Мониторинг по нетрадиционным техникам рисования в доу

Обновлено: 07.07.2024

Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия.

С самого рождения ребенок непрерывно стремится познать мир. Всё, чем он занимается: двигается, общается, играет или ест, он делает это по-своему, творчески. Творчество является неотъемлемой частью его жизни. Ребёнок ищет каждый раз свой, индивидуальный способ получения информации и самовыражения. Рисование помогает ему в этом. Рисуя, он не только развивает мелкую моторику, но и учится думать, анализировать, сравнивать, сочинять. Уроки рисования позволяют ему гармонично развиваться

Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной

образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Однако у детей среднего дошкольного возраста еще недостаточно сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия. В связи с этим, возникла необходимость облегчить рисование с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Продолжительность: краткосрочный (сентябрь - декабрь).

Участники: воспитатели, родители, дети.

Возраст детей: дети средней группы в возрасте 4 - 5 лет.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Проблема: Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так, как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Создание предметно-развивающей среды.

Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: организован центр изо творчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, свечи, листья, ватные палочки, перья, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля, клей ПВА, пластилин.

Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

  1. Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
  2. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.
  3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. (Монотипия, печатанье листьями, рисование пальчиками, ладошками, тычкованием и др.)
  4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомер, познавательного интереса.

Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетического восприятия.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Методы реализации проекта:

Метод обследования, наглядности; словесный (беседа, рассказ, наблюдение, художественного слова, указания, пояснения);

Практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);

Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);

Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);

Мотивационный (убеждение, поощрение).

Предполагаемый результат проекта:

Познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;

Появиться интерес к разнообразным видам и способам рисования;

Организация совместной работы с детьми.

Активное участие в жизни ДОО.

Проект состоит из трёх этапов:

I. Подготовительный (сентябрь 2018 г.)

II. Основной (октябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.)

III. Заключительный (декабрь 2018 г.)

Подготовительный этап решает задачи организационного характера:

  • диагностика уровня развития творческих способностей детей;
  • определение цели и задач проекта;
  • изучение методической литературы;
  • анализ многообразия художественных техник рисования, выявление подходящих для детей среднего дошкольного возраста;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • разработка перспективного плана работы (см. Приложение 1).

Основной этап проекта предполагает совместную деятельность с детьми:

  • реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками;
  • проведение НОД, сотворчество со взрослым;
  • наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми;
  • экспериментирование с изобразительными материалами;
  • коллективное творчество;
  • выставки детских рисунков;
  • консультации для родителей.

Заключительный этап проекта:

  • (см. Приложение 2);
  • разработка методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста;
  • обобщение опыта работы по данной теме на муниципальном уровне.
  • Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Практическая значимость проекта.

1. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

2. Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе на 2017-2018 г.

Опираясь на данные обследования детей средней группы, которые продолжали знакомиться с нетрадиционными способами рисования, можно сказать что работа по данному направлению заметно улучшили показатели. У детей наблюдается интерес к рисованию в нетрадиционных техниках, они правильно пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.

Низкий уровень в начале года объясняется, чаще, всего недостаточным владением техническими навыками и умениями, восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выраженно и проявлялось только при активном побуждении взрослого.

Лишь у трех детей в октябре наблюдается низкий уровень так как дети отстают в развитии.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Не важно кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличие именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты:

  • В группе организованы выставки работ детей по нетрадиционным способам рисования;
  • У детей с формулировались устойчивые знания и практический умения по данным видам нетрадиционного рисования;
  • Развит интерес к изобразительному искусству;
  • Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.

Данный проект помог развивать в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.

Родители стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у детей среднего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

Мне как педагогу помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое, пополнить новыми материалами и пособиями. Я дальше буду продолжать эту интересную работу и внедрять новые способы в рисовании.

1.1. Актуальность развития творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования ……………………………8.

1.2. Анализ актуального уровня творческих способностей воспитанников в изобразительной деятельности……………………………………………….11

1.3. Анализ педагогического процесса в организации развития творческих способностей через нетрадиционные техники рисования …………………13

1.4. Анализ эффективности педагогического процесса по развитию творческих способностей через нетрадиционные техники рисования…….18

1.5. Мониторинг образовательного процесса ………………………………20

1.6. Взаимодействие ДОО и семьи в обеспечении всестороннего развития воспитанников…………………………………………………………………23

1.7.Социальная активность воспитанников и педагогов в разных видах деятельности…………………………………………………………. 25

1.8.Результаты развития профессиональной деятельности за межаттестационный период…………………………………………………….27

Глава 2. Проектирование педагогической деятельности на межаттестационный период с 2021 по 2026 год…………………………. 30

Сведения о педагоге.

Шурова Татьяна Александровна

Стаж педагогической работы

Стаж работы в ОУ

Квалификационная категория /действующая/

Квалификационная категория /заявленная/

Цель составления аналитического отчета: проанализировать и дать оценку собственной педагогической деятельности за межаттестационный период.

Задачи составления аналитического отчета:

1. Определить приоритетные, ведущие проблемы, решаемые в межаттестационный период.

2. Проанализировать полученные результаты работы.

3. Провести самооценку профессиональной педагогической деятельности в межаттестационный период.

4. Выявить противоречия, возникающие в результате педагогической деятельности в межаттестационный период.

5. Путем педагогического проектирования наметить пути решения возникших проблем и вытекающих из них противоречий на следующий аттестационный период.

Именно творческая деятельность человека делает его существом,

обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

По мнению ряда современных психологов и педагогов, сензитивным периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Общеизвестно, что художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Новые подходы в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста формируют изменения традиционных форм работы, которые ориентированы на личность ребёнка, предоставляют ему свободу самореализации, но не исключают обучение. Общие тенденции развития науки и общества свидетельствуют о том, что правомерно обратиться к феномену развития практических умений и творческих способностей в теории и практике организации художественно-практической деятельности ребенка дошкольного возраста.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.

Вопросы детского творчества, являясь одними из самых спорных и сложных, интересовали не одно поколение ученых, которые считают, что большие возможности для раскрытия творчества дошкольников заключены в изобразительной деятельности, и в частности детском рисовании. В процессе рисования создаются особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменять мир.

В настоящее время ширится круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным и концептуальным. Современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов творческого развития личности. Среди них можно назвать следующие:

- использование в обучении нескольких приоритетных направлений, программы которых настолько насыщенны, что исключают возможность специальной работы по развитию творческих способностей;

- недостаточное владение технологией развития творческих способностей и, как результат, оценка преимущественно продукта детского творчества, а не динамики его развития.

Рисование – один из видов творческой деятельности ребёнка, это увлекательное и полезное занятие, так как развивает не только воображение, но и мелкую моторику, а, следовательно, способствует формированию и усвоению универсальных действий.

Моя задача, как воспитателя состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку, доверенному мне родителями, почувствовать себя самостоятельным, способным к творчеству, счастливым от своей успешности.

Цель: создание педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством рисования нетрадиционными техниками

Объект: процесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Предмет анализа: нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В целях реализации приоритетного направления деятельности в межаттестационный период были поставлены и решались следующие задачи:

- изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования рисования нетрадиционными техниками, как средства развития творческих способностей;

- расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;

- моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

- разработать конспекты занятий с использованием нетрадиционных техник рисования и консультации для родителей;

- публиковать свои научные статьи и конспекты занятий на вышеуказанную тему;

- принимать участие в конкурсах;

- делиться опытом по данной теме с коллегами на мастер-классах, семинарах-практикумах;

- обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую формированию творческих способностей дошкольников.

Эти задачи были взяты за основу работы в данном направлении, а результат педагогической деятельности и ее анализ будут освещены в аналитическом отчете.

Глава 1. Аналитическая часть

1.1. Актуальность развития творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования, но еще остается недостаточно изученной. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений, навыков, а обучению техники рисования уделяется мало внимания, что отражается на развитии творческих способностей детей.

Реформирование современной системы образования, переход на новые образовательные стандарты ориентирует педагогов на развивающее обучение, осуществление личностно-ориентированной модели взаимодействия и предполагает создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения — опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями.

Первые проявления воображения относятся ко второй половине третьего года жизни, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Это первый этап развития. В раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий характер — ребенок идет от действия к мысли. В дошкольном возрасте, начиная с четвертого года жизни, развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и в начале старшего дошкольного возраста воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе ребенок овладевает способностью к целостному планированию своей деятельности, что предполагает достаточно высокий уровень развития воображения. В процессе создания образов дошкольник пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полученных представлений, а также их преобразованием.

По исследованиям НА. Ветлугиной, деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством педагога.

Она отмечает, что исполнительская деятельность детей требует творческой интерпретации, проявления творческой активности. Творческая интерпретация находится в известной зависимости от степени владения художественными умениями и навыками.

Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения.

Б.Л.Яворский, вскрывая природу творческого процесса, показал, что в развитии творческих способностей существуют определенные этапы:

- выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;

- двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;

- создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;

Анализ изученной педагогической и психологической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме:

- эмоциональность при воплощении игрового образа;

- наличие выразительных средств для воплощения образа;

- гибкость при принятии решений;

- умение находить нестандартные решения творческих задач. Что же считается основным в обучении творчеству?

Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

Итак, нетрадиционные техники рисования могут быть средством развития творческих способностей. Под средствами мы будем понимать предмет, приспособление (или совокупность их), необходимое для осуществления какой-нибудь деятельности.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества становится актуальным для многих педагогов и психологов, изучающих детский рисунок.

1.2 Анализ актуального уровня творческих способностей воспитанников в изобразительной деятельности.

Для выявления актуального уровня творческих способностей мы провели диагностику по методике Т.С. Комаровой, Е.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, которая представлена двумя критериями:

1. Анализ продуктов деятельности, в ней 5 показателей: форма, строение, пропорции, композиция, передача движения.

2. Анализ процессов деятельности, в ней 4 показателя: цвет, характер линии, регуляция деятельности, уровень самостоятельности.

Цель: определить начальный уровень развития творческих способностей детей.

Обработка результатов диагностики.

Оценка дается по трех бальной шкале: 1-й (по месту за критерием) – 3 балла, 2-й – 2 балла, 3-й – 1 балл.

Все оценки по показателям по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наибольшее число баллов, которое может получить ребенок – 45 баллов, наименьшее – 15 баллов.

Уровни развития творческих способностей детей.

Высокий уровень – от 35 — 45 баллов передача формы, строение предмета передача пропорций перемета и изображения соответствуют относительно формату листа, цветовая гамма многоцветна и соответствует реальному изображению предмета, изображение выполнено аккуратно без помарок, самостоятельно без помощи взрослого, замысел рисунка возник до начала рисования.

Средний уровень – от 25 — 35 баллов передача формы, строение предмета передача пропорций перемета и изображения незначительно искажены, движение предмета передано не умело, неопределенно, есть отступление от реальной окраски предмета, преобладают несколько цветов и оттенков в большей степени случайные. Требуется помощь со стороны педагога, замысел рисунка возник до начала рисования иногда и корректируется в процессе рисования.

Низкий уровень – от 15 – 25 баллов передача формы, строение предмета передача пропорций перемета и изображения незначительно искажен, форма не удалась, движение предмета передано не умело в большей степени статично, неопределенно, есть отступление от реальной окраски предмета, в частности проявляется безразличие к цвету или же изображение выполнено в одном цвете. Критическое отношение к полученному рисунку, заниженная оценка своего рисунка, помощь взрослого не принимает.


Как видно из полученных данных, уровень развития творческих способностей воспитанников находится в основном на низком и среднем уровнях, все это диктует о необходимости организации педагогического процесса, направленного на повышение творческих способностей воспитанников в изобразительной деятельности.

Рабочая программа кружка по ИЗО

Возраст обучающихся: 2- 3- 4 года

Срок реализации: 1 год

Большакова Эльвира Александровна

Пояснительная записка.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо-деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Организация деятельности кружка.

Кружок посещают дети младшей группы в количестве 7 человек. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 15-20минут. Списочный состав: Кольцов Доминик ,Кожин Лев, Огнев Егор, Кудрин Евгений, Зобова Дарина, Пьянкова Лиза, Баландина Дарья.

Развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Методы организации занятий:

ü Использование музыкальных произведений;

ü Художественное слово;

ü Показ образца;

ü Показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплекс

Ожидаемые результаты:овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даем возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даём возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "Фантазеры"на 2017-2018 учебный год. Для детей 2 группы раннего развития.

Нетрадиционная техника рисования

Составила: Бичахчан Светлана Александровна

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли. Другими словами,

В. А. Сухомлинский

Целевой раздел

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Именно взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Актуальность. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).

Цель: Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

Работа по программе придерживается общедидактических и частно-методических принципов и методов обучения, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

Цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;

Доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

Принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе;

Глубокого знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; созданы условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Принцип сознательности и активности- обучение, опирается на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на детей 3-4лет, продолжительность обучающей программы 1 год. Кружок посещают дети второй младшей группы.

Содержательный раздел

Форма проведения занятий: групповая.

Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа 10-15 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

Занятия проходят во второй половине дня.

Продолжительность учебного года по программе устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком.

Продолжительность каникул в течение учебного года устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком.

Предполагаемый результат:

дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;

научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;

дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;

у детей разовьется мелкая моторика рук;

сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;

разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

появится любовь и уважение к изобразительному искусству;

сформируется художественный вкус и чувство гармонии

сформируются навыки самостоятельности.

Методы и приемы обучения:

словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);

наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование)

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;

Тематические выставки в ДОУ;

Проведение открытого мероприятия;

Проведение мастер-класса среди педагогов

Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих

материалов и оборудования:

-Наборов разнофактурной бумаги, ткани.

Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).

Инструментов для художественного творчества.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:

Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи­танникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.

Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творче­ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

Уважительного отношения к результатам детского творчества.

Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:

(Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу).

(Задачи: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление).

рисование по мокрой бумаге;

(Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.

Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.)

рисование путем разбрызгивание краски;

(Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу, оттиски штампов различных видов)

рисование жесткой кистью (тычок)

(Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.)

рисование ладошками

(Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.)

рисование трафаретом

(Вариант 1. Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.

Читайте также: