии на кафедре Психология детства.

Содержимое разработки

Министерство образования и науки РФ

Кафедра психологии детства

Курсовая работа

Развитие мотивации достижения успехов младших школьников.

Выполнил: студентка 3 курса

07551с группы (заочное отделение)

Цыренова Ирина Валерьевна

Оценка: ______________________

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 5

1.1. Изучение мотивации достижения успеха у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе 5

1.2 Условия развития мотивации достижения успеха 13

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 16

2.1. Методика исследования мотивации достижения успеха у младших школьников. 16

2.2. Ситуации успеха для развития мотивации достижений. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Результаты исследования 7 ситуаций столкновения мотивов 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты исследования 7 ситуаций столкновения мотивов после проведения ситуаций успеха 29

Формирование мотивации - это воспитание у школьников эталонов, мировоззренческих ценностей, установленных в нашем обществе, в сочетании с поведением ученика. Младший школьный возраст считается сложным периодом, в ходе которого происходит бурное развитие ребенка, включающее в себе развитие всех психический процессов. Когда ребенок идет в школу, то основной его задачей является обучение, которое не может успешно протекать без наличия положительной школьной мотивации.

Актуальность темы заключается в том, что вопрос о мотивации учащихся в современной школе можно назвать одним из важнейших. Педагоги сталкиваются с детьми младшего школьного возраста, которые не умеют добиваться поставленных целей, не верят в успех даже с высокой вероятностью на благополучный результат. Современная система образования стремится решить вопросы развития личностных качеств, помогающие в дальнейшем быть успешным в жизни и реализовать личный потенциал.

Проблема создания условий развития мотивации достижения успеха у младших школьников остается мало исследованной. Практикам и теоретикам недостаточно использования классических тестов для определения наличия успеха в учебной деятельности, определения готовности к школе, отбора в специализированные классы.

Цель данной работы - определить педагогические средства развития мотивации достижения успеха в младшем школьном возрасте.

Объект исследования - процесс формирования мотивации достижения успеха у младших школьников.

Предмет исследования - факторы развития мотивации достижения успеха у детей младшего школьного возраста.

Теоретический анализ исследования позволил определить следующую гипотезу: учебно-воспитательный процесс будет эффективен, если развивать мотивацию достижения успеха в младшем школьном возрасте.

Для достижения цели определены следующие задачи:

Изучить теоретические подходы к изучению мотивации достижения успеха и особенностей младшего школьного возраста.

Рассмотреть методики для определения уровня достижения успеха и адаптировать к проведению эксперимента.

Проанализировать результаты и сделать выводы об особенностях достижения успеха у детей младшего школьного возраста.

Структура работы включает в себя две главы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты мотивации, приводятся примеры мотивации школьников, изучаются условия для достижения успехов. Во второй главе проводится исследование развития мотивации у школьников МАОУ "СОШ №40" г. Улан-Удэ Республики Бурятия 3"Г" класса в количестве 28 учеников. Использована методика столкновения мотивов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Изучение мотивации достижения успеха у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор появляется в то время, когда в процессе исполнения действия, установленного на достижение определенного результата, организм сталкивается с препятствием, которое обязательно следует преодолеть, чтобы двигаться вперед. Одни и те же задачи могут возникать в ходе исполнения самых различных операций и, следовательно, так же неспецифично для потребностей, как и интерес.

Стремления и планы - это сиюминутно появляющиеся и очень часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, соответствующие изменяющимся обстоятельствам выполнения действия.

В систему мотивационных факторов входят интересы, желания, задачи, намерения, принимают участие в мотивации поведения и выполняют в ней инструментальную роль. Такие факторы ответственны за стиль, а не за направленность, поведения.

Различают сознательную и бессознательную мотивацию поведения человека. В сознательной мотивации потребности и цели, которые управляют поведение человека, осознаются, а в бессознательной мотивации - нет. Если мы откажемся от представлений о том, что люди всегда осознают мотивы своих поступков действий, чувств, мыслей, то многие психологические проблемы будут решены. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они кажутся.

Выделяют два основных типа мотиваций - внутренняя и внешняя. При внутренней мотивации индивид сам предстает источником мотивации, и деятельность сама по себе представляет для него интерес и ценность. Она проявляется в поисковой активности и инициативе ребенка, в желании подбирать для решения новые и сложные задачи и устанавливать перед собой трудные цели, бросающие ему самому вызов и намерении проявлять упорство при их достижении. При внешней мотивации человека интересует лишь результат, а сама деятельность предстает способом, помогающим добиться других значимых для него целей [21].

Внутренняя мотивация включает в себя первичные потребности в познании, достижения, компетентность к учебному процессу. Для того, чтобы удовлетворить эти потребности ребенок начинает хорошо учиться, прикладывает усилия в учебе, доводит начатое дело до конца, ставит перед собой трудные цели, получая воодушевление от достижения целей, положительного роста в учебе. С другой стороны, внешняя мотивация строится на второстепенных по отношению к учебному процессу потребностях - необходимости в автономии, в уважении, самоуважении и принятии. Поэтому выделяются три типа внутренних и шесть базовых типов внешней учебной мотивации.

Внутренняя мотивация учебной деятельности состоит из трех типов мотивов - познавательных мотивов, мотивов достижения и саморазвития. Их источником соответственно выступают базовые человеческие потребности в познании, созидании (достижении продуктивного результата) и компетентности (мастерстве), изначально присущие всем человеческим существам.

Внешняя мотивация учения различает основные пять видов, которые подразделены на две большие подгруппы. К подгруппам относят удовлетворение и фрустрация базовых психологических потребностей. Первая подгруппа включает два типа мотивации: мотивы самоуважения за свои достижения, когда ученик побуждает доказать самому себе свою способность решить поставленную задачу, и мотивы уважения другими людьми. Вторая подгруппа включает три типа мотивов:

Мотивы, основанные на выборе требований на выполнение деятельности за счет чувства вины и стыда перед самим собою и окружающими людьми

Мотивы подчинения требованиям

Мотивы преодоления фрустрации потребности в принятии (например, ответ на поведение родителей, стремящихся побудить ребенка не получать плохих отметок).

Следовательно, начиная с младшего школьного возраста под воздействием методов обучения, применяемые педагогом, начинают выделяться внешние мотивы, не обладающие ничего общего с мотивами обучения. К таким мотивам относятся учеба ради отметки и боязнь наказания, отрицательно влияющие на мышление ребенка.

У большинства младших школьников мотивацией является безграничное доверие к взрослым, подражание, подчинение, выполнение требований учителей. М отивация учебной деятельности настолько сильна, что дети не всегда понимают, с какой целью надо делать то, что им велит педагог: раз велел, значит, нужно. Даже унылую и напрасную работу они выполняют основательно, так как полученные задания кажутся им значимыми. Дети такого возраста целиком признают авторитет взрослого человека, практически бесспорно принимают его оценки. Младший школьник в основном лишь повторяет то, что говорит взрослый. Это напрямую касается самооценки учащегося, зависящей от характера отметок, даваемых учителем ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У детей младшего школьного возраста различают самооценки следующих типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Следующей мотивацией в учебной деятельности является сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая младшему школьнику добиваться ее. Сознательный контроль собственных действий в младшем школьном возрасте выявляется в тех случаях, когда ребята играют или создают что-либо своими руками, когда часами занимаются интересным и любимым делом.

Также к мотивации школьников относится чувство долга и ответственности. Согласно исследованиям, в начальной школе увеличивается количество детей, мотивированных чувством долга, и, наоборот, существенно снижается (с 25% до 5%) число тех, кто учится из-за интереса.

В пособии для учителя Марковой А.К. было выделено несколько групп учащихся.

Первая группа включала в себе школьников с непостоянной успеваемостью, которая состояла от двоек до пятерок, но тройки в ней преобладали. Такие школьники относились к неустойчивому психологическому типу, неадекватно оценивали обстоятельства своей жизни, свои возможности и были не подготовлены к обучению. Но, тем не менее, их нельзя было отнести к интеллектуально пассивным, так как они могут временно достигать успеха в работе в незаинтересованном деле при наличии стимулов (например, при подготовке к экзамену). В целом эти школьники общительны, жизнерадостны, имеют друзей [21].

Ученики второй группы по успеваемости принадлежат к средним (средний балл от 3,5 до 4), они имеют изредка 5, но доминируют 4 и 3. У этих школьников достаточно четко определились профессиональные интересы. Они показывают большую инициативность в школьных делах, образуя актив школы, умеют организовать свою работу, отличаются ответственностью и дисциплинированностью, подготовлены к жизненному самоопределению, довольно трезво оценивают свои возможности и прилагают усилия, чтобы определить свой жизненный путь [21].

Третья группа состоит из круглых отличников и устойчивых средников (у них совсем не было 3). Несмотря на неплохую успеваемость, некоторые учащиеся данной группы показывают слабохарактерность, неумение к устойчивому жизненному самоопределению в соответствии со своими предрасположенностями, к независимому принятию заключений. Таким образом, слабоуспевающий ученик имеет возможность в ответственной ситуации показать целенаправленность, а отлично успевающий школьник - проявить неподготовленность к решению актуальных вопросов [21].

Мотивация может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Первая стадия - возникновение потребностей. Школьник, начинает чувствовать, что ему чего-то не хватает и требует от человека, чтобы он нашел возможность предпринять шаги для устранения потребности. Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Школьник начинает искать возможности устранить и подавить потребность. Третья стадия - определение целей действия. Ученик фиксирует план решения проблемы, чтобы устранить потребность. Четвертая стадия - осуществление действия. Школьник прилагает усилия, чтобы осуществить действия, которые должны привести его к устранению потребности. На этой стадии может происходить корректировка целей. Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. На данной стадии определяется насколько выполнение действий дало желаемый результат. В результате происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации. Шестая стадия - устранение потребности. Если устранение потребности вызывает ослабление мотивации деятельности школьника, то он прекращает деятельность до возникновения новой потребности. Если же устранение потребности вызывает усиление мотивации, то школьник продолжает искать возможности по устранению потребности.

1.2 Условия развития мотивации достижения успеха

На развитие мотивации достижения успеха младших школьников воздействует большое число внешних условий. Немаловажно для педагога понимать данные условия, какое воздействие они оказывают на формирование мотивации ребенка.

Первым условием является содержание задачи или характер самой деятельности. Наиболее сильное желание к достижению успеха возникает, если деятельность обладает новизной. Заинтересованность к новым задачам сильно выражается у мальчиков. У девочек же замечают высокую мотивацию и при повторном решении задач. Также к повторам стремятся школьники с мотивом избегания неудачи. Удачное выполнение ранее знакомого задания дает им возможность снова пережить положительные эмоции и вследствие этому получить уверенность в своих силах, что хорошо влияет на уровень мотивации достижения.

Важно соблюдать условие соотношения между сложностью задачи и силой мотива достижений. Уровень сложности задачи оценивается в соответствии способностям школьника, средствам и времени для решения.

На заинтересованность к задаче и стремление к достижению успеха влияет оценка собственных способностей. Мотивация растет от высокой самооценки ребенка и оценки значимых для него людей. Такой человек более уверенно принимается за выполнение задачи и проявляет наибольшее желание к достижению успеха. Очень важно, чтобы учитель вселял уверенность в своих учащихся, обеспечивал им поддержку.

Существуют некоторые правила для придания учащемуся уверенности в себе:

Задачи для учащихся должны быть посильными и не требовать приложения сверх усилий.

Деятельность должна быть увлекательной и соответствовать уровню притязаний школьников.

В работе должны присутствовать задачи разной степени сложности.

В задачах должна присутствовать степень новизны.

Дети со слабой мотивацией должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.

Вторым условием для развития мотивации достижения успеха является присутствие способности для проявления школьниками самостоятельности. Самостоятельность может выражаться при постановке учебной задачи, формировании новых познаний, их отработке и на стадии самоконтроля.

Также одним из условий является личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей. Чем выше у родителей заинтересованность в дела ребенка, тем выше потребность у ребенка в достижении успеха.

Чтобы сформировать уверенность и мотивацию достижения учителю особенно важно:

Создать доверительные отношения между учеником и учителем.

Интересоваться успехами детей.

Видеть неповторимость каждого учащегося

Мотивировать ученика, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы.

Сделать понятной и определенной работу для учеников.

Обеспечивать у учеников чувство продвижения вперед, переживание успеха в деятельности.

Эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер. В младшем школьном возрасте происходит усиление осознанности и сдержанности в проявлениях эмоций, наблюдается рост устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их (в этом обнаруживается характерная черта возраста - формирование произвольности психических процессов). Девочки более эмоционально нестабильны, более раздражительны, напряжены и фрустрированы. Мальчики более сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, что подтверждается исследованиями Г. М. Бреслава и Б.И.Хасана.

Г.И. Щукина считает познавательный интерес одним из важных мотивов достижения успехов в учении, взаимодействующего с другими мотивами. Как отмечает Г.И. Щукина, первоначально познавательные интересы у младших школьников возникают вне коллективных связей, далее они выражаются в дальнейшем углублении их содержания, направленности, стойкости, осознанности и действенности, и на них в дальнейшем начинают оказывать существенное влияние коллективные отношения.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Методика исследования мотивации достижения успеха у младших школьников.

Ситуация 2. Столкновение мотива достижения, стремления работать самостоятельно и стремления получать помощь взрослого. Детям были предложены на выбор Задача 1 и Задача 2, одинаковые по трудности. Если ребенок выберет Задачу 1, то будет решать ее самостоятельно. Если ребенок выберет Задачу 2, то может рассчитывать на помощь учителя. Отметки за решение задач не ставились.

Ситуация 3. Столкновение мотива достижения и стремления получить отметку. Детям были предложены на выбор Задача 1 и Задача 2. Задача 1 предлагалась для тех, кто хочет улучшить достигнутый уровень исполнения, попробовать выполнить более трудное задание, чем то, которое выполнялось раньше. Отметка за решение Задачи 1 не ставилась. Задача 2 предлагалась для тех, кто хочет решить точно такую же задачу, которую только что решали. За решение этой задачи ставилась отметка.

Ситуация 4. Столкновение мотива достижения и нежелания преодолевать трудности. Ученики начинают решать задачу, в это время звенит звонок с урока. Учитель предлагает либо выйти на перемену, либо продолжить решить задачу до конца.

Ситуация 5. Столкновение мотива достижения и стремления выполнить привычную деятельность. Учитель предлагает для решения Задачу 1 и Задачу 2. Задача 1 знакома детям, и дети умеют ее решать. Задача 2 детям не знакома, и дети еще такую задачу не решали. Отметки за решение задач не ставились.

Ситуация 6. Столкновение мотива достижения и нежелания рисковать. Учитель предлагает для решения Задачу 1 и Задачу 2. Задача 1 считается легкой для ребят. Задача 2 - трудной.

Ситуация 7. Столкновение мотива достижения и стремления уклоняться от деятельности. Дети решают задачу. После ее выполнения учитель предлагает либо решить задачу другим способом, либо заняться своими делами.

Школьникам было предложено выбрать одно из двух задач. Мотивация достижения в учебной деятельности проявлялась у детей, которые предпочитают учебу игре и отдыху, самостоятельную работу - работе с помощью учителя, трудные незнакомые задания - заданиям уже знакомым и легким. Одни дети проявляют мотив достижения, а другие - нет, т.е. не во всех ситуациях мотив достижения проявляется в большей степени.

Рассмотрим таблицу проявления реальных мотивов достижения в ситуациях столкновения мотивов, исходя из результатов Приложения 1:

Читайте также: