Мониторинг функциональной грамотности в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Уже со следующего года все российские школы, скорее всего, ждёт новое испытание. МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

"Мониторинг функциональной грамотности, который по инициативе министра просвещения РФ О. Васильевой запущен с этого года в 16 пилотных регионах, но буквально со следующего года мы планируем его запустить во всех регионах", - заявил зам. министра просвещения В. Басюк на конференции "Участие регионов в реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ".

Этот мониторинг в идеале оценит уровень "надпредметных" знаний (по ФГОСу мы называем их метапредметные, простыми словами, те знания, которые нужны для жизни и формируются с помощью нескольких учебных дисциплин).

Не раз уже писал, что цель весьма благородная, полезная, но реализация, ну если не хромает, то подхрамывает.. Если не брать во внимание, тот факт, что за счет этих всех мониторингов, пробников, внутренних и внешних контролей, собеседований и сочинений - время на "поработать учителем" совсем нет, есть ещё ряд вопросов. И первый из них - кто сию работу будет проверять? Классный руководитель? (А оно мне надо за 1000-1500 в месяц?). Учитель-предметник? (Так знания вроде бы "надпредметные"?). Кто-нибудь со стороны, типа институтов развития образования или университетов? (Наврятли государство на это решится) Кто? Вопрос пока лично для меня остается открытым.

Почему система ВПР или ОГЭ/ЕГЭ не способна это сделать? В принципе все дети сейчас - это ученики, обучающиеся по ФГОСам. Именно в этом самом ФГОСе появилось такое понятие. как "метопредметные результаты". Значит итоговая аттестация должна их проверять. Зачем еще один мониторинг?

Мне иногда кажется, что нынешняя система образования сформирована надзирателями и контролерами. Что ни новшество, то какая-нибудь контрольная. При чем результат этой контрольной предсказать нельзя (напишут дети очень хорошо - значит необъективно оценили, напишут плохо - значит ничему не научили, да еще и необъективно оценили). ОГЭ, ГИА, ВПР, НИКО - это аббревиатуры современного образования, которые не делают его лучше.

Особенности мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности (далее МФФГ):

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA[1] (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей обучающихся, для которых предназначены задания мониторинга, но с ориентацией на концептуальные подходы (рамки) PISA-2021.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Обучающиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы обучающихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.

  • Разработка учебно-методических материалов для адресной поддержки совершенствования функциональной грамотности: для обучающихся, демонстрирующих низкий уровень функциональной грамотности
  • Разработка учебно-методических материалов для повышения уровня функциональной грамотности обучающихся, проявляющих интерес к инновационным областям деятельности
  • Разработка программы повышения квалификации педагогических работников по функциональной грамотности в режиме онлайн с учетом результатов диагностики их обучающихся.

Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования российской системы образования.

Все материалы, которые разработаны и будут в дальнейшем разработаны в ходе мониторинга формирования функциональной грамотности (например, учебно-методические материалы), после доработки по результатам апробации будут открыты для использования в учебном процессе и повышения квалификации учителей, также для дальнейших работ по мониторингу системы образования.

Также обращаем внимание, что в настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:

План мероприятий Управления образования Администрации Североуральского городского округа, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций,на 2021-2022 учебный год.pdf (скачать) (посмотреть)

План мероприятий МАОУ "СОШ №14", направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год.pdf (скачать) (посмотреть)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Результаты

уровня сформированности

читательской грамотности

выпускников начальной школы

1. Введение

В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни.

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, такое качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Таким образом, широкому пониманию грамотности чтения помогает осознание его назначения, его функций в деятельности человека.

Термин "грамотность чтения" имеет широкий смысл. Не предполагается в явном виде проверять технику чтения. Цели исследования отражают современное представление об умении "грамотно читать". Согласно этому представлению, выпускник основной школы должен понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. Основное внимание уделяется проверке умения "грамотно читать" в различных ситуациях.

Сущность понятия составляют признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной.

"Грамотность чтения"

Грамотность чтения - способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

3. Стандарты начального образования по исследуемым предметам.

В исследовании оценивались в основном два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

чтение с целью освоения и использования информации.

При чтении литературных и научно-популярных текстов оценивались следующие умения:

нахождение информации, заданной в явном виде;

интерпретация и обобщение информации;

анализ и оценка содержания, языка и элементов текста.

Разработка инструментария исследования (тестов достижения и анкет) осуществлялась в соответствии с выше представленным определением грамотности чтения, выделенными видами чтения и проверяемыми умениями.

4. Инструментарий.

В качестве инструментария для оценки подготовки выпускников начальной школы по чтению использовались тесты достижений со всеми необходимыми инструкциями и методиками по проведению тестирования, проверке и обработке результатов. Международный тест по чтению был разработан ведущими специалистами мира в области тестирования и обучения чтению. В его создании принимали участие также и российские специалисты.

В соответствии с выделенными видами чтения были подобраны тексты (литературные, научно-популярные) и задания к ним.

Всего в тестах использовались литературный текст "Заяц предупреждает о землетрясении"; научно-популярный текст "Ночи тупиков".

Все варианты теста имели одинаковую структуру и уровень трудности. Все варианты теста состояли из двух частей, в каждой из которых давался один текст и от 11 до 13 заданий к тексту.

На выполнение работы отводилось 80 минут, по 40 минут на каждую часть.

Выполняя задания со свободно конструируемыми ответами, ученик должен был самостоятельно записать свой ответ на поставленный вопрос. Каждое задание со свободно конструируемым ответом оценивалось определенным числом баллов (1, 2 или 3 в зависимости от глубины понимания содержания текста или умения обосновать свой ответ с помощью прочитанного текста).

Читайте также: