Мониторинг социализации детей с овз в доу

Обновлено: 04.07.2024

В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе и детей-инвалидов.

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие этим детям вести полноценную жизнь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Виды ОВЗ

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов.

1) Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2) Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3) Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4) Изменения статодинамической функции.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

  • Дети, с нарушениями: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речевыми дисфункциями (разные степени);
  • интеллекта;
  • задержкой психического развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Отдельная категория - дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада, поскольку процесс взаимного приспособления очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Мы можем выделить следующие направления работы специалистов дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ:

  • Социализация в ДОУ
  • Сенсорное развитие.
  • Моторное развитие.
  • Развитие речи и коммуникации.
  • Развитие познавательной деятельности.
  • Развитие игровой деятельности.
  • Формирование бытовых навыков.
  • Взаимодействие с родителями.

Рассмотрим некоторые наиболее важные элементы этой деятельности:

Социализация в ДОУ

Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

Этапы социализации:

- Адаптация ребёнка в ДОУ. Основная задача этого этапа - создание у ребенка положительной установки на посещение детского сада и активное включение его в коррекционно- развивающий процесс.

- Взаимодействие детей в рамках группы. На этом этапе ребёнок овладевает первоначальными навыками общения, игры.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую воспитателю необходимо ставить перед собой, - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Эта же задача решается воспитателем и в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Воспитателю необходимо предусмотреть увеличение времени , отводимого на режимные моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию(дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики, звуковые эффекты и музыка).

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. и напрямую связано с развитием органов чувств и их взаимодействием.

Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным количеством стимулов, нарушением восприятия и оценки этих стимулов. Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для приема и переработки сенсорной информации и, фиксации на сенсорных стимулах в ущерб другим видам деятельности, наличии трудностей в обобщении, хранении и отображении сенсорного опыта в речи. Преодолевается сенсорный дефицит использованием сенсорного материала, сенсорных игр, расширением практической деятельности.

Моторное развитие

Моторика - это двигательные функции всего организма. Под моторикой понимают движения, которые выполняют определенные задачи и сопровождаются последовательностью действий. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества. Развитие крупной моторики проходит по общему шаблону в определённом порядке у всех людей, являясь основой в деятельности ребенка, на которую накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

У детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений. Движения детей могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными и механическими, с отсутствием пластичности. Наблюдается нарушение развитие крупной моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы, встречается двуручная деятельность. Нарушение мелкой моторики отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и др.

Соответственно при плантровании работы с детьми с ОВЗ необходимо уделить внимание моторному развитию. Полезными будут различные упражнения, игры на развитие проприоцепции (способность чувствовать положение тела, положение мышц, даже не используя зрение), которая, в свою очередь, связана с развитием координации и равновесия.

Мигель Л.А.считает, что:

Развитие познавательной деятельности

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

У детей с ОВЗ часто встречаются недоразвитие способности к восприятию и переработке информации, Это проявляется в необходимости более длительного времени для этих процессов. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.; мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое Часто встречаются недостаточность знаний об окружающем мире, недостаточно сформированы пространственные представления. Дети часто не могут установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое, ..

Развитие коммуникации и речи

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида: нарушение звукопроизношения, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха.

Григоренко Н.Ю. отмечает, что: «следует особо акцентировать внимание:

Игровая деятельность

Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление.

Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.

Игровые действия развиваются в два этапа: ознакомительный и отобразительный. Также воспитатель знакомит детей с функцией замещения игрушки предметом. В старшей дошкольном возрасте у детей с ОВЗ часто присутствует только предметная игра, поэтому воспитатель ставит перед собой задачу усложнения игровых действий, и затем обучения ребенка сюжетной игре, а затем сюжетно-ролевой игре.

В процессе взаимодействия со сверстниками у детей с ОВЗ чаще всего наблюдается параллельная игра. В парной игре дети взаимодействуют со сверстниками через предмет, используют партнера по игре как объект, показывают отдельные игровые действия. Часто детям с ОВЗ сложно ощущать себя в коллективе. Перед педагогом стоит сложная задача вовлечь такого ребенка в сюжетно-ролевые игры с другими детьми и общеколлективные игры.

Вся работа по развитию индивидуальных способностей ведется постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в коллективные игры

Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками

Нарушения двигательного, эмоционального, познавательного развития часто приводят у детей с ОВЗ к возникновению трудностей в овладении навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков. Часто неразвиты навыки пользования горшком, самостоятельно есть, одевания, общегигиеническими навыками, культуры поведения. В процессе овладения этих навыков важно тренировать их как в повседневной жизни, так и играх и упражнениях. Постепенно помощь воспитателя, или родителя уменьшается, и ребенок овладевает самостоятельным выполнением различных действий. Необходимо стремится к осознанности детьми выполняемых действий, а также обратить внимание на формирование мотивации к овладению навыков.

Социальное развитие детей затруднено. Они часто слабо владеют нравственно-этическими нормами поведения, держат дистанцию в общении со сверстниками. Воспитателю необходимо пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций.

Учебный процесс по индивидуальным маршрутам для детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений.

Основными принципами обучения являются:

  • мотивирование к учебному процессу;
  • психологическая безопасность;
  • единство совместной деятельности; помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Также необходимо при работе с детьми учитывать, что нервная система ребят подвижна, эмоциональный фон бывает неустойчив, ребята достаточно быстро устают, поэтому необходимо в арсенале иметь игры на физическое и эмоциональное расслабление (некоторые из них мы предлагаем в Приложении 1).

Критериями эффективности социализации обучающихся с ОВЗ является динамика основных показателей обучения, воспитания и социализации обучающихся.

1. Динамика успеваемости обучающихся с ОВЗ.

2. Динамика создания образовательных условий.

3. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

4. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

5. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

1. Группа критериев, указывающих на динамику количественной и качественной успеваемости обучающихся, и создании образовательных условий.

п/п Наименование показателя Индикаторы

1. Абсолютная успеваемость.

2. Качественная успеваемость по предметам

3. Доля обучающихся, подтвердивших годовую отметку отметкой ВПР по предметам.

2. Доля обучающихся, получивших аттестат

3. Доля обучающихся, подтвердивших свои оценки на ГВЭ

4. Доля обучающихся, сдавших проекты по уровням

5. Доля обучающихся, принимавших участие во ВСоШ

6. Доля обучающихся, участвовавших в олимпиадах разной направленности

7. Доля обучающихся, реализующих дистанционное обучение

7. Доля обучающихся, принимающих участие в ученической исследовательской деятельности

8. Доля школьников, принимающих участие в научно-практических конференциях, исследовательских работах, к общему количеству школьников

9. Удовлетворение потребности обучающихся в организации урочной деятельности

2. Группа критериев, указывающих на динамику создания образовательных условий.

п/п Наименование показателя Индикаторы

10. Доля обучающихся с ОВЗ, для которых созданы специальные образовательные условия

11. Доля обучающихся, посещающих коррекционные курсы

12. Количество коррекционных курсов, предоставляемых ОО

13. Доля обучающихся с ОВЗ с положительной, неустойчивой, неизменяемой, отрицательной динамикой развития

14. Количество заседаний ППк ОО

15. Количество, проведенных обследований

16. Количество, выданных рекомендаций

17. Удовлетворение потребности обучающихся и родителей в создании специальных условий

3. Группа критериев, указывающих на динамику развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

п/п Наименование показателя Индикаторы

4. Процент охвата обучающихся дополнительным образованием

3. Удовлетворение потребности обучающихся в организации

4. Доля школьников, принимающих активное участие в работе

историко-патриотических объединений и т. п.

5. Доля школьников, принимающих активное участие в работе

музыкальных и художественно-театральных объединениях (от общего количества школьников)

6. Доля школьников, принимающих активное участие в работе

детских общественных объединений и органов ученического самоуправления, к общему количеству школьников

8. Доля школьников, принимающих участие в волонтерских

объединения, благотворительных акциях, к общему количеству

8. Доля школьников, реализующих социальные проекты в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами, к общему количеству обучающихся

9. Доля школьников, принимающих участие в реализации

программы по формированию культуры здорового образа

жизни, к общему количеству

18. Доля подростков, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, к общему количеству школьников

10. Доля школьников, посещающих школьные

спортивные клубы и секции, к общему количеству

11. Доля школьников, совершивших правонарушения и стоящих на учете, по отношению к общему количеству школьников

12. Доля подростков, принимающих участие в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма, по отношению к общему количеству школьников

Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся предлагаются критерии оценки уровней их сформированности, условно представленные как: Знания – Опыт деятельности – Умения.

Уровни сформированности результатов воспитания и социализации обучающихся.

Первый уровень указывает на наличие знаний, обозначенных в Программе; понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества; способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности; понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.

Второй уровень предполагает, что обучающийся ясно осознает, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми; осваивает определённый социальный и культурный опыт и базовые национальные ценности своего народа в культурных и социальных практиках в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации; способен оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье,

Третий уровень свидетельствует о том, что у подростка сформированы потребности к саморазвитию и совершенствованию; реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды;

умения оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали; определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны; осуществлять самоанализ собственных поступков и действий; оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;

проявлены конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности; достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.

Группы критериев, определяющих уровни воспитанности и социализации :

• Любовь к Родине, своему народу. Самоидентификация.

• Признание ценности толерантности и уникальности каждого человека. Социальные и межличностные отношения.

• Участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественнополезной деятельности;

• Соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении.

• Самопознание, самоконтроль, самосовершенствование. Активность и скромность.

• Готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;

• Здоровый и безопасный образ жизни и спорт.

• Экологическая культура и безопасность.

4. Группа критериев, указывающих на динамику (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

п/п Наименование показателя Индикаторы

1. Укомплектованность ОО педагогическими кадрами по

2. Доля педагогов, внедряющих инновационные разработки по проблемам воспитания школьников, к общему количеству педагогических работников

3. Доля педагогов, разработавших и реализующих программу развития исследовательской, творческой и конструктивной самореализации школьников, к общему количеству

4. Доля педагогов, которые разрабатывают и реализуют программы и проекты по использованию в воспитательном процессе культурного потенциала НСО, к общему количеству

6. Доля педагогических работников, повысивших

квалификацию по направлению "Воспитание школьников",

к общему количеству педагогических работников

7. Доля педагогических работников, эффективно

использующих современные воспитательные технологии (в

том числе информационно-коммуникационные технологии,

к общему количеству педагогических работников ОО

9. Доля педагогических работников, реализующих

авторские программы дополнительного образования

детей, к общему количеству педагогических работников

10. Доля педагогических работников, принимающих участие в организации и проведении научных конференций по

вопросам воспитания гражданственности и

патриотизма к общему количеству педагогических работников

11. Удовлетворенность педагогических работников ОО

качеством научно-методического сопровождения

5. Группа критериев, указывающих на динамику детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

п/п Наименование показателя Индикаторы

1. Доля семей, активно участвующих в работе ОО, к общей численности семей

2. Удовлетворенность родителей (семей) качеством работы

классных руководителей, к общему числу семей

3. Удовлетворенность родителей (семей) качеством работы

системы психолого-педагогического сопровождения

школьников, к общему числу семей

5. Доля семей, принимающих участие в организации и проведении мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов и пр.)

6. Доля семей, принимающих участие в организации и проведении спортивных мероприятиях

7. Доля семей, принимающих участие в организации и проведении фестивалей и конкурсов семейного творчества, культурно-досуговых акциях,

Изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

Причины инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся :

• несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности,

• формальное отношение со стороны преподавателей;

• неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении.

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов Аналитическая справка О результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в ЧДОУ детский сад №34 ОАО.

Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Примерная структура занятия по сказкотерапии 1 ЧАСТЬ: ВВОДНАЯ. [/b] ЦЕЛЬ: а) формирование интереса и потребности к познанию и укреплению здоровья, введение в волшебный сказочный мир.

Структура самопрезентации воспитателя

Структура самопрезентации воспитателя Самопрезентация воспитателя Самопрезентация может делиться на несколько частей. Первая – вступление. Вторая – основная часть. Третья – заключительная.

Составляем аналитическую справку мониторинга. Рекомендации воспитателям Алгоритм составления аналитической справки проведенного мониторинга: 1. Название документа, период выполнения. Например, «Аналитическая справка.

Структура портфолио Совсем недавно я аттестовалась на высшую категорию и сегодня спешу поделиться с вами структорой портфолио, которую я разработала в соответствии.


Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по организации единого интегрированного пространства для социализации воспитанников с особенностями в развитии.

Материал, представленный в статье, будет полезен педагогам образовательных организаций разного типа, работающим с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: социализация, оптимальная модель, дошкольник с ОВЗ, интегративное поле, концепция социального развития.

Детский сад, является открытым образовательным пространством, задача которого состоит в становлении универсальных социальных способностей наших воспитанников, овладение социальной культурой, нормами общения и взаимодействия с ровесниками, родителями, педагогами ДОУ с учетом специфики их индивидуальных и психофизических возможностей.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении, в неумении ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения, недоступности понимания смысла ряда культурных, нравственных и этических ценностей общества.

Многие дошкольники с ОВЗ оказываются неспособными самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть коммуникативными навыками, так как у них наблюдаются сложности в адаптации, социально-эмоциональные депривации, недостаточное или искаженное развитие произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих проявлений, повышенная тревожность, неуверенность, низкая или завышенная самооценка, безынициативность, несамостоятельность, отсутствие любознательности и активности.

Выше перечисленные особенности дошкольников с ОВЗ обуславливают актуальность данной научно-исследовательской работы.

Цель работы — создание условий для успешной социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогами ДОУ были выделены следующие задачи:

– повышение профессиональной компетентности всех участников процесса социализации;

– разработка и апробация оптимальной модели коррекционно-образовательных мероприятий как единого интегрированного поля по социализации дошкольников с ОВЗ;

– разработка системы средств диагностики и критериев оценивания уровня сформированности процесса социализации дошкольников с ОВЗ;

– обмен опытом, методическими наработками, рекомендациями для различных категорий педагогических работников по использованию в практике системы социализации дошкольников.

Объект исследования: воспитанники коррекционных групп ДОУ с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме.

Практическая значимость: создание и апробация оптимальной модели коррекционно-образовательных мероприятий, как единого интегрированного поля по социализации дошкольников с ОВЗ.

Гипотеза исследования: процесс социализации дошкольников с ОВЗ будет иметь положительную динамику, если в ДОУ будет создана эффективная модель единого интегрированного пространства.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, нормативно-правовых актов); социологические (беседы, анкетирование); педагогический эксперимент, мониторинг, анализ, обобщение и систематизация.

Опираясь на свой многолетний опыт работы, мы разработали оптимальную модель взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса для успешной социализации детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.

В своей работе опирались на общенаучные педагогические подходы:

– аксиологический подход (определение приоритетных коммуникативных, познавательных или предметно-практических ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии дошкольника с ОВЗ);

– культурологический подход (учет национальных ценностей и традиций, приобщение ребенка к основным компонентам человеческой культуры); [2]

– гуманистический подход (признание ребенка как личности, ориентация на его потребности и интересы, права и свободы, психологический комфорт);

– антропологический подход (психолого-педагогическая диагностика в определении динамики социального развития дошкольника с ОВЗ);

– полисубъектный подход (учет специфики и влияния микро- и макроокружения на ребенка с ОВЗ);

– системно-структурный подход (организация целостной педагогической системы коррекционно-развивающей и образовательной среды);

– комплексный подход (интеграция всех компонентов педагогического процесса: познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, физического);

– деятельностный подход (взаимоотношения ребенка с окружающим миром, реализация его потребностей в различных видах деятельности);

– средовой подход (организация социализирующего предметно-образовательного пространства).

C:\Users\Александр\Downloads\модель (1).jpg

Рис. 1. Модель социализации дошкольников с ОВЗ в ДОУ

В центре нашей модели стоит ребенок (дошкольник с ОВЗ), вокруг него задействованы и находятся в тесном партнерстве, взаимосвязи все субъекты социального окружения: сообщество сверстников, семья, сотрудники, социальные партнеры ДОУ.

Взаимодействие с каждой из перечисленных групп оставляет неизгладимый след в сознании ребенка и оказывает влияние на его личностное и социальное развитие.

Сотрудничество всех субъектов взаимодействия направлено на организацию единого интегрированного пространства для социализации воспитанников с ОВЗ, которое включает в себя:

– нормативно-правовое сопровождение процесса;

– консультативно-диагностическое сопровождение воспитанников и семьи;

– организацию профессиональной, педагогически целесообразной образовательной среды;

– создание комфортной, доступной, вариативной предметно-пространственной среды;

– организацию досуговой деятельности.

Результативность данной модели видим в успешной адаптации и социализации наших воспитанников в условиях детского сада, оптимизации коррекционно-развивающего поля в целом, в воспитании толерантности у всех участников образовательного процесса, повышение уровня педагогической компетентности коллектива детского сада и активного участия родителей в жизни ДОУ.

За контрольный период 2016, 2017, 2018 годы проведены три контрольных среза итогового мониторинга воспитанников коррекционных подготовительных групп ДОУ.

32 выпускника — 2016 год, 28 выпускников — 2017 год, 34 выпускника -2018 год.

Результаты представлены в диаграмме.

Результаты мониторинга интегративных качеств выпускников ДОУ за контрольный период 2016–2018 год (%)

E:\статья\1.jpg

Рис. 2. Результаты мониторинга интегративных качеств

Полученные показатели позволили сделать следующий вывод:

Доля воспитанников на этапе завершения срока пребывания в дошкольном учреждении, имеющих положительные результаты личностного и социального развития за 3 последовательных года, приблизилась к 100 %.

Полученные показатели исследования позволили нам сделать вывод, что реализация созданной модели способствует формированию интегративных качеств у детей с ОВЗ:

– у большинства выпускников коррекционных групп ДОУ повысился интерес к предметам окружающего мира, опытно-экспериментальной и проектной деятельности, используют полученную информацию в разных видах деятельности;

– от 93 % до 97 % детей имеют представления о себе, своей семье, обществе, государстве, мире и природе;

– 96 % — 98 % проявляют самостоятельность и активность в повседневной жизни;

– около 100 % воспитанников способны договариваться, распределять действия, изменять стиль общения;

– все дети с ОВЗ стали адекватнее реагировать на внешние раздражители, умеют контролировать свое поведение, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.

– 99 % дошкольников правильно понимают и определяют различные эмоциональные состояния сверстников, взрослых в реальной жизни и художественных произведениях, проявляют сострадание и заботу о близких людях и животных.

Свидетельством эффективности проводимой работы является сохранение и улучшение социальных и личностных результатов при переходе на следующий этап обучения.

Мониторинг социализации показал, что воспитанники имеют стабильно положительную динамику. Дети успешно адаптируются в новой социальной среде, постепенно учатся выстраивать стратегию самостоятельной жизни, устанавливают новые социальные контакты, демонстрируют достаточный высокий уровень готовности к самостоятельной жизнедеятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ограниченная возможность здоровья, оптимальная модель, ребенок, единое интегрированное пространство, социальное развитие, дошкольное учреждение, единое интегрированное поле, контрольный период, научно-исследовательская работа.

Ключевые слова

социализация, оптимальная модель, дошкольник с ОВЗ, интегративное поле, концепция социального развития

Похожие статьи

Интегрированное обучения дошкольников: философский.

Интегрированное обучение, направленное на развитие цельной личности детей дошкольного возраста – это продуманная во всех деталях

Проблема интегрированного обучения детей дошкольного возраста изучался в различных аспектах. В философии сложились идеи об.

К вопросу об интегрированном обучении детей.

ребенок, ограниченная возможность здоровья, интегрированное обучение, учреждение, специальное образование, сверстник, частичная интеграция, постоянная, модель интеграции, внеклассное время. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание предметно-развивающей среды для детей.

Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со

Авторы проекта видят данную ПРС как единое пространство, условно разделённых, с большим.

Особенности модели интегративной образовательной среды.

В статье рассматривается актуальный вопрос, касающийсямодернизации системы образования, а именно — разработка и внедрение модели интегрированной образовательной среды в систему работы дошкольного отделения.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей.

Проводя сравнительный анализ результатов социально-биологического анамнеза детей, поступающих в наш детский сад в группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, мы выявили тенденцию к ежегодному ухудшению состояния здоровья вновь поступающих детей.

Развитие социальной активности детей 6–7 лет.

социальная активность, образовательное пространство, дошкольное учреждение, Бабаево, социальная активность детей, ребенок, развитие, дошкольник, детский сад, экспериментальная группа детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного.

Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах.

Интеграция образовательных областей в образовательной.

дошкольный возраст, окружающий мир, дошкольное образование, программа, интегрированное обучение детей, интегрированный подход

Весь образовательный процесс в дошкольный период влияет на формирование ребенка, и представляет собой совокупность.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как.

Т. Н. Доронова Дошкольное учреждение и семья — единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных

1 Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения в условиях дошкольного образовательного учреждения

5 Заведующая - Гарифулина Г. К. Старший воспитатель – Вязникова Н.Н. Педагог-психолог – Котикова Н.В. Учитель-логопед – Маланина О.В. Музыкальный руководитель – Андреева А.Г. Медицинская сестра – Свобода Н.И. Инициативная группа

6 Цель Создание и научное обоснование модели комплексной психолого- педагогической реабилитации детей-инвалидов в условиях ДОУ

7 Задачи 1. Выявить теоретические подходы к проблеме социализации детей- инвалидов в условиях ДОУ 2. Определить критерии, показатели, уровни социализированности детей- инвалидов 3. Экспериментально проверить пути и средства успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

8 Аналитико-прогностический этап Подготовка организации эксперимента в ДОУ, обеспечение нормативно-правовой базы эксперимента, подготовка кадров, создание организационных условий для реализации проекта

10 В. Ю. Альбицкий Г. М. Андреева И. А. Камаев В. И. Кулаков Л. В. Филиппова Ч. Кули Исследователи проблемы

12 Образовательный Критерии мониторинга Индивидуально-личностный Психологический комфорт Воспитанность Социальный Интеллектуальная готовность Коммуникативные навыки Эмоциональное развитие Волевые качества Образовательный уровень Индивидуально-личностный уровень Психологический комфорт Воспитанность Социальный уровень Эмоциональное развитие Волевые качества

13 Диагностическая деятельность Медицинская – сбор первичной информации, наблюдение за общим состоянием здоровья Психологическая – анализ психического развития детей-инвалидов с использованием специальных диагностических методик Педагогическая – определение уровня усвоения детьми-инвалидами знаний, умений, навыков с учетом их индивидуальных особенностей

14 Индивидуальный маршрут развития ребенка

15 Системасопровождения Система сопровождениядетей-инвалидов Управляющий СоветЗаведующая ДОУРодительский комитет Педагогический Совет Старший воспитатель Воспитатели ПМПК Педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО, старшая медсестра, медсестра ФТО СоциумРодителиТворческая группа Детское творческое объединение МО педагогов ДОУ ВОСПИТАННИКИ

16 Игровые методы Психологические этюды Коммуникативные игры Игры по замыслу Релаксация

17 Формы работы с родителями создание информационных стендов для родителей; проведение семинаров-практикумов; встречи родителей со специалистами; родительские собрания; проведение совместных музыкальных и физкультурно-оздоровительных праздников и утренников; телефоны доверия; день открытых дверей; посещение семей на дому.

18 Анализ родительских анкет

19 Практикум для родителей

20 ВНУТРЕННИЙ ЛУЧ Полысаево 2008 ДИДАКТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП Полысаево 2008 Как у наших у ворот Программно-методический комплекс

21 Публикации в СМИ

22 Результат экспериментальной деятельности

Читайте также: