Мониторинг в доу по фгос

Обновлено: 05.07.2024

На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации. В конце учебного года перед педагогами встает задача, как оценить достижения дошкольников, на что обратить внимание, а главное — на какие критерии ориентироваться.

Регламентируемые документы педагогической диагностики:

-Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт

-Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования – статья 3.2.3.

Разберем, как же все-таки, проводить диагностику детей в дошкольном учреждении и нужно это делать или нет? При внимательном прочтении пункта 4.3. ФГОС ДО мы видим, что в его содержании не идет речь о проведении мониторинга: «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной Программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга) с целью определения динамики индивидуального профиля развития ребенка и оптимизации работы с группой детей. Т. е. данное положение не означает запрет на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками.

Очевидно, что полный отказ от проведения мониторинга не возможен с профессиональной точки зрения.

Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга. Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации, т. е. педагогическая диагностика – основа для осуществления педагогического мониторинга. Только взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет:

  • создать банк информации;
  • подвести итоги;
  • наметить перспективу;
  • определить направление в деятельности педагогов.

Предметом диагностики является освоение ребенком Образовательной программы. Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, констатировать уровень развития воспитанников, сколько получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении.

Установлена следующая периодичность исследований –2 раза в год:

-на начало учебного года (сентябрь/октябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки учебно-воспитательного процесса по разделам программы с теми детьми, которые не могут успешно осваивать ООП ДО.

-на конец учебного года (/апрельмай) –сначала проводится итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Возможен дополнительный анализ (в январе месяце) особенностей того или иного ребенка. Обработанные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год, выведения годовых задач и основой для рабочей программы педагога. Диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима, переутомлению детей и жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга и содержанию Стандарта. Разработка инструментария педагогической диагностики, вызывает много сложностей у педагогов- практиков. Причиной тому является ожидание конкретных, доступных практических материалов с понятными комментариями, а не ссылок на методическую литературу. Программа предоставляет организации право САМОСТОЯТЕЛЬНОГО выбора инструментов педагогической диагностики. Поэтому, используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки.

В нашем ДОУ создана своя систему мониторинга. Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т. п

Рассмотрим процедуру диагностики в соответствии с ФГОС ДО.

1-ый шаг.

Диагностику учебно-воспитательного процесса проводят воспитатели, музыкальный руководитель.

Педагоги совместно со старшим воспитателем изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направления их реализации. В качестве основных методов на практическом этапе, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, используются: - наблюдение - изучение продуктов деятельности детей - несложные эксперименты - нестандартизованные беседы - диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка. Систематические наблюдения проводятсяв различные периоды пребывания в дошкольном учреждении: в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах и разных видах деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, трудовая деятельность в группе, на прогулке и пр.). Воспитатели заносят результаты обследования в таблицу или индивидуальную карту развития ребенка.

В рамках реализации ФГОС ДО содержание диагностических таблиц актуально и на сегодняшний день.Технология работы с таблицами: Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка. Мы не сравниваем результаты детей между собой, только сопоставляем индивидуальные достижения конкретного воспитанника. Однако, если значительная часть воспитанников показывает плохую картину индивидуального развития, то причиной может быть хаотичная организация образовательного процесса. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для ведения учета результатов освоения детьми ООП ДОУ. Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. Педагог на обратной стороне таблицы указывает проблемы конкретных детей по именам и критерий с низким средним балом по группе с целью корректировки образовательного процесса на учебный год – в таблице виден проблемный критерий по игровой деятельности, где необходимо учить детей придерживаться игровых правил в д/и. Структура диагностики в ДОУ по ФГОС

2-ой шаг.

В результате педагоги анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий в отношении каждого ребенка, выстраивают картину индивидуальной траектории развития и оценивают единую картину в возрастной группе в целом. Делают выводы и разрабатывают своевременные коррекционные действия. В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов.

Результаты педагогической диагностики воспитатели передают старшему воспитателю:

-сводная таблица освоения содержания образовательных областей;

-аналитический отчёт по результатам педагогической диагностики за уч.год;

-аналитическую справку за уч.год .

3-ий шаг.

Старший воспитатель на основе выводов педагогов составляет общую аналитическую справку, в которой выявляются причины недостаточно высокого уровня освоения программного материала по образовательным областям, на основе полученных результатов разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса на новый учебный год, выводятся годовые задачи и составляются рабочие программы педагогов. Аналитическая справка, зачитывается на педагогическом совете. Диагностический материал хранится в методическом кабинете, выдается только на время проведения обследования. Информация, полученная в ходе педагогической диагностики с последующим ее анализом, является основой для принятия управленческих решений по повышению эффективности Образовательной программы. Без изучения динамики развития ребенка, которую обеспечивает мониторинг, реализовать ФГОС ДО невозможно!

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Группа № . . (2 младшая)

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:

Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
• педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
• педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 1

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
. И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Дети улыбаются и обнимаются

Работа с детьми требует постоянного совершенствования для выстраивания чёткой, логичной и действенной системы взаимодействия. И для этого не обойтись без мониторинга образовательной деятельности, исследующего уровень эффективности используемых методов и приёмов работы с малышами. В связи с этим педагогу важно знать все теоретические основы анализа учебно-воспитательного процесса и нюансы его осуществления на практике.

Мониторинг: что это и для чего?

В методической литературе довольно часто понятия мониторинг и диагностика отождествляются. По большому счёту, эти очень близкие термины, но для разговора о сути одного из них всё же важно разграничить, что есть что.

Это интересно. Педагогическая система включает в себя деятельность педагогов, детей, методику, средства и приёмы осуществления рабочей программы.

Педагог показывает детям открытую книгу

Мониторинг — это своего рода отчёт о результатах проделанной методической работе педагога

Педагогическая диагностика — практика оценивания уровня знаний, показателей сформированности умений и навыков у воспитанников по разным направлениям образовательной деятельности (речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-творческое развитие).

Цели и задачи организации мониторинга

Миссия мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на основании нормативных документов, определяющих стратегию работы государственной педагогической системы, и заключается в:

Дети сидят за столом, один облизывает ложку

Методы и приёмы в работе подбираются под возраст малышей и уровень развития интегративных качеств у них

Задачами мониторинга по ФГОС является:

  • выявление комплекса показателей для обеспечения цельного представления об объекте (о ребёнке) относительно качественных изменений;
  • составление алгоритма сбора, анализа и хранения информации;
  • обобщение материалов, полученных для анализа состояния и развития детей;
  • обеспечение проведения анализа для составления прогноза относительно индивидуального развития детей;
  • мотивация на повышение профессионального уровня педкадров (успехи и неудачи малышей в работе над программой по разным направлениям учебно-воспитательного процесса на 70% зависят от методической грамотности педагога в изложении программного материала).

Объекты и субъекты педмониторинга

Объектом осуществления мониторинга, то есть тем, кто подвергается анализу, являются дети. К мониторинговым субъектам, то есть тем, кто участвует в организации анализа и влияет на его результаты, относятся:

  • воспитатели;
  • узкие специалисты ДОУ (логопед, психолог, муз руководитель, хореограф, инструктор по физвоспитанию);
  • семьи воспитанников.

Кто проводит мониторинг

Анализ психолого-педагогической деятельности проводит специально организованная группа специалистов ДОУ, куда входят:

  • завуч по учебно-воспитательной работе детского сада;
  • воспитатели всех групп;
  • психолог;
  • логопед.

Групповое фото детей с воспитателями

Мониторинг организуется специалистами из разных областей взаимодействия с малышами

Семь принципов составления мониторинга

При организации мониторинга педагоги руководствуются семью принципами составления анализа.

  1. Полученная информация должна отражать реальное положение вещей. Поэтому, например, при прохождении тестов нельзя малышам подсказывать, участие педагога ограничивается только объяснением задания.
  2. Сравнивать данные можно только индивидуально по каждому объекту в рамках одного и того же аспекта анализа. Например, уровень познавательного развития у Вани К. в средней и старшей группах, а не в сравнении с результатами Маши А. в этих областях.
  3. Средства мониторинга должны соответствовать его целям и задачам. Например, в список заданий для мониторинга физического развития не нужно включать задачи на логику, а в перечне вопросов для исследования показателей речевого развития не должно быть заданий на создание рисунков.
  4. Расшифровка полученных данных должна давать базу для прогноза будущего состояния объекта изучения. Поэтому для проведения мониторинга следует пользоваться материалами, подготовленными и одобренными специалистами разных направлений работы с детьми (психологами, логопедами и др.).
  5. Сведения, полученные при анализе, должны быть объективными, поэтому проведение мониторинга нужно организовывать в соответствии с возрастом детей.
  6. Все этапы мониторинга должны быть обязательно выполнены.
  7. Методы сбора материалов должны соответствовать целям мониторинга. Так, если цель определение уровня художественно-творческого развития, то обязательным методом является анализ рисунков, поделок и аппликаций.

Дети на полу с большими мячами

Мониторинг позволяет увидеть результаты педагогического взаимодействия с детьми

Классификация видов мониторинга

Существует несколько классификации видов мониторинга, каждый из которых определяет эффективность той или иной стороны организации процесса образования в ДОУ:

  • по охвату образовательных целей — стратегический, тактический, оперативный;
  • по стадии обучения — входной/отборочный, учебный/промежуточный;
  • по времени — ретроспективный, прогностический, текущий;
  • по частоте проведения — одноразовый, периодический, регулярный;
  • по степени охвата группы воспитанников — локальный, выборочный, общий;
  • по форме организации — индивидуальный, групповой, фронтальный;
  • по виду педагогических отношений — социальный, взаимоконтроль, самоанализ;
  • по подборке инструментов для анализа — стандартизированный, нестандартный, матричный.

На практике для составления объективной картины представлений об уровне развития малышей в детском саду применяется четыре вида мониторинга:

  • ежедневный (текущий), который проводится педагогом каждый день и позволяет оценить достижения малышей или выявить недостатки в освоении ими образовательного материала;
  • интервальный (промежуточный), позволяющий оценить текущий (!) уровень развития по образовательным областям на каждом возрастном этапе (организуется каждый год в мае);
  • итоговый, определяющий итоговую (!) оценку уровня развития по учебно-воспитательным направлениям и выявления начальной готовности малыша к следующему этапу образования (например, к обучению в школе для старшей и подготовительной групп);
  • самоанализ (вид мониторинга для повышения уровня педмастерства).

Наиболее полную картину уровня качества образовательного процесса даёт итоговый мониторинг.

Это интересно. Исследование уровня развития детей старшей группы (5–6 лет) следует проводить в октябре и мае текущего года, а также в октябре и марте того года, который предшествует поступлению в первый класс.

Девочка пишет в тетради

Итоговый мониторинг позволяет увидеть целостную картину динамики развития ребёнка

Два уровня подготовки мониторинга

Оценка психолого-педагогического уровня организации мониторинга предполагает две ступени его проведения:

  • наблюдение педагогом за детьми (эта ступень считается низкоформализованной, в некоторой степени субъективной);
  • организация специальной диагностики (тестов, подготовки проектов и пр.), которую осуществляет узкий специалист.

Методы сбора информации для мониторинга

Для любого вида мониторинга педагог подбирает те методы его организации, которые помогут получить наиболее полную информацию:

Как фиксировать результат

Для записи результатов мониторинга применяют:

  • тетрадь индивидуальных встреч, куда фиксируются тезисы бесед с родителями, а также ситуативных разговоров с малышами по отдельности и в группе;
  • карту здоровья (отчёты по результатам осмотров, проведению прививок, а также фиксации физических показателей, таких, как вес, рост);
  • карту диагностики (аналитическую карту), то есть список заданий для мониторинга по образовательным областям, а также описание системы оценивания;
  • карту готовности ребёнка к школе (также сборник тестов, но опирающийся на задания для выявления познавательной, физической и эмоциональной зрелости для начала обучения в школе).

Дети сидят в палатке в виде автобуса

Игры явлюятся инструментом порведения мониторинга

Как проводить мониторинг в ДОУ

Согласно требованиям к проведению мониторинга, его содержание должно соответствовать целям и задачам исследования, то есть конкретизироваться в зависимости от рассматриваемого аспекта образовательного процесса (например, изучение уровня знаний или определение уровня сформированности самостоятельности). Однако при этом алгоритм организации мониторинга будет единым.

На сегодняшний день проблема мониторинга развития остается одной из ключевых в каждом дошкольном учреждении. Оценка достижений воспитанников в учебной деятельности, отслеживание физических показателей, выявление возможных проблем – все это является непременной составляющей педагогического процесса в детском саду.

Мониторинг развития ребенка в ДОУ регламентируется двумя основными документами:

  • Федеральный закон об образовании – глава вторая, ст. 11, п. 3;
  • ФГОС – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования – статья 3.2.3.

Мониторинг развития детей по ФГОС не является строго обязательным, однако отказ от него невозможен, поскольку без мониторинга не могут быть эффективны образовательные программы дошкольных учреждений. ФГОС указывает на возможность проведения оценки индивидуального развития воспитанников для достижения таких целей, как оптимизация работы по всему ДОУ, по каждой группе и с каждым ребенком в отдельности.

На то, как важно осуществлять мониторинг развития ребенка, также указывают авторы широко распространенных образовательных программ (ООП) дошкольного обучения: Н. Е. Веракса, Н. М. Крылова, Л. А. Парамонова. В образовательной программе каждого детского сада указаны, в том числе, планируемые цели по каждому этапу и промежуточные результаты. Мониторинг развития детей в ДОУ позволяет отслеживать реально достигнутые показатели и сопоставлять их с запланированными целями.

Процедура мониторинга в ДОУ

Мониторинг – это комплексное исследование, позволяющее оценить следующие параметры:

  • освоение детьми основных элементов образовательной программы (познавательная сфера);
  • физическое развитие каждого ребенка;
  • уровень развития художественно-эстетических навыков;
  • социально-коммуникативные навыки воспитанников;
  • психическое и речевое развитие;
  • индивидуальные особенности развития (как физического, так и психического);
  • наличие отрицательных тенденций развития или отсутствие динамики, прогресса.

Инструментарий и система мониторинга строго не регламентированы, поэтому каждый детский сад может самостоятельно выбирать подходящие методики и разработки. Однако к каждой программе мониторинга развития ребенка в образовательном процессе предъявляются конкретные требования:

  • программа должна включать только те методы, которые не влекут за собой нарушение режима дня;
  • все используемые методики должны быть просты, понятны и безопасны, не доставлять детям дискомфорта;
  • запрещено использовать методы, связанные с высоким риском развития стрессовой для ребенка ситуации.

Мониторинг динамики развития ребенка проводится педагогами ДОУ совместно с узкими специалистами: руководителем по физической подготовке, музработником, психологом, медперсоналом. Среди основных методов используются: наблюдение за детьми, изучение их рисунков, поделок и т.п., свободные беседы. Систематические наблюдения должны выполняться во время различных занятий: обучения, игр, прогулок, принятия пищи и т.д. Результаты заносятся в специальные таблицы и в индивидуальные карты развития.

Работа с таблицами

Широко распространенным инструментом для отслеживания развития детей в ДОУ являются таблицы Веракса. Мониторинг развития детей по Веракса предполагает заполнение таблиц, в которых указываются:

  • ФИО воспитанника,
  • изучаемый параметр и количество баллов по нему.

Набранные баллы суммируются, высчитывается итоговый показатель и среднее значение. Нормативными принято считать средние показатели более 3,8. На наличие проблем в развитии и освоении дошкольной программы указывает диапазон баллов: 2,3-3,7. Средний балл ниже 2,3 сигнализирует о значительном несоответствии развития конкретного воспитанника его возрасту.

Обнаруженные проблемы могут говорить как об индивидуальных проблемах, так и о некорректной организации учебного процесса в целом. Второй вариант вероятен, если значительная часть детей демонстрирует низкий средний балл.

Диагностические карты

Индивидуальные диагностические карты оформляются на каждого ребенка и отражают динамику его развития за время пребывания в ДОУ. Мониторинг оценки индивидуального развития детей позволяет составить объемную и точную характеристику каждого воспитанника, учесть все достижения и обратить внимание на проблемные области.

Для педагога такая карта является руководством к действию по работе с конкретными детьми, по выстраиванию индивидуальных траекторий развития для каждого ребенка с учетом его особенностей, по выбору возможных коррекционных методик.

В диагностической карте также указываются навыки, которые ребенок должен освоить на каждом этапе развития, и отмечаются достигнутые результаты.

Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста, проводимый с использованием сбалансированных методов, предупреждает стрессы и переутомление детей и не нарушает воспитательный процесс. Для младших групп применяются методы, направленные преимущественно на оценку нервно-психического развития малышей. В подготовительных группах упор делается на освоение дошкольниками основной образовательной программы и интегративные качества.

Регулярно проводимый мониторинг качеств развития ребенка позволяет получить полную картину реализации образовательной программы, выявить качество педагогического процесса, определить перспективы работы по ДОУ в целом и с конкретными детьми. Наиболее значимой в данной процедуре является возможность своевременного отслеживания проблемных точек и грамотная корректировка ООП для предупреждения возникновения более серьезных пробелов в развитии детей.

Как автоматизировать процесс мониторинга?

Читайте также: