Москва глинка краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах. Исполинскою рукою Ты, как хартия, развит И над малою рекою Стал велик и знаменит! На твоих церквах старинных Вырастают дерева; Глаз не схватит улиц длинных.. Это матушка-Москва! Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря? Кто собьет златую шапку У Ивана-звонаря. Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернет? Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот?! Ты не гнула крепкой выи В бедовой своей судьбе, Разве пасынки России Не поклонятся тебе. Ты, как мученик, горела, Белокаменная! И река в тебе кипела Бурнопламенная! И под пеплом ты лежала Полоненною, И из пепла ты восстала Неизменною. Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град сердечный, Коренной России град!

Рассказчик услышал эти истории на морском берегу в Бессарабии, от старухи Изергиль. Взошла луна, и по степи пошли тени от пробегающих облаков. Старуха сказала, что видит Ларру, который превратился в тень, и поведала эту сказку.

Потом подруга познакомила её с кудрявым, рыжим гуцулом. Был он иногда ласков и печален, а порой, как зверь, ревел и дрался. Она ушла к гуцулу, а рыбак долго горевал и плакал о ней. Потом он примкнул к гуцулам и завёл себе другую. Они уже хотели уходить в Карпаты, да зашли в гости к одному румыну. Там их и схватили, а после — повесили. Румыну отомстили: хутор сожгли, и он стал нищим. Рассказчик догадался, что это сделала Изергиль, но на его вопрос старуха уклончиво ответила, что не она одна хотела отомстить.

Потом Изергиль вспомнила, как любила турка. Была у него в гареме в Скутари. Целую неделю жила, а потом начала скучать. У турка был шестнадцатилетний сын, с ним Изергиль и убежала из гарема в Болгарию. Там ревнивая болгарка ранила её ножом. Лечилась Изергиль в женском монастыре, откуда ушла в Польшу, прихватив молоденького монашка. На вопрос собеседника, что стало с юным турчонком, с которым она убежала из гарема, Изергиль ответила, что он умер от тоски по дому или от любви.


Произведение относится к жанру гражданской лирики (уместно назвать также оду и гимн), по размеру — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой. Лирический герой — сам поэт.

Лексика возвышенная, торжественная, много восклицаний и риторических вопросов, обращений к столице: город чудный, город древний, кто Царь-колокол подымет? Это матушка Москва!

Он адресуется и к непокорным окраинам империи: пасынки России поклонятся. В 6 строфе вопросительный знак соседствует с восклицательным, чтобы подчеркнуть невозможность даже для гордеца не смириться: у святых в Кремле ворот?! Сравнение: как мученик. Ф. Глинка употребляет обе формы слова: город и град. Повторы: кто. Упоминаются семь холмов, на которых стоит великий город. Поэт желает процветания Москве и России.

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах.

Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка Москва!

Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря.

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

Ты не гнула крепкой выи
В бедовой твоей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе.

Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною.

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Произведение относится к жанру гражданской лирики (уместно назвать также оду и гимн), по размеру — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой. Лирический герой — сам поэт.

Лексика возвышенная, торжественная, много восклицаний и риторических вопросов, обращений к столице: город чудный, город древний, кто Царь-колокол подымет? Это матушка Москва!

Он адресуется и к непокорным окраинам империи: пасынки России поклонятся. В 6 строфе вопросительный знак соседствует с восклицательным, чтобы подчеркнуть невозможность даже для гордеца не смириться: у святых в Кремле ворот?! Сравнение: как мученик. Ф. Глинка употребляет обе формы слова: город и град. Повторы: кто. Упоминаются семь холмов, на которых стоит великий город. Поэт желает процветания Москве и России.

Федор Николаевич Глинка (1786 – 1880) – выдающийся человек своего времени. Военный и литератор, он пользовался большой известностью в Москве, да и во всей России. Близкий идеям декабризма, Глинка всю свою жизнь проповедовал идеи Добра, Справедливости, Нравственности, Веры.

Будучи человеком военным, Глинка прошел почти все воины, выпавшие на долю его поколения. В них закалялся его характер, а вместе с тем утверждалась мысль о величии России, о богоизбранности Родины.
Самым известным произведением Глинки является его стихотворение “Москва”

(1840). Его можно назвать одним из лучших образцов патриотической лирики, созданных русскими поэтами.
В стихотворении Глинки Москва предстает перед нами величественным и древним городом, истинным воплощением русского характера, русского народа. Первое четверостишие, играющее роль вступления, раскрывает нам Москву как большой и старинный город, “город контрастов”. Он вмещает в себя и роскошные дворцы, и купеческие посады, и деревни.

Глинка показывает, что в этом городе живут самые разные люди, от знатных вельмож до простых крестьян.
В первой части стихотворения герой восхищается красотой

Москвы. Он как бы смотрит на нее сверху, и пейзаж, который ему открывается, захватывает дух:
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах.
Лирический герой гордится Москвой. По его мнению, это великий город, обладающий мощным духом, огромной энергий, которые позволили ему “и над малою рекою стать” великим и знаменитым. В этой части раскрывается, что же создает и поддерживает силу города.

По мнению Глинки, это русский народ, его талант и мощь. Недаром автор приводит истинно народное название Москвы – “матушка Москва!”
Эта часть наполнена тропами. Это и эпитеты (“исполинская рука”), и метафоры (“исполинскою рукою развит”). Также здесь присутствует сравнение: “как хартия, развит” и гипербола: “Глаз не схватит улиц длинных”.
Вся сила и одаренность русского народа воплотились в Москве. В третьей части герой описывает ее достопримечательности, даже названия которых говорят о непобедимости этого русского города: “холм Кремля-богатыря”, “златая шапка Ивана-звонаря?”, “Царь-колокол”, “Царь-пушка”, “святые в Кремле ворота”. Интересно, что в этом ряду указаны и ворота Кремля, которые ведут в храм Василия Блаженного.

По мнению Глинки, Москва сильна и своей святой христианской верой.
Вторая часть стихотворения наполнена эпитетами, превозносящими Москву: “Кремль-богатырь”, “златая шапка”, “святые ворота”. Кроме того, эта часть произведения насыщена метафорами: “Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря?”, “Кто собьет златую шапку У Ивана-звонаря?”
Автор наполняет эту часть риторическими вопросами, подчеркивающими силу и могущество города.
Следующая, третья, часть стихотворения рассказывает о многострадальной истории Москвы. Глинка подчеркивает, что никогда, несмотря на все беды, выпавшие на его долю, этот город не унизился перед врагом:
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой твоей судьбе…
Далее следует перечисления бедствий, происходивших в Москве: нашествие Наполеона, сильнейший пожар… Но из всех бед Москва выходила “неизменною”. Лирический герой сочувствует своему любимому городу, считает его святым.

Поэтому в стихотворении появляются следующие тропы: “как мученик, горела” (сравнение), “бурнопламенная река” (эпитет), “из пепла ты восстала” (метафора). Кроме того, здесь автор использует древнерусскую лексику (“Ты не гнула крепкой выи”), чтобы подчеркнуть крепкие корни, огромную историю и русскую душу этого города.
В этой части меняется ритм стихотворения, его размер. Здесь он напоминает народные песни, плачи: “И под пеплом ты лежала Полоненною”.
В финальной части ритм стихотворения выравнивается, потому что автор верит в непобедимость и славу Москвы. Заканчивается стихотворение пламенными строками:
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Из финального четверостишия мы понимаем, что для Глинки Москва – это воплощение России. России настоящей, “коренной”, народной. Москва является символом непобедимости и святости нашей страны, у которой свой, особый, избранный путь.

Автор всем сердцем желает ей процветания и вечной славы, величия.
Это четверостишие, впрочем, как и все стихотворение, эмоционально насыщено, поэтому оно наполнено восклицаниями и обращениями, содержащими большое количество эпитетов.
Стихотворение Ф. Н. Глинки “Москва” является гимном Москвы и России, наполненным любовью и гордостью, восхищением и благоговением.

Читайте также: